Чем занимается product manager

Кто такой продакт-менеджер на проекте и может ли он получиться из ведущего разработчика?

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Меня зовут Людмила, я 7 лет работаю продакт-менеджером. Сейчас расскажу, на что это похоже.

Самое возвышенное и нежное существо на проекте — это архитектор. У него всегда мысль, пронзающая пласты веков. Но архитектор — это техническая специальность, и архитектор не может управлять проектом в том плане, что он не решает напрямую, что нужно будет пользователям. Это делает продакт-менеджер.

Продакт-менеджер сильно пересекается по функционалу со многими другими ролями. Может выполнять задачи руководителя проекта. И ещё делать кое-что до и после этого. Вот его функционал вкратце:

Как становятся продакт-менеджерами?

Иногда это происходит как спонтанное квантовое явление. Был некий человек, который сначала поработал инженером, потом стал тимлидом, потом руководителем проекта, нахватался навыков защиты финмодели и общения с поставщиками… И вот к нему приходит идея. Он несёт её руководителю, руководитель даёт ему задачу разведать область посильнее, далее делается расчёт, и вот уже через месяц-другой наш герой занимается реализацией проекта, который сам и придумал. Ещё не понимая толком, во что ввязался.

На деле, конечно, в 98% случаев на продакта надо учиться. Менеджером по продукту может стать руководитель проекта, тимлид, инженер, редко маркетологи (и почти никогда не может стать продавец).

На первом проекте будет море грабель, пота и слёз, будут детские косяки и непонимание базовых вещей, но в конце всё, скорее всего, сложится. Потому что энтузиазм. И в этот момент, когда стало понятно, что человек довёл проект до конца, в глазах учредителей компании и генерального директора он приобретает особую ценность.

Дело в том, что им не нужно руководить. Это руководитель команды, который умеет сам находить себе работу, сам обосновывать её выгоду для компании и сам делать. То есть тот, кто двигает бизнес вперёд. Естественно, ему даются ресурсы для всего этого.

Поиск идеи

Есть стратегия компании, есть рынок, есть все ресурсы компании (как материальные, так и в виде знаний и связей) — можно двигать горы. При определённом умственном напряжении. Поэтому первое, что делает продуктолог — это анализирует возможные направления «куда копать». Иногда у него есть вводные вроде «мы хотим захватить вот этот рынок за два года», иногда продавцы говорят, что клиенты спрашивают часто что-то новое для какой-то задачи.

Первая часть работы — проработка идеи. Это поиск возможных гипотез, попытка их подтверждения, анализ рынка — и создание идеи продукта. Генерация идеи — творческий процесс. Процедура превращения идеи в продукт для рынка — это процесс или проект, где много участников из разных подразделений компании и у каждого своя роль. Сам менеджер по продукту отвечает за концепцию продукта. Для доказательства идеи приглашаются архитектор, юристы, финансисты и другие люди, но продуктолог всем этим дирижирует. И за всё это отвечает. И обеспечивает взаимодействие между всеми.

«Продакт» думает, кому нужен продукт, какой бизнес удастся привлечь, на какую долю рынка можно рассчитывать. Главное в идее — УТП, то есть уникальное торговое предложение. Иногда бывает так, что идея берётся уже имеющаяся, но на новом техническом решении, и это позволяет обеспечить куда более интересный функционал и фичи.

Источники появления продукта обычно это:

Защита идеи

Идею мало найти, надо её защитить. То есть приземлить и монетизировать. Надо четко понимать, как это продавать и кому. Начинается оценка рынка, технический маркетинг, составление бизнес-кейса. Нужно учесть расходы на технологии, проектирование. Продумать участие третьих сторон — партнеров. Узнать цены на всё. Получить оценки на разные части проекта. Договориться предварительно, собрать прайсы, посчитать железо и все ресурсы.

Например, чтобы запустить ТехноДиск (наш облачный файлообменник), мы развернули ИТ-инфраструктуру и софт, адаптировали на основе готового решения портал пользователя, интегрировали с ИБ и другими системами, проработали лицензионные соглашения, договоры с поставщиками и т. д. Всё это надо было заранее посчитать.

Потом проект защищается, потом идут детальные спеки, но в рамках бюджета, который был обоснован шагом ранее. Дальше дается согласование на закупку.

В подготовке бизнес-кейса самое сложное — спрогнозировать доходы.
Для этого оценивается рынок: можно или поставить реалистичную цель вроде «хотим 10% от российского рынка», или же экстраполируются данные текущих продаж, делается оценка по аналогам на западе. Большая аналитическая работа из серии вопросов на собеседованиях «Сколько каблуков в Екатеринбурге». Естественно, есть некие допущения, но они минимизируются разными инструментами.

Например, на базе нашего облака (IaaS) есть много PaaS и SaaS-сервисов. Мини-проект может выглядеть так: есть потребность в объектном хранилище с полной поддержкой Amazon S3 API — сколько клиентов перейдёт? Сделали оценку, пригласили — начали пользоваться.

С совершенно новой услугой сложнее всего. Часто надо пройти сотни клиентов с исследовательскими агентствами. Важно проверить прогноз и попасть в ожидания заказчика, может, даже сделать некий тест с заказчиком. А ещё само появление продукта на рынке меняет прогноз его потребления, но это отдельная история.

Реализация

Это работа проект-менеджера (хорошо, когда у менеджера по продукту есть отдельный проджект, это сильно облегчает жизнь) и архитектора. Мои коллеги по ссылкам очень хорошо всё расписали. По сути — рисуем план, собираем рабочую группу и арбайтен. Действуем.

Пока архитекторы, программисты и подрядчики выполняют свои задачи, продуктолог формирует тарифы, готовит комплект документации по продукту — sales kit и маркетинговые материалы по продукту (включая контент для сайта). Может совместно с маркетологом составлять план продвижения продукта.

Далее запускается тестирование перед приёмкой.

После приёмки

После приёмки продуктолог проводит обучение для продавцов и всем всё объясняет. Что за идея, кому нужна, почему крута, как продать.
Дальше продакт-менеджер всех поддерживает и консультирует: может участвовать в продажах, ходит на конференции и клиентские мероприятия, чтобы там рассказывать про продукт.

Продакт-менеджер ездит на продажи. Первые разы разбирается что и как. Получает обратную связь: как продается, что поправить, как продукт встречается с реальным миром. Нельзя просто взять и отправить продукт в свободное плавание.

Когда продукт сдан, менеджер по продукту продолжает его поддерживать. Часто нужно развитие и доработка, переработки пакетирования услуг. Кончается это обычно тем, что продукт инкапсулируется во что-то крупное или просто заканчивает свой срок жизни.

Проект заканчивается приемкой, далее развитие услуги, может быть, новый проект или ведение бэклога. То есть по мере развития продукта после приёмки продакт-менеджер тратит всё меньше времени на него, и всё больше на что-то другое, новое. Продакт-менеджер может вести несколько продуктов, например, несколько в сопровождении и развитии, один в запуске — новый.

Сложности

Первое — нужно всегда быть в курсе всего, что происходит на рынке. То есть следить за новыми трендами. Чаще всего это море мусора, и выживают хорошо если 10% новых
технологий. Но знать надо все, чтобы не пропустить что-то важное.

Иногда идея нового крутого продукта приходит во время реализации чего-то достаточно обыденного. Тут иногда приходится жертвовать и отдавать её другому продуктологу после защиты перед продуктовым комитетом. Жалко, но если вообще не делать — будет плохо.

Очень часто в обсуждении идеи продукта накаляется обстановка между продуктологом и инженером-разработчиком. Дело в том, что у разработчика может быть своё видение продукта, и он знает, как надо лучше. Часто это выражается в перфекционизме, но технический перфекционизм не всегда продается. Решается очень детальным объяснением, почему и какой продукт нужен рынку. И что стартовать надо с минимального пакета, а потом по мере развития заниматься навешиванием фич.

Иногда бывают эпические битвы архитекторов, у каждого из которых есть свой план реализации чего-то, и нужно отстоять конкретную технологию. Сложно понять, но побеждает не наиболее красивое, а наиболее функциональное и рациональное решение.

Редко бывает, что у инженеров, наоборот, не хватает знаний или опыта в конкретной области и тогда они пытаются убрать из продукта куски, где неуверенно себя чувствуют. Или частный случай — то, что инженеру кажется невероятно сложным, может быть вполне земным. Сложность в деньги не всегда выливается, поэтому иногда надо очень много думать и получать красивую реализацию. У меня был проект, где инженеры мне говорили, что это невозможно, а потом через несколько дней приходили и говорили, что придумали, как реализовать.

Иногда нужна железная воля руководителя компании. Самые серьезные бои идут в области информационной безопасности. Причём как своей, так и заказчиков — например, в истории с облачными технологиями службы ИБ заказчиков относятся к внешнему с недоверием. Бывает и смешное: «А кто вендор? Иванов? Он нашего CSO в школе бил, работать не будем». Бывают вещи вроде «не используем беспроводные сети», «не работаем с вендрами на «М»» и так далее.

Как оценивают продуктолога?

Ещё пара вещей

Когда твой продукт работает — это еще не победа. Победа — это когда твой продукт приносит прогнозируемый доход. Например, для меня облако Техносерв — это огромная история, где, с одной стороны, я просчитала всё от начала до конца и смогла добиться реальных финансовых результатов, а с другой — понимаю, сколько ещё всего надо сделать!

Куда можно пойти из продакт-менеджера? В руководителя подразделения, директора портфеля продуктов, директора по развитию бизнеса, консультанта, пойти в продажи или открыть свой бизнес. Но это требует очень хороших навыков управления и общения, которые начинают быть актуальными, начиная с роли руководителя проекта.

Текст подготовлен Людмилой Лепехиной, продакт-менеджером Техносерв Cloud.

Источник

Кто такой продакт-менеджер: объясняем на гифках

Ксения Суворова на гифках рассказывает о том, кто такой продакт-менеджер.

Профессия продакта появилась на рынке не так давно. Каких-то пять лет назад это был «неопознанный лосось» в digital-мире. Сейчас без продакт-менеджера или руководителя продукта не представляют себе жизни большинство стартапов, бизнесов и вообще весь мир ИТ.

Поэтому решили помочь разобраться в обязанностях продакта с помощью гифок.

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product managerкурс

Product
manager

Продакт — руководитель

Когда продакт-менеджеров не было, отношения между заказчиком и разработкой или дизайн-отделом выглядели часто так:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Теперь есть арбитр — продакт, который с легкостью делает вот так:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Чтобы вместо первой гифки получалась вторая, необходимо знать множество нюансов:

Продакт — заказчик и исполнитель

Если задачи ставятся неправильно или никто не следит за их исполнением; если о гибких методологиях даже не слышали; если неприоритетные задачи делаются быстрее и лучше, чем действительно важные, то вот что происходит:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Руководитель продукта должен понимать всю ответственность за свои действия. Потому что её несёт не разработчик, не дизайнер и тем более не отдел маркетинга. Просто представьте, что ваша команда в работе над продуктом — это они:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Ну вот как таких обидишь? Это первое… А второе — конечно, разработчик может сам поставить задачи и решить их как хочет и когда хочет. Но тогда о слове «приоритет» можно забыть. Такая же история и с дизайнером, когда стремление «покреативить» перевешивает пользу, пользовательскую историю, удобство и цели, которые стоят перед задачей.

Продакт — не разработчик, не дизайнер, не тестировщик, не маркетолог

Кто такой разработчик? Когда ему приходится править чужой код, или php в очередной раз тянет совершить самоубийство, или вёрстка поехала, потому что семантика кривая, или когда поставили задачу и выделили на неё в три раза меньше необходимого времени. Тогда разработчик выглядит вот так:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Задача продакта — сделать продукт крутым и не расстраивать разработчика, ставя правильно задачи, распределяя время и обозначая приоритеты. Иначе будет мало фич и множество неисправленных багов.

Дизайнер чаще всего напоминает нам вот эту гифку. Покреативить не дают, а хочется. Или покреативил и увидел результат:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Дизайнеры тоже люди. Но иногда креатив или стремление сделать «вот так» в обход пользовательской истории, дружелюбного интерфейса или задачи, стоящей перед баннером — перевешивает. Чтобы такого не случилось, продакт должен понимать, что, как и зачем происходит. Почему и как можно делать, где нужен креатив, а где всё же во главе угла — пользователь или маркетинговые цели.

Тестировщик в конце рабочего дня, а иногда и в начале и даже в середине выглядит вот так:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Тестировщик находит баги даже там, где их чисто теоретически быть не может. Это его работа. А работа продакта — решить, какие баги с пометкой «критикал», а какие — терпят, и о них можно забыть.

Ничто лучше не иллюстрирует маркетолога, чем эта гифка:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Сказка про Буриданова осла, стоящего перед двумя одинаковыми кучками сена — правда. Только в условиях ограниченного бюджета, сил разработки и количестве задач маркетолог становится несчастным человеком, не могущим выбрать за что взяться.

