Чем занимается профсоюз работников образования
Что такое Профсоюз работников народного образования и науки РФ?
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации является добровольным общественным объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.
Цели нашего Профсоюза:
Основными целями Профсоюза являются представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
Основные направления деятельности нашего Профсоюза:
Для достижения уставных целей Профсоюз через выборные органы всех уровней своей структуры:
1. Ведет коллективные переговоры, заключает соглашения, коллективные договоры, содействует их реализации.
2. Принимает участие в разработке предложений к законодательным и иным нормативным правовым актам, затрагивающим социально-трудовые права работников, а также по вопросам социально-экономической политики, формирования социальных программ и другим вопросам в интересах членов Профсоюза.
3. Изучает уровень жизни работников образования различных профессионально-квалификационных групп, обучающихся, реализует меры по повышению их жизненного уровня, по регулированию доходов членов Профсоюза (оплаты труда, стипендий, пенсий, других социальных выплат).
5. Принимает меры по предотвращению незаконной приватизации образовательных учреждений, их объектов социально-бытовой сферы, материально-технической базы в случае нарушения законодательства, регулирующего отношения собственности в сфере образования.
6. Осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательства в области занятости, за выполнением коллективных договоров и соглашений, за состоянием охраны труда и окружающей среды, за соблюдением законодательства в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников, за использованием средств государственных фондов, формируемых за счет страховых взносов.
7. Участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, используя в соответствии с законодательством Российской Федерации различные формы защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, вплоть до организации забастовок, организует и проводит собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и другие коллективные действия.
8. По поручению членов Профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращается с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
9. Осуществляет организацию и проведение оздоровительных и культурно-просветительных мероприятий среди членов Профсоюза и их семей; взаимодействует с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
10. Оказывает методическую, консультационную, юридическую и материальную помощь членам Профсоюза.
Профсоюз. Что в нем хорошего для работников и работодателя
– От родителей, которые родились и выросли при СССР, часто слышал, как хорошо было, когда в их молодости на работе был профсоюз. И путевки там были, и льготы, и чего только не было. Я сменил работу, и на новом месте действует профсоюз. Но я так и не понял, зачем он сейчас нужен. Это ведь уже не та организация, что была раньше?
– Чтобы ответить на ваш вопрос, разберемся, в чем основные различия между прошлыми и настоящими профсоюзами, и нужны ли они сегодня.
💡 Для чего нужен профсоюз
Профсоюз – это общественная организация, которая объединяет работников, связанных родом деятельности и профессиональными интересами. Таким образом, профсоюз действует не на отдельно взятом предприятии, а объединяет всех работников конкретных предприятий или отраслей для защиты общих прав и интересов. Профсоюз призван решить основные насущные вопросы – экономические и трудовые, поддерживать интересы работников и защищать их в случае нарушения.
Основные задачи любого профсоюза:
Главными приоритетами в деятельности профсоюзов являются:
👇 Профсоюзы «тогда» и «сейчас»
В СССР профсоюзы можно было смело назвать наиболее массовой общественной организацией. Они являлись важной частью единого механизма государства и партии. На деятельность профсоюзов в СССР большой отпечаток накладывала тогдашняя экономическая система. Например, профсоюзы не занимались некоторыми вопросами, которые стали обязательными в настоящее время. Советские профсоюзы не ставили вопросов о повышении зарплат, не проводили митинги или забастовки – последнее особенно распространено в современных европейских странах.
При этом без согласия профсоюза администрация предприятия или иной организации не могла уволить ни одного сотрудника. За профсоюзными комитетами оставалось последнее слово при рассмотрении любых трудовых споров, возникающих на предприятии. Через профсоюзную систему распределялись различные блага – путевки в санатории, оказание материальной помощи нуждающимся и т. д.
Полномочия и возможности современных профсоюзов в России по сравнению с СССР более ограничены. К тому же на современном российском рынке существует множество частных компаний, где профсоюзы вообще отсутствуют. С другой стороны, именно в частных компаниях образовались независимые профсоюзы, которые осуществляют деятельность независимо от иных общественных организаций.
✅ Зачем профсоюз работодателю
Многие работодатели заинтересованы в наличии профсоюзов и поддерживают их деятельность из-за преимуществ, которые могут получить. В первую очередь, это налоговые льготы и оптимизация уплаты страховых взносов.
Дело в том, что, в зависимости от решения профсоюзных членов профсоюз может функционировать как с регистрацией юридического лица, так и без нее. Если профсоюз имеет регистрацию, как юрлицо, то ему доступны все права некоммерческих организаций.
В случае госрегистрации профсоюзу разрешено приобретать в собственность имущество и свободно распоряжаться им, иметь расчетный счет, вести предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и т. д. Это регламентировано ФЗ-7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996, ФЗ-10 «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996, ст. 123.1 и ст. 123.4 ГК РФ. А значит, для работодателя будет больше возможностей использовать налоговые преференции.
Самая главная выгода для работодателя при создании профсоюза – возможность оптимизировать уплату страховых взносов. На суммы, которые выплачиваются профсоюзами, страховые взносы не начисляются. Также отсутствует двойное налогообложение по НДФЛ – налог не начисляется на профсоюзные выплаты, в том числе оказанную материальную помощь работникам, но только при условии, если источником средств являются членские взносы.
В безвозмездное пользование профсоюзам разрешено передавать большую часть объектов имущества – например, базы отдыха, спортивные центры и иные объекты, необходимые для отдыха работников, проведения среди них культурной или оздоровительной работы.
Если на предприятии действует профсоюз, который не прошел госрегистрацию, то работодатель так же может извлечь из этого пользу. Например, профсоюзные целевые поступления не облагаются налогами на доходы. А раз у профсоюза отсутствует госрегистрация, то отсутствуют и доходы, облагаемые по какому-либо налогу.
Если профсоюз имеет регистрацию в качестве некоммерческой организации, то целевые поступления на ведение уставной деятельности и на содержание профсоюзной организации не облагаются налогом на прибыль или налогом при УСН. Это особенно выгодно, если работодатель отдал организацию социально-культурных и иных мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью, в ведение профсоюза. Поступления, произведенные для устройства подобных мероприятий, и являются целевыми.
Помимо вышеперечисленного, работодатель может получить иные преимущества от профсоюза:
Минусы профсоюза для работодателя
Но, помимо плюсов при наличии профсоюза, для работодателя существуют и весьма существенные минусы:
Что такое профсоюз и зачем он нужен? Профсоюзный билет. Чем занимается председатель профсоюза?
Многие люди сталкиваются с данным термином в своей жизни, но немногие понимают, что такое профсоюз, и зачем он нужен. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и понять, как профсоюз может помочь в жизни работников.
Что такое профсоюз, и зачем он нужен?
Конечно, служащий имеет возможность и право обратиться в суд, Рострудинспекцию или прокуратуру с заявлением, однако для этого необходимо знать процессуальное законодательство, что позволит грамотно составить заявление. Но даже в том случае, если законность удастся восстановить, работодатель обязательно попробует избавиться от строптивого работника, в результате чего наемный служащий все равно пострадает.
Роль профсоюза
Председатель организации занимается организационными вопросами и часто выступает парламентарием в переговорах с руководством фирмы.
Теперь вы понимаете, что такое профсоюз, и зачем он нужен. Однако среди работодателей и даже сотрудников есть мнение, что помощи от профсоюза не дождаться, и что любая борьба против работодателя закончится победой последнего. Но существует много примеров, когда хорошо организованный профсоюз добивался выполнения требований. Если приводить аналогии, то данную организацию можно сравнить с армией: как армия готова отражать нападение противника, так и хорошо организованный профсоюз способен защищать интересы своих членов. Только с такими союзами трудящихся работодатели вынуждены считаться. Однако для того, чтобы профсоюз был действительно сильным и эффективным, каждый сотрудник, вступивший в организацию, должен принимать участие в его жизни.
Профсоюз как инструмент защиты прав служащих
Об отсутствии пользы профсоюзов
Несмотря на это многие работники пытаются узнавать, зачем вступать в профсоюз. Справедливости ради стоит отметить, что не все профсоюзы одинаково хороши. Некоторые не оказывают настоящую помощь вступившим в их сообщество работникам, и пользы от них нет никакой. К сожалению, подобных организаций сегодня существует множество. Часто встречаются профсоюзы работников образования и студентов, которые практической и юридической помощи не оказывают. У этих организаций не хватает ни ресурсов, ни полномочий для ведения подобной деятельности. У многих участников сообщества тогда возникает вполне резонный вопрос о том, чем занимается председатель профсоюза такого рода. Впрочем, иногда они могут предложить путевки в какой-нибудь санаторий по небольшой скидке или подарок на Новый год. Следует отметить, что часто приближенным к руководству профсоюзной организации участникам председатель организации может предоставить дополнительные льготы и поощрения. При этом за профсоюзный билет приходится платить всем, что сводит реальную пользу такой организации к минимуму. В крупных сообществах трудящихся состоит огромное количество рабочих, за каждого из них организация получает отчисления. В рамках одной транзакции это очень малые деньги, однако в сумме платежи составляют довольно внушительный бюджет.
Профсоюзы для работников и управляющих
Многие работодатели не заинтересованы платить в профсоюз взносы для присоединения к этой организации. Они считают, что сообщество будет только мешать, хотя на самом деле оно в первую очередь заинтересовано в стабильной работе компании. По сути, это социальный партнер, который помогает при возникновении производственных или социальных проблем у трудящихся на предприятии людей.
Профсоюз нужен работнику?
Вступив в него, он получает право:
Работники должны помнить о том, что если они не являются членами профсоюза, то они лишают себя его помощи. Таким образом, они остаются один на один со своим работодателем, и если тот нарушит какой-либо пункт договора, то добиваться справедливости придется самостоятельно.
Что дает профсоюзный билет работодателю?
Любой дальновидный предприниматель должен быть заинтересован в работе профсоюза, который окажет помощь в контроле охраны труда и обеспечении безопасных условий работы.
Заключение
Профсоюзы зародились 100 лет тому назад, и тогда целью этой организации было решение насущных проблем рабочих того времени:
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации — добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы. [1]
Сокращенное название: Общероссийский Профсоюз образования
Цели: представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
Работа: повышение уровня оплаты труда работников образования, совершенствование нормирования их труда. Правозащитная деятельность. Организация и проведение профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Лучшие школы России», «Студенческий Лидер». Обеспечение прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда и обучения. Защита социально-экономических прав и интересов студенчества. Международная деятельность. Внутрисоюзная деятельность.
Содержание
История формирования
К концу XIX века в учительской среде, как и во многих сферах деятельности, проходили процессы объединения работников. Начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый такой съезд был проведен в 1895 году и имел значение как мероприятие для повышения профессионального уровня работников образования. К 1905 году демократически настроенная часть народных учителей рассматривала объединение и борьбу с самодержавием как способ устранения невыгодных условий своего труда. Тогда был создан Союз народных учителей и других деятелей по народному образованию, являвшийся союзом всех демократически настроенных работников сферы образования. На Съезде педагогов и деятелей по народному образованию был принят Устав Союза. Большая часть делегатов Съезда высказывалась за то, чтобы Союз был не только профессиональной, но и политической организацией. На съезде избрал Бюро Московского Союза, которому вместе с Бюро Петербургского Союза предстояло подготовить материалы для Съезда по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования. 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах. Союз был признан профессиональной организацией, было издано постановление полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. К 1917 году в программу Союза в связи с сложившейся в стране ситуацией была снова включена политическая платформа. После роспуска Учредительного собрания деятельность союза была направлена против Советской власти, но вскоре в Союзе произошел раскол по политическим мотивам. власть способствовала в выходе из Союза просоветски настроенным работникам образования. Вышедшие оттуда создали Всероссийский профессиональный Союз работников просвещения и социалистической культуры. Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России. В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати. В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств. В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза : работников просвещения и работников искусств. С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России. В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР. В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР, как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР. В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.
26-27 сентября 1990 года прошёл Учредительный съезд Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР. На нём было принято решение о создании профсоюза, был принят Устав профсоюза и сформированы руководящие органы. Председателем профсоюза избран Владимир Михайлович Яковлев.
6 февраля 1992 года профсоюз переименован в Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации. [2]
Съезды профсоюза
26-27 сентября 1990 года — Учредительный I съезд Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР
4 апреля 1995 года — II съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ
5 апреля 2000 года — III съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ
18 сентября 2003 года — IV (внеочередной) съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ
5 апреля 2005 года — V съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ [3]
30-31 марта 2010 года — VI съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Председатели профсоюза
Со 2 августа 2003 года — Меркулова Галина Ивановна (до 18 сентября 2003 года — исполняющий обязанности председателя профсоюза) [4]
Членство в ассоциациях профсоюзов, других организациях
На сегодняшний день Профсоюз работников народного образования и науки РФ является членской организацией:
с 16 апреля 1993 года — Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ;
с 1 июня 1995 года — Интернационала образования (Education International, крупнейшая международная отраслевая организация, объединяющая 258 учительских профсоюзов из 140 стран мира).
с 26 июля 2006 года — некоммерческого партнёрства «Лига образования» [5] (является одним из его учредителей [6] )
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Профсоюз работников народного образования и науки РФ» в других словарях:
Профсоюз — Профессиональные союзы (профсоюзы) добровольное общественное объединение граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуре. Объединение создаётся с целью представительства и защиты… … Википедия
Учительские организации — профессиональные организации педагогов и воспитателей. В России первыми У.о. были ссудно сберегательные кассы и общества взаимной помощи в Одессе (1866), Москве (1870 Общество воспитательниц и учительниц), Рязани (1882 Общество пособия… … Педагогический терминологический словарь
Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия
Вологда — У этого термина существуют и другие значения, см. Вологда (значения). Город Вологда … Википедия
Профессиональные союзы — Профессиональный союз (профсоюз) добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д.. Объединения создаются с целью… … Википедия
Профессиональные союзы. — (профсоюзы) добровольное общественное объединение граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуре. Объединение создаётся с целью представительства и защиты социально трудовых прав и… … Википедия
Среднее профессиональное образование — (СПО) средний уровень профессионального образования. Содержание 1 Среднее профессиональное образование в России … Википедия
Колледж — Не путать с учебными заведениями, известными как коллеж. Колледж (англ. college, лат. collegium; традиционно устоявшееся «классическое» ударение: колледж[1].) учебное заведение. Первые колледжи возникли в… … Википедия
Гимназия № 44 (Ульяновск) — Гимназия №44 Девиз Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым[1] Основана 1897 Директор Лидия Сергеевна Жуковская Латышева Координаты 56.076389, 12.1702 … Википедия
Азербайджанская Советская Социалистическая Республика — (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия
Общероссийский Профсоюз образования: личность, возможности, перспективы
25 августа в Москве в рамках селекторного совещания «Профсоюзный час» состоялась панельная дискуссия «Профсоюз в экосистеме московского образования. Возможности и перспективы».
Вместе с лидерами, коллегами и партнёрами Общероссийского Профсоюза образования были рассмотрены три вопроса:
Спикерами дискуссии стали представители центрального аппарата и Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования, Департамента образования и науки города Москвы, Московской федерации профсоюзов, Московского городского Дома учителя, Московского городского совета ветеранов педагогического труда, а также директора школ и колледжей, председатели территориальных и первичных порганизаций Профсоюза, молодые профактивисты.
Старт мероприятию дали председатель Московской городской организации Профсоюза Марина Иванова, заместитель председателя Профсоюза Михаил Авдеенко и заместитель председателя Департамента образования и науки города Москвы Александр Гаврилов.
Множество характеристик было дано Профсоюзу в ходе дискуссии. Как отметил заместитель председателя Департамента образования и науки города Москвы Александр Гаврилов, именно Профсоюз не даёт департаменту расслабиться, помогает не пропустить важные для педагогов моменты.
Председатель Московской городской организации Профсоюза Марина Иванова, в свою очередь, подвела некоторые итоги профсоюзной работы: те задачи, которые были поставлены ещё зимой, в большинстве своём реализованы. Но работа продолжается.
Многие директора московских школ признают, что успешность их образовательной организации зависит от успеха первичной профсоюзной организации. Поэтому руководители школ и колледжей, которые участвовали в дискуссии, говорили о важности социального партнёрства.
Чем крепче и увереннее в себе первичка, тем шире её возможности и перспективы. Некоторые подтверждающие примеры привела председатель территориальной профсоюзной организации Юго-Восточного административного округа Москвы Жанна Гусарова. Так, в одной из школ инициативная первичка провела переговоры с новым фитнес-центром и договорилась о выгодных условиях для своего коллектива. И этим хорошим предложением воспользовались десятки человек. При наличии умелого лидера, поддержке коллектива и мудрости директора первичка может реализовать и многие другие проекты.
Кстати, не нужно забывать, что хорошим помощником в реализации профсоюзных проектов являются советы молодых педагогов школы. Сегодня большинство из них входят в Столичную ассоциацию молодых педагогов, образованную при Московской городской организации Профсоюза. Ассоциация генерирует свои идеи, совершенствует те, что уже есть в Профсоюзе и образовании, растит новые кадры и помогает молодёжи в становлении. Об этом было выступление ещё одного спикера – председателя Столичной ассоциации молодых педагогов Елены Саниной.
Однако педагогическое сообщество – это не только молодёжь. Это люди разного возраста, в том числе учителя, которые отдали профессии значительную часть жизни и вышли на заслуженную пенсию. С ветеранами педагогического труда профсоюз работает тоже. Директор Московского городского Дома учителя Нина Минько рассказала о том, каким видит развитие этого направления в Профсоюзе и какие ресурсы для поддержки многоопытных педагогов есть у столичного дома учителя.
Всё это лишь неполный перечень тем и выступающих. В ближайшие дни будет опубликована полная запись панельной дискуссии, о которой мы сообщим дополнительно.