Чем занимается избирательная комиссия

Чем занимается избирательная комиссия

Статья 27. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:

1) организует подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью избирательных комиссий;

2) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;

3) принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона;

4) оказывает нижестоящим избирательным комиссиям правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь;

5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС «Выборы», ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;

6) разрабатывает и в установленном порядке представляет на рассмотрение Государственной Думы схему одномандатных избирательных округов, а в случае, предусмотренном частью 12 статьи 12 настоящего Федерального закона, утверждает схему одномандатных избирательных округов;

7) решает при определении схемы одномандатных избирательных округов вопрос о приписке избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, к соответствующим одномандатным избирательным округам;

8) заслушивает сообщения представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

9) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, эксплуатации и развития средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств, а также за поступлением средств в избирательные фонды политических партий и расходованием этих средств;

10) заверяет и регистрирует федеральные списки кандидатов, публикует зарегистрированные федеральные списки кандидатов в объеме, указанном в части 3 статьи 42 настоящего Федерального закона;

11) заверяет списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями по одномандатным избирательным округам;

12) регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, в том числе уполномоченных представителей политических партий по финансовым вопросам;

13) заверяет списки уполномоченных представителей региональных отделений политических партий по финансовым вопросам;

14) выдает зарегистрированным по федеральному избирательному округу кандидатам, доверенным лицам политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, удостоверения установленного образца;

15) осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории Российской Федерации;

16) устанавливает единую нумерацию избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) устанавливает предусмотренные настоящим Федеральным законом формы документов в машиночитаемом виде, порядок их заполнения, в том числе с использованием сети «Интернет», порядок изготовления документов на бумажном носителе на основе документов в машиночитаемом виде, а также принимает меры, направленные на оказание содействия политическим партиям, гражданам, выдвигающим свои кандидатуры в качестве кандидатов, в подготовке документов в машиночитаемом виде;

19) утверждает форму избирательного бюллетеня для голосования по федеральному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам;

20) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по федеральному избирательному округу на русском языке;

21) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;

22) устанавливает порядок доставки в избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства порядок хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения указанных документов;

(п. 22 в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) разрабатывает нормативы технологического оборудования (кабин для голосования, ящиков для голосования) для участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

24) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения выборов;

25) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, кандидатах, зарегистрированных кандидатах;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26) устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, избран депутатами Государственной Думы, и выдает им удостоверения об избрании;

27) определяет общие результаты выборов депутатов Государственной Думы в целом по Российской Федерации и осуществляет их официальное опубликование;

28) составляет списки зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Государственной Думы, и передает эти списки и необходимые документы в Государственную Думу;

29) назначает и организует повторные и дополнительные выборы депутатов Государственной Думы;

30) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, жалобы на решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

31) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Источник

Как устроены наши избирательные комиссии, что они из себя представляют и почему

Массовый исход членов избирательных комиссий, случающийся перед выборами, опять напомнил мне, как устроены наши комиссии, что они из себя представляют и почему. Вопрос этот не праздный: реально независимая система избиркомов могла бы вытащить наши выборы из современного состояния демократической декорации. Увы, действующая система формирования комиссий, о которой мы с моим коллегой Аркадием Любаревым пишем аж с 1996 года, не оставляет шансов на то, что комиссии перестанут быть придатками администрации – основного участника выборов.

У нас четыре уровня комиссий, и каждый уровень очень сильно управляется соответствующей администрацией

У нас четыре уровня комиссий, и каждый уровень неявно, но очень сильно управляется соответствующей администрацией: ЦИК – администрацией президента, региональные комиссии – администрацией субъекта федерации, ТИКи и УИКи – местными администрациями. Управление в основном производится не посредством прямых указаний сверху, а посредством соответствующего подбора кадров коллегиального органа.

Хороший пример – назначение председателя ЦИК РФ, якобы избираемого из состава ЦИК. И в случае с Чуровым, и в случае с Панфиловой эта «избираемость» была наглядно продемонстрирована. Избирательные комиссии субъектов Федерации даже формально наполовину назначаются региональной администрацией, а вторая половина назначается законодательным органом, который сильно подвержен влиянию администрации.

