Чем занимается посольство россии

Основные задачи и функции посольства РФ в иностранных государствах

Вы будете перенаправлены на Автор24

Посольство По данной теме мы уже выполнили реферат Дипломатическое представительство подробнее – это государственный орган, осуществляющий представительство РФ в государстве пребывания и отвечающий за ведение многосторонних взаимоотношений с этим иностранным государством.

Понятие и структура посольства

Положения, закрепляющие само понятия посольства, а также регламентирующие механизмы его функционирования, существуют как в российском, так и международном законодательстве. Наиболее общим документом является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, определяющая статус посольства, посла, порядок его аккредитации, основные функции и т.д. С учетом основных положений данного документа составлен Указ президента РФ «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации», конкретизирующий и вносящий национальную специфику в структуру и функции посольства.

Посольство представляет собой главный орган сношения с правительством иностранного государства и как правило создается при нем. Создание посольства – это обоюдный шаг в развитии дипломатических отношений, требующий соглашения обоих сторон, и свидетельствующий о серьезных намерениях развития сотрудничества между государствами в различных сферах – экономической, культурной, научной и т.д.

Во главе посольства находится Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в иностранном государстве. В некоторых случаях посла может заменять поверенный в делах, однако последний как правило имеет ограниченные и временные полномочия. Осуществление дипломатического сношения через поверенного в делах свидетельствует и международной напряженности в отношениях данных государств.

И Чрезвычайный и Полномочный Посол, и поверенный в делах для осуществления своей деятельности должны пройти аккредитацию. Послы аккредитуются при главе правительства иностранного государства, а поверенные в делах при министре иностранных дел. Послы, а также иные сотрудники посольства и члены их семей пользуются преимуществами и иммунитетам на территории страны пребывания.

Готовые работы на аналогичную тему

Посольство располагается в здании, которое арендуется, покупается или специально выстраивается для ведения деятельности посольства, при этом здание должно удовлетворять всем необходимым требованиям, одним из которых является требование безопасности. На территории или здании посольства обязательно поднимается Государственный флаг РФ, а также размещается щит с Государственным гербом РФ и подписью «Посольство Российской Федерации в (наименование страны пребывания)», которая выполняется на русском, а также государственных языках иностранного государства.

В рамках посольства могут создаваться группы или отделы, занимающиеся определенными направлениями работы:

Помимо Посла в состав сотрудников посольства входят советники, секретари и атташе. При посольстве также может быть организована общеобразовательная школа и структуры профсоюзов.

Деятельность политических, религиозных, общественных организаций при посольствах РФ запрещена.

Основные функции и цели посольства

К основным функциям посольства относятся:

Посольства имеют широкий спектр функций поскольку являются главным каналом непосредственного взаимодействия РФ с иностранным государством, а потому в их задачи входит решение не только дипломатических и политических вопросов, но организация взаимоотношений во всех сферах жизни общества, выполнение указаний и запросов различных министерств и ведомств РФ, налаживания контакта с русскими диаспорами в государстве пребывания, защита национальных интересов и имущества РФ, а также граждан и оказания им помощи в сложных обстоятельствах, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Понятие и задачи консульства

В случае интенсивных взаимоотношений с иностранным государством, одного лишь посольства может быть недостаточно для обеспечения всех нужд межгосударственных сношений, в связи с чем на территории иностранного государства могут организовываться консульства.

Консульство является весьма ограниченным в правах и возможностях в сравнении с посольством, оно не занимается вопросами политического или обще дипломатического уровня, а в большей степени ориентировано на удовлетворении нужд граждан, а также юридических лиц РФ. По этой причине консульства как правило организуются в портовых городах, приграничных центрах, а также населенных пунктах с значительным русским представительством, т.е. в тех областях, где объем межгосударственного взаимодействия наиболее высок.

Создания консульств, как и посольств невозможно без одобрения и аккредитации правительства страны пребывания, оно также определяет о область действия его полномочий. Разрешение, выдаваемое правительством страны пребывания главе консульского учреждения, носит название экзекватуры.

К основным функциям консульства относятся защита прав и интересов граждан РФ, работа по обращению граждан и удовлетворение их запросов, в рамках полномочий консульства. Учет российских граждан временно или постоянно проживающих в рамках консульского округа, обеспечение их прав на участие в политической жизни РФ – голосования по выбору президента, парламента, а также в референдумах; регистрация актов гражданского состояния, оформления опеки и попечительства; оформление документов, обеспечивающих возвращение российских граждан на территорию РФ, а также обеспечивающих взъезд иностранных граждан в Россию.

Источник

Кто защищает нас за границей

И чего ждать от Родины, когда на чужбине что-то пошло не так

Почти в каждом иностранном государстве есть маленький кусочек России — это посольство.

