Чем занимается помощник следователя
«Помощник следователя Следственного отдела МВД РФ» и «Помощник следователя Следственного Комитета России»?
Различия в работе следователей разных структур
Разница между следователями СКР (Следственный Комитет России) и МВД в том, что в МВД есть должности участковых, оперуполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН), которые сразу же по устному требованию и характеристику напишут, и справку принесут, и человека найдут, а в СКР — их нет.
Следователь СКР пишет соответствующие поручения, но не факт, что они будут незамедлительно исполнены.
Есть, конечно, случаи, когда создаются межведомственные группы по отдельным делам, но это на местах, в районах — редкость. Раньше в СКР и экспертов своих-то не было, но теперь есть собственная экспертная служба, что несомненно является большим плюсом.
Когда такой службы не было, необходимые экспертизы назначали непосредственно в МВД, Минюсте и других структурах, что, к сожалению, отражалось на сроках их исполнения. Но о сроках скажу позже. Большую часть работы приходиться выполнять мне самой. В МВД всю мелкую работу выполняют помощники следователей: заполняют статистику, возят запросы, бегают по мелким поручениям. В СКР помощники следователей заняты на канцелярской работе и помогают исключительно с документооборотом, поэтому у нас следователь — делает всё сам.
У следователей есть и дежурства, разница в том, что следователь МВД, дежуривший сутки, утром идёт домой отдыхать, а в СКР — отдыхать не идёт никто. Если ночью было совершено убийство, то домой уже не уйдёшь. http://reconomica.ru/работа/профессия/следователь-прокуратуры/
Институт помощников следователя в Российском государстве не является новшеством. В Российской империи в конце 19-го века у судебных следователей были помощники в лице рассыльных и письмоводителей, которые находились на государственной службе по вольному найму, в отличие от самих следователей, состоявших на должности и имеющих соответствующие классные чины.
Помощник следователя: полномочия, требования, правовой статус
Следственный комитет: особенности работы
Если человек, недавно закончивший учебу, действительно хочет посвятить свою жизнь сыскному делу, то основной его обязанностью на первых этапах работы будет постоянное и внимательное наблюдение за профессиональной деятельностью своего наставника.
Помощник следопыта должен иметь юридическое образование. В своей работе он руководствуется статьями 144-145 УПК РФ, в которых сказано, что стажеру не дозволяется самостоятельное расследование серьезных уголовных дел. При этом работник должен исполнять все законные поручения своего наставника.
Закон о младших сотрудниках в СК РФ
В 2010 году был принят Федеральный закон № 403-ФЗ, регламентирующий работу Следственного комитета. В статье № 16 этого Закона указываются требования, которые должны предъявляться к гражданам, желающим трудиться в СК РФ.
Закон гласит, что помощником следователя может стать даже студент юрфака. Важно только, чтобы он не имел задолженностей по учебе, а срок получения образования составлял не менее полугода.
В пункте 4 статьи 16 рассматриваемого Закона прописаны признаки, при наличии которых человек не может быть взят на работу в Следственный комитет. Здесь стоит отметить полную или ограниченную недееспособность, неснятую судимость, уголовное преследование, наличие серьезных заболеваний, близкое родство с сотрудником СК РФ, наличие иного гражданства, кроме российского, а также отказ от процедуры оформления допуска. В последнем случае речь идет о непредставлении соответствующих документов, по которым Следственный комитет может принимать на работу.
Организация профессиональной деятельности
СК РФ работает согласно приказу от 4 мая 2011 года. В нем говорится, что привлечение молодых специалистов на должность общественных помощников представляет собой одну из форм взаимодействия правоохранительной системы с широкой общественностью. В результате такого взаимодействия качественно реализуется кадровая политика.
Совместная реализация функций общественных помощников следователя с правоохранительными органами полезна для обеих сторон взаимодействия. Профессионалам в СК оказывается организационно-техническая помощь, в результате чего вся правоохранительная система начинает работать быстрее и эффективнее. Отдельные же общественные деятели удовлетворяют свои потребности в формировании ценного трудового опыта.