Территориальные комиссии формируются региональными комиссиями. Большинство региональных комиссий расположены в здании региональной администрации и поддерживают тесный контакт с последней. В каждой региональной администрации есть заместитель высшего должностного лица (губернатора), отвечающий за проведение выборов и их результат (вспомните разоблачения этой системы, появившиеся из-за дела Гайзера), поэтому формирование ТИК находится под их тщательным вниманием.

Как формируется коллегиальный орган, чтобы он был управляемым?

В этом вопросе мастерами были советские чиновники, их навыки переданы следующему поколению, с которым мы сейчас живем. Руководители коллегиального органа должны быть либо идейно близкими тому, кто формирует, либо иметь интересы, которые могут быть удовлетворены «формирователем». (В 1997 году, когда председателей избиркомов еще избирали, а не назначали, я был избран окружной комиссией ее председателем. После заседания ко мне подошел член комиссии, которого префектура видела председателем, и спросил, получит ли он обещанный гараж.) Главным качеством остальных членов коллегиального органа должно быть равнодушие к вопросам, который решает этот орган. Кто работал в ТИКах и региональных избиркомах, хорошо знают, что их члены перед и после заседаний обсуждают в основном личные вопросы.

Формированием УИКов реально занимается управа

Московская власть уже в 1996 году поняла, что формирование подконтрольных комиссий – один из способов влияния на выборы. С тех пор формирование ТИК находится под пристальным контролем префектур и управ. Анализ, который мы проводили в те годы, показал интересную закономерность: у префектур и управ есть подручные организации, от имени которых составляются заявки на включение в ТИКи и УИКи (http://www.votas.ru/oik01.html; http://www.votas.ru/oik03.html; http://www.votas.ru/tik_zak.htm; http://www.votas.ru/oik.htm). Причем у каждой префектуры свои подручные организации, за исключением Российского объединения избирателей.

Конечно, со временем префектуры и управы расширяют и изменяют свой круг связанных с ними организаций. Когда-то очень активными были Общемосковская федерация профсоюзов, советы ветеранов ВОВ. Но принцип остается тем же.

31 августа на заседании ТИК района Войковский мне напомнили об этом. Мы ввели в УИКи новых членов, а я проанализировал, кто же их выдвигал. Еще раз повторю, что формированием УИКов реально занимается управа, благо секретарь нашей комиссии как раз начальник орготдела.

Я, конечно, попытался объяснить членам своей ТИК, что из этого списка торчат уши местной администрации. Увы, в списке УИК-резервистов остальные субъекты выдвижения тоже кажутся мне очень искусственными.

Источник

Функции избирательной комиссии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции Центральной избирательной комиссии

Функции избирательной комиссии – это система задач публичного управления в области организации и проведения референдумов и выборов, для решения которых избирательной комиссии законодательно предоставлены соответствующие полномочия, обязанности и права.

Центральная комиссия страны по выборам возглавляет в систему органов публичного управления, отвечающих за организацию и проведение референдумов и выборов на территории страны. Комиссия представляет собой орган публичного управления федерального уровня, который организует подготовку и непосредственно проводит референдумы и выборы в рамках тех полномочий, которые предоставлены ей специальным законодательством. Итак, комиссия представляет собой постоянно действующий орган специальной компетенции.

Центральная избирательная комиссия реализует следующие функции в области публичного управления организацией выборов и референдумов:

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, комиссия может осуществлять иные функции, которые на нее возложены федеральным законодательством.

Функции избирательной комиссии субъекта РФ

Региональная комиссия реализует следующие полномочия в области организации и проведения выборов и референдумов на территории субъекта РФ:

Функции избирательной комиссии муниципалитета и иных нижестоящих комиссий

Избирательная комиссия муниципалитета реализует следующие функции управления местным сообществом в области организации и проведения выборов:

Аналогичные полномочия на территории избирательных округов реализует окружная комиссия, на территориях, выделенных в составе округов, – территориальная комиссия, на участках – участковая комиссия.

Источник

Чем занимаются избирательные комиссии? Часть 1

После знакомства с внешней стороной формирования избирательных комиссий теперь заглянем, как там всё устроено изнутри, это самое интересное. Жаль, но складывается впечатление, что большинство голосующих, и уж тем более игнорирующих выборы, никогда не интересовал вопрос, почему именно эти люди сидят в комиссии, какие именно функции эти дамы и господа выполняют, и как механизм работает.

Вы уже знаете, как образуются временные избирательные комиссии. Рассмотрим поближе деятельность Участковой избирательной комиссии, по такому же принципу работает и окружная, с немногими отличиями.

Существует определенный срок, в течение которого подаются списки кандидатов. Эти списки формируют партии из своих членов, или, по крайней мере, лояльных партии людей, а также организации. Просто с улицы прийти и подать свою кандидатуру можно, но сложно. Обычно для этого надо провести собрание избирателей и заручиться их поддержкой, Протоколом собрания, на котором вас решили делегировать. И то не факт, что вас включат, ибо всё уже «просчитано» и предсказуемо: половину будут составлять единороссы, эта часть сплошь госслужащие, вторая половина — это винегрет из пенсионеров (обычно коммунисты) и остальных категорий граждан (представители других партий, как правило, по одному человеку от «Справедливой России», ЛДПР и др.).

Все члены утвержденной комиссии (определенное количество человек, зависящее от количества избирателей на участке) обладают правом решающего голоса. Впоследствии партии могут ввести в состав комиссии членов с правом совещательного голоса, но вы, конечно, понимаете, что с ними на деле никто не совещается. Также член участковой комиссии с совещательным голосом не выдает бюллетень для голосования в день выборов, он просто посещает все организационные собрания комиссии, о которых его обязаны предупредить по закону, и присутствует на территории участка в день голосования.

После того как комиссия сформирована, на первом же оргсобрании выбирают Председателя комиссии, зама Председателя и секретаря комиссии. Предсказуемо, что Председателя и его команду выберут из госслужащих, во всяком случае, я не помню ни одного Председателя-коммуниста или безработного. Обычно Председатель, его заместитель и секретарь — представители одной организации: начальник, его зам и бухгалтер. Все действия комиссии протоколируются. Комиссии выделяется некий бюджет, которым распоряжаются Председатель и секретарь. Из этого бюджета покупаются канцтовары, необходимое оборудование по протоколу (например, фонарики на случай перебоев с электроэнергией) и удовлетворяются прочие нужды комиссии. В эти нужды войдет питание членов комиссии с правом решающего голоса в сутки выборов, а также скромное (или нескромное, тут уж какой Председатель и секретарь и как и кому распределят и на чем сэкономят) вознаграждение членов комиссии с правом решающего голоса по итогам выборов.

Работа комиссии — это не сутки в день выборов, как принято считать. Выборы в стране проводятся регулярно, большинство участков сформировано ещё в советские времена и если границы участка и корректируются, то редко. Поэтому помещение, в котором проводятся выборы, зачастую постоянно ещё с советских времен и дорогу туда хорошо знала ваша бабушка. Это может быть здание школы, библиотеки, с удобным подходом, подъездом для выделенного в участок района. Зал для голосования — это актовый зал, спортзал, холл, в общем, просторное, удобное для посещения место.

Помимо этого помещения, комиссии выделяется еще одно — кабинет, в котором будут работать члены комиссии вплоть до выборов. Одновременно с членами избирательной комиссии к работе на избирательном участке приступают сотрудники МВД. Здание и кабинет, в котором находится сейф с документами комиссии, печатью, передается на круглосуточную охрану, а в день голосования участок усиленно охраняется.

Что же делают комиссии целых 2 месяца до выборов? Читайте в следующей статье.

Источник

Как стать членом избирательной комиссии

И зарабатывать на выборах

Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.

В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.

В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.

Избирательные комиссии

Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.

Трудоустройство

В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.

От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.

По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.

срок работы одного состава УИКа

Если подавших заявку накопится очень много, то сразу на выборы могут и не отправить. Сначала человека зачислят в резерв, если появится место — привлекут в комиссию. Причем могут послать не на ваш родной участок, а туда, где образовалась вакансия.

Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.

Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.

В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.

Поквартирный обход

Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.

За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.

Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.

Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.

Дежурства

Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.

Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.

Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.

День выборов

Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.

В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.

Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.

После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или у него инвалидность. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.

В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.

По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.

Подсчет голосов

В 20:00 двери избирательного участка закрываются и начинается подсчет голосов. На это отводится максимум 12 часов — итоги надо подвести до 8 утра. Но обычно удается управиться раньше: на нашем участке зарегистрировано 1700 избирателей, из которых на последних выборах голосовать пришли 1200.

Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.

Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.

На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.

Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.

Оплата

С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.

Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *