Чем занимается генеральная ассамблея
Чем занимается генеральная ассамблея
Генеральная Ассамблея является основным совещательным органом Организации Объединенных Наций. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.
Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее. Однако некоторым из государств-членов с числящейся задолженностью по уплате взносов, Генеральная Ассамблея может разрешить участвовать в голосовании.
Генеральная Ассамблея учредила ряд советов, рабочих групп, правлений и т.д. для выполнения определенных функций. (См. Перечень вспомогательных органов)
Генеральная Ассамблея разработала и утвердила собственные Правила процедуры, в соответствии с которыми она избирает своего Председателя и 21 заместителя Председателя на каждую новую сессию.
Практические вопросы
Секретариат Генеральной Ассамблеи занимается вопросами документации, списками ораторов, размещением в Журнале ООН объявлений и другой информации.
Справочник делегата ежегодно обновляется и выходит непосредственно перед началом Генеральной Ассамблеи.
На веб-сайте Группы аккредитации вы найдете информацию и формы для регистрации, аккредитации, а также получения или обновления пропуска.
Чем занимается генеральная ассамблея
Работа Генеральной Ассамблеи
Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году согласно Уставу Организации Объединенных Наций, занимает в Организации Объединенных Наций центральное место, являясь ее главным совещательным, директивным и представительным органом. Состоящая из всех 193 членов Организации Объединенных Наций, она представляет собой уникальный форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, затронутых в Уставе. Она играет также важную роль в процессе выработки стандартов и кодификации международного права.
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея может:
Ассамблея проходит в сентябре-декабре каждого года (основная сессия), а в последующий период — с января по сентябрь (возобновленная сессия) — собирается по мере необходимости. Кроме того, в ходе возобновленной сессии Ассамблея рассматривает текущие вопросы, имеющие исключительно важное значение для международного сообщества, в форме тематических прений высокого уровня, организуемых Председателем Генеральной Ассамблеи в консультации с государствами-членами. В этот период Ассамблея традиционно проводит также неофициальные консультации по широкому кругу основных вопросов в соответствии со своими резолюциям
Генеральная Ассамблея, возглавляемая ее Председателем, о время пандемии COVID-19 выполняет свою работу, используя новаторские средства, чтобы гарантировать непрерывность работы и смягчить распространение болезни.
Пандемия — это не единственная серьезная проблема, с которой сталкивается мир. Расизм, нетерпимость, неравенство, изменение климата, бедность, голод, вооруженные конфликты и другие проблемы остаются глобальными вызовами. Все эти вызовы требуют глобальных действий, и Генеральная Ассамблея — это уникальная возможность для всех собраться вместе и наметить курс на будущее.
.
Чем занимается генеральная ассамблея
Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году согласно Уставу Организации Объединенных Наций, занимает в Организации Объединенных Наций центральное место, являясь ее главным совещательным, директивным и представительным органом. Состоящая из всех 193 членов Организации Объединенных Наций, она представляет собой уникальный форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, затронутых в Уставе. Она играет также важную роль в процессе выработки стандартов и кодификации международного права.
Ассамблея проходит в сентябре-декабре каждого года (основная сессия), а в последующий период — с января по сентябрь (возобновленная сессия) — собирается по мере необходимости, в том числе для рассмотрения остающихся докладов Четвертого и Пятого комитетов. Кроме того, в ходе возобновленной сессии Ассамблея рассматривает текущие вопросы, имеющие исключительно важное значение для международного сообщества, в форме тематических прений высокого уровня, организуемых Председателем Генеральной Ассамблеи в консультации с государствами-членами. В этот период Ассамблея традиционно проводит также неофициальные консультации по широкому кругу основных вопросов в соответствии со своими резолюциями.
Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
Ассамблея уполномочена выносить государствам рекомендации по международным вопросам, относящимся к ее компетенции. Она также выступает инициатором мер политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, положительно влияющих на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 году, и итоговый документ Всемирного саммита 2005 года отражают приверженность государств-членов достижению конкретных целей в интересах обеспечения мира, безопасности и разоружения, а также развития и искоренения нищеты; защиты прав человека и утверждения принципа верховенства права; охраны нашей общей окружающей среды; удовлетворения особых потребностей Африки; и укрепления Организации Объединенных Наций. В сентябре 2015 года Ассамблея согласовала набор из 17 целей в области устойчивого развития, содержащихся в итоговом документе саммита Организации Объединенных Наций для принятия повестки дня в области развития на период после 2015 года (резолюция 70/1: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»).
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея может:
Ассамблея может также принимать меры в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за позиции одного из постоянных членов, голосующего против. В таких случаях согласно ее резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос и рекомендовать своим членам коллективные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. (См. раздел «Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии» ниже).
Стремление к консенсусу
Каждое из 193 государств-членов имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов, тогда как по другим вопросам решения принимаются простым большинством.
В последние годы прилагаются усилия к тому, чтобы решения по рассматриваемым вопросам принимались не путем официального голосования, а на основе консенсуса, что обеспечивает более широкую поддержку решений Ассамблеи. После проведения консультаций с делегациями и достижения согласия Председатель может предложить принять ту или иную резолюцию без голосования.
Активизация работы Генеральной Ассамблеи
Не прекращаются усилия, направленные на то, чтобы сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. Эта задача была обозначена в качестве приоритетной во время пятьдесят восьмой сессии, и в ходе последующих сессий продолжались усилия по рационализации повестки дня, совершенствованию практики и методов работы главных комитетов, повышению роли Генерального комитета, укреплению роли и авторитета Председателя и рассмотрению роли Ассамблеи в процессе избрания Генерального секретаря.
На семидесятой и семьдесят первой сессиях Ассамблея приняла исторические резолюции об активизации работы Генеральной Ассамблеи (A/RES/70/305 и A/RES/71/323), в которые, в частности, включен текст присяги, принимаемой при вступлении в должность, и текст этического кодекса Председателя Генеральной Ассамблеи и в которых предусматривается проведение неофициальных интерактивных диалогов с кандидатами на должность Председателя Генеральной Ассамблеи.
Прямым результатом процесса активизации деятельности является также практика проведения тематических прений высокого уровня. Дополнительную информацию об истории и достижениях в рамках этого пункта см. www.un.org/ru/ga/revitalization/.
Сложилась практика периодического проведения Генеральным секретарем на неофициальных заседаниях Генеральной Ассамблеи брифингов для государств-членов, в ходе которых он информирует их о своих недавних мероприятиях и поездках. Такие брифинги стали общепризнанной формой обмена мнениями между Генеральным секретарем и государствами-членами.
Выборы Председателя и заместителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей главных комитетов
Согласно правилам процедуры, выборы Председателя, заместителей Председателя и председателей главных комитетов проводятся не позднее чем за три месяца до начала новой сессии в целях дальнейшего укрепления координации и распределения работы между главными комитетами и между комитетами и пленарными заседаниями. 17 июня Ассамблея избрала своим Председателем на семьдесят пятой сессии Его Превосходительство Волкана Бозкыра (Турция).
Генеральный комитет
Генеральный комитет, состоящий из Председателя и 21 заместителя Председателя Ассамблеи, а также председателей шести главных комитетов, выносит Ассамблее рекомендации относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации ее работы. Генеральный комитет проведет свое первое официальное заседание в рамках семьдесят пятой сессии в среду, 16 сентября, и рассмотрит проект повестки дня сессии. После этого в пятницу, 18 сентября, Ассамблея проведет пленарное заседание, на котором рассмотрит доклад Генерального комитета и утвердит повестку дня.
Комитет по проверке полномочий
Комитет по проверке полномочий, назначаемый Генеральной Ассамблеей на каждой сессии, представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
Общие прения
Ежегодные общие прения Ассамблеи, в ходе которых государствам-членам предоставляется возможность изложить свои взгляды по важнейшим международным вопросам. Генеральный секретарь представит свой доклад о работе Организации непосредственно перед началом общих прений.
Главные комитеты
После завершения общих прений Ассамблея приступает к рассмотрению основных пунктов своей повестки дня. Ввиду большого числа вопросов в повестке дня Ассамблея распределяет их между своими шестью главными комитетами с учетом тематики их работы. Комитеты обсуждают эти пункты, стараясь, где это возможно, согласовать различные подходы государств, и представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для рассмотрения и принятия решений на пленарных заседаниях Ассамблеи.
Шестью главными комитетами являются: Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет); Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет); Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); и Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
Однако по ряду пунктов повестки дня, таких как вопрос о Палестине и положение на Ближнем Востоке, Ассамблея принимает решения непосредственно на своих пленарных заседаниях.
Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи
В соответствии со статьей 22 Устава Генеральная Ассамблея может учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций. Подробнее
Региональные группы
За прошедшие годы в Генеральной Ассамблее образовались различные региональные группы, которые используются для целей выборов, служат механизмами для проведения консультаций и содействуют решению процедурных вопросов. Это следующие группы: государства Африки; государства Азии и Тихого океана; государства Восточной Европы; государства Латинской Америки и Карибского бассейна; а также государства Западной Европы и другие государства. Председатель Генеральной Ассамблеи избирается на основе принципа ротации между этими региональными группами. На период семьдесят пятой сессии Генеральная Ассамблея избрала Председателя от Группы государств Западной Европы и других государств.
Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии
Помимо своих очередных сессий Ассамблея может собираться на специальные и чрезвычайные специальные сессии. К настоящему времени Ассамблеей была созвана 32 специальная сессия по вопросам, требовавшим особого внимания, в том числе по таким вопросам, как вопрос о Палестине, финансовое положение Организации Объединенных Наций, разоружение, международное экономическое сотрудничество, наркотики, окружающая среда, народонаселение, женщины, социальное развитие, населенные пункты, ВИЧ/СПИД, апартеид и Намибия. Тридцать первая специальная сессия, посвященная пандемии COVID-19, началась 10 июля 2020 года, и на сегодняшний день в ее ходе был принят ряд процедурных решений. В своей резолюции 74/276 Ассамблея постановила созвать свою тридцать вторую специальную сессию по вызовам и мерам в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества c 26 по 28 апреля 2021 года.
Десять чрезвычайных специальных сессий были посвящены ситуациям, относительно которых Совет Безопасности оказался не в состоянии принять решения: Венгрия (1956 год), Суэцкий канал (1956 год), Ближний Восток (1958 и 1967 годы), Конго (1960 год), Афганистан (1980 год), Палестина (1980 и 1982 годы), Намибия (1981 год), оккупированные арабские территории (1982 год) и незаконные израильские действия в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной оккупированной палестинской территории (1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2006 и 2009 годы).
13 июня 2018 года Ассамблея приняла решение временно прервать десятую чрезвычайную специальную сессию и уполномочить Председателя Ассамблеи возобновить ее заседания по просьбе государств-членов.
Выполнение решений Ассамблеи
Работа Организации Объединенных Наций в значительной степени определяется решениями Генеральной Ассамблеи, за практическое осуществление которых в основном отвечают:
Роль Генеральной Ассамблеи
Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Состав Ассамблеи формируется из представителей всех 193 государств — членов Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея является уникальным форумом для многостороннего обсуждения международных проблем, включая вопросы мира и безопасности.
Семьдесят вторая сессия Генеральной Ассамблеи
Семьдесят вторая сессия открывается 12 сентября 2017 года. Ежегодные общие прения, в ходе которых «всемирная ассамблея» заслушает заявления глав государств и министров правительств, начинаются 19 сентября.
Вопросы финансирования
Хотя обычно Генеральная Ассамблея не участвует в принятии политических решений относительно учреждения или прекращения операций ООН по поддержанию мира, Генеральная Ассамблея играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности.
Поскольку все государства — члены ООН участвуют в расходах на поддержание мира, Ассамблея распределяет эти расходы на основе специальной шкалы начисленных взносов и с учетом относительного экономического благосостояния государств-членов, при этом постоянные члены Совета Безопасности обязаны платить более высокую долю в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.
Генеральная Ассамблея, действуя через свой Пятый комитет (Административные и бюджетные вопросы), утверждает бюджет на миротворческую деятельность и осуществляет контроль за его исполнением. В частности, она контролирует, как финансируются и оснащаются конкретные полевые операции, на основе подробных отчетов, представляемых ей Генеральным секретарем ООН.
Специальный комитет по операциям по поддержанию мира
Генеральная Ассамблея контролирует осуществление миротворческой деятельности ООН с помощью своего Специального комитета по операциям по поддержанию мира. Он был учрежден в 1965 году для всеобъемлющего рассмотрения всех вопросов, касающихся операций по поддержанию мира. Комитет отчитывается о своей работе перед Генеральной Ассамблеей через ее Четвертый комитет (Специальные политические вопросы и вопросы деколонизации).
Резолюция «Единство в пользу мира»
Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея, тем не менее, не может обсуждать вопросы мира и безопасности и выносить по ним рекомендации, если в данный момент они рассматриваются Советом Безопасности.
Несмотря на положение Устава ООН, которое ограничивает полномочия Генеральной Ассамблеи в отношении вопросов мира и безопасности, могут быть случаи, когда Ассамблея вправе принимать меры.
В соответствии с резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 года и озаглавленной «Единство в пользу мира» [резолюция 377 (V)], если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать по причине того, что один из его постоянных членов воспользовался правом вето, то Генеральная Ассамблеи может принять меры. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассмотреть данный вопрос с целью вынесения государствам-членам рекомендаций относительно принятия коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В истории миротворческой деятельности эта резолюция была применена лишь однажды, когда в 1956 году Генеральная Ассамблея учредила Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС I) на Ближнем Востоке.