Чем занимается экономический отдел на предприятии кратко
Должностная инструкция по специальности «Экономист по планированию»
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ЭКОНОМИСТА ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
1.1. Данная должностная инструкция определяет ответственность, права и должностные обязанности экономиста по планированию _____________________ (далее – «предприятие»).
1.2. Назначение на должность экономиста по планированию и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения.
1.3. На должность экономиста по планированию:
— назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника по планированию I категории не менее 3 лет или в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет;
1.4. На время отсутствия экономиста по планированию (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) его обязанности возлагаются на заместителя, назначаемого в установленном порядке и несущего полную ответственность за надлежащее исполнение порученных обязанностей.
1.5. Для своей работы экономист по планированию должен знать:
— нормативные, правовые и законодательные акты, законы Российской Федерации, а также методические и нормативные материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;- основы трудового законодательства Российской Федерации;
— организацию плановой работы на предприятии;
— порядок разработки перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия;
— экономику, организацию производства, труда и управления;
— порядок разработки бизнес-планов;
— методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;
— порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен;
— рыночные методы хозяйствования;
— методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений;
— отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;- порядок и сроки составления отчетности;
— средства коммуникаций, вычислительной техники и связи;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.6. В работе экономист по планированию руководствуется:
— настоящей должностной инструкцией;
— нормативными и законодательными актами Российской Федерации;
— правилами трудового распорядка;
— положением о планово-экономическом отделе;
— материалами по правовой работе;
— распоряжениями и приказами директора предприятия.
II. Должностные обязанности
Экономист по планированию предприятия обязан:
2.1. Осуществлять работу по экономическому планированию на
предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной
деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности деятельности предприятия, определение пропорций развития производства исходя из конкретных условий и потребностей рынка
2.2. Доводить плановые показатели до производственных подразделений предприятия.
2.3. Принимать участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, управления производством.
2.4. Принимать участие в разработке мероприятий по:
— эффективному использованию капитальных вложений;
— снижению издержек производства и реализации продукции;
— повышению конкурентоспособности производимой продукции и
— повышению рентабельности производства;
— устранению потерь и непроизводительных расходов.
2.5. Своевременно вносить в соответствующие разделы плана изменения, обусловленные конъюнктурой рынка и конкуренцией, обеспечивает сбалансированность производства продукции на основе спроса и предложения.
2.6. Подготавливать исходные данные для составления проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия.
2.7. Осуществлять комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности предприятия и его подразделений, выявлять резервы производства и намечает меры по обеспечению режима экономии, более эффективному использованию ресурсов предприятия, выявлению возможностей дополнительного выпуска и сбыта продукции, повышению темпов роста производительности труда.
2.8. Составлять сметную калькуляцию товарной продукции, разрабатывает проекты оптовых и розничных цен на выпускаемую продукцию, тарифы на работы (услуги) с учетом конъюнктуры рынка.
2.9. Контролировать правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений, осуществляемых в подразделениях.
2.10. Разрабатывать технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат для определения себестоимости продукции, планово-расчетные цены на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в производстве.
2.11. Принимать участие во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета на предприятии и в его подразделениях, совершенствовании плановой и учетной документации, в подготовке методических материалов по организации внутрихозяйственного планирования.
2.12. Разрабатывать с учетом прогнозных и маркетинговых данных отдельные разделы указанного плана с разбивкой по кварталам.
2.13. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития предприятия в условиях рыночной экономики.
2.14. Подготавливать периодическую отчетность в установленные сроки.
2.15. Вести учет и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям.
2.16. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
2.17. Участвовать в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники; определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации.
Экономист по планированию имеет право:
3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.
3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.
3.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.
3.5. Привлекать для решения возложенных на него обязанностей специалистов всех структурных подразделений (если такая возможность предусмотрена положениям).
3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
Экономист по планированию несет ответственность:
4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения в процессе своей деятельности и причинения материального ущерба в рамках административного, уголовного и гражданского законодательством Российской Федерации.
4.3. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
Чем занимается экономический отдел на предприятии кратко
1.2. Отдел непосредственно подчиняется министру здравоохранения Республики Саха (Якутия), первому заместителю министра здравоохранения Республики Саха (Якутия), заместителю министра, курирующему экономические вопросы.
1.3. Структура и штатная численность Отдела утверждаются непосредственно министром здравоохранения Республики Саха (Якутия) в пределах установленной численности, фонда оплаты труда.
1.4. Должностные регламенты государственных гражданских служащих Отдела Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) разрабатываются в соответствии с типовыми регламентами, целями и задачами Отдела и утверждаются министром здравоохранения Республики Саха (Якутия).
1.5. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, республиканскими законами, указами и распоряжениями Главы Республики Саха (Якутия), постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия), Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
Основные задачи Отдела
Основными задачами Отдела являются:
2.1 Обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений и приоритетов бюджетной политики государства, нормативно-правовому регулированию вопросов оплаты труда, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в
сфере деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;
2.2 Обеспечение реализации функций Министерства по осуществлению правового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;
2.3 Осуществление организации и координации работы по формированию бюджетных проектировок Министерства на очередной финансовый год и плановый период, а также на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
2.4 Организация работы по обеспечению распределения предельных объемов бюджетных ассигнований, доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов бюджетных ассигнований до бюджетополучателей;
2.6 Осуществление координации исполнения бюджета, по расходам центрального аппарата Министерства, подведомственных учреждений;
2.7 Планирование и обеспечение финансирования мероприятий долгосрочных, (республиканские) целевых программ и инвестиционных проектов, не включенных в долгосрочные (республиканские) целевые программы, и других мероприятий, реализуемых Министерством;
2.8 Обеспечение предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований. а также субсидий некоммерческим организациям;
2.9 Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.
Функции Отдела.
Отдел в пределах вопросов, отнесенных к компетенции осуществляет следующие функции:
3.1 Участвует в разработке законодательных и иных нормативных
3.2 Взаимодействует с федеральными органами государственной власти в пределах компетенции Отдела.
3.3 Взаимодействует с исполнительными органами государственной ёласти PC (Я) в пределах компетенции Отдела.
3.4 Участвует в разработке и обеспечивает реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
3.5 Утверждает дифференцированные подушевые нормативы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для страховых медицинских организаций.
3.6 Участвует в разработке Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи,, в рамках Территориальной программы ОМС РС(Я).
3.7 Вносит предложения, о кандидатурах в состав рабочей группы по разработке и формированию Территориальной программы государственных гарантий PC (Я) и правления Территориального
фонда обязательного медицинского страхования.
3.9 Регулирует вопросы оплаты труда медицинских работников подведомственных организаций.
3.12 Участвует в формировании и разработке Закона PC (Я) «О государственном бюджете PC (Я) на очередной год и.плановый период».
3.13 Организует работу комиссии Министерства по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период и участвует в ее деятельности.
3.14 Организует и координирует работу по подготовке предложений к Закону PC (Я) «О государственном бюджете PC (Я) на очередной год и плановый период» в части расходов. Министерства здравоохранения PC (Я) как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств республиканского бюджета.
3.16 Планирует ведомственные расходы государственного бюджета PC (Я) в рамках полномочий субъекта бюджетного планирования с учетом принципов эффективного использования бюджетных средств.
3.17 Осуществляет методическое руководство в области бюджетного
планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов по вопросам, отнесённым к компетенции Отдела.
3.18 Формирует расходы Министерства здравоохранения PC (Я) по переданным органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по опеке и попечительству.
3.19 Взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках реализации переданных полномочий по опеке и попечительству в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
3.20 Формирует и вносит в Министерство финансов PC (Я) предложения по изменению бюджетной росписи расходов Министерства здравоохранения PC (Я) как главного распорядителя средств государственного бюджета PC (Я).
3.25 Формирует, доводит, объемы средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным (автономным) учреждениям и вносит в них изменения.1
3.26 Организует работу по согласованию планов финансовохозяйственной деятельности подведомственных государственных бюджетных (автономных) учреждений.
3.28 Организует работу по заключению соглашений на предоставление целевых субсидий.
3.29 Осуществляет совместно с заинтересованными отделами и Департаментами Министерства методическое обеспечение работы по подготовке ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
3.30 Участвует в подготовке совместно с заинтересованными отделами и Департаментами Министерства ежегодных отчетов о выполнении планов и показателей деятельности Министерства, а также ежегодных докладов в Правительство Российской Федерации об итогах работы Министерства.
3.32 Осуществляет подготовку предложений по. формированию перечня долгосрочных целевых программ, по которым Министерство планирует осуществлять финансирование за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета PC (Я), предусмотренных Министерству здравоохранения PC (Я) на очередной финансовый год и плановый период.
3.33 Участвует в разработке проектов долгосрочных целевых программ государственным заказчиком-координатором (государственным заказчиком) которых является Министерство.
3.34 Обеспечивает формирование докладов (отчетов) о ходе реализации долгосрочных целевых программ, государственным заказчиком-координатором (государственным заказчиком) которых является Министерство, по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.
3.35 Участвует в разработке государственных заданий для подведомственных организаций.
3.36 Разрабатывает нормативно правовые акты в области политики оплаты труда для медицинских работников в пределах компетенции Министерства здравоохранения PC (Я).
3.37 Вносит предложения и участвует в комиссиях по премированию руководителей, подведомственных Министерству здравоохранения PC (Я) учреждений.
3.38 Организует работу балансовой. комиссии Министерства здравоохранения PC (Я) по контролю за деятельностью подведомственных организаций;
3.39 Осуществляет иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
3.40 Участвует в подготовке ежегодного доклада о деятельности в
3.41 Организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, или участвует в их
3.42 Принимает участие в деятельности рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.
3.43 Составляет необходимые справки и другие аналитические материалы для докладов Министру и его заместителям.
3.44 Готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, на совещаниях, семинарах и иных мероприятиях.
3.45 Предоставляет и, при необходимости, готовит материалы,
запрашиваемые представителями Счетной палаты при проведении проверки деятельности Министерства, по вопросам, отнесенным. к компетенции Отдела.
3.46 Участвует в подготовке предложений по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства.
3.47 Участвует в разработке. тарификационного списка Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) и вносит на утверждение министром.
3.48 Обеспечивает в пределах компетенции Отдела защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации, соблюдение режима секретности.
3.49 Осуществляет организацию ведения делопроизводства в Отделе.
3.50 Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства здравоохранения PC (Я).
3.51 Организует и осуществляет внутренний финансовый контроль, контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, подведомственных Министерству здравоохранения PC (Я) учреждений, в. пределах полномочий Министерства.
3.52 Организует проверку, исполнения плана мероприятий по устранению нарушений бюджетного законодательства по предписаниям надзорных органов, подведомственными Министерству здравоохранения PC (Я) учреждениями.
3.55 Разрабатывает рекомендации, нормативные правовые акты по приносящей доход. деятельности, подведомственных Министерству здравоохранения PC (Я) учреждений.
3.56 Оказывает методическую, консультативно-правовую и практическую помощь по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
Планово-экономический отдел на предприятии
Нестеров А.К. Планово-экономический отдел на предприятии // Энциклопедия Нестеровых
Функции планово-экономического отдела предприятия
Рассмотрим, какие функции на предприятии обычно выполняет планово-экономический отдел, если он есть:
Необходимо отметить, что для выполнения такой работы нужна достаточно серьезная квалификация, требующая образования и опыта.
Неправильная организация работы планового отдела
Рассмотрим неправильную организацию работы планового отдела на большом производственном предприятии, которая характерна для многих российских предприятий, получивших плановый отдел «в наследство» от социалистического прошлого и не представляющих зачем нежен плановый отдел в современных условиях развития бизнеса.
Работа планового отдела на таком крупном предприятии заключается в наполнении нескольких десятков таблиц, каждая по 20–30 колонок и 50–100 строк, сначала плановыми, а затем фактическими данными, причем иногда при самой минимальной автоматизации, когда фактические данные нужно узнавать по телефону у бухгалтеров. Два раза в месяц (план и факт) пухлая папка с распечатками формата А3 ложится на стол генеральному директору, причем факт за месяц делается лишь к концу следующего месяца. Директор эту папку через некоторое время возвращает с вопросом, наподобие: «А сколько у нас прибыль по холдингу за период?» При этом начальник планового отдела искренне считает, что отчет составляется зря, так как директор его даже не открывает.
На самом деле, чтобы проанализировать наполнение такой папки, уйдет неделя, а то и больше. Причем там действительно нет ни плановой, ни фактической прибыли по холдингу, так как представлена прибыль отдельно по юридическим лицам, которые входят в структуру холдинга. Но чтобы «высмотреть» прибыль в дальних колонках разных «простыней» ни у одного директора никогда не хватит времени. При всем при этом плановый отдел всегда укомплектован согласно штатному расписанию, состоит из шести человек, которые под завязку загружены работой.
В действительность такая работа предприятию не нужна, так как фактически она отвлекает внутренние ресурсы предприятия на процессы, которые не прибавляют эффективности деятельности предприятия в целом.
Среди причин такой ситуации следует выделить две наиболее распространенные:
Правильная организация работы планово-экономического отдела на предприятии
С другой стороны, какой отчет был бы для руководителя наиболее удобен и информативен. Идеальным вариантом является ситуация, когда если что-то не так на предприятии, то экран монитора генерального директора становится красным, и на нем появляется фотография того, с кого надо спросить. Конечно, данный вариант очень далек от реальности.
Если отбросить иронию, то из этой ситуации становится ясно, что отчетность для высшего руководства действительно должна быть краткой, наглядной и оперативной.
Но в результатах работы планового отдела заинтересован не только генеральный директор, но руководители других уровней на предприятии. И отчетность, представляемая генеральному директору, по своему наполнению не отражает информативные потребности о состоянии дел на предприятии руководителей отделов и подразделений. Фактически, необходимы несколько отчетов для разных руководителей:
Есть разница и в группировке выручки:
Что вывести в отчет в случае каждого конкретного предприятия, нужно решать исходя их целевых и контрольных показателей, по которым оценивается каждый руководитель, т.е. информации, которую ему нужно знать для решения поставленных перед ним задач. Показанные в отчете таблицы должны предоставлять максимум информации при минимальной загруженности лишними данными. Но для того, чтобы они делались качественно, должна быть проделана большая работа.
Очень важно также выбирать наглядные «измерители» эффективности работы: не просто объем продаж, а маржинальная прибыль (выручка минус прямые расходы), а еще лучше – показатель «маржинальная прибыль на 1 экземпляр товара», который даст ориентиры по поводу того, какая продукция какими объемами наиболее выгодна предприятию.
Чтобы определить роль планово-экономического отдела в деятельности предприятия необходимо отметить основные виды работы, выполняемых данным отделом.