Чем занимается агроном для детей
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Профессия — агроном»
Анна Вавилина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Профессия — агроном»
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями родителей. Закрепить знания о долгом пути хлеба от зернышка до каравая на стол. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Обогащение словаря: почва, сеялка, высев, мельница, культура, агроном.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает детям загадки
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (колос)
В долг зерно возьмем –
Каравай вернем. (хлебное поле)
Сама длинна, худа, всю ветром шатает,
А весь мир питает. (пшеница)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Вы знаете, как называется профессия человека, который выращивает хлеб? (хлебороб, агроном)
Сегодня я хочу вам рассказать о своей профессии – профессии агронома. Агроном ухаживает за землей, выращивает хлеб, планирует будущий урожай. Выращивать хлеб это тяжелый труд. В этом процессе участвует много людей и техники. Давайте сейчас вместе с вами и проследим путь маленького зернышка до кусочка хлеба на вашем столе.
С чего начинается работа в поле? (ответы детей) Весной, как только сошел снег, в поле начинается работа. Люди работающие в полях встают с первыми лучами солнца. Начинается вспашка, ведь зернышку нужна мягкая земелька или, на языке агрономов, почва. Выходят в поле трактора с плугами. Как называется профессия людей, работающих на тракторе? (тракторист) Агроном тщательно следит за тем, чтобы процесс вспашки земли был правильным. Когда землю подготовили – выходят сеялки. Это сложный механизм. Задача агронома: настроить сеялку на высев культуры, так как для каждой культуры настройки разные. Сеялки подцепляется к трактору.
И вот, через 16 дней появляются всходы. (с помощью иллюстраций показать весь цикл от всходов до спелого колоса). В августе начинается уборка урожая. (демонстрация иллюстрации)
Собираем в августе
Много людям радости
Солнце над просторными
Тогда в поле выходят комбайны. Как называю человека, который работает на комбайне? (комбайнер) Задача агронома – настроить комбайн, отрегулировать его на уборку.
Вы знаете что производят из пшеницы? (муку, а из муки делают макароны, печенье, пряники)
А для чего нужен овес? (корм для скота – коровам, лошадям и т. д. ; из него делают крупу, стряпают печенье, вкусные овсяные хлопья)
Какой хлеб пекут из ржи? (хлеб называется ржаной, он темный, поэтому его часто называют черный)
Итак, после того как работы в поле закончились – начинается обработка зерна. Его нужно просушить, для того чтобы зерно в зимой, во время хранения, не испортилось. Затем зерно попадает на сортировку – там убираются сорные растения, легкий мусор (ости, зерна других культур.
Только после того как зерно пройдет все этапы очистки, зернышки попадают на мельницу, где они превращаются в белую, пушистую муку. (показ иллюстраций мельницы водяной, ветреной, элеватора) Какие из этих мельниц пришли к нам из прошлого? Как называются современные мельницы? С мельниц мука попадает в пекарни, откуда уже выходит мягкий, пушистый с хрустящей корочкой хлеб. Ребята, а кто из вас знает поговорки про хлеб?
Пословицы: «хлеб – всему голова», «И обе не обед – коли хлеба нет», «Кто в поле не трудился, у того хлеб не уродился», «Покуда есть хлеб и вода – все не беда!».
А как вы думаете,почему говорят: «Хлеб – всему голова»?
Сегодня вы узнали, какой длинный путь у маленького зернышка, как много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб. Ведь часто этому мешает погода. Ребята, а как может мешать погода? (сильные дожди, заморозки, ветряные бури). Поэтому труд других людей нужно уважать. Берегите хлеб и помните, что он дается нелегким трудом.
«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.
Экскурсия на хлебокомбинат. В прошлом году мы выпустили наших подготовишек в школу. Много интересных событий произошло за годы пребывания в детском саду. Одним из таких.
Профессия агроном
В сельском хозяйстве агроном является одним из главных специалистов. Он следит за тем, как подготавливается земля к посеву, выбирает лучшие территории для различных растений. Агроном подбирает семена культур и удобрения, которые будут вноситься в почву, использоваться для подкормки. Специалист наблюдает за ростом, развитием растений, назначает проведение обработки земли, опрыскиваний от вредителей, болезней. Он определяет время начала уборки, контролирует процесс сбора урожая, подготовки хранилищ для продукции, закладки зерна, овощей, следит за соблюдением условий во время хранения урожая.
У агронома очень много дел, обязанностей. Он разрабатывает планы сельскохозяйственных работ, ему нужно грамотно руководить своими подчиненными, внимательно следить за всеми процессами от подготовки к посеву до сбора урожая. Специалисту необходимы обширные знания. Он должен знать всю информацию о составах почвы, о семенах и растениях, их болезнях и вредителях, климатических условиях. Агроном читает много литературы, в которой рассказывается о новых технологиях выращивания, удобрениях, препаратах. Их применение позволяет повышать урожайность, получать больше зерна, фруктов, овощей.
Для того чтобы получить профессию агронома нужно окончить сельскохозяйственный институт, академию. Желательно уметь водить машину, так как этому специалисту необходимо регулярно объезжать все поля, которые находятся в хозяйстве.
Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Профессия агроном»
Содержимое публикации
Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Профессия агроном»
Воспитатель Мищенко Ксения Александровна
Расширять кругозор детей, знаниями о профессиях работников сельского хозяйства (агроном);
Расширять знания о процессе выращивания, сбора урожая;
Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям.
Оборудование и демонстрационный материал: дидактический материал из пособия «Профессии» (агроном), набор игрушек, машины.
Предварительная работа: чтение литературы о труде агронома, колхозника, рассматривание иллюстраций в художественной литературе, беседы о прочитанном.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить? (без воздуха, пищи, воды). Приглашаю пройти к макету, который изготовили вместе с детьми, рассматриваем его, задаю вопросы по ходу рассматривания. Далее предлагаю детям пройти за столы и начинаю разговор.
Воспитатель: Некоторые продукты питания люди добывают в лесу или в море. Но уже в незапамятные времена люди не просто охотились на животных и собирали полезные растения, а научились специально разводить некоторые из них. Называется такое занятие – сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Главное, что нужно, чтобы работать на земле – это любить землю и всё, что на ней растёт. Ну и, конечно, нетрудно догадаться, что в наши дни работникам сельского хозяйства помогают машины. Тракторы, сеялки, комбайны, поливочные машины. Поэтому без инженеров в сельском хозяйстве не обойтись, так же как и без учёных.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одной из главных профессий на селе – агрономом. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы. Он регулирует поступление воды в почву в связи с периодом развития растений следит за сроками проведения работ (в зависимости от вида культур.). Он также проводит расчёты потребности в удобрениях на основе химических анализов почвы, планирует их приобретения для хозяйства, определяет дозы и сроки, способы внесения удобрения в почву.
Воспитатель: Под руководством агронома ведётся размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведётся подготовка их к посеву (очистка, обеззараживание, сортировка). Им определяются способы и глубины посевов, норма высева семян. Он осуществляет контроль за качеством всех посевных работ. Агроном определяет сроки и очерёдность уборки урожая. В период хранения ведёт наблюдение за состоянием зерна, регулирует температурный режим. Во время проведения всех видов работ. Агроному приходиться рекомендовать применение тех или иных орудий, сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов. Поэтому агроном должен знать всю основную сельскохозяйственную технику. Он занимается изучением различных болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, внедрением новых способов борьбы с ними.
Воспитатель: Не простое это дело – хороший урожай получить. О нём надо думать уже зимой: снег на полях задерживать, семена к посеву заранее подготовить. Весной агроном ходит в поле каждый день, проверяет почву. Хорошо ли прогрелась земля? Не пересохла ли? Время для сева нужно очень точно выбрать. Не даром в народе говорят, что весенний день целый год кормит!
Воспитатель: Загадка: «Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет». Что это? (комбайн). Кто работает на комбайне? (комбайнер). А от комбайнеров длинной вереницей тянутся грузовики. Кто ими управляет? (шофер). Куда они везут зерно? (на элеватор, в овощехранилище).
Физминутка «На огороде»
Мы стоим на огороде,
(потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного.
(потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
Воспитатель: Убрали урожай, опустели поля. И снова у агронома забота – готовиться к следующей весне.
Воспитатель: После того, как убрали урожай, его нужно переработать! Вы, наверное, помогали дома запасать на зиму овощи и фрукты. Знаете что такое варенье. Знаете, что такое соленья и маринады. Но всё равно дома не приготовишь столько полезных вещей из продуктов сельского хозяйства. Для этого есть много заводов и фабрик, где трудятся рабочие и инженеры. Делают сахар, муку, сгущённое молоко, сыр. И еще много всяких вкусных и полезных вещей из продуктов сельского хозяйства.
Воспитатель: Скажите ребята, с какой профессией вы сегодня познакомились? (агроном).
Воспитатель: В чём заключается работа агронома? (отбирать сильные зерна, решать, когда их сеять, когда собирать урожай, готовить поля для посевов)
Воспитатель: Почему так важен его труд? (чтобы был богатый урожай, чтобы у людей были продукты).
Воспитатель: Что для вас было самым интересным? (Ответы детей).
Агроном кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования
Среди сельскохозяйственных специальностей эта занимает одну из главных мест. Это не случайно, ведь от него зависит каким будет урожай, сколько кормов запасут для животных. Именно по этой причине в нашей статье речь пойдет о такой специальности как агроном кто это такой, какие задачи он решает, что должен знать и уметь.
Особенности профессии
Говоря о том, что за профессия агроном, стоит сказать, что на сегодняшний день она выходит из моды, хотя совсем недавно конкурсы в колледжах и университетах были высокими, а профессия относилась к разряду престижных и почетных.
Электронный ресурс Википедия приводит такие известные фамилии отечественных профессионалов как Тимирязев и Мичурин, которые очень много сделали, чтобы вывести отечественную науку земледелия на высокий уровень.
Сейчас в агрономы идут люди, которые любят землю, хотят узнать много нового о ней. На этого специалиста возлагается огромная ответственность за будущие урожаи, и за то, как сохранить плодородные почвы.
Знакомство с профессией для детей начинается с уроков, на которых их знакомят с тем что нас окружает, и далее на биологии учат лучше знать окружающий нас мир, его законы и особенности.
Что входит в служебные обязанности агронома
Так как наука не стоит на месте и сельское хозяйство также получает возможность использовать новинки технологических процессов, в том числе и земледелия, то агроном должен уметь получать новейшие сведения, проходить повышение квалификации, совершенствоваться.
Ему предстоит продумать, организовать и контролировать весь процесс сельскохозяйственных работ, которые будут включать все, что связано с почвой и способами ее обработки. Отвечают они и за заготовку различных видов кормов. Несут ответственность за сохранность урожая.
Все современные агрономы должны хорошо разбираться:
Зная все это не сложно будет ответить на вопрос, чем занимается агроном. Этот специалист входит в число ведущих в хозяйстве, особенно если основной уклон сделан в сторону растениеводства.
Ему предстоит управлять другими подчиненными ему специалистами, такими как полеводы и механизаторы. Он просчитывает какую продукцию будет выгоднее всего выращивать, на что стоит сделать ставку в текущем году, составляет планы и отчеты. Заранее закупает перспективные сорта зерновых и бобовых, удобрения и участвует в обсуждении какую технику и агрегаты необходимы в первую очередь.
Вне зависимости от образования, агроном должен хорошо знать и разбираться в таких направлениях, как:
Естественно, что ему придется заниматься самообразованием, ведь только в этом случае он сможет оставаться востребованным.
Что стоит ждать от профессии
Стоит назвать все имеющиеся плюсы и минусы профессии. Ведь на них смотрят в первую очередь, когда предстоит сделать свой выбор. Стоит сразу сказать, что если у вас нет крепкого здоровья и водительских прав, то в этом случае минусов будет больше. Ведь большая часть работ проходит в поле, часто приходится много ездить в разные хозяйства, чтобы успеть увидеть и вовремя принять меры. Это связано с тем, что в случае нарушения технологии пострадает урожай, а это административная и даже уголовная ответственность.
Много плюсов увидят люди, заинтересованные в проведении земледельческих работ и не боящиеся ответственности и готовые в меру экспериментировать для получения более высоких урожаев.
Также стоит назвать основные минусы профессии:
Вывод
Итак, агроном кто это такой? Это специалист, без которого практически невозможно получить высокие урожаи. Любящий землю и знающий, как и что можно сделать для увеличения урожайности.
Если вы прочитали эту статью, мы надеемся, что она стала вам полезной, особенно тем, кто стоит перед выбором какую профессию себе выбрать.
Проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессией агронома»
«Ознакомление детей с профессией агронома»
Агроном – специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений.
Особенности профессии Агроном – одна из ключевых фигур на сельскохозяйственном предприятии.
Основная задача агронома – управление сельскохозяйственным производством и его совершенствование.
Хозяйство может выращивать хлеб, овощи, фрукты, кормовые травы, подсолнечник и пр. – в зависимости от климата, почвы, спроса на рынке.
Агроном определяет, какие сорта лучше выращивать, выбирает, какие полевые работы и в какое время нужно проводить. Например, выращивая огурцы, он выбирает время посева семян, высадки саженцев в поле, полива, прополки и сбора урожая. Он же руководит всеми этими процессами.
Благодаря своим знаниям, агроном лучше других может оценить состояние почвы, понять, хорошо ли развиваются растения.
В подчинении у агронома – механизаторы и полеводы. Он организует их труд, обучение, своевременную помощь в случае трудностей. От этого зависит производительность труда в хозяйстве, а значит, и рентабельность.
Агроном внимательно отслеживает урожайность и устойчивость к непогоде различных сортов. Оценивает эффективность способов обработки почвы, удобрений. Иными словами, ведёт научно-производственную работу. Это позволяет в дальнейшем выбирать лучшие сорта и методы работы.
Однако сельское хозяйство очень сильно зависит от погоды. И опытный агроном, планируя работу, учитывает возможные погодные капризы. Получается это не всегда: риск потерять урожай возрастает и в дождливые годы, и в годы засухи.
Если с нехваткой влаги можно в какой-то мере бороться с помощью поливальных установок, то затяжные дожди и неожиданные заморозки требуют особых мер
Рабочее место Агрономы работают в совхозах, колхозах, фермерских хозяйствах.
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь».
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.
По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом.
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!
( Перевод И. Токмаковой)
Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.
Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!
Автор: Я. Дягутите.
Автор: С. Погореловский
Автор: С. Погореловский
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Автор: Нина Самкова
Пословицы и поговорки о хлебе.
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Чистоговорки о хлебе.
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
Национальные сорта хлебобулочных изделий
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.
Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.
Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.
Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.
В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.
По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.