Многие уверены, что если за границей случится какая-то беда, нужно срочно бежать в посольство: там встретят, выслушают, помогут решить проблемы и вернуться на родину, еще и денег с собой дадут.

Наверное, так когда-нибудь будет в прекрасной России будущего. Но сейчас все работает несколько иначе.

Зачем нужны посольства (дипломатия для самых маленьких)

Россия хочет, чтобы в мире ее уважали, а страны-соседи с ней дружили и торговали. Для этого у нее есть специальные люди — дипломаты. Они разъезжаются в разные части света, открывают там свои офисы и начинают общаться с представителями других стран как бы от лица России.

Еще дипломаты следят за тем, чтобы другие государства учитывали российские интересы и не нарушали права проживающих за границей россиян.

Если интересы России или права ее граждан как-то ущемляются, посольство начинает писать и звонить во все местные инстанции, чтобы узнать, в чем дело. И власти иностранного государства не могут просто так отмахнуться от требований посольства, иначе вся Россия может на них обидеться.

Венская конвенция о дипломатических сношениях: кто такие дипломаты, зачем они нужны и какие у них есть права

Какие права есть у россиянина за границей

Когда россиянин пересекает границу России, он становится иностранцем и на него начинают распространяться законы другой страны. Если россиянин нарушит закон в иностранном государстве, с ним будут разбираться в соответствии с нормами этой страны. Даже если там законы совсем не такие, как в России, и гражданин стал нарушителем по незнанию.

Например, в России за оскорбления или агрессивные жесты в общественном месте можно отделаться простым разговором с полицией, а вот в Австрии за такое без лишних слов оштрафуют на крупную сумму или дадут 3 месяца тюрьмы. В каких-то странах строгий сухой закон или нельзя ходить в шортах выше колен, а где-то привезенные из России лекарства могут признать наркотиками и дать пожизненное.

В то же время у гражданина России есть права, нарушать которые не может никто и нигде: это право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и защиту законом наравне с местными жителями. Еще россиянин за границей не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Вот именно за соблюдением этих прав и следят российские дипломаты.

Чем посольство может помочь

В Конституции РФ написано, что Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Что именно понимается под «защитой и покровительством», нигде не конкретизировано.

Из-за такой размытой формулировки россияне за границей ждут от посольства радушия и гостеприимства: например, что дипломаты заставят полицейских искать карманника, который украл все деньги российского туриста, или добьются, чтобы отель предоставил тот номер, который обещал при бронировании, или оплатят лечение, если угодил в больницу.

Но по сути посольство России в иностранном государстве — это такое же госучреждение, как районная поликлиника или отделение полиции. Когда случаются неприятности, мы идем туда, чтобы нам оказали госуслугу: вылечили, дали справку для бассейна, поговорили с шумными соседями или стали искать карманника, который украл сумку с деньгами. Но никто не ждет, что полицейские напоят чаем или пустят переночевать. Хотя это совсем не значит, что такого вообще не может быть. Везде же люди.

Общий порядок работы посольства прописан в административных регламентах Министерства иностранных дел России: там указано, что и как должны делать дипломаты. Рассмотрим наиболее частые проблемы россиян за границей и то, как в их решении может помочь российское посольство.

Потеря или порча документов

Это специальный бланк, который сотрудники посольства заполняют на русском и английском языках. Он подтверждает, что его предъявитель — гражданин России, следующий на родину.

В некоторых странах по СНВ россиянина беспрепятственно пропустят через границу, даже если для въезда требовалась виза. В других государствах правила строже, поэтому понадобится оформить дополнительные документы, разрешающие выезд без паспорта. Не забудьте узнать в посольстве, что вам делать после получения свидетельства.

дает СНВ на то, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию

Чтобы получить свидетельство на возвращение, нужно прийти в посольство или ближайшее консульство России за границей и написать заявление. Прошение о выдаче СНВ можно подать и на сайте Консульского департамента МИД России, но получать свидетельство все равно придется лично, в консульстве.

Если предоставить в посольство все нужные документы, свидетельство оформят максимум за 2 рабочих дня. На практике СНВ часто выдают в день обращения, особенно если у человека есть билеты на обратный рейс и самолет вот-вот улетит в Россию.

Если документов и свидетелей нет, посольству придется направлять запрос по месту жительства заявителя, и процесс может затянуться до 27 дней.

Обращение за медицинской помощью

Если за границей россиянину потребуется помощь врача, нужно напрямую обращаться в местные медицинские учреждения. Скорее всего, услуги иностранных врачей будут платными, и нести эти расходы придется самому пострадавшему или его родственникам — так написано в законе о выезде и въезде на территорию России.

