Чем занимается этническая экология

Этноэкология

Этноэкология

Этноэколо́гия — это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.

В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования; выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции.

В качестве направления в педагогике этноэкология использует сбор и изучение информации о традиционной культуре для воспитания эко-ориентированного типа личности; изучает и использует опыт, который нарабатывает этнопедагогика.

Подобно экологическим системам культурные системы устойчивы при максимальном разнообразии своих структурных элементов. Культура России (как и многих других стран) — сложная мозаичная система, состоящая из многообразия локальных конкретно-географических культур. Абсолютное большинство в этом многообразии представлено многообразием конкретных традиционных культур. Однако это многообразие подавляется и растворяется агрессивными урбанистическими монокультурами — современной космополитичной техногенной культурой и массовой поп-культурой. Эти монокультуры не учитывают природохозяйственные нюансы и особенности художественного исторического восприятия социо-природного мира; создают прогрессирующие темпы ассимиляции малых культур, благоприятные условия для явления скрытой ксенофобии — когда человек неосознанно или сознательно избегает, стыдится своей этно-, традиционно-культурной идентификации. В итоге культура сводится к искусственному, неживому моноподобию, что приводит к кризисным явлениям и ее разрушению. Отсюда необходимость грамотного изучения и педагогической популяризации локальных традиционных культур (в противовес урбанистической монокультуре) и комплекса их традиционных экологических знаний становится очевидной.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Этноэкология» в других словарях:

этноэкология — сущ., кол во синонимов: 1 • экология (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Этноэкология — научная дисциплина на стыке между этнографией (этнологией) и экологией человека тесно связана с этнодемографией, этногеографией и этнической антропологией. Задача этноэкологии изучение особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических… … Экология человека

Этноэкология — новая наука, занимающаяся исследованием жизнеобеспечения этносов или этнических систем в определенных природных условиях. Ставит своей целью сохранение тех или иных этнических общностей, оказавшихся в сложных условиях. Э. включает также… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Кимеев, Валерий Макарович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Валерий Ма … Википедия

Валерий Кимеев — Кимеев Валерий Макарович (родился 21 октября 1952, село Устюжанино Ленинск Кузнецкого р на Кемеровской области). Историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. Кандидат… … Википедия

Валерий Макарович Кимеев — Кимеев Валерий Макарович (родился 21 октября 1952, село Устюжанино Ленинск Кузнецкого р на Кемеровской области). Историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. Кандидат… … Википедия

Кимеев — Кимеев, Валерий Макарович Кимеев Валерий Макарович (родился 21 октября 1952, село Устюжанино Ленинск Кузнецкого р на Кемеровской области). Историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и… … Википедия

Кимеев, Валерий — Кимеев Валерий Макарович (родился 21 октября 1952, село Устюжанино Ленинск Кузнецкого р на Кемеровской области). Историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. Кандидат… … Википедия

Кимеев В. — Кимеев Валерий Макарович (родился 21 октября 1952, село Устюжанино Ленинск Кузнецкого р на Кемеровской области). Историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. Кандидат… … Википедия

Кимеев В. М. — Кимеев Валерий Макарович (родился 21 октября 1952, село Устюжанино Ленинск Кузнецкого р на Кемеровской области). Историк, этнограф, музеевед, специалист по истории и культуре тюркоязычного населения Кузнецкого Алатау и Притомья. Кандидат… … Википедия

Источник

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЭТНИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

XV ЛЕТНЕГО УНИВЕРСИТЕТА

ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

«УРОКИ ЭТНОЭКОЛОГИИ»

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ О

ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ

ЭТНОЭКОЛОГИИ, ДАВАЙТЕ

РАЗБЕРЁМСЯ:

1. ЧТО ЕСТЬ СОВРЕМЕННАЯ

2. ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА СЛОВОМ

3.ЧТО ТАКОЕ ЭТНОЭКОЛОГИЯ?

ЧТО ЕСТЬ

СОВРЕМЕННАЯ

ЭКОЛОГИЯ

Рассмотрим это на примере всего того, что связано с журналистикой.

ЭКОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

При положительном сальдо отношений между социальным институтом «ЖУРНАЛИСТИКА»

и окружающей этот институт социальной средой очевиден результат –

ЖУРНАЛИСТИКА

КАК СОЦИАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ

(усложнение структуры) социального института «ЖУРНАЛИСТИКА»

и развитие культуры применения этого социального института в обществе

ЭКОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При положительном сальдо отношений между журналистикой, как системой видов деятельности и средой, окружающей эти виды деятельности очевиден результат – устойчивое

ЖУРНАЛИСТИКА

КАК СИСТЕМА ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

разнообразия форм и методов) журналистской деятельности и развитие культуры журналистской деятельности в социальной среде

ЭКОЛОГИЯ ПРОФЕССИИ

При положительном сальдо отношений между журналистикой, как совокупностью профессий, и средой, окружающей эти профессии очевиден результат –

ЖУРНАЛИСТИКА

КАК СОВОКУПНОСТЬ

ПРОФЕССИЙ

(структурное усложнение) и увеличение разнообразия журналистских профессий);

развитие профессиональной культуры.

ЭКОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТА

При положительном сальдо отношений между конкретным человеком-журналистом, и окружающей его совокупной средой (природной, социальной, профессиональной),

ЖУРНАЛИСТИКА

ИЛИ ОТВЕТ НА ВТОРОЙ

ВОПРОС

ЭТНИЧЕСКАЯ ОЭКОЛОГИЯ

ИЛИ ЭКОЛОГИЯ НАРОДОВ

Этническая экология может быть детерминирована как научная дисциплина, расположенная на стыке этнографии и экологии человека.

Этническая экология – наука о формировании у народа (этноса) под воздействием окружающей среды особых качеств, обеспечивающих его выживание и устойчивое развитие в данных природных условиях.

Результат взаимодействия этноса (народа) и окружающей его природной среды отражается в его материальной и нематериальной культуре.

Центральным предметом, объектом, на который направлено действие экологических факторов, в этнической экологии является этнос (народ).

Окружающей средой, формирующей определнные качества народа, направленные на выживание в данных условиях, является природная среда.

Подчркивая е важность именно для формирования основополагающих качеств этноса собственно и делающих этот народ непохожим на другие народы, эту природную среду называют месторазвитием народа Согласно П.Н. Савицкому «месторазвитие»

– понятие, обнимающее одновременно и социально-историческую среду народа, и занятую народом территорию». Это «широкое общежитие живых существ, взаимно приспособленных друг к другу и к окружающей среде».

Особые качества народа проявляются в виде экологически обусловленных форм социального поведения, которые и обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания.

Культура жизнеобеспечения включает в себя все элементы материальной и отчасти нематериальной культуры, которые непосредственно направлены на поддержание жизнедеятельности людей и их выживание в данных природных условиях (поселение, жилище, одежда, пища и е добыча и пр.).

ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

При положительном сальдо отношений между общностью людей, проживающих на определнной территории и природно-климатическими факторами окружающей среды очевиден результат – формирование у этих людей ЭТНОС экологически обусловленНАРОД) ных форм социального поведения, обеспечивающих этому народу существование за счет ресурсов данной среды обитания, особой культуры жизнеобеспечения и, как следствие, становление и развитие этноса.

Этническая экология учитывает особенности человека как социальнобиологического существа.

Этноэкология принимает во внимание, прежде всего, ведущую роль социальных факторов в формировании этнопопуляционных групп.

Этноэкология отмечает важность традиционной специфической культуры, являющейся основным средством внебиологической адаптации к среде обитания.

Этноэкология придат огромное значение хозяйственной деятельности человеческих коллективов в их жизнеобеспечении и во все растущем преобразующем влиянии их на природу.

Темы, рассматриваемые этноэкологией, отражают своеобразие исторического развития этносов и роль экологических факторов в их эволюции.

Этноэкология стремится рассматривать этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве, т.е.

представить их в виде сложной, развивающейся системы.

Среди практических задач этнической экологии можно выделить следующие:

1. Исследования хозяйственно-культурных типов народов России и Мира.

2. Общие и локальные вопросы культурной адаптации.

3. Разработка и развитие концепции антропогеоценоза и этноэкосистемы.

4. Изучение феномена долгожительства, как индикатора успешной адаптации к природным условиям.