Вопрос о том, как стать помощником следователя, сегодня имеет особую актуальность. На самом деле нет ничего сложного в поступлении на работу в СК. Достаточно лишь одного направления с характеристиками от университета.
Студенты или бакалавры, допущенные к работе в комитете, могут заранее ознакомиться с рабочей обстановкой в области охраны права. Параллельно с изучением теоретического материала происходит выработка профессиональных навыков. Молодые специалисты имеют возможность следить за работой своих наставников, исполнять мелкие поручения, знакомиться с базой правовых документов и т. д. На сегодняшний день имеются все необходимые условия для качественного формирования начальных навыков в области следственного дела.
Задачи помощника следователя
Объем полномочий и задач стажера определяется Федеральным законом. При этом конкретные цели возлагаются непосредственным руководителем помощника. Согласно закону, младшие сотрудники в рассматриваемой системе органов занимаются оказанием информационной, организационной и технической помощи следователю. Большая часть работы связаны с подготовкой проектной документации.
В обязанности помощника следователя в полиции, СК РФ или прокуратуре входит оперативное информирование своего начальства о проблемах и необычных обстоятельствах, возникающих по ходу работы. В свою очередь, сами сотрудники должны спокойно и грамотно разъяснить стажеру все проблемные моменты.
За свои деяния помощник следователя несет ответственность. В зависимости от причиненного ущерба, ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной или даже уголовной.
Обязанности помощника следователя
Закон гласит, что самой важной обязанностью любого стажера в Следственном комитете является качественное исполнение всех законных требований, приказов и просьб начальства. Совместно со специалистами в области розыска помощники должны осуществлять проверку материалов по уголовным делам. Документы поступают из нижестоящих правоохранительных инстанций. В обязанности работников СК входит проверка материалов на наличие в них нарушений закона. «Мелкие» дела, как правило, поручаются помощникам следователей. Также они выполняют определенный комплекс мероприятий, имеющий характер доследственной проверки поступивших заявлений.
В соответствии с законом, помощники следователя обязаны реализовывать розыскные мероприятия совместно со своими руководителями. Изучается личность обвиняемого, устанавливаются причины и условия для нарушения закона, проводится опрос свидетелей и т. д.
Еще одной важной обязанностью помощника следователя является поддержание связей с общественностью. Данная функция имеет очень обширный, а порой даже размытый характер. Стажеры Следственного комитета могут докладывать уголовные дела в трудовых коллективах, просвещать общественность о недопустимости нарушения закона, знакомить коллег-студентов с работой в правоохранительных органах и т. д.
Помощнику следствия строго запрещается разглашать сведения, полученные от начальства по отдельным уголовным делам. В ходе расследования нельзя получать какие-либо материальные ценности, подарки, услуги и т. д. Наконец, само поведение младшего сотрудника в СК РФ должно соответствовать нормам морали, нравственности и профессиональной этики.
Таким образом, рассматриваемый специалист обладает достаточно большим количеством обязанностей. Однако у многих возникает проблема: разнятся ли объемы полномочий у следователей в зависимости от места работы в правоохранительной системе? Такой вопрос уже неактуален для всех юристов, в том числе и для помощников следователя.
Чем занимается помощник следователя?
Давно известно, что в законе прописано множество норм, которые далеко не всегда соблюдаются на практике. В большинстве случаев до помощников следователя в правоохранительных органах нет никакого дела. Младших сотрудников оставляют с горами документов, которые необходимо оформить и сдать в определенный срок. И в этом заключается большая ошибка сегодняшних правоохранителей. Новых специалистов не следует игнорировать, при этом жалуясь на них как на «лишний балласт». Вся следственная система будет качественно преобразована только в том случае, если молодым сотрудникам начнут уделять особое внимание.
И все же, как обстоят дела сегодня? Что с наибольшей долей вероятности будет ожидать студентов юрфака, изъявивших желание пройти практику в Следственном комитете? Можно сформировать распространенную, даже немного избитую картину.
Неэффективная организация работы с младшими сотрудниками является следствием большой загруженности, излишней бюрократии и малого контроля со стороны начальства. Радует одно: устроиться помощником следователя сегодня не так уж и сложно. О том, как именно это можно сделать, будет рассказано далее.
Как устроиться помощником следователя?
Как правило, в СК РФ идут студенты, или же граждане, недавно окончившие юридический факультет. Если человек еще учится, то о практике в правоохранительной системе следует договориться с начальством факультета. Скорее всего, будет заключен трудовой договор. Работа помощником в СК поможет не только набраться ценных знаний и умений, но и приобрести рабочий стаж. В результате по окончании университета правовой статус «помощника» может отпасть, и работник станет полноценным сотрудником.
Если же человек уже окончил учебу, то в Следственный комитет можно будет устроиться общественным помощником. Отличие простого работника от общественного заключается лишь в порядке подачи некоторых документов. Однако во всех случаях представители СК могут устроить новичку небольшой экзамен. Будут проверяться знания по гражданскому, конституционному, и, конечно же, по уголовному праву.
Следственный комитет охотно принимает новые кадры. Связано это, однако, не со страстным желанием организовать качественную работу с молодыми сотрудниками, а с необходимостью заполнить ведомости. Когда в документах указана ротация или набор новых кадров, федеральное начальство остается довольным. Безусловно, далеко не во всех органах СК РФ все настолько равнодушны к новым кадрам. Однако прослеживается тенденция, которая указывает на слабые связи сотрудников следственного комитета МВД с помощниками следователя и стажерами.
Особенности профессии
Помощником следователя стать не так уж и сложно. Студенты или выпускники, готовые работать с горами документов, вряд ли будут лишними. Но так ли легко стать сыщиком? Какими качествами должен обладать стажер в правоохранительных органах, чтобы получить желанную должность?
Как бы странно и пафосно это ни звучало, но хороший следователь в современном мире должен быть чуть ли не гением. Почему именно так? Неужели одних лишь знаний в области юриспруденции будет недостаточно? К сожалению, нет. Можно помнить наизусть все правовые кодексы, но без знаний и логических умений долго проработать в СК не получится. Будущих сотрудников обучают специальной методологии сыска. Однако недостаточно знать все способы следствия наизусть. Куда важнее правильно их применять, грамотно сопоставлять между собой и находить в них проблемные места.
Специалистам в области следствия непозволительно совершать ошибки. Любая оплошность может обернуться полным провалом и крахом всего дела. Мало того, что преступники останутся на свободе, могут пострадать и ни в чем не повинные люди. Именно поэтому сыщик должен обладать железным спокойствием, логическим мышлением и умением общаться с самыми разными людьми.
Координация деятельности
Стажеру в СК РФ следует учесть, что следователи постоянно взаимодействуют с множеством профессиональных инстанций. Это органы дознания, криминалисты, медицинские и судебные экспертные группы, прокуратура, полиция и многое другое. Более того, необходимо вести допрос свидетелей. Делать это следует таким образом, чтобы раздобыть как можно больше полезной и нужной информации.
Какой вывод стоит сделать помощнику следователя для приобретения желанного правового статуса? Одной лишь учебы и практики будет совершенно недостаточно. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. Благо, удовлетворить эти чувства позволяют обширные полномочия помощника следователя.
О важности работы в Следственном комитете
Определять ценность профессии можно с двух позиций: с точки зрения общества и с позиции самого работника. Для общества СК представляет собой орган, который постоянно стоит на страже правопорядка и закона. Работники СК защищают интересы, права и свободы каждого российского гражданина. Именно благодаря следователям раскрываются экономические и уголовные преступления, предотвращаются правонарушения, ограничивается свобода опасных для социума элементов.
Теперь же стоит обратить внимание на преимущества профессии с позиций следователя. Первым достоинством является престиж. К следователям сегодня относятся с большим уважением. Наверное, нет ни одного человека, что не сравнивал бы работника СК с героем рассказов Конан Дойла.
Новости
Следственного комитета РФ
Санкт-Петербург
Главная
Уральский федеральный округ
Ханты-Мансийский АО
Общественные помощники следователей – граждане, желающие проходить службу в должности следователя Следственного комитета России, оказывающие организационно-техническую помощь следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений на безвозмездной основе.
Несмотря на то, что деятельность общественных помощников осуществляется на общественных началах, она является важнейшим этапом – практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить свою психологическую готовность к следственной деятельности. Еще будучи в роли общественного помощника можно научиться эффективно применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса и выработать все профессиональные навыки, необходимые следователю.
Только в 2019 году в следственном управлении по округу общественными помощниками следователей назначены восемь человек, трое из которых на сегодняшний день уже приняты на должность следователей территориальных следственных подразделений и успешно проходят службу.
Руководитель отдела кадров следственного управления подполковник юстиции Светлана Велкова: «По мнению многих руководителей следственных органов одной лишь учебы в ВУЗе будет недостаточно для того, чтобы стать хорошим следователем. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. И именно для того, чтобы студенты могли поближе познакомиться со следственной работой, в СК России функционирует институт общественных помощников следователей».
Организация работы с общественными помощниками (молодыми специалистами) остается приоритетным направлением создания кадрового потенциала, освоения специальности и повышения профессионального мастерства работников.
К основным полномочиям и обязанностям общественных помощников следователей относятся:- оказание технической, информационной и организационной помощи следователю в его работе;- подготовка в соответствии с поручением следователя проектов документов.
Общественному помощнику следователя запрещается:- разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу.
Помощник следователя — новая процессуальная фигура в уголовно-процессуальных отношениях
Институт помощников следователя в России не является абсолютно новым. В Российской империи в конце XIX в. у судебных следователей были помощники в лице рассыльных и письмоводителей. Письмоводители выполняли функцию секретарей (делопроизводителей) при следователях; они составляли протоколы следственных действий, произведенных следователем, переписывали постановления и другие документы следователя, таким образом, имели доступ ко всем материалам уголовного дела. При этом они не обладали полномочиями по осуществлению процессуальной деятельности и не могли самостоятельно выполнять какие-либо иные, кроме «технических», действия[1].
В настоящее время институты помощников следователей действуют как в системе следственных органов МВД Российской Федерации, так и в Следственном комитете Российской Федерации. Целесообразность появления указанных должностей определялась необходимостью облегчить условия работы следователей, которая отличалась и отличается чрезмерной напряженностью, большими объемами и предъявляемыми повышенными требованиями к качеству результатов. По данным МВД Российской Федерации в производстве каждого следователя находится одновременно от 20 до 27 уголовных дел, в том числе и дела о неочевидных преступлениях[2].
В интервью, данном Российской газете в апреле 2013 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка указал на то, что вызывает тревогу рост числа дел, расследованных с превышением сроков, установленных уголовно-процессуальным законом. Данную озабоченность он высказал и в 2018 году, выступая 18 апреля перед Советом Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2017 году и о проделанной работе по их укреплению. «Особо настораживает ежегодный прирост дел, сроки расследования по которым превышают 12 месяцев. К концу прошлого года их число составляло около 4,5 тыс., а в Следственном комитете РФ более 300 дел вообще расследуются свыше 3 лет».
Предпосылками участия помощника следователя в уголовном судопроизводстве являются: повышение роли и значимости деятельности следователя в выполнении государственной функции обеспечения безопасности граждан; необходимостью оптимизации деятельности указанных должностных лиц, выражающейся в снижении нагрузки на каждого следователя, необходимостью принятия конкретных мер к снижению сроков предварительного расследования и повышения требования к качеству расследования. Основы для участия помощника следователя в уголовном судопроизводстве сложились исторически, что, однако, не было закреплено должным образом в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ, в результате чего потенциал института помощников следователей по участию в уголовно-процессуальной деятельности не реализован до настоящего времени
В системе МВД России данный институт был возрожден в 1992 г. Приказом от 15.06.1992 N 197 МВД РФ «О неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов ОВД», которым была введена должность младшего следователя. Требования, предъявляемые к кандидату на должность младшего следователя, функциональные обязанности и процессуальные полномочия определялись в Примерном положении и функциональных обязанностях младшего следователя следственного подразделения органов внутренних дел (утвержденном совместным указанием ГУК и СК МВД России 13 января 1993 г., N 21/15/42).
Младшие следователи должны были проходить обязательную первоначальную подготовку по специальной программе, после чего стажировку в течение года, под руководством наиболее опытных следователей. После завершения стажировки проводилась обязательная аттестация руководством следственного подразделения, и при успешном ее прохождении младшие следователи допускались к самостоятельной работе. Положение изменилось после издания Приказа МВД РФ от 4 января 1999 г. N 1 (в редакции Приказа МВД от 10.02.2001 N 140) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422 (вместе с Положением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Положением о помощнике следователя). Данным Приказом вместо младших следователей были введены должности помощников следователей, процессуальный статус которых отличается от статуса младших следователей самым серьезным образом.
Положение о помощнике следователя регламентирует только некоторые позиции статуса данного участника процесса. Например, в Положении указано, что помощник следователя — это должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе предварительного следствия и имеющее специальное звание. Назначение на должность и освобождение от должности помощника следователя осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел. На помощника следователя возлагается осуществление технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений. Ему не разрешается выполнять поручения и действия процессуального характера.
Помощники следователей в Следственном комитете появились позже в соответствии с Приказом Следственного комитета от 4 мая 2011 г. N 74 «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации»[3].
В целом полномочия помощников следователей Следственного комитета РФ совпадают с полномочиями помощников следователей Следственного комитета в системе МВД РФ. Согласно требованиям нормативно-правовых актов функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Помощник следователя и общественный помощник вправе оказывать только техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе, готовить в соответствии с поручением следователя проекты документов.
Такой подход в отношении общественных помощников в Следственном комитете РФ следует признать правильным. Статус общественного помощника не позволяет требовать от данного лица строгого выполнения каких-то обязанностей, не предопределяет наличие ответственности, т.е. тех обязательных позиций, которые присутствуют в деятельности следователя. Поэтому выполнение чисто технической работы и только чисто технической работы по поручению следователя — это предел возможностей указанных лиц.
Иная ситуация, на наш взгляд, складывается применимо к помощникам следователей в системе МВД РФ, где помощники введены в штат. Здесь ситуация складывается в двух направлениях. Во-первых, помощники либо выполняют обязанности делопроизводителя, например занимаются регистрацией входящей и исходящей корреспонденции, ведением архивного производства, поскольку в Следственном комитете нет должностей заведующего канцелярией либо делопроизводителя, а работа, соответствующая данным должностям, есть и ее много. При этом, естественно, они никак не связаны со следователями и их деятельностью, т.е. предварительным расследованием, что само по себе неправильно и противоречит даже названию их должности — «помощник следователя».
Во-вторых, помощников привлекают к следственной работе, может, не в полной мере, но опять же вопреки указанным нормативно-правовым актам. Допустим, помощник следователя совместно со следователем участвует при проверке материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел; осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установления причин и условий, способствующих совершению преступления; поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела трудовым коллективам; по указанию следователя и под его контролем выполняет несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.
Второй вариант привлечения помощников более соответствует решению задач, которые и послужили причиной появления указанных лиц в предварительном следствии, поэтому отсутствие детального нормативного урегулирования степени участия помощников в производстве по уголовному делу нельзя признать правильным. Нельзя согласиться и с подходом законодателя, не посчитавшего возможным указать на наличие такого лица в уголовно-процессуальном законе как на участника процесса, тем самым создав ситуацию возможности фальсификации документов. Например, проводя «несложные следственные действия», помощник не может их проводить от своего имени, поскольку он не процессуально значимая фигура, следовательно, протокол следственного действия он оформляет от лица следователя, якобы именно он проводил указанное несложное следственное действие. Оформляя отдельные следственные действия (выполняя техническую работу), помощник опять же выполняет их от лица следователя, который в последующем и подписывает указанный протокол. Следователь не вправе давать поручения (указания) помощнику, поскольку такое право ему не предоставлено уголовно-процессуальным законом. В п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ речь идет только об органе дознания.
Мы не считаем целесообразным отказываться от возможности использовать помощников следователя при производстве предварительного расследования как действенной помощи следователю, возможности снижения его нагрузки и тем самым обеспечения качества расследования.
Полагаем, что помощник следователя может быть наделен правом учреждать подписи на тех документах, которые он подготавливает, например при составлении различных запросов и сопроводительных писем, при истребовании сведений о судимостях, приговоров суда, сведений о физическом и психическом здоровье подсудимого и т.п., с той лишь оговоркой, что право подписи помощника следователя должно быть подкреплено соответствующим распоряжением следователя либо руководителя следственного органа.
Помощник следователя вполне может готовить материалы уголовного дела для передачи его руководителю следственного органа, а затем прокурору для утверждения обвинительного заключения. Мы имеем в виду не только техническую работу (подшивку материалов, переплет), но и анализ материалов дела, и сбор недостающих в деле сведений и документов.
Помощник следователя вполне может заниматься подготовкой к проведению следственных действий, особенно тех, которые требуют особой подготовки. Например, проведение опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента. Результаты данных следственных действий для суда всегда очень убедительны, и их сложно опорочить, особенно если в ходе их проведения не допускаются ошибки. Однако следователи не всегда принимают решение о проведении данных действий, поскольку они требуют серьезных временных затрат на подготовку, а отсутствие надлежащей подготовки ведет к отрицательным результатам. Понимая загруженность следователя, тем не менее следует признать, что причина отсутствия результата — это плохая подготовка (если вообще была подготовка) к проведению следственного действия. Таких ошибок можно было бы избежать, если бы следователь мог поручить эту работу помощнику.
Следующая деятельность, которую с успехом мог бы осуществлять помощник следователя, — это обеспечение ознакомления с материалами уголовного дела его участников. На эту процедуру уходит колоссальное количество времени, которое следователь мог бы использовать более плодотворно, занимаясь другими делами. По многоэпизодному, объемному делу следователь, присутствуя при том, как участники процесса знакомятся с материалами, совершенно не рационально использует свое рабочее время. Помощник следователя мог бы его заменить, а сам процесс оформления результатов ознакомления и подписания протокола ознакомления с материалами уголовного дела мог производиться в присутствии уже следователя. Данное предложение, полагаем, вполне жизнеспособно. По итогам проведенного нами опроса следователей и руководителей следственных органов, 81% респондентов высказались за необходимость возложения обязанности по ознакомлению участников уголовного судопроизводства с материалами дела на помощника следователя, 17% респондентов высказались против, 2% — затруднились ответить.
В настоящее время закон п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ предоставляет следователю право давать органу дознания обязательные для исполнения поручения, в том числе о проведении отдельных следственных или процессуальных действий. Сроки проведения указанных действий определены в ч. 1 ст. 152 УПК РФ — не позднее 10 суток. Однако на практике данный срок не всегда выдерживается в силу различных причин, среди которых необходимо отметить необходимость выполнения дознавателями своих прямых обязанностей. Поэтому даже самый ответственный дознаватель, если возникает необходимость выбора чем заниматься — своими обязанностями, чтобы не нарушить процессуальные сроки, либо выполнять поручение следователя, выберет первое.
Также рекомендуется Вам:
Полагаем, что привлечение помощников следователей для выполнения указанной работы исправит создавшуюся ситуацию. Во-первых, помощники заинтересованы в быстром расследовании и передаче уголовного дела в суд, во-вторых, у них данные поручения всегда будут в приоритете в отношении других дел, в-третьих, работа будет выполнена по качеству не хуже, чем если бы ее выполнял дознаватель, поскольку квалификационные требования, предъявляемые к помощнику следователя, позволяют это утверждать.
Процессуальная деятельность помощника следователя будет характеризоваться следующими признаками: 1) она будет находить свое закрепление в уголовно-процессуальном законе; 2) она направлена на решение задач, стоящих перед следователем, а также на достижение целей и задач как отдельного процессуального действия, так и всего предварительного расследования; 3) ее результатом будет возникновение юридических последствий; 4) она будет осуществляться в рамках конкретного уголовного дела на основании решения о привлечении помощника следователя, принятого самим следователем либо руководителем следственного органа; 5) ее осуществление будет налагать на лицо определенные ограничения и обязательства в уголовном судопроизводстве, например обязательство сохранения следственной тайны, либо возможность отвода помощника следователя по основаниям для отвода следователя.
Полагаем, что расширение прав помощников следователей только положительным образом повлияет на качество расследования, сроки расследования уголовных дел ожидаемо сократятся, что в конечном итоге положительно скажется как на финансовых потерях государства, связанных с необходимостью выполнения решений Европейского суда по правам человека, вынесенных в связи с нарушениями разумных сроков расследования, так и на раскрываемости уголовных дел.
Оптимизировать создавшуюся ситуацию возможно путем внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Во-первых, необходимо в ст. 5 УПК РФ внести п. 40.2 следующего содержания: «Помощник следователя — должностное лицо, содействующее осуществлению предварительного расследования, оказывающее помощь следователю в организации и производстве процессуальных действий, выполняющее его поручения, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Во-вторых, ввести в текст УПК РФ ст. 38.1 «Помощник следователя» следующего содержания:
1. Помощник следователя — должностное лицо, содействующее осуществлению предварительного расследования, оказывающее помощь следователю в организации и производстве процессуальных действий, выполняющее его поручения, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
2. В ходе уголовного процесса следователь может пользоваться помощью помощника.
3. По поручению следователя помощник вправе:
а) разрабатывать проекты процессуальных актов;
б) оказывать следователю помощь в осуществлении процессуальных действий и подготовки к их проведению;
в) наряду с органами дознания выполнять поручения следователя;
г) принимать меры попечения о детях, либо иждивенцах подозреваемого, обвиняемого, задержанных либо заключенных под стражу;
д) составлять запросы, сопроводительные письма, истребовать сведения из различных учреждений, предприятий, организаций.
4. Помощник следователя действует под руководством следователя и не вправе самостоятельно проводить следственные действия.
5. Помощник обязан хранить профессиональную тайну, конфиденциальность деяний и сведений, ставших известными ему в связи с исполнением им своих функций, и несет ответственность в соответствии с законом за противоправные действия, совершенные при исполнении обязанностей.
Литература
1. Баранов А.М. О помощнике следователя / А.М. Баранов. URL: https://www.lawtech.ru/pub/pomosh.htm.
2. Власов В.И. История розыскного процесса в России (законодательство и практика) / В.И. Власов, Н.Ф. Гончаров. М., 1997. С. 101.
3. Данилова С.И. Уголовно-процессуальная профилактика в России: вчера, сегодня, завтра / С.И. Данилова // История государства и права. 2015. N 3. С. 49 — 54.
[1] Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика). М., 1997. С. 87 — 89; Данилова С.И. Уголовно-процессуальная профилактика в России: вчера, сегодня, завтра // История государства и права. 2015. N 3. С. 52.
[2] Информационный бюллетень. 2014. N 3 (161).