От больших финансовых потерь в таких ситуациях может спасти страховка для выезжающих за рубеж — оформлять ее советует МИД России.

Что такое туристическая страховка и зачем она нужна, мы уже подробно писали в отдельной статье.

Если россиянин попал в иностранную больницу и ситуация серьезная, посольство должно немедленно предупредить родственников и страховую компанию, если с ней заключен договор. Еще дипломаты могут помочь при общении с иностранными медиками, если иначе пациента не хотят лечить по страховке. Но постоянно сидеть у кровати больного и выступать бесплатными переводчиками они вряд ли станут.

Тот же порядок распространяется и на репатриацию — так называется возвращение тела или праха погибшего россиянина на родину для захоронения. Все в той же статье закона говорится, что расходы на транспортировку останков покрываются либо за счет страховки умершего, либо оплачиваются его родственниками. Российские дипломаты лишь помогают с правильным и максимально быстрым оформлением всех документов, требующихся для перевозки гроба с телом через границу.

Но иногда происходят ситуации, не описанные в законах и регламентах, и посольству приходится импровизировать.

В практике знакомого дипломата был такой случай: российский турист отдыхал на горнолыжном курорте и получил тяжелую травму позвоночника. Местные медики оказали ему всю необходимую первую помощь, а затраты покрыла страховка. Но авиакомпания, которой летел этот человек, теперь отказывалась сажать его на обратный рейс, потому что не хотела отвечать за его состояние во время полета. Медицинская транспортировка на специальном самолете стоила огромных денег, и страховка ее не покрыла бы.

После долгих переговоров посольство все же убедило авиакомпанию взять россиянина на рейс — в сопровождении врача и под личную ответственность дипломатов.

Арест или тюремное заключение

Самая сложная ситуация — когда гражданина России за границей обвиняют в нарушении местных законов и берут под стражу. По международным нормам иностранная полиция должна сразу же сообщать в посольство России о любом задержанном россиянине, чтобы дипломаты могли встретиться с ним и узнать, что случилось.

Но так бывает не всегда. Иногда на россиян пытаются оказать давление: помещают в камеру, допрашивают и даже подсовывают на подпись какие-то бумажки, а потом основывают обвинения против них на «чистосердечном признании».

В таких случаях нужно повторять одну-единственную фразу:

«Я буду говорить только в присутствии российского консула».

Требовать встречи с сотрудником посольства можно даже по-русски: на большинстве языков слово «консул» понятно и без перевода. Ни в коем случае не нужно оказывать сопротивления, грубить или провоцировать иностранных силовиков на агрессивные действия. И главное — нельзя ничего подписывать.

Рано или поздно консула к задержанному россиянину пустят, и тогда нужно подробно рассказать ему все, что произошло: кто задерживал, кто допрашивал, чего хотели, насколько вежливо разговаривали, в каких условиях держали. Консул все зафиксирует, а потом посольство России направит официальный протест правительству иностранного государства. Порой этого бывает достаточно, чтобы россиянина отпустили с извинениями.

Когда обвинения против россиянина обоснованы, а дело дошло до суда, возможности посольства ограничены. Дипломаты обязаны соблюдать законы государства, в котором находятся, и не вмешиваться в работу правосудия, иначе их просто вышлют на родину. Поэтому, если начался суд, дипломаты могут лишь найти хорошего адвоката и следить за тем, чтобы судебное заседание шло в рамках закона. Платить за адвоката придется самому задержанному или его родственникам.

Если россиянина признают виновным и приговорят к тюремному сроку, дипломаты обязаны время от времени навещать его и обеспечивать минимальным набором средств для «комфортного» пребывания в месте заключения, например: зубной щеткой, книгами на русском языке, посылками и письмами от родных.

Обычно дипломаты стараются не довести дело до тюремного заключения и убеждают местные власти ограничиться депортацией нарушителя. Часто им идут навстречу, ведь никому не выгодно, когда россиянин томится в зарубежной тюрьме и проедает деньги иностранных налогоплательщиков.

Принцип взаимности

Дипломаты очень любят решать вопросы по так называемому принципу взаимности. Если очень упрощенно, это значит: «как ты со мной, так и я с тобой».

Каждая страна суверенна, то есть может делать все, что захочет, тем более внутри своих границ. Но если где-то систематически нарушаются права российских граждан — например, их задерживают по надуманным обвинениям, а потом не дают встретиться с российскими дипломатами, — Россия может обидеться и так же поступать с гражданами этой страны. Иногда это приводит к международным скандалам, разрыву дипломатических отношений и даже к вооруженным конфликтам.