5. Историческая динамика культуры, демографии и экологии человека в переселенческих группах.

Более подробно о задачах, которые решает наука «Этническая экология» можно узнать на сайте Сектора этнической экологии Института этнологии и антропологии РАН Если термин «жизнеобеспечение»

символизирует как бы структурную основу этноэкологии, то другой главный термин «адаптация» отражает динамизм человеческой культуры.

В этноэкологии считается, что все этнические культуры представляют собой конкретные специфические формы адаптации к среде и формы самовоспроизводства исторических общностей.

Именно адаптация является ведущим термином культурной экологии – аналога этнической экологии, в которой культура является не результатом взаимодействия этноса и природы, а главной движущей силой формирования у народа культуры жизнеобеспечения в новых для него природных условиях Обе экологии (и этническая, и культурная) особо подчркивают важность не среды в развитии культуры общности, а пути, по которому пошло развитие человеческой общности (ее культуры, системы жизнеобеспечения, природопользования) – в условиях выбора одного из нескольких путей, доступных в данной среде обитания.

Такой выбор обозначается термином «стратегия адаптации». Он всегда определяется не только особенностями среды, но и уровнем технологического развития, культурными ценностями группы, внешним воздействием и множеством других факторов.

О НОВОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ

«ЭКОЛОГИЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

(ЭНВАЙРОНМЕНТОЛОГИЕЙ) вводится понятие экологии месторазвитий этносов Экологию месторазвитий можно и необходимо воспринимать, как науку и практику защиты месторазвитий, защиты Родины народов. Следовательно – это одна из наук природоохранного цикла, поскольку центральным объектом (объектом воздействия) в ней является окружающая природная среда.

А раз так, то так называемую

НОВУЮ ЭТНИЧЕСКУЮ ЭКОЛОГИЮ

отнести к экологическим наукам нельзя.

Скорее это даже не наука об охране окружающей этнос среды а некое политизированное общественное движение, ставящее своей целью оказание давления на государство в вопросах природопользования в некоторых природно-климатических регионах, например, в Арктике.

Чем занимается этническая экология. Смотреть фото Чем занимается этническая экология. Смотреть картинку Чем занимается этническая экология. Картинка про Чем занимается этническая экология. Фото Чем занимается этническая экология«Сарбаш Людмила Николаевна ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: КУЛЬ ХЛЕБА И ЕГО ПОХОЖДЕНИЯ С. В. МАКСИМОВА В статье анализируется специфика путешествия по Волге С. В. Максимова путевого очерка Куль хлеба и его похождения: рецепция жизненных явлений, сюжетно-композиционная организация, специфика изображения инонационального. Хлеб предстает как основная ценность духовного бытия русского народа и нерусских этносов поволжского мира и как доминанта, определяющая структуру. »

Чем занимается этническая экология. Смотреть фото Чем занимается этническая экология. Смотреть картинку Чем занимается этническая экология. Картинка про Чем занимается этническая экология. Фото Чем занимается этническая экология«Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. – М.: Диалог-МГУ, 2000. – Вып. 12. – 148 с. ISBN 5-89209-585-1 ЛИНГВОПОЭТИКА Языковые средства создания комического в рассказах М. Зощенко © кандидат филологических наук Чжон Тэ Он (Республика Корея), 2000 Языковые средства представляют собой материал для создания комического. К ним относятся алогизм, каламбур, парадокс и пр. Речь героя-рассказчика в произведениях Зощенко распадается на отдельные лексические единицы. »

Чем занимается этническая экология. Смотреть фото Чем занимается этническая экология. Смотреть картинку Чем занимается этническая экология. Картинка про Чем занимается этническая экология. Фото Чем занимается этническая экология«Белобородова Анна Валерьевна ВАРИАТИВНОСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ КОНЦЕПТ БЕЗРАЗЛИЧИЕ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ Данная статья посвящена анализу варьирования фразеологических единиц, репрезентирующих концепт безразличие в русском и английском языках. Особое внимание уделяется различию фразеологизмов-синонимов и фразеологических вариантов, вербализующих данный концепт в изучаемых языках, и их классификации. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2009/1/5.html Источник. »

Чем занимается этническая экология. Смотреть фото Чем занимается этническая экология. Смотреть картинку Чем занимается этническая экология. Картинка про Чем занимается этническая экология. Фото Чем занимается этническая экология«Г.В. Токарев Дискурсивные лики концепта Монография Тула 2004 Научный редактор – Н.Ф. Алефиренко, доктор филологических наук, академик АСГН, профессор Рецензенты: кафедра общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного педагогического университета В.Д. Бондалетов, доктор филологических наук, профессор Пензенского государственного университета, заслуженный деятель науки В монографии обсуждаются проблемы категоризации концепта «Труд» в различных дискурсах русской культуры. »

Чем занимается этническая экология. Смотреть фото Чем занимается этническая экология. Смотреть картинку Чем занимается этническая экология. Картинка про Чем занимается этническая экология. Фото Чем занимается этническая экология«ФИЛОЛОГИЯ 125 Франциско Молина-Морено (Государственный Кубанский университет) ЗНАМЕНИТЫЙ ИСПАНСКИЙ ПРЕДШЕСТВЕННИК ПУШКИНА: «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ» ЛОПЕ ДЕ ВЕГА1 Предметом этой статьи являются размышления о драме Лопе де Вега «Великий Князь Московский, или Преследуемый Император». Нашей целью будет не столько собственное исследование, сколько синтез различных точек зрения о происхождении этого произведения и той обработки, которой Лопе де Вега подверг историю России. Надеемся, что данный. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Научный статус этнической экологии

Изучая историю, быт и культуру конкретных народов, ученые, так или иначе, сталкиваются с проблемой взаимодействия общества и природы. Эта проблема актуализирует изучение ряда таких вопросов, как роль среды в формировании многообразия форм культуры народов мира; место этих народов в природных системах; изменения природно-ландшафтной среды, обусловленные особенностями природопользования, образом жизни и уровнем хозяйственно-культурного развития того или иного этноса или этнической общности. Поэтому перед исследователями возникает необходимость в общей целостной картине, которая отражала бы всё многообразие этноэкосистем, их структурные и функциональные связи. Для решения такого рода проблем необходимо привлечение не только знаний, накопленных историческими, этнологическими, этнографическими науками, знаний о природных системах, развиваемых современными географическими науками, где широкие планетарные подходы тесно смыкаются с экологией, но, прежде всего, культурфилософского осмысления данных процессов.

Стало совершено понятно, что этническая экология представляет собой составную часть социальной экологии, которая изучает то, как отражаются условия и стадии общественного развития на степени единства ценностей и целей жизнедеятельности этноса. Автор термина «социальная экология» Р. Маккензи определил ее как науку о тех пространственных и временных формах человеческого бытия, которые обусловлены селективными (содействующие отбору), дистрибутивными силами окружающей среды. В данном случае речь идет о природной среде как арене жизнедеятельности различных общностей и о зависящих от этой арены особенностях данных обществ. При этом объектом исследования социальной экологии является экологический комплекс, представляющий региональное сочетание населения, природной среды и производства, обладающее определенной организацией, стабильностью и изменчивостью.

Основателем этнической экологии по праву принято считать отечественного этнографа В. Козлова, который впервые предложил выделение этнической экологии и определил ее как научную дисциплину, сформировавшуюся на стыке этнографии с экологией человека социальной экологией и имеющей зоны перекрытия с этногеографией, этнической демографией и этнической антропологией. Ставя в центр своего внимания, как и общая экология, изучение взаимодействия организмов среды, этническая экология учитывает особенности человека как социально-биологического существа и, прежде всего, ведущую роль социальных факторов в формировании этнопопуляционных групп, важность традиционной специфической культуры, являющейся основным средством внебиологической адаптации к среде обитания, значение хозяйственной деятельности человеческих коллективов в их жизнеобеспечении и во все растущем преобразующем влиянии их на природу. Объектом исследования этнической экологии, как и экологии человека, В. Козлов определял человека, но при этом рассматривал его не как биологический вид, а как существо биопсихосоциальное.

В связи с тем, что рассматриваемая нами научная дисциплина аккумулирует в себе данные из вышеперечисленных отраслей научного знания, налицо разброс мнений и неоднозначность в трактовке самой категории «этническая экология». Это объясняется, прежде всего, тем, что представители данных направлений с разных позиций смотрят на проблему взаимодействия природы и этноса, следовательно, по-разному определяют сущностную сторону категории «этническая экология», но общая особенность данных позиций заключается в том, что этническая экология имеет междисциплинарный статус.

Так, Э. Гирусов определяет этническую экологию как «науку об окружающей среде, рассматриваемой в рамках теории взаимодействия общества и природы с целью выяснения закономерностей развития этих отношений и поиска путей их оптимизации». Н. Реймерс трактует данную науку, как «раздел социальной экологии, посвященный этнокультурным особенностям взаимодействия общества с природной средой. Рядом с этнической экологией он ставит экологию народонаселения как область знаний о влиянии природной и социально-экономической среды на процессы в людских популяциях».

Отечественный теоретик этнологии Ю. Бромлей, как и В. Козлов, под этнической экологией понимают «науку, расположенную на стыке этнографии и социальной экологии, изучающую закономерности формирования и функционирования этноэкологических систем, в частности, систем жизнеобеспечения этносов, влияния экологических взаимосвязей на здоровье человека, воздействий человека на природную среду». При этом этноэкологическая система рассматривается как система, в которой гармонично сосуществуют этнос и ландшафт.

Этническая экология в России возникла как аналог западной культурной антропологии, разработанной Дж. Стюардом, и трактовалась как «научная дисциплина, расположенная на стыке этнографии с экологией человека (социальной экологией) и имеющая зоны перекрытия с этнической географией, этнодемографией и этнической антропологией». Теме адаптации и жизнеобеспечения этноса в российской этнографии и культурологии уделялось особое внимание, и достижения российских исследователей порой превосходят достижения их западных коллег. Также как и в культурной экологии, в этнической акцент делался на изучении адаптации человеческого общества к окружающей среде. Культура рассматривалась как механизм, посредством которого такая адаптация осуществлялась. С помощью культуры «люди не только приспосабливались со временем к той или иной новой природной среде («экологической нише»), но и преобразовывали в большей или меньшей степени саму эту среду, создавая «культурные ландшафты».

Сущность категории «этническая экология» в полной мере может быть раскрыта через осознание и осмысление понятия «адаптация». Особая заслуга в разработке понятий «адаптация» и «культура» в качестве адаптивного механизма принадлежит Э. Маркаряну. Его трактовка данного понятия представляется более оригинальной и глубокой, чем в западной этнологии. По его мнению, адаптация представляет собой «способность системы для самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствие со средой», Он считал, что в культуре закрепляются только те инновации, те поведенческие, институциональные и прочие модели, которые являются адаптивными по отношению к окружающей среде. Адаптация, таким образом, это процесс социокультурной перестройки общества. Общество, в свою очередь, представляет собой подвижную, постоянно меняющуюся систему. Адаптация является движущей силой культурных изменений внутри общества, с одной стороны, и изменений, «окультуривания» среды обитания, с другой. Поэтому и саму культуру Э. Маркарян определял в качестве «способа универсального адаптивно-адаптирующего воздействия на среду».

Таким образом, этническая экология стремится рассматривать этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве, то есть представляет их в виде сложной развивающейся системы. Этот подход подчеркивался практически всеми российскими учеными, которые занимались проблемами этнической экологии.

Проблема психологической адаптации человека и человеческого общества выделяется в качестве отдельной важной темы в российской этнической экологии. К окружающей природной среде люди адаптируются не только в физическом, но и в психологическом отношении. Несомненно, что если группа людей живет в одних и тех же условиях не одно поколение, то такая психологическая адаптация не проходит бесследно. Известно о существовании некоторых связей между психологическим складом, темпераментом и природными условиями, хотя причинно-следственные закономерности здесь не всегда четко прослеживаются. В целом механизмы психологической адаптации более гибки и действенны, чем физической, и такая адаптация идет быстрее, но и она требует времени. Люди привыкают к определенному ландшафту, считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя неуютно при переселении на равнинную степь или морское побережье, даже если климатические условия их очень близки. Таким образом, срабатывают механизмы не только физической адаптации, а прежде всего, психологической.

Аналогичным образом и относительно того, что касается системы жизнеобеспечения, ее психологической составляющей, подчеркивалось, что ее главным содержанием является взаимоотношение людей не с природной, а с социально-культурной, этнической средой. Действию стрессогенных факторов противостоит система социокультурных установок, определяющих поведение человека в тех или иных случаях жизни. Так, по наблюдениям В. Козлова, проведенным на Кавказе, абхазы, например, воспитываются в духе социальной дисциплины и самоконтроля и обычно чуть ли не с детства достаточно четко знают, что именно нужно делать в случае ссоры с близким другом или в какой-то другой ситуации; такой установленный этикет предохраняет от чрезмерного нервного напряжения.

Н. Лебедева, целенаправленно изучавшая психологические аспекты адаптации, пишет, что «вопросы психологической адаптации этнических групп к географической среде практически не разработаны». Действительно, в настоящее время психологическая сторона адаптивного процесса изучена недостаточно. Таким образом, можно сделать вывод, что российская этническая экология вплотную подошла к проблеме психологической адаптации этнокультурной системы к своему окружению. Однако пока данное направление это не получило должного развития.

Основными задачами этнической экологии являются:

— исследование особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей;

— изучение особенностей природопользования этносов и воздействия на среду;

— рассмотрение закономерностей формирования и функционирования экосистем;

— анализ влияния сложившихся экологических связей на здоровье человека.

Этническая экология, как любая другая научная дисциплина, оперирует определенным категориальным аппаратом, положенным в основу большинства современных культурологических и культурно-антропологических концепций, и включающим следующие наиболее значимые категории: жизнеобеспечение, культура жизнеобеспечения, система жизнеобеспечения, природопользование, адаптация, стратегия адаптации и другие.

Поскольку одной из приоритетных задач этнической экологии является изучение традиционных систем жизнеобеспечения и природопользования этносов, необходимо обратиться к термину «жизнеобеспечение», который впервые был предложен американским этнографом Р. Лоуи и означает собственно технологию добывания и производства пищи. Само понятие «жизнеобеспечение» этноэкологи считают оригинальным русскоязычным образованием. Этот образный перевод английского слова «subsistence», обозначающего существование, пропитание, средство поддержания жизни. Первым из этнографов его стал использовать С. Арутюнов, понимая под жизнеобеспечением «все элементы материальной культуры, которые непосредственно направлены на поддержание жизнедеятельности людей». Очевидно, что термин «жизнеобеспечение» шире и понятийно богаче, чем «существование». На основе удачного термина появились новые производные категории, выходящие далеко за рамки исходного значения слова «subsistence», под которым в зарубежной этнографии по-прежнему обычно понимают потребительские виды хозяйства, направленные на производство пищи: охоту, собирательство, ранние формы земледелия и скотоводства.

Как уже отмечалось, культура жизнеобеспечения этноса включает все элементы материальной и отчасти духовной культуры, которые непосредственно направлены на поддержание жизнедеятельности людей, то есть поселение, жилище, одежда, пища и т. п. В связи с этим возникла необходимость введения термина «система жизнеобеспечения», который можно определить как взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, то есть экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания.

Если термин «жизнеобеспечение» обозначает структурную основу этнической экологии, то другой термин «адаптация» отражает динамизм человеческой культуры. Известно, что все этнические культуры представляют конкретные специфические формы адаптации к среде и самовоспроизводства исторических общностей. Важно подчеркнуть не роль среды в развитии культуры общности, а путь, по которому пошло развитие человеческой общности ее культуры, жизнеобеспечения, природопользования в условиях выбора одной из нескольких доступных возможностей в данной среде обитания. Такой выбор обозначается термином «стратегия адаптации», которая всегда определяется не только особенностями среды, но и уровнем технологического развития, культурными ценностями группы, внешним воздействием и множеством других социальных факторов.

Таким образом, жизнеобеспечение человека на индивидуальном и этническом уровнях представляет собой процесс удовлетворения жизненно важных материальных и духовных потребностей путем адаптации к природной и социально-культурной среде обитания, а также путем развития компонентов культуры, обеспечивающих успешность этой адаптации и всего процесса этнического воспроизводства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *