Чем занимается куратор в колледже
Куратор в ВУЗе: кто он и зачем?
Все мы привыкли, что в школе есть классный руководитель, который следит за всем, что только возможно: успеваемостью, поведением, мероприятиями. При любом удобном случае связывается с родителями и передает им всю информацию. И это помимо того, что есть родительские собрания, а так же полноценная возможность следить за успеваемостью ребенка посредством сети Интернет.
Кажется, что в университете этого не будет, начнется свободная жизнь без тотального контроля. Но вот, первого сентября, группу знакомят с непонятным человеком, именуемым куратор. Кто-то забывает его уже на следующий день, а некоторые вспоминают диктаторские школьные времена, когда все под контролем, и присутствие этого человека, мягко говоря, надоедает и даже раздражает.
Конечно же, возникает множество вопросов:
Кроме того, куратор помогает адаптироваться к условиям конкретного вуза, например, в элементарном: расположение корпусов, аудиторий, библиотек, кафедры, деканата и проч..
Так же немало усилий возложено на куратора со стороны деканата и кафедры. Часто случаются конфликты, в которых староста не в силах ни на что повлиять. Именно в этот момент помощь куратора будет необходима и на кафедре, и в деканате, так как он сотрудник вуза, то имеет больший авторитет, чем простой студент. А, следовательно, решение проблем, которые нередко случаются в стенах ВУЗа, можно найти именно с помощью куратора.
Хотелось бы отметить, что всех кураторов можно разделить на три группы:
Стоит отметить, что кураторы, о которых забывают на следующий же день, как правило, работают в ВУЗах и на специальностях, которые далеки от гуманитарных наук. Эти люди не обладают психологическим или педагогическим образованием, что мешает им наладить контакт с доверенной ему группой.
Более того, при наличии личных проблем у студента, связанных с состоянием здоровья или семейными ситуациями, которые могут повлиять на успеваемость в учебном процессе, следует сообщать куратору. Он обязательно даст совет о том, каким образом поступить в конкретной ситуации, чтобы не нанести большого ущерба процессу образования. Конечно же, такие факты можно сообщать лично, но все-таки не следует злоупотреблять просьбами о помощи.
Таким образом, наличие куратора у группы – это положительный момент, а вовсе не очередная попытка установления контроля.
Именно с помощью этого человека может быть решена любая спорная ситуация, произошедшая в стенах ВУЗа.
Записаться бесплатно
Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!
Особенности работы куратора студенческой группы
Обновлено: 14 Октября 2021
Кто такой куратор — старший товарищ или контролирующий «родитель»? Зачем он нужен студенту? Можно ли его поменять, если он не справляется со своими обязанностями? Давайте разбираться.
Куратор группы в университете или колледже — кто это такой
Слово «куратор» произошло от латинского curator, что в переводе означает «попечитель» — человек, который опекает кого-либо, присматривает, наблюдает. В современных реалиях наиболее подходящим синонимом для определения сущности кураторской деятельности является «наставник». Аналогом может служить воспитатель для дошкольников и классный руководитель для учеников школы.
Он является посредником между вузовской жизнью и учащимися, занимается академическим руководством группы, а также внеучебной студенческой деятельностью, связанной с университетом или техникумом. Для студента куратор является уважаемым человеком, к которому можно обратиться за советом, помощью. Назначает его заведующий кафедрой из числа ответственных преподавателей.
Должность это нелегкая, и далеко не у каждого есть к ней призвание. Если куратор не справляется со своими обязанностями, относится к ним халатно, группа может написать заявление на имя декана с просьбой назначить другого преподавателя на эту должность, указав объективные причины. Желательно самим найти такого преподавателя и заранее заручиться его согласием.
Среди обязанностей куратора:
Функции куратора студенческой группы
Задача современного высшего и среднего профессионального образования — не только дать студентам знания, навыки, умения, но и направить формирование личности молодого человека в нужное русло, в сторону самоопределения и раскрытия его творческого потенциала.
Выпускники колледжей и университетов должны быть компетентными не только профессионально, но и социально: обладать развитым чувством ответственности перед обществом, стремиться созидать на благо человечества.
Сегодняшнее студенчество, в отличие от поколения их родителей, обладает гораздо большей независимостью и свободой. Оно более образованно в плане современных технологий (в первую очередь, информационных). Но за счет снижения интереса к чтению высокохудожественной литературы и в целом к историко-культурному наследию, уровень культуры (а иногда и общеобразовательной подготовки) молодого поколения во многом стал ниже.
Поступив в вуз или техникум, некоторые первокурсники считают для себя допустимым пропускать лекции или практические занятия, не осознавая все последствия подобных поступков.
Задача куратора в этой ситуации — объяснить студентам, что их первоочередной обязанностью является учебная деятельность. Рассказывая первокурсникам об их будущей специальности, о предметах, которые предстоит изучать, он должен их заинтересовать, мотивировать на учебу.
Основные функции куратора:
Добросовестно выполняя свои функции, куратор решает следующие задачи по формированию личности учащихся:
Особенности работы куратора в академических группах
Психосоциальное развитие личности молодых людей, поступивших сразу после школы, еще окончательно не завершено. Психологический возраст студента может не совпадать с физиологическим, отдельные его качества еще находятся в стадии формирования — не все учащиеся способны полностью брать ответственность на себя за свою жизнь, некоторые все еще склонны попадать под влияние других людей.
Поэтому многие из них нуждаются в грамотном управлении со стороны педагогов. На протяжении всего периода обучения поддержка со стороны наставника носит различный характер. На первом курсе важно помочь учащимся адаптироваться к новым условиям учебы и жизни. На старших курсах — помочь в научном самоопределении. Для каждого последующего курса особенности работы куратора будут видоизменяться.
Особенности работы куратора с первокурсниками
В первую очередь куратор знакомит студентов:
Наставник с целью быстрейшей адаптации и воспитания первокурсников способствует:
Особое внимание куратор должен уделить работе со студентами, проживающими в общежитии. Эта категория учащихся впервые сталкивается с отсутствием родительской поддержки, с бытовыми, психологическими и социальными трудностями. Его цель в этой ситуации — оказать помощь в адаптации к университетской жизни, помочь наладить отношения с соседями по общежитию, с сокурсниками, решить жилищные и бытовые проблемы.
Из-за недостаточного понимания вузовской системы обучения или страха перед предстоящей сессией у первокурсников может возникать эмоциональная нестабильность, состояние повышенной тревожности. Таким учащимся надо оказывать дополнительную психологическую поддержку.
Особенности работы куратора со старшими группами
Начиная со второго курса, после удачного прохождения адаптации, наставник уделяет внимание следующим вопросам:
На третьем-четвертом курсах сюда добавляется:
На выпускном четвертом (пятом) курсе перед куратором стоят задачи:
Каким должен быть хороший куратор
Направления работы куратора
Разнообразие направлений кураторской работы логично вытекает из его функций:
Роль куратора особенно значима на первом курсе, но потребность в наставнике может возникать и на старших курсах. Зачастую именно он за счет своего авторитета помогает успешно решить вопрос по поводу возникших академических проблем.
Вы также всегда можете обратиться к высококвалифицированным специалистам сервиса Феникс.Хелп, которые помогут качественно справиться с академическими задолженностями.
Кто такой куратор
Куратор — кто это?
Слово «куратор» является довольно-таки распространенным и у большинства людей не возникает вопросов о его значении. Однако далеко не все понимают полноценное значение слова.
Кто это такой?
Куратор — это человек, назначаемый лицом, занимающим вышестоящую должность/положение, в полномочия которого входит обязанность руководить или управлять той или иной областью деятельности. Кураторы существуют в различных органах, организациях, сферах жизнедеятельности. Например, в сферах образования, здравоохранения.
В образовании
В высших учебных заведениях (а также в заведениях среднего профессионального образования: техникумах, колледжах) первокурсникам сразу после поступления (1 сентября) назначается куратор. В данному случае он выполняет роль классного руководителя как в школе.
Краткое определение термина
Единственное и основное отличие от классного руководителя заключается в том, что куратор имеет обязанности и права в отношении группы студентов, а руководитель — класса школьников.
Он осуществляет контроль за учебным процессом, за воспитательной стороной жизни студентов: поддерживает связь с родителями, следит за успеваемостью студентов, организовывает мероприятия и внеучебную деятельность.
Куратор назначается деканом факультета и утверждается ректором и заведующим конкретной кафедры.
В здравоохранении
Кураторы в сфере здравоохранения назначаются либо главным врачом, либо в порядке обычной очереди (в зависимости от свободного времени врачей). Кураторы, как правило, имеют место в больницах, поликлиниках и даже в санаториях.
В больнице роль куратора выполняет лечащий врач. В лечебное учреждение поступает больной человек, ему назначается узкий специалист (гастроэнтеролог, кардиолог, эндокринолог и другие в зависимости от заболевания человека), который следит за:
Современное понятие о кураторе
В 2017 году была очень отвратительная тенденция среди подростков. В социальных сетях регистрировали группы, в которых посредством участия детей в «квесте», происходили смерти самих участников.
На каждого ребенка назначается куратор, в обязанности которого входят:
Разумеется, такое кураторство носит негативный характер и запрещено законом. Ранее не было нормы, которая признавала бы действия таких кураторов и их существование противоправными.
В редакции Уголовного кодекса в преддверии Нового года была введена статья, в соответствии с которой кураторы групп смерти привлекаются к уголовной ответственности.
Кто такие кураторы проектов
В организациях для проведения того или иного мероприятия/конференции и т.п. назначается куратор проектов (человек, ответственный за ведение проекта, сбор участников, детализация заявок на участие).
Проектная работа кураторов непостоянная, она носит временный характер. По завершению проекта куратор освобождается от ранее возложенных на него обязанностей. В основном лицо получает за функции куратора доплату или оплату в размере заработной платы или ее части.
Весьма забавное сравнение
Куратор проекта назначается лицом, занимающим вышестоящую должность. Куратор занимает своего рода организационную позицию, поскольку на него возлагаются задания по организации проекта. Касаемо исполнительных функций, куратор отчасти занимается их осуществлением. Исполнительные функции возникают из поручений вышестоящего лица.
В культурной сфере жизнедеятельности
В музеях, картинных галереях, театрах, массовых культурных мероприятиях существуют кураторы. В их полномочия входит организация мероприятия, проведение экскурсий, запись на конкретную выставку посетителей, организация досуга посетителей во время перерывов.
В культурной сфере кураторы назначаются в порядке очередности. Как правило, человек курирует мероприятие, театральное представление, музейную или галерейную выставку единожды.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что куратор — это лицо, наделенное специальными полномочиям вышестоящим руководством. Кураторы в большинстве своем — это фигуры положительные (за исключением кураторов групп смерти).
Организация кураторской деятельности в колледже
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СГПК
1. Общие положения и принципы кураторской деятельности
1.1. Кураторство – одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных индивидуальным планом.
1.2. Куратор в своей работе руководствуется Законом об образовании, Уставом СГПК, локальными нормативными документами администрации колледжа, настоящим Положением.
1.3. Куратор выполняет свои функции, руководствуясь принципами личностно-ориентированной образовательной среды, и действует на основе партнерских взаимоотношений со студентами, прилагая максимальные усилия для успешной академической и социальной деятельности обучающихся.
1.4. Назначение кураторов в учебных группах 1 и 2 курсов очной формы обучения является обязательным.
1.5. На отделении за организацию работы кураторов несёт ответственность заведующий отделением, осуществляя постоянный контроль и оказывая кураторам необходимую помощь.
1.6. Общее руководство работой кураторов в колледже осуществляет сотрудник, которому поручено выполнение работы по организации кураторской деятельности в институте (ежегодно назначается приказом директора колледжа).
1.8. В целях методической поддержки кураторов ежегодно организуется повышение квалификации кураторов в области современных образовательно-воспитательных технологий, психологии личности, социальной и возрастной педагогики и 6 психологии, обмен опытом работы кураторов (конкурсы, семинары, конференции, круглые столы).
2. Цель и задачи кураторской деятельности Целью кураторской деятельности является обеспечение условий для успешной академической и социальной деятельности студентов, их личностного роста и профессионального развития. Задачи:
2.1. Оказание помощи студентам в период адаптации в сузе.
2.2. Формирование у студентов необходимых профессиональных и общекультурных компетенций в рамках кураторской деятельности.
2.3. Участие в создании условий и оказание помощи студентам в сохранении физического и психического здоровья.
2.4. Помощь в самореализации личности студента, повышении интеллектуального, духовного и нравственного потенциала.
2.5. Привитие студентам ценностей и норм корпоративной культуры СГПК, патриотичного отношения студентов к стране и Сыктывкарскому гуманитарно-педагогическому колледж им. И.А. Куратова, толерантного отношения к представителям других национальностей.
2.6. Формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии.
2.7. Информирование и активное вовлечение студентов в различные направления внеучебной деятельности.
Права куратора
3.1. Куратор студенческой группы имеет право:
— посещать все виды учебных занятий группы;
— запрашивать информационные материалы и у преподавателей о состоянии учебы и дисциплины студентов группы для реализации возложенных на него задач;
— участвовать в обсуждении и решении вопросов, касающихся курируемой учебной группы или отдельного студента, на всех уровнях;
— рекомендовать кандидатуры студентов на должность старосты группы и в органы студенческого самоуправления;
— проводить анкетирование студентов в своих группах;
— участвовать в решении вопросов о назначении студентов на социальную стипендию, об оказании материальной помощи и предоставлении им общежития;
— вносить предложения по улучшению учебной, воспитательной, научно-исследовательской работы, укреплению здоровья студентов;
— самостоятельно выбирать формы и методы педагогической работы с группой, не противоречащие профессиональной этике, правовым актам РФ и настоящему Положению.
3.2. Кураторы академических групп 1 курса имеют право участвовать в конкурсе «Лучший куратор года» в соответствии с утвержденным директором Положением.
3.3. За достижение высоких результатов в кураторской деятельности, высокие показатели группы в учебной, научной и общественной работе куратор по представлению своего института может быть выдвинут в установленном в колледже порядке к различным формам поощрения.
4. Обязанности куратора Куратор обязан:
4.1. Содержать в порядке документацию по кураторской деятельности, в том числе составлять и представлять к утверждению план работы в начале каждого семестра, своевременно обновлять информацию о курируемой группе в папке рабочего места и представлять отчет по окончании каждого семестра.
4.2. Регулярно посещать собрания Совета кураторов.
4.3. Повышать уровень гуманитарных и педагогических знаний, посещать лекции и семинары, организуемые для кураторов колледжа.
4.4. Осуществлять мониторинг посещаемости и успеваемости студентов (текущей и рубежной).
4.5. Регулярно проводить часы куратора в соответствии с утвержденным планом работы (информировать студентов об основах жизнедеятельности в СГПК, знакомить студентов с учебным планом, Правилами внутреннего распорядка колледжа, положениями об экзаменах и зачетах, о рейтинговой системе оценки знаний, положением о платных образовательных услугах, правилами проживания в общежитии и т.д.). Консультировать студентов по вопросам учебной и внеучебной деятельности, а также по вопросам взаимодействия с различными структурами колледжа.
4.6. Консультировать студентов по вопросам многоуровневой подготовки, выбора личной образовательной траектории, возможностей получения второго образования.
4.7. Проводить работу по участию студентов в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, культурных и спортивных мероприятиях подразделения.
4.8. Содействовать привлечению студентов к научно-исследовательской работе.
4.9. Сотрудничать со специалистами в разных сферах (здравоохранение, культура, спорт и т.д.), способными оказать помощь в организации профилактической работы в группе.
4.10. Направлять усилия на создание сплоченного коллектива группы, вести работу по формированию актива группы, оказывать помощь активу студенческой группы в организационной работе.
4.11. Содействовать развитию различных форм студенческого самоуправления.
4.12. Регулярно посещать студенческое общежитие, оказывать посильную помощь в решении жилищно-бытовых проблем студентов.
4.13. Поддерживать связь с родителями студентов.
Организация кураторской деятельности в колледже
5.1. Выполнение работы по организации кураторской деятельности в колледже может быть поручено сотруднику учебного отдела колледжа.
5.2. В круг обязанностей сотрудника, координирующего кураторскую деятельность в колледже, входит:
— разработка комплекта документации кураторской деятельности для своего колледжа и согласование его с администрацией (план работы Совета кураторов, план корректирующих мероприятий, план взаимодействия с психологической службой СГПК, критерии оценки деятельности кураторов и др.);
— обеспечение кураторов методическими материалами и пакетом документов колледжского уровня;
— поддержание связи с отделениями через представителя по воспитательной работе, администрацией колледжа
— через ответственного за воспитательную работу колледжа, администрацией колледжа
— через Совет кураторов СГПК, а также с представителями студенческих организаций и руководителями творческих и спортивных коллективов;
— организация контроля за своевременным заполнением и обновлением информации в папке рабочего места куратора не реже 1 раза в семестр;
— оказание индивидуальной помощи и поддержки кураторам колледжа в продвижении инновационных подходов в кураторской деятельности;
— ходатайство перед руководством колледжа о поощрении куратора за хорошую работу в группе либо о вынесении взыскания куратору при невыполнении им своих обязанностей;
— организация социологических исследований в колледже на предмет качества работы кураторов академических группах;
— организация совместно с кураторами учебных групп внеучебных мероприятий со студентами;
— проведение Совета кураторов колледжа не реже 1 раза в месяц.
Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования
Автор: Винограденко Инна Сергеевна
РОЛЬ КУРАТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по воспитательной работе
Винограденко Инна Сергеевна
Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.
Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.
Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.
Значение слова Куратор по Ефремовой:
Куратор в Энциклопедическом словаре:
Значение слова Куратор по словарю Ушакова:
Значение слова Куратор по словарю Даля:
Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.
Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.
Основными направлениями работы куратора являются:
— изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;
— постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;
— совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;
— выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;
— формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;
— сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;
— вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;
— установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе
Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы». В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,
Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.
Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.
1. Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.
2. Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.
3. Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126.
4. Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.
5. Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.
6. И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.
8. С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178-180.