Чем занимается дорожная лаборатория
Дорожная мобильная лаборатория: что это такое и для чего нужна?
Содержание
Строительство и ремонт автомобильных дорог предполагает оценку качества выполненных работ. Дорожно-строительная лаборатория создается для проведения соответствующих тестирования и диагностики, при этом особое место занимает передвижная дорожная лаборатория. Мобильная дорожная лаборатория представляет собой машину, оснащенную необходимым оборудованием.
То, что делает специалист-лаборант с помощью измерительных элементов, регламентируется Положением о службе лабораторного контроля со стороны Росавтодора. Документом регламентируется порядок технологического оснащения таких подстанций и устанавливаются правила выполнения контрольных мероприятий. Результат анализа в отношении полученных показателей обязательно сверяется с нормативными данными ГОСТа. По итогам работ формируется соответствующее заключение.
Дорожная экспертиза асфальта
Увеличение объема расходов на содержание и реконструкцию трасс привело к необходимости тщательного контроля направления выделенных денег, и, следовательно, оценивания покрытий. Лаборатория по асфальту осуществляет испытание дорожно-строительных материалов путем проведения анализа взятых проб с территорий, важным этапом которого является экспертиза дорожного полотна.
Проверка асфальта представляет собой совокупность мер, направленных на получение следующих параметров:
Толщина верхнего слоя;
Плотность основания из песчаной смеси;
Ровность и наличие колей (если имеются неровности);
Коэффициенты изношенности, уплотнения, сцепления и водонасыщения;
Температура поверхностного слоя;
Наличие разметки на поверхности.
Полученные результаты исследования сравниваются с утвержденными показателями по проектной смете и ГОСТу.
Высокое качество экспертизы реально получить путем высверливания небольшого элемента проезжей части. Это позволит точнее измерить требуемые величины и составить наиболее достоверный отчет по объекту проверки.
При исследования асфальтированной дороги специалисты осуществляют:
Визуальный осмотр территории на предмет наличия выбоин и трещин;
Замеры специальной рейкой длиной в 3 метра для получения информации об уклонах, крутизны откосов и т.п.;
В заключении эксперта указывается актуальное состояние асфальтового покрытия, вплоть до определения примерного срока эксплуатации шоссе. Это позволяет своевременно выполнить восстановительные работы и сэкономить на строительстве.
При обустройстве нового дорожного полотна также целесообразно использовать транспортабельную станцию контроля. Если на каждом этапе строительства своевременно выявлять соответствие итогового результата запланированному, вероятность возникновения проблем с капитальным объектом в ближайшем будущем окажется очень мала. В течение всего гарантийного сока (5 лет по ГОСТу) не будет необходимости заказывать экспертное исследование дороги.
Оборудование для передвижной дорожной лаборатории
Транспорт, используемый в качестве автономного мини исследовательского центра, относится к средствам измерения, подлежит сертификации и внесению в реестр. При этом дорожное лабораторное оборудование включает в себя комплекс диагностирующих и съемочных средств. Состав оснащения:
Программная установка на ступичном узле колеса, позволяющая измерить пройденное машиной расстояние;
Монитор внутри фургона, устанавливаемый на кронштейн для возможности поворота экрана в разном направлении, удобном для исследователя;
Разводка, к которой имеется возможность подключить диагностическую систему.
Кроме экспериментального отсека предусматривается места для размещения водителя и, как минимум, двух специалистов-исследователей и для перевоза массивной строительной и иной техники (генератора или бура).
Подходящее оснащение передвижного центра позволит получить актуальные сведения о состоянии дел на интересуемом пространстве. В отличие от стационарного комплекса мобильную измерительную конструкцию можно направить на отдаленные от центральных магистралей дорожные участки.
Производство передвижных лабораторий
Переоборудование транспортных средств в лабораторный комплекс возможно лишь при строгом соблюдении технического регламента о безопасности колесных ТС. Самостоятельный перенос и изменение инженерных характеристик может привести к возникновению технических неполадок в дальнейшем и трудности с регистрацией реконструкции в ГИБДД. Производство передвижных лабораторий в компании «Авто Февраль» заключается в том, что создается передвижная лаборатория Газель, КАМАЗ, Ford, Fiat на базе цельнометаллического фургона.
