Чем занимается исполнительный комитет района
Что такое исполнительный комитет? Его функции? На данный момент существует?
Исполком, исполнительный комитет. В марте 1917 года в России упразднена должность губернатора, ликвидированы канцелярия губернатора, губернское правление. Исполнительная власть в административно-территориальных единицах заменена губернскими, уездными комиссарами и исполнительными комитетами Временного правительства (см., например, Нижегородский губернский исполком).
С 25 октября (7 ноября) 1917 года — исполнительная власть была передана исполнительным комитетам Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (позднее — Советы народных депутатов).
На различных уровнях административной единицы создавались соответствующие исполкомы:
облисполком — исполнительный комитет (орган) областного Совета народных депутатов (см., например Волгоградский исполком);
крайисполком — исполнительный комитет краевого Совета народных депутатов;
горисполком — исполнительный комитет городского Совета народных депутатов;
райисполком (РИК) — районный исполнительный комитет.
С 1917 по 1937 в России существовал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами.
С 1938 до 1990 года исполнительные комитеты — это исполнительно-распорядительные местные органы государственной власти в СССР. Созданы Конституцией 1937 года. Избирались советами народных депутатов, сроком на 2,5 года (до 1977 года на 2 года). Состояли из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов.
После августа 1991 года исполнительные комитеты Советов народных депутатов всех уровней были упразднены, исполнительно-распорядительные функции исполкомов перешли к главам администраций.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ (АДМИНИСТРАЦИИ)
Исполнительные комитеты – это коллегиальные государственные органы, которые осуществляют исполнительную власть в рамках административно-территориальных единиц.
Исполнительные комитеты, таким образом, в отличие от местных Советов депутатов входят в исполнительную ветвь власти. Существуют такие же территориальные уровни исполкомов, как и уровни местных Советов депутатов.
Нижестоящие исполкомы подотчетны и подконтрольны вышестоящим исполкомам и Президенту. Областные и Минский городской исполкомы подотчетны и подконтрольны также Правительству, но лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства. Из Конституции Беларуси следует, что исполкомы подотчетны и местным Советам депутатов по ряду вопросов (например, по вопросам исполнения бюджета).
Исполкомы не относятся к представительным органам, так как они формируются путем назначения.
Система исполкома включает:
2.Заместители Председателя (до 5);
Компетенция исполкомов. В рамках своей управленческой компетенции исполкомы: 1.Разрабатывают программы экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц, представляя их на утверждение местным Советам депутатов;
2.Организуют исполнение названных программ и представляют местным Советам депутатов отчеты о реализации данных программ;
3.Разрабатывают проекты местных бюджетов и направляют их на утверждение местным Советам депутатов;
4.Организуют исполнение местных бюджетов и представляют соответствующие отчеты местным Советам депутатов;
5.Распоряжаются коммунальной собственностью.
Исполком – коллегиальный орган, поэтому все его решения должны приниматься путем голосования членов исполкома. Правовые акты исполкомов так и называются – решения. Как и решения местных Советов депутатов, акты исполкомов могут носить нормативный либо индивидуально-правовой характер.
Несмотря на коллегиальный характер исполкома, его Председатель обладает и некоторыми важными единоличными полномочиями: Назначает всех остальных сотрудников исполкома, руководителей организаций коммунальной формы собственности.
Местные администрации – это коллегиальные государственные органы, которые осуществляют исполнительную власть в рамках территориальных единиц, а не административно-территориальных единиц: например, в районах городов.
Руководитель местной администрации называется Главой. Глава местной администрации назначается Председателем городского исполкома.
Администрации обладают несколько меньшими полномочиями, например, они не составляют и не организуют исполнение местного бюджета.
Охарактеризуйте основные функции исполнительных комитетов (местных администраций), их компетенцию и формы работы.
В компетенцию исполнительного комитета входит:
1) разработка и реализация программ социально-экономического развития территории;
2) формирование и исполнение местного бюджета;
3) управление и распоряжение коммунальной собственностью;
4) организация получения доходов в местный бюджет;
5) обеспечение соблюдения законов на подведомственной территории;
6) обеспечение правопорядка и защита прав и законных интересов граждан и иных лиц;
7) предоставление населению территории услуг в сфере образования, медицины, культуры, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, информационного и бытового обслуживания;
8) решение вопросов землеустройства;
9) заключение договоров с субъектами хозяйствования;
10) оказание юридической помощи населению.
