Чем занимается отдел регистрации учета и работы с налогоплательщиками
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
Отдел работы с налогоплательщиками — это одна из составляющих организационной структуры Федеральной налоговой службы РФ. Данное подразделение выполняет важные функции, его специалисты наделены серьезными полномочиями. О месте подразделения в системе ФНС и пойдет речь в статье.
Структура ФНС
Она может быть представлена в следующем виде (основа — Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 506 еще в 2004 году):
Эта схема приведена в п. 4 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ. Отдел работы в налогоплательщиками входит в систему территориальных органов и взаимодействует с гражданами и организациями на местах. Это понятно из названия. Полномочия сотрудников определяются возложенными функциями и конкретными потребностями на местах. Отдел учета налогоплательщиков часто объединяют с другими структурными единицами в инспекциях. Об этом речь пойдет в следующем пункте.
Место в системе
Напомним, что в структуре органа есть не только большие Управления по субъектам РФ, межрайонные инспекции, инспекции по районам и городам, но и ИФНС по конкретным районам города, ИФНС по небольшим городам, не имеющим районного деления. Их руководство вправе организовывать работу в соответствии с конкретной ситуацией, количеством зарегистрированных плательщиков. В структуру обычно включают и отдел учета и работы с налогоплательщиками.
Обычно структурные подразделения территориального органа занимаются:
Для каждого из направлений в структуре инспекции ФНС может быть организован профильный отдел.
В инспекциях, которые не являются слишком загруженными (в силу своего расположения, иных причин) в плане регистрации новых ИП и юрлиц, часто не выделяют отдельно отдел регистрации и учета налогоплательщиков. Чем занимается объединенное подразделение (чаще всего объединяют регистраторов, консультантов и специалистов по приему документов), рассмотрим в таблице.
Основные направления деятельности
По регистрации и учету
По взаимодействию с плательщиками
Регистрация и учет граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обработка информации, ее предоставление по запросам заинтересованных лиц, ведение реестра дисквалифицированных лиц.
Консультирование граждан и юрлиц по вопросам регистрации и постановки на учет.
Прием и первичная обработка отчетности (ее ввод), обеспечение поступления документации и информации по телекоммуникационным системам связи, по почте и на бумажных носителях.
Производство сверки расчетов с бюджетом.
Консультационная работа по вопросам применения законодательства в сфере налогов.
Таким образом инспекторы, которые принимают декларации и иные документы, запросы на выдачу информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, документы на регистрацию плательщиков, консультируют граждан и представителей юрлиц, производят сверку расчетов, они и являются работниками данного отдела. То есть все чаще всего непосредственно взаимодействующие с налогоплательщиками сотрудники (что и понятно из названия), за исключением проведения проверок и иных экстраординарных случаев.
Если нужно узнать их данные, место и время работы ИФНС, следует обратиться к официальному сайту службы, где есть все контактные данные и информация о времени работы и графике приема.
1. Задачи и функции Отдела учета налогоплательщиков
Отдел учета налогоплательщиков является структурным подразделением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1.
Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Налоговым Кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации, актами законодательных (представительных) органов власти Тюменской области и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, приказами и распоряжениями, инструкциями, правилами, положениями и иными актами ФНС России и УФНС России по Тюменской области, должностными регламентами и инструкциями.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Основные задачи отдела:
1. Координация деятельности налоговых органов по учету физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2. Контроль за формированием и обеспечением использования информационных ресурсов: Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков;
Основные функции Отдела:
— Прием документов по учету налогоплательщиков от регистрирующего органа;
— Выдача Свидетельств (Уведомлений) о постановке на учет в налоговом органе;
— Выдача уведомлений о снятии с учета в налоговом органе;
— Формирование в установленном порядке ЕГРН Инспекции, обеспечение полноты и достоверности включенных в него сведений и ежедневное формирование массивов данных для передачи их в Управление;
— Осуществление в установленном порядке постановки на учет налогоплательщиков с применением ИНН физических лиц, снятия с учета налогоплательщиков, внесения изменений в их учетные данные, принятие мер к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете;
— Предоставление содержащихся в ЕГРН сведений о конкретном налогоплательщике в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
— Осуществление в установленном порядке учета сведений, поступающих от органов (учреждений), обязанных в соответствии с действующим законодательством представлять информацию в налоговые органы;
— Подготовка для публикации сведений об ИНН налогоплательщиков, о сериях и номерах свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными;
— Подготовка и передача в правовой отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых и административных правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах;
— Формирование установленной отчетности по предмету деятельности Отдела;
— Ведение территориального раздела базы данных по учету бланков Свидетельств и формирование массивов данных для передачи в установленном порядке в Управление;
— Осуществление контроля за открытием (закрытием) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков, в части соблюдения установленного законодательством о налогах и сборах порядка открытия (закрытия) счетов и сроков направления в налоговые органы соответствующих сведений;
— Подготовка ответов на письменные запросы, касающиеся учета налогоплательщиков;
— Подготовка аналитических и других материалов для руководства Инспекции по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
— Участие в разъяснении применения законодательства о налогах и сборах, информационных мероприятиях, представление в установленном порядке ответственному лицу в Инспекции по связям с общественностью и СМИ предложений для подготовки публикаций о деятельности Инспекции;
— Участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров по вопросам, находящимся в компетенции Отдела;
— Ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов Отдела.
Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:
— вносить руководству Инспекции предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;
— по указанию начальника Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять Отдел в Управлении;
— вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
— готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
— давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;
— запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
— работать с документами отделов Инспекции для выполнения возложенных на Отдел задач;
— привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений инспекции к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства;
— осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, актами ФНС России и Управления.
Постановка на учет с выдачей уведомления (без выдачи уведомления) осуществляется налоговыми органами в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений от соответствующих органов:
от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента, о фактах рождения и смерти физических лиц.
От органов, осуществляющих выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента.
От дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации о зарегистрированных фактах рождения и смерти временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации;
от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе;
от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах;
от органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, занимающихся частной практикой о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения
от органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ.
Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий ФНС России и Управления.
Чем занимается отдел регистрации учета и работы с налогоплательщиками
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 12 апреля 2019 года N ММВ-7-14/190@
В соответствии с приказом ФНС России от 01.04.2019 N ММВ-7-4/163@ «Об изменении структуры Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России»
1. Утвердить Положение об Управлении регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-14/202@ «Об утверждении Положения об Управлении регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Федеральной налоговой службы
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от _________ N ___
Положение об управлении регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы
1. Общие положения
1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи Управления
Основными задачами Управления являются:
2.1. Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
2.2. Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по учету организаций и физических лиц.
2.4. Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по учету сведений о банковских счетах и по контролю за соблюдением обязанности по представлению сведений о банковских счетах.
2.5. Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций).
2.6. Методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
2.7. Методологическое и организационное обеспечение создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и предоставления содержащихся в нем сведений.
2.9. Методологическое и организационное обеспечение исполнения Федеральной налоговой службой полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.
2.10. Осуществление контроля качества работы налоговых органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
2.11. Мониторинг, обобщение и анализ результатов работы налоговых органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
2.12. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и закрепленных за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.
3. Основные функции Управления
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение по вопросам:
государственной регистрации юридических лиц (в том числе государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, для которых законодательством установлен специальный порядок регистрации), индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
учета организаций и физических лиц (в том числе особенностей учета крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и граждан, лиц без гражданства);
ведения Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков, Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Реестра дисквалифицированных лиц, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставления содержащихся в них сведений (документов);
учета банковских счетов и контроля за соблюдением обязанностей по предоставлению сведений о банковских счетах;
аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций);
создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и предоставления содержащихся в нем сведений;
создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ведения федерального ресурса о населении и предоставления содержащихся в нем сведений;
исполнения Федеральной налоговой службой полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.
3.2. Организует взаимодействие с Минюстом России (его территориальными органами) и Банком России (его территориальными учреждениями) по вопросам государственной регистрации юридических лиц, для которых законодательством установлен специальный порядок регистрации.
3.4. Организует взаимодействие с органами, учреждениями, организациями и должностными лицами, обязанными сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц, в соответствии с пунктами 1-3, 5, 6, 8, 9 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.5. Организует взаимодействие с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам предоставления сведений, подлежащих внесению в Реестр дисквалифицированных лиц.
3.6. Организует взаимодействие с Банком России, Федеральным агентством воздушного транспорта, государственными внебюджетными фондами по вопросам аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
3.7. Организует взаимодействие с Минфином России, Минюстом России, МИД России по вопросам ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
3.8. Организует взаимодействие с Минфином России, МВД России, Минкомсвязью России по вопросам ведения федерального ресурса о населении.
3.9. Осуществляет мониторинг сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Едином государственном реестре налогоплательщиков, Государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Реестре дисквалифицированных лиц, Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и координирует работу налоговых органов по актуализации указанных федеральных информационных ресурсов.
3.10. Предоставляет сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков, Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Реестра дисквалифицированных лиц, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по запросам федеральных органов.
3.11. Рассматривает вопрос о целесообразности разработки специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и обеспечивает методологическое сопровождение их ведения.
3.12. Рассматривает вопрос о целесообразности разработки, а также определяет общие принципы ведения ведомственных справочников, используемых при ведении Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков, Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Реестра дисквалифицированных лиц, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, учете организаций и физических лиц, а также сведений о банковских счетах.
3.13. Определяет по согласованию с Минфином России, Минюстом России и МИД России общие принципы ведения справочников, используемых при ведении Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а также обеспечивает их формирование и ведение.
3.14. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения и использования специализированных информационных ресурсов (в том числе ресурса «Недействительные паспорта», ресурсов-ограничений), формируемых при осуществлении налоговыми органами функции по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, учету организаций и физических лиц, а также учету сведений о банковских счетах.
3.16. В пределах компетенции Управления готовит ответы по результатам рассмотрения обращений организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в части разъяснения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, о налогах и сборах, а также по вопросам аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), ведения Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков, Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Реестра дисквалифицированных лиц, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставления содержащихся в них сведений, учета организаций и физических лиц, учета сведений о банковских счетах, представления в налоговые органы сведений в рамках статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, обращений, связанных с предоставлением государственных услуг, обращений, содержащих предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о государственной регистрации, о налогах и сборах, об аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), иных нормативных правовых актов, деятельности налоговых органов при осуществлении функции по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, учету организаций и физических лиц, а также учету сведений о банковских счетах, и предложения по применению мер дисциплинарного характера к должностным лицам налоговых органов, указание на недостатки в работе налоговых органов, критику налоговых органов и их должностных лиц.
3.17. В пределах компетенции Управления готовит ответы по результатам рассмотрения обращений заинтересованных лиц по вопросам создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и предоставления содержащихся в нем сведений, по вопросам создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ведения федерального ресурса о населении и предоставления содержащихся в нем сведений.
3.18. Участвует в рассмотрении жалоб на акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.19. Организует и контролирует рассмотрение территориальными налоговыми органами обращений (за исключением жалоб заинтересованных лиц) по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.20. Дает заключения по вопросам, относящимся к компетенции Управления, по запросам структурных подразделений центрального аппарата Службы.
3.21. Участвует в подготовке отзывов на исковые заявления по вопросам, относящимся к компетенции Управления, а также участвует в заседаниях судов при их рассмотрении.
3.22. Анализирует практику рассмотрения в судах споров по вопросам государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
3.23. Принимает участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, а также соглашений по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.24. Разрабатывает проекты форм статистической отчетности для обеспечения мониторинга результатов работы по вопросам, относящимся к компетенции Управления. Анализирует данные статистической отчетности.
3.25. Анализирует и обобщает имеющийся зарубежный опыт и разрабатывает предложения по совершенствованию процедур государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, учета организаций и физических лиц, учета сведений о банковских счетах, предоставления сведений из федеральных информационных ресурсов.
3.26. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.27. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.28. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.
3.29. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
3.30. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.
3.31. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.
3.32. Участвует в обучении работников налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.33. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.34. Участвует в организации внутреннего контроля деятельности территориальных налоговых органов в части обеспечения его методологического сопровождения по направлениям деятельности, относящимся к компетенции Управления, в том числе в разработке методических документов и технологических решений по организации системы внутреннего контроля.