Чем занимается казачье войско на кубани
Казачья казна. Как финансируется и зарабатывает Кубанское казачье войско
Казаки Кубани в последние годы стали все чаще мелькать в заголовках местных и федеральных СМИ. Помимо громких скандалов пресса активно пишет о мерах, которые власти региона принимают для поддержки казачества. Что делалось для казаков за последние несколько лет, на чем зарабатывает Кубанское казачье войско и как к этому относятся нереестровые казаки, выяснила редакция Юга.ру.
Финансирование из администрации
Курс на сближение казаков и власти взял бывший губернатор Кубани Александр Ткачев. При нем казаков допустили (в 2012 году) к патрулированию улиц совместно с полицией и назначили за это заработную плату. К этому же периоду относится скандальное высказывание Ткачева о том, что казаки должны будут не допустить массового переселения на Кубань представителей республик Северного Кавказа.
При бывшем губернаторе была подписана госпрограмма 2014–2016 годов «Казачество Кубани» на общую сумму 3,1 млрд рублей. Задачей ставилось «возрождение и становление казачества» в регионе, привлечение в казачьи общества новых членов и поддержка и развитие кадетских казачьих корпусов.
В регионе казаки объединены в Кубанское казачье войско (ККВ). С февраля 2008 года пост атамана ККВ занимает вице-губернатор Николай Долуда. Именно реестровые казаки пользуются всеми благами приближенности к администрации края.
Осенью 2015 года, когда все госпрограммы региона были пересмотрены, «Казачество Кубани» изменилась не сильно. Новая госпрограмма была рассчитана на 2016–2021 годы и утверждена с суммой финансирования в размере 6,2 млрд рублей, то есть регион сохранил траты на казаков в размере 1 млрд рублей в год.
Суть программы не изменилась, но появился пункт о «духовных ценностях». В частности, среди задач указаны «повышение эффективности привлечения членов казачьих обществ» и «оказание содействия в культурном, физическом, патриотическом воспитании молодежи, сохранении и развитии самобытной казачьей культуры и духовных ценностей кубанского казачества».
Основную часть средств госпрограммы казаки получают в виде жалования за патрулирование улиц городов Кубани совместно с патрульно-постовой службой полиции. В настоящий момент их зарплата равняется окладу рядового сотрудника ППС, сообщили в ГУ МВД по краю. Если рядовой в среднем получает от 22 до 24 тыс. рублей, то казак-дружинник — 21–25 тыс. рублей.
По данным администрации региона, в рамках действующей госпрограммы «Казачество Кубани» районным казачьим обществам на охрану общественного порядка в 2016 году предусмотрено 570,7 млн рублей. В региональный реестр народных дружин внесено 1 тыс. 556 человек, из них 1 тыс. 368 состоят в 47 районных казачьих обществах. Ежедневно в регионе в патрулировании улиц принимают участие около 450 казаков-дружинников. В ГУ МВД по Краснодарскому краю прокомментировали, что считают помощь казаков при патрулировании, особенно в праздничные дни, существенной.
«Участие кубанских казаков в поддержании правопорядка и обеспечении безопасности граждан в период проведения мероприятий позволяет значительно повысить плотность патрульно-постовых нарядов и сократить количество сотрудников полиции, привлекаемых на охрану порядка», — отметили в краевом главке.
Казачьи ЧОПы
Зарабатывать казаки научились не только патрулированием улиц. ККВ — первое в России войско, которое в 2013 году организовало работу частного охранного предприятия (ЧОП). Называется оно «Пластуны». За три года ЧОП стал значимым игроком на рынке охранных услуг, в итоге взяв под охрану множество объектов муниципальной собственности.
По состоянию на начало осени 2016 года в районных казачьих обществах (на территории 37 муниципалитетов) работают 43 охранных предприятия. Казачьими ЧОПами охраняются 318 объектов соцсферы, в том числе 189 школ, 97 детских садов, 6 краевых объектов (техникумы, колледжи), 26 объектов спорта, культуры и ЖКХ.
Надо отметить, что в декабре 2015 года администрация края заявляла, что под охраной казаков находится 65 объектов муниципальной госсобственности. Так что можно констатировать: казаки за последний год преуспели в охранном бизнесе. Во всяком случае в той его части, что отвечает за охрану госсобственности. Как комментировал ситуацию основатель ЧОА «Евромост» Владимир Лезин отраслевому изданию в сентябре 2016 года, монополизация охраны школ и другой муниципальной собственности — спорное решение властей, которое может привести к конфликтам.
Владимир Лезин
Основатель ЧОА «Евромост»
Он добавил, что искусственное деление рынка всегда чревато побочными эффектами: «. создание преференций, льгот и лоббирование чьих-то интересов всегда приводит, скажем так, к конфликтам».
По данным СПАРК, головная организация ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ» в 2014 году участвовала в 50 закупках и выиграла 36 из них на сумму 71,2 млн рублей, в 2015 году компания выиграла 10 контрактов на сумму 96,8 млн рублей.
ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ-А» в 2015 году выиграло 11 из 22 контрактов на сумму 23 млн рублей, в текущем году компания пока получила один контракт на 732 тыс. рублей.
ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ-Б» в 2015 году выиграло 8 из 13 контрактов на сумму 5,7 млн рублей, в текущем году компания пока получила 3 тендера из 6 на 73 млн рублей.
ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ-В» в 2015 году выиграло 2 из 4 контрактов на сумму 21,9 млн рублей, в текущем году компания получила 12 тендеров из 24 на 6,8 млн рублей.
Также контракты на небольшие суммы выигрывают и другие юрлица под общим названием «Пластуны».
На сайте ЧОПа можно подать заявку на получение франшизы. Однако, как пояснили в «Пластунах», пока франшиза не продается и, возможно, вскоре этот пункт с сайта и вовсе уберут. Также на сайте размещены вакансии, по описанию которых ясно: для того чтобы трудоустроиться в казачий ЧОП, достаточно иметь корочку охранника, быть «ответственным», «не иметь вредных привычек» и «уметь работать в коллективе». Помимо охраны муниципальных объектов ЧОП предоставляет все возможные услуги охранного предприятия при практически неисчерпаемых ресурсах. В ККВ состоит около 137 тыс. человек, каждый из которых теоретически может работать в ЧОПе при должной подготовке.
Земельный вопрос
Один из последних шагов навстречу реестровым казакам администрация региона сделала в 2016 году — начала передачу казачьим обществам без торгов земельных наделов под сельскохозяйственные нужды. По данным администрации региона, на 1 августа 2016 года казачьи общества ККВ получили 7,3 тыс. га земли и еще 700 га должны были получить в ближайшее время. При этом в администрации отметили, что в рамках развития экономической базы в распоряжении казачьих обществ по состоянию на 2014–2015 год имелись земельные участки сельскохозяйственного и иного назначения общей площадью 6,4 га.
При этом недавно ТАСС цитировало Кондратьева, который отметил, что казаки должны будут использовать землю эффективно и за этим будет следить администрация.
У нас не стоит задачи обеспечить землей все казачьи общества. В случаях, если земля будет использоваться неэффективно, будем ее изымать в рамках установленных законодательством процедур
Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края
Читайте также:
По ожиданиям властей, раздача земли должна привлечь в ККВ нереестровых родовых казаков*. Как отмечал Долуда, в настоящее время многие из них не желают вступать в войско. Атаман связывает это с большой ответственностью, которая накладывается на реестровых казаков в виде госслужбы. По его мнению, не все готовы ее нести.
Казаки как политическая сила
Однако среди самих родовых казаков есть другое мнение. Им не нравится использование казачества в политических целях. По крайней мере так считают некоторые из них. Многие нереестровые казаки отказались от разговора с прессой, но их позицию прокомментировал Юга.ру генеральный директор ООО «Станица», родовой донской казак Владимир Мелихов.
Как он пояснил, закон, на основании которого создан реестр («О государственной службе российского казачества» — прим. ред.), определяет казака как любого гражданина Российской Федерации, состоящего в зарегистрированном государством казачьем обществе.
Таким образом, по словам Мелихова, полностью игнорируется самосознание родовых казаков как народа. «Это неизбежно приводит к засорению казачьих обществ совершенно чуждыми казакам элементами. Политика государства в отношении казаков состоит в том, чтобы создать некое «новое казачество» как свою вспомогательную силу, которая имеет внешние казачьи атрибуты, но лишена национальных корней и национальной памяти. Это вызывает полное неприятие у родовых казаков», — прокомментировал он.
Громким скандалом с участием казаков стало нападение весной текущего года в аэропорту Анапы на членов ФБК (Фонд борьбы с коррупцией) и Алексея Навального. Тогда бывший атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов заявил на заседании ЗСК, что «казаков подставили».
В сентябре в Приморско-Ахтарском районе произошел конфликт между приезжими добровольными пожарными Гринпис и местными казаками.
Владимир Мелихов
Генеральный директор ООО «Станица», родовой донской казак
— Казакам нужны не подачки, которые попадают неизвестно кому, а кардинальное решение вопроса, состоящее в разработке и принятии закона «О реабилитации казачьего народа», в котором будут решены вопросы восстановления прав казаков на землю и казачьего самоуправления. Соответственно, должны быть выстроены заново на этой основе вопросы отношений казаков, именно как народа, с государством.
По мнению Мелихова, последние скандалы, связанные с казаками, — это демонстрация пороков реестрового «казачества». Из-за этого оно может использоваться для акций на грани закона или вообще противозаконных, когда определенные государственные структуры хотят выйти за пределы своих законных полномочий.
«Речь идет не о какой-то разовой «подставе, позорящей казачество», а о логике развития реестра, не имеющего никакой собственной позиции и слепо выполняющего указания сверху.
Естественно, это формирует негативное отношение к казакам в обществе, что сказывается в том числе и на казаках, не имеющих отношения к реестру, и, естественно, такие действия не могут быть одобрены всеми здравомыслящими казаками», — сказал Мелихов.
Читайте также:
*Родовой казак — имеющий (знающий) не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда); нереестровый казак — не состоящий на государственной военной службе.
КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО
Образование войска
Кубанское казачье войско было образовано в 1860 г. Его основу составили Черноморское казачье войско и Хоперский и Кубанский полки Кавказского линейного казачьего войска, насчитывавшие в совокупности 22 конных полка, 3 эскадрона, 13 пеших батальонов и 5 батарей. Ведет свое старшинство с 1696 г., по старшинству Хоперского полка.
Большая часть войска – черноморские казаки, проживавшие в Ейском, Екатеринодарском и Темрюкском отделах Кубанской области. Вторая часть войска – так называемые «линейцы» – потомки переселенных на Кубань в конце XVIII в. донских казаков, занявших территории Баталпашинского, Кавказского, Лабинского и Майкопского отделов Кубанской области.
Решением от 10 мая 1862 г. для заселения предгорий Западного Кавказа переселялись 12400 кубанских казаков, 800 казаков Азовского казачьего войска, 2000 государственных крестьян и 600 женатых нижних чинов Кавказской армии. Они также вошли в состав Кубанского войска.
1 августа 1870 г. было утверждено Положение о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского казачьего войска. Устанавливался порядок войска в мирное время. Он включал 2 Лейб-Гвардии Кубанских казачьих эскадрона Собственного Его Величества, 10 конных полков, 2 пеших пластунских батальона, 5 конно-артиллерийских батарей, 1 дивизион в Варшаве, 1 учебный дивизион.
Положением о военной службе Кубанского казачьего войска, утвержденного 24 июня 1882 г., служилый состав делился на 3 разряда, а строевой состав еще на 3 очереди.
Решением от 24 декабря 1890 г. для войска устанавливался день войскового праздника – 30 августа.
Боевые подвиги войска
Кубанское казачье войско принимало участие во всех военных кампаниях, проводимых Российской империей во второй половине XIX – начале XX в. В 1861 г. Сборно-Линейный полк и два конных Кубанских полка подавляли Польский мятеж. 20 июля 1865 г. войско удостоилось получения войскового Георгиевского знамени «За Кавказскую войну». В 1873 г. казаки Ейского полка Кубанского казачьего войска участвовали в Хивинском походе в Среднюю Азию. Все войско сражалось в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. на территории Болгарии; обороняли Шипку, Баязет, защищали Зорский перевал, Деве-Бойну, брали Карс.
Примерно 2 тыс. казаков – кубанцев приняли участие в Русско-турецкой войне 1904 – 1905 гг. В Первой мировой войне сражались 37 конных полков, 1 отдельная казачья дивизия, 2,5 гвардейские сотни, 24 пластунских батальона и 1 отдельный пластунский батальон, 6 батарей, 51 различная сотня, 12 команд казаков Кубанского войска (всего около 90 тыс. человек).
Казаки в событиях XX в.
В годы Гражданской войны некоторые казаки совместно с Кубанской Радой высказались за создание независимой Кубани. Казаки во главе с атаманом А.П. Филимоновым в союзе с Добровольческой армией поддержали идею создания «Единой и неделимой России».
28 января 1918 г. Кубанская Рада на землях бывшей Кубанской области провозгласила независимую Кубанскую народную республику. Столицей стал Екатеринодар. Республика просуществовала до 1920 г. После занятия территории красными республика была ликвидирована, а Кубанское войско упразднено.
В 1920 – 1925 гг. на землях кубанских казаков действовали сторонники П.П. Скоропадского – атаманы М. Пилюк, В. Рябоконь и др. В 1920 – 1930-х гг. в Красной Армии были организованы кубанские казачьи части. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. кубанские казачьи дивизии сражались на фронте. Особенно отличился 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус во главе с генералом Н.Я. Кириченко.
В начале 1990-x гг. Кубанское казачье войско начало свое возрождение путем организации ряда общественных казачьих объединений. В настоящее время действует общественная казачья организация «Кубанское войсковое казачье общество», внесенное в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и имеющее в своем реестре более 40 тыс. казаков.
Устройство казачьего войска
Основу Кубанского войска составили свободные военизированные сельскохозяйственные жители. Во главе войска стоял наказной атаман, параллельно исполнявший обязанности начальника Кубанской области. В его ведении находилось назначение атаманов отделов, перед которыми отвечали выборные атаманы станиц и хуторов.
Высший орган станичной власти – станичный сход, в ведении которого находилось избрание атамана и правления. Последнее на первоначальном этапе состояло из атамана и двух избранных судей, а с 1870 г. должностной состав правления увеличился и включал атамана, судей, помощников атамана, писаря и казначея.
Среди обязанностей станичных обществ были: войсковая, «общие по поиску» (содержание почтовых станций, ремонт дорог и мостов), станичные (содержание «летучей почты», сопровождение арестантов, караульная служба).
К концу XIX в. Кубанское войско делилось на 7 отделов: Баталпашинский, Ейский, Екатеринодарский, Кавказский, Лабинский, Майкопский, Таманский.
На особом положении, или Зачем Кубани нужны казаки
Кубанское казачье войско традиционно активно участвует в публичных мероприятиях Юга России. А казачьи патрули (правда, с участием полицейских) для многих городов Кубани уже давно стали повседневным явлением. В то же время в информационном плане это во многом довольно закрытая организация. «ФедералПресс» решил приоткрыть покров загадочности, описав ту особую роль, которую казачье войско занимает в жизни Краснодарского края, и выяснив, почему с каждым годом значимость казаков только возрастает.
Кубанское казачье войско традиционно активно участвует в публичных мероприятиях Юга России. А казачьи патрули (правда, с участием полицейских) для многих городов Кубани уже давно стали повседневным явлением. В то же время в информационном плане это во многом довольно закрытая организация. «ФедералПресс» решил приоткрыть покров загадочности, описав ту особую роль, которую казачье войско занимает в жизни Краснодарского края, и выяснив, почему с каждым годом значимость казаков только возрастает.
За годы существования Кубанское казачье войско заняло особое положение в жизни региона. С конца 90-х годов войсковой атаман совмещает свою должность с постом профильного вице-губернатора. По словам переизбранного в октябре 2015-го на этот пост Николая Долуды, ККВ сегодня насчитывает 553 казачьих общества, в которых состоят 44,3 тыс. казаков. Около 1,5 тыс. казаков на постоянной основе охраняют общественный порядок во всех 44 муниципальных образованиях региона. За пять лет совместно с сотрудниками полиции они предотвратили 2,5 тыс. преступлений по всему краю.
Казаки активно участвуют и в патриотическом воспитании юношества. В крае действует около двух тысяч казачьих классов, в которых занимаются более 41 тыс. детей; работают шесть казачьих кадетских корпусов. Сейчас отделы ККВ действуют не только на территории Кубани, но и в республиках Адыгее, Карачаево-Черкесии, Абхазии. Кроме того, в состав ККВ входит целый ряд станиц, расположенных в Ставропольском крае.
Кубанское казачье войско является реестровым, то есть входит (с 1998 г.) в созданную по указу президента систему учета казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению госслужбы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований). А кандидатура войскового атамана, избранного на казачьем круге, утверждается президентом РФ.
Казаки приняли активное участие в воссоединении республики Крым с Россией в 2014-м, в числе прочего, обеспечив безопасность во время проходившего там референдума. Члены ККВ внесли заметный вклад в устранение последствий разрушительного наводнения в Крымске в 2012 году. Войско также охраняло проходившие в Сочи Олимпийские игры и гонки «Формулы-1». А в 2015-м казаки впервые с 1945 года приняли участие в параде Победы на Красной площади в Москве.
Отметим, что несмотря на запрет членства реестровых казаков в политических партиях (соответствующая поправка была внесена в пошлом году в закон «О государственной службе российского казачества»), представители ККВ систематически участвуют в выборах в различные органы власти. Так, по словам Николая Долуды, «в прошлом году свое доверие кубанцы высказали 420 казакам Кубанского казачьего войска, в этом – еще 65». Представители ККВ избираются главами муниципалитетов и депутатами местных заксобраний благодаря лазейке законодательства, позволяющей проходить по партийным спискам сторонникам без партбилетов. По этому же принципу в краевой парламент избран первый атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов.
Больше чем сотрудничество
История возрождения кубанского казачества берет начало в 1989 году. Тогда активистами из числа преподавателей истории (один из них – Владимир Громов, ставший впоследствии первым атаманом войска) и студентов был создан Кубанский казачий клуб – первая подобная организация не только в Краснодаре, но и в крае. За год численность членов клуба увеличилась от десятка до полутора сотен. В 1990 году на основе организации была создана Кубанская казачья рада, объединившая казаков всего края, а позже трансформировавшаяся в современное войско.
За это время объединение успело пройти извилистый путь от сложноорганизованной и сложноуправляемой структуры (конкурирующей с другими подобными группами) до важнейшей для края общественной организации, тесно интегрированной в местную государственную и региональную политику.
Особое отношение региональной власти к кубанскому казачеству начало складываться еще в первой половине 90-х годов. В числе прочего этому способствовал и конфликт руководимых атаманом Громовым казаков с первым губернатором Кубани Василием Дьяконовым. Учтя печальный опыт главы края, не сумевшего долго продержаться у власти, все его преемники предпочитали искать с казачеством общий язык. Как бы в дальнейшем ни менялась краевая власть, каждый глава предпочитал наладить позитивные отношения с нынешним Кубанским казачьим войском.
В свою очередь, казачьи лидеры тоже ориентировались на действующую партию власти, понимая, что сотрудничество принесет куда больше пользы, чем противостояние. Правда, со сменой региональной власти менялись и казачьи приоритеты. Тем не менее и Николай Егоров, и Евгений Харитонов, и Николай Кондратенко, и Александр Ткачев (все экс-губернаторы Кубани), имея разную политическую повестку и разную электоральную базу, стремились опереться на казачество, понимая, что тем самым усиливают свою легитимность. Особенно ярко это выразилось в политике двух последних персон, сделавших «возрождение казачьих традиций» одним из ключевых пунктов своей политики. Не стал исключением и нынешний глава Кубани, Вениамин Кондратьев.
Особая статья расходов
«Казачество – это приоритет. Мы должны относиться к нему не как к исторической форме, а как к реальности сегодняшней жизни. Необходимо повышать качество несения казаками государственной службы, расширять полномочия казачества в рамках ФЗ № 154 («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», – прим. ред.), привлекать к охране общественного порядка, школ и детских садов. Так мы приобщим к казачеству молодежь, которая будет реально зарабатывать. У казаков есть честь, доблесть, традиции служения своему народу и своей земле, это ни за какие деньги не купишь», – завил глава края Вениамин Кондратьев уже в новом, 2016 году.
Эти слова были сказаны в связи с поручением губернатора создать комфортные условия для работы казачьих штабов на Кубани, данным Николаю Долуде. Кроме того, за неполный год нахождения во главе региональной власти Кондратьев распорядился усилить казачьи патрули и создать казачьи отряды самообороны; более активно привлекать казаков к охране школ и детских садов. Также губернатор высказался за возможность расширения полномочий членов ККВ.
Добавим, что поддержка казачества со стороны края осуществляется не только словом, но и рублем. Так, по программе «Казачество Кубани» из краевого бюджета течение 2016–2021 планируется выделить около 6,2 млрд рублей. Из них более миллиарда будет израсходовано уже в этом году. Эти деньги пойдут на создание условий для проведения качественной системной работы в казачьих кадетских корпусах. Казаков будут активнее привлекать к культурному, физическому и патриотическому воспитанию молодежи. Также в программе прописано участие казачьих дружин в охране общественного порядка в муниципалитетах. Кроме того, казаков будут задействовать и в защите госграницы РФ.
«С нашим атаманом не приходится тужить»
«Казак – это прежде всего воин. И я хочу, чтобы он таковым оставался. Песнями и танцами народ не защитишь», – так в интервью «Кубанским новостям» охарактеризовал направление своей политики нынешний атаман Николай Долуда, отвечая на вопрос о критике уклона в военно-полевую работу по сравнению с культурной составляющей в деятельности ККВ.
Отметим, что в понимании роли казачества на Кубани примечательна и биография самого атамана. В отличие от своего предшественника, он не является уроженцем Краснодарского края. Родившийся в 1952 году в Харьковской области Николай Долуда окончил Полтавское высшее военное зенитно-ракетное училище и Военную академию войск ПВО. Будущий атаман отдал вооруженным силам 28 лет, во время которых проходил службу в Казахстане и Чехословакии. В 1998 году ушедший в запас офицер стал вице-мэром Ейска, в 2001 году перешел на работу в аппарат администрации Краснодарского края, а в 2007-м был избран атаманом Кубанского казачьего войска, придя на смену Владимиру Громову. В 2009 году войсковому атаману было присвоено звание казачьего генерала.
За годы нахождения во главе ККВ Долуда не только укрепил дисциплину в войске, но и значительно усилил его роль в общественно-политической жизни края, отмечают эксперты «ФедералПресс».
«В нулевых годах казаки потеряли роль актора, влияющего на региональную политическую повестку, – замечает политолог Виктор Титов. – Напомню, что в 90-е мы наблюдали кризисы идентичности и институциональной системы управления, когда политическое влияние местной власти ослабло, а регион стал полем перманентных конфликтов. В этой ситуации на авансцену общества вышли пассионарные, порой критически настроенные к федеральному центру силы. Когда же началась консолидация власти в стране, она коснулась и казачества на Кубани».
По мнению эксперта, произошло упорядочивание структуры войска. Казачество начало интегрироваться в систему власти, став одним из важных факторов региональной жизни. Появился новый атаман, отвечающий современным вызовам. «В то же время мы наблюдаем увеличение административного веса данной структуры. «Тучные годы» и хорошее финансирование были использованы атаманами и руководством края для трансформации казачества от субэтнической общности (черты которой в нем по-прежнему сохраняются) к полноценному общественно-государственному институту», – считает Виктор Титов.
Роль кубанского казачества в жизни региона постоянно возрастает, считает президент кубанского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. «Еще десять лет назад население чаще всего вспоминало фольклорную составляющую деятельности казаков. Теперь же их воспринимают как силу, помогающую наведению правопорядка и участвующую в устранении самых разнообразных ЧП. Так, например, члены ККВ одними из первых пришли на помощь пострадавшим в ходе крымского наводнения. Кубанские казаки, как реестровые, так и нереестровые, пришли на помощь жителям Крыма во время дестабилизации на Украине зимой 2014-го. Тогда добровольцы из Краснодарского края вместе с «вежливыми людьми» и местными ополченцами, стали одним из факторов, предотвративших братоубийственную войну на полуострове», – рассказал «ФедералПресс» политолог. В то же время, по словам Геннадия Подлесного, сегодня казаки играют важную роль в популяризации местных традиций, фольклора и исторических знаний. Так, при многих школах края действуют казачьи классы, в крае открыты несколько казачьих кадетских корпусов.
«Двойственная природа» и «особая идентичность»
«Современное реестровое казачество является типичным гибридным институтом, совмещающим в себе государственную и общественную составляющие. Тем самым обусловлена особая роль войска в жизни региона», – отмечает политолог Алексей Кольба. – Его одновременно и государственная, и общественная природа позволяет государству, использующему этот институт, расширить свои возможности. В этом плане казачество используется как силовой ресурс в ситуации локальных конфликтов по периметру границ России (например, в Приднестровье, Абхазии или во время присоединения Крыма)».
В то же время казачья составляющая в культурной политике края является частью региональной идентичности. По мнению Алексея Кольбы, это дополняет общие тенденции к созданию корпоративного общества, которые существуют в России. При этом само войско и шире – казачество в целом – определенная корпорация со своими ценностями и интересами. Контролируя ее и способствуя увеличению численности, власть воспроизводит лояльные группы людей.
«Руководство нашей страны сейчас повторяет имперскую практику со стремлением придать казачеству статус привилегированного служилого сословия», – соглашается с этим и Виктор Титов. По его мнению, казачество является одним из важных столпов внутрироссийской стабильности в местах с компактным расселением различных этносов. Для Юга России в целом и для Северного Кавказа в частности казачество выступает важнейшим фактором присутствия государства и механизмом поддержания лояльности этих территорий.
По мнению эксперта, сейчас роль казачества усиливается по целому ряду причин. Во-первых, люди ищут свою идентичность. И не найдя чего-то внятного на общероссийском уровне они обращаются к уровню региональному, к своим историческим корням. Во-вторых, на Кубани существует этносоциальная напряженность, хоть и латентная (в том числе из-за притока мигрантов). Поэтому самоидентификация в качестве казаков позволяет себя определить как некую группу, выстроить исторически оправданный образ «мы» во взаимодействии с другими этническими общностями. В-третьих, этому способствует госполитика, стремящаяся имплементировать казачество в бюрократическую организацию российской государственности. При этом Виктор Титов заключает, что в случае возникновения кризиса легитимности власти казачество откажется от роли ведомого, обозначив себя как активный политический субъект. Так было в нашей истории многократно. Пока же казачество остается гарантом стабильности в регионе, способствуя укреплению государственного авторитета.
Фото: пресс-служба губернатора Краснодарского края