Чем занимается отдел социальной защиты населения в администрации города
Организация социальной защиты населения органами муниципального управления
Кто осуществляет функции организации социальной защиты населения?
В нашей стране, организация социальной защиты населения осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Органы социальной защиты населения функционируют на четырех уровнях:
К основным целям деятельности органов местного самоуправления относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Социальная поддержка и обслуживание населения являются основой благополучия для отдельных категорий нуждающегося населения, инструментом выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп, преодоления демографических диспропорций.
Деятельность по социальной защите населения на уровне регионов осуществляется органами государственной власти, а также имеющимися на территориях муниципальных образований, учреждениями и организациями социальной сферы вместе с органами местного самоуправления, которые конкретизируют содержание и методы работы социальных служб.
Цели и задачи организации социальной защиты населения органами муниципального управления выражаются в определенных функциях, которые хоть и являются относительно самостоятельными, но все же тесно взаимосвязанными между собой. К таким функциям можно отнести:
На уровне муниципальных образований, основной задачей органов местного самоуправления в области организации социальной защиты населения, является предоставление комплекса социальных услуг, которые способны обеспечить соответствующие требованиям и установленным критериям условия жизни человека и непрерывному воспроизводственному процессу на территории.
На муниципальном уровне местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику того или иного муниципального образования, устанавливаются на основании разработанных и представленных региональных норм.
Управленеи социальной защитой населения на муниципальном уровне
Управление социальной защитой населения на муниципальном уровне можно представить в виде следующей цепочки информационных процессов:
Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне, представляет собой часть социальной политики, которая представляется как система определенных целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, а также на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне формируется на основе социальной политики государства через систему взаимодействия с органами государственной власти, а в частности с органами власти региональной власти. Муниципальная система организации социальной защиты населения реализуется, как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере, а в частности в сфере социальной защиты населения.
Особенностью организации социальной защиты населения на муниципальном уровне, является то, что ее реализация происходит всегда за счет мощной государственной финансовой поддержки. В связи с чем, логическим будет отразить то, что государственные рычаги и механизмы, в настоящее время, способствуют наиболее эффективному функционированию социальной защиты населения.
Именно на муниципальном уровне, органами местного самоуправления осуществляется деятельность, призванная конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики в области организации социальной защиты населения. Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне осуществляется в прямой и косвенной формах, т.е. в виде гарантий и льгот, социальной помощь, и социальным обслуживанием.
Основные виды услуг социальной защиты, которые предоставляются органами местного самоуправления на территории муниципальных образований:
Показатели эффективности организации социальной защиты населения
В практике оценки эффективности организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, имеется ряд качественных и количественных показателей, которые способны провести оценку деятельности органов местного управления в области социальной защиты населения. К таким показателям, относятся показатели, характеризующие уровень социальной инфраструктуры, а также уровень обеспеченности малоимущих слоев населения необходимой помощью.
Стоит отметить, что нормативные акты, ни на федеральном, ни на региональном уровне, не содержат установленный перечень определенных показателей, с помощью которых в полной мере было бы возможно оценить уровень эффективности организации управления социальной защитой населения на определенной территории. Однако, считаем целесообразным создать такой перечень обобщающих показателей с учетом особенностей отдельных территорий.
В таблице 1 представлен перечень показателей, прямо или косвенно, характеризующих эффективность организации управления социальной защитой населения на территории муниципального образования.
