Чем занимается организатор пространства
Как заработать на любви к порядку: все о профессии организатор пространства
Сколько зарабатывают организаторы пространства, кто в России учит этой профессии и почему в Штатах она существует уже около 40 лет, а у нас только начала развиваться.
У вещей есть суперспособность — они умеют незаметно захватывать пространство. Даже некогда очень желанная сумка со временем превращается в ненужный балласт и «оседает» где-то на дне твоего гардероба. Такая же участь настигает не только одежду, но и все, что годами лежит на наших балконах, в шкафах и кладовках. Каждая попытка сделать ревизию и выкинуть ненужное заканчивается «путешествиями» по волнам памяти.
В итоге вместо того, чтобы выкинуть залежавшийся скарб, мы находим кучу причин, чтобы его оставить. Например, убеждаем себя в том, что купленная 10 лет назад в Турции вазочка когда-нибудь все же найдет место в интерьере, а старые джинсы не такие уж и старые. Мода ведь циклична. Еще пару лет подождать, и они снова будут в тренде. Можно будет смело говорить, что это винтаж.
В общем, разобрать старый хлам — дело непростое. Слишком много привязанностей и слишком мало мотивации избавиться от накопленного. Человек, который профессионально занимается организацией пространства помогает не только выкинуть ненужное из шкафов и с балконов, но и систематизировать собственные мысли, ведь беспорядок вокруг часто говорит о сумбуре в голове.
Маруся Рябова, эксперт по организации пространства и расхламлению, основатель «Школы консультантов по организации пространства», рассказала нам о своей профессии — о том, с чего начать, сколько можно заработать на любви к порядку и почему спрос на услуги организатора пространства с каждым годом только растет.
Чем занимается организатор пространства
Организатор пространства — профессия, которая появилась в России несколько лет назад. Пришла она к нам с Запада, а точнее, из США и Канады. Там уже около 40 лет существуют профессиональные сообщества и множество курсов переквалификации, на которых любой желающий может научиться приводить пространство вокруг себя в порядок, а после зарабатывать на этом.
Консультант по организации пространства помогает женщинам и семьям выстроить удобную систему хранения вещей, когда все под рукой и легко возвращается на места после использования. Ошибочно думать, что специалист сразу выезжает в квартиру или дом, где требуются его знания. Он может вообще там не появляться. Все можно сделать онлайн.
Из чего состоит процесс организации пространства
1. Провести небольшое интервью с клиентом
Сначала консультант работает по фотоснимкам, которые присылает ему клиент. Дистанционно составляет план изменений и согласовывает его с заказчиком. В процессе работы организатор пространства структурирует и упорядочивает имеющиеся в доме вещи, вместе с клиентом расхламляет объект. Это может быть не все жилое помещение, а только шкаф или отдельная комната.
Профессиональный организатор пространства никогда не скажет вам: «Выкинь это», «Убери то». Перед работой он всегда задаст уточняющие вопросы:
Важно! Если специалист не задает подобных вопросов, а сразу начинает делить вещи на хлам и не хлам — это повод усомниться в его профессионализме.
2. Освобождение пространства: консультация и моральная поддержка
В организацию пространства входит разделение объекта на зоны, которые подлежат разбору. Например, кухня, гардероб, детская комната. В процессе работы с каждой из них специалист структурирует вещи и выбирает оптимальный способ их хранения, тем самым освобождая пространство.
В среднем разбор занимает от 4 до 10 часов. Все зависит от сложности объекта. Если консультация происходит онлайн, специалист рассказывает, как провести разбор, расставить вещи, корректирует ошибки в случае неудачи. Помимо своих прямых обязанностей организатор пространства также оказывает моральную поддержку клиенту.
Без этого никак, ведь многим людям трудно расставаться со старыми вещами.
Поэтому консультант должен быть эмпатичным и уметь приводить аргументы «за» и «против» в отношении каждой вещи. Когда есть возможность сохранить предмет и не выбрасывать его, специалист подсказывает, как это сделать. Например, подарить или сдать на переработку.
Если клиент захочет, то организатор пространства может провести для него онлайн или офлайн мастер-класс. На нем он подробно рассказывает о правилах организации и поддержания порядка в различных зонах, дате советы по хранению вещей и расхламлению.
3. Разработка план-макета
После изучения нюансов и освобождения пространства консультант разрабатывает план-макет помещения. В нем он подробно расписывает новую схему хранения вещей, отмечает, какие дополнительные оргматериалы могут пригодиться и объясняет, как лучше все установить, чтобы сохранять порядок долгое время мог каждый член семьи.
Консультант может оказать шоппинг-сопровождение при покупке организационных средств.
Чтобы все учесть все важные моменты, организатор пространства должен не только любить порядок, но и быть немного психологом. Поэтому, если расхламление проводит профессионал, цель которого не краткосрочная помощь, то поддерживать порядок в пространстве будет легко и неделю, и год, и 5-10 лет.
Плюсы и минусы профессии организатор пространства
Организатор пространства — это самозанятый предприниматель, который сам регулирует свою нагрузку, решает, когда у него рабочие дни, а когда выходные, не зависит от графика отпусков и начальника.
Обратная сторона такой свободы — высокая степень ответственности. Твоя зарплата зависит только от тебя. Зарабатывать и расти будет проще и приятнее тем, кого эта работа действительно вдохновляет.
Сколько зарабатывает организатор пространства
В Амстердаме консультация, разбор зоны и мастер-класс оцениваются в 25-50 евро в час. Похожие расценки и при работе онлайн. План-макет зоны стоит 100-150 евро, а создание ЗD модели по проекту — 75 евро. В Германии организация всей квартиры будет стоить около 300 евро, а расширенный курс по организации дома — 400 евро.
В России стоимость услуг зависит от времени, потраченного специалистом (ставка рассчитывается по часам), от конкретной зоны разбора и региона. Так, средний ценник для расхламления кухни в Москве составляет 10 тысяч рублей, в Казани — 6 тысяч, в Уфе — 7 тысяч. Онлайн-консультации в среднем стоят 1-3 тысячи рублей.
Так что есть шанс неплохо монетизировать любовь к порядку. Работать при этом можно по всему миру, не покидая собственной квартиры.
Как освоить профессию: курсы
Существуют разные курсы подготовки консультантов по организации пространства. Обучением на русском языке занимаются те, кто первым пришел в профессию и получал образование за рубежом.
Название | Цены (зависят от тарифов) | Информация по обучению |
---|---|---|
Онлайн-курсы в академии «Время порядка» | От 33 до 150 тысяч | На занятиях дается общая теоретическая информация, а также практические советы. По окончании ученики получают сертификат |
Курсы в школе «Orglady» | От 24 до 99 тысяч | Теория организации жилых и нежилых помещений, практика, продвижение в соцсетях. |
Курс Маруси Рябовой | От 48 до 62 тысяч рублей | Длительность — 5 недель. Теория по расхламлению жилого и нежилого помещения, диджитал расхламление. Практика. |
Авторский онлайн-курс Татьяны Даниляк | от 25 до 55 тысяч | Длительность курса — 6 недель. Теория организации каждой из зон. Практика. Изучение форматов работы с клиентами. |
Курсы в школе Элины Алтуховой | от 58 до 176 тысяч | Длительность — 2 месяца. Организация жилых и нежилых помещений. Практика. Советы по организации бизнеса. |
Курсы Юлианы Мызниковой | от 10 до 65 тысяч | Теоретическая часть. Практика. Методы работы с клиентами. |
Карьера организатора пространства — идеальное решение для активных женщин, которые не хотят быть просто мамой и женой, ищут самореализации, но при этом не готовы идти в офис на пятидневку, чтобы иметь возможность заботиться о семье.
«Я сама начинала как домохозяйка и искала решение для себя. И когда не нашла ни одного русскоязычного эксперта, пошла учиться на курс к Мари Кондо. Обучение шло онлайн на английском языкею В него входило 50 видеоуроков и поддержка в группе в Фейсбук.
Собственные результаты меня вдохновили: прекратились разговоры о том, что где лежит, появилось больше пространства и свободного времени. По окончании курсов я захотела поделиться новыми знаниями с людьми. Уверена в том, что если получилось у меня, получится у кого угодно!», — отметила Маруся Рябова, мама четырех детей.
Справка:
Мари Кондо — японская писательница, специалистка по наведению порядка в доме, консультантка и автор четырёх книг по организации домашнего быта. Ее первую книгу «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» перевели более чем на 30 языков. Все последующие также становились мировыми бестселлерами.
На курсах Кондо Маруся не остановилась. Она получила профессиональное образование в США и после уже начала консультировать первых клиентов.
Неочевидные плюсы профессии
Постепенно Маруся Рябова перестала справляться с потоком клиентов, осознала, что тема актуальна, спрос большой, а специалистов мало. Результатом стало создание собственного курса по подготовке консультантов. Помочь в поиске первых клиентов могут соцсети. Но, как утверждают ученицы Рябовой, у курсов по организации пространства есть неочевидные плюсы.
Порядок воцаряется повсюду — и в доме, и в голове, и в режиме дня.
«Когда я начала заниматься с Марусей, то поняла, что могу любить себя со всеми своими недостатками. Начала заниматься йогой, хотя до этого долго откладывала, больше уделять внимания своему телу. Расставив все вещи по полочкам, я ощутила, как и в моей душе воцарились спокойствие и порядок. Я стала уравновешенной, не боялась браться за новую работу. А когда муж был вынужден уехать в другую страну, собрала минимум вещей и поехала за ним без раздумий. Расхламление случилось не только в моем доме, но и в моей душе, и жизни», — призналась Мария.
Другая ученица Маруси — Белла рассказала, что знакомство с организацией пространства спасло ее от рутины.
«У меня четверо детей. Моя жизнь превратилась в бесконечную уборку, которая стала важнее семьи. Знакомство с организацией пространства стало моим спасением. Шаг за шагом я расчищала комнаты, одновременно снимая шелуху своего мышления. Теперь я люблю свой дом, а уборка приносит удовольствие. Мне хочется приглашать гостей и делиться с ними радостью», — отметила Белла.
Как найти первых клиентов новичкам
Сейчас, по словам казанского специалиста Алсу Мухамедшиной, Instagram — это основная площадка для развития бизнеса по организации пространства.
Новичкам в профессии нужно создать аккаунт и продвигать его: выкладывать интересные посты, настраивать рекламу и привлекать целевую аудиторию. Для увеличения числа подписчиков можно проводить платные или бесплатные онлайн-марафоны по организации пространства. На этих экспресс-курсах для ограниченного количества пользователей организатор дает разные задание. Например, ученики должны найти в своих холодильниках просроченные товары и выбросить их. После выполнения каждой задачи пользователи публикуют результаты своей работы в личных аккаунтах, а организатор дает обратную связь. Такой способ позволяет привлечь новых подписчиков и увеличить клиентскую базу.
Почему эта профессия популярна на Западе и что происходит на этом рынке в России
В США стремительный рост популярности профессии произошел за последние несколько лет под влиянием шоу с Мари Кондо на стриминговом сервисе Нетфликс. Программу смотрели миллионы зрителей. Мари сделала акцент на том, как важно избавляться от ненужных вещей в своем пространстве и окружать себя только любимыми предметами.
Через некоторое время вышло шоу с организаторами пространства из штата Теннеси «The neat method», за которыми последовали коллаборации с крупнейшим в США производителем товаров для организации хранения The container store. С наступлением пандемии прошла еще одна волна популярности и востребованности специалистов по организации пространства. Люди ощутили острую потребность в реорганизации и появлении более продуманных систем хранения.
Как развивается эта профессия в России
Особенно вырос спрос на специалистов после выхода российской программы «Большая переделка», где наглядно показывают, как работает организатор пространства. На самом деле нет ничего более эффективного и быстрого, чтобы преобразить ваше жилье без особых вложений и капитального ремонта.
Кто такой организатор пространства? Секреты профессии
Сколько ни убирайся – через пару дней в квартире опять бардак. Знакомое настроение? И умом понимаешь, что единожды грамотно организовать пространство легче, чем каждый раз наводить порядок с нуля, но… приходят очередные выходные и ты снова, как белка в колесе. Впору приглашать профессионального организатора пространства!
Профессия на постсоветском пространстве пока что редкая, хотя в развитых странах специалисты подобного направления востребованы с середины XX века. «Вношу гармонию и воздух в шкафы, комнаты, квартиры, дома», – так точно и емко определила суть профессии одна из первооткрывательниц этой услуги на отечественном рынке.
Кто такой профессиональный организатор пространства?
Профессиональный или персональный организатор пространства – это специалист, который советами и на практике помогает другим людям качественно изменить жизненную среду – сделать ее удобной, комфортной, упорядоченной.
Родственные сферы деятельности – дизайнер интерьеров, офис-менеджер, тайм-менеджер, консультант по личным финансам. Неправильно сравнивать эту профессию с уборщицей или домработницей. Хотя и в первом, и во втором случае речь идет о наведении порядка, организатор пространства все же не столько убирает, сколько создает грамотную и удобную систему хранения вещей, которую затем поддерживают хозяева или та же домработница.
Специалист такого уровня может упорядочить все что угодно – от рабочего стола на компьютере до садового инвентаря в подсобке. Наиболее востребованы такие услуги.
• Реорганизовать, структурировать хранение уже существующих вещей.
• Расхламить шкаф (комнату, квартиру).
• Создать систему хранения с нуля, например, в новострое.
• Организовать переезд, путешествие.
• Упорядочить вещи и документацию в офисе.
Это практическая составляющая профессии, когда организатор выезжает на место, где сам или совместно с хозяевами наводит порядок. Выезду предшествует серьезная подготовительная работа, которая включает следующие мероприятия.
• Изучение объекта по фотографиям, планирование изменений.
• Подборку идей, фотографий, примеров, начертание схем, которые затем согласуются с клиентом.
• Составление списков товаров для хранения, которые нужно приобрести, чтобы система работала.
Когда ожидаемый результат получен, мастер консультирует клиента, как поддерживать порядок в дальнейшем, акцентирует внимание на базовых принципах, учит составлять правильные планы различных дел и «проектов».
Не все люди готовы пригласить постороннего человека в дом. В этом случае услуга предполагает сотрудничество с персональным организатором на уровне консультаций, обучающих тренингов, мастер-классов.
Для многих домохозяек достаточно один раз пригласить консультанта, чтобы на конкретном примере понять, как создавать систему, как она работает, а дальше заниматься организацией самостоятельно.
В нашей стране учебных заведений, которые готовят профессионалов этого направления, нет. Реальная возможность получить структурированные знания – обучающие курсы и тренинги, которые проводятся онлайн, в Москве, Санкт-Петербурге возможна очная форма. Организаторы курсов (те, что на слуху) – «Стопбардак», Академия Порядка, Школа экстремального оптимизма.
«Основная цель организатора пространства — помочь каждому обустроить свой дом так, чтобы он был максимально комфортным»
Что делать, если ни одна из перечисленных в вузах специальностей тебе не нравится? Искать себя дальше или получить для галочки образование? А можно просто открыть новую профессию и стать первопроходцем, как это сделала организатор пространства Ольга Вайлапова. Специалист рассказала Адукар, насколько её профессия популярна в Беларуси, где выучиться на организатора пространства и почему убирать и наводить порядок — это разные вещи.
Ольга — мама троих детей и профессиональный организатор пространства. Получив высшее филологическое образование, поняла, что хочет не преподавать, а творить и создавать. Первые пять лет работала в качестве дизайнера-конструктора мебели, а теперь дополняет эту профессию организацией пространства
Кто такой организатор пространства и чем этот специалист отличается от дизайнера?
Организатор пространства — это специалист, который помогает расположить все вещи в доме удобно, сделать жизнь человека комфортной. Чтобы было легко находить нужные вещи и тем самым освобождать время для себя, детей или любимых занятий. Ведь дизайнер создаёт мебель для интерьера в большей степени для того, чтобы было красиво. А вот организатор пространства занимается этим всем, вплоть до рационального расположения белья в шкафу. Его главная цель — создать удобство для человека.
Что привело к мысли о том, что вы хотите стать организатором пространства? Как пришли в эту профессию?
Ещё в школе я хотела быть дизайнером, но так сложилось, что стала учителем. И когда пошла в декретный отпуск, у меня появилась возможность всё переосмыслить. Освоила дизайн и работала мебельщиком около пяти лет.
Опять же в какой-то момент поняла, что мало быть просто дизайнером мебели. Потому что она должна не только соответствовать каким-то общепринятым стандартам, эргономике среднестатистического человека. В большей степени она должна служить целям конкретного человека и удовлетворять его потребности, быть максимально удобной. Я поняла, что без организации пространства мебель может оказаться неудобной.
Основная идея организации пространства — помочь каждому обустроить свой дом так, чтобы он был максимально комфортным и было удобно пользоваться абсолютно всеми вещами.
Организатор пространства как профессия существует давно. Её очень хорошо знают американцы. В наших постсоветских странах о ней слышали мало, потому что появилась она только лет 5−6 назад. Обучалась я на онлайн-курсах, ведь специальных учебных заведений нет. В других странах, как я знаю, владельцы клининговых компаний подключают в услуги и организацию пространства. Пытаются совмещать эти две сферы деятельности. Но они, на самом деле, разные.
Как проходит стандартный рабочий день организатора пространства? Чем занимается специалист?
Работа организатора предполагает несколько встреч с клиентом. Первая встреча — знакомство. Организатор пространства узнаёт всю информацию о клиенте: он рассказывает о себе и своих проблемах. Также специалист замеряет помещение, смотрит, как у человека лежат вещи и выясняет, почему они так расположены. Разбирает причины проблем и узнаёт, чего клиент хочет достичь.
Ольга на встрече с клиентом
Дальше следует второй этап работы. Организатор приходит домой, анализирует полученную информацию и планирует решение проблемы. При необходимости приобретает какие-то организационные материалы либо даёт задание это сделать в соответствии с рекомендациями.
И третий этап — приезд к клиенту, когда специалист занимается непосредственно организацией пространства. Это может быть не только комната, но и отдельная её часть. Например, шкаф или рабочее место. Всё что угодно. Организатор занимается анализом каждой вещи, выясняет, нужна ли она в доме. Клиент, конечно, сам решает, есть ли в ней необходимость. Но специалист подталкивает к правильным решениям, подсказывает лучшие варианты. Когда лишние вещи отсортированы, все оставшиеся упорядочиваются. Организатор создаёт для них новые правильные места, максимально удобные для клиента.
По сути, я совмещаю в себе три профессии. С одной стороны я дизайнер: могу сделать красивый дом. Со второй — конструктор, потому что продумываю, создаю и конструирую мебель. С третьей — организатор пространства, ведь могу организовать все вещи в эту же или другую мебель.
Специалист может организовать не только дом, квартиру, но и офис, рабочее место. Потому что порой очень важно разобраться с бумагами и уложить их так, чтобы человек не тратил драгоценное время на поиски.
С какими трудностями может столкнуться новичок в вашей профессии?
Первая сложность в том, что это неизвестная профессия, о ней мало кто знает. И пока основная моя задача — рассказать, что такая профессия существует и она очень хорошая. Ведь уборка и организация пространства — это разные вещи. Наведение порядка можно вообще свести к минимуму благодаря правильной организации пространства.
Сложности в работе непосредственно с клиентом в том, что порой встречаемся с людьми, у которых вещи связаны с психологическими проблемами или сентиментальными воспоминаниями. Ситуация, когда мы просто разбираем шкаф, а человек плачет, даётся сложновато.
Ольга знает, как удобно расположить в доме любую вещь, даже мелочи
Расскажите об интересном проекте, которым гордитесь.
На самом деле, все проекты интересны, потому что мне нравится работать с людьми и после каждого остаются хорошие воспоминания.
Расскажу о проекте, который проводила онлайн. Обычно проходит в таком формате: получаю от клиентов фотографии, слушаю их рассказ. Потом даю схему, как организовать дом. Они работают самостоятельно, а я им помогаю. Через какое-то время клиенты дают обратную связь, рассказывая, что изменилось.
Так вот у меня есть девочка из Украины, с которой я работала онлайн. Семья живёт в однокомнатной квартире, а ей, как творческому человеку, нужно много вещей. Мы очень медленными шагами разобрали её дом. Ей было тяжело расстаться с определёнными вещами, тем более маскарадными костюмами, которые она делала своими руками на каждый праздник. Мы вместе с ней решили, что отложим эти костюмы и позже найдём им применение, чтобы они не лежали дома и не пылились.
Театр начинается с вешалки, а работа организатора пространства — с благоустройства собственной квартиры. Ольга демонстрирует, как она организовала свой дом
И вот она летом сообщила, что вместе с коллегами организовала выездной лагерь английского языка для детей. С огромным успехом его запустили, причём в три смены. И вот тогда она использовала весь свой потенциал и эти костюмы. Порой наша работа с вещами переворачивает мозг клиента и даёт вещам новую жизнь.
Для меня это значительный показатель, когда я закладываю базу для положительных изменений в жизни человека.
Какими личными и профессиональными качествами должен обладать организатор пространства?
Это человек, который умеет всё структурировать и раскладывать по полочкам, общаться с людьми и чувствовать их. Очень часто наша работа связана с эмоциональными и психологическими проблемами, поэтому стоит понимать, что и как говорить человеку. Одно дело работать с техникой, а другое дело, когда тебе постоянно нужно взаимодействовать с клиентами. Также важна пунктуальность, честность и корректность. Организатор не должен избавляться от вещей вопреки воли людей и рассказывать кому-либо о психологических проблемах. Я своего рода психолог, но в другом виде.
Какие профессиональные инструменты либо программы пригодятся в работе организатору пространства?
Организатору пространства достаточно освоить пару графических редакторов, чтобы создавать планы и отсылать их при необходимости клиенту. Мне как мебельщику нужны профессиональные чертёжные программы. Их сейчас очень много и в них легко разобраться. Например, Plano Plan, pro100 — достаточно простые в использовании. Или SketchUp, которая придумана для дизайнеров, но в ней можно работать и организатору пространства, чтобы, например, кладовку или шкаф нарисовать. Если нужно продвигать свои услуги в соцсетях, то отсюда вытекает, что потребуется знание видео- и фоторедакторов. А так чем-то особенным, именно для организатора пространства, пользоваться не имеет смысла. Потому что, по большому счёту, нужную схему можно нарисовать от руки на обычном листе А4. А это не требует каких-то особенных навыков.
Организатор пространства любит наводить в доме порядок и общаться с клиентами
А из каких книг либо источников вы черпаете информацию для саморазвития?
Всем рекомендую самую простую книгу, которая вводит в курс дела, — Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». Она очень легко читается, потому что написана не для профессионалов, а для обычных людей. Но, прочитав эту книгу, начинаешь понимать, с чем ты имеешь дело.
Если дело понравилось, можно идти дальше и читать Моргенстерн Джулию «Самоорганизация по принципу „изнутри наружу“». В ней глубже рассматривается эта профессия, хоть ориентирована она на неспециалистов. Но по такому принципу работают все организаторы. А дальше уже опыт, чтение дополнительных книг, статей. Нахожу на YouTube американские ролики про наведение порядка: в США много снимается телепередач по этой теме. И вот так берём информацию по крупицам от коллег. Но основные книги те, о которых я сказала. Если их прочитать, то сформируется понимание о том, что за профессия «организатор пространства».
С чего лучше начинать новичку в этой профессии? Дайте советы ребятам, которых интересует организация пространства.
В первую очередь определиться, интересна ли эта профессия. В 11 классе я не продумала этот момент, получила не ту специальность и потратила время на поиски. Конечно, высшее образование большого стоит, и оно многое мне дало. Но всё-таки я хотела другого. И благодаря переосмыслению и поддержке родных я поняла, чего хочу на самом деле.
Поэтому стоит понять, нравится ли им заниматься организацией пространства, наводить в доме порядок и общаться с людьми. Если эти три фактора совпадают, то можно идти вперёд и имеет смысл получит такую профессию и развиваться в ней. На мой взгляд, она будет востребована, просто мы немножко отстаём от Запада. А те, кто открыл какую-то профессию, всегда в приоритете. Поэтому здесь непаханое поле.
Я воодушевлена своей профессией, ведь она действительно приносит пользу. И если человек не может пока найти для себя что-то подходящее, то можно рассмотреть и эту профессию. Ведь очень круто, когда человек может организовать свой дом самостоятельно. Об этой профессии, по крайней мере, нужно знать. Становиться профессионалом или заниматься как хобби — уже другой вопрос.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё: