Чем занимается планшетист в воинской части
Служба по призыву
Служба
Планшетист
Планшетист составляет и ведет ориентированную по карте динамическую схему расположения в пространстве летательных аппаратов и их движения, по которой руководитель полетов в каждый момент может иметь наглядное представление о воздушной обстановке в районе полетов.
Основное содержание деятельности специалиста заключается в периодическом получении по звуковой связи от операторов РЛС информации о месте нахождения каждого из контролируемых летательных аппаратов и нанесении этого места условным знаком на столе-планшете или вертикальном планшете, с указанием номера летательного аппарата, его характеристики, высоты полета и времени. Темп обновления информации – не менее четырех целей в минуту.
Большую часть рабочего времени специалист проводит в помещении командного пункта. Деловые контакты: постоянные – переговоры по радиосвязи с оператором РЛС; эпизодические – непосредственно с руководителем полетов.
После обучения для занятия должности планшетист должен знать: порядок отсчета дальности, азимута и высоты на индикаторах РЛС и ПРВ; карты, применяемые в авиации; основные навигационные элементы полета; способы определения параметров движения воздушной цели; графику и условные обозначения при нанесении информации о воздушной (наземной) обстановке на планшеты; порядок ведения планшетов и табло на командном пункте.
Профессионально важными индивидуальными качествами специалиста являются нормальное слуховое восприятие, способность точно воспроизводить линейные размеры, устойчивость внимания.
Для овладения специальностью необходимо иметь основное общее образование.
Обучение специальности проводится непосредственно по месту службы.
В дальнейшем имеется возможность для освоения другой сходной специальности с повышением воинского звания и тарифного разряда должностного оклада.
Родственные гражданские специальности: геодезист, гравер, градуировщик, наборщик вручную, радиометрист, техник-таксатор, топограф, чертежник-конструктор.
ilya_prosto
ilya_prosto
Как и обещал, публикую материалы тех товарищей, с кем работа завершилась после запланированного окончания цикла. Сегодня выходит ещё один материал о службе в радио-технических войсках (РТВ) в Центральном Военном округе. Рассказчик под ником Путешественник оказался из тех счастливчиков, кого по прибытии из учебки в часть доучили на дополнительную специальность, и даже не одну. В общем, рассказ многостаночника. Как я его понимаю 😀
1. Как вас можно представить?
2. В каком возрасте вы поступили на службу? Какое на тот момент у вас было образование? Укажите год и номер вашего призыва, например, «осень 2013».
— На момент призыва мне было полных 22 года. За плечами высшее образование (на военку не ходил, хотя и была), служить отправился осенью 2012 г., так что призыв «2(осень)-2012».
3. Какова была ваша мотивация? Деловая — военный билет мог пригодиться для работы на гражданке? Идеалистическая — родня/друзья прошли службу, вы из семьи военнослужащих, личный интерес к службе, в том числе по патриотическим убеждениям?
— Мотиваций было несколько. Первая — в детстве я был милитаристом и даже имелись мысли пойти в военное училище, но так и не собрался, поэтому хотелось проверить зря/не зря не пошел; Вторая — приключений захотелось. Были и другие причины, в том числе «военный билет мог пригодиться для работы на гражданке», но это больше отмазка для мамы и бабушек. Добавлю, что у я мог откосить по здоровью, но не воспользовался такой возможностью.
4. Во скольких воинских частях вы проходили службу — учебка, воинская часть? Где территориально довелось служить?
— Всего я побывал в 6 воинских частях. Это учебка, часть под Самарой, из которой нашу группу солдат для ЦВО разбирали по частям этого округа (2 или 3 дня я там гостил, но запомнилась), полк РТВ (пос. Мирный, Самарская обл.), батальон (под Екатеринбургом), отдельная радиотехническая рота в ХМАО (моё основное место службы) и ездил в командировку в Иркутскую область. В полку я побывал трижды за службу, а в батальоне дважды.
5. До какого воинского звания вы дослужились к концу срочной службы? Были ли какие-то отличия в виде знаков классности, благодарностей и грамот, спортивный разряд, полученный за армейский период?
— Рядовой запаса. Благодарственное письмо от командира родителям.
1. Какая у вас воинская учётная специальность, какую роль пришлось выполнять по факту? Может, несколько ролей сверх штатного расписания?
— Первая ВУС у меня связистская, но в части выполнял также роль планшетиста и под конец службы освоил включение, настройку и выключение станции дальней связи.
1.2. С чем связано такое большое количество путешествий из части в часть?
— Привезли в полк, там я прожил месяц до середины мая. Когда закончились сборы офицеров полка, командир забрал с собой, по дороге мы заехали в батальон (меньше суток), потом в часть.
Где-то в начале июля поступил приказ отправить двух срочников в командировку. Нас тогда отправили: двух старослужащих, меня и ещё одного. Оставили лишь одного из недавно прибывших бойцов, так как больше операторов РЛС не оставалось. По идее, меня не должны были посылать из-за того, что других связистов в наличии также не было, но объём работы по моей ВУС предстоял небольшой, поэтому рискнули. Вообще, когда я прибыл в часть, то ощущалась жуткая нехватка народу — потом контрактников набрали.
Из своей части в полк отправился, там собрали команду из срочников, контрактников и офицеров. Человек 100. Потом обратно полк — батальон ( уже недели две я там пробыл) — рота.
— В учебке нас хорошо натренировали по моей части работы на технике связи. В роте РТВ эти знания пригодились, хотя из-за небольшого объёма работы меня доучили ещё на одну специальность, чтобы не бить баклуши.
Основной специальностью в роте у меня являлась «планшетист». Главная задача планшетиста — ставить метки целей на планшете (писать приходиться зеркально). Данные передаются через наушники от оператора радиолокационной станции (РЛС), я наношу, а считывающий передает их выше по инстанции — там уже наводят истребители-перехватчики на цель. Это в теории. В повседневной деятельности мы отслеживали граждански самолеты, реже «литеры». «МиГи» к нам летать не любили, так как далеко (я однажды их наводил).
Один раз запустили учебную программу, где по сценарию на командный пункт нападают вражеские летательные аппараты, вплоть до крылатых ракет. После этого форму можно выжимать! Уровень адреналина, как в отличном боевике на тему высоких технологий и киберпанка какого-нибудь, только участвуешь в этом лично, вживую, на все 100%.
Наша рота РТВ считалась частью постоянной готовности и проверки боеготовности были рутиной.
Учений в наших краях не проводилось, но однажды устроили реальную боевую тревогу, около суток. В соседний город на открытие электростанции прилетал президент, и мы, соответственно, сопровождали борт №1 и «борты с чемоданами». Кто из них кто с земли не разберешь. Задачу выполнили успешно.
Под конец службы меня обучили работе с радиостанцией дальней связи, по которой в основном штурманы общаются. Самая халявная обязанность. Включил, настроил, доложил, пока они общаются — ты отдыхаешь.
— Во время прилёта президента нашему считывающиму приходилось есть и передавать данные одновременно, так как заменить его было некем в том момент.
У нас случались регулярные тренировочные вызовы на пожар командного пункта, но пока я ездил в командировку (около 2 месяцев) они не проводились. За это время в роте появилось ещё двое срочников. Я вернулся, и через какое-то время мне старшина дал указание рассказать им куда бежать и что делать при пожарной тревоге. Ну, я рассказал: «Добежали до КП (метров 200), взяли багор, топор, лопату, забежали на КП и там доложили последующие действия, а именно — отключить питание (тумблер в нише за люком, сам вживую ни разу не видел), одеть противогазы, вытащить сейфы №1,№2 и задохнувшегося дежурного по КП».
После отбоя нас вызвали на пожар. Парни оказались спортсменами и убежали вперед. Я видел как они забежали в здание, как погас, а потом включился фонарь на КП. В тот день на КП стоял дежурным противный такой прапорщик, который их обоих достал — вот один из них ему и обесточил КП. От прапора ему конечно досталось: обратно парни шли грустные, а я улыбался. Знал, что сейчас побежим второй раз, зато на следующий день над прапором будет ржать вся рота, включая офицеров. Так и случилось.
На следующем «пожаре», дежуривший старлей вообще закрыл этот люк своей грудью и кричал: «Только не выключайте электричество!», ха-ха!
1. Занимались ли вы спортом до армии? Имелись ли спортивные разряды? Готовились ли физически к срочной службе, как именно?
— В детстве занимался разными видами, в универе посещал пары по физ-ре, но год до армии ничем не занимался и не готовился к ней.
2. Каким образом проходили занятия по физподготовке? На какие нормативы вас готовили — подтягивания, бег 100 м, 1 км и так далее?
— В учебке мы долгое время не бегали вообще, командиры боялись, что заболеем. Пары по физической подготовке проводились в казарме, там же был спортуголок, в котором занимались в свободное время. На выпускных экзаменах сдавали бег 100 м, 1 км и подтягивания.
В полку день всегда начинался с бега на километр, потом упражнения, турник и брусья.
В роте физическая подготовка началась только осенью. По понедельникам командир сам проводил её с утра. Вызывалась вся рота, кроме дежурных. В занятие входил бег и различные упражнения на плацу. Где-то в конце октября с проверкой приехал начштаба полка — тогда мы бегали 100-метровку, 3 км заменили на 1 км из-за метели, подтягивания или поднятие гири на выбор.
Бегал я так себе — между «3» и «4», но зато подтягивался раз 12-14.
3. Как именно проходили спортивные праздники, если их устраивали — футбол, волейбол, борьба, «качалка»?
— Полосы препятствий нигде не видел, приемы рукопашного боя с автоматом показывали в учебке, но отрабатывали мы их по воздуху, больше как элемент общей физподготовки, чем специальной.
Также в роте проводили занятия по РХБЗ: одевание ОЗК на скорость.
Повседневная жизнь части
1. Как вы оцениваете приготовление пищи в вашей части? Хватало/не хватало? Требовалось ли бегать в «чипок» специально, чтобы добрать рацион?
— Я побывал в 6 частях, и кормили в каждой по-разному.
Хуже всего на «пересыльном пункте», который располагался в учебном подразделении одной из бригад. Запомнился суп, в котором плавал кусок сала с волосами, больше в нём ничего обнаружить не удалось. При этом на пересыльном пункте имелся шведский стол: 2 салата/закуски на выбор, правда по чайной ложке. Местные выживали только на «бомжпаках». Но там я был 2 или 3 дня.
_________________
Комментарий: и кудаааааааа же делись продукты, аааааа? Я очень «люблю» устойчивое мнение в интернете о том, что в учебках и на пересыльных пунктах должны плохо кормить, чтобы не расслаблялись, чтобы «стойко переносили тяготы и лишения». Тьфу, блин. Чаще всего либо повара воруют, либо складские.
_________________
В учебке, в полку и батальоне кормили средне. Невкусно и после ужина, как правило, хотелось есть. В учебке имелся «чипок», но туда редко отпускали, в основном пару гонцов по четвергам от взвода. В четверг на ужин давали пельмени и к ним докупали кетчуп и майонез на всю роту.
В командировке в Иркутскую область кормили хорошо, но где-то с неделю, если не больше, 3 раза в сутки давали гречку. Я её ещё долго после армии не ел.
Лучше всего кормили в роте, прям как дома. Готовили очень хорошо, еды хватало, присутствовало даже сладкое на столах (печенье, вафли). Но нам, наверное, просто повезло — слышал от офицера так же из роты нашего полка, но с южной границы, что у них готовили очень плохо, хотя также народу было мало.
_________________
Комментарий: а возможно поварская бригада прошла хороший проф.отбор у командованию + не воровала продукты. Для солдат везение, а для командования — хорошее выполнение своей работы по подбору кадров.
_________________
2. Как вы оцениваете выданную форму — ходили в «цифре» или во «флоре», как показала себя форма в погодных условиях вашего региона? Хватало ли подменной формы для работы в парке и на учениях? Как вы оцениваете выданную обувь, хватило ли одной пары на год или пришлось докупать за свои?
— В военкомате нам выдали «цифру», ещё с погонами на груди и рукаве. В учебке, до нового года, пришёл приказ перешить погоны на плечи. Кителя сами перешивали, бушлаты отдавали в ателье при части. Шапки и ремни советские.
«Цифра» не понравилась. «На солнце жарко, в тени холодно». Годными можно назвать только ватные штаны, их + ремень я забрал из армии на дембель, остальное оставил. Очень не понравилось открытое горло на бушлате, хотя оно и прикрывалось кашне. В роте и командировке использовал в качестве подменки «флора», она показалась мне более комфортной. Вообще, в «цифре» быстро начинаешь мёрзнуть, к тому же берцы одни на все сезоны, уставные тёплые носки не спасали.
Берцы выдали жёсткие и тяжёлые, но год выдержали вполне. В роте нас научили мотать портянки, хотя это нарушало уже правила ношения формы. С ними теплее ходить было. Также в роте я носил старые сапоги, как дополнительную обувь.
— В учебке проводили только ПХД. А вот в полку нас использовали исключительно как рабочую силу.
В учебке дневальным я ходил не часто, в основном по выходным заступал помощником дежурного по части.
Про роту отдельный разговор. Из-за нехватки солдат мы очень часто несли наряды и боевое дежурство одновременно, при этом еще и «рабочками» успевали заниматься. Довольно продолжительное время я ходил в наряды через сутки, потом через двое. Заступал дневальным — дежурным по роте всегда заступал контрактник. Если тревога, то в расположении остаётся дежурный, а ты бежишь на свой пост. Поэтому в роте даже штык-ножи не выдавали.
4. Проводились ли с вами занятия по информированию, они же политические занятия, в какой форме? Какие исторические темы поднимались, проводились ли занятия в связи с актуальными событиями в жизни страны?
— В учебке замкомроты по работе с личным составом раз в неделю проводил беседы по актуальным новостям или историческим темам, но без какой-либо оголтелой пропаганды.
В роте тоже проводились занятия, но ничего запоминающегося там не было. Один раз командир пригласил православного священника, который нам чего-то втирал. Я его почти не слушал, так как относился к религии с большим скепсисом.
5. Как организовывался досуг военнослужащих срочной службы? Экскурсии в ближайший город, в музей части? Организовывался ли просмотр фильмов и телепередач?
— В учебке к нам приглашали различные коллективы с представлениями. Танцующие в народных костюмах местные девушки ласкали взор и навевали мысли далекие от службы, ха-ха! По воскресениям нам включали в расположении на проекторе какой-нибудь фильм по решению большинства или решению сержантов. Если не хочешь смотреть, то можешь читать, играть в шахматы или на музыкальных инструментах в комнате отдыха. Один раз сводили в музей техники под открытым небом. Также водили в качестве болельщиков на спортивные игры в части (футбол, волейбол).
В роте со свободным временем напряг, но иногда по воскресениям можно было посмотреть телек, спокойно почитать или покачаться. Самым любимым средством релаксации в роте была баня! Самая настоящая, русская. Нам давали час попариться и помыться. Можно было сделать чай или попить газировки, квас, если удавалось договориться с контрактниками, чтобы привезли из города.
Неформальные взаимоотношения между военнослужащими
1. Расскажите, что из себя представляли неформальные взаимоотношения между солдатами срочной службы? Была ли неуставщина между старшим и младшим призывом, между выпускниками учебок и солдатами из части? Что представляли из себя межнациональные отношения, которые года до 2014-го составляли немалую проблему в армии?
В роте вообще интересно получилось. Месяц где-то прошёл, как мы с приятелем стали «старослужащими», кроме нас был только один «молодой». Через 2 месяца я вернулся в одиночестве, а в роте ещё два «молодых», которые уже в доску свои и вообще жизнь в части поменялась. Мы довольно быстро нашли общий язык, и о какой-либо неуставщине говорить не приходилось. Но для выполнения задач меня, естественно, назначали старшим. Имелись и плюшки, например, я последний месяц или больше не бегал на пожары.
2. Какие складывались отношения с контрактниками?
— С контрактниками отношения сложились хорошие. Среди контрактников был один бывший старослужащий и пара ребят моего возраста, работавшие вольнонаёмными в части, естественно, со срочкой за плечами — с этими особенно поладили. Служили также более опытные контрактники, с не одним контрактом за плечами, в том числе двое участников боевых действий. Один в Чечне, второй в Южной Осетии. Среди контрактников имелся даже мичман, моряк, а также парень, отслуживший срочку и один контракт в спецназе — тоже мой ровесник. Этот прям душой болел за армию, хотел чтобы я остался на контракт. С этими более по-деловому общались.
3. Как относились к офицерам? Примеры хороших офицеров и плохих?
— В учебке по-разному, но презрительные клички типа «шакалов» не использовались. Можно сказать, что побаивались. Много кто подлизывался, чтобы поближе к дому попасть после экзаменов, остаться в учебке или уехать в войска с лычками.
В войсках командира части мы уважали и боялись. Мужик оказался крут, но справедлив. Это был один из примеров хорошего офицера.
Были офицеры, которых не любили, в основном из-за заносчивого характера и некоторого самодурства.
Так же довелось столкнуться со старлеем, который в свои 30 с небольшим уже стал хроническим алкоголиком. Его не уважали, но и пренебрежения не высказывали — субординация всё же должна присутствовать.
4. Приведите, если возможно, 1-2 забавных случая со службы. Может, особые традиции посвящения в «старослужащие»?
— Традиций посвящения в старослужащие не видел.
Забавно, когда довелось наблюдать за весенним призывом, как они пытались впервые надеть «белугу»: никак не могли понять какой стороной её надевать, ведь пуговицы на штанах с обеих сторон.
В командировке на разгрузке боеприпасов как-то развалился ящик с Ф-1. Кладовщица объяснила, что без запалов гранаты не взрываются (я это знал, так как и до армии интересовался вооружением, и в учебке нам это объясняли). Зря она это сказала. Парочка солдат немедленно начала ими жонглировать, а кладовщица бегала и просила положить гранаты на место.
5. Ваше мнение, что дала армия лично вам, что вас разочаровало, а что обрадовало (если такое бывало)?
— Пока служил, то «перезагрузился» — появилось желание добиться чего-то в жизни, уверенность, что нет невозможных вещей, избавился от студенческого раздолбайства. В целом повзрослел.
Не понравилось материально-техническое обеспечение. Большинство РЛС, стоявших на вооружении, ещё с советских времен. Там, где находилась наша часть, до конца 90-х размещался крупнейший военный аэродром в этих широтах и 2 батальона РТВ — осталась одна рота. Командный пункт мы использовали меньше, чем на половину.
Высотомер, который нам привезли взамен сломавшегося, прошёл капитальный ремонт и модернизизацию в тогда уже не братской, но ещё не враждебной республике.
Использование солдат в качестве рабочей силы, в том числе прошедших учебку, получивших серьезную военно-профессиональную подготовку — на разгрузочно-погрузочных работах. Это в основном касается моего пребывания в полку и в командировке. Да и жалко денег, потраченных на поездки туда- обратно.
Порадовало, что с дедовщиной и неуставными взаимоотношениями ситуация улучшилась, по сравнению с тем что я слышал об армии 1980-х, 1990-х, 2000-х. Но, может, мне просто так повезло.
6. Как вас встретили после демобилизации родня, друзья и знакомые?
— Хорошо встретили, без помпы. Я приехал в 4 часа утра на вокзал, в гражданке. Там меня встретил обрадованный отец и довёз до дома. Вечером с родными немного отметили моё возвращение, конечно, все были рады. Вообще, старшее поколение, особенно мужская часть, говорила, что правильно сделал, что отслужил. Ну, а на выходных я устроил пьянку для друзей, после которой жизнь вернулась в обычное русло.
Планшетист в армии обязанности
Должностные обязанности. Принимает данные о воздушной обстановке. Наносит на планшет данные воздушной обстановки в обратном (зеркальном) изображении. Прокладывает курсы целей. Определяет номер квадрата, азимут и дальность целей.
Должен знать: устройство и работу схем отображения, таблицы, сигналы и характеристики воздушных целей; порядок и правила пользования служебной литературой; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты.
Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 1 года.
Вид ВС или род войск | Военно-воздушные силы | |||||||
ВУС | ||||||||
Штатная должность | планшетист | |||||||
Штатное воинское звание | Рядовой | |||||||
Тарифный разряд | 2 | |||||||
Вид ВС или род войск | Военно-воздушные силы |
ВУС | |
Штатная должность | планшетист |
Штатное воинское звание | Рядовой |
Тарифный разряд | 2 |