Формы работы исполнительных комитетов (местных администраций) делятся на два вида: организационно-правовые и управленческие. Местные исполнительные комитеты и местные администрации являются коллегиальными органами. Их основной организационно-правовой формой работы признается коллегиальность. Коллегиальность реализуется в проведении заседаний исполнительных комитетов и местных администраций. Управленческая деятельность выражается в правовой и неправовой формах.
Исполнительные комитеты обладают следующими основными функциями.
Функцией, способствующей связям исполнительного комитета с
Советом, является разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью.
Функция обеспечения осуществляется в целях соблюдения Конституции, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнения решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции, исполнения законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, расположенными на подведомственной исполкому территории,
а также соблюдения законности и общественной безопасности на подведомственной ему территории.
Исполнительный комитет контролирует на подведомственной территории использование коммунальной собственности, образует по вопросам своей деятельности комиссии и определяет их полномочия, принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах, решает вопросы землеустройства и землепользования а также решает задачи по организации выборов и референдумов, обсуждению других важнейших вопросов местного и республиканского значения. Он оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь, согласовывает режим работы неподчиненных предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы, кооперирует с согласия собственников средства для социального и экономического развития территории.
Охарактеризуйте деятельность структурных подразделений исполнительных комитетов (местных администраций). Раскройте правовой статус местных органов государственного управления, не подчиненных исполкомам.
К органам местного управления следует отнести отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций). Они имеют свою компетенцию, масштаб деятельности и определенную обособленность от исполнительных комитетов (местных администраций). Отделы и управления являются структурными подразделениями исполкомов (местных администраций). Однако это не может повлиять на признание их в названном выше качестве, потому что рассматриваемые органы – не просто структурные части исполкомов (местных администраций), а отдельный вид органов государственного управления со всеми необходимыми для них признаками.
В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительного комитета.
Кроме вышеназванных исполнительных органов, в системе исполнительно-распорядительных органов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерства обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций, министерства по налогам и сборам и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.
Исполнительный комитет непосредственно руководит деятельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Непосредственно и через подчиненные ему органы исполком направляет и контролирует деятельность объектов местного хозяйства по вопросам, перечисленным в законодательстве. В некоторых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подведомственной территории.
Поселковые, сельские исполкомы отделов и управлений не имеют.
При исполкомах создаются различного рода комиссии: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Это юрисдикционные и надзорно-контрольные органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания за их совершение и следить за соблюдением правил в области исполнительной и распорядительной деятельности.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1217 ; Мы поможем в написании вашей работы!
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Смотреть что такое «ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ» в других словарях:
Исполнительный комитет — рабочий орган международных и национальных общественных организаций. В СССР исполнительный комитет являлся постоянным распорядительным органом исполнительной власти различных уровней Советов депутатов. Исполнительный комитет (исполком) избирался… … Политология. Словарь.
Исполнительный комитет — I Русской социально революционной партии, самоназвание ряда народнических групп сторонников политической борьбы и террора: в феврале 1878 январе 1879 в Киеве кружка В. А. Осинского (Южный ИК); в феврале июне 1879 в Санкт Петербурге фракционной … Энциклопедический словарь
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ — 1) в СССР исполнительный орган местного Совета народных депутатов; 2) в РФ до 1991 г. исполнительный и распорядительный орган сельского, поселкового, городского, районного, национального округа, областного, автономной области, краевого Совета… … Юридическая энциклопедия
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ — 1) в СССР исполнительный орган местного Совета народных депутатов2)] Рабочий орган ряда международных организаций, а также национальных общественных организаций … Большой Энциклопедический словарь
исполнительный комитет — Исполком — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы Исполком EN executive committee … Справочник технического переводчика
Исполнительный Комитет — Сокращенно исполнительный комитет. В марте 1917 года в России, была упразднена должность губернатора, ликвидированы канцелярия губернатора, губернское правление и заменены губернскими, уездными комиссарами и исполнительными комитетами Временного… … Википедия
Исполнительный комитет — Сокращенно исполнительный комитет. В марте 1917 года в России, была упразднена должность губернатора, ликвидированы канцелярия губернатора, губернское правление и заменены губернскими, уездными комиссарами и исполнительными комитетами Временного… … Википедия
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ — 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Русской социально революционной партии, самоназвание групп народников сторонников политической борьбы и террора: 1) в феврале 1878 январе 1879 в Киеве кружка В. А. Осинского (Южный И. к.); 2) в феврале июне 1879 в Санкт… … Русская история
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ — распространенное в годы советской власти наименование государственных органов. Например, Всероссийский съезд Советов верховный орган государственной власти РСФСР в 20 30 е гг. избирал Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в… … Энциклопедический словарь конституционного права
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ — 1) в СССР исполнительный орган местного Совета народных депутатов; 2) в РФ до 1991 г. исполнительный и распорядительный орган сельского, поселкового, городского, районного, национального округа, областного, автономной области, краевого Совета… … Энциклопедический словарь экономики и права
Организация работы Исполкомов (местных администраций)
Организация работы Исполкомов, имеет ряд составляющих: планирование, распределение обязанностей, подготовка заседаний, вопросов, выносимых на рассмотрение Исполкома, проведение заседаний, принятие решений и доведение их до исполнителей, осуществление контроля, прием граждан, рассмотрение обращений граждан.
Планирование — одна из важнейших и первейших функций управления, организации работы Исполкома.
Планы работы Исполкомов составляются на год, полугодие, квартал, месяц.
Содержание планов работы состоит из нескольких разделов (глав). В каждом разделе указываются вопросы, месяц рассмотрения и ответственные за их подготовку. В подготовке каждого вопроса участвует соответствующее структурное подразделение исполкома.
При составлении плана работы учитываются решения вышестоящих государственных органов, состояние экономики, положение хозяйственного, социально-культурного строительства, развитие предпринимательства, предложения различных организаций, структурных подразделений исполкома.
В подготовке проекта плана участвует весь аппарат исполкома, его структурные подразделения: отделы, управления и другие организации, которые представляют свои предложения, предварительно согласовав с заместителями председателя и управляющим делами, обычно в отдел организационной и кадровой работы заблаговременно, не позднее 15 декабря текущего года. Проект плана составляется названным отделом и передается председателю, заместителям председателя и управляющему делами для предварительного рассмотрения. При наличии замечаний он дорабатывается и вносится управляющим делами на рассмотрение исполнительного комитета.
Распределение обязанностейпроисходит между председателем Исполкома, его заместителями и управляющим делами (секретарем) исполкома.
Распределение обязанностей осуществляется председателем Исполкома и утверждается на заседании Исполкома.
Подготовка заседаний — На заседаниях рассматриваются вопросы, предусмотренные планом работы. Внеплановые вопросы выносят только по согласованию с председателем исполкома, руководителями структурных подразделений исполкома (местной администрации), организаций, нижестоящих исполкомов.
Подготовка основных плановых вопросов осуществляется заранее (не позднее 1 месяца до заседания). Для этого могут создаваться специальные комиссии (рабочие группы) из числа заинтересованных структурных подразделений. Такие комиссии может возглавлять один из заместителей председателя, управляющий делами, член исполкома, руководитель структурного подразделения. Состав комиссии утверждает председатель исполкома. Не исключается издание по этому вопросу специального распоряжения.
По каждому вопросу, которые выносят на заседание, готовится проект решения, который представляется с другими материалами в соответствующий отдел. Обязательно прилагаются обоснование о необходимости рассмотрения данного вопроса с заключением соответствующего заместителя председателя, справка, список докладчиков и содокладчиков по данному вопросу, лиц, приглашенных на заседание.
Проект решения и приложения к нему визируются руководителями организаций, готовящих такое решение.
В регламентах предписывается, что проекты решений не могут превышать трех—четырех страниц, а справки — пяти—шести страниц отпечатанного через полтора интервала текста. Они представляются в протокольный сектор (общий отдел), который за пять—семь дней до заседания формирует повестку дня заседания и представляет управляющему делами для визирования и утверждения председателем исполкома (главой администрации). Если материалы подготовлены некачественно, рассмотрение соответствующего проекта решения или вопроса в повестку дня не включается.
В случае, если вопросы не подготовлены своевременно, они включаются в дополнительную повестку дня и только с согласия председателя исполкома.
Проекты решений с другими материалами, которые предлагаются для рассмотрения на заседании, вместе с повесткой дня представляются для ознакомления членам исполкома и другим заинтересованным лицам для ознакомления не позднее чем за три дня до заседания.
Ответственным за подготовку заседаний исполкома является управляющий делами (секретарь) исполкома. В подготовке заседаний принимают участие также общий отдел (обеспечивает подготовку организационных мероприятий к заседаниям) и отдел контроля и делопроизводства (ведение протокола заседания, запись замечаний и предложений по обсуждаемым вопросам)
Заседание исполкома ведет председатель исполкома, а при его отсутствии — первый заместитель председателя или по их поручению — один из заместителей председателя исполкома.
В начале заседания утверждается окончательная повестка дня и порядок работы.
В заседаниях исполкома могут принимать участие прокурор, руководители структурных подразделений исполкома, руководители организаций, расположенных в административно-территориальной единице, председатели нижестоящих исполкомов, их заместители, депутаты Советов депутатов, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров, вышестоящих исполкомов, республиканских органов, местного радио с правом совещательного голоса. Другие лица могут участвовать в заседаниях исполкома только с согласия председательствующего.
На заседаниях вопросы докладываются председателем исполкома, его заместителями, управляющим делами (секретарем), членами исполкома (администрации), руководителями структурных подразделений исполкома (администрации), председателями нижестоящих исполкомов (руководителями местных администраций), а также другими лицами, готовившими проект решения, но только с согласия председательствующего.
Время для докладов, содокладов устанавливается в регламентах или на самом заседании. Обычно оно предусматривается для доклада в пределах 10—15 минут, для содоклада, выступлений — до 5 минут, для справок — до 3 минут.
Принятые решения, которые требуют доработки с учетом обсуждения, возвращаются готовившим их структурным подразделениям. Доработанные решения визируются руководителями соответствующих структурных подразделений и представляются заместителями председателя исполкома в протокольный сектор (общий отдел) не позднее чем в течение 3 дней или в оговоренный срок.
Решения подписываются председательствующим на заседании и управляющим делами (секретарем), а приложения к ним визируются руководителями структурных подразделений, ответственными за их подготовку.
Решения рассылаются протокольным сектором (общим отделом) в трехдневный срок после их подписания согласно перечню рассылки.
На заседаниях ведутся протоколы, которые оформляются с соблюдением требований, установленных Инструкцией по делопроизводству, утвержденной облисполкомом (Минским горисполкомом).
За исполнением принятых решений устанавливается контроль. Подобный контроль возлагается на структурные подразделения исполкома (местной администрации). Общее руководство организации работы по контролю осуществляют председатель исполкома (глава администрации), его заместители и управляющий делами (секретарь).
Отдел контроля и делопроизводства управления делами исполкома осуществляет систематический анализ и оперативный контроль за сроками реализации актов вышестоящих органов, решений исполкома, распоряжений председателя исполкома и служебной переписки.
Выполнение поручений председателя на заседаниях исполкома контролируется помощниками заместителей председателя исполкома в соответствии с распределением обязанностей и управлением кадров и организационной работы исполкомов.
Кроме того, проводится большая организаторская работа по приему граждан и рассмотрению их обращений. Вопросы по ее организации регулируются регламентами местных администраций.
Формы работы Исполкомов (местных администраций)
Формы работы Исполкомов делятся на два вида: организационно-правовые и управленческие.
В Законе «О местном управлении и самоуправлении закреплено правило о том, что «. заседания Исполкома созываются председателем Исполкома по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц».
Некоторые исполнительные комитеты, местные администрации (например, Минский горисполком, администрация Фрунзенского района г. Минска) в регламентах установили, что заседания проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. В регламентах указываются и дни недели, в которые проводятся заседания.
Коллегиальность проявляется также при обсуждении вопросов на заседании и принятии решений. В обсуждении вопросов могут участвовать не только члены исполнительного комитета, но и присутствующие. Они могут вносить предложения об изменениях и дополнениях в проекты решений или о их доработке. Решения исполнительного комитета, местной администрации принимаются простым большинством голосов.
На заседания вносятся вопросы, относящиеся к компетенции исполнительного комитета, местной администрации, а также вопросы, которые возникают в повседневной жизни и не могут быть решены единолично председателем (главой администрации), заместителями председателя (заместителями главы администрации) или структурными подразделениями исполкомов (местных администраций).
Законодатель устанавливает, что заседания правомочны тогда, когда на них присутствует не меньше двух третей членов от установленного состава Исполкома и решение считается принятым, если проголосовало «за» простое большинство от установленного состава Исполкома (местной администрации).
Полномочия председателя Исполкома (главы администрации) отдельно определены в указанном выше Законе. Единоначалие дополняет коллегиальность, способствует наилучшему и наибольшему ее проявлению.
Управленческая деятельность выражается в правовой и неправовой формах. проявление правовая форма находит в актах управления, издаваемых как коллегиально, так и единоначально.
Для Исполкома и местной администрации как коллегиальных органов общей компетенции более приемлем термин «постановление».
Решения исполнительных комитетов, местных администраций — акты коллегиальные. Они могут приниматься только на заседаниях коллегиального органа, т.е. Исполкома (местной администрации). Решения Исполкомов (местных администраций) по форме, по существу, ничем не отличаются от правовых актов иных органов государственного управления.
Решения подписываются двумя лицами: председательствующим на заседании и управляющим делами. В Законе предусмотрено подписание решений только председателем Исполкома (главой администрации). В регламентах установлено, что необходимы две подписи. Кроме того, исполкому разрешается принятие решений по отдельным вопросам, не требующим обсуждения, по поручению председателя исполнительного комитета, путем опроса. В таком порядке решение считается принятым, если в опросе приняло участие не менее двух третей членов исполнительного комитета.
решения бывают нормативные и ненормативные, т.е. индивидуальные. Нормативные решенияобладают большей юридической силой по сравнению с ненормативными. По форме между ними не имеется отличий. По содержанию индивидуальныерешения индивидуализированы, имеют конкретного адресата. Нормативные решения обезличены, принимаются на неопределенный срок, содержат нормы права, определенные правилами поведения.
Распоряжения должны быть всегда индивидуальными актами. Они издаются председателем Исполкома (главой администрации) по вопросам, не требующим коллегиального обсуждения (рассмотрения), а также в целях исполнения ранее принятых решений Исполкома и относящимся к его компетенции. По юридической силе распоряжения ниже решений. По этой причине распоряжения не могут противоречить решениям, отменять или изменять их. Большинство распоряжений имеет впутриорганизационный характер. Распоряжения подписываются председателем Исполкома (главой администрации).
На практике не исключаются распоряжения нормативного характера. Статьёй 10 Закона председателю Исполкома предоставлены такие полномочия, реализация которых вынуждает его издавать распоряжения нормативного характера. Например, все председатели Исполкомов определяют структуру и штаты своего исполнительного комитета, его управлений, отделов и других (существующих) подразделений и вносят в них изменения, для чего издают распоряжения. Издавать другие виды правовых актов они не могут, поскольку не наделены подобным правом.
Неправовыми формами управленческой деятельности является организаторская деятельность и материально-технические действия. Они те же, что и у других органов государственного управления.
24. Представьте администрацию предприятий, учреждений, организаций как орган внутреннего управления.
Администрация предприятия, учреждения – орган, на который в соответствии с законодательством возложены функции оперативного управления предприятием, организацией (подразделением), независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования.
Составадминистрации:
2. Заместители руководителя.
3. Совет предприятия.
4. Правление или другие органы, которым делегированы права по управлению предприятием, учреждением, организацией.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты и затраты на управление. Возглавляет администрацию единоличный руководитель (директор, начальник, ректор и т.д.), ответственный за всю работу предприятия, в том числе за работу аппарата управления им. Приказы руководителя обязательны для исполнения всеми работниками.
Организация — это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или опер управлении обособленное имущество.
Администрация — это орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять администрацию может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора и т.д. Возможно также совместно единоличное и коллективное руководство в лице совета директоров, дирекции, правления либо другого назначенного органа или орган, которому коллектив делегировал право по управлению организацией.
Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового, налогового и других.
Предприятия и учреждения — это особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.
Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по назначению.
Предприятие — это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.
Правовое положение и организационно-правовые формы предприятий определяются ГК.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:
· относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;
· адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;
· адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.
Нормы первой группы закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации; обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.
Особенности административно-правового статуса государственных предприятий вытекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государственных заказов, прекращение деятельности государственных предприятий.
Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.
В отличие от предприятий правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления. Ктаким актам относятся законы Республики Беларусь «Обобразовании», «Оздравоохранении», «Офизической культуре и спорте», «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» и др.