Чтобы этого не происходило, продакт должен понимать, как привлекается трафик, совершается лидогенерация. Поэтому стремление продакта сделать жизнь маркетолога проще, наладить процесс анализа эффективности, настроить определённые параметры в CRM и так далее. Продакт — это и о маркетинге тоже.

Возьмём пример: появился Яндекс.Дзен, маркетолог решает попробовать новый инструмент, но видит требования к RSS, теряется и бежит к продакту. Продакт должен понимать, как важно привлечение нового трафика и он даёт задачу отделу разработки переделать RSS под требования нового сервиса Яндекса. Вуаля, пара часов работы с задачей с пометкой «срочно», и через два дня трафик вырастает.

Именно всё это вместе и творит магию. Вот так:

Источник

Чем на самом деле должен заниматься менеджер продукта

Ярополк Раш из Wargaming рассказал, кого на самом деле ищут работодатели, чем продакт-менеджер отличается от продюсера и по какому фреймворку он работает.

Проблема большинства продуктовых конференций в том, что темы докладов не имеют никакого отношения к управлению продуктами. Докладчики рассказывают о метриках, модных фреймворках, OKR и KPI, но не о том, чем на самом деле должен заниматься менеджер продукта. Попробуем разобраться, почему так вышло.

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Кого на самом деле ищут работодатели

Работодатели сообщают рынку свои представления о продакт-менеджменте через описания вакансий. Если почитать вакансии «продакт-менеджеров», становится понятно, что большинству работодателей нужны совсем не они. Например, объявления Wargaming и EPAM — это вакансии обо всем, кроме продакт-менеджмента:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager
Wargaming — 10 слов на тему продакт-менеджмента

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager
EPAM — половина пункта имеет отношение к продакт-менеджменту.

Эти компании ищут продюсеров. Продюсер — достойная профессия и давно существует в сфере развлечений, кино и в музыке. Проблема в том, что она не имеет отношения к продакт-менеджменту.

Продюсер — это человек, который делает за деньги то, что сказано, и с использованием ресурсов, которые есть. Ему не важно, что потом станет с этими ресурсами, если мы говорим о людях. Так, Лес Гроссман в «Солдатах неудачи» — это архетип настоящего продюсера. Еще важно, что продюсер может поставить свет, сесть за камеру или пульт микшера. Он знает ремесло зачастую не хуже исполнителей. В общем, продюсер — это такой ПМ на стероидах. Я буду счастлив, если большую часть продакт-менеджеров переименуют в продюсеров, потому что это будет правдой.

Наш типичный продакт-менеджер не очень умеет кодить, но очень хочет, вот и нашел место рядом с разработчиками и лезет к ним. Из-за этого я скоро перестану называть себя продакт-менеджером, потому что будет неприлично так представляться, особенно в среде настоящих бизнесменов. «Продакт-менеджер» для них — это непонятная роль с размытым смыслом, а ведь это заказчики нашей работы.

Главная задача менеджера продукта

Так кто же такой менеджер продукта? Почти у каждого из вас в школе был человек, который догадался, что у вас есть карманные деньги на покупку школьных завтраков, и понял, что есть вещи, которые в школьной столовой не продаются, но вы предпочтете купить их, а не завтраки. Допустим, это шоколадки. Человек, который соединил в уме потенциальный спрос, возможность реализовать ценность в нужном месте и продать ее с 800% накруткой — психотип продакт-менеджера.

Первоочередная задача продакт-менеджера — описать условия, при которых возможно извлечение прибыли в краткосрочной, среднесрочной или дальней перспективе. Не новые клевые фичи и не трафик на лендинг, а условия, при которых возможно извлечение прибыли в удобном для вашей компании варианте.

Продакт-менеджер определяет целевые сегменты, их потребности и условия, при которых они должны быть удовлетворены. Иногда получить прибыль невозможно, пока продукт не будет удовлетворять потребности нескольких сегментов: например, чтобы к вам пришли создатели контента, нужно, чтобы к вам пришли и потребители контента.

Задача продакта тут — осознать условия, в которых нужные сегменты подтянутся к продукту, и определить реалистичность такого сценария.

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

В общем, если вы продакт-менеджер, у меня плохие новости — вы не создаете никаких объектов, не управляете разработкой, не синхронизируете функции и не копаетесь в метриках.

Продакт-менеджер описывает условия, при которых возможно извлечение прибыли.

Наш продакт-менеджер, фигурально выражаясь, вылез из окна движущегося автомобиля, держится за него пятками и пытается влезть в соседний автомобиль, чтобы сказать разработчику, который пытается закрыть окно: «Чувак, ты всё делаешь неправильно. Вот скругление кнопок, которое будет идеальным». Не надо этого делать, это не ваша работа. Ваша работа — описывать условия, при которых возможно извлечение прибыли.

Управлять продуктом, не разработкой

Продакт-менеджер управляет продуктом, проджект-менеджер — командой разработки. Чтобы вас всю жизнь не считали проджект-менеджером, а считали продактом, нужно заниматься продуктовым управлением. Продукт управляется по фреймворку, известному всем со времен Ноя и его ковчега:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Аудитория. О ней забывают, потому что считают, что целевая аудитория — это 100% людей подключенных к интернету. Это неправильно.

Если сказать, что целевая аудитория игры — консольные игроки, предпочитающие соревновательный геймплей, останется масса вопросов. Кто это, как и где их искать? Они играют в спортивные симуляторы или в сессионные шутеры?

Смысл сегментации в том, чтобы описать сегмент, который монолитен внутри по отношениям, предпочтениям и т.д. Соцдем занимает последнее место — он имеет значение только в особых случаях.

Воронка продаж. Если вы работаете с продуктом, вам придется понять, как работать с воронкой продаж. Снова плохие новости — воронка начинается не на лендинге, а гораздо раньше. Многие продакт-менеджеры и целые компании игнорируют все этапы воронки, кроме момента совершения покупки и, как ни парадоксально, теряют продажи.

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager
Воронка продаж

Стратегия. Принципы не менялись с тех пор как люди поняли, что можно нарисовать карту, показать, где на ней стоят враги, и нарисовать стрелочку: если они ждут слева, мы обойдем их справа.

Стратегия не имеет смысла, если пишется более чем на год. Те, кто просит планы на три или пять лет, об этом знают и не ждут истины, начиная с 13 месяца. Они в курсе, что через полгода или первые 12 месяцев вы придете и скажете: «Есть уточнения».

Стратегия более чем на год — наркоманская экстраполяция, которая не имеет отношения к действительности.

Тактика. Любое количество P (Product, Price, Promotion, Place) или C (Customer, Competition, Company), которые вам нравятся. Подробнее об этом в статье.

Диагноз, стратегия и тактика

Ни «исследования», ни «анализ» не ведут к действиям. Когда вы приходите к врачу, вы не хотите, чтобы он «поисследовал» и «поделал анализы», а хотите, чтобы он сказал, что будет лечить.

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager
Красное — то, что чаще всего видим, а зеленое — что хотим.

Если продакт знает, что «лечить», становится понятно, есть ли смысл это делать или нужно заниматься другими делами. Но чаще всего мы начинаем управлять продуктами не с той стороны — не с определения проблемы, а с выбора решений.

Лично мне в тактике хватает классических четырех P:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Если вы занимаетесь только изменениями в продукте, вы как продакт-менеджер даже на кошачий корм не годитесь. Вы профнепригодны, потому что Product — это 8% от продакт-менеджмента, остальные 92% вы упустили. Это называется фичеризмом, и им страдают многие продакты.

Многие из нас были свидетелями ситуаций, когда продакт-менеджер на совещании со стейкхолдерами стучит по столу: «Ну всё, ребята, давайте говорить на языке бизнеса». В этот момент можно заметить — стейкхолдеры отворачиваются, чтобы не заржать. Дело в том, что человек, который считает себя продакт-менеджером, начинает жонглировать метриками: ROI, ARPU, CTR. Дальше встреча или быстро закончится, или стейкхолдер прицепится к одной из аббревиатур и поставит дурацкую задачу продакту. Продакт берет под козырек и радуется, как он прижал этого стейкхолдера данными.

Сами по себе метрики ничего не значат.

Метрики не являются языком бизнеса, метрики — это чувствительные молекулы на щупальцах, которые растут из неочевидных мест вашего бизнеса. Языком бизнеса является диагноз, стратегия, тактика или проблема, план, решение.

Как работать по фреймворку

Если вы продакт-менеджер, вы понимаете, что связка диагноз, стратегия и тактика — это ваш фреймворк. Если вы хороший продакт-менеджер, вы понимаете его нюансы.

Последовательное движение. От одного этапа к следующему вы движетесь последовательно — как по рельсам на железной дороге.

Например, вы поставили диагноз, передвигаетесь к стратегии, запороли стратегию — возвращаетесь к диагнозу. Поработали с диагнозом — перешли к стратегии, стратегия сложилась — перешли к тактике, тактика не клеится, дорого слишком, — возвращаетесь к стратегии. В общем, двигаетесь вперед-назад по этим рельсам до тех пор, пока всё не выстроится.

Равные усилия. Если у вас проект, который в разработке занял полгода, то с большой вероятностью год вы потратили на диагностирование и выбор стратегии.

Система мультипликативна. Этапы фреймворка (диагноз, стратегия, тактика) — это множители. Если вы пропустили или запороли этап — вы получаете ноль в множителе, всё летит сами знаете куда.

Управление качеством. Как хороший продакт-менеджер вы должны управлять качеством диагноза, стратегии и тактики, а не смотреть, как аналитик хранит данные или как написан код. Допустим, качество оцениваем по шкале от 1 до 10. Никто не хочет тратить 18 месяцев жизни, чтобы сделать 1 х 1 х 1. Вряд ли кто-то делает на 10 из 10, поэтому стремитесь хотя бы к 8 х 8 х 8. Продакт-менеджмент — это искусство управления качеством элементов продуктового фреймворка.

Market orientation, которым никто не занимается

Не путайте market orientation с customer development. Смысл первого в том, что вы ничего не знаете о продукте, пока не спросили у пользователя. Customer development — это один из десятков способов качественного анализа. Он, как любое качественное исследование, не работает без количественного анализа и наоборот.

Суть Market Orientation в том, что вы — наименее квалифицированный человек, чтобы иметь мнение о своем продукте, потому что вы предвзяты. Таким образом, ваше мнение не только глупое, но и опасное.

Количественные и качественные исследования делаются вместе. Без качественных вы будете задавать неправильные вопросы и придете к неправильным ответам, а без количественных вы будете делать продукт для фокус-группы, а не для пользователя.

Работа с аудиторией. Судя по описаниям вакансий, от 6 до 8% деятельности продакт-менеджера — пойти и спросить у аудитории, что ей нужно. В реальности всё еще хуже — вам некогда.

Если вы не ориентируетесь на рынок, с вами происходят дурацкие вещи:

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager

Вот первый пример ошибок, которые совершают не маркет-ориентированные маркетологи и продакт-менеджеры. На картинке два списка:

Или, допустим, вы пишете документ о brand purpose, который расскажет людям, как их жизнь изменится и они станут теми, кем они не являются. Когда вы пишете, вы представляете Илона Маска, потому что хотите быть как он. А, судя по данным Министерства труда, предел мечтаний пользователей России, — это капитан океанского судна.

Чем занимается product manager. Смотреть фото Чем занимается product manager. Смотреть картинку Чем занимается product manager. Картинка про Чем занимается product manager. Фото Чем занимается product manager
В итоге вы напишете коммуникационную стратегию не для своей аудитории, а для самих себя.

На что тратить внимание менеджеру продукта

В книге «The Subtle Art of Not Giving a F*ck» говорится, что есть вещи, на которые вы хотите тратить внимание, и вещи, на которые не хотите. При этом внимание ограничено «штучно» — в английском варианте это f*cks to give. Этих f*cks, как правило, не более десяти.

Если у вас есть десять ресурсов, то восемь стоит тратить на то, чтобы выяснить, для какой аудитории и что нужно сделать, чтобы там появились деньги. Оставшиеся два потратить на поиск ответа, каким проектом займетесь, когда этот не получится. Мы все живем в итеративном мире, но считаем, что продакт-менеджер — это супергерой. Какой продукт ему ни дай, он с помощью суперспособности изменит реальность так, что она станет подходить для хренового продукта. И он делает это вместо того, чтобы искать Product/Market Fit и пробовать варианты.

Но вы должны морально готовиться к неудаче, как к неизбежному спутнику итеративного процесса. Не получился продукт — это неважно, списали его и переходим к следующему. Вот залог психического здоровья для человека, который вынужден заниматься продакт-менеджментом. Продакт-менеджмент — это серийное предпринимательство: вы пробуете, пробуете, пробуете. Пробуете не для того, чтобы кровь разогнать, а для того, чтобы найти Product/Market Fit.

Выводы

Конференция ProductSense по менеджменту продуктов — один из проектов команды ProductSense. Мы делаем расшифровки докладов с наших конференций и пишем по ним статьи.

Благодарим за подготовку статьи редактора Асю Челован.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *