Чем занимается общая теоретическая социология как научная дисциплина

Социология как научная дисциплина

Ознакомление с социально-политическими учениями Платона, Аристотеля, Конта. Классификация социальных групп. Характеристика концепций изменения структуры общества. Изучение методов социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документа.

РубрикаСоциология и обществознание
Видкурс лекций
Языкрусский
Дата добавления01.06.2010
Размер файла86,5 K

Чем занимается общая теоретическая социология как научная дисциплина. Смотреть фото Чем занимается общая теоретическая социология как научная дисциплина. Смотреть картинку Чем занимается общая теоретическая социология как научная дисциплина. Картинка про Чем занимается общая теоретическая социология как научная дисциплина. Фото Чем занимается общая теоретическая социология как научная дисциплина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вопрос 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.

Зарождение социологии как науки произошло в 30-х гг. 19 века. С древних времён человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Истоки социологии можно найти в рассуждениях философов Даоской школы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодёжи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. Индийские древние тексты определяли порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех людей. Новый толчок исследованиям социальной сферы дала античная мысль. Такие работы Платона, как «Государство и законы», а также работы Аристотеля «Политика» положили начало отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи и права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.

Новый этап развития социологической мысли связан с эпохой Возрождения. Великие средневековые учёные Эразм Ротердамский, Томас Мор, Николла Маккиавелли, Мишель Монтень подняли проблемы человеческих отношений в обществе, напоминающих общину, где моральные устои и порядок регулировались волей Бога и традициями, человек в такой системе мироздания играл не значительную роль.

В эпоху Просвещения в корне изменился взгляд на общество и место человека в нём. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородного общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

Слово социология было введено в научный оборот Огюстом Контом в 1839 году. Он назвал новую науку об обществе социальной физикой. В его понимании социология равнозначна обществознанию, включающего в себя всё, что относится к обществу. Философия О. Конта получила название «Позитивизм».

Социально-политическое учение Никола Маккиавелли. Обосновывал способы удержания власти в государстве. Взгляды Маккиавелли немало способствовали отношениям к политике как к грязному делу.

Социально-политическое учение Томаса Мора. Автор сочинения «Утопия», в котором он решал проблему построения идеального общества. Мор отталкивался в своих конструкциях от платоновского государства. В идеальном обществе Мора нет частной собственности, как и личной. Всё принадлежит всем и все трудятся.

1) эгоизм собственников;

2) ригоризм экстремистов;

3) воля к власти деспотов.

Социально-политическое учение К. Маркса. В марксистском учении большую роль играет диалектика, взятая Марксом у Гегеля. Как и в диалектной системе Гегеля развитие есть результат действия закона, единства и борьбы противоположности. Так в историческом материализме двумя противоположностями выступают два антагонистических класса. К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру.

Социология О. Конта и Г. Спенсера

Классические социологические теории

В классической социологии большое значение имели идеи, предложенные следующими авторами.

Огюст Конт (1798-1857) дал имя социологии. Он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется «социология». Конт во всеобщей классификации наук поставил ее на первое место, а преобразующую роль социологии в обществе считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Социология по Конту: единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общества. Свои открытия она совершает при помощи 4 методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Учение Конта состояло из 2 частей:

1. Социальная статика: описывает законы существования общества.

2. Социальная динамика: описывает законы изменения общества.

Под обществом он понимал все человечество или какую-то его часть, связанную консенсусом.

Что касается социальной динамики, Спенсер сформулировал эволюционную теорию исторического развития, основанную на теории прогресса. Заинтересовавшись дарвинской теорией, он применил понятие выживания сильнейшего к социальному миру.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю и внешнюю подсистемы. Внутренняя подсистема ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды. Внешняя регулирует и контролирует взаимоотношения организма с внешней средой.

Типы обществ по Спенсеру:

1. По степени интеграции: простые, сложные, вдвойне сложные.

2. По уровням развития: военные (наличие единой системы веры, доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения), индустриальные (доминирование экономической системы, многообразие систем веры, демократические принципы).

Социальное развитие Спенсер мыслит как движение от военных к индустриальным обществам.

В примитивном обществе, основанном на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. В развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

Макс Вебер (1864-1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Методы социологического исследования по Веберу:

2. Поиск и изучение мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений.

Но как выявить мотивы? Надо поставить себя на место изучаемого объекта. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа:

Только первые два Вебер относил к социологии и называл осознанными. Идеи Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент.

Современные западные теории

В течение 20 века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Социология Запада в процессе развития прошла ряд своеобразных «точек роста», которые правомерно рассматривать как революции парадигмального порядка.

Все социологические теории делятся на 2 группы:

1. Макросоциологические парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого: функционализм и конфликтная социология.

2. Микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия: символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология.

Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Толкотта Парсонса и Роберт Мертона. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Роберт Мертон выделил 3 основных постулата функционального анализа:

1) Функционального единства общества.

2) Универсального функционализма (все общественные явления функциональны).

Наряду с понятием функции он ввел понятие дисфункции, относя его к последствиям деятельности любого социального института, которые препятствуют сохранению общества.

Парсонс приходит к выводу, что связывает общество не экономические отношения, а то, что делает возможным существование этих отношений: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Критика структурного функционализма способствовала созданию современных конфликтных парадигм, которые акцентируют внимание на неоднородность в обществе. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в нем есть группы людей с разными интересами.

Юрген Хабермас считает, что задача социальной теории состоит в критике современного общественного устройства, его идеологии. Социальная структура состоит из многих групп, которые имеют разные, а не только экономические интересы.

Ральф Дарендорф утверждает, что в основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Доминирование и власть свойственны всем сложным сообществам. В результате возникает множество групп, борющихся между собой за власть. Конфликты постоянны и неизбежны.

Сторонники макросоциологических парадигм анализируют общество в целом, а микросоциологические парадигмы сосредотачиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество.

Джордж Герберт Мид, основоположник символического интеракционизма. С его точки зрения, поведение человека является социальным. Причем люди одновременно и создают социальную среду, и находятся под ее воздействием. Они взаимодействуют с помощью символов, без которых не может быть ни человеческого общения, ни общества. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлеченный в него должен поставить себя на место партнера.

Герберт Блумер, сторонник символического интеракционизма. Положения:

1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;

2. Эти значения есть продукт взаимодействия между индивидами;

3. Значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Интеракционисты подчеркивают свободу в выборе человеческого действия. Некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия».

Теории обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты.

Джордж Хоманс, один из основателей данной теории, выдвигает 5 постулатов:

1. Постулат успеха: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение;

2. Постулат стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;

3. Постулат ценности: чем более ценен результат действия, тем большая вероятность его воспроизведения человеком;

4. Постулат насыщения-голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение;

5. Постулат агрессии-одобрения: если действие не вызовет вознаграждения, то человек будет демонстрировать агрессивное поведение, и наоборот.

Феноменология (Эдмунд Гуссерль, Альфред Шюц) основное внимание останавливает на внутренней работе человеческого сознания. Она не объясняет причины человеческого поведения. Индивиды познают окружающий мир с помощью чувств. Они группируют его в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов. Люди воспринимают мир через типизации (дерево, футбольный матч. ), передают через общение. В итоге каждый человек создает запас «знания здравого смысла», который разделяют все члены общества.

Термин «этнометодология» ввел Гарольд Гарфинкель. Этот термин означает методы, которые используют люди, конструируя социальный мир. Вступая во взаимодействие, индивид уже имеет представление о том, как оно должно или будет протекать.

История развития социологической мысли в России

Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:

· реорганизации производства (технической),

· реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.

«Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путём социальных преобразований.

В работах Струве и Туган-Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско-социологические взгляды с помощью неокантианства:

Ш прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.

Эволюционистская концепция Ковалевского:

Ш закономерный характер развития общества;

Ш поступательность исторического процесса;

Ш социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).

Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.

Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского: фактом общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придётся постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.

Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):

Ш «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведёт их к объединению в «мировое солидарное общество».

Вопрос 2. Понятие и виды социальных групп

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

1. Формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

2. Малыми, средними и большими.

3. Первичными и вторичными.

4. Реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

5. Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Социальные неравенства и социальная стратификация. Исторические типы стратификации

Неравенство характеризует неравномерное распределение между индивидами и группами дефицитных ресурсов общества. Существует 4 дефицитных ресурса: власть, собственность, образование и престиж.

Есть 2 направления неравенства:

2. Конфликтное. Р. Дерендорф и Л. Козер считают, что неравенство существует потому, что одни индивиды и группы захватывают власть и диктуют свои условия оставшейся части общества.

Карл Маркс первым пытался объяснить природу социальной стратификации. B каждом обществе образуется два онтологичного класса, выделяя только экономический фактор. Остальные рассмотрел Макс Вебер и выделил 3 изменения: измерение-класс (экономическое положение человека), измерение-статус (престиж) и измерение-партия (власть).

Питирим Сорокин считает невозможным выделять одни критерии стратификационного отличия и выделяет три группы признаков: этим признаком люди обладают c рождения (расовая принадлежность, родственные связи) приобретенный социальный статус (профессия) элементы обладания (материальные и духовные ценности, собственность)

Существует три базисных критерия: политический, экономический и профессиональный.

Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и fасеге (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и о6щностями. Под социальной стратификацией понимаются «структурные неравенства между различными группами людей» (Э. Гидденс). В обществе индивиды и coциaльные группы «выстраиваются» в определенной иерархической последовательности. B зависимости от того, какие признаки социального ранжирования считаются наиболее важными, выделяются различные типы стратификации. Так, например, американский социолог П. Сорокин предлагал для описания стратификации использовать экономические, политические и профессиональные критерии.

Исторические типы стратификации.

Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят o рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. B противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив y правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. B качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Понятие социального статуса. Виды социальных статусов

Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).

Значит, каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. В общем, главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный.

Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.) Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый.

Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей самого индивида. Во многих отношения граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Поэтому, социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения этих функций.

Вопрос 3. Структура и понятие социального действия. Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.

Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Г. Зиммеля и особенно П. А. Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии.

Способ взаимодействия. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает 6 аспектов:

1) Передача информации

2) Получение информации

3) Реакция на полученную информацию

4) Переработка информации

5) Получение переработанной информации

6) Реакция на эту информацию.

Формы социального взаимодействия

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение, социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *