Чем занимается наука хронология
Наука хронология что она изучает?
Под словом хронология мы обычно подразумеваем последовательность исторических событий. Но на самом деле историческая хронология является лишь малой частью дисциплины, которая включает в себя, прежде всего, астрономическую хронологию и геохронологию.
В переводе с греческого хронология означает изучение времени. Что значит «изучать время»? Что такое время?
Когда мы изучаем Землю, Луну или живой организм, всё просто и очевидно. Предмет изучения можно видеть, наблюдать, измерять. А как изучать время? Что мы наблюдаем при этом?
На самом деле, говоря о времени, мы изучаем ВЗАИМОДЕЙСВИЕ, взаимное расположение объектов в системе. При этом мерилом времени для нас являются периодически повторяющиеся состояния системы. В астрономической хронологии это, например, звездные сутки, т.е. промежуток между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Или звездный месяц, год – периоды, связанные с вращением Луны вокруг Земли, и Земли вокруг Солнца.
Все процессы, происходящие на Земле, мы изучаем относительно этих астрономических циклов, для отсчета которых были созданы календари и часы.
Почему-то считается, что в отличие от астрономических земные процессы не цикличны, а представляют собой последовательность необратимых событий, наслаивающихся друг на друга.
Геохронология занимается изучением осадочных слоев, определением абсолютного и относительного возраста горных пород. Она тесно связана с геологией и палеонтологией.
Существует множество различных методов датирования обнаруженных ископаемых останков или предметов: стратиграфические, радиометрические, дендрохронологические, историко-культурные…В последнее время очень часто поднимается вопрос о корректности всех этих методов. Почему люди сомневаются в научных методах датирования?
Дело не в их точности, а в том, что все они основаны на гипотезе о природе времени, на представлении о нем, как направленном векторе из прошлого в будущее. И именно корректность этой модели вызывает большие сомнения.
Ученые привыкли рассуждать так: вот это событие произошло раньше того события, а значит, это является причиной, а то – следствием. И таким образом они пытаются выстроить цепочку исторических и физических событий едва ли не от момента «сотворения мира», построить эдакую «вавилонскую башню» естественнонаучного мировоззрения.
Но если рассматривать время как взаимодействие циклических процессов, как это на самом деле и есть с астрономической точки зрения, то все события взаимосвязаны и формируются сразу во всех масштабах. Прошлое и будущее формируются одновременно (параллельно), а не последовательно. Это единый, взаимосвязанный процесс.
Пожалуй, ближе всего к такому пониманию времени историческая лингвистика. Выдающийся лингвист Андрей Зализняк утверждал, что вопрос «Какой язык самый древний?» бессмыслен сам по себе. Вот отрывок из его лекции:
«…понятия древний язык, не древний язык только тогда были бы осмысленны, если бы языки в какой-то момент возникали, если б можно было сказать, что, допустим, армянский язык возник в таком-то веке, а до этого его не было. Но это бессмыслица. Как мы увидели, никакой язык одномоментно никогда не возникает. Следовательно, все языки, которые сейчас существуют, строго говоря, имеют один и тот же возраст».
Более подробно об этом можно почитать тут: https://cont.ws/@metafor/1106466.
И если такой же подход мы применим к изучению биологической эволюции, к исследованию исторических, геологических и астрономических процессов, то станет понятно, что время – это понятие довольно субъективное, которое само по себе не существует. А есть единый процесс самоорганизации материи, частью которого мы являемся.
И когда мы осознанно включаемся в этот вселенский творческий процесс, мы ощущаем себя вечными и самодостаточными, мы ощущаем глубинную связь с миром на всех уровнях, какие только возможны.
В таком состоянии сознания все события – и прошлые, и будущие – являются частью тебя самого – настоящего. Можно сказать, что это состояние и является целью эволюции – торжеством жизни над смертью.
ХРОНОЛОГИЯ
Смотреть что такое ХРОНОЛОГИЯ в других словарях:
ХРОНОЛОГИЯ
учение об измерении времени. Различают астрономическую X. и техническую, или историческую, X. Астрономическая X. рассматривает различные более или мене. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
хронология 1. ж. 1) Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления. 2) Перечень исторических событий в их временной последовательности. 3) Последовательность событий или появления чего-л. во времени. 2. ж. устар. То же, что: хроника (1).
ХРОНОЛОГИЯ
хронология ж. (в разн. знач.)chronology
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
• Chronologĭa. Счисление времени основывается или на движении Земли и Луны, которым обусловливается деление на года, месяцы и дни, или же на. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
летосчисление. Народы Др. Востока вели счет времени от важных историч. событий (например, восшествия царя на престол, окончания победоносного п. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
— вспомогат. ист. дисциплина, занимающаяся изучением систем счисления времени в их ист. развитии. Х. имеет исключит, значение для ист. науки, поскольк. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
-и, ж. 1.Последовательность исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий.Самым нужным и самым важным считалось у него по гео. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
Хронология (от хроно. и логос слово, учение) 1) последовательность исторических событий во времени; 2) наука об измерении времени. Например, астр. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
1) Орфографическая запись слова: хронология2) Ударение в слове: хронол`огия3) Деление слова на слоги (перенос слова): хронология4) Фонетическая транскр. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
(от греч. chronos — время + логия) 1) наука об измерении времени; 2) последовательность каких-либо событий во времени; 3) историческая, астрономическая, геологическая и др. хронологии устанавливают перечень, даты, периоды и другие временные отрезки тех или иных событий, явлений, документов. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
Хиролог Хир Ряхин Рохля Рохлин Рон Роля Рол Рог Рия Рио Ринолог Ринг Рин Охи Орн Орлон Ория Орион Оргия Орг Ооо Оон Оология Оогония Оля Олинго Олин Огон Нория Нло Нил Нигрол Лях Лян Лягин Лох Лоро Лори Лор Лоно Лонг Логия Логин Лог Лихо Лион Лиго Ирон Иох Ионол Ион Хирон Хлор Иол Хлорин Холин Иня Иго Грин Горох Гороно Хон Хор Хорион Горнило Горн Хоро Гор Хорог Хорол Гонор Хроно Хянг Голо Гол Глория Гиря Гирло Ярл Яро Глия Хронология Гон Гония Хронолог Хрия Хорология Гори Горло. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
летосчисление, размещение событий по их времени Ср. χρονολογία (χρόνος, время — λόγος, учение), хронология. См. рыться.Синонимы: времяисчисление, исто. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
Хронологія — лѣтосчисленіе, размѣщеніе событій по ихъ времени. Ср. χρονολογία (χρόνος, время — λόγος, ученіе), хронологія. См. Рыться.Синонимы: время. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
хронологияכרוֹנוֹלוֹגיָה נ’* * *כרונולוגיהСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
1. последовательность появления чего-нибудь во времени2. перечень событий в их временной последовательности3. раздел исторической науки, изучающий исто. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ж. chronologie
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
последовательность исторических событий во времени. Так же называется наука об измерении времени. Историческая X. – вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
Ударение в слове: хронол`огияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: хронол`огия
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
1) ист. 年表 niánbiǎo; (наука) 年代学 niándàixué2) (напр. событий) 年表 niánbiǎoСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последоват. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. хроноло/гииСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
kronoloji* * *жkronolojiСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
Rzeczownik хронология m chronologia f
ХРОНОЛОГИЯ
(греч. chronologia, от chronos — время и logos — учение, понятие) — 1) временная последовательность, перечень исторических событий во временнбй последовательности; 2) наука, теория об измерении, исчислении времени. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
жcronologia fСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
ХРОНОЛОГИЯ
kronologi, tidsregningСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
1) Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся установлением точных дат исторических событий и документов. 2) Последовательный (по датам) перечень событий, фактов, обычно в виде таблиц. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ж. ист. хронология (1. убакыт тартиби боюнча бир окуялардын түзүлүшү, тартиптелиши; 2. тарыхый окуяларды алардын кайсы убакытта болгонуна жараша көрсөтүү; окуялардын белгиленген даталары). смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
хроноло́гия ж.chronologyСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
chronologyСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
historyСинонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
ХРОНОЛОГИЯ
сущ. жен. рода, только ед. ч.хронологія
ХРОНОЛОГИЯ
Ж xronologiya (1. tarixi hadisələrin vaxt ardıcıllığı ilə yazılışı; 2. tarix; 3. hadisələrin baş verdiyi yaxud sənədlərin yazıldığı vaxtı müəyyən edən yardımçı tarix fənni). смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
хронология1. ел есебінің тарихын үйрететін пән;2. уақыттары көрсетіліп, бірінің артынан бірі тізіліп жазылған уақиғалар тізімі;3. уақиғалардың жүйелілігінің уақытын белгілеу. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
хроноло’гия, хроноло’гии, хроноло’гии, хроноло’гий, хроноло’гии, хроноло’гиям, хроноло’гию, хроноло’гии, хроноло’гией, хроноло’гиею, хроноло’гиями, хроноло’гии, хроноло’гиях. смотреть
ХРОНОЛОГИЯ
ж. cronologia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: времяисчисление, история, очередность, очередь, порядок, последовательность, черед, череда
Открытый урок: Хронология – наука о времени
Хронология – наука о времени
1. Чем занимается хронология. Что такое дата
2. Основы летоисчисления. Линия (лента) времени
Календарь и его виды.
На этом уроке вы научитесь
На этом уроке вы уроке научитесь
объяснять, что такое хронология и какое значение имеет она для изучения истории;
давать определение терминам «хронология», «дата», «исчисление», «столетие», «эра», «календарь»;
работать с линией времени, помечать на ней даты, соотносить год с веком.
Подумайте, что общего между изображенными объектами?
Почему приспособления для измерения времени были такими разными?
Как вы считаете, почему люди всегда пытались измерять время? Какой, по вашему мнению, наиболее удобный способ измерения времени?
1. Чем занимается хронология. Что такое дата?
Как историки определяют хронологическую последовательность событий?
История, как наука о прошлом человечества тесно связана со временем. Чтобы понять, почему произошли те или иные события и какое значение они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.
Определять точное календарное время конкретного события, то есть его дату (год, месяц и число), помогает хронология.
Исторический словарь
Хронология (от греческих слов: хронос — время и логос — слово, учение) – наука, изучающая способы вычисления времени.
Дата – событие, оказавшее влияние на ход истории
Историческая хронология – наука о последовательности исторических событий – изучает, какими календарями пользовались в разное время разные народы, устанавливает время создания исторических памятников, а также даты исторических событий.
Изучать историю без дат невозможно. Любая важная дата имеет цифровое обозначение. От нее ведется счет всех последующих событий. Например, ваш день рождения. С момента появления человека на свет начинается отсчет его жизни.
Чтобы создать целостную историю, исследователи выстраивают цепочку из дат событий, устанавливают их хронологическую последовательность, то есть определяют, что произошло раньше, а что – позже. Не случайно русская пословица гласит: «Время — око истории».
Основными измерителями исторического времени являются год, век, тысячелетие. Они обозначаются цифрами, поэтому любая дата имеет свое цифровое обозначение. От нее ведется счет всех последующих событий.
Исторический словарь
Хронологическая последовательность – последовательное расположение событий по времени (год за годом, век за веком).
2. Основы летоисчисления. Линия (лента) времени
Что такое отсчет времени в истории, и какими промежутками пользуются историки для измерения времени?
В древности народы мира вели счет лет по-разному, поэтому в большинстве стран была установлена своя система летоисчисления.
Исторический словарь
Летоисчисление (эра) – отсчет исторического времени от определенного момента.
Каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели летоисчисление по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки – по олимпиадам; древние римляне – от основания Рима. Мусульмане, последователи ислама, ведут начало своей эры с 622 г., когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положено описанное в Библии сотворение мира.
В большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют наша эра (новая эра) или эра от Рождества Христова.
События, произошедшие от рождения Иисуса до наших дней обозначаются сокращенно – н.э., или от Р. X. Все события до рождения Христа, произошли до нашей эры, или до Рождества Христова, сокращенно до н. э. или до Р. X. Для событий нашей эры можно не указывать сокращение «н.э.» на письме и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.
Существуют и другие измерители времени. Каждые сто лет называют веком (столетием). Тысяча лет или десять веков составляют тысячелетие.
Многие современные ученые считают, что Христос родился примерно в 5 году до н.э.
В древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. по указу царя Петра I в России было введено христианское летоисчисление, а новый год начинался с 1 января.
Чтобы представить движение времени в истории, используют линию (ленту) времени. Это прямая линия, на которой нанесены временные промежутки (годы, столетия). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры.
Многие исторические события произошли до нашей эры, и на линии времени они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа от этой линии. Счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням.
Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это 101, 201, 301. 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы веков.
Если цифры года заканчиваются на два нуля, то первая или две первые цифры указывают номер века, например: 500 год – V век, 1800 год – XVIII век.
Если же вместо нулей появляется хотя бы одна цифра, тогда эту дату относят к следующему веку, например: 501 год – VI век, 1825 год – XIX век.
Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:
Хронология
Хронология (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение):
Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время; также является одним из методов исторической хронологии (см. ниже).
Геохронология — разделение геологического времени на условные отрезки, имеющие собственные названия (эры, периоды, эпохи и века) и расположенные в определённой последовательности. Научной основой геохронологии является стратиграфия.
Историческая (техническая) хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Содержание
Астрономическая хронология
Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками, так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики, поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки, то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила — «среднего солнца», движущегося равномерно по экватору; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.
Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д 12 ч 44 мин).
Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.
Историческая хронология
Календарь
Лунные и солнечные календари
Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).
Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского, установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа, однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.
Метонов цикл
Там, где греки (см. древнегреческие календари) пользовались при вставке дополнительных месяцев последовательной системой, они использовали систему октаэтерид (восьмилетий), с добавлением месяца каждый 3, 5 и 8 год восьмилетнего цикла. В середине V века до н. э. афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звёзд. Этот период он предложил всем грекам на Олимпийских играх 432 года до н. э., предложив в течение его вставлять 7 месяцев. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид; но открытие Метона используется поныне в еврейском календаре и при расчётах Пасхи, причём положение года в Метоновом цикле ещё с античности носит наименование «золотого числа».
Юлианский и григорианский календари
Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счёт времени просто не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрём и декабрём; а с 1 января 45 года до н. э. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).
После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. По обнаружении ошибки в 9 году до н. э., императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 года н. э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий).
В IV—VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.
Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонсо X, в следующем веке византийский учёный Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700 года, Англия — c 1752 года, Швеция — c 1753 года; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния — с 1919 года, Греция — с 1924 года.
Некоторые календари
Хронография
Счёт лет. Становление исторической хронологии
Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».
В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые например в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах — «архонты-эпонимы» и т. д. («эпонимический год»). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям — так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.
Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории» Геродота, затрагивающей и более ранние события — образование Персидского царства; Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида — то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины VI по середину IV век до н. э.
Для событий, отдалённых во времени (как например Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский, по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров, афинских архонтов-эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков, появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например сказать, при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида, в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории» — начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):
В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи. На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте, а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах, на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею… [2]
Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам — через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» — а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.
В IV веке до н. э. историк Тимей из Тавромения предлагает ввести единую хронологическую систему, основанную на общегреческих списках олимпийских победителей. Списки этого рода велись с 776 года до н. э. Таким образом, вся греческая история оказалась разбитой на 4-летние промежутки между Олимпийскими играми — «олимпиады», названные именами победителей, так что датировка звучала таким образом: «в 3 год 79-й олимпиады, когда победителем в беге был такой-то». Эта система датировок была принята историками (в официально-административной практике она не употреблялась) и применялась наряду с датировками по афинским архонтам. Первую научную хронологию составил сто лет спустя после Тимея Эратосфен, который в своей работе «Хронография» высчитал ряд опорных дат (например нашествие Ксеркса, начало Пелопоннесской войны), а уже по ним рассчитал и все остальные события. Дошедший до нас хронологический фрагмент Эратосфена имеет следующий вид (при его рассмотрении нужно учитывать, что год начинался в июле):
Летосчисление же Эратосфена такое: со времени взятия Трои до прихода Гераклидов — 80 лет; с прихода Гераклидов до образования Ионии — 60 лет; с образования Ионии до правления Ликурга — 159 лет; от начала его управления до 1-го года 1-й Олимпиады — 108 лет; отсюда до нашествия Ксеркса — 297 лет; с этого нашествия до начала Пелопоннесской войны — 48 лет; с начала этой войны до её окончания поражением афинян — 27 лет; от поражения их до битвы при Левктрах — 34 года; от этой битвы до смерти Филиппа — 35 лет; от смерти Филиппа до смерти Александра — 12 лет. [3]
Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты — «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора, полководца Александра Македонского — 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов» вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды, в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.
Римляне, которые издавна вели свои «фасты» — списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон, который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону — 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).
Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея» [4] — список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.
В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана — 284 год, в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).
В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана, однако, не желая вести отсчёт по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа». В его таблице 532 года ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в оборот и эру «от Рождества Христова», ныне общепринятую. В официальных актах эра от Р. Х. встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 года. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X век).
Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедектинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман, автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).
Вопросы достоверности древней хронологии
Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана чем руководствовалась коптско-эфиопская традиция, приравнивая 1582 год к 1299 году Диоклетиана [уточнить] Петавий — из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара; это уравнение опять-таки приводит к 284 году.
У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., которые проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата — 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.
В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см. китайский календарь); в Индии к вопросам хронологии и историографии относились гораздо более беззаботно. Поэтому ключевую дату для синхронизации древней истории Индии с европейской даёт высеченный на камне указ царя Ашоки (III век до н. э.) о посольстве, направленном им в Грецию с миссионерскими целями пропаганды буддизма; в нём упоминаются пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др.), время правления которых точно известно.