Чем занимается куратор в вузе
Куратор в ВУЗе: кто он и зачем?
Все мы привыкли, что в школе есть классный руководитель, который следит за всем, что только возможно: успеваемостью, поведением, мероприятиями. При любом удобном случае связывается с родителями и передает им всю информацию. И это помимо того, что есть родительские собрания, а так же полноценная возможность следить за успеваемостью ребенка посредством сети Интернет.
Кажется, что в университете этого не будет, начнется свободная жизнь без тотального контроля. Но вот, первого сентября, группу знакомят с непонятным человеком, именуемым куратор. Кто-то забывает его уже на следующий день, а некоторые вспоминают диктаторские школьные времена, когда все под контролем, и присутствие этого человека, мягко говоря, надоедает и даже раздражает.
Конечно же, возникает множество вопросов:
Кроме того, куратор помогает адаптироваться к условиям конкретного вуза, например, в элементарном: расположение корпусов, аудиторий, библиотек, кафедры, деканата и проч..
Так же немало усилий возложено на куратора со стороны деканата и кафедры. Часто случаются конфликты, в которых староста не в силах ни на что повлиять. Именно в этот момент помощь куратора будет необходима и на кафедре, и в деканате, так как он сотрудник вуза, то имеет больший авторитет, чем простой студент. А, следовательно, решение проблем, которые нередко случаются в стенах ВУЗа, можно найти именно с помощью куратора.
Хотелось бы отметить, что всех кураторов можно разделить на три группы:
Стоит отметить, что кураторы, о которых забывают на следующий же день, как правило, работают в ВУЗах и на специальностях, которые далеки от гуманитарных наук. Эти люди не обладают психологическим или педагогическим образованием, что мешает им наладить контакт с доверенной ему группой.
Более того, при наличии личных проблем у студента, связанных с состоянием здоровья или семейными ситуациями, которые могут повлиять на успеваемость в учебном процессе, следует сообщать куратору. Он обязательно даст совет о том, каким образом поступить в конкретной ситуации, чтобы не нанести большого ущерба процессу образования. Конечно же, такие факты можно сообщать лично, но все-таки не следует злоупотреблять просьбами о помощи.
Таким образом, наличие куратора у группы – это положительный момент, а вовсе не очередная попытка установления контроля.
Именно с помощью этого человека может быть решена любая спорная ситуация, произошедшая в стенах ВУЗа.
Записаться бесплатно
Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!
Чем занимается куратор в вузе
Сегодня мы все чаще говорим и слышим о том, что современные подростки и молодежь все более инфантильны, все менее мотивированы и вообще «другие», им необходимы сопровождение, контроль, понимание того, что они, что называется, «под присмотром». С одной стороны, это не всегда ими принимается из-за ограничений, накладываемых воспитателями, контролерами, а с другой – избавляет их от ответственности за принятие решений.
Задача кураторства в вузе, на наш взгляд, состоит в том, чтобы направлять студента, мотивируя его не только на получение знаний, на интерес к профессии, но и на осознанность поступков и принятие ответственности за них [1].
К сожалению, несмотря на немалые усилия руководства вузов к становлению и развитию кураторства, оно малоэффективно. Приведем пример среднестатистического куратора группы: это преподаватель кафедры, закрепленный за группой, часто не имеющий представления о том, в чем состоят его функции как наставника и воспитателя. Поэтому всю свою работу он сводит к проведению дважды в семестр смотра успеваемости группы и заполнению сводной таблицы данными, взятыми из официальной информации, размещенной в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС), не вникая в реальные ситуации каждого конкретного обучающегося.
Так кто же такой куратор? Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, Чудинова А.Н. 1910 г. дает такое определение: куратор (от лат. Curator, от cura – «попечение») – прежнее название попечителя университета.
Большой энциклопедический словарь 2000 г. дает уже более узкое понятие: в некоторых учебных заведениях – преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).
Назначая кураторов сегодня, руководство университетов имеет в виду, что непреложными обязанностями куратора, помимо наблюдения, являются и помощь студентам в адаптации к новым условиям обучения (в отличие от школы), и установление эффективных коммуникаций студентов с кафедрами и преподавателями, и помощь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в течение всего периода обучения в вузе, и др. [2, 3].
Целью настоящей работы является проведение анализа текущей ситуации кураторской работы преподавателей вуза (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана), на основе которого актуализируются функции, цели и задачи деятельности куратора и предлагаются возможные варианты решения имеющихся проблем.
Подходы и методы кураторской работы
В МГТУ им. Н.Э. Баумана институт кураторов-наставников является одной из форм учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива как незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов [4]. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение, прививать любовь к своей специальности, профессии, университету [5, 6].
В Университете существует Положение «О кураторской работе в студенческих группах МГТУ им. Н.Э. Баумана». В соответствии с этим Положением в обязанности куратора входят следующие виды деятельности.
Данный вид деятельности подразумевает:
Данный вид деятельности включает в себя:
К данному виду деятельности относятся:
Данный вид деятельности направлен на:
Если проанализировать деятельность, осуществляемую куратором в процессе реализации своих функций, то можно выделить основные шаги, присущие его работе. К ним относятся: контроль за реализацией учебного процесса, оценка и рекомендации к его освоению; анализ и оценка перспективы развития обучающегося; помощь в постановке целей и разработке путей их достижения; психологическая поддержка; содействие в приобретении полезных организационных и коммуникативных навыков; помощь в выборе профессиональной траектории обучающегося.
В процессе кураторской работы решаются как учебные, так и социально-психологические задачи [7]. При этом имеется в виду наличие адаптационных ресурсов личности, реализуемых в процессе обучения. Отсюда возрастает значимость воспитательной деятельности, включающей функции абилитации, социализации и межличностной коммуникации в рамках образовательного процесса [8].
Опыт и рассуждения
Однако все вышеуказанные виды деятельности, которые должен выполнять куратор группы, зачастую не выполняются или выполняются не в полном объеме, формально, без желания и без «души». Например, часто случается так, что студент перестает посещать вуз, буквально «пропадает» и иногда не появляется на занятиях в течение целого семестра. Политика большинства преподавателей вуза такова, что не предполагает вмешательства руководства факультета в этот процесс, поскольку тому же заместителю декана по курсу сложно из более чем 1000 студентов выделить тех, кто «утратил связь с вузом», если ему об этом не сообщит куратор группы. Но и в этом случае большинство кураторов, к сожалению, не считают нужным вмешиваться в ситуацию исчезновения студента. Как говорится, личное дело каждого: хочешь – учись, не хочешь – уходи.
В каких случаях необходимо вмешиваться в жизнь студента?
Приведем часто встречающийся вариант события, когда вмешательство куратора необходимо, и притом скорейшее вмешательство: студент длительное время не появляется на занятиях, не выходит на связь ни с группой, ни со старостой. Куратор в лучшем случае может позвонить студенту на мобильный телефон, но номер часто оказывается недоступен или его нет в списке существующих, телефон выключен и иное, и на этом поиски куратором студента прекращаются. Общаться с родителями студентов кураторы зачастую не считают нужным: кто-то говорит о том, что студент – совершеннолетний гражданин и несет ответственность за себя сам; кто-то ссылается на закон о неразглашении персональных данных; кто-то опасается реакции родителей на неприятные новости, иные и вовсе считают, что подобным звонком могут навредить студенту, «подставить» его. Да, все это можно засчитать за аргументы, однако следует с уверенностью сказать, что это порой самый действенный способ восстановить связь вуза со студентом, причем в кратчайшие сроки. Хотя и это иногда слишком поздно для того, чтобы учащийся смог влиться в учебный процесс и успеть до сессии сдать все текущие контрольные задания.
Так в чем заключается первостепенная задача куратора? Соблюсти закон и проявить тактичность путем невмешательства в жизнь молодого человека или сохранить этого самого человека в статусе студента, своевременно скорректировав вектор его движения?
Или еще пример: ряд кураторов ссылается на то, что они не имеют психологического образования и именно по этой причине не считают для себя возможным выяснять причины, побуждающие студента бросить учебу. Но разве можно навредить человеку, поинтересовавшись тем, как он себя чувствует и что у него случилось, нужна ли ему помощь?
Очевидно, что, напротив, обучающийся, осознав, что за 2–3 недели его отсутствия в университете им никто не заинтересовался, убеждается в своей ненужности, «лишности» и еще больше укрепляется в правильности принятого решения прекратить обучение. Скольких студентов возвращают заместители декана по курсам в течение семестра, просто проведя с ними личную беседу! Но заместитель декана (один на более чем 1000 студентов) не в состоянии охватить всех «оторвавшихся» от вуза, поэтому и получается, что на младших курсах мы теряем порядка 10% контингента каждый семестр. Но разве мы набираем студентов, чтобы их отчислять?
Функции воспитания и психологической поддержки, входящие в список обязанностей куратора, позволяют, помимо контроля выполнения учебного процесса, обсуждать и причины его невыполнения, мотивирующие и мешающие работе факторы, страхи и сомнения, волнующие обучающегося. Таким способом устанавливаются доверительные отношения в диаде «учитель – ученик», что может делать процесс обучения более эффективным [9].
Приведем в качестве примера недавно произошедший случай. Заместитель декана получил от преподавателя докладную записку на студента, давно не посещающего его занятия, с требованием разобраться в причинах отсутствия студента и применить в его отношении административные меры взыскания. Заместитель декана решил привлечь к данной ситуации куратора группы. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что преподаватель и куратор группы – одно и то же лицо! Что продемонстрировал таким образом преподаватель-куратор: нежелание работать или незнание своих обязанностей?
Какие действия нужно совершить руководству факультетов, чтобы кураторство заработало в полную силу и стало приносить пользу? На наш взгляд, есть ряд условий, которые должны стать обязательными при решении кафедры доверить преподавателю работу куратора.
Предлагаемые пути решения
Установив необходимые виды деятельности куратора, определив основные функции, цели и задачи кураторской работы, предлагается ориентироваться на следующие принципы и подходы к выбору преподавателя как куратора.
Во-первых, необходимо непременное желание потенциального куратора заниматься воспитательной работой, т.е. он должен хотеть общаться со студентами, разделять их интересы, не бояться их проблем, быть готовым помочь и словом, и делом.
Во-вторых, куратором может быть тот, кто готов брать на себя ответственность за студентов, а не тот, кто «добирает» недостающие часы нагрузки и рубли надбавки, поскольку неравнозначный подход к обязанностям куратора, но равнозначная оплата этого вида деятельности приводят лишь к тому, что недобросовестные кураторы из семестра в семестр продолжают ничего не делать, а добросовестные – эмоционально выгорают, понимая несправедливость оценки их труда.
В-третьих, как это ни печально, но большинство «номинативных» кураторов – преподаватели старше 60 лет. Да, они опытны, но их интересы зачастую лежат вне круга интересов подопечных, а физическое состояние не дает сил на полное включение в воспитательный процесс.
Наконец, в-четвертых, но не в-последних: часто впервые назначенные кураторами преподаватели даже не задумываются, какая ответственность ложится на них, и лишь единицы приходят в деканат к заместителям декана или к старшим кураторам на кафедры и спрашивают, что входит в обязанности куратора. Не секрет, что любому делу необходимо обучать, и если есть школы молодых воспитателей, молодых преподавателей, то почему нет школы молодого куратора? Тем более что вуз, имея свой институт повышения квалификации преподавателей, может разработать подобную программу для имеющих интерес не только к образовательному, но и к воспитательному и методическому процессам.
Таким образом, благодаря реализации института кураторства могут быть решены задачи повышения социальной адаптации студентов в вузе, уровня коммуникабельности как среди обучающихся, так и на уровне «студент – преподаватель», что позволит увеличить мотивацию студентов к процессу обучения, освоению образовательной программы и дальнейшей профессиональной деятельности.
Заключение
Исходя из вышеизложенного возникает необходимость пересмотра системы «формального» кураторства в вузе, отбора преподавателей для кураторской работы, изменения системы поощрений за эту деятельность, разработки программы обучения для кураторов, включающей дисциплины по методикам и технологиям воспитания и основам психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Это позволит решить сразу несколько задач: во-первых, кураторством будут заниматься только заинтересованные в этом деле люди; во-вторых, они будут получать за это достойную оплату; в-третьих, будет гораздо проще контролировать учебный процесс и регулировать те или иные возникающие вопросы и проблемы.
Кто такой куратор
Услуги куратора используют в совершенно разных отраслях: в обучении, банковской и медицинской сферах, инвестиционной деятельности и политических организациях.
Большое распространение профессия приобрела в сферах искусства и образования.
В этой статье мы разберёмся, в чем суть работы куратора, какие обязанности он выполняет и в каких случаях бывает необходим.
Куратор — это человек, который наблюдает за ходом определенной работы.
Количество кураторов, задействуемых в проекте, зависит от его масштаба. Для большого проекта организуется команда кураторов, между которыми распределяются обязанности.
В России деятельность с названием кураторство появилась примерно 25 лет назад. Все началось с искусства. Кураторство — это переформатированная деятельность хранителя музея, историка искусства. В задачи куратора в этой области входит создание выставок и исследовательских проектов, написание ознакомительных или критических текстов.
По большому счету куратор не считается полноценной профессией, это нечто большее. Кроме теоретических знаний, работа требует особого чувствования темы, умения выстраивать отношения с людьми, взаимодействовать с ними и направлять разговор в нужное русло.
Какие обязанности входят в работу куратора
Не меньшей популярностью кураторы пользуются в онлайн-образовании.
В их обязанности входит много разных задач, но все они объединены одной целью: сделать процесс обучения учеников легким, комфортным и доступным.
Куратор поясняет, как решить сложную задачу, возникшую во время обучения. Помогает разобраться с программой. Поддерживает и повышает мотивацию на то, чтобы довести обучение до конца, если собственный энтузиазм ученика понизился или он не выставил мощную цель, которая будет мотивировать его весь период обучения.
Проверяет домашние задания по урокам и дает по ним комментарии. Все ли правильно было сделано, как можно усилить результат, с какой стороны можно подойти к решению вопроса дополнительно. Отвечает на вопросы, которые возникли у студента по ходу выполнения домашней работы.
Контролирует успеваемость и, если студент отстает, выявляет проблемы, помогает найти решения.
Куратор собирает качественную обратную связь от учеников, чем помогает делать уроки и курсы лучше. Отслеживает, чтобы каждый участник курса получил в конце обучения сертификат.
Помогает спикерам подготовиться к выступлению: создает вебинарную комнату, настраивает спикера на успешное выступление, запускает трансляцию. Отвечает на вопросы учеников в чате во время эфира в рамках своих компетенций или связывается с преподавателями и другими сотрудниками школы для того, чтобы дать полноценный ответ ученику.
В его обязанности может входить ведение переговоров с клиентами, подписание договоров об обучении, прием оплаты, открытие доступа к обучению.
Создание материалов для обучения: методичек, контента, презентаций, учебных пособий.
Но чаще эти обязанности поручают техническому специалисту и методологу. Это отдельные профессии с иными специфическими знаниями.
Куратор может также ими обладать и при низкой загрузке соглашаться заниматься этими вопросами. Но в таком случае оплата его труда должна быть выше, потому что он берет на себя работу, не входящую в его прямые обязанности.
Точный список того, чем будет заниматься куратор, зависит от конкретной школы и ее возможностей.
Какая главная цель работы куратором в онлайн-школе
Таким образом, куратор приносит пользу и ученикам, помогая им доводить обучение до конца и получать максимум пользы, и онлайн-школе, помогая ей становиться лучше.
В онлайн-обучении очень важно качественное кураторство. Это сервис, который получает ученик. Куратор помогает сделать процесс обучения комфортным, ведь очень часто студенты могут столкнуться с новыми функциями на образовательной платформе, не до конца понятным домашним заданием, просто ощущает изоляцию и теряют интерес к учебе. И куратор выступает тем самым проводником, реальным человеком, на которого можно положиться и задать любые вопросы по теме обучения. В случае качественного кураторства, у онлайн-школы будет больше довольных учеников, которые получат желаемые знания и порекомендуют вашу школу друзьям.
Кураторы каких онлайн направлений сегодня востребованы
Самое популярное место, где всегда требуется один или несколько кураторов — это онлайн-школы. Самостоятельный процесс обучения, один на один с компьютером и платформой с уроками, часто начинает давить на студента, он чувствует ограниченность в общении, мелкие непонимания организационных моментов или трудности с усвоением материала приводят к снижению мотивации учиться дальше. Ученик остается недоволен обучением, просит вернуть деньги или оставляет плохой отзыв о школе. Это плохо сказывается на репутации школы. А ведь новые ученики чаще всего приходят по рекомендации. Не допустить таких моментов и сделать процесс обучения комфортным и понятным даже новичкам призван куратор. Самые минимальные тарифы в онлайн-курсах не включают обратную связь. И это большой минус, ведь так ученик сильно рискует усвоить материал далеко не на 100%. Возможность задать любой вопрос по программе обучения позволяет взять от курса максимум.
Как понять, что вашей онлайн-школе нужен куратор
Главный показатель — что вы сами не успеваете давать быструю и качественную обратную связь каждому ученику, проверять домашние задания, видите, что процесс обучения начинает тормозиться. Чтобы группа не ждала и не начинала нервничать от того, как долго ей приходится ждать ответа — нанимайте куратора.
Так вы создадите комфортную атмосферу ученикам и освободите свое время, чтобы заниматься развитием школы, масштабировать ее.
Часто от найма куратора владельца школы останавливает зарплата — куратору нужно платить. Но этот вопрос легко решается через делегирование задач куратору. С освободившимся временем вы успеете повысить продажи, увеличить количество учеников, запускать одновременно обучение на нескольких курсах, и их будет кому контролировать.
Как определить, сколько кураторов нужно брать на один курс
Это зависит от того, какую помощь оказывает куратор проекта. Если он следит за тем, чтобы домашние задания выполнялись вовремя, и периодически отвечает на простые вопросы учеников, то даже на большую группу можно выделить только одного куратора.
Если куратор уделяет много времени на общение и поддержку каждому ученику, разбирает домашние задания, буквально нянчится с ним, то на одного куратора можно выделить около 10 учеников.
Вам может быть интересно: зачем в 2021 году экспертам нужен сторителлинг, и почему читателям он интересен. А почитать об этом можно здесь.
Какими качествами должен обладать куратор
Чтобы стать хорошим куратором, который эффективно выполняет свою работу и хорошо зарабатывает, нужно:
При этом нужно соблюдать деликатность в проявлении заботы к людям, чтобы не «душить» их своей помощью. И быть уверенным в своей готовности из раза в раз отвечать на однотипные вопросы, иногда выслушивать неприятные вещи от раздраженных учеников. Это часть работы, не всегда обучение проходит идеально. Оно может не совпадать с ожиданиями человека, и тот найдет способ сказать об этом вам, иногда не подбирая слов.
В обучении на куратора всегда выделяется отдельный модуль, в котором специалиста учат закрывать возражения, работать с негативом. И даже при знании техник работа куратором предполагает изначальную стрессоустойчивость.
Сколько зарабатывает куратор онлайн-школ и от чего зависит его доход
Специалисты, которые только прошли обучение на куратора и не получили опыта работы, могут рассчитывать на зарплату 10 000—20 000 руб. Средняя зарплата куратора составляет 40 000 руб. Вилка оплаты составляет от 10 000—100 000 рублей. Обычно это фиксированная и бонусная часть, которая зависит от выполнения KPI.
KPI — это ключевые показатели эффективности. Для куратора они обычно выражаются в следующих пунктах:
Также зарплата зависит от функционала, который выполняет куратор. Чем больше обязанностей на него возлагается и чем больше исполнителей он координирует, тем выше зарплата.
Рассчитывать на повышенную зарплату могут те кураторы, которые обладают профессиональными знаниями, квалификацией по теме обучения.
Действительно хороших специалистов сейчас очень мало. Поэтому за свою работу куратор может получать достойную оплату, если достигнет высокого профессионализма.
Плюсы работы куратором
Как и где обучиться на куратора
Есть 2 варианта войти в новую профессию кураторства.
Оба варианта хороши тем, что позволяют получить основы профессии и сразу начать работать. Однако второй вариант не всегда предусматривает оплату. Часто куратору дают возможность набраться опыта, уложить свои знания от обучения
Не менее интересная и перспективная работа — работа коучем. Кто такой коуч и где на него обучиться, мы рассказывали в этой статье.
Почему бизнесу нужен куратор
Куратор в бизнесе — это посредник, единое окно, в которое можно постучать, чтобы получить ответ на множество вопросов. Он беспристрастен, сохраняет нейтралитет и призван упростить и ускорить работу того сегмента компании, в который нанят.
Руководитель компании не может нести весь объем задач по развитию компании на себе. Он нанимает опытного управленца, но умение работать одновременно на двух фронтах: решать текущие, ежедневные задачи и думать о стратегиях развития на будущее — это очень редкое умение, которое доступно СЕО без потери качества работы.
На помощь приходит куратор. Он помогает расставить и декомпозировать задачи, взять на себя часть из них, быстро вносить корректировки планов в связи с изменившимися обстоятельствами, сам корректирует работу компании, не задействуя руководство.
Выводы
В этой статье мы подробно разобрали, что за профессия — куратор. Какие возможности и плюсы она дает специалисту. Где ей можно обучиться и где найти первую работу. Сколько можно заработать на профессии, и как повысить стоимость своих услуг.
Работа куратором увеличивает востребованность. Онлайн-обучение набирает обороты, на рынке каждый день появляются новые школы. И подавляющему большинству из них требуется куратор. Поэтому специалист может сам выбрать тематику курсов, которые будет курировать исходя из своих интересов. Работать с темой, которая нравится, всегда приятнее. В ней проще развиваться.
Стать куратором могут все, кто хочет работать онлайн, любит общаться и помогать людям, готов изучить технические особенности площадок, на которых проходит обучение.