Чем занимается бухгалтерский отдел

Что входит в обязанности бухгалтера

Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.

Знакомьтесь — бухгалтер

Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.

В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.

Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?

Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.

Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.

Специализация должностей и обязанности бухгалтера

Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:

Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.

Профессиональные стандарты

Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:

Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.

Должностная инструкция

Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.

Структура должностной инструкции:

Пример должностной инструкции главного бухгалтера

Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.

Бухгалтерия: обязанности

Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.

Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):

Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)

Обязанности бухгалтера по расчетам

Обязанности главного бухгалтера:

Права и полномочия

Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.

Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.

Пример формулировок

Ответственность за проступки

Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.

Какую ответственность предусмотреть:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».

Источник

Что делает бухгалтер на работе?

Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Что делает бухгалтер на работе?

Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Что приносит компании финансовый успех? Конечно, грамотная стратегия ведения бизнеса, команда, интересные проекты. А еще — безупречный бухгалтерский учет. Если он налажен некорректно, если фирма использует прибыль неразумно, а налоги рассчитываются с ошибками, то компания не сможет развиваться. Грамотное ведение финансовой деятельности — главная задача бухгалтера. О нем и его роли в компании расскажем ниже.

Значение бухгалтерии

Если фирма небольшая, один бухгалтер справится с начислением зарплаты, ведением «первички», отчетностью и уплатой налогов, с поставщиками, банком и кредиторами. Специалист должен обладать быстрой реакцией и компетентностью, чтобы вести полноценный бухучет. Но опасность в том, что бухгалтер становится незаменимым. А в случае отпуска или болезни финансовая жизнь компании может вообще застопориться, что приведет к проблемам.

В среднем и крупном бизнесе ситуация иная. В компаниях существуют финансовые отделы, где каждый работник отвечает за выполнение конкретных задач. Разграничение функционала обеспечивает взаимозаменяемость сотрудников, бесперебойный процесс бухучета. Но и здесь есть подводные камни:

Эти причины приводят к текучке кадров и сложности подбора действительно классных бухгалтеров и делопроизводителей — людей, которым можно полностью доверить тыл своего бизнеса.

Основные обязанности бухгалтера

Основные обязанности бухгалтера распределяются в соответствии с должностью и масштабами бизнеса, поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то общие задачи, которые должен делать любой бухгалтер. Но в небольших компаниях есть бухгалтеры-универсалы.

Приведем примерный перечень его задач:

При отсутствии делопроизводителя на бухгалтерию ложится кадровый учет: оформление приема на работу и увольнений, расчет отпусков, подготовка приказов, выдача справок. Чаще всего эти функции делают стандартными обязанностями бухгалтера, входящими в его оклад, и дополнительно никак не оплачиваются, например, за совмещение штатных единиц бухгалтера и делопроизводителя. Это приводит к недовольству бухгалтера, конфликту с начальством и, что часто, некачественному ведению кадрового делопроизводства.

Результатом такой работы «для галочки» являются ошибки и просчеты, что в конечном итоге приводит к ненужному вниманию контролирующих инстанций, штрафам и судебным процессам.

Источник

Функции и структура бухгалтерии предприятия

Руководители организации несут ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении любых хозяйственных операций. Им предоставлены широкие пределы полномочий в организации бухучета, что позволяет им активно участвовать во всех этапах учета.

Организационная форма и структура бухгалтерского аппарата устанавливается руководителем предприятия в зависимости от объема работ. Это может быть:

Руководитель в обязательном порядке должен обеспечивать должные условия для выполнения подразделениями и работниками требований главбуха, касаемые документального оформления хозяйственных операций с последующим предоставлением в бухгалтерию всей необходимой документации и информации.

Структура и функции бухгалтерии

Структура аппарата бухгалтерии и объем его работ определяются индивидуально в зависимости от объемов работ конкретной организации, степени оперативной самостоятельности ее подразделений и уровня автоматизации учета. Согласно этим конкретным условиям организационной деятельности учет можно организовать по следующим формам:

Централизованный учет предполагает оформление в подразделениях предприятия исключительно первичных документов с их последующей передачей в установленные сроки бухгалтерии. В ней уже производится синтетический и аналитический учет произведенных операций, подбивается отчетность, в том числе и бухгалтерский баланс сразу по всему предприятию.

Децентрализованный учет представляет собой полный цикл учета (начиная с оформления документации на хозяйственные операции по всем стадиям бухгалтерской обработки информации и заканчивая подготовкой отчетности подразделений), который проходит в структурных подразделениях предприятия.