Но если это не целенаправленная политика иностранного государства, а просто глупость или злой умысел конкретных полицейских, задержавших россиянина, тогда одно только требование вызвать консула может сделать их гораздо вежливее и внимательнее. Никто же не хочет на пустом месте стать виновником международного конфликта.

За границей без средств к существованию

Если россиянин по каким-то причинам оказался за границей совсем без денег, посольство даст ему возможность связаться со знакомыми в России, чтобы те смогли перевести ему необходимую сумму. В большинстве случаев помощь посольства на этом заканчивается.

Но есть и исключительные случаи, когда дипломаты могут оплатить россиянину жилье и питание, купить средства первой необходимости и даже обратный билет на родину. Так будет, если человек заявит, что находится в бедственном положении, из-за чего его жизни угрожает опасность, — и сможет это доказать.

Для рассмотрения каждого такого случая в посольстве собирается специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства и решает, нужно ли предпринимать экстренные действия. При этом заявителю придется подробно рассказать комиссии, как он попал в страну, что с ним случилось и почему ни родственники, ни знакомые, ни соседи не могут помочь ему вернуться на родину. Еще он должен убедить дипломатов, что есть прямая угроза его жизни, которая может быть устранена, только если он немедленно вернется в Россию.

Если комиссия решит, что экстренная помощь необходима, дипломаты снимут заявителю самое дешевое жилье, купят немного еды, средства личной гигиены и минимум одежды, а также оплатят обратный билет на родину — по минимальному тарифу перевозчика.

Родные пропали без вести за границей

Бывают случаи, когда россияне едут на отдых в иностранное государство и исчезают там без следа, — порой некому даже написать заявление в местную полицию. Если родственники начали беспокоиться, они могут попросить помощи у российских дипломатов.

Для этого нужно обратиться в представительство МИД России по месту жительства: в Москве — в Консульский департамент, в регионах — в территориальные представительства МИД России. Можно прийти лично и написать заявление либо направить обращение по электронной почте, указав паспортные данные пропавшего человека и максимально точные сведения о том, где он был перед исчезновением.

В Консульский департамент можно обратиться и когда вам кажется, что посольство или конкретный дипломат не хотят помогать в решении вашей проблемы

Поэтому, когда отправляетесь в зарубежную поездку, лучше подстрахуйтесь и оставьте родным копию загранпаспорта, а также подробно расскажите им о предстоящем маршруте и дате возвращения в Россию.

Если потребуется организовать поиски россиянина, дипломаты из посольства, конечно, не будут сами бегать с фонариками и искать пропавшего. Их главные инструменты — официальные запросы и звонки в компетентные органы иностранного государства. Но даже эти действия часто приносят ощутимую пользу: местные власти не могут просто так отмахнуться от просьб дипломатов и спустить дело на тормозах, иначе будут последствия — все по тому же принципу взаимности.

Стихийные бедствия, войны, революции

В 2012 году я поехал изучать арабский язык и восточную культуру в Ливан. Спустя две недели недалеко от дома, где я жил, произошел теракт: взорвали какого-то генерала, а вместе с ним целую жилую улицу. Следующие несколько дней весь город гудел: одни люди жгли покрышки, другие строили баррикады, на улицы вывели военную технику, начались перестрелки.

Я решил позвонить в посольство и спросить, что происходит, — может, началась революция или очередная война с Израилем. В посольстве ответили, что по телефону мне ничего говорить не будут: мол, вдруг я какой-нибудь провокатор.

Еще мне сказали, что если я чувствую угрозу своей безопасности, то могу на время укрыться на территории посольства, а там уже решат, что со мной делать. Вот только идти до посольства мне пришлось бы через блокпосты военных и баррикады мятежников. Гораздо безопаснее оказалось добраться до аэропорта, поэтому я купил обратный билет и вернулся в Россию.

Сейчас для чрезвычайных ситуаций в Министерстве иностранных дел РФ есть специальная структура — департамент Ситуационно-кризисный центр. Он координирует действия посольств и других российских ведомств в случаях, когда жизням граждан России за границей угрожает опасность: например, помогает укрыться в ближайшем посольстве, быстро получить последние сведения об обстановке в стране или узнать, где будет точка сбора, если принято решение об эвакуации россиян из зоны бедствия.

Для экстренной связи с ДСКЦ разработали мобильное приложение «Зарубежный помощник», его можно скачать на сайте МИД России.

После установки приложение попросит ввести данные загранпаспорта и номер телефона. Если зарегистрировать маршрут будущей поездки, то при возникновении опасных ситуаций на телефон придут оповещения. Эта информация также постоянно публикуется в Твиттере Ситуационно-кризисного центра.

Главная функция «Зарубежного помощника» — экстренная связь с российскими дипломатами. В этом случае приложение отследит координаты звонящего и направит их в ближайшее посольство, а те — местным властям, если россиянину угрожает опасность.

Источник

Посольство Российской Федерации: его структура и функции

В общем организационном плане российские дипломатические представительства руководствуются положениями Венской Кон­венции о дипломатических сношениях 1961 г. Вместе с тем их де­ятельность определяется собственными законодательными актами Российской Федерации. К ним относятся Конституция Россий­ской Федерации, а также утвержденные соответствующими указа­ми Президента Российской Федерации положения «О Посольстве Российской Федерации» и «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации». Указанные документы являются основополагающими в конституировании российских дипломати­ческих представительств и во многом развивают положения Вен­ской Конвенции применительно к государственной специфике и интересам Российской Федерации. Прежде всего это относится к функциям, которыми наделяются российские посольства, и зада­чам, которые они призваны решать.

Посольство — высший класс зарубежного государственного орга­на внешних сношений, осуществляющий представительство Россий­ской Федерации в стране пребывания.Указанный статус определяет уровень реализации внешнеполитического курса Российской Фе­дерации в стране пребывания; защиту национальных и имущест­венных интересов своей страны, прав и интересов российских граждан и юридических лиц; ведение переговоров с правительст­вом государства пребывания; поддержание контактов с органами государственной власти, а также внешнеполитическими ведомства­ми, общественными объединениями, деловыми и культурными кругами, средствами массовой информации и представителями дипломатического корпуса.

На Посольство возлагается задача обеспечения дипломатичес­кими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, и оказание содействия в установлении контактов между государственными органами, общественными объединениями и представителями деловых кругов обоих государств.

К числу важнейших функций относится также сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений с ним Российской Федерации. Такая информация касается внешней и внутренней политики государства пребывания, положения в системе междуна­родных отношений, а также деятельности других государств, между­народных организаций и союзов в регионе его расположения. По всем этим вопросам посольству надлежит информировать Президен­та Российской Федерации, Правительство, МИД России и другие федеральные органы власти, вносить в установленном порядке пред­ложения по развитию отношений между обоими государствами и обеспечению интересов России в соответствующем регионе.

Положением о посольстве Российской Федерации предусмат­ривается участие посольства в подготовке международных догово­ров России с государством пребывания и выработке предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении дей­ствия двусторонних договоров с ним, активное участие в других вопросах договорной практики.

На Посольство также возлагается: распространение в государ­стве пребывания официальной информации о внешней и внутрен­ней политике Российской Федерации, ее социально-экономичес­кой, культурной и духовной жизни; участие в подготовке и осу­ществлении обменов на высшем и высоком уровне, а также визи­тов в страну пребывания официальных делегаций, включая делега­ции Федерального Собрания Российской Федерации; делегаций и представителей федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.

К функциям посольств относится также:

— консульская деятельность, включающая, помимо консуль­ской работы как таковой, общее руководство деятельностью кон­сульских учреждений в стране пребывания. Особое значение при этом придается установлению и развитию связей и контактов с со­отечественниками, проживающими в государстве пребывания;

— осуществление мер по обеспечению безопасности как само­го посольства, так и всех загранучреждений Российской Федера­ции, их сотрудников и членов семей, организация действий рос­сийских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций и руководст­во этими действиями;

— представительство и защита в государстве пребывания инте­ресов третьих стран на основе соответствующих договоренностей.

Помимо Положения, определяющего их основные задачи и функции, структуру и организацию Посольства, специальным По­ложением определяются функции, права и обязанности Посла.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве является высшим официальным предста­вителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пре­бывания.Он возглавляет Посольство Российской Федерации, не­посредственно руководит его работой, определяет структуру в соот­ветствии с нормативными актами МИД России, распределяет долж­ностные обязанности между сотрудниками, несет персональную от­ветственность за выполнение полученных возложенных на Посоль­ство задач и осуществление им функций и отчитывается перед МИД России за выполнение полученных указаний и поручений.

С помощью аппарата посол обеспечивает проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государстве пребывания,направленной на защиту национальных интересов, су­веренитета, безопасности и территориальной целостности Россий­ской Федерации, а также прав и интересов ее граждан и юриди­ческих лиц. С этой целью осуществляет координацию деятельнос­ти и контроль за работой находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, российских государ­ственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Россий­ской Федерации. В свою очередь, руководители указанных пред­ставительств, делегаций и групп обязаны согласовывать свою дея­тельность с послом, оказывать ему содействие в осуществлении его полномочий и информировать о своей деятельности.

Послу предоставлено право с уведомлением МИД России при­останавливать исполнение решений и предотвращать действия перечисленных выше органов, учреждений, организаций и пред­приятий, в случае, если такие решения и действия не отвечают ин­тересам Российской Федерации. При необходимости он может также решать (по согласованию с МИД России) вопросы досроч­ного прекращения работы как сотрудников Посольства, так и иных, находящихся в государстве пребывания представительств Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, членов их делегаций и групп специалистов, а также сотрудников представительств субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем послу предоставлено право поощрения сотрудни­ков подчиненного ему аппарата. Он вносит в установленном по­рядке предложения о представлении особо отличившихся сотруд­ников к награждению государственными наградами, присвоении почетных званий, о повышении их в ранге и должности, о продле­нии сроков работы за границей.

На посла возложена также обязанность принимать необходи­мые меры, чтобы в государстве пребывания обеспечивались в со­ответствии с международным правом и законодательством государства пребывания привилегии и иммунитеты, предоставляемые как посольству, так и иным представительствам Российской Феде­рации, их сотрудникам и членам их семей, дипломатическим ку­рьерам и следующей с ними дипломатической почте.

Структура Посольства Российской Федерации как, впрочем, и структура дипломатического представительства любой страны за­висит от штатно-финансовых возможностей. Многое определяется также политическим режимом и характером государства, с кото­рым установлены дипломатические отношения, степенью их раз­витости в экономическом и социально-культурном плане, местом и ролью в мировом сообществе.

Выше мы рассматривали порядок установления дипломатичес­ких отношений. После совершения всех формальностей наступает подготовительный период открытия посольства.

В этих случаях обычно принято направлять в страну аккреди­тования специальную «передовую группу», в обязанности которой входит подыскание временного или постоянного здания для раз­мещения представительства. Иногда передовой группе поручают решение вопросов строительства здания представительства с уче­том предъявляемых к нему требований.

В такую группу, как правило, возглавляемую опытным дипло­матическим работником, входят специалисты, знакомые с требова­ниями, которые предъявляются к служебным помещениям пред­ставительства, размещению в нем соответствующих служб. Особое значение имеют вопросы, относящиеся к обеспечению безопас­ности служебных помещений. В такую группу может быть вклю­чен и финансовый работник для определения затрат, связанных с организацией представительства и финансовым обеспечением его нужд.

Работа передовой группы должна быть рассчитана на короткие сроки с тем, чтобы не задерживать приезда главы представительст­ва и его сотрудников. Разумеется, предполагается, что группе будет оказано соответствующее содействие со стороны властей страны пребывания.

Примерная кадровая структура посольства при наличии доста­точного штата может быть следующей:

Чрезвычайный и Полномочный Посол — высший официальный представитель России, аккредитованный в государстве пребыва­ния. Возглавляет посольство, определяет его структуру, распреде­ляет должностные обязанности между сотрудниками, несет персо­нальную ответственность за деятельность посольства и каждого его служащего.

советник-посланник — как правило, в случае отсутствия Посла в стране пребывания, исполняет функции временного поверенного в делах. Он может осуществлять руководство одной из групп, например, группой отношений со страной пребывания;

советник — руководит группой, занимающейся изучением внешней политики страны пребывания;

советник — руководит группой, изучающей внутреннее поло­жение в стране пребывания (внутриполитическая группа);

советник — руководит экономической группой, изучающей экономику страны пребывания, ее внешнеэкономические связи, перспективы развития отношений с ней собственной страны;

1-й секретарь — руководит группой культурных связей со стра­ной пребывания;

1-й секретарь — руководит пресс-группой (пресс-атташе по­сольства);

1-й секретарь или 2-й секретарь — руководит консульским от­делом посольства;

атташе[84] — руководит группой, занимающейся вопросами дипломатического протокола. Нередко эти вопросы поручаются помощнику Посла.

Остальные члены дипломатического персонала входят в состав групп.

Здесь указано только возможное распределение основных обя­занностей между дипломатическими сотрудниками посольства, ис­ключая представителей других ведомств, в том числе военных ат­таше. Статус, права и обязанности каждого дипломатического слу­жащего посольства зафиксированы в соответствующих должност­ных инструкциях, которые утверждаются руководителем посоль­ства.

Разумеется, в тех случаях, когда штаты дипломатических пред­ставительств не велики, такую разбивку на отдельные группы сде­лать не удается, в силу чего одним и тем же дипломатическим со­трудникам приходится заниматься различными вопросами одно­временно.

Вопросы межгосударственного обмена

Расширение международных связей вызвало к жизни различ­ные формы межгосударственного обмена. Здесь и визиты глав го­сударств и правительств, конференции, саммиты, совещания, обмен межпарламентскими делегациями, рабочие поездки пред­ставителей различных ведомств и обмен делегациями по общест­венной линии, приглашения музыкальных и артистических сил и многое другое: всякого рода официальные и неофициальные встречи, симпозиумы и т.п.

В случае визита в страну пребывания из России официального лица или делегации в задачу посольства входит участие как в под­готовке визита, так и в его проведении. На работников посольства ложится уточнение программы визита, проработка всех организа­ционно-содержательных вопросов предстоящих встреч, бесед, переговоров, поездок по стране, церемониальных и протокольных вопросов. Конечно, в основном эти вопросы решает приглашаю­щая сторона. Но все это делается при консультациях с посоль­ством, учитываются его рекомендации и советы.

Кроме того, такого рода визиты практически всегда предпола­гают встречи с представителями прессы, проведение пресс-конфе­ренций и брифингов, выступления по радио и телевидению. Орга­низация такого рода мероприятий требует самого непосредствен­ного участия посольства. Нередко работникам посольства прихо­дится принимать участие в подготовке проектов коммюнике, текс­тов выступлений членов делегации и иных документов.

Немало сил и времени требует подготовка справочных матери­алов, которыми необходимо обеспечить членов делегации. В их числе а) общая справка о стране пребывания, содержащая краткие исторические сведения, информацию о государственном и соци­альном строе, включая сведения о политических партиях, профсо­юзах, женских, молодежных и других общественных организациях, внутреннем положении страны и ее внешнеполитическом курсе; б) справки о городах и других местах, которые делегация посетит в соответствии с программой; в) справка об особенностях культу­ры, традиций и обычаев народов, населяющих страну.

На посольстве лежит обязанность своевременно и по возмож­ности полно информировать главу и членов делегации о положе­нии в стране пребывания, обратив внимание на те отличительные черты, которые гостям следует иметь в виду. В конечном итоге, посольство обязано сделать все от него зависящее, чтобы прибыв­шие с визитом не испытывали никаких неудобств и помех в вы­полнении возложенной на них миссии.

Иное дело, когда визиты совершаются в обратном направле­нии. Нередко предложения о приглашении тех или иных офи­циальных лиц, представителей деловых кругов, общественности исходят от посольства. Разумеется, с такими предложениями по­сольство выходит лишь в том случае, если они достаточно аргумен­тированы и обоснованы как в отношении выбора приглашаемых лиц, так и в плане полезности визита для развития двусторонних межгосударственных отношений. Понятно, что такая аргументация будет убедительной только в том случае, когда она опирается на глу­бокое знание страны пребывания, происходящих в ней процессов, расстановки политических сил, экономических возможностей, сло­жившейся ситуации в области культуры, искусства, спорта и других сфер, которые имеют отношение к предлагаемому визиту.

Любой визит осуществляется с определенной целью. Поэтому важно, чтобы такая цель была достигнута и визит себя оправдал. Только проанализировав все обстоятельства, тщательно взвесив все «за» и «против», можно быть уверенным в том, что предстоя­щий визит будет результативным и конструктивным.

Во всех случаях наиболее ответственной частью является дело­вая. Здесь от посольства могут потребоваться соображения относи­тельно повестки дня переговоров, информационно-аналитические материалы по каждому конкретному вопросу, который предпола­гается обсуждать. Бывают случаи, когда посольству приходится высказывать свое мнение и по содержанию проектов итоговых до­кументов. В особо важных случаях, когда визит осуществляется на высоком государственном или правительственном уровне, глава дипломатического представительства привлекается непосредствен­но к переговорам. Понятна та ответственность, которая при этом ложится на него, как человека наиболее полно осведомленного о положении в стране пребывания.

Выше говорилось, что Венская Конвенция 1961 г. допускает возможность совмещения главой дипломатического представитель­ства или любым членом его дипломатического персонала аккреди­тующего государства своих обязанностей в стране пребывания с действиями в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации. Это положение широко использовалось в советской дипломатической практике и продол­жает использоваться в дипломатической практике современной России. Примером может служить участие Советского Союза, а впоследствии Российской Федерации в ЮНЕП — органе Гене­ральной ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды[85].

Штаб-квартира ЮНЕП находится в столице Кении Найроби. Постоянным представителем Российской Федерации при ЮНЕП по совместительству является Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Кении. На российского посла в Кении возложена и другая обязанность. Он является представите­лем Российской Федерации также в Центре ООН по населенным пунктам (ЦНП), который функционирует с октября 1977 г. и имеет штаб-квартиру в Найроби.

В задачу ЦНП входит координация всех видов деятельности в области населенных пунктов. Основные направления его деятель­ности: планирование развития населенных пунктов, жилищное строительство и общественные службы; развитие местного стро­ительного сектора, и инфраструктура населенных пунктов; моби­лизация финансовых ресурсов для развития населенных пунктов.

Назначение Чрезвычайного и Полномочного Посла Россий­ской Федерации Постоянным Представителем по совместительству при международных организациях ведет к увеличению объема выполняемых функций дипломатического представительства, что следует учитывать при определении состава посольства.

Особую форму контактов между правительствами государств, которые по каким-то причинам не готовы установить между собой дипломатические отношения или прервали установленные ранее, но заинтересованы поддерживать между собой контакты непосред­ственно являются так называемые «секции по интересам». Вэтих целях ими направляются в столицы друг друга группы дипломатов в посольства стран, согласившихся их принять для возможного поддержания такого рода контактов. Эти группы именуются «сек­циями по интересам». Дипломатический персонал этих секций за­носится в дипломатический список и пользуется наравне с други­ми сотрудниками посольства дипломатическим иммунитетом, и, что является главным, получает возможность устанавливать необ­ходимые связи с МИД страны пребывания.

Секции по интересам могут иметь свое помещение. Однако им не позволено демонстрировать флаг своего государства, а также другие государственные символы. Автомашины, используемые персоналом секции, также получают номера, присвоенные посоль­ством, при котором они функционируют. В своей деятельности персонал секции строго следует указаниям своего правительства.

Примером таких секций могут служить секция по интересам Южно-Африканской Республики в Москве, созданная в 1991 г. при посольстве Австрии и секция России при Посольстве Австрии в Претории. Результатом деятельности указанных секций явилось соглашение об установлении между Россией и ЮАР в 1992 г. дип­ломатических отношений.

Использование секций по интересам не является юридически утвердившейся формой сношений между государствами и основа­но только на неофициальной договоренности между ними. Созда­ние и деятельность подобного рода секций не регулируются какими-либо международными конвенциями. Тем не менее опыт свиде­тельствует о достаточно высокой эффективности их деятельности. В заключение обратим внимание еще на один немаловажный для дипломатии и дипломатической службы вопрос. Он касается дипломатических миссий, как особой формы дипломатических сношений.

В практике дипломатического взаимодействия государств по­мимо дипломатических представительств, действующих на посто­янной основе, для решения конкретных задач используется и такой институт, как специальные миссии (ad hoc — для данного случая). Венская Конвенция о специальных миссиях, вступившая в силу 21 июня 1985 г., определяет специальную миссию как мис­сию, имеющую представительный характер и посылаемую одним государством в другое для рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в этом государстве определенной задачи.

Функции миссий определяются по взаимному согласию при­нимающего и направляющего государства, причем независимо от того, имеются или нет между государствами дипломатические или консульские отношения. Более того, при наличии таких отноше­ний их разрыв не прекращает деятельности специальной миссии.

Осуществлять миссию единолично или быть ее главой (напри­мер, делегации на конференции) может глава государства или правительства, министр, член парламента или специально уполно­моченное лицо. Выполнение миссии может быть поручено акк­редитованному за рубежом послу или послу по особым поруче­ниям.

Анализ отечественного и зарубежного опыта деятельности дипломатических представительств убедительно свидетельствует, что гибкая и разветвленная система такого рода структур, при на­личии высококвалифицированных дипломатических работников обеспечивает успешное функционирование дипломатического ве­домства страны. Принципиальная позиция государства в междуна­родных делах, эффективные и, главное, профессиональные дейст­вия дипломатических представительств позволяют привести в дей­ствие многосторонние механизмы международного сотрудничест­ва, действовать последовательно и целеустремленно, проводя сба­лансированную, многовекторную международную политику[86].

Контрольные вопросы

1. Перечислите функции дипломатических представительств в со­ответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Классы глав дипломатических представительств. Как называют­ся дипломатические представительства, которые они возглавляют?

3. Что такое агреман? Как он запрашивается?

4. Что такое верительная, отзывная и отпускная грамоты?

5. Как аккредитуются военные атташе?

6. Права и обязанности Чрезвычайного и Полномочного Посла?

7. Дуайен дипломатического корпуса и его функции?

8. Посольство Российской Федерации: его статус, структура и функции.

9. Основные направления, формы и методы работы посольства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. М., 1997. С. 194—212.

3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. // Сборник материалов по кон­сульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. М, 1997. С. 213-251.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверж­дена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.

5. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

6. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступ­ления. М., 2000.

7. Дипломатический словарь. В трех томах. М., 1984—1986.

8. Курс лекций по советской дипломатической службе / Под ред. И.Г.Усачева. М., 1986.

9. Вуд Джон и Серре Жан. Дипломатический церемониал и прото­кол. М., 1974.

10. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1947.

11. Селяншов О.П. Дипломатическое представительство. М., 1986.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *