Чем занимается логопед в летний период
План работы учителя-логопеда в летний период
Татьяна Шурупова
План работы учителя-логопеда в летний период
Цель: проведение профилактической и коррекционной работы в рамкам летних оздоровительных мероприятий; повышение компетенции в вопросах по развитию речи детей среди родителей и педагогов ДОУ.
Задачи:
— изучение новинок логопедической литературы, и использование их в работе
— продолжить оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса;
— продолжить работу по оказанию консультативной помощи родителям и воспитанникам ДОУ;
— систематизировать дидактический, наглядный материал по разделам коррекционно-логопедической работы;
— продолжить профилактическую и коррекционную работу с воспитанниками ДОУ;
— использовать игровые методы в логопедической работе с детьми в летний оздоровительный период.
Организационно-педагогическая работа
1. Проведение индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;
2. Проведение развлекательных мероприятий с детьми
— «Путешествие в страну сказок». Цель: закрепление знания детей о русских народных сказках, побужать детей к эмоциональной отзывчивости, развитие внимания, воображение, память, речи детей, инициативу в диалогах;
— «В мире добрых и вежливых слов»; Цель: расширение знаний словарного запаса дошкольников и их применение в жизненных событиях (через организацию сюжетно-ролевых игр);
— «Конкурс знатоков». Цель: развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи, использовать разновидности связной речи;
— «День пальчиковых игр». Цель: развитие мелкой моторики;
— «Игры в песочной стране» Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения, связного речевого высказывания;
— «Ты лети, лети лепесток» Знакомство детей с упражнениями для развития правильного дыхания и артикуляции в игровой форме;
— Лексические и дидактические игры с детьми. Ознакомление с играми (на свежем воздухе) воспитателей и самих детей. (картотека)
— Игровые упражнения на закрепление поставленных звуков «Дополни фразу», «Составь предложение», «Посчитай-ка!»
3. Ремонт, уборка и оформление кабинета логопеда
Методическая работа
1. Оформление методических и дидактических пособий;
2. Ознакомление с новинками литературы, оформление родительских уголков материалами по логопедии, ведение консультаций на сайте ДОУ и на страничке инстаграм;
3. Пополнение картотеки речевого материала по автоматизации и дифференциации звуков;
4. Участие в составлении основной образовательной программы;
5. Проведение консультации для воспитателей:
— Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.
— Обогащаем словарный запас дошкольника
— Формирование грамматически правильной речи воспитанников
— Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
— Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития
— Развиваем мелкую моторику рук, используя нестандартное оборудование
— Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
— Песочная терапия для чего?
— Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на участке детского сада.
— Создание речепознавательных зон в группах и их роль в развитии речи и обогащении словаря детей.
— Индивидуальные консультации для воспитателей по запросу
6. Составление плана работы учителя-логопеда на учебный год. Компьютерная обработка документации. Оформление документации учителя-логопеда.
7. Подготовка материала для сайта детского сада.
8. Составить план работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год.
Работа с родителями
1. Провести ряд индивидуальных консультаций по организации и созданию детям условий дома на период летне-оздоровительной работы.
2. Организовать и провести индивидуальное консультирование родителей, дети которых нуждаются в посещении логопедической группы.
3. Разработать и опубликовать на сайте детского сада и в инстаграм рекомендации для родителей на летний период.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.
Перспективный план работы в младшей группе на летний период (август) АВГУСТ №п/п Виды деятельности 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Тематика «Любимые игрушки» «Если хочешь бытьздоров» Спортивное лето «В.
План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».
План работы с родителями на летний период 2016 года с учетом регионального компонента ИюньКонсультации «Как одевать ребенка летом», «Профилактика пищевых отравлений кишечных заболеваний», «Безопасность детей летом», «Первая.
План работы с родителями в летний оздоровительный период в младшей группе 2019–2020 учебный год План работы с родителями в летний оздоровительный период в младшей группе 2019–2020 учебный год. Задачи на летний оздоровительный период.
План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.
План работы с родителями в летний оздоровительный период в средней группе на 2015–2016 учебный год Что такое лето? Это много света! Это поле, это лес, это тысяча чудес. Это в небе облака, это быстрая река, Это яркие цветы, синь небесной.
Советы учителя-логопеда. Чем занять ребёнка летом?
Юшкова Анна Владимировна
Советы учителя-логопеда. Чем занять ребёнка летом?
Лето для детей – это долгожданная пора. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры,которые тренируют силу и длительность выдоха:
• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
• Надувать воздушные шарики;
• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
• Дуть на детские флюгера;
• Поиграть в «Дудочку»;
• Подуть на травинки, цветочек, на насекомое и т. д.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
• Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
• Собирать, перебирать ягоды;
• Помогать взрослому полоть грядки;
• Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
• Играть с глиной, мокрым песком;
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
• Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты;
• Массаж и самомассаж с природным и бросовым материалом (карандаш, лист бумаги, палочки, шишечки, гладкие камни и т. п., с коррекционным шариком Су – Джок и разного размера массажными мячиками и т. д.
В дождливые дни можно:
• Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
• Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
• Вышивать (крупным крестиком);
• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
• Лепить из пластилина, пластика, теста;
• Выкладывать предметы и крупы, абрикосовых) косточек, семечек, палочек, крышечек от бутылочек, пробок и т. п.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
• Жевать сырые овощи (репку, морковь, горох, бобы) и фрукты (яблоки, апельсины);
• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
• Жевать боковыми зубами;
• Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д. Это развивает слуховое внимания.Например:
• Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные);
• Узнавать предметы по описанию (зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
• Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет);
• Назвать слова с определённым слогом, звуком;
• Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
• «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
• «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.»);
• Переделать известную сказку;
• Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
• Придумать продолжение сказки;
• «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
• Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
• «Глухие телефончики»— учат слушать другого человека, действовать по правилам.
• Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память.К таким играм можно отнести:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
• Игра «Если бы, да кабы…». Ребёнкупредлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
Если бы я был мандарином, то я бы, потому что…;
• «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
• Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро, середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
• Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки»— размещение предметов в пространстве:
положи мяч под стол, а книгу на стол;
посади куклу справа от мишки, но слева от кубика;
спрячь куклу за шкаф.
Закрепление произносительных умений и навыков.
Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!
• Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.
Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером…Но:
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк. Солнечного вам лета и приятных впечатлений!
Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!
учитель-логопед Юшкова А. В.
Консультация для родителей «Чем занять ребёнка в праздничные дни?» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для качественных занятий с детьми, однако общение родителей с детьми чаще всего достаточно ограничено.
Консультация для родителей «Как и чем занять ребёнка дома» Консультация для родителей «Как и чем занять ребёнка дома». Игра есть, в сущности, рост организма. (Стенли Холл) Семья для ребенка – это.
Масте-класс для педагогов «Чем занять детей на прогулке летом» Цель мастер класса:передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.
Советы родителям «Чем занять ребенка, если врач прописал постельный режим» Ребенок заболел, и для лечения, его надо оставить дома. А если ещё и повышенная температура, то врач рекомендует постельный режим. А лежать.
Работа логопеда летом. Методическая разработка
Цели проведение профилактической и коррекционной работы в рамках летней оздоровительной кампании Задачи продолжить оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса продолжить профилактическую и коррекционную работу с воспитанниками ДОУ.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 «МИККИ-МАУС»
Работа логопеда летом.
учителя-логопеда, направленная на активизацию логопедической работы в летний период
Бондарева Оксана Яковлевн
В преддверии старта летней оздоровительной компании хочу поделиться с коллегами педагогами и родителями опытом своей работы по закреплению правильного произношения звуков в речи детей.
В июне, когда закончились все занятия, логопед продолжает работать с детьми индивидуально. Чтобы сделать эти занятия более продуктивными, сохранить интерес и мотивацию к занятиям у детей летом я стараюсь проводить индивидуальные занятия с детьми в игровой форме на участке.
Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому необходимость воплощения серьёзных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна.
Игра дает увлеченность, интенсивно вовлекает ребёнка, активизирует его способности. Это, в свою очередь, создает мотив к деятельности, повышает продуктивность выполнения заданий.
Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, употребления грамматических форм и многое другое.
В своей практике я применяю одномоментную работу по автоматизации звуков в речи, и развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, тактильного восприятия, графических навыков. Это помогает мне эффективно, экономя время, решать проблему подготовки руки к письму, что в условиях дошкольного логопункта очень важно.
Накопленный за несколько лет работы опыт сложился в определённую систему. В процессе работы я использую около множество игровых заданий. И многие из них прекрасно подходят для занятий на свежем воздухе.
На своих занятиях я использую игры с природным материалом (фасоль, горох, желуди, песок…) и мелкими предметами (бусы, счеты, веревочки, счетные палочки, шарик от пинг-понга). При этом, помимо достижения главных целей – автоматизации звука и развития фонематического восприятия, идет работа по развитию мелкой моторики (перекладывание зерен, работа то с крупными, то с мелкими крупами, нанизывание бусин на шнурок, перекладывание шарика из руки в руку), тактильных ощущений (пересыпание песка, погружение руки в миску с фасолью, горохом, семечками, при контакте с бархатной бумагой), графических навыков (написание пальцем букв на песке, выкладывание заданного узора счетными палочками).
Летом, когда большую часть времени дети проводят, гуляя на участке, очень трудно забирать их с улицы, на занятия. Поэтому я решила проводить свои логопедические занятия на свежем воздухе (играя в песочнице, с камешками, с шишками, делая куличики, рисуя цветными мелками на асфальте и т.д.).
Коррекционная работа ведется следующим образом: для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Одновременно ребёнку предлагаются задания, направленные на развитие фонематического анализа, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и т.д.
В качестве примера хочу привести несколько игр, активно используемых мною в работе с детьми:
Игра «Слоговые дорожки».
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (СГ, ГС, ГСГ);
2.развитие мелкой моторики.
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;
2.развитие мелкой моторики.
Оборудование: шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;
2.развитие мелкой моторики;
3.развитие графических навыков.
Оборудование: цветные мелки.
Ход игры: Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;
2.развитие мелкой моторики;
3.развитие тактильного восприятия.
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за логопедом слова и одновременно перекладывает камешки слева-направо.
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;
2.развитие мелкой моторики;
3.развитие графических навыков.
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;
2.развитие фонематического анализа;
3.развитие мелкой моторики;
4.развитие тактильного восприятия.
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;
2.развитие зрительно-моторнрй координации;
3.развитие графических навыков.
Оборудование: цветные мелки.
Ход игры: Логопед предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, повторяя за логопедом слова.
Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах или словах;
2.развитие мелкой моторики.
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Игра «Волшебная веревочка».
Цель игры: 1.автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;
2.развитие мелкой моторики.
Оборудование: верёвочка или ленточка.
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
Цель игры: 1.автоматизация звука в предложениях;
2. развитие мелкой моторики;
3.развитие зрительной координации.
Оборудование: рисунок улитки.
Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
Цель игры: 1.автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;
2. развитие мелкой моторики;
3.развитие зрительной координации.
Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.
Ход игры: По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.
Эти игры могут использовать и родители. Отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.
На прогулке игры и упражнения могут проводиться индивидуально или объединяя детей в малые подгруппы по дефекту речи.
Очень полезны для развития детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.
Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Логопед называет ряд звуков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат гласный.
Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит логопед и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового.
Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)
Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей.
В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками.
Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.
Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе.
Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из глины.
Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так логопед, воспитатель и родители могут проводить время с детьми интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.
направленные на развитие мелкой моторики
Комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или шариков «Су-Джок». Они легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук.
Мячик сильно посжимаю
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу
Вправо-влево – как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает –
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой –
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!
направленные на развитие ориентировки в пространстве
Рекомендуется проводить после комплекса «Разминка».
Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.
Непринужденная игра поможет им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.
Ловко мячиком играем
И предлоги называем.
За рукой и под рукой,
Из – под кисти на покой.
Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Из – за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу – смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой –
Вот я фокусник, какой!
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Логопед: Раз, два, три –
Справа (слева, прямо) мяч,
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячики или шарики.
Дети садятся на корточки в форме круга. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи сделанные из ткани, теннисные мячи.
Дети выполняют задания по инструкции логопеда.
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша, положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Игра «Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева, впереди – сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из кубиков.
По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
Игра «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания:
раза в правый обруч.
Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель игры: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Оборудование: дорожка из трех – пяти обручей, мячи.
Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:
Я вдоль обручей иду,
В каждый обруч попаду.
Возможны варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройди дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя.
Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.д.
Игра «Бросаемся слогами».
Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.
Игра «Скажи наоборот»
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ
(ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