Смешанная форма организации учета представляет собой выполнение полного цикла учета и составление отдельного бухгалтерского баланса отдельными подразделениями (чаще всего это наиболее крупные локации). Также они занимаются частью учетных работ (например, обрабатывают первичные данные, ведут учет расчетов с работниками и тому подобное).

Состав и численность бухгалтерских подразделений зависит от масштаба хозяйственной деятельности предприятия, объема и сложности учета по ним, а также от квалификации персонала.

Для крупных организаций отделы могут формироваться по следующим признакам;

По предметному признаку выделяют следующие типы учетных отделов (групп):

Если организация небольшая, функции ведения бухучета в ней обычно также распределяются по предметному признаку между соответствующими работниками — каждый исполнитель выполняет полный объем работ по своему расчетному участку.

Если бухгалтерские работы распределяются по функциональному признаку, то в таком случае каждый отдел или отдельный исполнитель выполняет конкретный комплекс операций, например, проверку документов или составление отчетности.

Линейный признак предусматривает распределение бухгалтерских работ по подразделениям где они выполняются одним исполнителем или группой.

Основные функции и обязанности главного бухгалтера и бухгалтера

Главный бухгалтер (при отсутствии такой должности в штате — бухгалтер) назначается на должность и снимается с нее только руководителем организации. При вступлении в должность главбух обязан ознакомиться с внутренним положением о бухгалтерии или самостоятельно разработать такой документ (если его нет в наличии). Положение должно состоять из следующих разделов:

Также главный бухгалтер имеет право вносить в это положение изменения/дополнения в случае необходимости.

Главбух находится в подчинении у руководителя предприятия. На него возлагается ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное предоставление отчетности в полном и достоверном виде. Также к обязанностям главбуха относятся обеспечение соответствия законодательству выполняемых хозяйственных операций, контроль за перемещением активов, а также за тем, как формируются доходы/расходы и как выполняются обязательства.

Все работники предприятия обязаны подчиняться требованиям главного бухгалтера, касаемых документального оформления хозопераций с последующим предоставлением в бухгалтерию всей необходимой документации и информации по ним. Все денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства признаются недействительными, если на них не проставлена подпись главного бухгалтера. Такие документы нельзя принимать к исполнению.

Если между руководителем организации и главбухом возникают разногласия по поводу выполнения отдельных хозопераций, то документация по ним может быть принята к исполнению при наличии письменного распоряжения руководителя предприятия, на которого возлагается ответственность за последствия таких операций.

Если малое предприятие не имеет в своем штате должности кассира, то его функции может выполнять либо главбух, либо иной работник, назначенный распоряжением руководителя предприятия.

Если главный бухгалтер (или бухгалтер) освобождается от своей должности, то он должен произвести передачу дел работнику, который сменяет его. В процессе этого осуществляется проверка состояния бухучета и достоверности информации в отчетностях. После проверки составляется акт, который должен утвердить руководитель предприятия.

На каждого сотрудника бухгалтерии составляются должностные инструкции — в них определены их права и обязанности. Должностные обязанности и требования к знаниям и квалификации должны отвечать тарифно-квалификационным характеристикам, прописанным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утверждено постановлением №37 21.08.1998 года Министерством труда России). Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и должны быть утверждены руководителем предприятия. Эти инструкции включают следующие разделы:

Инструкции выдаются работникам лично в руки либо под расписку для ознакомления. Главбух имеет возможность корректировать инструкции по мере необходимости.

Должностная инструкция главного бухгалтера должна отражать круг его полномочий, в особенности в ней должны быть следующие положения:

В сферу знаний главного бухгалтера должны входить:

Главный бухгалтер обязан иметь высшее экономическое или финансово-экономическое образование и финансово-бухгалтерский (финансово-экономический) стаж работы не менее 5 лет на руководящих должностях.

Должностная инструкция бухгалтера должна состоять из следующих пунктов, которые определяют границы его полномочий:

Бухгалтер обязан обладать знаниями в следующих областях:

Штатное расписание предприятия должно содержать точное количество работников бухгалтерии, наименование их должностей, обязанности, систему и размер оплаты труда.

Аттестация главных бухгалтеров и прочих специалистов, оказывающих бухгалтерские услуги (индивидуально или в специализированных фирмах) проводится для обеспечения экономической безопасности организаций и соблюдения государственных интересов.

Аттестация главных бухгалтеров и прочих специалистов, оказывающих бухгалтерские услуги — это проверка квалификации физлиц, которые хотят заниматься ведением бухучета на должности главного бухгалтера/бухгалтера и иметь право оказывать бухгалтерские услуги. Кандидаты, которые имеют должное образование и необходимый стаж работы, а также сдавшие экзамены на квалификацию, получают квалификационный аттестат профессионального бухгалтера. Документ должен быть установленного образца.

Министерство финансов РФ устанавливает критерии типов организаций, которые должны иметь подпись аттестованного главного бухгалтера или бухгалтера на своей бухгалтерской отчетности, а также виды услуг, оказываемые таким специалистом. Помимо этого оно определяет:

Порядок подготовки главбухов и прочих специалистов, которые занимаются оказанием бухгалтерских услуг, к аттестации, порядок повышения квалификации и правила сдачи квалификационных экзаменов разрабатываются совместно с аккредитованным объединением бухгалтеров.

По каким требованиям должен вестись бухучет

К ведению бухучета предъявляются единые требования, вне зависимости от форм собственности организаций. К основным относят следующие:

Ответственные за организацию и ведение бухучета должностные лица, не соблюдающие нормы и требования бухучета, которые предусматриваются законодательством РФ (включая требования, касающиеся искажения такой отчетности и несоблюдения сроков ее предоставления и публикации) будут привлечены к ответственности (она может быть дисциплинарной, административной или уголовной) согласно законам Российской Федерации.

В статье 7 Закона о бухучете №402-ФЗ указано, что ведение бухучета и хранение соответствующей документации должно быть организовано руководством экономического субъекта.

В обязанности руководителя экономического субъекта (кроме кредитных организаций) входит возложение ведения бухучета на главбуха или другое должностное лицо данного субъекта. Также он может заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухучета исключительно на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может вести бухучет самостоятельно.

В ОАО (кроме кредитных), страховых организациях, негосударственных пенсионных и акционерных инвестиционных фондах, УК паевых инвестиционных фондов, а также в прочих экономических субъектах, которые имеют допущенные к обращению на биржевых торгах и у прочих организаторов торговли ценные бумаги (исключая кредитные организации), в органах управления внебюджетных госфондов и внебюджетных территориальных госфондов главбух или другое должностное лицо, занятое ведением бухучета, должны соответствовать следующим требованиям:

Помимо Закона №402-ФЗ другие федеральные законы могут устанавливать дополнительные требования к главбуху или прочим должностным лицам, занимающимся бухгалтерской деятельностью.

Физлицо, с которым был заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета экономическим субъектом, обязано соответствовать требованиям, прописанным в пункте 4 статьи 7 Закона №402-ФЗ. Юрлицо, с которым заключается подобный договор, должно иметь в штате более одного работника, который будет отвечать приведенным выше требованиям.

Банк России устанавливает требования, которым должен соответствовать главный бухгалтер кредитной организации.

Если между руководителем экономического субъекта и главбухом (или иным лицом, ведущим бухучет) возникают разногласия в отношении ведения бухучета, то есть два вида разрешения конфликта:

Источник

Бухгалтерская служба на предприятии: правовая основа, задачи, структура

Правовая основа организации бухгалтерской службы

Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел. Фото Чем занимается бухгалтерский отделФедеральный закон №402ФЗ «О бухгалтерском учете» предполагает, что все организации независимо от форм собственности, находящиеся на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет. Форма ведения учета определена законодательством РФ и зависит от того осуществляется ли хозяйственная деятельность с образованием юридического лица, либо нет. В любом случае ответственность за ведение бухгалтерского учета и соблюдение законодательства несет руководитель.

Формирование бухгалтерской службы является важным вопросом, который зависит от масштабов предприятия и структуры управления в организации. Законом о бухгалтерском учете предусмотрены следующие варианты организации ведения бухгалтерского учета на предприятии:

Руководитель вправе изменит форму организации бухгалтерской службы, при этом необходимо соответствующим приказом внести изменения в учетную политику. Кроме того, если бухгалтерская служба на предприятии выделена в отдельное структурное подразделение, то учетная политика должна содержать в себе схему его структурного строения. Это характерно в основном для крупных предприятий, имеющих в своем составе разветвленную структуру подразделений (основное производство, вспомогательное производство, обслуживающие производства и др.).

Варианты организации бухгалтерской службы также зависят от распределения учетных функций на предприятии. Выделяют централизованные и децентрализованные варианты организации бухгалтерского дела.

Централизованный вариант организации учетного процесса подразумевает, что в производственных подразделениях формируются первичные и сводные документы, а в бухгалтерии ведется аналитический и синтетический учет.

Децентрализация подразумевает сосредоточение бухгалтерских работников на производственных участках, где ведется аналитический и синтетический учет. Головная бухгалтерия при этом занимается составлением и консолидацией отчетности, осуществляет контрольную функцию.

Положение о бухгалтерской службе

Одной из унифицированных форм организационно-распорядительной документации является «Положение о бухгалтерской службе». Данный документ определяет основные цели структурного подразделения, задачи, функции, порядок осуществления учетного процесса.

Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел. Фото Чем занимается бухгалтерский отделСтруктура данного документа представлена на схеме. Каждый из разделов данного документа детально разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается приказом директора. Рассмотрим более подробно содержание каждого раздела.

Раздел «Общие положения» содержит в себе общие сведения о структурном подразделении, отражает выбранную форму ведения учета, нормативную документацию на которую опираются работники бухгалтерии при осуществлении учетной функции. В зависимости от размера организации и объема выполняемых работ определяется численный состав бухгалтерии.

Раздел «Цели и задачи» своим названием определяет содержание. Он подробно раскрывает основные цели структурного подразделения и перечисляет стоящие перед ним задачи.

Раздел «Функции» содержит в себе перечень возлагаемых на бухгалтерию функций, исходя из которых формируются должностные инструкции сотрудников бухгалтерии.

«Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» — раздел который содержит в себе должностные инструкции руководящего состава бухгалтерии, сформированных на основе норм Федерального закона о бухгалтерском учете.

Раздел «Взаимоотношения, служебные связи» раскрывает внутренние и внешние связи аппарата бухгалтерии.

Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел

Раздел «Организация работы» раскрывает правила внутреннего трудового распорядка структурного подразделения. В случае если организация попадает под перечень хозяйствующих субъектов, которые подлежат обязательному аудиту, об этом также вносится соответствующая информация.

Соответственно можно говорить о том, что данный документ является многопрофильным и четко определяет построение бухгалтерского учета на предприятии.

Задачи и основные функции бухгалтерской службы

Задачи, возложенные на бухгалтерскую службу, напрямую вытекают из задач бухгалтерского учета определенных Федеральным законом.

Задачи бухгалтерской службы:

Определенные формы решения задач, стоящих перед бухгалтерской службой раскрыты в учетной политике: финансовая политика, налоговая политика, график документооборота, способ начисления амортизации и иные аспекты.

Данные задачи определяют функции, возлагаемые на бухгалтерскую службу:

Организационная структура бухгалтерской службы

Под структурой управления в организации понимается система функциональных служб и подразделений взаимосвязанных между собой с целью принятия управленческих решений. Немаловажную роль в организационной структуре предприятия играет бухгалтерская служба.

В настоящее время существует три основных типа организационной структуры бухгалтерской службы:

Линейная (иерархическая) организационная структура приемлема для небольших организаций и предполагает, что работники бухгалтерии получают задания от главного бухгалтера и напрямую подчиняются ему.

Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел

Вертикальная (линейно-штабная) организационная структура подразумевает создание промежуточных звеньев управления, возглавляемых ведущими бухгалтерами. Работники бухгалтерии получают задания непосредственно от ведущих бухгалтеров и отчитываются перед ними, а те в свою очередь перед главным бухгалтером. При данной структуре в бухгалтерии могут создаваться отделы: расчетный, материальный, производственный и т д. Такая структура характерна в основном для средних и крупных предприятий.

Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел

Функциональная (комбинированная) организационная структура характерна созданием по отдельным участкам учетной работы специальных структурных подразделений, которые выполняют определенный конечный этап работ бухгалтерии. Права главного бухгалтера при этом возлагаются на руководителей данных подразделений в пределах их компетенции. Такая структура применяется на крупных предприятиях, на которых созданы центры ответственности на основе внутрихозяйственных финансово-экономических отношений.

Эффективное функционирование любого типа организационной структуры возможно лишь при хорошо налаженных взаимоотношениях внутри службы и с другими структурными подразделениями.

Для большинства предприятий характерно создание двух учетных подразделений: финансовая бухгалтерия и управленческая бухгалтерия.

Финансовая бухгалтерия – решает вопросы учета с целью составления финансовой отчетности регламентированной законодательством. Работники финансовой бухгалтерии осуществляют работу по определению финансового и имущественного положения организации, занимаются оценкой статей актива и пассива баланса и определением финансового результата.

Управленческая бухгалтерия – формирование оперативной отчетности, необходимой для принятия управленческих решений. Управленческая отчетность является коммерческой тайной и необходима для внутренних пользователей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *