Чем занимается казачье общество
Чем занимается казачье общество
Статья 6.2. Казачьи общества
(введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 107-ФЗ)
1. Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ и всероссийского казачьего общества, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 529-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
3. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.
4. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
Чем занимается казачье общество
Московское Окружное Казачье Общество » Новости » Казаки в ХХI веке: чем занимаются казачьи дружины и патрули?
Казаки в ХХI веке: чем занимаются казачьи дружины и патрули?
Впервые муниципальная казачья дружина появились в девяностые годы в городе Азове Ростовской области. Первым заместителем мэра города тогда был Виктор Водолацки. Став атаманом Всевеликого войска Донского и замом губернатора, он сумел убедить главу региона Владимира Чуба в необходимости создания казачьих дружин в масштабах области. Губернатор пошел на этот шаг не от хорошей жизни. Все мы помним разгул преступности в те годы: было много крупных хорошо организованных криминальных группировок, разного рода мелких жуликов, хулиганов. В молодежной среде стало модным противостоять закону. Да и законность в полном понимании этого слова отсутствовала. Старые нормы уже практически не действовали, а новых еще не придумали.
Милиция во многом была деморализована, технически слабо оснащена, катастрофически не хватало кадров. Особенно это было ощутимо на фоне многократно возросшей преступности, в том числе мелкой, бытовой. Напряжение чувствовалось и в межнациональных отношениях, тем более, что речь шла о таком насыщенном различными национальностями регионе как Ростовская область. Недаром Ростов величают Южными воротами Кавказа. Создание казачьих дружин в таких условиях было смелым, но единственно возможным шагом. В казачьем сообществе стало возрастать самосознание, понимание ответственности каждого казака за происходящее на родной земле, земле предков, обильно и неоднократно политой кровью дедов и прадедов. Особенно хорошо казаки-дружинники стали проявлять себя в сельской местности. Ведь там как: один участковый инспектор на несколько населенных пунктов с неисправным мотоциклом без бензина — вот и вся власть, да еще и обитающая в удаленных хуторах. А казак-дружинник — вот он, здесь, живет по соседству. Отношение к форме в народе всегда было уважительным, в том числе и к казачьей.
Но, конечно, казаки помогали решать вопросы не только с хулиганами или мелкими ворами. Совместно с милицией они задерживали крупные партии наркотиков, порой, рискуя жизнью, останавливали матерых, вооруженных преступников. Я не буду здесь приводить статистику, но она существует и, безусловно, показывает эффективность казачьих дружин.
Что касается дореволюционной истории, то аналогом казачьих дружин в те времена можно считать так называемые «местные команды». В них служили казаки, по тем или иным причинам не способные к строевой службе в полку. Они носили казачью, но отличавшуюся от полковой форму одежды, служили, в большинстве случаев, по месту жительства. Они должны были следить за соблюдением законов на определенной территории. Как правило, это были их родные станицы с хуторами.
Деятельность казачьих дружин сегодня, как правило, основывается на законодательстве субъектов страны. В первых рядах здесь регионы традиционного проживания казаков. Но даже в Ростовской и Волгоградской областях, где испокон веков живут донские казаки, законы, которые касаются этой сферы, сильно разнятся, не говоря уже, например, о Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Северного Кавказа. Зачастую в уставах городов, где проживают казаки, тоже имеется соответствующая строка. Федерального законодательства о муниципальных казачьих дружинах не существует.
Их создание — это в первую очередь инициатива самих казаков как людей с активной жизненной позицией, которые хотят навести элементарный порядок, обезопасить жизнь близких. К тому же есть стремление к самоорганизации и, вместе с тем, категорическое неприятие криминализации общества на всех уровнях. Ну а умные губернаторы, мэры, главы районных администраций в большинстве случаев поддерживают казаков из чисто прагматических соображений. Создание и содержание казачьей муниципальной, а тем более добровольной дружины обходится значительно дешевле содержания местного полицейского подразделения. А эффективность порой гораздо выше.
Добровольные казачьи дружины действуют на основании Федерального закона № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка». Все региональные, областные, районные и городские дружины работают по решениям и постановлениям, основанным на этом законе. Действует непреложное правило: казаки, входящие в них, являются членами казачьих организаций, имеют соответствующую атрибутику в виде отличительных знаков, жетонов, повязок, им полагается и удостоверение дружинника.
Не могу не упомянуть здесь о «диких» казаках. Имеются в виду люди, надевшие казачью или, что чаще бывает, псевдоказачью форму. К настоящим казакам они отношения никакого не имеют, однако охотно позируют перед объективами телекамер и фотоаппаратов журналистов. Как-то покоробил сюжет, который показали по одному из федеральных каналов. СМИ его многократно растиражировали. Утверждалось, что в Москве на Белорусском вокзале некий «казачий патруль» гоняет восьмидесятилетних старушек, продающих теплые вязаные носки и укроп. Я, как и все жители нашей страны, увидел на экране группу граждан, которые явно не проспались после вчерашнего, разряжены они были почище персонажей фильма «Свадьба в Малиновке». Но журналисты упорно называли их казаками, а люди эти и не возражали. Я считаю, что это вопиющий случай, если не сказать даже подготовленная провокация. Окажись рядом с ними настоящие казаки — полетели бы из них пух и перья! Скажу вам по секрету: старики в станице могут наказать молодого казака за неровно подстриженные усы, не говоря уже о плохо сидящей фуражке или папахе. Назвался казаком, так будь им!
Что касается разницы между казачьими дружинами и патрулями, то дружина — это организация со всеми ее атрибутами. Патруль — это форма ее работы, так же, как военный или полицейский патруль. Временный коллектив, если хотите. Собирается группа из числа дружинников для выполнения конкретной задачи. Как правило, патрулирования определенной территории с целью недопущения противоправных действий.
В казачьей дружине, само собой, должны служить казаки, хотя и бывают случаи приема в них не казаков. Например, это касается умелых наездников, инструкторов по верховой езде. К сожалению, не все современные казаки обладают достаточными навыками, необходимыми для службы в кавалерийских подразделениях. К тому же право служить имеют все, но не все готовы реализовать это право. Однако казаки неохотно принимают в свой коллектив посторонних.
Финансирование дружин, как правило, идет за счет региональных бюджетов. Расходы на их содержание утверждаются законодательным органом субъекта РФ. Существует строгая отчетность по расходованию средств, регулярно проводятся проверки. Получается, что казаки-дружинники — это профессионалы, получающие зарплату, хотя и скромную. Существуют еще добровольные казачьи дружины (не путать с общественными организациями казаков). В них казаки, в основном молодые, несут службу в свободное от учебы или работы время. Это такой резерв для профессиональных казачьих дружин. Казак, хорошо зарекомендовавший себя, со временем может стать полноправным дружинником.
Вместе с тем, я должен отметить, что не все казаки относятся однозначно к деятельности дружинников. Особое недовольство высказывают представители общественных казачьих организаций. Они считают, что только служба в армии достойна казака, а полицейские функции он выполнять не должен. Сами же при этом не желают служить ни в армии, ни в полиции. Зачастую так и выходит, что никогда не служат. А порой оказывается, что и к казакам в принципе они имеют косвенное отношение. Те же, кто живет на исконно казачьих землях, кто понимает, что соблюдение порядка и законности жизненно необходимы, относятся к этому с пониманием.
В сегодняшней нашей жизни я вижу исключительно положительное отношение к казакам-дружинникам со стороны законопослушных граждан. Они отдают себе отчет в том, что это один из существенных факторов борьбы с криминалом. Особенно это заметно в небольших населенных пунктах. Резко отрицательно к казачьим дружинам, естественно, относятся преступники всех мастей, маргинализированные элементы, некоторые «либералы», для которых что хорошо для страны, для простых людей — для них, «правокачателей» плохо. «Чем хуже, тем лучше» — это не сегодняшние «цветные революционеры» придумали.
Хотел бы добавить, что казачьи дружины хорошо проявляют себя и, например, в охране государственной границы. Совместно с пограничниками и таможенной службой они пресекают сотни нарушений. Особенно сегодня это касается границы с Украиной. На базе казачьих дружин также создаются пожарные команды по охране лесов. Казаки в том числе помогают бороться егерям и рыбнадзору с браконьерами, перед Новым годом охраняют хвойные насаждения.
Кто такие казаки, каковы их права и полномочия?
Многие люди задают вопрос – кто такие казаки и по какому праву они участвуют в разгоне митингов и патрулировании улиц? Рассмотрим основные правовые нормы, регулирующие деятельность так называемых казаков, рассмотрим, какие права и обязанности есть у казаков при исполнении ими своих должностных функций, и как грамотно дать отпор в случае нарушения ваших прав.
Чтобы понять абсурдность нынешнего казачества, стоит вспомнить историю. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооруженного населения на различных территориях. Самая крупная группа казаков образовалась в бассейне реки Дон. Это была группа свободных и независимых людей, не подчинившихся контролю русских князей, несмотря на то что крепостное право было обычным явлением.
История казачества
К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, участвовали во множествах войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от уплаты налогов и так далее.
Многовековая казачья служба Российской империи закончилась революцией 1917 года и отречения императора Николая II. После революции казаки разделились: часть, как и раньше, осталась верна царю и Отечеству, а другая часть поддержала советскую власть. Но та самая советская власть, несмотря на поддержку большого количества казаков, всё же стало прибегать к политике расказачивания.
За время существования советской власти казачество было практически истреблено как сословие, остались только идейные люди, которые помнят и чтят традиции своих предков.
В начале 90-х годов началось возрождение казачества, но новое казачество приняло совершенно иные формы и смысл. Во-первых, далеко не все люди, являющиеся по происхождению казаками, приняли участие в возрождении казачества и, наоборот, люди, решившие возрождать казачьи традиции, никакого отношения к историческому казачеству не имели.
В 90-х годах у казачества не было абсолютно никакого правового обоснования, это были кружки по интересам. Ряженые казаки не имели никаких прав и полномочий, но с большим рвением цепляли себе погоны полковников и генералов, присваивали себе кучу орденов, которые сами придумывали и сами изготавливали.
Современное казачество
Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.
В 2005 году российская власть обеспечила принятие федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В законе содержится понятие о Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, как информационном ресурсе, содержащем сведения о казачьих обществах.
Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.
Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.
Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.
Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.
Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.
Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.
Максимум, что они могут сделать, – это сообщить в полицию о нарушении. Если же казаки патрулируют улицы вместе с сотрудниками полиции, то в этом случае они являются исключительно руками сотрудника полиции и выполняют функции «принеси-подай».
В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.
В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.
Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?
Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ОДОБРЕНЫ
Советом при Президенте
Российской Федерации
по делам казачества
“ 25» июня 2009 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации
I. Общие положения
В соответствии с законодательством Российской Федерации правовые основы деятельности казачьих обществ регулируются:
Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества»;
Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества»;
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»;
Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»;
Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы»;
Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 882 «Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ»;
Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. № 447 «О форме одежды, знаках различия, чинах и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президенте Российской Федерации в федеральном округе»;
Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества»;
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. №515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 485 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества»;
Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г.;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
В настоящих рекомендациях рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» (с изменениями, внесенными федеральными законами от 3 декабря 2008 г. № 245-ФЗ и от 3 июня 2009 г. № 107-ФЗ).
II. Особенности создания и государственная регистрация казачьих обществ
Понятие «казачье общество» как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации закреплено в законодательстве Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в статью 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества». Казачье общество имеет достаточно сложный правовой статус, особенности и признаки, которые отличают его от общественных объединений и некоммерческих организаций.
Учитывая, что Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» казачье общество выделяется как самостоятельная организационно-правовая форма, его положения, закрепляющие право российского казачества на несение государственной и иной службы, распространяются исключительно на казачьи общества. Отличительным признаком казачьих обществ является то, что члены казачьих обществ берут на себя обязательства по несению государственной или иной службы, уставы казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ранее уставы войсковых казачьих обществ утверждались Президентом Российской Федерации), казачьи общества включаются в отдельный государственный реестр.
До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.
Положения пункта 5 статьи 131 Федерального закона «О некоммерческих организациях» должны применяться с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества», в частности, положения, согласно которому общее собрание (конференция) казачьего общества принимает устав, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, который утверждается в установленном порядке. Поскольку согласно Федеральному закону «О государственной службе российского казачества» организационно-правовой формой казачьего общества является некоммерческая организация, государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации и согласно статье 6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» они подлежат внесению в государственной реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Учитывая положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В отличие от общественных объединений законодательством Российской Федерации о российском казачестве не предусмотрена возможность осуществления деятельности казачьих обществ действовать без государственной регистрации.
III. Учредительные документы казачьих обществ
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и со статьей 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в учредительных документах казачьего общества (уставе) должны содержаться следующие сведения:
наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;
местонахождение казачьего общества;
порядок управления деятельностью;
предмет и цели деятельности;
сведения о филиалах и представительствах;
права и обязанности членов казачьего общества, условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;
источники формирования имущества казачьего общества;
порядок внесения изменений в учредительные документы казачьего общества (устав);
порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;
структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества;
иные положения, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.
Учредительные документы казачьего общества (устав) могут содержать и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что требования учредительных документов казачьего общества (устава) обязательны для исполнения самим казачьим обществом, его учредителями, участниками, членами.
Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом, войсковым казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.
Устав казачьего общества согласно статье 6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» должен быть согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в зависимости от вида казачьего общества).
Кроме того, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территориях нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.
Обязательства членов казачьих обществ по несению государственной или иной службы отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласование устава в соответствии со сложившейся практикой оформляется документально.
IV. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 485 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества» и согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
К числу таких документов, например, отнесены документы, содержащие сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и так далее.
Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Временным положением установлено, что при соответствии численности членов казачьего общества требованиям данного нормативного правового акта такое казачье общество может быть внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Таким образом, не исключается наличие казачьих обществ, чья численность не соответствует требованиям Временного положения. При этом такие вновь образуемые казачьи общества не могут быть внесены в государственный реестр.
В связи с этим требования Временного положения к численности казачьих обществ должны выясняться при внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и применяться при ведении данного реестра.
Свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, выданное казачьему обществу, включенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона «О государственной службе российского казачества», сохраняет юридическую силу и может быть переоформлено Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом в установленном порядке.
V. Органы управления
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются учредительными документами казачьего общества (уставом) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» основной функцией высшего представительного органа управления казачьего общества определено обеспечение соблюдения казачьим обществом целей, в интересах которых оно было создано.
выборы войскового атамана и образование исполнительных органов казачьего общества (войсковое правление) и досрочное прекращение их полномочий;
Решение войскового круга (общего собрания) принимается большинством голосов членов, присутствующих на войсковом круге. Аналогичный порядок закреплен уставами войсковых казачьих обществ в отношении решений войсковых кругов (сходов).
Решение войскового круга (общего собрания) по вопросам исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и учредительными документами (уставами). Однако уставами войсковых казачьих обществ не предусматриваются данные особенности принятия решений войсковым кругом (сходом) по вопросам его исключительной компетенции.
Следует обратить внимание на то, что, учитывая положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», решения войскового круга (схода) по вопросам его исключительной компетенции, принятые с нарушением установленного порядка принятия таких решений, не могут считаться правомерными.
Учредительными документами казачьего общества (уставом) может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления.
Согласно сложившейся практике в период между войсковыми кругами (сходами) функции высшего (представительного) органа войскового казачьего общества выполняют советы атаманов, избираемые войсковыми кругами (сходами).
Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 485 и пунктом 10 статьи 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» предусмотрено, что кандидатура войскового атамана утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.
Понятие «наказной атаман» в законодательстве Российской Федерации используется только в Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству»:
В дальнейшем данное понятие не нашло отражения в каких-либо нормативных правовых актах.
Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. также не содержит понятия «наказной атаман».
В связи с этим предполагается, что правовые основания для применения понятия «наказной атаман» на уровне войскового казачьего общества отсутствуют.
Войсковое правление является исполнительным органом войскового казачьего общества. Назначение на должность и освобождение от должности членов войскового правления, за исключением избранных войсковым кругом, осуществляет войсковой атаман. Войсковой круг определяет количественный состав войскового правления, избирает его членов и принимает решение о досрочном прекращении их полномочий.
Согласно сложившейся практике уставами войсковых казачьих обществ наряду с перечисленными органами предусмотрено формирование таких органов, как суд чести и совет стариков.
VI. Требования и виды отчетности казачьих обществ
В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» казачье общество обязано представлять в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. №212.
Наряду с ежегодной отчетностью, предусмотренной статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пунктами 14 и 15 Временного положения войсковые казачьи общества ежегодно, не позднее 1 февраля, обязаны представлять в Министерство юстиции Российской Федерации:
отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, вытекающих из устава войскового казачьего общества;
данные о численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов каждого казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества;
данные об общей численности членов войскового казачьего общества, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу;
сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;
сведения об изменении структуры войскового казачьего общества;
сведения об образовании в составе войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ.