Чем занимается плановый отдел на предприятии
Планово-экономический отдел
Телефоны
О ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ
1.1. Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением организации.
1.2. Планово-экономический отдел создается, реорганизуется и ликвидируется приказом главного врача учреждения.
1.3. Планово-экономический отдел непосредственно подчиняется главному врачу учреждения.
1.4. Планово-экономический отдел возглавляется начальником планово-экономического отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом главного врача учреждения.
1.5. Начальник планово-экономического отдела осуществляет непосредственное руководство деятельностью отдела и контролирует работу всех работников.
1.6. На должность начальника планово-экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в области технико-экономического планирования на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет.
1.7. Должностные обязанности, права и ответственность каждого работника планово-экономического отдела устанавливаются должностной инструкцией, которая согласовывается с начальником отдела и утверждается главным врачом учреждения.
1.8. Планово-экономический отдел в своей деятельности руководствуется:
нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами по экономическому планированию;
методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
приказами, распоряжениями руководителя учреждения;
1.9. Изменения структуры и штата планово-экономического отдела разрабатываются начальником планово-экономического отдела, исходя из условий и особенностей деятельности учреждения, согласовываются с непосредственным руководителем, а также с юрисконсультом по соответствующим направлениям деятельности указанных структурных подразделений и утверждаются приказом главного врача учреждения.
Основными задачами планово-экономического отдела являются:
2.1. Экономическое планирование в организации, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.
2.2. Комплексный экономический анализ деятельности организации и своевременная разработка мер по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
2.3. Контроль за ходом выполнения подразделениями учреждения плановых заданий, правильностью применения установленных цен.
В соответствии с основными задачами на планово-экономический отдел возлагаются следующие функции:
3.1. Обеспечение доведения показателей плана до подразделений учреждения.
3.2. Проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности учреждения.
3.3. Своевременная разработка мер по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
3.4. Систематический контроль за ходом выполнения подразделениями учреждения плановых заданий.
3.5. Статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы учреждения.
3.6. Подготовка периодической отчетности в установленные сроки.
4.1. Планово-экономический отдел в пределах своей компетенции имеет право:
4.1.2. Требовать и получать от подразделений учреждения представления сведений и документов (данных анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского, статистического и оперативного учета и т.д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию планово-экономического отдела (составления планов, заданий и экономического анализа, а также участия в составлении планов по соответствующим разделам и т.д.).
4.1.3. Проверять выполнение планов и заданий производственными подразделениями организации, правильность применения форм и систем оплаты труда.
4.1.4. Проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию отдела, и участвовать в них.
4.2. Начальник планово-экономического отдела имеет право:
4.2.1 Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся деятельности планово-экономического отдела.
4.2.2. Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.2.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности учреждения (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
4.2.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.2.6. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения представления о назначении, перемещении, увольнении работников планово-экономического отдела, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.
4.2.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5. Взаимоотношения. Связи
Планово-экономический отдел осуществляет взаимодействие со следующими структурными подразделениями учреждения:
получает: данные бухгалтерского учета, необходимые для осуществления экономического планирования, прогнозирования, проведения анализа хозяйственно-финансовой деятельности; отчетность об использовании фонда заработной платы по структурным подразделениям и в целом по организации; инструктивные и методические материалы, необходимые для оказания методической помощи по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа; результаты экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета, статистической и оперативной отчетности;
отделом материально-технического снабжения:
расчеты объемов запасов материальных ресурсов; оперативную информацию о результатах деятельности отдела материально-технического снабжения;
получает: расчеты потребности в материальных ресурсах; указания об источниках покрытия потребностей в материальных ресурсах; проекты перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения;
6.1. Начальник планово-экономического отдела несет ответственность за:
неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей;
несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
неправильное использование и неполноту использования предоставленных прав;
некачественное исполнение обязанностей подчиненных ему работников;
низкую исполнительскую и трудовую дисциплину подчиненных ему работников;
6.2. Ответственность других работников планово-экономического отдела устанавливается их должностными инструкциями.
Должностная инструкция по специальности «Экономист по планированию»
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ЭКОНОМИСТА ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
1.1. Данная должностная инструкция определяет ответственность, права и должностные обязанности экономиста по планированию _____________________ (далее – «предприятие»).
1.2. Назначение на должность экономиста по планированию и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения.
1.3. На должность экономиста по планированию:
— назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника по планированию I категории не менее 3 лет или в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет;
1.4. На время отсутствия экономиста по планированию (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) его обязанности возлагаются на заместителя, назначаемого в установленном порядке и несущего полную ответственность за надлежащее исполнение порученных обязанностей.
1.5. Для своей работы экономист по планированию должен знать:
— нормативные, правовые и законодательные акты, законы Российской Федерации, а также методические и нормативные материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;- основы трудового законодательства Российской Федерации;
— организацию плановой работы на предприятии;
— порядок разработки перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия;
— экономику, организацию производства, труда и управления;
— порядок разработки бизнес-планов;
— методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;
— порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен;
— рыночные методы хозяйствования;
— методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений;
— отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;- порядок и сроки составления отчетности;
— средства коммуникаций, вычислительной техники и связи;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.6. В работе экономист по планированию руководствуется:
— настоящей должностной инструкцией;
— нормативными и законодательными актами Российской Федерации;
— правилами трудового распорядка;
— положением о планово-экономическом отделе;
— материалами по правовой работе;
— распоряжениями и приказами директора предприятия.
II. Должностные обязанности
Экономист по планированию предприятия обязан:
2.1. Осуществлять работу по экономическому планированию на
предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной
деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности деятельности предприятия, определение пропорций развития производства исходя из конкретных условий и потребностей рынка
2.2. Доводить плановые показатели до производственных подразделений предприятия.
2.3. Принимать участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, управления производством.
2.4. Принимать участие в разработке мероприятий по:
— эффективному использованию капитальных вложений;
— снижению издержек производства и реализации продукции;
— повышению конкурентоспособности производимой продукции и
— повышению рентабельности производства;
— устранению потерь и непроизводительных расходов.
2.5. Своевременно вносить в соответствующие разделы плана изменения, обусловленные конъюнктурой рынка и конкуренцией, обеспечивает сбалансированность производства продукции на основе спроса и предложения.
2.6. Подготавливать исходные данные для составления проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия.
2.7. Осуществлять комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности предприятия и его подразделений, выявлять резервы производства и намечает меры по обеспечению режима экономии, более эффективному использованию ресурсов предприятия, выявлению возможностей дополнительного выпуска и сбыта продукции, повышению темпов роста производительности труда.
2.8. Составлять сметную калькуляцию товарной продукции, разрабатывает проекты оптовых и розничных цен на выпускаемую продукцию, тарифы на работы (услуги) с учетом конъюнктуры рынка.
2.9. Контролировать правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений, осуществляемых в подразделениях.
2.10. Разрабатывать технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат для определения себестоимости продукции, планово-расчетные цены на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в производстве.
2.11. Принимать участие во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета на предприятии и в его подразделениях, совершенствовании плановой и учетной документации, в подготовке методических материалов по организации внутрихозяйственного планирования.
2.12. Разрабатывать с учетом прогнозных и маркетинговых данных отдельные разделы указанного плана с разбивкой по кварталам.
2.13. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития предприятия в условиях рыночной экономики.
2.14. Подготавливать периодическую отчетность в установленные сроки.
2.15. Вести учет и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям.
2.16. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
2.17. Участвовать в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники; определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации.
Экономист по планированию имеет право:
3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.
3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.
3.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.
3.5. Привлекать для решения возложенных на него обязанностей специалистов всех структурных подразделений (если такая возможность предусмотрена положениям).
3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
Экономист по планированию несет ответственность:
4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения в процессе своей деятельности и причинения материального ущерба в рамках административного, уголовного и гражданского законодательством Российской Федерации.
4.3. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
Зачем компаниям отделы организационного развития
Организационные изменения бизнеса происходят постоянно. Мы запускаем новые продукты, расширяем географию присутствия, оптимизируемся и внедряем цифровые технологии. Оргструктура, обязанности руководителей и бизнес-процессы настолько быстро меняются, что в какой-то момент за ними становится нереально уследить. К тому же организационные преобразования сопровождаются обновлением множества документов – от планов организационной структуры, должностных инструкций до описаний процессов. Организационные преобразования становятся постоянной головной болью руководства компании. Значит, пришло время создать отдел организационного развития, который бы поддерживал способность организации проектировать и внедрять организационные изменения. Такой отдел уместен в любой компании с численностью более 500 сотрудников, имеющей несколько направлений деятельности и представленной в нескольких регионах. Нужен он также в компаниях, непрерывно занятых снижением затрат и повышением производительности труда.
Первые такие подразделения появились в России в середине 2000-х гг. Обычно они представляли собой офисы трансформации, подчиняющиеся руководителю, ответственному за преобразования, – директору по стратегии, директору по персоналу или гендиректору. В первую очередь эти отделы занимались планированием оргструктур и документацией. Позднее в компаниях стали появляться отдельные центры, которые занимались оптимизацией численности и бизнес-процессов. Средний возраст отдела организационного развития в российских компаниях – 7 лет. Его статус варьируется от описателя-архивариуса до главного помощника гендиректора во внедрении изменений. На самом деле эффективные отделы организационного развития должны заниматься двумя разными видами деятельности.
1. Операционная деятельность – внесение изменений в организационные структуры, должностные инструкции, описание бизнес-процессов, положения о подразделениях. Формализовать такие операции несложно, поскольку они носят повторяющийся характер и от исполнителей не требуется, чтобы они имели многолетний практический опыт и глубокие познания в бизнесе. Показатели эффективности – качество и быстрота внесения изменений.
2. Экспертная деятельность – поддержка проектов операционной трансформации, внедрение элементов организационной структуры, стратегическое планирование численности, сопровождение проектов оптимизации бизнес-процессов и трудозатрат. Эта работа зачастую требует выработки новых подходов и уникальных решений. Менеджеры отдела должны детально разбираться в бизнесе и организационной политике, иметь навыки горизонтального взаимодействия, уметь договариваться и выбирать правильные моменты. Другими словами, они не только эксперты-аналитики, но и политики.
На практике же четкое распределение ролей в отделах организационного развития встречается не слишком часто. Зоны влияния и полномочия не разграничены, сотрудники жалуются на отрыв от целей бизнеса, отсутствие методик, недостаток внимания руководства, а уровень компетенций команды невысок.
Планово-экономический отдел на предприятии
Нестеров А.К. Планово-экономический отдел на предприятии // Энциклопедия Нестеровых
Функции планово-экономического отдела предприятия
Рассмотрим, какие функции на предприятии обычно выполняет планово-экономический отдел, если он есть:
Необходимо отметить, что для выполнения такой работы нужна достаточно серьезная квалификация, требующая образования и опыта.
Неправильная организация работы планового отдела
Рассмотрим неправильную организацию работы планового отдела на большом производственном предприятии, которая характерна для многих российских предприятий, получивших плановый отдел «в наследство» от социалистического прошлого и не представляющих зачем нежен плановый отдел в современных условиях развития бизнеса.
Работа планового отдела на таком крупном предприятии заключается в наполнении нескольких десятков таблиц, каждая по 20–30 колонок и 50–100 строк, сначала плановыми, а затем фактическими данными, причем иногда при самой минимальной автоматизации, когда фактические данные нужно узнавать по телефону у бухгалтеров. Два раза в месяц (план и факт) пухлая папка с распечатками формата А3 ложится на стол генеральному директору, причем факт за месяц делается лишь к концу следующего месяца. Директор эту папку через некоторое время возвращает с вопросом, наподобие: «А сколько у нас прибыль по холдингу за период?» При этом начальник планового отдела искренне считает, что отчет составляется зря, так как директор его даже не открывает.
На самом деле, чтобы проанализировать наполнение такой папки, уйдет неделя, а то и больше. Причем там действительно нет ни плановой, ни фактической прибыли по холдингу, так как представлена прибыль отдельно по юридическим лицам, которые входят в структуру холдинга. Но чтобы «высмотреть» прибыль в дальних колонках разных «простыней» ни у одного директора никогда не хватит времени. При всем при этом плановый отдел всегда укомплектован согласно штатному расписанию, состоит из шести человек, которые под завязку загружены работой.
В действительность такая работа предприятию не нужна, так как фактически она отвлекает внутренние ресурсы предприятия на процессы, которые не прибавляют эффективности деятельности предприятия в целом.
Среди причин такой ситуации следует выделить две наиболее распространенные:
Правильная организация работы планово-экономического отдела на предприятии
С другой стороны, какой отчет был бы для руководителя наиболее удобен и информативен. Идеальным вариантом является ситуация, когда если что-то не так на предприятии, то экран монитора генерального директора становится красным, и на нем появляется фотография того, с кого надо спросить. Конечно, данный вариант очень далек от реальности.
Если отбросить иронию, то из этой ситуации становится ясно, что отчетность для высшего руководства действительно должна быть краткой, наглядной и оперативной.
Но в результатах работы планового отдела заинтересован не только генеральный директор, но руководители других уровней на предприятии. И отчетность, представляемая генеральному директору, по своему наполнению не отражает информативные потребности о состоянии дел на предприятии руководителей отделов и подразделений. Фактически, необходимы несколько отчетов для разных руководителей:
Есть разница и в группировке выручки:
Что вывести в отчет в случае каждого конкретного предприятия, нужно решать исходя их целевых и контрольных показателей, по которым оценивается каждый руководитель, т.е. информации, которую ему нужно знать для решения поставленных перед ним задач. Показанные в отчете таблицы должны предоставлять максимум информации при минимальной загруженности лишними данными. Но для того, чтобы они делались качественно, должна быть проделана большая работа.
Очень важно также выбирать наглядные «измерители» эффективности работы: не просто объем продаж, а маржинальная прибыль (выручка минус прямые расходы), а еще лучше – показатель «маржинальная прибыль на 1 экземпляр товара», который даст ориентиры по поводу того, какая продукция какими объемами наиболее выгодна предприятию.
Чтобы определить роль планово-экономического отдела в деятельности предприятия необходимо отметить основные виды работы, выполняемых данным отделом.