Государственные учреждения достаточно самостоятельны, при этом их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.
25. Раскройте организационную структуру и штаты органов гос управления.
Под организационной структурой органов госуправления понимается внутреннее строение системы управления и самого органа.
Внутреннее строение системы управления состоит из организационных частей, звеньев — органов, управлений, каждое из которых является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, являясь ниже- или вышестоящим по отношению к другому.
Организационную структуру органов госуправления следует рассматривать в 2 аспектах: как организационную структуру системы управления — строение системы и как внутреннее строение самого органа.
Организационная структура системы управления выражает звенностъ, субординацию той или иной системы управления, наличие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчиненных.
Внутренняя организационная структура утверждается, как правило, руководителем органа и строится с учетом штатов, т.е. выделенных бюджетных средств на содержание аппарата того или иного органа.
В правовых актах обычно указывают штатное количество работников органа, при этом имеется в виду, каким должно быть их количество. По каждой штатной единице устанавливается определенный размер заработной платы (оклад), т.е. денежное вознаграждение тому, кто будет занимать эту должность.
Штаты каждого органа имеют официальное правовое закрепление — штатное расписание. В нем даются перечень структурных подразделении, название и количество должностей как в целом, так и по каждой отдельной должности с указанием должностных окладов. Штатное расписание предназначено для того, чтобы юридически точно определить организационную структуру органа и, исходя из общей компетенции органа, распределить полномочия среди структурных подразделений и их личного состава, установить размеры средств на их содержание и оклады каждого работника. Этот документ служит основанием для оплаты труда служащих органа.
26. Определите понятие и назовите виды государственной службы.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций гос органов.
Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому можно выделить нескольковидовгосударственной службы:
В органах ветвей власти:
· службы в органах законодательной власти;
· службы в органах исполнительной власти;
· службы в органах судебной власти.
В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:
· служба в органах внутренних дел;
· служба в прокуратуре;
· служба в таможенных органах;
· служба в налоговых органах и т.д.
В зависимости от места органа в системе гос органов:
— служба в республиканских органах;
— служба в местных органах.
Видовая структура государственной службы по органам в которых она осуществляется может быть представлена следующим образом:
— общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных гос органах;
— государственной безопасности и др.
— военизированная (службы в органах милиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.)
— войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.)
27. Определите понятие и назовите виды гос служащих. Расскажите, как осуществляется административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
Государственный служащий— это лицо, работающее на благо государства в гос организациях, предприятиях, учреждениях, занимающий в них определенную должность с соответствующей частью» компетенции, получающий за свой труд установленную государством заработную плату.
Существуют разные виды гос служащих.Их можно классифицировать по различным основаниям.
В широком смысле — это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т.п.).
В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками:
· работают на благо государства;
· работают в государственной организации;
· занимают в ней соответствующую должность;
· обладают профессиональной подготовкой, позволяющей замещать определенную должность;
· наделены государственными полномочиями;
· выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности;
· получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета.
К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата. Обладают общими и специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах.
В зависимости от видов государственной деятельности служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою» очередь, делятся на служащих административно-политическойг^со-циально-культурной сфер, сферы экономики.
В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных_ лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал.
Должностные лица— это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения с работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители гос органов — министр, ректор, директор и руководители структурных подразделений — начальники отделов, служб).
Представители административной власти— государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц — третьих лиц (инспекторы, милиционеры).
Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции).
Функциональные работники (специалисты)— это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (главный инженер).
Вспомогательный персоналосуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других гос служащих данной организации (делопроизводители, машинистки, секретари, кассиры, вахтеры, слесари).
В науке предлагается иное деление гос служащих. Например, В.Е. Чиркин 1 классифицирует гос служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп гос служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы департаментов, отделов, управлений). Профессионалы (экономисты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие технические служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах гос управления (начальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал — это технические работники.
Квалификационным справочником должностей гос служащих (постановление Гос комитета РБ по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.; постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г. 1 ) закреплено деление служащих гос аппарата по характеру труда на руководителей структурных подразделений гос аппарата и специалистов (помощники руководителя, советники, консультанты, главные и ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категории, специалисты без категории, представитель государства в субъектах хозяйствования с государственной долей собственности).
Государственная должность- установленная компетентным гос органом структурная единица, наделённая функциями и задачами гос органа.