Устройство новой конструкции внутри кузова осуществляется на основании соответствующего разрешения. При оформлении отсеков для нестационарного корпуса учитываются требования заказчика. Подробнее>>
На основании составленного проекта осуществляется:
Формирование отсеков в фургоне (установка металлических перегородок);
Внутренняя обшивка шумо- и теплоизоляционным материалом;
Формирование специальных технологических систем (прокладка кабеля, монтаж розеток и т.п.);
Нанесение маркировок и окраска в определенный цвет внешней стороны кузова авто.
Изменения, внесенные в конструкцию автофургона, подлежит отразить в паспорте ТС, регистрация новой конфигурации обязательна. Только после проведения всех регистрационных процедур транспортная измерительная станция может быть использована по назначению.
Понравилась статья? Поделись с друзьями или добавь в закладки!
Чем занимается дорожная лаборатория
Передвижная дорожная лаборатория (ПЛ) – это автомобиль, оснащенный специальным оборудованием и предназначенный для полевых исследований и измерений технико-эксплуатационных параметров автодорог.
При помощи передвижных лабораторий эксперты на месте проводят измерения дорожного полотна, оценивают сложность повреждений. Работа экспертов-контроллеров может занимать несколько суток, поэтому дорожные лаборатории оборудованы не только для исследований, но и для краткосрочного проживания экипажа на объекте. Автофургоны оснащены дополнительным отоплением. В них также присутствует система кондиционирования, а также источник воды. В техническом отсеке предусмотрено место для перевозки буровых установок и автономных генераторов.
Возможности передвижной дорожной лаборатории.
С помощью инструментария дорожной лаборатории специалисты определяют транспортно-эксплуатационные характеристик трассы. В основном к ним относятся расчетная скорость, расчетная нагрузка, габариты мостов и тоннелей, пропускная способность и показатели безопасности движения.
К дополнительным возможностям лаборатории можно причислить:
Перевозка экипажа и специального оборудования к месту назначения в оперативном режиме;
Видеосъемка и GPS-связь с инженерными сооружениями;
Освещение участка, где проходит работа.
Комплектация дорожной лаборатории.
Мобильная лаборатория оснащается разным типом оборудования в зависимости от задач, которые предстоит выполнять ее сотрудникам. А задачи могут быть следующие:
испытание асфальтобетона, бетона и цемента, грунта;
контроль свойств материалов;
отбор и обработка проб;
измерение прочности дорожного покрытия, его ровности и сцепления;
геодезические и линейные измерения;
определение состояния дорожной разметки.
В качестве базового автомобиля для передвижной лаборатории отлично подходят микроавтобусы. Они удобны для езды по асфальтированным городским дорогам. Но для работы вне города, где дорога зачастую далека от идеала, чаще используются внедорожники.
Пол покрывается износостойким рифленым алюминием, стены обтягиваются обивкой. В салон монтируются кресла, стол и шкафы для измерительной аппаратуры. Особое внимание уделяется и средствам связи, управления и документирования проводимых измерений.
Вы можете найти качественные передвижные дорожные лаборатории по выгодной цене на сайте завода ПРОМАВТО. Он выпускает передвижные лаборатории на базе шасси Hyundai, КАМАЗ, ГАЗ,HINO, Mercedes-Benz, ISUZU, IVECO, MAN и т.д.
Дорожно-строительная лаборатория: особенности
С каждым годом все больше людей пересаживается в личный автотранспорт, растет и количество дорог. Надежность конструкций и высокая износостойкость покрытия являются значимыми показателями, благодаря которым обеспечивается безопасная эксплуатация дорог. Контроль качества материалов, используемых в процессе строительства, и оценка готового сооружения входят в задачи дорожно-строительной лаборатории.
Общие характеристики
Дорожно-строительная лаборатория занимается определением степени соответствия готовой дорожной конструкции определенным нормам. Сотрудники проводят множество экспертиз, каждая из которых направлена на проверку отдельного показателя качества. Лаборанты выясняют, достаточна ли толщина покрытия, выявляют участки с большей вероятностью образования колеи, исследуют асфальт на предмет соответствия коэффициента сцепления ГОСТу.
Исследования проводятся в двух видах проверяющей организации: стационарной и передвижной. Наличие передвижной лаборатории необязательно, но ощутимо расширяет возможности проверки.
Важно! Полная экспертиза дорожного полотна невозможна без стационарной лаборатории.
Транспортная база
Лаборатории функционируют на базе цельнометаллических фургонов или микроавтобусов, пространство которых разделено на отсеки. Как правило, их три:
Важно! Автономная лаборатория оборудована независимым отопителем и кондиционером, имеется запас воды. Созданы комфортные условия для полноценной работы экспертов вдали от населенных пунктов.
Диагностика дорожного полотна включает в себя видеосъемку, которая выполняется также передвижной лабораторией. Преимуществом автономной лаборатории является возможность скорого прибытия на место для проведения экспресс диагностики.
Для обустройства передвижной лаборатории используются автомобили таких марок как Mercedes (Sprinter), встречаются модели Ford Transit и Volkswagen Crafter, часто экспертизы проводятся на базе фургонов ГАЗель.
Выполняемые задачи
Функционал лаборатории как передвижной, так и стационарной определен ГОСТ Р 51000.3-96. Специалисты с соответствующим образованием прибывают на место в оговоренное заранее время и проводят изыскания, направленные на решение следующих задач:
Дорожная лаборатория выполняет постоянный контроль за качеством строящихся дорог, выявляет необходимость ремонтных работ, определяет соответствие состава всех слоев дорожной одежды установленным нормам. Экспертизы проводятся на каждом этапе строительства.
Особенности работы дорожно-строительных лабораторий
Комплексная экспертиза включает работу двух видов одной организации, различающихся по функционалу и возможностям.
Стационарная лаборатория
Это помещение, где при помощи специального оборудования специалисты делают заключение о соответствии покрытия ГОСТам. Образцы подвергаются тепловым нагрузкам, вымачиваются продолжительное время в воде, переформовываются и проходят еще множество испытаний.
Передвижная лаборатория
Экспресс-проверка осуществляется на месте, либо образцы доставляют в стационарную лабораторию. Передвижная лаборатория проверяет не только новые, но и уже эксплуатируемые дороги. Проверяется колейность, углы наклона и ровность покрытия, соответствие разметки правилам ПДД, ее видимость в непогоду и износостойкость. Подобная экспертиза может быть выполнена только при помощи автономной лаборатории, поскольку керна недостаточно.
Дорожная лаборатория НИУ МГСУ
Основанная 7 лет назад, сейчас лаборатория является ведущей экспертной организацией. Исследования асфальтобетона всех типов и марок проводятся при помощи передового оборудования. Сотрудники лаборатории проводят испытания использованных при строительстве материалов, выполняют независимую оценку проделанной строительной работы на соответствие заранее утвержденному проекту. В задачи лаборатории входит проверка технического и документального соответствия готовой дорожной конструкции действующим государственным стандартам. Специалистами используются новейшие методики, получившие хорошую оценку как в России, так и за рубежом.
Полноценное испытание дорожной одежды проводится квалифицированными сотрудниками с опытом работы, превышающим 5 лет. Заключение экспертизы подкрепляется документально, оформляются все необходимые отчеты и протоколы для каждого испытания, предоставляется акт о выполненных исследовательских работах.
Функции дорожно-строительной лаборатории
Чтобы дорожное полотно прослужило долго, при этом сохраняя целостность, необходимо использовать при строительстве материалы высокого качества. Определение соответствия структурных компонентов дорожной одежды государственным стандартам является основной функцией дорожной лаборатории.
При помощи специального оборудования определяется сопротивляемость и устойчивость материалов к механическим воздействиям и природного происхождения.
Важно! Лаборатория проверяет соответствие всех слоев покрытия нормам. Отклонение от норм даже по одному показателю из множества означает, что участок проверку не прошел.
