Чем занимается пионервожатая в школе
Должностная инструкция старшего вожатого школы
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ N____
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики старшего вожатого, утвержденной приказом Минобразования Российкой Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. N463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации /постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. N46/.
1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или среднее /полное/ общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы /в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей инструкцией/, трудовым договором /контрактом/.
Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;
2.2. Организация досуга обучающихся;
3. Должностные обязанности
Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;
3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;
3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;
3.4. Организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы;
3.5. Создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;
3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;
3.10. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей /организаторов/ первичных коллективов детских организаций, объединений;
3.11. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;
3.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
Старший вожатый имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;
4.2. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;
4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.6. На конфиденциальность дисциплинарного /служебного/ расследования за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.7. Повышать квалификацию;
4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением /неисполнением/ своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и /или/ гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.
Полный текст материала Должностная инструкция старшего вожатого школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Женькины истории. 11. Пионервожатая
Вечером был костёр, пионерские песни, игры и весёлые розыгрыши. Женька набегался, устал и, придя в палату, плюхнулся на кровать. Вскоре следом в палату вошла пионервожатая Надя и позвала Женьку на веранду для какого-то разговора. На открытой веранде дачи она попросила его об одном одолжении, переночевать с ней в воспитательской комнате на освободившейся кровати, так как ей одной было страшно спать. Женька, как настоящий мужчина согласился.
Надя была очень красивая. Ей было 19 лет отроду. Красивые груди топорщились сквозь белую пионерскую рубашку, чёрная юбка, не скрывающая колени, сидела на широком заде, как чехол на литавре. Миловидное лицо, никогда не знало уныния, всегда улыбалось. И в завершении ко всему, на голове были шикарные тёмно-русые волосы, скрученные в большой пучок. Женька во время смены нет, нет, да и поглядывал на Надю, сравнивая её со своей мамой. Надя была не хуже.
Женька зашёл в воспитательскую спальню Нади минут за пятнадцать до отбоя. Пока она укладывала ребят, он рассматривал интерьер женской комнаты. В ней было всё такое приятное, пахло духами, на тумбочке лежало зеркало, расческа, заколки. На спинке стула висел синий халат, а под ним ровно торчали лифчик и капроновая ночная голубая рубашка. Надя заглянула в комнату и произнесла: «Ложись вон на ту кровать,- указав рукой.
— И выключи свет, я сейчас приду,- добавила она.
Женька разделся, выключил свет и нырнул под одеяло, пахнущее кремом для рук и огуречным лосьоном. Очень быстро пришла Надя, переоделась за открытой дверцей шкафа в голубую ночную рубашку, и юркнула под своё одеяло. Воцарилась торжественная тишина. Примерно минут через пять Надя спросила Женьку:
— Женя, ты не замёрз?
— Нет,- ответил Женька.
— А я что-то не могу согреться.
— Можно я к тебе приду?
Женька от страха проглотил язык. Сердце забилось. Он не знал, что ей ответить. Но, не дождавшись ответа, Надя встала со своей кровати и, проходя по комнате мимо окна, высветилась сквозь ночную рубашку в лунном свете испанской гитарой. В короткие секунды Женька всё же успел её рассмотреть. Волосы спускались ниже плеч, груди подцепили кончиками сосков ткань ночной рубашки, и она на них висела ровным полотном к низу. Муравьиная талия, придавленная двумя слегка согнутыми в локтях руками, как двумя запятыми, постепенно расширяясь, переходила в широкие закруглённые бёдра, а затем постепенно сужалась, превращаясь в фигуристые ножки. Между ножек полоской моргнул свет луны, негативом отобразив на треугольном экране промежности, причудливые завитушки волос, торчащие вразброс, как струны на колках шестиструнной гитары. Женька натянул на голову одеяло и замер.
Втираясь в Женьку, Надя укладывалась набок и, просунув одну руку под шею Женьки, обняла его за грудь, другой рукой за живот и запищала: «Спи мой цыплёнок»,- и ещё сильнее прижалась своим животом к попе Женьки. Упругая пушистая губка обожгла Женькины ягодицы, а острые груди Нади улеглись на плечах Женьки, обнимая его шею. Женька разомлел. Он лежал, ему не спалось. Надя иногда слегка пошевеливала ножками, забрасывала одну на попу Женьки, немного пытаясь повернуть её к себе. В этот момент Женька чувствовал поясницей лёгкое прикосновения Надиных струн. Они, нежно царапая, щекотали попу. Вдруг в низу живота Женьки приятно закололо, и писка стала наполняться неизвестной ему странной силой. Женька от удовольствия стал сопеть. Видимо решив, что он уснул, Надина рука осторожно поползла под резинкой Женькиных трусов. Он изо всех сил старался не выдать себя и продолжал лежать и сопеть. Рука нежно обняла писку вместе с яичками и придавила их в горячем кулачке.
— О-о-о,- тихо вырвалось из уст Нади. Теперь Женькин жёлудь был уже никак жёлудь вовсе, а был, как сосиска, правда, ещё маленькая, но сосиска. Она, как куколка лежала в ладони Нади, и Надя её еле заметно покручивала, ноготками пальцев, осторожно царапая головку Женькиного недозрелого члена. Временами Женька проваливался в сон, потом просыпался, и рука пионервожатой всё также прикладывалась к его низу живота. Снова проваливался в сон, потом опять просыпался, и ночная рубаха Нади было уже на ней задрана до талии, а волосатая подушечка, напустив сырости на его трусы, всё тёрлась и тёрлась о них. Женька как бы во сне с придуманным им на ходу мычанием, повернулся к лицу Нади, и его голова оказалась между двух твёрдых грудей. Он немного опрокинул голову назад и, нащупав губами, острый горячий сосок специально зачмокал. Надя, как кормящая мать направила сосок в губы Женьки. Он приоткрыл их и конусовидная сися, распирая губы, ворвалась в рот и упёрлась в Женькин язык маленьким твердым сосочком. Женька продолжал игру. Стал губами тянуть сосок и сосать, как леденец на палочке. Надя окала, ойкала, схватила голову Женьки руками и сильно, сильно прижала между грудей. Потом обмякла. И опять прижала Женьку к своему телу. Перепуганный вертухай Женьки упёрся в плюшевые баранки девушки, она затряслась мелкой дрожью, и её замшевая упругая кожа вдруг стала липкой и мягкой, как пластилин.
Надя весёлым голосом прошептала: «Ой, как жарко стало».
Потом сдержанно поцеловала Женьку в нос, Женька специально, что-то пробормотал, как будто он спит, и тихонько сказала: «Спи, спи»,- а чуть погодя, встала с кровати и перешла на свою.
Она легла, широко расставив ноги, помахивая на себя уголком одеяла. Женька закрыл глаза и пролежал так, до самого подъёма, не уснув.
Утром за Женькой приехал папа. Надя ему рассказала, какой хороший Женька, что он очень талантлив и из него может вырасти настоящий мужчина. Папа остался доволен характеристикой сына и на память сфотографировал пионервожатую Надю вместе с Женькой.
P. S.
Эта фотография много лет хранилась в личном архиве Евгения Шварца, а теперь она хранится у меня.
«В школе есть жизнь за пределами школьной парты»: чем занимаются вожатые?
Мы знаем, что в школе есть учителя, завучи, директор и примерно понимаем, чем они занимаются. А в некоторых школах есть ещё и вожатые. Что они делают? Рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.
Меня зовут Вадим. Для детей я — Вадим Владимирович или ВВ. Мне немного лет, но я педагог-организатор. Ещё будучи школьником, я начал участвовать в деятельности ученического самоуправления. На два года стал председателем ученического совета. Участвовал и побеждал во многих конкурсах детских проектов и инициатив, лидеров ученического самоуправления и т. д. Я был в топ-100 активистов города Москвы. Много всего было. Но вот пришёл 11 класс, и я подумал: «А что дальше?».
Поступил в вуз на «Организацию работы с молодежью» в надежде, что на старших курсах смогу работать в своей школе вожатым, а потом с дипломом, и педагогом-организатором. Но что-то пошло не так. На первом курсе меня взяли в школу, которую я окончил, педагогом дополнительного образования: вёл театр, ставили с детьми и моими бывшими активистами спектакли, сказки и концерты. Поздние вечера после пар в университете за прорисовкой декораций, редактурой пьес, репетициями, смехом, разговорами о театрах, режиссёрах и вдохновляющих спектаклях. Так прошли полтора года. А потом я понял, что хочу большего: заниматься самоуправлением.
Устроился в школу в соседнем районе. Про самоуправление и детскую инициативу там не слышали вовсе. Ну, слышали, конечно, но развития этому не давали. Так началась моя карьера куратора ученического самоуправления. Снова документы, проекты, школы актива, конкурсы, вечера за подготовкой мероприятий. За год мы успели многое — выиграли несколько городских конкурсов проектов, получили грант на волонтёрский проект, разработали документы, встречались с администрацией, обсуждали проблемы школьников. А я вышел в финал Всероссийского конкурса специалистов, развивающих ученическое самоуправление.
Вот такой у меня путь от активиста до педагога-организатора с множеством проектов, мероприятий и конкурсов за плечами. И за всё это время я понял, что школьные вожатые, детские общественные объединения и детское самоуправление — это всё круто и нужно в современной школе! И мне очень горько слышать, что в школах всё чаще сокращают вожатых.
Да, у большинства специальность «вожатый» ассоциируется с аниматором из Турции. Хотя ещё с советских времён вожатый отвечал за организацию детей и их воспитание. Современные лагеря превращаются в центры дополнительного образования, а лагерные вожатые в Цезарей: за детьми уследи, поиграй, занятие проведи, подготовь номер и выступи, не забудь ещё про вожатские номера, выслушай, помой и спать уложи. А чем вожатый занимается в школе?
Чаще всего, вожатые курируют деятельность самоуправления (такова уж их специфика — давать волю детям) и детских общественных объединений (по типу РДШ, Юнармии, волонтеров и тд). И ведь всё это в школах нужно! Зачем? Во-первых, рейтинг. Да, как бы мы не стремились к равноправию, гонка за заветными баллами сохраняется. Во-вторых, это всё — крутые площадки для развития социальных компетенций детей, их мягких навыков. Да и в целом, хорошие условия для социализации подростков.
А зачем в школах вожатый? Как раз для того, чтобы организовать и собрать школьников в эти детские объединения. Показать, как бывает за пределами школьной парты и учебного кабинета. И вообще, вожатый — он ближе к детям, он с ними на одной волне, он и посмеётся, и поплачет. Но в то же время не потеряет лицо и будет помнить про педагогическую этику.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как поехать в лагерь вожатым
Дисциплина, сон по 4 часа и ответственность
В 2016 году я три недели работала вожатым в детском оздоровительном лагере «Атлантус» в Крыму.
Зачем вообще ехать работать вожатым
Чаще всего в лагерь едут, чтобы заработать денег, бесплатно отдохнуть на море с питанием и проживанием и интересно провести время. Студенты педагогических вузов в лагере проходят практику, а учителя подрабатывают во время длинного летнего отпуска.
Независимо от образования и профессии, вожатыми становятся ради опыта управления коллективом, новых знакомств и общения с детьми.
Кто может стать вожатым
Вожатым может стать совершеннолетний гражданин России без судимости и медицинских противопоказаний, например психических расстройств или инфекционных болезней. Необязательно быть студентом педагогического вуза или иметь педагогическое образование. Но закон обязывает пройти программу профессиональной подготовки в области образования и педагогики.
Специальные курсы подготовки называются школой вожатых. Обычно она длится 2—3 месяца в очной или заочной форме. После обучения каждый желающий стать вожатым обязан пройти итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена и получить подтверждающий документ — диплом или сертификат. Конкретных требований к документу нет — образовательная организация вправе самостоятельно определять его название и форму.
Как победить выгорание
На работу вожатых набирают разные организации: турагентства, педотряды и вузы. Они же организовывают свои школы вожатых. Каждая организация, которая отправляет вожатых, предъявляет свои требования к персоналу для смены в лагере: где-то требуют отработать минимум две смены, а где-то не рассматривают семейных людей или ищут одаренных танцоров.
Чаще всего вожатыми становятся те, у кого есть тяга к общению с детьми и время. Поэтому обычно в летние лагеря устраиваются студенты и учителя: у них длинные летние каникулы.
Если вы располагаете трехнедельным отпуском, тоже сможете поехать работать в лагерь. Вдобавок заложите время на подготовку к смене: сперва предстоит пройти школу вожатых и сдать пару экзаменов.
Школа вожатых
Организации, которые подбирают персонал для лагеря, готовят его к смене в школе вожатых. По сути, это курс, на котором рассказывают, как вести себя в разных ситуациях в лагере. Обучение в школе обычно бесплатное, но за аренду помещения для занятий и расходные материалы некоторые организации могут установить взнос.
Обычно занятия в школе вожатых проходят в вечернее время или в выходные, чтобы удавалось безболезненно совмещать их с работой или учебой.
Я проходила школу вожатых в Московском физико-техническом институте, где тогда и училась. Занятия длились с февраля по апрель с семи до девяти вечера дважды в неделю. Лекции читали сотрудники института с психологическим образованием и выпускники школы вожатых прошлого года, которые уже съездили в лагерь. За обучение я ничего не платила.
На лекциях нам рассказывали о возрастной психологии, конфликтологии, основах первой медицинской помощи, типичном распорядке дня. Многие оздоровительные лагеря находятся на море, поэтому особенно подробно объясняли правила купания детей.
Посещаемость проверяли строго. В начале новой лекции мы сдавали проверочный тест по материалам прошлых занятий. Правда, тесты проверяли явку, а не реальные знания: их результаты не влияли на то, получит выпускник курсов сертификат школы вожатых или нет. Сертификат выдавали всем, кто исправно ходил на лекции и сдал итоговый экзамен. Допускалось не больше трех пропусков по уважительной причине, например по болезни.
Помимо теоретических занятий нас дважды собирали в выходные на пять часов, чтобы рассказать про разные игры. Каждый вожатый должен знать минимум 7—10 игр каждого типа:
Всего на подготовку к лагерю в школе вожатых я потратила 72 часа. После этого сдала теоретический экзамен: побеседовала с руководителем вожатского отряда и ответила на вопросы вроде «Что делать, если ребенок не хочет есть кашу?» Правильный ответ — мотивировать с помощью игры или даже через запрет: дети хотят сделать именно то, что им не разрешают.
После экзамена по теории я проводила игровое мероприятие в начальных классах школы. Так я на практике показала, что способна организовать группу детей.
Но даже если человек получил сертификат школы вожатых, это еще не гарантирует трудоустройство в лагерь. У каждой организации, которая набирает вожатых на смену, свои критерии отбора педсостава: могут быть дополнительные тесты, эссе или экзамен на знание игр. Чтобы поехать работать в «Мосгортур», необходимо сдать еще внутренний теоретический экзамен.
Выбор лагеря
Когда я успешно сдала экзамен в «Мосгортуре», мне предложили на выбор два лагеря на море в Крыму и две смены — в июле и в августе. У меня не было предпочтений по месту, поэтому я выбрала вариант, где было меньше желающих.
Трудоустройство
Перед тем как подписать договор о работе вожатым, нужно собрать пакет документов. У каждой отправляющей организации он свой, но есть и устоявшийся перечень, который требуют у всех будущих вожатых.
Стандартный набор документов для трудоустройства в детский оздоровительный лагерь выглядит так:
Справку об отсутствии судимости бесплатно выдают в МФЦ после личного визита или заказа на сайте госуслуг. Справка будет готова минимум через 30 календарных дней после подачи заявки. Свою справку я получила через 40 дней, без нее на работу не возьмут.
На момент поездки в лагерь я была студентом и диплома об окончании института у меня не было, поэтому для трудоустройства мне была необходима справка из вуза. Такая справка должна подтверждать статус студента. Обычно ее оформляют в учебном отделе. На ней обязательно должна быть подпись проректора и печать. Свою справку я получила за несколько минут в учебном отделе. Если нет справки из вуза, то подойдет справка о трудоустройстве с текущего места работы.
Заключение нарколога и психиатра выдают в наркологическом и психоневрологическом диспансерах по месту прописки. Платить за них тоже не нужно.
Чтобы получить медкнижку, нужно пройти семь врачей и сдать несколько анализов. Полный список врачей подскажет отправляющая организация или регистратор в районной поликлинике. Оформление медкнижки по полису ОМС займет немало времени: нужно попасть к терапевту, получить направление на прием к профильным специалистам и ждать, если кто-то в отпуске. Это отнимает много времени и нервов, поэтому я и знакомые обращались в частные клиники.
я заплатила за медицинскую книжку в платной клинике
Чтобы получать зарплату, понадобится банковская карта платежной системы «Мир», оформленная либо в Сбербанке, либо в «Райффайзенбанке». Если такой карты нет, ее оформит работодатель.
доплатил московский центр занятости молодежи за работу вожатым в 2016 году
Подготовка к смене
Когда я подписала договор, со мной связался старший вожатый лагеря, чтобы пригласить на общую встречу вожатых моего отряда. Мы собирались в Москве один раз и знакомились с главной темой смены — «Профессии».
В первый рабочий день мы встретились на ВДНХ в 4 часа утра. Нам выдали форму, рассказали, как принимать детей в отряд и какие справки и подписи нужно собирать с родителей. Около 7 утра к месту сбора начали подъезжать родители с детьми. Они заранее подготовили медицинские справки для детей, которые разрешают находиться в лагере. Вожатый проверяет у каждого ребенка справки, а если чего-то не хватает, отправляет родителей с ребенком к старшему организатору. На моей смене со справками не было никаких проблем.
Дети заранее знают, в какие отряды они попадут, или узнают это на месте сбора у старших организаторов, поэтому сразу подходят к своему вожатому. Когда принимаешь детей у родителей, становишься ответственным за их жизнь на ближайшие три недели. Это не метафора, чтобы напустить важности или страху, а очень важный пункт из трудового договора, о котором еще пойдет речь ниже.
После того как все дети приехали на точку сбора, мы отправились на организованном трансфере в аэропорт, откуда все вместе улетели в Крым. Билет на самолет для вожатого оплачивал работодатель.
Работа вожатым
До поездки в лагерь я считала, что вожатый — самая простая работа в мире: предстоит бесплатно жить у моря, играть с детьми и получать за это зарплату. На деле все оказалось не так радужно. Вожатый — это и организатор, и танцор, и создатель смешных костюмов из бумаги, и лучший друг, и строгий воспитатель.
Если говорить юридическим языком, задача вожатого — «содействовать организации и сопровождению деятельности детского коллектива в организациях отдыха детей и их оздоровления». Но в жизни все сложнее.
Со своей напарницей я познакомилась в первый рабочий день, когда мы приехали вместе с детьми. Она уже была в лагере, так как осталась с пересменки: когда вожатый едет на две смены подряд, его не отправляют обратно в Москву на пару дней, а оставляют в лагере до начала следующей смены.
Вожатый должен следовать распорядку дня, который устанавливает лагерь: этот пункт прописан в трудовом договоре. Если нарушить распорядок дня, вожатого могут отстранить от работы. Обычно следовать распорядку несложно, но иногда дети очень долго собираются на завтрак, а отвечает за это, конечно, вожатый.
Дети не хотят строиться, носить головные уборы, смотреть скучное мероприятие, иногда даже дерутся друг с другом. Я решала такие ситуации играми, строгим взглядом или даже повышенным голосом. Если в первые три дня смены вести себя как старший наставник, а не добродушный друг, потом будет легче справляться с 25 детьми. Иногда я наказывала провинившихся пропуском дискотеки или предлагала помочь нарисовать плакат.
Распорядок дня вожатого
7:00. Узнает план дел на день и происшествия за последнюю ночь на утренней планерке. Второй вожатый остается в отряде и готовит реквизит и музыку для ближайшего мероприятия.
8:00. Будит детей: они не хотят вставать и идти на зарядку. Вожатым приходится ходить по комнатам по несколько раз и всех поторапливать.
8:15. Один вожатый делает зарядку вместе с детьми, второй следит, чтобы они активно делали упражнения.
8:25. Строит на завтрак. Старшие воспитатели следят за тем, чтобы все дети ходили ровной колонной. На деле кто-то забудет кепку — с ним нужно идти в комнату. Дети шумят и разбегаются — приходится придумывать игры, чтобы выстроить их по парам. Если отряд передвигается по лагерю, один вожатый идет впереди, а другой замыкает колонну.
8:30. Завтрак. Старшие воспитатели следят, чтобы каждый ребенок снял головной убор и помыл руки. Пока один вожатый ест, второй следит, чтобы дети не просто ковыряли тарелку, а наедались и, конечно, не кидались кашей.
9:00. Проходит мастер-классы вместе с детьми. Наша смена была связана с профессиями — вожатые вместе с детьми пробовали себя в роли фотографов, журналистов и даже физиков. Вожатые помогают организаторам проводить мероприятия и следят, чтобы дети были вовлечены в процесс.
11:00. Помогает детям собраться на пляж. Дети переодеваются и берут пляжные вещи. Вожатый выстраивает детей и ведет за территорию лагеря вместе с другими отрядами. При переходе дороги первый вожатый становится посреди дороги и машет красным флагом машинам.
11:15. Купает детей в море. У каждого отряда своя территория в тени под навесом. Дети купаются по свистку спасателя вместе с одним вожатым, который контролирует, чтобы за него никто не заплыл. Второй вожатый остается на берегу и каждую минуту пересчитывает детей. Обычно каждый отряд купается по пять-десять минут дважды. Все остальное время дети проводят на пляже: строят замки из песка, загорают и общаются.
12:15. Возвращается с детьми в лагерь: все так же строем и в головных уборах.
12:30. Отводит детей на обед. Может на кухне попросить добавку для ребенка, который не наелся.
13:00. Укладывает детей спать. Во время дневного отдыха один вожатый все время следит за детьми, а второй заполняет педагогический дневник — основной документ вожатого, где отражается вся информация о смене и детях, проводится анализ дня и ставятся педагогические задачи.
15:00. Будит детей, строит и отводит на полдник.
15:30. Собирает детей для похода на пляж. Следит за купанием в море.
17:30. Готовит детей к мероприятию в зависимости от расписания — конкурсу талантов, танцевальному шоу.
19:00. Ведет детей на ужин.
20:00. На мероприятии следит, чтобы дети не шумели во время номеров на сцене и громко аплодировали после. Иногда вожатые устраивают для детей конкурс эрудитов, вечер живописи или спортивные соревнования.
21:00. На дискотеке танцует вместе с детьми в кругу или по отдельности с каждым. Главное — не показать, что у вожатого есть любимчики.
22:30. Обсуждает с детьми прожитый день, раздает «сонник» — йогурт или сок с вафлей.
23:00. Укладывает детей спать.
00:00. Подводит итоги дня на вечерней планерке для педсостава, репетирует танцы или даже участвует в играх на сплочение коллектива.
02:00. Отдыхает: наконец-то принимает душ и засыпает.
При таком распорядке дня я научилась засыпать ровно в ту секунду, как закрывала глаза. Три недели подряд я не высыпалась и мало общалась с детьми, поэтому решила больше не ездить в лагерь.
На практике оказалось, что вожатый только и делает, что водит детей за собой, а не раскрывает личность каждого ребенка в отряде. Для меня это было самое большое разочарование. В течение дня мне не хватало времени ни на игры, ни на простое общение с детьми. Я была бы рада узнать, как у ребенка дела и понравилось ли ему вчерашнее мероприятие.
Больше всего я ценила время, когда удавалось просто поговорить с детьми из отряда: по пути на море десятилетний мальчик рассказывал о любовном треугольнике, а девочки делились секретами. Когда дети помогали сделать костюм или просто говорили теплые слова и обнимали, я понимала, что не зря поехала в лагерь.
Те, кто интересуется мастер-классами, кружками и вечерними мероприятиями, работают в лагере организаторами. Для такой работы нужны специальные навыки: хореографии, вокала или рисования. У организаторов больше свободного времени — они могут поспать днем и успеть, например, постирать вещи.
Отдых и личное время
Вожатый имеет право на выходные дни — их количество указано в трудовом договоре. У меня было три выходных за смену, которые нельзя брать в первые и последние три дня смены. Сперва дети привыкают к новому месту, а потом тоскуют и не хотят уезжать. В обоих случаях им нужно больше внимания вожатого. Также нельзя отдыхать в один день со своим напарником.
Я ездила в лагерь с подругой, и мы были в разных отрядах. Друзей и влюбленных никогда не ставят работать вместе: велика вероятность ссор, которые отразятся на детях. Я дважды брала выходной вместе с подругой. В эти дни мы ездили по достопримечательностям недалеко от лагеря, в окрестностях Севастополя.
Однажды мы опоздали на паром, который должен был увезти нас к автобусной остановке в лагерь. Не захотели переплачивать за такси, поэтому добрались в лагерь на следующем. Вернулись к 7 часам утра — как раз к утренней планерке.
В выходные дни я завтракала в лагере, а после уходила за территорию. В личное время я тратила деньги на еду, транспорт и сувениры домой. В сумме у меня вышло не больше двух тысяч рублей расходов за три выходных дня.
Обязанности вожатого
Полный список обязанностей вожатого прописан в трудовом договоре. Я прочла его внимательно и поняла, что в лагере меня не ждет веселая и беззаботная жизнь. Например, вожатый следит, чтобы дети всё доедали во время приема пищи в столовой, сопровождает детей на пути в лагерь и обратно, обеспечивает безопасность, охрану жизни и здоровья детей из своего отряда и постоянно контролирует занятия каждого ребенка. Далее я расскажу только о самых важных моментах, с которыми столкнулась.
Отвечать за жизнь детей. Первая и главная обязанность вожатого звучит так: «Работник несет ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного отряда». В первую очередь именно поэтому в требованиях к работе указывают возраст от 18 лет. До достижения 18 лет человек за себя отвечает не в полном объеме, а за других — тем более. После совершеннолетия наступает полная гражданская дееспособность.
Законодательство России предусматривает уголовное наказание за причинение физических или нравственных страданий ребенку, а также за причинение смерти по неосторожности, если ненадлежаще исполнять профессиональные обязанности. Минимальное наказание — 2 года исправительных работ, максимальное — лишение свободы на срок до 4 лет.
Это очень важный пункт, о котором говорят и в школе вожатых, и в отправляющей организации перед тем как подписать договор. Каждый вожатый должен быть готов нести ответственность. Если что-то случится, родители могут подать в суд — отвечать придется не только директору лагеря и старшим воспитателям, но и вожатому.
Следить за каждым ребенком. Вожатый должен в любую минуту знать, где конкретный ребенок из его отряда. О любой проблеме он сообщает старшим по смене — старшему вожатому или директору лагеря — по телефону или лично. Детей никогда нельзя оставлять одних: если напарник отошел, надо вызвать дежурного вожатого на подмогу. Также вожатый обязан вести педагогический дневник и записывать в него все неординарные ситуации, в том числе любой поход в медицинский кабинет.
Соблюдать трудовую дисциплину. В лагере, где ответственно подходят к работе с детьми, вожатых наказывают за курение, алкоголь и нарушение распорядка дня. Обычно в таком случае работника увольняют. При этом в личном деле делают запись о нарушении и больше никогда не допускают к работе с детьми.
На моей смене двое вожатых вернулись с выходного выпившими и в таком состоянии контактировали с детьми на дискотеке. Им повезло: на следующий день обоим позволили написать заявление по собственному желанию.
я заработала за 18 рабочих дней по 19 часов в день
Бережно использовать имущество лагеря. В трудовом договоре также прописано, что работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя. В начале смены на вожатого записываются все вещи отряда: шкафы, тумбочки, постельное белье в комнатах детей и даже мячик для игр. В конце смены нужно все вернуть без повреждений. Если потерять или испортить лагерное имущество, его стоимость вычитают из зарплаты. Мне повезло: мы с напарницей недосчитались нескольких комплектов, но из зарплаты у нас ничего не вычли.
Выполнять поручения руководства. Потеря или порча имущества — не единственный вариант потерять в зарплате. Если не выполнять поручения старших по смене, не проконтролировать, есть ли головной убор на ребенке, или опоздать с отрядом к мероприятию, можно получить штраф. Его сумма нигде не прописана — такая угроза похожа на манипуляцию со стороны руководства.
Носить форму — или хотя бы один ее элемент в течение всего рабочего дня. Форма от «Мосгортура» состояла из футболки, поло, майки и толстовки. Вожатому выдают один комплект на смену, но времени на стирку в распорядке дня нет.
Итоги
На первой лекции в школе вожатых нас спросили, любим ли мы детей. Тем, кто отвечал на этот вопрос положительно, было тяжелее всего. Звучит парадоксально, но, чтобы быть вожатым, не нужно любить детей.
Нужно уметь быть строгим и договариваться. Я считаю, что справилась с этой непростой задачей — и услышала от детей в конце смены заветные слова: «Вы самый лучший вожатый».
Я считаю, что работа вожатым не лучший способ заработка. За 18 рабочих дней по 19 рабочих часов в день я заработала около 26 тысяч рублей. То есть мой рабочий час стоил 76 рублей. Но лагерь дает интересный опыт и положительные эмоции, а за ними стоит ехать обязательно.