Табл.1.1 — Обобщающие показатели оценки эффективности организации социальной защиты населения на территории муниципального образования
Вид показателя | Наименование показателя |
1 | 2 |
Показатели, характеризующие эффективность развития экономики | — численность населения; — среднегодовая численность занятых в экономике; — численность безработных; — доходы и расходы местного бюджета |
Показатели, характеризующие уровень жизни населения | — среднедушевые денежные доходы в месяц; — реальные располагаемые денежные доходы; — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; — средний размер назначенных месячных пенсий; — прожиточный минимум; — численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения. |
Показатели, характеризующие уровень здравоохранения | — число медицинских организаций; — мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену; — число больничных коек; — численность врачей; — численность среднего медицинского персонала; — заболеваемость всеми болезнями, на 1000 человек населения. |
Показатели, характеризующие уровень пенсионного обеспечения | — численность пенсионеров; — соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионеров; — соотношение среднего размера назначенных пенсий с размером начисленной заработной платы. |
Показатели, характеризующие уровень жилищного обеспечения | — общая площадь жилищных помещений, приходящихся в среднем на одного жителя; — капитально отремонтировано многоквартирных домов; — число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия; — число семей, состоящих на учете для получения жилья; — количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг; — сумма субсидий населению; — среднемесячный размер начисленных субсидий на семью; — численность граждан, пользующихся социальной поддержкой; — размер предусмотренных средств на социальную поддержку; — размер социальной поддержки на одного пользователя. |
Важно отметить тот факт, что в настоящее время сам механизм муниципального управления социальной защиты населения в нашей стране несовершенен, к сожалению, он не дает гарантий социальной защиты всем слоям населения страны. Эффективность организации социальной защиты населения на уровне органов муниципальной власти, определяется рядом факторов, выявив которые и оценив их влияние можно значительно улучшить социальное положение населения на территории.
К внутренним факторам, оказывающим влияние на эффективность управления социальной защитой населения на территории муниципального образования, следует отнести: демографическое состояние на территории муниципального образования; размеры территории; социально – экономические и этноконфессиальные характеристики населений; качество работы местных органов самоуправления; наличие и качество организации работы общественных объединений и некоммерческих организаций и другие.
К внешним факторам, оказывающим влияние на эффективность управления социальной защитой населения на территории муниципального образования, следует отнести: общее социально-экономическое состояние в стране; достаточность финансирования системы социального обеспечения; эффективность, рациональность и целесообразность принимаемых нормативно-правовых актов; систему организации местного самоуправления; распределение полномочий между уровнями власти и другие.
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления дана правовая возможность создавать учреждения и организации. В связи с чем, вытекает обязанность органов местного самоуправления заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации и прочего. Кроме этого, органы местного самоуправления обязаны создавать условия для жилищного и культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, и т.д. На местную администрацию возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка, осуществляемая за счет местного бюджета.
Таким образом, особенности организации управления социальной защитой населения на муниципальном уровне заключаются в том, что местные органы власти исполняют принятые на федеральном и региональном уровне законопроекты, программы и иные регламентирующие нормативными документами способы и методы организации социальной защиты населения. Существующая система социальной защиты населения в нашей стране и в частности организация социальной защиты населения на уровне муниципальных образований развивается слабо. Существует ряд проблем, таких как: уровень занятости населения, недостаточный уровень оплаты труда, рост бедности, низкое качество предоставления социальной помощи нуждающимся и другие. Органом местного самоуправления необходимо принимать меры для повышения эффективности работы системы социальной защиты в муниципальных образованиях, качества услуг и уровня благосостояния граждан территории, а также повышать социально-экономический уровень развития территории.
Система учреждений социальной защиты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Деятельность органов социальной защиты населения (ОСЗН)
На сегодняшний день выделяется широкий спектр различных органов и учреждений, чья деятельность направлена на непосредственную работу с особыми категориями населения и их последующей социальной защитой.
Целью деятельности органов социальной защиты населения (ОСЗН) является проведение государственной политики, которая направлена на установление наиболее устойчивых и упорядоченных связей и взаимоотношений между разнообразными уровнями организационной системы социальной защиты.
Данная деятельность призвана формировать социальные отношения в общественной системе, а также обеспечивать каждого человека теми жизненными благами и ресурсами, в которых он нуждается в самую первую очередь.
Поскольку цель деятельности органов социальной защиты населения достаточно обширна, то и объектами управления в этой системе являются сразу несколько элементов:
Субъекты управления учреждений социальной защиты населения – это как раз непосредственно те органы, чья деятельность напрямую связана с проблемами социального обеспечения и социальной помощи населению. К ним относятся министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной работы и социальной защиты, трудовые коллективы.
Функции органов социальной защиты населения
Поскольку учреждения и органы обладают достаточно широким спектром объектов своего влияния и непосредственно своей работы, но стоит выделить также ряд функций учреждений социальной работы.
Готовые работы на аналогичную тему
Основная функция, которая характерна абсолютно каждому учреждению социальной работы – совершенствование деятельности учреждения и его структурных подразделений. Данная деятельность контролируется и регулируется определенными, заранее обозначенными правилами и нормами, а также социальными институтами. Данная деятельность позволяет достигнуть поставленных целей и реализовать функции учреждения через его ключевые задачи.
Стоит отметить, что градация функций учреждений социальной защиты происходит в соответствии с несколькими основными уровнями социальной работы: федеральный уровень (уровень республики), региональный уровень, на уровне трудовых коллективов, негосударственные организации (благотворительные добровольческие объединения). Важнейшую роль в системе социальной защиты и работы играют также профсоюзы, администрация и разнообразные формы самоуправления, которые учреждаются в трудовых коллективах на неформальном уровне.
На федеральном уровне стоит отметить следующие функции учреждений социальной работы:
На региональном уровне органы и учреждения социальной защиты населения регламентируются вышестоящими органами, соответственно им присущи все функции, которые мы описали чуть выше. Но к ним стоит добавить такие функции, как обеспечение и решение производственных и экономических задач, а также плановую и финансовую деятельность, создание фондов социальной помощи, решение экономических проблем наиболее нуждающихся, особых категорий населения.
Государственные органы социальной защиты населения
Говоря об органах социальной защиты населения, очень важно учитывать особенности системы управления социальной защитой на различных уровнях. К государственным органам социальной защиты населения относятся, в основном, районные (городские) органы социальной защиты. Исследователи и авторы определяют их в качестве муниципальных органов управления, которые занимают важнейшее место в структуре администрации города. Данные органы социальной защиты напрямую подчиняются как администрации района или города, так и органам социальной защиты населения области и края, к которому относится данное учреждение и его деятельность.
Управление социальной защиты и подведомственные ему образования обеспечивают эффективную и результативную реализацию наиболее приоритетных направлений государственной политики в области социального обеспечения и обслуживания населения. К ним относится пенсионное обеспечение, обеспечение гарантий труда и трудовых отношений, социальные гарантии и разнообразные формы социальной поддержки граждан пожилого возраста, лиц с заболеваниями и ограниченными возможностями, а также особых категорий семей (многодетные, семьи с отцом-одиночкой или матерью-одиночкой).
Управление социальной защиты населения может создаваться и реорганизовываться по решению органов местного самоуправления. Эти же органы могут принять решение о ликвидации управления социальной защиты на любом этапе его развития. При этом само управление в своей деятельности руководствуется следующими документами: указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями правительства, причем на различных уровнях: на уровне края, области. Также особую роль играют распоряжения и указы со стороны главы администрации района или области, к которому прилегает управление социальной защиты.
Таким образом, система учреждений социальной защиты – это достаточно обширная сеть, которая охватывает большое количество органов, которые находятся на территории одного города, целой области, республики или края. Все они подчиняются единому управлению, чьи полномочия превышают полномочия других учреждений социальной защиты, поскольку они определяются общим государственным уровнем.
За что отвечает соцзащита населения?
За что отвечает соцзащита населения? Порядок приёма обращений граждан. Что требуется при обращении в соцзащиту населения?
За что отвечает соцзащита населения?
Соцзащита населения это государственный орган, в обязанности которого входят поддержка граждан РФ при возникновении затруднительного положения. Суть помощи соцзащиты населения зависит от вопроса, с которым происходит обращение граждан.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
У соцзащиты населения имеется несколько функций по поддержке граждан:
— социальные выплаты;
— социальное обслуживание.
Социальные выплаты населения это предоставление пенсий и льгот для особо нуждающейся категории населения.
К социальному обслуживанию относится работа с определённой категорией людей:
— престарелые;
— инвалиды;
— малоимущие семьи;
— и др.
Что требуется при обращении в соцзащиту населения?
При обращении в соцзащиту населения, для оказания необходимой помощи, в зависимости от ситуации требуется определённый пакет документов. К документам необходимым при обращении в органы соцзащиты населения относятся:
— документ удостоверяющий личность;
— документы, которые будут подтверждать право на получение социальной поддержки;
— справки, заключения, а также другие документы медицинских учреждений;
— решения, приговоры, постановления или определения судов;
— документ о трудовой деятельности, стаже и заработной плате гражданина, совместно со справкой о производственной травме или профессиональном заболевании;
— другие документы и справки, дающие право на получение помощи от соцзащиты населения согласно законодательству РФ.
При обращении в соцзащиту населения человека, которому требуется помощь от социальной защиты для этого потребуется предоставить дополнительно следующие документы:
— письменное разрешение данного лица или его законного представителя, на обработку его персональных данных;
— доверенность.
Полный список необходимых документов и справок можно уточнить в местном отделении соцзащиты населения или на официальном сайте данного органа.
Порядок приёма обращений граждан
Как любой иной орган исполнительной власти у соцзащиты населения имеется определённое время, которое выделяется на приём граждан и их обращений. Это означает, что если имеется какой-либо вопрос, связанный с деятельностью соцзащиты населения его можно задать как лично, так и на официальном сайте.
Чтобы составить письменное обращение в соцзащиту населения можно как от одного физического или юридического лица, так и коллективные обращения. К обращению при необходимости прикрепляются соответствующие документы. В течение трёх дней происходит регистрация обращения. Стандартный срок рассмотрения обращения в соцзащите населения составляет не более 30 календарных дней.
В случае если письменное обращение в соцзащиту населения подаётся через официальный сайт, необходимо заполнить все отмеченные звездочкой поля. И указать проверочный код. Кроме этого к данному обращению можно приложить только один файл с данными и количество знаков с пробелами ограничено определённым количеством знаков с учётом пробелов.
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)
При возникновении вопросов связанных с деятельностью соцзащиты населения можно обратиться за юридической консультацией.
Редактор: Игорь Решетов
ВПРАВЕ ЛИ СОЦЗАЩИТА НЕ ВЫПЛАЧИВАТЬ ПЕНСИЮ ЗА УМЕРШЕГО ОТЦА-ИНВАЛИДА 1 ГРУППЫ ВОВ ПЕНСИОНЕРУ-ИНВАЛИДУ 3 ГРУППЫ БЕЗ ПРОПИСКИ ПО РЕШЕНИЮ СУДА О ЕГО ВЫПИСКЕ ИЗ КВАРТИРЫ
С 1 января 2017 г. кадастровый учет и госрегистрация прав на недвижимость проводятся в едином реестре — ЕГРН. Проведение кадастрового учета, как и госрегистрации прав, подтверждается выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости). Для получения государственной поддержки необходимо предоставить в уполномоченный орган следующий пакет документов:
заявление;
паспорт;
документ, обуславливающий право на льготу (ветеранское или пенсионное удостоверение, заключение об инвалидности);
квитанция об оплате ЖКУ за последний месяц или справка об отсутствии долгов по ЖКУ;
свидетельство о праве собственности на квартиру;
справки о составе семьи и размере жилплощади.
Рекомендую вам подать заявление в письменной форме о предоставлении льготы (заявление пишите в 2-х экземплярах, сдаете и на одном пусть ставят подпись и дату о принятии заявления), и просите дать вам ответ в письменной форме и направить вам почтой (укажите адрес куда вы ждете ответ), и путь письменно вам пишут, что без тех. паспорта вам не предоставят льготу.
Деятельность отдела социальной защиты населения
На техническом уровне управления в социальной работе рассмотрим деятельность отдела социальной защиты на примере отдела социальной защиты (ОСЗН) населения по Фрунзенскому району управления социальной защиты населения администрации города Владивостока Приморского края.
Для определения места отдела в управлении социальной защиты населения г. Владивостока рассмотрим рис.6.
Отдел социальной защиты населения по Фрунзенскому району администрации города Владивостока является структурным подразделением управления социальной защиты населения администрации г. Владивостока.
Источниками финансирования являются бюджеты всех уровней. Финансирование осуществляется в порядке, установленном органами, производящими выделение денежных средств.
В состав отдела входят следующие сектора:
— по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми;
— семьи, материнства и детства;
— по назначению и выплате детских пособий;
— бухгалтерского учета и контроля.
Основными целями деятельности отдела являются:
1. Работа с населением по разъяснению порядка реализации льгот, предусмотренных
Федеральными законами, ведется на основании следующих федеральных законов:
а) «О ветеранах» №535-ФЗ от 12.01.1995 г.;
б) «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.1996 г.;
в) «О реабилитации жертв политических репрессий» №1761-от 18.10.1991 г.;
г) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №184-ФЗ от 24.11.1995 г.;
д) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.03.1999 г.;
е) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 09.05.1995 г.;
ж) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 179-ФЗ от 24.11.1995 г.
И Указом президента РФ «О предоставлении льгот бывшим узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» №1235 от15.10.1992 г., Указом президента РФ №431 от 05.05.1992 г., «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и другими нормативными актами;
2. Реализация на территории Фрунзенского района решений и постановлений краевой и городской администрации по вопросам социальной защиты населения;
3. Обеспечение правильного и своевременного назначения и выплат, установленных законодательством ежемесячных пособий на детей, компенсационных и других социальных выплат в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством Приморского края;
4. Организация работы по привлечению внебюджетных средств для финансирования программы социальной помощи населению района.
Функции и деятельность отдела.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами:
1) выявляет причины и факторы социального неблагополучия малообеспеченных групп населения, их потребности в помощи, обследует по месту жительства, ставит на учет и вносит предложения в управление социальной защиты населения по оказанию им социальной поддержки;
2) осуществляет реализацию постановлений, распоряжений администрация города и городскую программу социальной поддержке малообеспеченные слоев населения на территории района;
3) формирует базу данных: льготных категорий граждан, получателей пособий, компенсационных выплат, ведет их учет, производит выплаты;
4) ведет сбор документов на оформление удостоверений о праве на льготы;
5) по поручению управления представляет данные для сверки с организациями, предоставляющими льготы, в соответствии с Федеральными законами для возмещения расходов из Федерального бюджета и Федерального Фонда компенсаций;
6) распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
7) ведет бухгалтерский учет денежных средств, материальных ценностей в соответствии с собственной сметой доходов и расходов, утвержденной вышестоящим руководителем;
8) ведет учет лиц из числа жителей района, нуждающихся в обеспечении индивидуальными средствами передвижения, санаторно-курортном лечении, определении в дома-интернаты общего и специализированного типов, в надомном обслуживании и выполняет конкретные решения по этим вопросам;
9) готовит первичные документы по оформлению попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами в форме патронажа в соответствии с законодательством;
10) организует выдачу гуманитарной помощи населению района;
11) предоставляет в управление социальной защиты населения планы, статистические отчеты и отчеты о проделанной работе в установленные сроки;
12) рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, своевременно готовит ответы на них;
13) оформляет и выдает листы поездных талонов льготным категориям граждан;
14) организует работу с дезадаптированными лицами; лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
16) осуществляет меры по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, представляет предложения в управление по организации занятости, трудоустройства, оздоровления и отдыха детей, состоящих на учете в отделе;
17) проводит прием граждан по вопросам социальной защиты;
18) представляет в управление социальной защиты населения предложения по улучшению условий труда, созданию сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) и использованию программного обеспечения в работе всего отдела, обеспечения персональными ЭВМ.
Сфера деятельности.
Отдел организует свою работу по следующим направлениям:
— по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми;
— по вопросам социальной помощи семье, материнству и детству;
— по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей;
— по организации бухгалтерского учета и контроля.
Основные формы работы отдела:
— организация работы по делопроизводству и документационному
— обеспечению отдела согласно номенклатуре дел;
— формирование архива документов.
Основные нормативные документы, используемые данной организацией.
Описание работы с клиентами.
Отдел осуществляет на территории Фрунзенского района г. Владивостока работу по социальной защите нетрудоспособного населения и малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения.
Проблемы, с которыми обращаются в данную организацию, разнообразны.
Например:
— для получения пособий на детей, единовременного и ежемесячного; в случае возникновения задолженности по выплате детских пособий; при недостатке материальных средств к существованию;
— по вопросам назначения опекунства; а также при смене места жительства в связи с переездом в другой район и перенесении места выплаты пособий.
В ОСЗН оказываются услуги по предоставлению путевок для улучшения здоровья в курортной зоне или доме отдыха.
Анализируется наличие:
— предметов первой необходимости и предметов роскоши;
— наличие в семье транспорта, приусадебного участка, дачи, огород.
На основе этого принимается решение, в чем нуждается семья, и какая помощь ей будет оказываться.
Для решения проблем клиентов часто необходимо привлечение других организаций, поэтому отдел взаимодействует:
— с предприятиями, организациями всех форм собственности и общественными объединениями по вопросам организации работы в области социальной политики и по предоставлению льгот предусмотренных Федеральными Законами;
— с государственными учреждениями Пенсионного Фонда Приморского края по обмену необходимой информации;
Перечень оказываемых услуг в ОСЗН:
— назначение, перерасчет и выплата пособий;
— прием граждан и проведение консультаций по вопросам назначения и выплат пособий на детей;
— выдача справок в суд о задолженности по выплате пособий;
— выдача удостоверений одиноким матерям при обращении последних в суд или отдел субсидий;
— подготавливает дела для отправки в другие отделы и управления; оформляет ходатайство в фонд социального страхования, оказывает помощь малообеспеченным группам населения, производит льготные выплаты, обеспечивает людей с ограниченными способностями индивидуальными средствами передвижения и гуманитарной помощью, выдает проездные талоны льготной категории граждан, содействует в установлении инвалидности, в реабилитации инвалидов, трудоустройстве, оздоровлении и пр.
В ОСЗН может обратиться каждый нуждающийся в помощи человек практически по любому вопросу, поделиться своими трудностями и получить как материальную, так и психологическую поддержку.
Персонал в отделе работает, каждый из сотрудников выполняет свои обязанности согласно должностным инструкциям. Это профессионалы своего дела, знающие права граждан и защищающие их в меру своей компетенции и закона.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой управление?
2. Назовите уровни управления.
3. Приведите значения менеджмента в социальной работе.
4. Раскройте понятия субъекта, объекта, управления в социальной работе.
5. Кто осуществляет управление социальной работой на институциональном уровне?
6. Приведите функции Министерства здравоохранения и социального развития.
7. Кто осуществляет организацию предоставления социальных гарантий, социального обслуживания? Осветите функции.
8. Кратко осветите положение об управлении социальной защиты администрации Приморского края.
9. Какова структура управления социальной защиты администрации Приморского края, и какие функции выполняют отделы?
10. Структура и функции отдела социальной защиты по Фрунзенскому району г. Владивостока.
Планирование как функция управления.
Сущность функции планирования
Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект. Объектами управления являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, взаимоотношения между людьми при оказании социальной помощи. Функция планирования является функцией предварительного управления наряду с прогнозированием.
Социальное планирование – метод социального управления, суть которого состоит в определении и обосновании целей, задач и темпов развития социальных процессов и в разработке основных средств их реализации.
В настоящее время социальное планирование сосредоточилось на территориальном уровне, где объектами являются город, область, регион. Социальное планирование имеет характер социальных прогнозов и ориентировано на решение специфических задач, тесно связанных с территорией социальных и экономических проблем – занятости населения, социальной защиты населения, охраны его здоровья, развития сферы социально-культурного обслуживания, экологии и др.
Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.
Мы с вами будем рассматривать процесс стратегического планирования. Стратегической целью социальной работы является наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите.
Слово стратегия произошло от греческого «искусство генерала». Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Необходимо помнить, что само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха.
Это подтверждает то, что все функции управления взаимосвязаны.
Стратегическое планирование обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок; дает основу для принятия решения; способствует снижению риска для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, а также создает единство общей цели внутри организации.
Этапы стратегического планирования
1. На первом этапе планирования существенным решением является выбор целей организации.
Основная общая цель организации, т.е. четко выраженная причина ее существования, обозначается как ее миссия (ответственное задание, роль, поручение). Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Формулировка миссии должна содержать:
1. Задачу организации с точки зрения ее основных услуг, ее основных потребителей, основных технологий – т.е. какой деятельностью занимается организация;
2. Факторы внешней среды по отношению к организации;
3. Культуру организации – какого типа рабочий климат существует в организации, каких людей привлекает этот климат.
Например, миссия управления социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей населения. Миссией центра социальной помощи семье и детям является оказание комплексной помощи и поддержки семьи и детей.
Некоторые руководители не придают значения выбору миссии. Особенно это относится к руководителям коммерческих организаций. Они считают, что миссия – получение прибыли.
Миссия представляет значение для организации, но и ценности и цели руководителей высших уровней влияют на организацию. Исследователи отмечают, что стратегическое поведение находится под влиянием ценностей (Игорь Ансоф). Гут и Тигири установили 6 ценностных ориентаций, которые воздействуют на принятие управленческих решений, а также, что от них зависят выбранные цели.