Чем занимается гид проводник
По экстремальным туристическим тропам: тонкости работы инструктора-проводника
Рафтинг, исследование пещер, покорение гор, выживание в дикой природе – экстремальные туры набирают популярность. Эти мероприятия связаны с риском для жизни и здоровья, поэтому их организация имеет свои особенности, а к лицу, проводящему экскурсию, предъявляют повышенные требования.
Какие задачи стоят перед проводником?
При составлении маршрута необходимо продумать вопросы аренды транспорта (авто, лодки, лошади), договориться о питании в точках привалов и ночевок, наладить контакты со спасательными службами.
В экстремальном туре важна не только физическая подготовка, но и стрессоустойчивость, готовность идти до конца, умение сохранять позитивный настрой
До начала тура надо познакомиться с туристами и оценить степень их физической подготовки и владение походными навыками. Тогда вы сможете четко представлять, какие действия им под силу, и при необходимости корректировать программу.
Требования к гиду-«экстремалу»
Если во время экстремального тура участник получает травму, главное не паниковать, а оказать ему доврачебную помощь
В работе инструктора по экстремальным маршрутам существуют свои сложности, но и отдачу она приносит немалую. Радость от общения с природой, гордость за свои достижения, удовольствие от приключений – вот малая часть плюсов этого занятия.
Гид для космических туристов: когда появятся проводники к звездам
Кто такой гид в сфере космического туризма
Гид в сфере космического туризма — это специалист, который разрабатывает и подбирает программы для путешественников в космос. Он сопровождает туриста или группу во время путешествия и проводит экскурсию.
Гид в сфере космического туризма — одна из профессий будущего.
Чем занимается гид в сфере космического туризма
Главная задача гида — организовать и провести космический тур. Конкретные обязанности зависят от вида путешествия. Например, для короткого полета на орбиту или Международную космическую станцию такой гид либо не понадобится, либо будет сопровождать путешественников как бортпроводник — поможет сделать полет безопасным и комфортным для пассажиров.
Когда космический туризм станет доступным для большинства людей, гид окажется важным звеном. Такие люди будут руководить туристическими потоками, подбирать подходящие направления, опираясь на предпочтения клиентов, создавать более красочные маршруты.
Другая важная функция гидов — сопровождение туристов во время путешествий в космос. Опираясь на знания в астрономии, истории космических исследований, физике, географии, они будут рассказывать туристам о направлении и ходе полета, об интересных объектах на пути, важных событиях в истории космоса и показывать то, что невозможно увидеть на Земле. Например, если путешествие предстоит на лунную базу, космический гид проведет экскурсию на месте, рассказывая об особенностях планеты.
Тренды и направления профессии
Желающих улететь за пределы Земли становится все больше: так, 20 июля 2021 года миллиардер и основатель Amazon Джефф Безос совершил суборбитальный полет вместе с братом Марком, 18-летним студентом-физиком из Нидерландов Оливером Дэменом, а также 82-летней американской летчицей Уолли Фанк. Еще один туристический полет на Crew Dragon компании Илона Маска SpaceX должен состояться в конце 2021-го — начале 2022 года. А японский миллиардер Юсаку Маэдзава объявил о наборе восьми космических туристов для полета на Луну в 2023 году.
В будущем больше людей смогут купить себе космический тур, появится больше предложений и маршрутов. Потребуются люди, которые смогут все это организовать.
Откуда придет профессия
С популяризацией космического туризма и увеличением количества коммерческих полетов сначала появится другая профессия будущего — пилот коммерческих космических кораблей. В первое время именно они и будут выполнять функцию гидов — комментировать ход полета и рассказывать о космосе.
Впоследствии полноценными гидами по космическому туризму могут стать бывшие профессиональные астронавты, ведь у них уже есть опыт и необходимые для полетов навыки.
Ключевые навыки
Часть важных навыков космического гида совпадает с компетенциями обычного гида, которого мы встречаем на экскурсиях и выставках. Им приходится общаться с большим потоком людей с разными запросами и потребностями, поэтому навык коммуникации — один из ключевых, наравне со стрессоустойчивостью, клиентоориентированностью и организованностью.
Но главное отличие гидов в сфере космического туризма — сама область работы. Таким специалистам потребуется большая база знаний по ключевым вопросам, связанным с космосом, наравне с космонавтами. Управлять лайнером гидам не придется, но разбираться в основах космического приборостроения и радиотехники нужно на случай чрезвычайных ситуаций.
Когда появится профессия гида по космическому туризму
Как стать гидом в сфере космического туризма
На данный момент курс подготовки космических гидов существует в школе ответственного и экологичного туризма G-Guides Academy. В рамках программы преподают астрономию, физику, историю космических исследований и коммуникационные навыки.
Курс стоит около €5 тыс., длится год и проходит в онлайн-формате. По его окончании студенты пишут диссертацию и получают сертификат академии. Чтобы пройти программу, специальная подготовка не нужна — курс доступен всем.
Если говорить о более фундаментальном образовании, то специальной образовательной программы по такому направлению нет ни в одном вузе. Но можно поискать факультеты и направления там, где комплексно обучают подходящим навыкам. Например, факультет «Ракетно-космическая техника» в МГТУ им. Баумана, факультет космических исследований МГУ, программа «Ракетные комплексы и космонавтика» в МАИ или зарубежные институты — Caltech и Чикагский университет.
При этом космическим гидам важно грамотно и хорошо говорить — эти навыки можно развить на курсах ораторского мастера уже сейчас.
Чем занимается гид проводник
Он обязан обеспечить безопасное восхождение (и отвечает за это) своего клиента (нанимателя, который в свою очередь достойно оплачивает его работу), практически на любую, выбранную последним, вершину или маршрут. Перед особо сложным маршрутом, гид может предложить (!) проверочное восхождение (на сколько клиент сейчас готов к заявленной горе), а клиент вправе отказаться. гид, часто предлагающий подобные тренировки, теряет клиентуру и очень скоро понижается в категории. гид отвечает за безопасность клиента от первого шага с порога хижины на пути к вершине и до последнего шага, который возвращает его на этот же порог. Ни о какой учебе или воспитании альпинистского бон-тона, со стороны гид, как правило, не предполагается Если на страховке гида что то произойдет с клиентом, то виноват будет клиент, а меры воздействия на гид. будут такими, что ни нашим инструкторам ни нашим сегодняшним «гидам» просто и не снились – дисквалификация вплоть до «белого билета», а это означает, что на всем альпинистском пространстве его никуда не возьмут на работу. Даже, если в НС виноват клиент, то на разборе в первую очередь разбираются действия гид. – не привел ли он клиента к подобному нарушению.
В последнее время инициативные группы энтузиастов взялись за проработку правовых и организационных вопросов. Но без наличия определившегося (определенного сверху) органа, которому эти проработки будут жизненно необходимы, дело в очередной раз может застопорится на долгое время.
Главный итог – после курса учебных восхождений инструктор должен быть уверен, что он может выпустить своих учеников на самостоятельное восхождение. Это тоже меры безопасности, но только личные, для самого инструктора.
Но и здесь появилась очередная сложность. Убрав из разрядных нормативов требование иметь опыт руководства восхождением (без инструктора), мы лишили начинающих разрядников стимула к росту, расширению своего горного кругозора и приобретения опыта, а инструктору значительно снизили возможность дифференцированного подхода к процессу обучения. Гиду ведущему своего клиента на гору абсолютно без разницы: есть ли у последнего подобный альпинистский опыт или он совершенный неуч. И это тоже реалии жизни.
Инструктор альпинизма, правильно обученный и сертифицированный, безусловно остается важным элементом нового альпинизма, а в ситуациях обучения – он является просто ключевым. Причем здесь-то проще всего использовать содержательные наработки советского времени – фактически все есть, осталось только обновить содержание и правильно организовать работу по обучению и сертификации.
К сожалению, можно только говорить о единичных примерах рационального сохранения старых норм подготовки «персонала» альпинизма и, как исключение, о новых формах их подготовки, по преимуществу – не являющихся в полном смысле слова «институтом инструкторов альпинизма».
Да, это так. И, пожалуй, еще долгое время основные направления в деятельности инструкторов должны сохраняться исходя из этих положений. И на этом же уровне. Прежних требований и определений никто пока не отменял, официально мы не перешли в эру альпинизма «гидов» и «проводников». Значит, институт инструкторов альпинизма остается единственным рычагом в обеспечении безопасности при обучении альпинистов (особенно на первых этапах).
А так ли это плохо – инструктор-методист по альпинизму?
Так ли мало сделали эти самые инструктора для становления, развития и зачисления в мировую элиту отечественного альпинизма? Без инструкторской школы (в самом широком смысле этого понятия) мало вероятно, чтобы состоялись многие альпинистские личности и авторитеты, которые до сих пор являются примером. Советская школа альпинизма и ее составляющая – институт инструкторов, в определенной мере вызывали зависть и удивление зарубежных коллег. Опыт (правда незначительный) работы наших инструкторов в Австрийской, Чешской, Болгарской, ФРГ и других национальных школах альпинизма, инструкторов и спасательного дела более чем наглядно подтверждал это. Методические приемы работы отечественных преподавателей этих школ давали высокие результаты, одновременно являясь серьезной головной болью для руководителей этих школ со стороны курсантов, просившихся в группу к «русскому учителю» и ни в какое другое отделение больше.
Допустим положение дел в ФАР, когда будет полностью отменен институт инструкторов, а всем кто захочет попытаться заняться альпинизмом, будет предоставлена полная свобода.
Прежде всего, следует понять трактовку понятия «свобода». «Свобода» от чего? Во все времена инструктор, принимавший на себя обязательство по обучению своих учеников, одновременно брал на себя ответственность за их здоровье и жизнь. Затем – все, что было связано с тонкостями альпинистской науки (применительно к уровню обучения) и передачей этих знаний ученикам – это обязанность инструктора. Вопрос – не будет инструктора, кто будет учить новичка большому объему альпинистских премудростей?
Предположим – отменили инструкторов, но люди то все равно будут ездить в горы. Но в этой ситуации рост и характер НС будет столь высок, что альпинизм прикроют вообще или чиновники потребуют коренного изменения ситуации (выгодного прежде всего им самим), что может пойти совсем не на пользу альпинизму. Вспомните времена, когда по разным причинам в горах происходил спонтанный всплеск НС и гибели альпинистов – реакция спортивных чиновников была короткой – «Запретить восхождения до конца сезона!» И запрещали, и не один раз. Вот только до запрета альпинизма вообще, дело не доходило. А ведь такое может случиться, если мы сами создадим условия для этого.
Посмотрите внимательно на пример с АЦ «Ак-Тру» и всем станет ясным – уже сегодня не хотят заниматься ни вопросами подготовки инструкторов, ни соблюдением мер безопасности, ни последствиями тяжелейших НС. Если на суде А.В.Коробов против АЦ «Ак-Тру» общественный защитник со стороны ответчика (мастер спорта, инструктор-методист 1 категории) не раз декларировал, что, если сегодня ни в каких документах не прописаны обязанности инструктора по отношению к участнику (участникам), то и ответственности он не несет ни какой. Вот так то!
Следует напомнить двум сторонам игры – начиная с самых первых отечественных изданий по обучению альпинизму, любое из них декларировало понятие «меры безопасности» как первостепенную обязанность инструктора. Мы приведем всего 4 пункта на эту тему из книги известного в свое время методиста, мастера советского альпинизма И.А.Черепова «Альпинизм» (М-Л., «Физкультура и Спорт», 1940).. Эта книга является редчайшим раритетом и ее, кстати, до сих пор, никто не отменял:
— хорошо знать район расположения лагеря (вершины, перевалы, маршруты) и объекты для занятий (последнее – это тоже относится к мерам безопасности – П.З.),
— уметь выбрать место для занятий в соответствии с проходимой программой и обеспечить проведение занятий мерами безопасности (выделено – П.З.),
— следить за своевременным обеспечением слушателей отделения необходимым снаряжением, за качеством его и правильной подгонкой (как ни покажется это кому то странным, но все это относится к мерам безопасности – П.З.),
— иметь к каждому занятию поурочный план с указанием целевой установки занятия (только так можно быть уверенным, что все и каждый готов к тому или иному восхождению – П.З.).
Как ни странно, но часто озвучивается не существующее пока положение, что наш альпинизм может успешно развиваться, если будет ликвидирован институт инструкторов и на примере установившейся практики коммерческих АМ, будет действовать институт гидов.
Позвольте, когда это появилась «установившаяся практика института гидов»?! Поспешность желаемого никак не вяжется с реалиями сегодняшнего положения дел, ибо:
— указанной «установившейся практики» по сути дела нет, как нет системы подготовки «гидов», нет никаких регламентирующих их работу положений. Но стремясь к переводу отечественного альпинизма на рельсы обслуживания «гидами» следует серьезно представлять себе кто же возглавит эту деятельность и, главное – кто же в таком случае будет учить людей простому учебному альпинизму? (не спортивному, не соревновательному, не экстремальному). Следует твердо помнить – гид (пришла пора снять кавычки) никогда не был той фигурой в альпинизме, которой является инструктор: учитель, наставник, педагог.
Для чистоты рассуждений, следует совершить краткий исторический экскурс.
Во второй половине ХХ века в инструкторской среде советского альпинизма стихийно организовался совершенно неофициальный «Клуб советских гидов». В его члены, самими альпинистами, зачислялись наиболее опытные и квалифицированные инструктора (заметьте – инструктора), которые по своим деловым качествам очень близко стояли к западному понятию горный гид. Этим самым они как бы создавали инструкторскую «элиту», способную решать в горах самые сложные задачи. Распределение инструкторов по официальным квалификационным категориям уже тогда было явно недостаточным.
С появлением в конце 70 гг. минувшего века системы Международных альпинистских лагерей (МАЛ), в отечественную альпинистскую практику, стали «имплантироваться» элементы западного института гидов. Известный в те годы советский альпинист-высотник и один из организаторов системы МАЛ В.И. Бобров сделал попытку выделения горных гидов из числа ведущих «инструкторов-спасателей». Тогда в системе лагерей МАЛ была подобная официальная категория. По всем показателям в тот раз складывались благоприятные предпосылки для этого, но попытка потерпела оглушительный провал. Чиновники не потерпели столь нового новшества.
В 1990 году идея создания Ассоциации гидов (опять таки В.И.Бобров) нашла активную поддержку со стороны Союза альпинистов России (А.Я.Бычков). Союз принял на себя патронаж над создаваемой организацией. Был выработан Устав Ассоциации, Положение о гидах, прописаны направления работы и ответственности гидов перед клиентами, первые члены Ассоциации получили служебные удостоверения, подтверждающие их членство в Ассоциации, намечен план работы на ближайшие годы, ответственным секретарем новой организации был выбран Ю.С. Емельяненко (1990-1992). К сожалению столь активно начатая работа вновь столкнулась с непониманием со стороны спортивных чиновников и не нашла своего продолжения.
Это объяснялось прежде всего отсутствием заинтересованности руководителей альпинистских организаций того периода (в не меньшей мере и не пониманием сути вопроса) и конечно, в первую очередь, отсутствием системы подготовки (обучения) гидов. Более того, создание нового направления, которое должно было перерасти в самостоятельную организацию ничего, кроме головной боли не давало спортивным чиновникам, а забот принесло бы более чем достаточно.
Отсутствие единой системы сертификации горных гидов, привело к тому, что на местах стали появляться отдельные (вполне успешные, но опять таки – не официальные) наработки для гидов скальных маршрутов на Украине (Игорь Кавер, Севастополь) для высотных гидов в Таджикистане (Владимир Машков), в Киргизии (Владимир Комиссаров) и Казахстане (Казбек Валиев). Частные успехи, отдельных ярких представителей советского/российского и альпинизма стран СНГ, так и не смогли сформироваться в единую систему (службу) горных гидов. По прежнему, актуальна проблема отсутствия национальной системы подготовки профессиональных горных гидов (проводников), сбора и обобщения накопленного опыта работы в горных районах постсоветского пространства и альпийских стран.
А.А.Герасимов, Ю.С. Емельяненко, П.П.Захаров
Чем занимается гид проводник
Предложения Говора по подготовке гидов-проводников.
Изменения квалификаций гидов-проводников
Вместо 3 категорий званий гидов- проводников СТ:
Введено 8 категорий гидов-проводниковСТ:
Для всех, без исключения категорий туристских кадров введен код допуска на маршруты и виды туризма
Код допуска оформляется в виде таблицы, соответствующей таблице в Едином всероссийском удостоверении например:
Участие 2(1Б) 4(2Б) 5(3А) 6(6) 4(4) 2(2) 2(2Б) 3(3) 5(5) 5(5,3А)
Руководство 1(н/к) 3(2А) 4(2Б) 5(5) 2(2) 3(3) 4(5Б) 3(3) 3(3) 6(6,3Б)
Вид туризма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В ячейках участие и руководство в каждом виде туризма указывают:
Первая цифра- от 1 до 6 категория сложности СП,СПТ,П
Второе обозначение- в скобках-категория трудности препятствия: в горах и пещерах цифра и буква, в остальных видах- цифра.
Введены специализированные 4 летние блоки программ для подготовки гидов- проводников. Из расчета 324 часа в год (сезон), аналогично системе детско-юношеского туризма. (4 года 324 часа в год).
Введена возможность проведения факультативных программ для специализированной подготовки гидов-проводников во всех школах по подготовке туристских кадров, которые формируются руководством этих школ, на основе 4 годичных программ соответствующего уровня подготовки гидов-проводников в специализированных школах или набираются из тем с примерной программы (Русский турист п. 7.2.) с обязательной видовой специализацией по каждой теме. НУ- Гид-проводник может руководить б/к и степенным маршрутом
СУ- Гид-проводник 3 и 4 категории. Может руководить соответственно 3 и 4 к.с.
ВУ- Гид-проводник 5 категории и Гид-проводник международного класса. Может руководить соответственно 5 и 6 к.с.
Особенности подготовки гидов-проводников
Подготовка гидов- проводников, в идеале, должна проводиться из подготовленных спортивных туристов на основе последовательного обучения их знаниям, навыкам и умениям обслуживать туристские группы на спортивных маршрутах. В этом случае
многоступенчатая подготовка гидов-проводников выглядит так:
Гид-проводник. Без категории НУ + НУ ГП
Гид-проводник 1 категории, БУ + БУ ГП
Гид проводник 2 категории, БУ+ БУ ГП
Гид-проводник 3 категории, СУ+ СУ ГП
Гид проводник 4 категории, ВУ+ ВУ ГП
Гид-проводник 5 категории, ВУ+ ВУ ГП
Гид проводник Международного класса. ВУ+ Индивид обучение ГП
Младший инструктор СТ- Гид-проводник Без категории.
Подтвержденный 3 разряд по альпинизму и СТ- Гид-проводник б/к.
Подтвержденный 2 разряд по альпинизму и СТ- Гид-проводник 1 категории;
Подтвержденный 1 разряд по альпинизму и СТ-Гид-проводник 2 категории;
Подтвержденный КМС по альпинизму и горному туризму-Гид-проводник 3 категории
МС, МСМК по альпинизму-Гид-проводник 5 категории по горному туризму
МС, МСМК по туризму-Гид-проводник 5 категории по основному виду туризма, по остальным по коду допуска.
Инструктор альпинизма- Гид-проводник БК, 1 и 2 категории по пешеходному и горному туризму.
Иструктор-методист альпинизма- Гид-проводник 3-4 категории по горному и пешеходному туризму.
Старший инструктор СТ- Гид-проводник 3-4 категории ( в соответствии с кодом допуска к работе по видим туризма).
При этом для получения удостоверения необходимо сдать экстерном экзамен по специальным программам ГП соответствующего уровня.
Квалификационные требования гидов-проводников спортивного туризма
Гид-проводник (ГП) Без категории
Гид-проводник 1 категории
Гид-проводник 2 категории
Гид-проводник 3 категории
Гид-проводник 4 категории
Гид-проводник 5 категории
Гид-проводник Международного класса
Соответствующие звания и категории гидов-проводников присваиваются приказом Росспорта и его региональных структур по утвержденным кадровым сектором МКК имеющей соответствующие полномочия представлениям, при выполнении следующих условий:
Наличие достаточного туристского опыта, полученного при прохождении категорийных туристских маршрутов или категорийных локальных или протяженных препятствий:
Успешно закончить соответствующий курс специализированной школы ГП, или дополнительно к кадровой туристской подготовке СТ прослушать соответствующий факультативный курс подготовки ГП, пройти зачетный поход, успешно сдать экзамены и пройти стажировку.
Или: Сдать экзамены за соответствующий курс экстерном и пойти стажировку при условии:
Наличия опыта участия и руководства СП в СТ (требуемого ниже).
Или наличия опыта работы на маршрутах СПТ;
Или иметь подтвержденные спортивные разряды и звания по туризму или альпинизму или рафтингу;
Или (без экзаменов) иметь соответствующие категориям ГП ( см ниже) инструкторские звания по СТ и альпинизму.
2. Гид-проводник. Без категории (Это, как правило, ГП туристских баз, приютов и т.д.)
Гид-проводник. Без категории. Имеет право:
2.1 С 14 лет участвовать в составе бригады ГП на маршрутах СПТ до 3 к.с. по конкретному виду туризма.
2.2 C 18 лет руководить и проводить активные экскурсии, с включением локального (локальных) или протяженного (протяженных) препятствия (препятствий). Это активные экскурсии, походы выходного дня (ПВД) не категорированные и степенные маршруты с включением ЛП или ПП-н\к. категории трудности.
2.3 Звание «Гид-проводник без категории» присваивается при выполнении следующих условий:
Или иметь туристский опыт:
2.3.2.1 Участия в СП, СПТ 2 к.с. или участия в 2 СП, СПТ 1 к.с. и руководство СП, СПТ н\к, или + НУГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и стажировку на том маршруте, на котором предполагается дальнейшая работа.
2.3.3.Сдать экзамены экстерном при условии наличия опыта работы на маршрутах, указанных в пунктах 1.1, 1.2. и иметь туристский опыт участия в маршрутах не ниже 3 к.с.
2. Гид-проводник 1 категории
2.1 Гид-проводник 1 категории имеет право:
Участвовать в составе бригады ГП на маршрутах до 3 к.с. по конкретному виду туризма.
2.2 Руководить и проводить активные экскурсии, с локальными или протяженными препятствиями 1, 1А к.т. ПВД с ЛП или ПП 1, 1А, маршруты с ЛП ли ПП 1, 1А и маршруты 1 к.сл.
Категория «ГП 1 категории» присваивается при выполнении следующих условий:
2.3. Туристский опыт:
2.3.1 Участие в категоририйных маршрутах не ниже 3 к.сл. и руководство маршрутом 2 к.с.
2.4 Закончить 1 курс специализированной школы ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и пройти стажировку на маршруте 1 к.сл. с локальными или протяженными препятствиями 1, 1А или закончить НУ + БУ и прослушать факультатив ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный маршрут и стажировку на том маршруте 1 к.сл., на котором предполагается дальнейшая работа.
Или: Сдать экзамены экстерном при условии наличия опыта работы на маршрутах, указанных в пунктах 2.1, 2.2. и иметь туристский опыт участия в маршрутах не ниже 3 к.с. и руководства не ниже 3 к.с.
3.1 Участвовать в составе бригады ГП на маршрутах до 4 к.с. по конкретному виду туризма.
3.2 Руководить и проводить активные экскурсии, с локальными или протяженными препятствиями 2, 1Б к.т. ПВД с ЛП или ПП 2, 1Б, маршруты с ЛП ли ПП 2, 1Б.и маршруты 2 к.сл.
Категория «ГП 2 категории» присваивается при выполнении следующих условий:
3.3. Туристский опыт:
3.3.1 Участие в категорированных маршрутах не ниже 3 к.сл. и руководство маршрутом 2 к.с.
3.4 Окончить 1 курс специализированной школы ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и пройти стажировку на маршруте 2 к.сл. с локальными или протяженными препятствиями 2, 1Б к.т. или закончить НУ + БУ и факультатив ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и стажировку на том маршруте 2 к.сл., на котором предполагается дальнейшая работа.
Или: Сдать экзамены экстерном при условии наличия опыта работы на маршрутах, указанных в пунктах 2.1, 2.2. и иметь туристский опыт участия в маршрутах не ниже 4 к.с. и руководства не ниже 3 к.с.
4. Гид-проводник 3 категории
4.1 Участвовать в составе бригады ГП на маршрутах до 5 к.с. по конкретному виду туризма.
4.2 Руководить и проводить активные экскурсии, с локальными или протяженными препятствиями 3, 2А к.т. ПВД с ЛП или ПП 3, 2А, маршруты с ЛП ли ПП 3, 2А.и маршруты 3 к.сл.
Категория «ГП 3 категории.» присваивается при выполнении следующих условий:
4.3. Туристский опыт:
4.3.1 Участие в категорированных походах не ниже 4 к.сл. и руководство походом 2 к.с.
4.4 Закончить 2 курс специализированной школы ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и пройти стажировку на маршруте 3 к.сл. с локальными или протяженными препятствиями 3, 2А к. т.или закончить СУ,прослушать факультатив ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный маршрут и стажировку на том маршруте 3 к.сл., на котором предполагается дальнейшая работа.
Или: Сдать экзамены экстерном при условии наличия опыта работы на маршрутах, указанных в пунктах 3.1, 3.2. и иметь туристский опыт участия в маршрутах не ниже 4 к.с. и руководства не ниже 3 к.с.
5. Гид-проводник 4 категории
5.1 Участвовать в составе бригады ГП на маршрутах до 5 к.с. по конкретному виду туризма.
5.2 Руководить и проводить активные экскурсии, с локальными или протяженными препятствиями 4, 2Б к.т. ПВД с ЛП или ПП 4, 2Б, маршруты с ЛП ли ПП 4, 2Б и маршруты 4 к.с.
Категория «ГП 4 категории» присваивается при выполнении следующих условий:
5.3. Туристский опыт:
5.3.1 Участие в категорированных маршрутах не ниже 5 к.сл. и руководство маршрутом 4 к.с.
5.4 Закончить 2 курс специализированной школы ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и пройти стажировку на маршруте 4 к.сл. с локальными или протяженными препятствиями 4, 2Б к. т. или закончить СУ, прослушать факультатив ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и стажировку на том маршруте 4 к.с., на котором предполагается дальнейшая работа.
Или: Сдать экзамены экстерном при условии наличия опыта работы на маршрутах, указанных в пунктах 4.1, 4.2. и иметь туристский опыт участия в маршрутах не ниже 5 к.с. и руководства не ниже 4 к.с.
6. Гид-проводник 5 категории
6.1 Участвовать в составе бригады ГП на маршрутах до 6 к.с. по конкретному виду туризма.
6.2 Руководить и проводить активные экскурсии, с локальными или протяженными препятствиями 5, 3А к.т. ПВД с ЛП или ПП 5, 3А, маршруты с ЛП ли ПП 5, 3А и маршруты 5к.сл.
Категория «ГП 5 категории.» присваивается при выполнении следующих условий:
6.3. Туристский опыт:
6.3.1 Участие в категорированных маршрутах не ниже 5 к.сл. и руководство маршрутом 4 к.с.
6.4 Окончить 3 курс специализированной школы ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и пройти стажировку на маршруте 5 к.сл. с локальными или протяженными препятствиями 5, 3А к. т. или закончить ВУ прослушать факультатив ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный маршрут и стажировку на том маршруте 5 к.сл., на котором предполагается дальнейшая работа.
Или: Сдать экзамены экстерном при условии наличия опыта работы на маршрутах, указанных в пунктах 5.1, 5.2. и иметь туристский опыт участия в маршрутах не ниже 5 к.с. и руководства не ниже 5 к.с.
7. Гид-проводник международного класса ( 6 категории).
7.1 Участвовать в составе бригады ГП на маршрутах 6 к.с. по конкретному виду туризма.
7.2 Руководить и проводить активные экскурсии, с локальными или протяженными препятствиями 6, 3Б к.т. ПВД с ЛП или ПП 6, 3Б, маршруты с ЛП ли ПП 6, 3Б и маршруты 6 к.с.
Категория «ГП международного класса.» присваивается при выполнении следующих условий:
7.3. Туристский опыт:
7.3.1 Участие в категорированных маршрутах 6 к.с. и руководство маршрутом 6 к.с.
7.4 Окончить 4 курс специализированной школы ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный поход и пройти стажировку на маршруте 5 к.сл. с локальными или протяженными препятствиями 5, 3Б к. т., или закончить ВУ,прослушать факультатив ГП, успешно сдать экзамены, пройти зачетный маршрут и стажировку на маршруте 6 к.сл..
Или повысить квалификацию на cпециализированном семинаре повышения квалификации.
Или: Сдать экзамены экстерном при условии наличия опыта работы на маршрутах, указанных в пунктах 6.1, 6.2. и иметь туристский опыт участия и руководства в маршрутах 6 к.сл. Иметь опыт работы с зарубежными туристами. Владеть иностранным языком на уровне разговорного, иметь публикации по теме, связанной с работой гидом-проводником и обслуживанием туристов на маршруте.
Примерная факультативная программа подготовки гидов- проводников, всех категорий (Блоки тем, не разделенные по уровням подготовки).
1. Общая подготовка
1.1.Туризм, природа, право. Туризм как важная отрасль экономики. Введение в специальность. Гид-проводник основное профессиональное связующее звено всех активных видов туризма. Туризм основы. Российская туристская отрасль.
Терминология из федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». О дифинициях в туризме и их происхождении. Терминологические вопросы
Основы классификации в туризме (типология туризма). Туризм в пределах страны Внутренний и приемный. Внутренний туризм на основе мировой статистики.
Классический туризм. Экологический туризм и эколого-культурный туризм.
Отдых в России. Экстремальные виды отдыха. Активный отдых. Приключенческие туры. Рекреационный туризм. Лечебно-оздоровительный туризм. Рекреационные зоны. Международный туризм. Теоретические аспекты международного туризма. Международный туризм в России. Выездной активный туризм. Транспорт в туризме. Корпоративный туризм. Корпоративные туристы Нетрадиционное застолье как традиционный способ сплочения коллектива.
Природа. Значение сбалансированности природных мероприятий. Памятники природы, истории и культуры, в том числе охраняемые государством. Природные объекты России, включенные в список всемирного наследия. Рекреационная нагрузка на наиболее популярные направления туристских потоков. Регулирование нагрузки. ФЗ 1995 г. Об особо охраняемых природных территориях. Взаимодействие с местными администрациями. Гималайский кодекс поведения. Зеленый кодекс туриста. Священные горы и природоохранное движение. Сохраним горы в чистоте
Правовые основы туристской деятельности: Женевская конференция по правам человека. Определение Юнеско туризма. Конституция РФ. Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996г. Официальные термины и определения. Гражданский кодекс. Федеральный закон «о правах потребителей».
1.2. История развития туризма в мире и стране.
1.3. Основные руководящие материалы по спортивному туризму. Кодекс путешественника. Положение о подготовке кадров. Местные законодательные и регламентирующие акты. Правовое регулирование туристской деятельности. Лицензирование туристской деятельности. Сертификация туристских услуг
Правовые основы сертификации, ГОСТы, органы сертификации, документы, подготавливаемые турфирмой к сертификации. Сертификационная проверка.
1.4. Структура и деятельность турфирм.
Основы функционирования турфирм, формы собственности.
Федеральный Закон об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, частных предприятиях, закон об общественных объединениях.
Туристское разделение труда: туропреаторы, турагенства, консолидаторы, производители туристских услуг, средства размещения, транспортные организации. Договорные отношения в туристской деятельности. Договор между турагенством и туроператором. Договор между турфирмой и туристом, путевка, ваучер. Договор между турфирмой и гидом-проводником.
1.5. Туристские возможности России и регионов Мира для организации СПТ Географическое положение мест организации СПТ. Геологическое прошлое и рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, водоемы. Растительный и животный мир. Население, история, хозяйство, культура, перспективы развития. Памятные места, музеи, заповедники, природные объекты. Рекомендуемые активные экскурсии, прогулки, маршруты походов и туров. Рекреационные возможности России. Конный туризм. Современные тенденции и перспективы развития. Анализ конных туров, проводимых в России.
1.6. Наблюдения в СПТ.
Краеведческий обзор родного края. Формы организации краеведческих наблюдений, обработка материалов и составление отчетов. Создание краеведческих уголков, экспозиций, выставок. Устная и печатная пропаганда, использование краеведческих материалов в разработке туристских маршрутов СПТ и активных экскурсий. Виды простейших наблюдений и прогнозирование погоды по внешним признакам Природные условия: атмосферное давление, температура и влажность воздуха, ветер. Признаки устойчивой и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наоборот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по местным признакам. Виды облачности.
Испытание новых видов и конструкций снаряжения. Разработка тактики СПТ, новых технических приемов массового обеспечения безопасности и т. д. Использование научных разработок (физических, психологических, географических, биологических, геологических, картографических, гидрологических и других научных исследований).
Описание исследованных районов и маршрутов с целью использования при проектировании СПТ. Использование археологических находок в экскурсионной деятельности ГП. Фотографирование и видеосъемка в СПТ, запись и тиражирование полученных снимков и видеоматериалов. Создание фото и видеотеки и ее использование на сайтах, в рекламных материалах (буклетах, каталогах, календарях, плакатах и т.д. Ведение дневников и их обработка после СПТ и их последующее использование для корректировки маршрутов, программ, графиков движения. Ведение хронометража в условиях действия разных природных факторов. Использование методов обучения, подготовке и проведению занятий с туристами по организации бивака, природоохранным мероприятиям и простейшим наблюдениям. Знание и использование методов сбора флоры и фауны. метеорологических, геологических, гидрогеологических, биологических и физиологических наблюдений, методики отбора проб, методики обработки данных. Подготовка выводов и рекомендаций на основании собранных сведений и данных для улучшения маршрута и обслуживания туристов.
Организация и проведение экспедиций и маркировочных заездов. Цели и задачи. Обеспечение турфирмы информацией. Разработка маршрутов туристско-спортивных туров. Сбор данных для проектирования рекреационных объектов и туруслуг. Особенности проведения маркировочных заездов. Обеспечение безопасности силами ГП на маршрутах.
1.8. Типология туризма, особенности и перспективы развития видовых СПТ.
Типы, виды, подвиды и категории туризма. Туризм выездной, туризм внутренний, туризм выездной активный, туризм социальный, активные экскурсии, детско-юношеский туризм, семейный туризм, туризм пожилых людей, туризм ля лиц с ограниченными возможностями, оздоровительный туризм, агротуризм, активный туризм, экотуризм, приключенческий туризм и другие. Особенности терминологии, принятой в Российском и российском СТ.
Виды туризма, включенные в Единую Всероссийскую спортивную классификацию:
Пешеходный туризм. Особенности вида. Районы походов. Препятствия:
(перевалы, вершины, траверсы, болота, переправа, каньоны, удаленность от населенных мест, травянистые склоны, курум, скалы, снежники, ледники, тайга, тундра, кустарник, отсутствие троп, тяжелые рюкзаки и т.д.
Лыжный туризм. Особенности вида. Районы походов. Препятствия (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, замерзшие водопады, наледи, трещины, снежные и ледовые склоны, фирны, карнизы, походы в Арктике, высокогорье, сложные природные условия, низкая температура, снегопады, метели, пурга, ограниченная видимость, лавинноопасность, короткий световой день, глубокий неутоптанный снег, тяжелые рюкзаки).
Пограничные виды спорта ; ски тур, горные лыжи.
Пограничные виды спорта: альпинизм, горовосхождение со спуском на горных лыжах, досках, парапланах, скалолазанье, ледолазанье.
Водный туризм. Особенности вида. Районы походов, реки, препятствия (пороги, каскады порогов, шеверы, каньоны, водопады, завалы, заломы, прижимы). Средства сплава (каяки, байдарки, катамараны, лодки, рафты, плоты, честеры, карабубели и т.д.)
Пограничные виды спорта: гребной слалом, морские каяки.
Велосипедный туризм. Особенности вида (протяженные маршруты, движение группой, умение обслуживать и ремонтировать велосипеды, движение по тропам и бездорожью, включение в маршруты категорированных препятствий, переправ, специальное снаряжение для вело СПТ).
Пограничные виды спорта : велосипедный спорт, гонки, треки, спуски с гор.
Пограничные виды спорта: снегоходы, водные мотоциклы, квадроциклы, ралли.
Пограничные занятия: профессиональное исследование кастровых полостей, дигерство.
Парусный туризм. Особенности парусного туризма. Характеристика водоемов для парусного туризма. Препятствия: волны, течение, мели, камни, природные явления: ветер, штиль, дождь, гроза. Виды парусных судов, особенности их вождения. Взаимодействие с ГИМС. Особенности классификации парусных маршрутов. Особенности ориентирования в открытых водоемах. Использование приборов Джи Пи Эс.
Пограничные виды спорта: гонки на парусных яхтах и судах.
Конный туризм. Особенности вида и перспективы развития. Классификация конного туризма. Характеристика препятствий в конном туризме: таежные и горные тропы, перевалы, засеки, канавы, рвы, заборы, кусты, мостики, лесные завалы, обрывистые берега рек и оврагов, болотца, кочковатые лужайки, ветви деревьев, одиночные упавшие деревья, курум, скальные выходы, переправы, отсутствие тропы. Типы лошадей, породы лошадей, экстерьер, масти лошадей, отметины у лошадей. Основные сведения об лошади. История лошади. Физиология лошади. Особенность алтайской породы. Уход за лошадьми. Специальное снаряжение и упряжь.
Пограничные виды спорта: конный спорт, бега, выездка и т.д.
Препятствия и способы их преодоления.
Классификация СПТ. Классы отдыха и СПТ.
I. Отдых на стационарных объектах туризма (гостиницы, мини гостиницы турбазы, кемпинги, пансионаты, приюты, палаточные лагеря) в природной среде (без активных СПТ).
II. Экскурсионно- познавательный туризм в природной среде (без активных СПТ).
IIIb. Активные экскурсии
III с. Экскурсии с активными маршрутами.
Cочетание разных классов.
2. Специальная подготовка. Организация и проведение спортивных туров (СПТ)
2.1. Правила проведения соревнований, касающиеся СПТ.
Кодекс путешественника. Взаимодействие Маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК) и организаций, проводящих СПТ. Формирование группы СПТ. Требования к участникам и гиду- проводнику. Права и обязанности гида-проводника и участника СПТ. Маршрутная книжка и маршрутный лист, порядок их заполнения для СПТ и П. Специфика утверждения СПТ в МКК. Разбор случаев нарушения «Правил», инструкций. Присвоение спортивных званий и разрядов для туристов и гидов-проводников.
2.2. Организация, подготовка и проведение СПТ.
Особенности организации туристско-спортивного тура. Основные требования к СПТ: повышенная, по сравнению с СП, надежность, безопасность и комфортность, четкость, слаженность, своевременность исполнения и фирменный стиль, постоянное сочетание обучения туристов, спортивного прохождения маршрута и организации проведения досуга. Цели, замысел и идея проведения СПТ. Проработка, подготовка и маркировка маршрута СПТ. Организация и проведение экспедиции по разработке маршрута СПТ. Маркировка маршрута на регулярных турах. Индивидуальные заказы, серийные, регулярные и поточные туры.
Оформление маршрутных документов, утверждение маршрута в МКК. При необходимости взаимодействие с ПСС (АСФ) района проведения СПТ. Взаимодействие с МКК при выходе и завершении СПТ.
Психологические аспекты работы с группой при трансферах и на маршруте. Обеспечение контроля за состоянием здоровья туристов СПТ. Предотвращение травм, простуды, перегрузок и усталости. Создание максимально возможных комфортных условий для туристов. Информирование туристов. Специфика питания в СПТ. Специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, наличие и особенности цикла акклиматизации. Разделение труда при организации и проведении тура. Состав бригады ГП в зависимости от маршрута, количества туристов и уровня обслуживания. Взаимодействие гидов-проводников между собой и с обслуживающим персоналом, взаимная подстраховка. Дублирование руководства СПТ на сложных маршрутах и обеспечение надежной связи.
2.3. Снаряжение, применяемое в СПТ.
Особенности снаряжения, применяемого в СПТ. Основные общие требования к снаряжению для СПТ: использование современного преимущественно промышленного и фирменного изготовления, малый вес и транспортировочный объем, хорошая теплоизоляция, теплоотражение, прочность, непромокаемость при защите от конденсации, удобство пользования и быстрота при сборке и разборке, многократность использования, прочность разбираемых узлов, эргономичность, гигиеничность, и надежность в работе. Выбор снаряжения для СПТ в зависимости от вида и к.с. маршрута. Демонстрация снаряжения туристам и обучение приемам его использования. Обучение туристов индивидуальной подгонке применяемого снаряжения, правильной укладке рюкзака и его переноске, укладке драйбегов их надежной герметизации, укладке арчемахов и влагозащите содержимого. Уход за снаряжением, его учет, маркировка и хранение. Системы документального учета, получения, передачи и замены снаряжения. Материальная ответственность ГП за сохранность и целостность снаряжения. Информация о состоянии снаряжения, необходимости его замены для ремонта. Ремонт снаряжения в полевых условиях, составы ремонтного набора в зависимости от вида и к.с. маршрута. Классификация снаряжения: групповое, личное, бивачное и специальное (для обеспечения страховки и самостраховки, характерное для каждого вида туризма и типа преодолеваемого препятствия). Информационный листок для туриста в части рекомендаций по наличию одежды, личного и специального снаряжения и информации по предоставлению перечня снаряжения турфирмой, входящего в стоимость тура и которого можно взять напрокат или купить. Бивачное снаряжение: качество, максимально возможные удобства, комфорт, эстетические качества от костровых решеток до биотуалетов. Специальное снаряжение: качество, надежность, исправность, многократность использования. Удобство, комфорт, эстетические качества, использование промышленного фирменного и импортного снаряжения, наличие у специального снаряжения паспортов и сертификатов.
Средства походной связи. Снаряжение и упряжь конного СПТ. Уход, эксплуатация и ремонт снаряжения и упряжи. Снаряжение для СПТ, с использованием механических средств передвижения. Устройство багажников, размещение дополнительных емкостей для горючего.
2.5. Топография и ориентирование в СПТ.
Топографический портфель гида-проводника: карты, схемы, кроки, описание маршрута, предоставленные ГП турфирмой, наличие компаса. Ознакомление туристов на маршруте с планом местности, схемами, кроками, основными условными обозначениями и чтению карты. Ознакомление с работой компаса и ориентированию карты по компасу, способам определения точки стояния, основам ориентирования на местности, определению сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу, движению по азимуту и способам выдерживания заданного направления движения. Место ГП, ведущего группу по азимуту. Роль разведки при осмотре сложных препятствий, в водном туризме- порогов. Обучение туристов ориентированию в водном походе, способам определения пройденного расстояния, ориентированию по притокам, препятствиям, береговой обстановке. Ознакомление туристов с лоцией, схемам и и описаниями порогов, условными обозначениями на схемах. Признаки приближения порога. Знакомство туристов с ориентированием в пещерах. Работа ГП на конном маршруте с картой, компасом, абрисами, схемами. Маркировка троп, чтение и поиск затесов на конном маршруте.
Особенности стратегии СПТ в различных видов туризма и к. с. Основы стратегии СПТ заложены турфирмой при разработке маршрута и его обеспечении, обкатаны в процессе работы. Особенности стратегических схем построения маршрута СПТ: линейный, кольцевой, лепестковый, радиальный, смешанный, с радиальными выходами и т.д. Включение периода акклиматизации. Использование для заброски и выхода авиации, вьючного и механического транспорта. Стратегия ГП: безопасное проведение СПТ в соответствии с графиком движения при максимально возможном удовлетворении ожиданий туристов. Обеспечение ГП прохождения сложных участков в наиболее безопасное временя на конкретном рельефе, выбор конкретной стратегии ГП при прохождении маршрута в зависимости от состава группы, времени года, природных факторов, упрощающих или усложняющих прохождение, условий и возможности обеспечения безопасности. Соблюдение календарного графика СПТ с учетом ходовых и весовых нагрузок, перераспределения груза среди туристов, использование запаса времени на неблагоприятную погоду, запасных и аварийных вариантов маршрута. Гида-проводник как руководитель группы. Обязанность ГП четко исполнять график движения, ритм движения и распорядок дня. Составление акта отклонения от маршрута при возникновении необходимости существенного изменения и не согласии туриста ( туристов) с таким изменением. Наличие в портфеле ГП инфолистка с указанием права ГП на изменение маршрута, графика движения, текста инструктажа по технике безопасности и инструкции по действиям при возникновении не штатных ситуаций. Стратегия конного СПТ. Цели и задачи. Разработка конного маршрута. Особенности разработки конных маршрутов СПТ. Планирование включения препятствий в конные маршруты. Подготовка конного СПТ. Проведение конного СПТ. Отчет об проведенном конном СПТ.
Особенности тактики СПТ. Исполнение ГП дневного перехода в соответствии с графиком движения, выдерживание распорядка дня, выход к месту бивака в светлое время и т.д. Организация дневных переходов в различных условиях местности и погоды с учетом физического и морального состояния туристов. Ежедневный разбор итогов дня и знакомство туристов с планами действий на следующий день. Корректировка графика и ритма движения с учетом реальной обстановки. Выбор времени для движения в зависимости от метеоусловий. Преодоление сложного участка в зависимости от обстановки и характера препятствия, выбор безопасного и рационального пути движения, порядка движения, страховки и самостраховки, возможных действий в не штатных (экстремальных) ситуациях. Учет факторов, обязывающих отказаться от преодоления препятствия. Место ГП, его помощников и стажеров п походной колонне. Учет погодных и природных условий при сохранении объявленного графика движения без создания дополнительных неудобств туристам. Роль старшего по должности гида-проводника в группе, взаимодействие гидов-проводников между собой и стажерами. Готовность к проведению поисково-спасательных работ силами группы. Тактика конного туризма. График движения по маршруту конного СПТ. Привалы и ночлеги в конном СПТ. Особенность перевозки груза в конном СПТ. Особенность питания туристов в конном СПТ. Соблюдение графика движения по маршруту. Работа гида-проводника на привалах и ночлегах. Ночлег лошадей во время маршрута.
2.8. Особенности техники движения и преодоления препятствий СПТ и обучение туристов.
Обучение ГП туристов технике преодоления препятствий. Особенности техники видов СПТ с использованием для передвижения по маршруту ноги. Обучение техника постановки ступней и ног, выбору ритма и темпа ходьбы на большие расстояния, при подъемах и спусках, при движении по тропам, передвижению по болотам методам и технике организации переправ, в зависимости от времени года, времени суток и погодных условий, выбору места, времени и способа переправы. Инструктаж по мерам обеспечения безопасности при переправах. Обучение переправам над водой по камням, кладке, снежному мосту и навесным переправам, по воде: вброд по одному, вброд с шестом, шеренгой, в кругу, с караваном и с применением переносных средств сплава. Обучение туристов технике подъема и спуска пострадавшего. Особенности техники лыжного СПТ. Обучение рациональным способам передвижения на лыжах с рюкзаком по пересеченной местности, троплению лыжни в зависимости от рельефа, погоды, снежного покрова и физического состояния группы, движению с нартами (санками). Обучение основным приёмам подъемов, спусков, поворотов и торможений на лыжах с рюкзаком на средних и крутых склонах, использованию тормозящих приспособлений. Обучение самозадержанию на склоне при падении, рубке ступеней. Обучение технике передвижения в горах: по травянистым склонам, подъем, спуск и траверс, постановке ступней и ног, преодолению осыпей подъем, спуск, траверс в зависимости от вида осыпи и ее крутизны. Ознакомление с инструкцией передвижения по осыпным склонам и моренам, передвижению по скалам. Обучение туристов технике использования специального снаряжения. Обучение туристов движению по льду: созданию искусственных точек опоры (ступеней), применению крючьевой страховки на гребнях, стенах, разрывах и трещинах, в том числе бергшрундах, рантклюфтах и др., сбросах, кулуарах, желобах, карнизах, снежно-ледовых мостах, каминах, при обходе сираков, передвижению по комбинированному рельефу. Обучение технике спелео СПТ, преодоления препятствий в пещеpax, работе со cпусковым и подъемным снаряжением в колодцах, технике подъема с использованием искусственных опор (крючьевая техника, лесенки, платформы, шесты), использованию лебедок и транспортировке грузов. Обучение туристов технике передвижения в водном СТП. Отработка основных технических приемов управления судном. Обучение техника гребли и владения веслом. синхронизация гребли, командам и их применению при прохождении препятствий, использованию струи при управлении, отчаливанию и причаливанию на различных участках. Обучение туристов способам торможения судна при помощи весел, использования камней, береговых выступов и структуры потока для торможения и управления в сложных препятствиях с вертикальными и горизонтальными циркуляциями, пульсациями потока, сбоями струй, валами и другими неупорядоченными течениями, технике управления рафтами и многоместными средствами сплава, постановка их на киль. Обучение туристов методам страховки. Обучение туристов технике видов туризма с использованием для передвижения механических средств передвижения (авто- мото и вело СПТ). Обучение технике движения по скользкой дороге, по снегу и гололедице, по лесным дорогам, заболоченным участкам, проселочным и пустынным дорогам (по глубокой пыли и песку), горным дорогам и тропам, преодолению глубоких бродов и организации переправ, использованию специального снаряжения, буксировки неисправной техники в различных условиях. Особенности конного туризма. Обучение обращению с лошадью, кормление, водопой, заседлование, расседлование. Движению на лошадях, аллюр. Обучение туристов техническим приемам преодоления препятствий, показ правильных приемов, разбор ошибок.
Технические особенности конного похода. Поведение лошади, обращение с лошадью, кормление, водопой, уход за лошадью. Сбор лошади. Навыки верховой езды. Заседлование, подгонка и регулирование, расседлование. Посадка. Основы управления. Средства управления. Движение на лошадях. Аллюры. Шаг, рысь, галоп. Преодоление препятствий. Преодоление горных перевалов. Особенности езды в горах и в тайге. Переправы на лошади. Организация переправ в конном СПТ. Преодоление подьемов и спусков. Движение по травянистому склону и осыпям. Движение по куруму и скалам. Движение по густой тайге. Преодоление лесных завалов и отдельных бревен. Движение по снегу, фирну и льду.
2.9.Размещение и привалы в СТП.
Гостиничное хозяйство. Классификация средств размещения в туризме. Размещение перед началом активной части СПТ и после ее завершения. Бизнесмены предьявляют особые условия к отелям и средствам размещения
Размещение в полевых условиях. Особенности бивака СПТ. Выбор мест бивака. Основные, запасные и аварийные стоянки. Требование к месту ночлега с точки зрения безопасности и комфорта. Использование подготовленных площадок, свобода для туристов выбора места установки палатки. Наличие двух костров. Удобство и комфорт: защита от осадков. Обустройство бивака: столы, сиденья, утилизация мусора. Охрана бивака. Защита от насекомых и змей. Организация работ ГП при разбивке бивака в зависимости от погодных условий, времени суток и состояния туристов. Безопасность проведения бивачных работ и последующего отдыха. Оборудование костровищ. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Организация укрытий и аварийных биваков. Устройство заслона из подручных средств, а также с использованием тентов. Кухонный костер и костры для туристов. Различные виды костра «нодья» и поддержание его равномерного горения. Меры предосторожности при сушке одежды. Специфика организации ночлега в палатке с печкой, приготовлении пищи на костре или различных горелок и тепловых приборов и др. Хранение снаряжения и топлива. Охрана природы на биваках. Работы ГП по снятию с бивака. Особенности ночлегов на берегах равнинных и горных рек, больших открытых водоемов. Организация ночлега и этика поведения в населенном пункте. Особенности организации биваков в пещерах. Оборудование подземного лагеря. Назначение привалов их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и характера местности, снежного покрова, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния туристов. Особенности организации ночлегов и привалов в СПТ с использованием механических средств передвижения.
2.10. Анализ причин возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев, методы предотвращения АС и НС.
Знание туристами объективных и субъективных причин и поражающих факторов. Отражение их в информационном листке и текстах инструкций по безопасности.
Действия ГП и туристов, по предотвращению аварийной ситуации и несчастного случая. Исключение тактических и технических ошибок путем физической и морально-волевой подготовки исключения случаев недисциплинированности туристов. Постоянная готовность к резкому изменению метеорологических условий, контролю и самоконтролю при низких температурах и сильном ветре. Контроль за состоянием снаряжения, своевременное оказание туристам первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях и т.д.
2.11. Обеспечение безопасности В СПТ.
Техника безопасности в конном СПТ. Техника безопасности при работе с лошадью. Инструкция по ТБ в конном СПТ. Оформление документов в конном СПТ. Требования к гидам-проводникам во время движения по конному маршруту СПТ. Взаимодействие ГП и коневода.
2.12. Медицинское обеспечение СПТ и доврачебная помощь в полевых условиях. Контроль за состоянием здоровья и самоконтроль.
Особенности медицинского обеспечения СПТ. Аптечка, знание и умение использования лекарственных препаратов и перевязочных средств. Комплекс мер по защите здоровья туристов во время СПТ. Соблюдение гигиенических требований к обуви, одежде и снаряжению, подготовка гидрокомбенизонов, гидроносков. Личная гигиена туриста в СПТ, уход за телом, закаливание и другие меры профилактики. Посещение бани в полевых условиях и при завершении тура. Режимы прогрева, парения и отдыха. Использование веников. Техника безопасности при банных процедурах. Элементы талассотерапии в СПТ. Прием пантовых ванн. Рациональный режим работы и отдыха в СПТ. В конном СПТ болезни лошадей и ветеринарная. Помощь лошади на маршруте. Лечение и уход за лошадью. Лекарственные растения и их применение на маршруте для лечения лошади и профилактики здоровья наездников.
2.13. Выживание в экстремальных природных условиях.
Возможные экстремальные ситуации в СПТ и их характеристика: болезнь туриста, отставание туриста и его поиск, дисгармония взаимоотношений в группе, утрата общественного или личного снаряжения или продуктов питания, потеря ориентировки, отставание от графика движения, жесткие условия погоды, физическое и моральное перенапряжение участников, вызванное экстремальной ситуацией и др. Знание и применение пути и способов выхода из напряженных и конфликтных ситуаций. Знание основных тактических приемов и различных вариантов действия группы, в зависимости от характера ситуации. Ответственность ГП, решительность и настойчивость действий в борьбе за сохранение жизни всех туристов. Инструктаж по действию туриста, отставшего от группы. Обзор условий, в которых участник может остаться один, преодоление чувства безисходности и отчаяния. Порядок действий с целью отыскания группы. Выполнение осмысленной и полезной работы. Устройство укрытий и организация отдыха. Добывание пищи, разведение костра. Приемы самоспасения в водном потоке. Как согреться, после выхода на берег. Способы выживания в аварийной обстановке под землей. Способы выживания в условиях низких температур при поломке механических средств передвижения или после окончания топлива. Способы извлечения транспортных средств из топи.
2.14. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами группы и транспортировка пострадавшего.
Тактика поисково-спасательных работ, проводимых силами группы. Спасательные работы с помощью подручных средств. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств. Транспортировка пострадавшего по крутым склонам. Способы подъема группой туриста, провалившегося в трещину. Поисково-спасательные работы в лавинах. Соблюдение правил перед выходом поисковой группы на лавиноопасный участок. Организация поисковых работ отставших от группы. Отработка с туристами навыков активного проведения поисково-спасательных работ. Должностные обязанности гида-проводника и старшего, по должности, гида-проводника маршрута конного СПТ. Действия гида-проводника конного СПТ в нештатных ситуациях. Поисковые работы в конном СПТ, их особенности и возможности. Транспортировка пострадавшего в конном СПТ. Поисковые работы в СПТ с применением механических транспортных средств. Возможности поиска в вечернее и ночное время. Организация радиосвязи и спутниковой связи. Особенности транспортировки пострадавших в СПТ с применением механических средств передвижения.
2.15. Обзор районов проведения СТП.
Краткая история туристского освоения районов страны плановыми маршрутами, основные туристско-экскурсионные объекты страны. Физико-географический обзор районов. Маршруты СТП различных видов туризма и категорий сложности, пути подъезда, входа и выхода. Особенности районов проведения СПТ, возможности организации и проведения СТП в разное время года. Вероятные маршруты. Национальные особенности и обычаи местного населения. Особенности разработки СПТ с углубленными знаниями ГП истории, географии, этнографии, национальных особенностей, обычаев, легенд, былей, баек, текстов экскурсий. Включение различных экскурсий в СПТ, осмотр памятников природы, культуры, истории. Посещение музеев, памятных мест, фольклорных и этнографических программ. Взаимодействие с местными экскурсионными бюро.
2.16. Гид-проводник, его ответственность, права и обязанности.
2.18. Общая и специальная физическая подготовка гидов-проводников. Значение и особенности физической подготовки ГП. Общая и специальная физическая подготовка. Роль утренней гимнастики и методики ее проведения. Комплексы упражнений для подготовки к работе ГП на маршруте. Занятия способствующими и смежными видами спорта. Организация и проведение тренировок. Закаливание организма. Личная гигиена, уход за телом. Нормы нагрузок в тренировочном процессе. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья. Воспитание и развитие выносливости, силы, быстроты и пр. качеств и формирование специальных двигательных навыков (обучение движениям), например работа с веслом. Проведение разминки для туристов перед выходом на сложный участок маршрута.
3. Методологические основы подготовки ГП спортивного туризма
3.1. Нормативные документы по подготовке ГП.
Положение о подготовке кадров в спортивном туризме Российской Федерации, в части, касающейся ГП и И. Специализированные школы по подготовке ГП, факультативное обучение ГП в школах по подготовки кадров для СТ. Категории ГП. Квалификационные требования ГП. Порядок присвоения званий и категорий ГП. Права и обязанности ГП.
3.2. Основы педагогики. Сущность обучения туристов. Понятия «знания», «навыки»и «умения» в контексте подготовки ГП. Роль инструктора в обучении ГП. Процесс усвоения ГП и туристами знаний, навыков, и умений. Основные принципы обучения ГП научность, связь теории и практики, сознательность и активность обучаемых, наглядность, систематичность, последовательность и доступность обучения, прочность усвоения. Индивидуальный подход. Учебная работа ГП изложена в разделах 1 и 2 настоящего документа. Методы обучения: устное изложение материала, беседа, показ с пояснением, демонстрационный метод, практическое занятие, самостоятельная работа, семинарские занятия, инструктаж,
З.З. Организация и проведение учебных мероприятий по подготовке ГП. Формы подготовки ГП спортивного туризма. Курсы (школы) и семинары (сборы), их особенности. Структура школы, сбора и семинара по подготовке ГП. Порядок утверждения школы в МКК. Формы финансирования учебного мероприятия. Руководство школы ГП, его функции. Преподавательский состав школы ГП, задачи инструкторов школы ГП. Функции и ответственность заведующего учебной частью школы ГП. Инструкторский (тренерский) совет школы ГП, его работа в городских условиях и во время учебного СПТ. Учебное отделение школы ГП. Организация учебного процесса: назначение руководства школы ГП, обеспечение материально-технической базы, подбор инструкторов, набор слушателей, подготовка учебного процесса, утверждение школы ГП, формирование учебных отделений. Внутренний распорядок школы ГП. Формы учебной работы в городской период. Учебная работа в учебном СТП. Формы и методы самостоятельной работы слушателей. Завершающий период работы школы ГП Учебная документация и литература. Стажировка слушателей в учебном СПТ.
3.5. Подготовка и проведение лекций и бесед в школе ГП. Этапы подготовки: разработка плана занятия, изучение материала, оформление текста. распределение материала по плану с соблюдением методических и логических требований. Записи лекций и предварительное их чтение, контроль времени. Чтение лекций. Формы изложения материала, поведения лектора, установление контакта со слушателями. Изложение материала в зависимости от состава слушателей. Подача лекционного материала: дикция, темп речи. Обозначение начала и финала лекции. Виды бесед: вводные, заключающие, беседы-рассказы, беседы-обсуждения, беседы-диспуты, особенности их проведения.
3.6. Подготовка и проведение практических занятий в школе ГП. Методология тренировочного процесса. Виды и формы практических занятий, их зависимость от вида туризма, категорий обучаемых, насыщенности средствами материально-технического обеспечения и т.п. Технология подготовки практического занятия. Цель занятия, содержание, методы и средства достижения цели. Выбор места и метода проведения занятий. Методическая разработка практического занятия. Ее содержание: тема занятия, место и продолжительность, количество участников, содержание и ход занятия, средства материально-технического обеспечения, литература. Подготовка методических разработок к занятиям по темам учебного плана, взаимное обсуждение и рецензирование методических разработок слушателями. Учебная практика слушателей по проведению занятий с использованием подготовленных ими методических разработок. Организация тренировочного процесса методы и формы его проведения.
3.7. Обучение в учебном СПТ ( УСПТ) и СПТ.
3.8. Воспитательная работа в школе СПТ. Сущность воспитания. Единство воспитания и обучения. Воспитательное воздействие коллектива. Дисциплина на занятиях. Распорядок дня, организация практических занятий. Значение общих построений, атрибутики (единая форма, эмблемы и т.д.), общего лагеря. Специфические возможности УСТП: взаимопомощь учебных отделений. Личный пример инструкторов и руководства.
3.9. Психологическая подготовка в школе ГП и туристской группе. Психология малых групп. Психологический климат туристской группы. Конфликты, причины возникновения и способы их преодоления. Психологическая тактика ГП. Система морально-психологической подготовки: совокупность психологических и этических знаний: личная установка на определенное поведение, выработка системы ценностей; выработка навыков, умений, привычек, интуиция в общении и взаимодействии: контроль и оценка результата. Особенности психологии туристских групп.
Психологическая подготовка гида-проводника. Ожидание участников СПТ, классификация ожиданий, прогноз СПТ и его влияние на поведение туриста. Первичные группы, авторитарный лидер, демократический лидер. Ролевая структура туристской группы. Конфликтные отношения. Три группы основания конфликта. Приемы преодоления конфликтов в туристской практике. Работа с людьми. Постановка реальных задач. Правильная оценка объекта. Правильная оценка себя и своего влияния на объект. Учет расхождения вероятностных прогнозов ситуации у ГП и туриста. Вероятностный прогноз туриста, относящийся к ГП. Прогноз ГП в отношении собственной деятельности. Прогноз ГП в отношении туристов. Прогноз туриста в отношении его роли в группе. Рефлексия. Выбор оптимального способа воздействия, мотивы поступков, психология влияния через мотивы, оценка чужих действий. ГП и самокритика, учет эффекта. Решение психологических задач с учетом специфики СПТ. Литература по психологии в СПТ.
3.10. Особенности организации работы на турбазе, в лагере и в СПТ. Основные положения по организации туристской работы на турбазе, в лагере и др. Формы туристско-экскурсионной работы: проведение бесед, организация консультационной работы. Консультации по вопросам туристско-экскурсионной тематики, обучение элементам туристской техники, прикладным навыкам и умениям, организация и проведение СПТ и прогулок. Экскурсионное обслуживание. Оборудование и благоустройство маршрутов СПТ, мест ночлегов и приютов.
3.11. Организация экзаменов и зачетов школы ГП. Подготовка завершающего периода работы школы ГП. Разработка контрольных вопросов, распределение их по билетам. Специфика контрольных вопросов по темам учебно-методической работы инструкторов. Прием зачетов. Организация приема экзаменов экзаменационной комиссией. Оценка ответов. Зачёт домашних заданий. Итоговое обсуждение. Учебная практика слушателей. Работа в экзаменационной комиссии. Стажировка. Выдача документов об окончании.
Блок тем 4. Массовые туристско-спортивные мероприятия и анимация.
4.1. Организация и проведение чемпионатов в классе СПТ.
Положение об соревнованиях. Методика судейства. Поиск спонсоров и реклама соревнований в классе СПТ. Новые формы проведения соревнований в классе СПТ.
4.2. Проведение слетов, вечеров, конкурсов и других мероприятий.
Проведение слетов с участниками туров постоянных и будущих туристов, вечеров, банкетов, коктелей, фуршетов, фестивалей, соревнований, игр, матчей, презентаций, пресс-конференций, конкурсов, руководство, спонсорство, меценатство, соответствующие договора и условия. Планирование спонсорства.
Главная задача проведения этих мероприятий- пропаганда туров турфирмы, общение постоянных и потенциальных туристов, обмен опытом, развитие творческих способностей. Положение о мероприятии, сценарий проведения, смета расходов, выбор места, получение разрешения, оборудование места, награждение победителей и активистов. Порядок проведения, информация о мероприятии, подведение итогов и награждение победителей.
4.3. Активные экскурсии, походы выходного дня, праздничные СПТ и степенные походы, некатегорированные и категорийные СПТ
4.4 Основы анимации в СПТ.
Блок тем 5 Обслуживание туристов и технологии в туризме
5.1. Проведение туров. Уровни обслуживания.
Проведение туров. Введение в дисциплину «Уровни обслуживания». Простое походное обслуживание. Стандартное обслуживание. ВИП обслуживание. Простое
Обслуживание туристов. Работа с туристами в конном туре. Путевая экскурсионная информация в конном СПТ. Организация досуга туристов в конном СПТ.
5.2. Особенности работы с международными группами в СПТ.
5.3. Основы маркетинга.
Понятие маркетинг, составляющие маркетинга в туризме. Туристские услуги. Маркетинг услуг. Туристский продукт. Концепция маркетинга в туризме. Уровни маркетинга в туризме. Маркетинговые исследования туристов. Независимость туриста. Поведение туриста. Факторы, оказывающие влияние на туристов Факторы среды. Референтная группа. Роль и статус туриста. Личностные факторы. Этапы жизненного цикла. Экономическое положение туристов. Самомнение туристов. Маркетинговые исследования туристского продукта. Структура туристского продукта. Уровни турпродукта. Позиционирование туристского продукта. Жизненный цикл туристского продукта. Мотивы поведения туристов. Мотивационный процесс. Теория мотивации Фрейда.Теория мотивации Маслоу. Теория мотивации Шварца. Исследование среды маркетинга турфирмы. Маркетинговые исследования туристского рынка. Маркетинговые исследования туристского продукта. Структура туристского продукта. Маркетинговые исследования конкурентов. Конкурентная среда турфирмы. Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг ( туристов ). Классификация и виды туристов. О сегментации в туризме. Мерчандайзинг- внутрифирменная работа в туризме. Основные Направления информационно-аналитической и рекламной работы турфирмы. Участие в туристских воркшопах, выставках, биржах.
5.4.Технологии в туризме.
Введение в дисциплину «Технологии в туризме». Технологии вхождения в туристский бизнес. О регистрации предприятий. Турфирма «Под ключ»
5.5. Технологии взаимодействия организаторов туров и МКК
Оформление маршрутной документации. Комплектность документации.
5.6 Составление смет и калькуляций на услуги, мероприятия и туры
Особенности составления смет на различные виды туристских услуг и мероприятий. Сметы на школы по подготовке ГП (аренда помещений, оплата занятий, приобретение и размножение методических материалов, проезд участников к месту начала учебного СПТ и обратно, провоз багажа, суточные в пути, питание участников в УСПТ, приобретение медицинской аптечки и хозтоваров, прокат туристского снаряжения).Сметы на проведение слетов и соревнований (питание, размещение, проезд и суточные в пути, аренда мест проведения мероприятия, транспортные расходы, зарплата работникам нештатного состава, типографские расходы, канцелярские товары, медикаменты, оплата работы медперсонала, прокат снаряжения, расходы на награждение победителей, оплата рабочих, выполняющих временные сооружения, командировочные расходы на поездки для подготовки мероприятия. Основы экономики турфирмы, ценообразование. Составление калькуляции СПТ.
1. Алешин В.М., Серебряников А.В., Туристская топография, М., 1985.
2. Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме. М., 1989.
3. Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме, M.,1990.
4. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., 1968.
5. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех, М., 1984.
6. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма, 2 изд. М., 1973.
7. Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив, М., 1990.
8. Ветер странствий (сборник), М., 1965.
9. Водные маршруты СССР: Азиатская часть (Григорьев В.Н. и др.) М., 1976.
10. Водные маршруты СССР: Европейская часть (Плечко Л.А., Сабанеева И.). М., 1973.
11. Водный туризм (сост.Григорьев В.Н.), М., 1990.
12. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах, М., 1974.
13. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов, М., 1990.
14. Высокогорные перевалы. Перечень квалифицированных перевалов высокогорных районов СССР, М., 1990.
15. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование, Учебник для институтов и техникумов физической культуры. М., 1987.
16. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм, М., 1983.
17. Гранильщиков Ю.В., Вейцман С., Шимановский В. Горный туризм, М., 1966,
18. Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников, М., 1975.
19. Григорьев В.Н., Севостьянов Р.И. Обеспечение безопасности в водных путешествиях, М., 1976.
20. Добромыслов А.Н. и др. Путешествие под парусом, М., 1981.
21. Дублинский В.Н., Илюхин В.В. Путешествие под землей, М., 1981.
22. Дьяконова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.
23. Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды, М., 1986.
24. Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах, М., 1985.
25. Квартальнов В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания М., 1987.
26. Котов Г.Г. Автомобильный туризм, М.,1986.
27. Кропф Ф. Спасательные работы в ropaх. Учебное пособие для альпинистов и туристов. М., 1975.
28. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. М., 1986.
29. Линчевский Э. Психологический климат туристской группы, М., 1981.
30. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. 2 изд., М.. 1988.
31. Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе, М., 1980.
32. Перечень классификацированных перевалов среднегорья. М.. 1985.
33. Питание в туристском путешествии, М., 1986.
34. Харин С.Я. Лыжный туризм, М., 1992.
35. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М., 1987.
36. Шимановский В.ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристском путешествии, М., 1986.
37. Шиянов Л.П., Рогаткин А.В., Походы выходного дня, М., 1985.
38. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М., 1983.
кроме вышеназванной литературы необходимо руководствоваться нормативными актами по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.
Нормативные документы. Услуги населению. Термины и определения (ГОСТ Р 50 646-94). Туристские услуги. Общие требования (ГОСТ Р 50690-94). Проектирование туристских услуг (ГОСТ Р 50681-94).
Правила сертификации туристских услуг (Постановление Госстандарта России от
Проект ЕС/ТАСИС Профессиональные требования к основным должностям работников туристской индустрии. 1999 г.