Методы исследования, применяемые дорожно-строительной лабораторией
Дорожная лаборатория следит не только за качеством используемого в строительстве материала. Отсутствие ДТП или их небольшое количество свидетельствует не только о грамотной планировке участка, но и о соблюдении дорожными службами правил эксплуатации и ухода за покрытием. Например, лаборатория может следить за своевременным очищением от снега и льда в зимнее время, правильной расстановкой знаков и нанесением разметки.
В арсенале дорожно-строительной лаборатории имеются механические и косвенные методы исследования:
Основные виды работ дорожно-строительной лаборатории (ДСЛ)
Лаборатория занимается отбором проб и исследованием материалов, поступающих на стройку для исключения вероятности использования некачественных компонентов. Контролируется степень уплотнения каждого слоя дорожной одежды при строительстве. Работы, выполненные вне соответствия нормам, приводят к появлению неровностей и прочих нарушений конструкций на дорогах.
Справка. Работа дорожной лаборатории направлена на проверку каждого этапа строительства и последующей эксплуатации на соответствие нормам, СНиПам и ГОСТам.
Особенности методов измерений
Лабораторные испытания проводятся в соответствии с физико-химическими особенностями исследуемого материала. Например, для анализа качества асфальтобетона проверка смеси имеет смысл не ранее, чем через 30 минут после изготовления. В то время как бетон, применяемый для крепления бордюрных камней и ограждений, проверяется на прочность только через 28 суток после выполнения работ.
Комплексная передвижная дорожная лаборатория «Трасса»
Объективная и достоверная информация о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог составляет основу для определения потребительских свойств дорог, управления их состоянием и развитием дорожной сети.
Упругого прогиба нежестких дорожных одежд;
Расстояний в плане по координатам GPS/ГЛОНАСС;
Температуры воздуха и дорожного покрытия;
Геометрических параметров дорог (плана и профиля, продольных и поперечных уклонов, расстояния видимости);
Коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием;
Продольной ровности дорожных покрытий (IRI);
Линейных размеров дефектов дорожной одежды;
Поперечного профиля и колейности;
Скорости движения лаборатории;
Линейных размеров объектов по видео-изображению;
Толщины слоев дорожной одежды по георадарной съемке;
Наличие и состояние конструктивных элементов автомобильных дорог;
Интенсивности движения и состава транспортного потока.
Форматы выходных данных передвижной лаборатории «Трасса-2» совместимы с программным комплексом «Титул-2005 Про», автоматизированным банком дорожных данных АБДД «Дорога», «Системой управления дорожными активами» Республики Казахстан, Инструментом развития и управления дорогами (HDM-4) на основе которых дорожниками решаются инженерные, планово-управленческие, проектные и аналитические задачи.
В лаборатории использованы самые современные технические решения, применены высокоточные сканирующие системы, лазерные и ультразвуковые датчики, акселерометры, скоростные линейные и панорамные камеры и многое другое. Управление «Трасса-2» полностью компьютеризировано:
• Оператор лаборатории на мониторе видит состояние всех измерительных систем;
• программно-аппаратный комплекс осуществляет управление электропитанием и сбором данных;
• перед началом и во время измерений выполняется диагностирование корректности работы.
В передвижной лаборатории размещаются эргономичное рабочее место оператора с 3-х точечным ремнем безопасности, шкаф для одежды и вспомогательного оборудования, стеллажи для крепления измерительных датчиков в транспортном положении, сейф и много другое. Для обеспечения безопасности выполняемых работ лаборатория имеет специальную окраску, предупреждающие дорожные знаки и комплект световых сигнальных устройств.
При выполнении всех, без исключения, измерений особенно важна точная привязка получаемых параметров дороги к местоположению. Для этого используется высокоточный датчик пути с максимальной погрешностью ±0,05%, устанавливаемый на заднем колесе лаборатории и навигационная система GPS/ГЛОНАС с сантиметровой точностью (в режимах RTK или PPK).
Система измерения геометрических параметров автомобильных дорог обеспечивает получение характеристик, таких как: продольные и поперечные уклоны с максимальной погрешностью ±2‰, углы поворота трассы (±0,4°), геометрическая видимость (±5%), элементы продольного профиля и кривых в плане. В качестве измерительного прибора используется малогабаритный блок датчиков ускорений и угловых скоростей, интегрированный со спутниковой навигационной системой. Для повышения точности получения геометрических параметров автомобильных дорог и увеличения скорости движения при измерениях устанавливаются четыре датчика под автомобилем, по которым определяются колебания кузова лаборатории и корректируются результаты измерений.
Для определения ровности дорожного покрытия по международному индексу IRI (мм/м) измеряется продольный микропрофиль дороги в виде массива ординат с шагом 12,5 см по 2 полосам наката. Индекс IRI рассчитывается на основе переменных величин, являющихся функцией измеряемого профиля дороги. Эти переменные характеризуют динамический отклик математической модели автомобиля, двигающегося по измеряемому профилю.
Для получения ординат микропрофиля дороги по полосам наката используются 2 быстросъемных моноблока, в каждом из которых размещается комплект бесконтактных датчиков.
В основу концепции установки нового поколения «Дина-4 FWD» было положено требование о том, чтобы управление работой узлов и механизмов выполнялось в автоматическом режиме при визуальном контроле оператора посредством внешней камеры. Это сводит к минимуму возможные ошибки при управлении установкой. На дисплее блока управления и мониторе ПЭВМ отображается полная информация о ходе выполнения измерений: режим работы, состояние измерений, информация об ошибках и предупреждения системы. За счет работы установки в автоматическом режиме время проведения измерений в каждой точке сократилось на 40% по сравнению с установкой Дина-3, а также были полностью исключены ошибки оператора, такие как «не опустил штамп до удара», «не поднял штамп в транспортное положение» и другие.
Установка рассчитывает величину упругого прогиба нежесткой дорожной одежды с максимальной погрешностью 10 мкм по измеренному ускорению, зафиксированному акселерометрами, путем двойного интегрирования ускорения по времени. Автоматическое измерение значения динамической нагрузки непосредственно в момент удара динамометром позволяет получить точное значение усилия воздействия на покрытие дороги. Таким образом, повышается точность определения модуля упругости, как функции значения упругого прогиба от усилия воздействия.
Установка оснащается балкой для измерения чаши прогиба, на которой установлены от 6 до 10 аксселерометрических датчиков. Параметры чаши прогиба позволяют оценивать состояние основания дорожной одежды и грунтов земляного полотна, что является основой для назначения технологии ремонта и усиления конструкции дорожной одежды.
Метод оценки сцепных качеств дорожных покрытий установкой ПКРС «Метрика» заключается в измерении тормозящей силы при блокировании из-мерительного колеса прицепной установки, движущейся со скоростью 60 км/ч. При этом, перед колесом на дорожном покрытии создается водная пленка толщиной не менее 1 мм.
С целью обеспечения требований ГОСТ 33078-2014 конструкция ранее выпускаемой установки ПКРС-2У была коренным образом переработана и вы-пущена ее новая версия ПКРС «Метрика». Обеспечен расход воды при измерениях 2,75 л/с, с использованием помпы, которая устанавливается под баком с водой в дорожной лаборатории. Применяется специальный клапан с проходным сечением, обеспечивающим необходимый расход воды. Для управления системой торможения и блокировки прицепа используется электроуправляемый мотор-редуктор, связанный с гидроцилиндром системы торможения колеса. На ступице колеса прицепа размещен датчик, сигнализирующий о полной блокировке колеса. Тормозная сила измеряется высокоточным цифровым динамометром.
Определение поперечной ровности (колейности) производится с использованием лазерных 2D-профилометров, которые обеспечивают непосредственные измерения высотных отметок поперечного профиля при любой освещенности, обеспечивая при этом, высокий уровень безопасности работ с лазерными излучателями (II класс).
Метод измерения поперечной ровности с использованием 2-D сканера запатентован, свидетельство на изобретение №2650840 «Лазерный профилометр для определения геометрических параметров профиля поверхности».
Параметры поперечного профиля, в том числе глубина колеи, определяются с точностью до 1 мм. Для обеспечения ширины захвата 4 м на лаборатории используется 3 профилометра, они размещаются на заднем борту лаборатории на поперечной балке. Лазерные 2D-профилометры, используемые совместно с геодезической системой ГЛОНАСС/GPS, панорамной видеокамерой и высокоточной инерциальной системой, позволяют получить цифровую 3D-модель поверхности дороги (ЦМП) с высокой точностью и шагом до 1 мм.
Одной из задач мониторинга автомобильных дорог является выявление дефектов дорожного покрытия. Данная информация лежит в основе объектив-ной оценки состояния дорог, прогнозирования его изменения и планирования ремонтных работ. В лаборатории, при измерениях, используется высокоскоростная линейная камера, снимающая покрытие дороги через 1 мм пройденного пути. При «склеивании» кадров, получается сплошная цифровая высокодетализированная фотография поверхности покрытия дороги. Разработана компьютерная программа, позволяющая в полуавтоматическом режиме выделять дефекты покрытия, определять их характеристики (длина, площадь) и составлять ведомости дефектов с расчетом бальной оценки состояния дорожных одежд.
Для панорамной видеосъемки автомобильных дорог используется моноблок с 3-5 видеокамерами, позволяющий производить видеосъемку с углом захвата 180º-360º. Синхронизация кадров выполнена на аппаратном уровне. Программное обеспечение позволяет получать бесшовное панорамное изображение, определять линейные размеры и площади на поверхности дороги, фиксировать дефекты покрытия и содержания дороги. Точность определения размеров ±2,5% от диапазона. В ПО «Видеобанк-Панорама» по материалам панорамной съемки, можно определить наличие объектов инженерного оборудования и обустройства дороги, измерить их размеры, занести параметры и характеристики, а также определить состояние.
Георадар-радиолокатор используется для определения конструкции дорожной одежды и измерения толщины ее слоев с обязательным контрольным выбуриванием, а также определения местоположения водопропускных труб и крупных подземных коммуникаций. Состоит из антенной части и блока управления. На передвижной дорожной лаборатории «Трасса-2» может одновременно использоваться до трех антенных блоков с различной глубиной зондирования. Антенные блоки устанавливаются в передней и/или задней части автомобиля. Выполнение георадарной съемки может выполнятся одновременно с работой других измерительных систем, таких как измерение геометрических характеристик, оценка продольной и поперечной ровности дорог, видеосъемка и т.д.
Дополнительно к ССИДО лаборатория может оснащаться «Мобильным комплектом для обследования и паспортизации дорог» на основе планшетного компьютера, корпусного ГИС-Рюкзака (в составе ГЛОНАСС/GPS-приёмник, источник питания, высокочувствительная GNSS антенна) и специализирован-ной программы, которое обеспечивает занесение в мобильное устройство характеристик и параметров инженерного оборудования и обустройства дорог, искусственных сооружений и других дорожных объектов. С планшетными компьютерами операторы выходят из передвижной лаборатории и обследуют дорожные объекты: делают необходимые фотоснимки в соответствии с методиками, заносят в электронные таблицы параметры и характеристики, оценивают состояние. Отличительными особенностями работы системы являются автоматическое определение линейного местоположения объектов по географическим координатам и синхронизация всех устройств с дорожной лабораторией по беспроводной технологии Wi-Fi.
Пункт учета интенсивности движения и состава транспортного потока представляет собой цифровую видеокамеру, установленную на пневмомачте высотой 8-10 м.
Видеоанализатор может захватывать до 6 полос движения и одновременно вести учет по каждой из них. Уникальность заключается в том, что оборудование может эксплуатироваться как в составе передвижной дорожной лаборатории, так и без нее. Видеоанализатор транспортного потока идентифицирует каждое проезжающее транспортное средство, относит в соответствующую группу транспорта, суммирует. Измеряются скорости движения транспортных средств и интервалы между ними.
В группе компаний «СДТ» создана сервисная служба по обслуживанию и ремонту измерительных систем передвижных лабораторий, их калибровке и ежегодной поверке. Разработаны специальные стенды, которые используются при обслуживании оборудования передвижных дорожных лабораторий: калибровке каналов измерения продольных и поперечных уклонов «Горизонт», коэффициента сцепления «Метрика», прилагаемой нагрузки «Сила», прогиба под штампом установки динамического нагружения «Калибр», стенд для поверки измерительной системы «Георадар» и другие.