Чем занимается оперативник фсин

Чем занимается оперативник фсин

РАССКАЗ ОПЫТНЫХ СОРАТНИКОВ – ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК В КОЛОНИИ

КТО ТАКИЕ ОПЕРАТИВНИКИ (ОПЕРА)

Если совсем просто, то следить за вами и разнюхивать все про вас, будет опер, а на основании этого вести расследование, следователь.

Самыми мерзкими и низкими в плане профессиональной этики и служебной иерархии являются опера Федеральной системы исполнения наказания (ФСИН). Выдающиеся по испорченности слой сотрудников, даже на фоне всей остальной системы ФСИН, в народе их прозвали «кумовьями», т.е. лисами.

Опера в колонии очень часто бывшие сотрудники уголовного розыска, которых выгнали из органов МВД, выпускники профильных «ФСИНовских» вузов по оперативным специальностям как правило, не выдерживают «атмосферы» оперативного отдела и меняют свой профиль (переходят в другой отдел), либо предпочитают оставаться людьми и покидают систему.

Показательно, что на уровне центрального аппарата ФСИН (где утверждаются все начальники колоний по стране) на неформальном уровне не приветствуется, когда начальником колонии становится выходец из оперативных служб. Как показала практика, такие колонии, несмотря на свой «образцово-показательный» характер для проверяющих, со временем сами становятся рассадниками преступности в регионе.

В 1990-ые, и начале 2000-х гг. была масса случаев, когда происходило сращивание преступной верхушки лагерной массы с их оперативными «кураторами», «оперативный мотив» при принятии значимых для колонии решений идет в разрез любой разумной логики.

РАБОЧИЕ БУДНИ ОПЕРА

Свой низкий статус «кумовья» с лихвой компенсируют вольготной жизнью и неограниченной властью на местах, абсолютная установка на «закрытость» и «нелюбовь» к любым проверяющим извне. В этом есть как плюсы, так и минусы, давление которое могут оказать в СИЗО, практически не встречается в колонии. Опера из ФСИН не всегда буквально принимают указания вольных оперов, даже в случае с политическими, это характерная черта еще советской системы, и она передается из поколения в поколение. Здесь и элементарная лень, и желание сохранить свою «кормушку», и закрытость «непрозрачность» системы как таковой.

Из всех видов оперативных служб, лишь оперативники ФСИН имеют столь плотный контакт с преступным элементом. Если для других оперативных служб настоящий идейный преступник или преступник с «именем» относительная редкость, то для «кумовьев» – каждодневная реальность. Естественно, это налагает глубокий отпечаток на моральный облик данных сотрудников. Все их повадки, и манера общения – это гремучая смесь сучье-уркаганской морали, в ее самом циничном виде. Кроме того опера практически не знают УК и УПК, а тем более УИК (Уголовно-исполнительный кодекс), УИК по факту является самой запрещенной книгой в любой ИК, и под всяким предлогом изымается/уничтожается/крадется у осужденных.

Само по себе ведение многих канцелярских бумаг, связанных с лагерным документооборотом и различными видами отчетности отдается на откуп осужденным из числа «должностных», наиболее грамотным из них. Работают такие осужденные как правило на неформальной основе (без официального трудоустройства), в обмен за небольшие послабления в режиме.

РЕФОРМА РЕЙМЕРА и А.У.Е.

Даже совершенно уникальная реформа Реймера (по разделению первоходов и рецидивистов), направленная на слом единства преступного мира провалилась из-за оперов. Когда всех рецидивистов вывезли из лагерей, оставив лишь впервые осужденных, то нормам преступной морали «пряников» (вновь прибывших в лагерь осужденных) стали обучать кумовья. Таким образом, арестантско-уркаганское единство (А.У.Е.) сохранилось.

МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АРЕСТАНТА

Кумовья считают себя истинными хозяевами своих вотчин (колоний). Это так и есть. Любой блатной не умеющий составить «диалог» с оперативным отделом «закатывается под крышу» и по факту теряет вес в глазах остального блаткомитета. Большинство запретов (наркотики, телефоны, водка, лекарства) заносятся в лагерь операми. Присутствует и коррупционная составляющая, но никто их не сможет поймать за руку. Ведь «оперативный интерес» дает им полную свободу. В большинстве лагерей России «кумовья» выстраивают систему в которой абсолютное меньшинство (за различные блага) верховодит надо остальной массой осужденных. И без разницы – блатные, козлы или спортсмены (или некая их смесь) это будут. Режим в чистом виде присутствует в меньшей части управлений ФСИН.

Достаточно взглянуть как проходят оперские обысковые мероприятия в лагере. В этот момент лагерь затихает. А по плацу вышагивают настоящие хозяева положения. И их вылазки хоть и редки, но всегда результативны. Ведь они режиссеры искусных постановок под названием арестантская жизнь. Механизм лагерной жизни непрозрачен и нелогичен если его оценивать с точки зрения законности или воровских традиций, он становится абсолютно понятен если уметь видеть невидимые ниточки, тянущиеся из оперативных кабинетов к большинству «игроков» в лагерном пространстве.

Как правило даже на большую часть руководства администрации у кумовьев есть свой компромат. Этим объясняется их власть над всем лагерем.

Как «атас» и «трассовики» это глаза и уши «черного хода», так и у оперов, есть свои глаза и уши везде. Это надо четко понимать. И не разделять общепринятых лагерных мифов («блатные против легавых»).

Максимальная благожелательность и приветливость со всеми категориями осужденных есть необходимая мера предосторожности. Во многих ситуациях лучше сливаться с серой массой осужденных, стараться всячески избегать публичности. Оставаться «в тени» – лучшая тактика. С упорством и гибкостью стоит подбирать себе надежное окружение (2-3 человек достаточно) и выстраивать отношения с лидерами различных сфер и слоев осужденных. Даже шапочное знакомство с завсегдатаями вахты («козлы» из числа «кормильцев» оперативного отдела и отдела безопасности) и хорошая пачка сигарет, в нужный момент сможет дать вам весь расклад.

Не исключено и наличие «сочувствующих» среди сотрудников, но это редкость.

Источник

Под грифом секретности. Чем занимаются оперативные работники УФСИН

8 мая 1935 года – день создания оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы

Династия

Замначальника по безопасности и оперативной работе ИК № 7 города Валуйки Вадим Медведев десять лет отработал опером. Работу эту знает как никто. Родился в Льгове Курской области, с медалью окончил школу. Окончив Белгородский юридический институт по специальности «оперативно-разыскная деятельность» пришёл работать в колонию-поселение в Чернянке. За службу Вадима Андреевича наградили медалями «За усердие в службе» и «Участник контртеррористической операции на Кавказе».

«Мои родители тоже сотрудники уголовно-исполнительной системы. У нас уже династия, – рассказал он. – Папа начинал опером, потом стал начальником оперативного отдела следственного изолятора. С малых лет я понимал, в чём заключается служба. Люди в форме для меня были олицетворением порядка, законности, дисциплины. Потому хотел стать офицером. Даже вопроса не возникало, куда буду поступать. Моя супруга тоже работает в уголовно-исполнительной системе».

Всероссийское признание

Медведев о себе рассказывает неохотно, хотя есть о чём. В 2010-м и в 2014-м он становился лучшим оперативником области. И когда на всероссийском конкурсе профмастерства представлял Белгородскую область, занял третье место. Однако Вадим Андреевич больше говорит именно о работе, коллегах, с которыми вместе трудится.

«Быть опером – это не профессия, а образ жизни и состояние души. Человек должен быть коммуникабельным: и психологом, и воспитателем одновременно. Работа интересная, но очень кропотливая».

Преступления ранних лет

«Мы получаем информацию о готовящихся преступлениях, каналах передачи запрещённых предметов, угрозах свидетелям и потерпевшим. Самое первое дело у меня было о проносе наркотиков. Стало известно, что один из заключённых хочет в колонию в Чернянке доставить наркотики с объекта, на котором работал. Он в батоне пытался пронести около 22 г. А ему три дня оставалось до выхода.

Чем занимается оперативник фсин. Смотреть фото Чем занимается оперативник фсин. Смотреть картинку Чем занимается оперативник фсин. Картинка про Чем занимается оперативник фсин. Фото Чем занимается оперативник фсин

Уже совершённые преступления – ещё один аспект нашей работы. Вот, к примеру, в Прохоровском районе оставалось нераскрытым нападение на престарелых женщин в Сагайдачном. Совершившие его преступники уже отбывали у нас наказание по другой статье. Уже в колонии по своим каналам мы узнали, что они могут быть причастны ещё и к этому преступлению. Вместе с полицейскими установили их причастность.

Один раз осуждённый признался, что был свидетелем убийства. Позже он даже дал информацию, где спрятан труп. Всё подтвердилось. Это помогло раскрыть тяжкое преступление».

Про побеги

«Побеги – тоже наша работа. Последний был в прошлом году. Украинец, совершивший преступление в Белгороде, отбывал наказание в Чернянке. Решил убежать на родину и скрываться там. Семь дней мы его искали, всё это время жили в полевых условиях. И сумели задержать. Шли за ним практически по пятам, всего километр он до границы не дошёл.

А в 2006-м двое осуждённых сбежали из колонии-поселения в Чернянке и скрывались в Старом Осколе. Пришлось задерживать их силой. Потому как какое‑то время они уже были на воле, и что у них могло быть с собой – неизвестно. При задержании они оказали активное сопротивление».

Воспитательные функции

Отдельная история службы Медведева – работа в Чеченской Республике:

«Там мы раскрывали схроны с боеприпасами. Работали в Чернокозово, в колонии строгого режима. Вместе с оперативниками из Орла, Башкирии боролись с экстремизмом и терроризмом.

Если брать работу оперативника, то самыми важными я считаю воспитательные функции. Человек может оступиться, совершить преступление. Но это не означает, что он должен ставить на себе крест. Поэтому я против воровских традиций в колонии.

Люди должны действительно перевоспитаться и выйти на волю полноценными членами общества, готовыми работать и жить нормальной жизнью».

Источник

Компетенция сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы *

Соколов Андрей Владимирович, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и специальных дисциплин Казанского филиала ВЮИ ФСИН России, капитан внутренней службы.

В статье изложены требования, предъявляемые к сотрудникам оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: профессиональные качества, требования, компетенция, оперативный сотрудник.

The article states the requirements presented to officials of operative sub-divisions of criminal-executory system.

Key words: professional qualities, requirements, competence, operative official.

На современном этапе для успешного проведения реформы в уголовно-исполнительной системе к уровню профессиональной компетенции сотрудников оперативных подразделений должны предъявляться высокие требования.

См.: Исмагилов Р.Г. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методический комплекс. Филиал ГОУ ВПО УрГЮА. Уфа, 2010. С. 3.

См.: Актуальные проблемы психологического обеспечения в УИС: Мат. науч.-практ. конф. // Ежова О.Н. Проблемы психологической компетентности сотрудников УИС. 2006. С. 10.

См.: Агарков А.В., Фатхуллин Р.Р., Саммитов Э.О. и др. Оперативно-розыскное право. Учебно-методический комплекс. Владимир, 2011. С. 234.

Компетенция представляет собой демонстрируемую способность оперативного сотрудника выполнять определенные должностные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию оперативного сотрудника и описывают его поведение. Это не просто знания сотрудника, это знания, применимые и применяемые на практике. В качестве примера компетенций можно привести решение управленческих проблем (сбор и анализ информации, определение проблем, выработка альтернативных решений и выбор курса действий), влияние на окружающих (передача необходимой информации, преодоление барьеров и сопротивления, способность определять действия людей). Соответственно, компетенции представляют ценность не сами по себе, а лишь постольку поскольку они помогают оперативным сотрудникам уголовно-исполнительной системы достигать результатов.

Мастерство оперативного сотрудника как специалиста, как человека профессионально искушенного в юридических делах, складывается из специально юридической обученности и профессиональной подготовленности.

Профессиональную компетенцию можно определить как единство временных и пространственных характеристик:

Например, характеристиками развитой профессиональной компетенции оперативных сотрудников являются:

Американские специалисты в сфере психологии труда, как правило, являются сторонниками «личностного» подхода. Они традиционно ограничивают объем понятия профессиональной компетенции либо качествами личности, либо знаниями, умениями, способностями и используют аббревиатуру KSAO:

Компетенции являются характеристикой человека, а не должности, поэтому переносятся с одного рабочего места на другое вместе с сотрудником. При этом для того чтобы компетенции могли служить основой для приема на работу, должностного перемещения, вознаграждения или принятия других решений в сфере управления персоналом, индивид должен быть в состоянии продемонстрировать компетенции на практике.

Компетенция оперативных сотрудников, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеет три уровня определения содержания, которые устанавливаются:

Первые два уровня являются универсальными, они распространяются на всех сотрудников уголовно-исполнительной системы независимо от выполняемых функций по занимаемой должности.

В то же время третий из перечисленных, наиболее конкретный, уровень анализа компетенции оперативного сотрудника нужен для определения вполне точного служебного правового статуса.

Наделение оперативного сотрудника служебной компетенцией неразрывно связано с предъявлением к нему определенных требований. Эти требования согласно разделению компетенции можно подразделить на общую и специальную. Последние определяются спецификой выполняемых сотрудником функций.

Общие требования вытекают как из международно-правовых норм, так и из российской нормативно-правовой базы деятельности УИС.

Обобщенно международно-правовые требования к оперативным сотрудникам УИС могут быть сформулированы следующим образом.

Подбор персонала должен проводиться с учетом сочетания высоких профессиональных и личных качеств сотрудников, моральной и физической способности решать возлагаемые на них задачи.

В ходе всей своей деятельности персонал обязан поддерживать и повышать свою квалификацию, проходя курсы подготовки, организуемые администрацией.

Их заработная плата должна предотвращать отток квалифицированных сотрудников. Им следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.

Все сотрудники в ходе обучения должны быть ознакомлены с основополагающими правовыми актами, например с Европейскими пенитенциарными правилами и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и практикой их применения.

Все сотрудники должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных, завоевывать их уважение, оказывать на них благотворное влияние.

Сотрудники пенитенциарных учреждений проходят специальную техническую (физическую) подготовку, позволяющую им сдерживать агрессивных заключенных.

Персонал не должен прибегать к использованию силы по отношению к заключенным, кроме случаев необходимой самообороны, пресечения попыток побега или сопротивления приказу, основанному на законе или правилах внутреннего распорядка. О применении силы следует немедленно сообщать начальнику учреждения.

При исполнении обязанностей следует уважать и защищать человеческое достоинство, права и свободы любого человека.

Необходимо обеспечить полную охрану здоровья задержанных лиц и, в частности, принятие немедленных мер по оказанию им медицинской помощи.

Нужно сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, полученные при осуществлении своих полномочий, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного.

Запрещается совершать какие-либо акты коррупции, следует всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. Комментарии к Кодексу устанавливают, что к любому должностному лицу, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений.

См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 329.

Предъявляемые требования, закрепленные в российском законодательстве.

Требования к оперативным сотрудникам УИС России определяются основными принципами их службы, которые отражены в ст. 2 Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Служба в уголовно-исполнительной системе строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников УИС соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.

Согласно этим принципам сотрудники обязаны:

См.: Молчанов А.А. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая культура // Методологические проблемы воспитательной и кадровой работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. СПб., 1991. С. 21; Бородин В.В. Значение правовой культуры сотрудника милиции в реализации функций советской политической системы // Органы внутренних дел в политической системе социалистического общества. М., 1988 С. 36.

Обязательным условием является то, что на должность оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

К оперативным сотрудникам уголовно-исполнительной системы предъявляются также специальные требования. Это могут быть требования к профессиональным, личным качествам, социально-демографическим показателям сотрудников оперативной службы.

В соответствии с должностными обязанностями оперативных сотрудников к ним предъявляются следующие требования. Они должны:

Важными являются также требования к личностным качествам оперативных сотрудников: они должны обладать устойчивой психикой, быстрой реакцией, способностью выполнять функциональные обязанности в экстремальных условиях и другими качествами, на которых акцентируют внимание различные ведомственные нормативные акты.

См.: Бажанов С.А. Проблемы правового регулирования ОРД в ФСИН: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. О.Г. Ковалева. М.: НИИ ФСИН России, 2006. С. 191.

На основании рассмотренных требований можно выделить три группы качеств, которым должен соответствовать оперативный сотрудник уголовно-исполнительной системы:

Оптимальные личные качества оперативного сотрудника должны в наибольшей степени соответствовать выполняемой работе и служить психологической основой для успешного решения стоящих перед ним задач.

Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника.

Специальные профессиональные качества необходимы работнику для успешного выполнения возложенных на него служебных обязанностей.

В этой связи приоритетным направлением является:

См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2006. Т. 1. Общая часть. С. 335.

Источник

Оперативник как карательный инструмент ФСИН

Чем занимается оперативник фсин. Смотреть фото Чем занимается оперативник фсин. Смотреть картинку Чем занимается оперативник фсин. Картинка про Чем занимается оперативник фсин. Фото Чем занимается оперативник фсин

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон) в п.8 ст.13 предоставляет оперативным подразделениям системы исполнения наказаний право осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Однако, в силу тотальной коррупционной пораженности системы, задачи этой деятельности искажены и не имеют отношения к тому, что установлено статьей 2 Закона. А там вот что установлено:

Оперативные уполномоченные, в чьи задачи входит выявление и предупреждение преступлений, установление лиц, их совершивших, фактически заняты постоянным, рутинным и системным их сокрытием. Большая часть рабочего времени оперативного уполномоченного занята именно оформлением материалов, скрывающих преступления в отношении осужденных. Среднестатистический ​оперативный уполномоченный российской колонии осуществляет на практике следующие задачи:

Справочно: реализация данной задачи ведется сотрудниками в рамках указаний со стороны непосредственного и вышестоящего руководства, негласно возведенных в ранг приказов, доводимых кулуарно в устной форме и в строго конфиденциальных условиях.

Сотрудниками в целях опосредованного силового и психологического воздействия на представителей спецконтингента, потенциально располагающего материальными ресурсами, формируется и активно культивируется негласный аппарат, создаваемый из лиц, не имеющих достаточных моральных принципов, преимущественно с маргинальным прошлым, занимавших на свободе низшие ступени социальной лестницы, готовых к выполнению любой, даже изначально противоправной команды курирующего оперработника. Мотивация достаточно проста: страх потерять существующее более привилегированное положение относительно других осужденных и вернуться на прежнее место в тюремной иерархии, имея за плечами подпорченную сотрудничеством с администрацией репутацию. Указанная категория т.н. агентов оперативного отдела по заданию его сотрудников осуществляет первичное изучение биографии и материального статуса вновь прибывающих в колонию осужденных, выбирает из их числа объекты противоправной заинтересованности и побуждает оказывать адресную финансовую помощь исправительному учреждению, прикрываясь различными благовидными предлогами (ремонт помещений общего пользования, приобретение бытовой техники, облегчающей быт заключенных и т.п.), а также мотивирует обещаниями ответных благ в виде поощрений, облегчения условий содержания и т.д. При этом конечным бенефициаром при реализации вышеуказанной схемы, направленной фактически на открытое вымогательство денежных средств, являются прежде всего сотрудники УФСИН различного уровня, в зависимости от важности занимаемых ими должностей.

В случае отказа принуждаемого лица осуществить перевод денег, оперативный сотрудник задействует агентурный аппарат для склонения осужденного к выполнению ранее заявленных противоправных требований администрации колонии, путем избиения, направления на санитарные работы в помещения совместного использования, переселения на «не престижное» спальное место, уменьшения и смены расположения пищевого ящика и т.п. Выражаясь иначе, несговорчивому осужденному, руками лиц из числа спецконтингента, сотрудничающих на негласной основе с оперативниками, создаются условия для крайне некомфортного отбывания наказания.

При этом изначально оперсоставом колонии нарушается базисный принцип осуществления ОРД, прописанный в ст. 3 Закона, согласно которому оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Любой индивид, даже опосредованно знакомый с системой ФСИН, знает, что каждый сотрудник, независимо от занимаемой им должности, воспринимает осужденного совершенно противоположным образом, не согласующимся с положением данной концепции. Соответственно, подобное отношение наблюдается и со стороны работников колонии, которым делегированы полномочия по осуществлению ОРД. Обращает на себя внимание тот факт, что это применительно и к лицам, привлекаемым ими к конфиденциальному сотрудничеству.

До тех пор, пока негласный аппарат оперативного отдела колоний будет карательным инструментом руководства, дополняющим откровенно репрессивные функции отдела безопасности, ситуация не сможет измениться в положительную сторону. Дополнительным шагом в направлении исправления существующего положения, должно стать задействование оперсоставом заключенных в качестве источников информации не по принципу дачи любым осужденным априори положительного ответа на предложение конфиденциальных отношений, из-за боязни репрессий, а исходя из наличия у потенциального вербовочного контингента необходимых морально-волевых качеств и оперативных возможностей для решения исключительно возложенных Законом на данный субъект ОРД задач.

Обязательны при организации оперативной работы в пределах колоний основополагающие принципы оценки получаемой от агентов из числа осужденных информации. Ими являются:

— относимость (характер информации имеет прямое отношение к решению стоящих перед оперативным отделом задач, например, получение сведений о подготовках побега, организации акций массового неповиновения спецконтингента, передачах осужденным предметов и веществ, запрещенных Правилами внутреннего распорядка и т.п.;

— достоверность (категорически недопустимо принимать какие-либо действия в рамках своей оперативно-служебной деятельности, основываясь на непроверенных через другие источники данных).

Однако оперативник ФСИН России может использовать в дальнейшей работе по сбору, анализу, систематизации, легализации и реализации в установленном порядке, только ту информацию, которая удовлетворяет исключительно всем вышеперечисленным требованиям. Можно констатировать, что в настоящее время подобная практика у оперсостава российских колоний отсутствует в полной мере. Для возвращения работы оперативников строго в правовое поле, им следует инспирировать переориентирование негласного аппарата, с отработкой конкретных заданий, направленных на решение задач, зафиксированных как на общероссийском уровне, так и в ведомственной нормативно-правовой документации.

Для пресечения указанных преступных действий, необходимо создать механизм незамедлительного реагирования служб и органов, уполномоченных на документирование и реализацию, в том числе в уголовно-правовом плане, подобного рода деятельности. Также следует формировать в среде осужденных правильное восприятие противоправности данного материального аспекта пребывания заключенных в колонии, для выработки у них адекватного механизма реагирования на факты вымогательства денежных средств.

Для получения достоверных данных о состоянии дел в колонии и складывающейся реальной оперативной обстановке на объекте, следует проводить сравнительный анализ сведений из субъективных источников и получаемых средствами объективного контроля. Так, во время проверки работы осужденных на производстве, вполне реально соразмерить число трудоустроенных с количеством фактически занятых лиц. Кроме того, на повестку во время ревизионных посещений стоит выносить согласованность объемов выполненных строительно-монтажных работ с размерами проведенных через бухгалтерию учреждений выделенных целевых средств. Результаты подобного рода изысканий передавать в следственные органы для получения квалифицированной правовой оценки и реализации в рамках уголовного преследования причастных должностных лиц.

Градация условна, но она дает понимание того, что оперативный уполномоченный не заинтересован в выявлении преступлений, в особенности преступлений, связанных с коррупционными проявлениями руководства колонии, которому он прямо подчинен. Выявление и предание огласке, к примеру, использования рабского труда заключенных (а он тотален) — очевидный повод для отстранения руководства колонии, а значит, с высокой степенью вероятности, и самого инициативного сотрудника от должности.

Фактически преступления в отношении осужденных достаточно просты в доказывании. Колонии, в основном, оборудованы системами видеонаблюдения. Территория учреждений ограничена, контингент стеснен, что исключает конфиденциальность коммуникаций вообще и инцидентов в целом. Оперативным подразделениям абсолютно достоверно известно о всех фактах преступлений в отношении осужденных, аппарат агентуры легкодоступен, заменим и обширен. Более того, именно с одобрения курирующего оперативного уполномоченного (и только по получению этого одобрения) осужденные заказывают и доставляют в колонию строительные материалы и инструменты для строительства и ремонта зданий и помещений колоний. Это явление носит повсеместный и массовый характер. Доказывание не представляет труда. Бухгалтерское оформление результатов строительства исключительно формально, а порой вообще не осуществляется. При каждой колонии имеется несколько «обслуживающих» предпринимателей, кандидатуры которых одобрены начальником колоний. Именно им, на их банковские карты, родственники осужденных перечисляют деньги, после чего заказанные товары доставляются в колонию. Задачей оперативных уполномоченных является выявление негативных настроений среди осужденных, пресечение передачи ими информации об этих фактах в надзорные органы, обеспечение быстрого осуществления ремонтных и строительных работ, оформление фиктивной документации. К слову, прокуроры и члены ОНК без каких-либо претензий посещают вновь отстроенные общежития («бараки»), здания клубов и школ, не изучая обстоятельств приобретения строительных материалов и осуществления строительных работ, высказывая удовлетворение «улучшившимися условиями быта заключенных», что лишь провоцирует новые факты вымогательств.

Аналогично, исключительно в интересах руководства колонии, применяются оперативные подразделения при организации рабского труда заключенных. При формальном трудоустройстве на предприятии колонии, к примеру, 500 человек, фактически трудится более 1000, это повсеместная практика. В задачи оперативных подразделений входит получение заблаговременной информации о визитах «проверяющих», отслеживание настроений осужденных, пресечение проявлений недовольства, обеспечение отсутствия каких-либо обращений осужденных в надзорные структуры. В свою очередь, прокуроры и иные надзирающие не задаются вопросами о том, в связи с чем, к примеру, в посещенном ими швейном цехе установлено 500 функционирующих рабочих мест с явными признаками постоянной работы в текущий момент, в то время как официально в данном цехе трудоустроены 200 человек. При таком существенном объеме несвойственных функций оперативные подразделения колоний неспособны осуществлять задачи, установленные законом. Это относится и к курирующим колонии подразделениям оперативных управлений ФСИН и его территориальных органов, в которых, в основном, служат выходцы из колоний, достоверно владеющие информацией о реальном состоянии дел.

Службы собственной безопасности ФСИН декоративны. Собственный их агентурный аппарат ничтожен. Возможности оперативной работы непосредственно в колониях незначительны. Им противостоят слаженные команды оперативных сотрудников, неразрывно связанных с начальниками колоний и имеющие неограниченные возможности для воздействия на заключенных и сбора оперативно значимой информации. Не случайно, что практически во всех случаях преступления, выявленные службами собственной безопасности ФСИН, либо совершены за пределами территорий колоний, либо являются результатами реализации оперативных дел с проведением оперативно-розыскных мероприятий вне колоний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *