Чем занимается бухгалтерский отдел в банке

Ведение учета в кредитных организациях

Кредитным организациям предоставлено право осуществлять основную деятельность при наличии лицензии. Одобрение и оформление лицензий находится в ведении Банка России. Ведение бухгалтерского учета в учреждениях кредитного направления работы организовывается на основе Положения Банка России от 27.02.2017 г. №579-П. Этим документом утверждены действующий План счетов и правила его применения. Вторым базисным нормативным документом является Закон от 02.12.1990 г. №395-1. В нем раскрываются требования к банковским структурам и их подразделениям, к кредитной деятельности, порядку ведения бухгалтерского учета.

Каков порядок бухгалтерского учета кредитной организацией сумм невыясненного назначения?

Правила и особенности ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

Система бухгалтерского учета в банковских структурах направлена на упорядочение механизма сбора, обобщения и накопления информации об имуществе, всех типах обязательств и выгод в стоимостных измерителях. В ст. 40 Закона №395-1 за Банком России утвержден статус учреждения, наделенного полномочиями устанавливать и изменять стандарты учета в кредитных организациях, правила составления отчетности и применения Плана счетов.

Для банков предусмотрено формирование корреспонденций счетов на основе двойной записи. Для отражения операций используются номера счетов первого и второго порядка, третий уровень числовых обозначений представлен индивидуальным лицевым счетом. Все счета разделены на активные и пассивные, их признак указывается в Плане счетов.

В целях сохранения информации об осуществляемой деятельности банка и ее результатах все сведения, касающиеся имущественных активов организации, должны быть отражены в базе данных в электронном формате. Такая мера призвана создать условия для хранения ценной информации на протяжении 5 лет и более. Отсчет минимального периода сохранности сведений на носителях электронного типа ведется от дня ввода данных в базу. К накопленной информации должен быть обеспечен ежедневный доступ уполномоченных лиц.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для минимизации рисков утраты ценных сведений необходимо создавать резервные копии сформированных баз данных.

Резервные копии баз данных должны быть переданы на хранение Банку России, если возникла одна из ситуаций:

Вопрос: Как учитываются в целях налога на прибыль кредитными организациями начисленные, но не полученные от должников проценты по долговым обязательствам?
Посмотреть ответ

На все кредитные компании возлагается обязанность по учету требований денежного типа по соглашениям с такими условиями:

ВАЖНО! Ст. 42 Закона №395-1 устанавливает правила обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) разновидности отчетности кредитных структур. Аудиторские заключения составляются на основании порядка, озвученного Законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ.

Дополнительно к документу предъявляются требования по отражению четких ответов на ряд обязательных вопросов:

СПРАВОЧНО! Готовое аудиторское заключение является дополнением к комплекту бухгалтерской отчетности и подается вместе с ней в Банк России при подведении итогов отчетного года.

Сроки сдачи отчетной документации и используемые формы регламентируются Банком России. При ведении бухгалтерского учета для банковских структур характерно отражение полного комплекса осуществленных операций в день их совершения. Корреспонденции, которые были сделаны в учете днем ранее, корректировке той датой не подлежат. Все изменения и исправления ошибок при помощи проводок должны реализовываться текущими датами.

Для банков характерно пользование правилом включения оплаченного НДС в состав расходов при выведении базы налогообложения по налогу на прибыль. Эта норма применяется вместо вычетов. НДС разрешено учитывать в затратах по категории ТМЦ только по мере выдачи материалов с мест хранения и их списания. Для основных средств открываются лицевые счета в разбивке по амортизационным группам.

Ежеквартально банковские организации готовят отчетность по прибылям и убыткам. Документ составляется в рублевом эквиваленте в тысячах. Балансовые формы заполняются в рублях с указанием копеек. Оборотные ведомости в разбивке по счетам оформляются за каждый квартал с приведением сумм с точностью до копейки.

План счетов, объекты учета

Объектами учета в сфере работы кредитных организаций признаются:

Для правильного отражения всех итогов деятельности банки ежедневно должны составлять баланс. Его назначение – осуществление оперативного контроля, подведение итогов в краткосрочном периоде для внутренних пользователей и создание базы для анализа деятельности. Он составляется на основе счетов второго уровня. При выведении остатков по денежным ресурсам иностранная валюта должна переводиться в рубли.

План счетов структурно разбит на главы:

Активные виды счетов используются банками для учета наличности в кассах, отражения перемещений имущества, работы по выдаче кредитов, фиксации дебиторских долгов. Пассивными счетами показываются имеющиеся фонды организации, остатки средств по клиентским счетам, суммы открытых депозитов. Величину прибыли можно увидеть по итогам пассивных счетов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в Плане счетов напротив номера счета вместо признака «А» (так обозначаются активные счета) или «П» (указание на пассивный счет) стоит прочерк, то на конец дня по этому счету не может быть остаток.

Аналитика в банковских структурах ведется при помощи регистров на лицевых счетах, в разбивке по ведомостям остатков. Лицевые счета должны быть открыты для каждого вида средств или материальных ценностей, которые подлежат отражению в учете. Создаваемые лицевые счета обязательно регистрируются. Для этого можно использовать бумажные журналы или электронные базы данных. Для отражения ценностей надо по открываемым лицевым счетам указывать владельца средств и их предназначение.

В номерах лицевых счетов закладывается такая информация:

Лицевые счета состоят из 20 символов. Они обозначают:

В приложении 3 Положения №579-П приведен список счетов, движение по которым должно проверяться с особой тщательностью. Для усиления контроля все проводимые операции с участием этих счетов дополнительно подтверждаются подписью работника, отвечающего за мониторинг этого сегмента учета. Такие обязательства могут быть возложены только на специалистов, занимающих старшие должности. Для делегирования полномочий конкретным работникам руководитель банка издает приказ.

Источник

В.4 Структура и организация работы бухгалтерской службы в банках

Характер банковских операций определяет форму учетно-операционной работы банка, осуществление которой возлагается на одно из его структурных подразделений – бухгалтерию. Структура построения и распределения обязанностей внутри бухгалтерии банка зависти от количества обслуживаемых клиентов и выполняемых услуг.

Организация работы бухгалтерского аппаратастроится по принципу создания 1-го бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставление работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за искл. документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел в банке

Рис.1 – Структура подразделений бухгалтерии

Бухгалтерию возглавляет глав.бух.В составе исполнителей различают ответственных исполнителей, бухгалтеры и контролеры. Конкретные обязанности бухгалтерских работников определятся глав.бухом или его поручению – начальником отдела. Должностные инструкции для бухгалтерских работников с указанием закрепленных счетов и штампов, порядок ведения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанной информации на ВС, прав и обязанностей составляется в письменной форме, аналогично оформляются и вносимые в них изменения.

Бухгалтерские операции могут осуществляться и работниками, выделенными специально для этого, независимо от этого, в каком структурном подразделении кредитной организации они состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и др. документов, отражение банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.

Все бухгалтерские работники в вопросах ведения бухгалтерского учета подчиняются глав. бухг. кредитной организации.

Требования глав. бухг. по документальному оформлению операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.

При формировании системы должностей работников бухгалтерии принимается за основу квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с данным справочником из работников бухгалтерского учета, анализа хоз..деятельности банка, ревизии и контроля в состав руководителейвходят глав. Бухг. и его заместители, в состав специалистов– экономисты различных категорий, кассиры, контролеры, менеджеры счетов и др.

По специалистам введено внутридолжностное категорирование и установлены квалификационные требования к каждой категории.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка учетной политики банка..Ответственность за формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бух. отчетности возлагается на глав. Бухг..

Организация рабочего днядляработников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете.

Главным бухгалтером (далее глав.бухг.) разрабатывается документооборот, т.е. путь движения документов с момента поступления в банк или их выписки до сдачи в текущий архив (документы дня).

Согласно правилам видения бухгалтерского учета, должностное лицо банка, подписавшие документ несет ответственность. Право контрольной (первой) подписи без ограничения сумм операции на расчетно-денежных документах имеют по должности руководитель и глав.бухг. банка, их заместители и начальники учетно-операционных отделов.

Глав.бухг. кредитной организации, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить по следующей проверки бухгалтерской работы.

Глав.бухг. разрабатывается учетная политика банка. Под учетной политикой банка понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая в себя методы группировки и оценки факторов финансово-хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, способы приема счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработка информации и иные способы, приемы и методы.

Принятая банком учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки банком новых способов ведения учета или существенного изменения условий его деятельности.

В.5 Функции и обязанности главного бухгалтера и учетно – операционного работника банка

Функции и обязанности главного бухгалтера коммерческого банка:

Функции

На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:

2.1. Обеспечение составления расчетов по заработной плате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты, находящихся на разных уровнях, платежей в банковские учреждения.

2.2. Руководство ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии.

2.3. Осуществление контроля:

— за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации;

— за соблюдением подчиненными исполнителями требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

2.4. Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.

2.5. Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.

2.6. Выявление внутрихозяйственных резервов, осуществление мер по устранению потерь и непроизводительных затрат.

2.7. Внедрение современных технических средств и информационных технологий.

2.8. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей.

Должностные обязанности

Главный бухгалтер исполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате.

3.2. Осуществляет обеспечение правильного начисления и перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты.

3.3. Обеспечивает правильное начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.

3.4. Проводит перечисление средств на финансирование капитальных вложений.

3.5. Погашает в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам.

3.6. Обеспечивает отчисления средств на материальное стимулирование работников предприятия.

3.7. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование.

3.8. Обеспечивает своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также обеспечивает разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

3.9. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

3.10. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

3.11. Организовывает учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.

3.12. Контролирует соблюдение порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия (филиалах).

3.13 Принимает меры по предупреждению:

— незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей;

— нарушений финансового и хозяйственного законодательства.

3.14. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

3.15. Руководит работой по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

3.16. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

3.17. Проводит работу по обеспечению неуклонного соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

3.18. Принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения устойчивости предприятия.

3.19. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

3.20. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

3.21. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

3.22. Осуществляет руководство работниками бухгалтерской службы предприятия, оказывает методическую помощь работникам отделов предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности.

Функции и обязанности бухгалтера-операциониста коммерческого банка:

2.1. На бухгалтера-операциониста банка возлагаются следующие

— оперативное и качественное расчетно-кассовое обслуживание клиентов

— непосредственное выполнение банковских операций по безналичным

3.1. Для выполнения возложенных на него функций

бухгалтер-операционист выполняет следующие обязанности:

— прием платежных поручений от клиентов, проверка соответствия

реквизитов, полноты и правильности их оформления, соответствия

требованиям, установленным Положением о безналичных расчетах в

РФ. При этом основными направлениями контроля платежных документов

являются: проверка проставленных в платежных документах номеров

корреспондентских счетов, МФО и кодов коммерческих банков и

расчетно-кассовых центров в соответствии с классификатором,

соответствие печати и подписей с карточкой образцов подписей,

соответствие подписи с образцом подписи на пластиковой карточке,

соответствие указанного счета Клиента счету в системе Банка,

отсутствие в оформленных документах исправлений и дописок, наличие в

соответствующей графе даты получения товара или предварительные

условия оплаты и т.д.;

— изготовление платежных поручений клиентам;

— формирование выписок по рублевым и валютным счетам клиентов и

подборка необходимых к ним приложений;

— ведение картотеки, проведение операций по списанию денежных

средств со счетов клиентов на основе исполненных документов, иных

требований и поручений клиентов, при соблюдении очередности списания

денежных средств со счета клиентов в соответствии со ст. 855 ГК РФ,

а также соблюдении сроков выдачи заработной платы, перечисления сумм

налогов и начислений на фонд заработной платы;

— осуществляет бухгалтерские проводки по данным операциям и

оплачивает их текущим днем;

— выдача наличных денежных средств по чеку;

— оформление документов на прием наличных денежных средств в кассу

— выдача чековых книжек;

— выдача справок и дубликатов документов по запросу клиента;

— сортировка банковских документов для архива;

— списание комиссионных платежей за расчетно-кассовое обслуживание

клиентов в течение операционного дня (например: комиссионные платежи

за изготовление платежных поручений, выдача наличных денежных

средств по чеку, сдача наличных на расчетный счет, валютный

контроль, перевод валютных платежей и платежей в валюте РФ, выдача

справок клиентам, выдача чековых книжек и т.д.);

— консультации и оперативное решение возникающих вопросов клиентов и

— подготовка справок различного содержания (например: об имеющихся

средствах, об открытии счета, на таможню, об оборотах и т.д.) и

выдача дубликатов документов по запросу клиента;

— инкассация денежных средств (оформление приходного кассового

ордера, списание комиссии, проводка через транзитные счета);

— подготовка запросов по вопросам, возникающим в процессе

деятельности структурного подразделения банка, а также подготовка

ответов на запросы, поступающие из других банков;

— подтверждение остатков по расчетным счетам;

Источник

Должностные обязанности бухгалтера по банковским операциям

Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел в банке

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Должностные обязанности бухгалтера по банковским операциям

Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Смотреть фото Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Смотреть картинку Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Картинка про Чем занимается бухгалтерский отдел в банке. Фото Чем занимается бухгалтерский отдел в банке

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Все бизнесмены пользуются услугами банков и ведут безналичные расчеты. Цена ошибки при работе с деньгами очень высока, поэтому здесь важно подробно регламентировать рабочий процесс. Рассмотрим обязанности бухгалтера по банковским операциям и их отражение в должностной инструкции.

Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент

На сегодняшний день практически все бизнесмены взаимодействуют с банками в онлайн-режиме. Бумажные платежки встречаются крайне редко, обычно в случаях каких-либо сбоев или проведения нестандартных операций.

Поэтому участок работы бухгалтера «Банк» сейчас часто называют «Банк-клиент», по аналогии со стандартным наименованием программы для обмена информацией с кредитными организациями.

Специалист на этом участке отвечает за следующий функционал:

Иногда (обычно в небольших компаниях) бухгалтер, наряду с банком, ведет и кассовые операции.

Требования к бухгалтеру по банку

Квалификационных требований к рядовому бухгалтеру, обязательных для всех компаний, действующее законодательство не содержит.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н) для рядовых сотрудников носит лишь рекомендательный характер.

Но многие организации на практике при разработке внутренних документов отталкиваются от требований профстандарта. Для рядовых специалистов по учету они достаточно мягкие:

Однако на практике участок ведения расчетов редко доверяют неопытным сотрудникам. Обычно организации устанавливают для этой позиции как минимум обязательный стаж. Обычно он равен одному году, а нередко его повышают и до 2-3 лет.

Из специфических для данной должности навыков нужно отметить умение работать с программой «Банк-Клиент». Если же компания ведет международные расчеты, то бухгалтер на этой позиции должен хорошо разбираться в валютном законодательстве.

Что же касается личных характеристик, то здесь на первый план выходят честность, порядочность и ответственность. Разумеется, все это работодатель по умолчанию хочет видеть в каждом сотруднике. Когда же речь идет о работе с деньгами, значимость таких качеств возрастает многократно.

Абсолютно необходима «банковскому» бухгалтеру точность в работе, даже доходящая до педантизма. Ведь на этом участке ошибка в одном знаке может обойтись очень дорого. А исправить ситуацию, если платеж уже отправлен, бывает очень сложно, а иногда — и вовсе невозможно.

Специалисту по расчетам также потребуются коммуникабельность и стрессоустойчивость. Ведь ему постоянно приходится взаимодействовать с коллегами из других подразделений, специалистами банков, сотрудниками компаний-контрагентов, с проверяющими.

Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец

Все требования к бухгалтеру по расчетам и его обязанности нужно отразить в должностной инструкции.

Единой установленной формы этого документа не существует, но обычно он имеет следующую структуру:

Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками

Ошибки при проведении расчетов обходятся компании очень дорого. Из-за просроченного или неверного платежа бизнесмену часто приходится платить неустойку, а иногда он и вовсе может лишиться важного контракта. Если речь идет о налогах, то ИФНС взыщет пени и штрафы за неуплату.

Чтобы разобраться, кто виновен в случившемся, необходимо четко регламентировать работу с платежами. И здесь один из основных документов — должностная инструкция бухгалтера, ведущего расчеты. Если же трудовой спор дойдет до суда, то и здесь инструкция будет одним из важнейших доказательств.

В условиях штатной бухгалтерии исключить проблемы с банком нельзя. Хорошая новость — их можно свести к нулю другим способом. Например, когда платежами занимается солидная аутсорсинговая компания. Автоматизация рутинных процессов и многоуровневая система контроля не пропускают ни одной ошибки.

Вывод

Безналичные расчеты — один из важнейших процессов для любого бизнеса.

Чтобы обеспечить их безошибочное ведение, работу бухгалтера на этом участке нужно подробно регламентировать с помощью должностной инструкции.

Этот документ необходим не только в текущей работе, но при разрешении возможных конфликтов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *