Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Профсоюз работников здравоохранения РФ

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Только вместе мы сумеем обеспечить эффективную правовую защиту для каждого медицинского работника!

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Профсоюз работников здравоохранения РФ запись закреплена

Если вам удобнее читать наши новости в мессенджере, то теперь у вас есть такая возможность.

Мы открыли официальный Telegram-канал Профсоюза, в котором будет публиковаться вся самая актуальная информация о здравоохранении и, конечно, материалы о работе нашего Профсоюза по защите социально-экономических прав и интересов медицинских работников.

Присоединяйтесь к Telegram-каналу по ссылке https://t.me/przrf

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Профсоюз работников здравоохранения РФ запись закреплена

Профсоюз работников здравоохранения РФ подписал отраслевое соглашение с Федеральным медико-биологическим агентством по организациям и медицинским учреждениям, находящимся в ведении ФМБА. Организации представили председатель Профсоюза Анатолий Домников и руководитель ФМБА Вероника Скворцова.
Показать полностью.

Документ заключен на 2022–2024 гг. и предусматривает ряд преимуществ для работников здравоохранения. В частности, стороны договорились об обеспечении в организациях ФМБА России реализации пилотного проекта по введению системы оплаты труда медицинских работников.

Анатолий Домников отметил, что главная задача – руководителей организаций здравоохранения – создавать безопасные и комфортные условия труда для работников отрасли. Подписанное соглашение существенно улучшает их положение и служит наглядным примером действующего механизма социального партнерства.

В соответствии с Соглашением работодатели должны обеспечить своим подчиненным зарплату с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. Это касается оплаты в сложных условиях труда, размера МРОТ, а также увеличения доли должностных окладов в структуре заработной платы.

Кроме того, теперь за работу во вредных условиях труда сотрудники получат надбавку в размере с 8% до 25% от оклада. Ночная работа будет оплачиваться в полуторном размере часовой тарифной ставки, а медикам, оказывающим экстренную и неотложную помощь, доплатят до 100% от оклада. Важным моментом стала договоренность об увеличении продолжительности дополнительного отпуска за работу во вредных условиях.

Отметим, подписанное соглашение служит основой при заключении коллективных и трудовых договоров. Оно вступает в силу с момента подписания и действует в течение трех лет.

Источник

Профсоюз медработников РФ: защита трудовых интересов медиков остаётся актуальной №7(71), 2014 год

Профессиональный союз работников здравоохранения РФ объединяет около 3 млн человек — работников учреждений системы здравоохранения, научных центров, аптечных, санаторно-курортных организаций, студентов и учащихся учреждений высшего и среднего профессионального образования. С 1990 года во главе этого — одного из крупнейших в России — профессионального союза стоит доктор медицинских наук, действительный член Академии медико-технических наук РФ Михаил Кузьменко. Наш разговор с ним начался с определения общей темы.

— Михаил Михайлович, какова та новая обстановка, в которой оказывается профсоюз по мере продвижения в стране медицинской, пенсионной и других реформ?

— Одним из основных направлений деятельности отраслевого профсоюза на всех уровнях продолжает оставаться работа по обеспечению защиты трудовых, профессиональных, экономических интересов членов Профсоюза.

При этом специфика последнего периода заключается в том, что практически одновременно идущие процессы реформирования бюджетной сферы в целом — такие как изменение правового положения учреждений со снятием ответственности государства за деятельность государственных учреждений, изменение формы собственности муниципальных учреждений с передачей их в собственность субъектов РФ — потребовали адаптации организаций профсоюза всех уровней к «системе координат» происходящих процессов.

В этот период основная задача Профсоюза заключалась в том, чтобы в условиях изменения источников финансирования и механизмов финансового обеспечения оказания медицинских услуг в рамках госзадания предотвратить сбои в финансировании лечебных учреждений и, как следствие, обеспечить стабильную и достойную заработную плату работникам.

На этап указанных преобразований бюджетной сферы накладывается специфический процесс формирования и внедрения новой правовой базы по оказанию медицинской помощи населению. Наше участие в обсуждении федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» позволило заложить ряд норм, направленных на обеспечение трудовых прав работников.

— В чём состоят приоритеты руководства Профсоюза? Какие задачи самые актуальные?

— Первое — это заработная плата его членов. Второе — огромная неукомплектованность лечебных учреждений, а значит, и недопустимо большая нагрузка на работающих. Эти две проблемы ставят третью: как привлечь в здравоохранение больше сотрудников. Коэффициент совместительства сейчас по стране 1,5, то есть два врача или две медицинские сестры работают за трёх человек. Появляется ещё одна производная проблема — текучесть кадров.

Остановимся на зарплате. Штука не в том, чтобы просто её повышать, и не в установлении режима уравниловки. Надо добиться, чтобы появились стандарты оплаты труда — по аналогии со стандартами оказания больному медицинской помощи. Тарифы более или менее равны сейчас у всех, в системе ОМС, но почему тогда базовые оклады разные? На отдельных территориях — две-три тысячи рублей, тогда как на соседних — шесть, восемь, девять тысяч? Вот он, стимул для текучести: медики из Тулы, Смоленска, Владимира, Твери и даже Московской области едут в Москву. Там зарплата 25–30 тыс. рублей, здесь 60–70 и до 120 тысяч.

Хорошая иллюстрация: в Уфе на станции скорой медицинской помощи резко обострилась обстановка в коллективе. На фоне значительной перегрузки в связи с недоукомплектованностью штатов здесь уменьшили размер доплаты в ночное время. Мы вместе с министерством выехали в Уфу, надбавки удалось вернуть. Но дело же во всей системе! Если мы хотим создавать действительные стандарты, то какие-то вещи должны быть определены на уровне государства. Взять те же ночные: какая разница, где работает врач — в Калуге или Москве? Но там может быть двадцать процентов, а здесь — сто. Я бы вообще не переводил скорую помощь на ОМС — это, можно сказать, специальная медицинская служба, наподобие психиатрической или противотуберкулёзной, и она должна быть казённой.

Обобщая, повторю: унифицированная система оплаты труда отсутствует — имея одну квалификацию, стаж работы и прочее, два работающих в соседних областях врача могут получать разную зарплату. В государственной системе такого быть не должно.

Чтобы уйти от несправедливой оплаты труда, надо сделать так, чтобы постоянная часть зарплаты составляла не менее 60–70 процентов. Дальше могут идти премирование и прочие бонусы. Сегодня постоянная часть не превышает 30 процентов. Всё остальное — доплаты. Причём такие, которые главный врач может дать, а может и не дать… В условиях перехода на одноканальное финансирование с возмещением всех статей расходов из средств ОМС, вхождения в систему ОМС специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, всё большее значение приобретает вопрос формирования тарифов на медицинские услуги и определении доли заработной платы в тарифах. Именно поэтому мы настояли на отражении в законе об ОМС нормы об обязательном участии организаций отраслевого профсоюза в этом процессе.

Следующий узел проблем касается норм нагрузки; в медицине этих норм, к сожалению, не существует, хотя это тоже своего рода производство. В системе стандартов, регулирующих отрасль, должна присутствовать единая шкала нагрузок — сегодня их допустимый предел определяет руководитель лечебного учреждения. И мы продолжаем работать вместе с Минздравом и медицинской общественностью над созданием стандартов нагрузки по каждой врачебной специальности — а их почти полторы сотни.

Наконец, проблема узких специалистов, которых повсеместно убирают из поликлиник первого уровня. Есть основания полагать, что такое решение может иметь неоднозначные последствия.

— Как идёт дело с выполнением указа президента о повышении зарплаты медикам к 2018 году?

— Ожидается, что она должна составлять двести процентов от средней по региону. Замечательная идея. Но никто не может сказать, как считать. Вот сегодня врач получил зарплату, и она уже почти двести процентов. А что туда вошло — одна ставка или полторы? И ещё дежурства? Если полторы ставки — тогда надо стремиться к трёмстам процентам? Как можно сравнить зарплаты по региону, ведь в других сферах деятельности люди в основном работают на ставку, а медики — на полторы, две и даже выше.

Я говорил на эти темы и с президентом, и с председателем правительства. Создаётся впечатление, что мы услышаны; продолжаем искать новые подходы. Сейчас мы осуществляем постоянный мониторинг реализации «дорожных карт», предусматривающих этапы достижения указанных контрольных показателей, активно в этом плане работают региональные организации профсоюза — и, должен отметить, подавляющее большинство субъектов РФ их обеспечивает.

— Как же учесть разную стоимость потребительской корзины в разных районах страны и другие экономические условия, объективно влияющие на зарплату?

— Для этого существуют коэффициенты! Базовый оклад должен быть общим, а коэффициенты станут приводом к реальным зарплатам в разных местах. Вы спросите: почему эта простая и понятная механика не приведена в действие? Видимо, потому, что государство не хочет брать на себя дополнительные обязанности. Формально говоря, в Трудовом кодексе есть такое короткое словечко «может» — то есть государство может устанавливать базовые стандарты оплаты труда. Но не обязано. И лишь майским Указом Президента Правительству РФ поручено установление базовых окладов, а последующими нормативными актами Правительства предусмотрено их утверждение в 2015 году. Профсоюз мониторит ситуацию по подготовке к решению этого вопроса.

— Тогда как, по-вашему, должны уживаться стандарты, клинические протоколы и просто должностные обязанности врача в новой «корзине» требований, предъявляемых к современному работнику здравоохранения?

— Стандарты подготовки врачей — да, должны быть. Если врач допущен до своей деятельности — значит, должны быть и должностные обязанности. Что касается стандартов оказания медицинской помощи и клинических протоколов, то с точки зрения профсоюза главное — чтобы они определяли ещё и нагрузку на медицинского работника.

— Что и в какую сторону изменилось в системе охраны труда?

— Проблема интенсификации труда специалистов имеет один критичный аспект — это фактическое отсутствие типовых норм труда, на что наш профсоюз неоднократно обращал внимание отраслевого министерства. Следует отметить, что необходимость совершенствования нормирования труда также учтена Программой поэтапного совершенствования оплаты труда; Минздрав России с участием ЦК Профсоюза и с привлечением профильной научной организации приступил к этой работе.

Скажем, когда-то медики получали за работу на определённых участках дополнительный отпуск, сокращённый рабочий день или дополнительную оплату. Сегодня же, с появлением новых правил, внедряемых Министерством труда, эти льготы повсеместно отменяются. И мы не можем пока добиться того, чтобы учитывались весьма значительная психоэмоциональная нагрузка, которой повергаются медики, опасность заражения при работе с кровью и другие факторы. Тут речь идёт в целом о небезызвестной «вредности», которую перестали учитывать.

Что касается обеспечения безопасных условий труда, то организация контроля в этой сфере осуществляется технической инспекцией труда ЦК Профсоюза, внештатной технической инспекцией труда региональных организаций, уполномоченных по охране труда в медицинских организациях. За последние годы численность этих органов возросла, например, количество уполномоченных по охране труда составляет более 36 тыс. человек. За последние пять лет профсоюзными органами было проведено более 300 тыс. проверок, выявлено более полумиллиона нарушений.

— Как коснулись медиков возможные изменения в системе пенсионного обеспечения?

— Не входя в детали, можно сказать, что ни одна из обсуждаемых структур пенсии не способна обеспечить достойную старость наших медиков. Традиционные для обеспеченных стран мира 40–50 процентов от имевшейся зарплаты у нас уже сегодня кое-где превращаются в 70 процентов — и что толку? Снова базовый вопрос: от чего считать? С изъятием накопительной части пенсии мы не согласны. Её, пожалуй, можно было бы заменить корпоративной пенсией, однако в сегодняшних условиях разговаривать об этом очень сложно. Надо сказать, что и внутри Федерации независимых профсоюзов России, ФНПР, окончательного согласия по пенсионной реформе нет: нам и профсоюзу педагогов пришлось писать письмо президенту с изложением особой позиции, и нельзя сказать, что нас никто в этом вопросе не поддержал. Достаточно упомянуть Министерство финансов и Счётную палату.

— Насколько люди на местах знакомы с позицией руководства профсоюза по ключевым вопросам?

— Начнём с того, что наш бесплатный журнал «Профсоюзная тема» имеет постоянную рубрику, посвящённую защите прав и профессиональных интересов работников здравоохранения. Журнал читают в каждой из 14 тысяч первичных организаций. Специальные освобождённые работники, в том числе юристы и экономисты, последовательно проводят на местах политику профсоюза. Не всегда, наверное, члены профсоюза на разных территориях способны занять единую позицию по какой-то проблеме, но в целом можно сказать, что люди понимают, ради чего они борются. Когда мы выдвигаем какие-то требования к административным или финансовым структурам, то исходим из принципа реальности, просчитываем, где и какие ресурсы можно привлечь для решения той или иной проблемы. Вот последний пример: в Смоленской области начала падать заработная плата, люди забеспокоились. Выясняется: в августе губернатор изъял из фонда ОМС 170 млн рублей. Снизились тарифы фонда — от пяти до десяти процентов. А тарифы — это и зарплата, и медикаменты, и всё прочее. Связались с Федеральным фондом ОМС — они, кстати, не знали об этой местной инициативе, выясняем, работаем.

Что касается людей — они верят нам, у нас большое членство, охват 72 процента. И члены профсоюза делают в некоторых случаях взносы даже тогда, когда им задерживают зарплату, это о чём-то говорит.

— Какие реальные действия предпринимаются для того, чтобы власти услышали голос профсоюза?

— Важнейшим направлением деятельности профсоюза на всех уровнях является представительство в органах законодательной и исполнительной власти. В результате этой работы только на федеральном уровне удалось решить ряд важных для медицинских работников вопросов.

Если говорить о повседневной жизни, то вот свежий пример: мы участвовали во Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!». Президиум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ поддержал решение Исполкома ФНПР о её подготовке и проведении 7 октября под девизом «За достойный труд в мире без войн и санкций!». Основной формой акции профсоюзов стали митинги и шествия. Однако с учётом конкретных обстоятельств, связанных с социально-экономической ситуацией в отрасли региона, использовались дополнительные формы коллективных действий: пикеты у учреждений здравоохранения, на которых происходят задержки выплаты заработной платы, ревизия коллективных договоров, нарушение прав профсоюзных организаций; пикеты в местах массового скопления граждан с раздачей информационных материалов о деятельности профсоюза, его региональных организаций и территориальных объединений, а также дополнительные коллективные действия, направленные на защиту социально-трудовых прав работников отрасли.

— Теперь давайте поговорим о достижениях профсоюза за последний период. Что можно сказать о них?

— Если брать масштабный подход, последние, скажем, десять лет, то был период, когда профсоюзу медработников приходилось неоднократно останавливать деятельность своих учреждений по всей стране, от Камчатки до Калининграда, с требованиями о повышении зарплаты. И она увеличилась за упомянутый период в 18 раз! Если бы не было реального, силового давления с нашей стороны — ничего бы не произошло. И в Трудовом кодексе мы добились нужной записи — о ежегодном повышении зарплаты хотя бы в режиме индексации.

Далее. По нашим предложениям был установлен ряд доплат в здравоохранении, которых раньше не было, за стаж работы, например. Она может доходить до половины должностного оклада, и это опять же ведёт к реальному повышению дохода медработника. Появились доплаты за производственную вредность, ночные часы работы — как раз те, которые сейчас, как я говорил, начинают кое-где исчезать. Добились того, что сегодня медики получают право на досрочную пенсию.

По инициативе профсоюза, с целью привлечения специалистов на работу в сельскую местность, на федеральном уровне решён вопрос о единовременных компенсационных выплатах (1 млн рублей) молодым специалистам до 35 лет, пришедшим после окончания учебных заведений работать в сельское здравоохранение. Теперь они могут приобрести жилое помещение или земельный участок для жилищного строительства. Наконец, мы вспомнили, что в советское время сельским медикам оплачивали расходы на коммунальные услуги — жильё, свет и так далее. В 2005 году это было отменено. Нам пришлось поднимать губернаторов и других местных руководителей, заставлять их принимать постановления о социальной поддержке медиков, прежде всего сельских. Сегодня это сделано на всех территориях, соответственные права медиков восстановлены.

Эффективным инструментом профсоюзного контроля соблюдения трудового законодательства являются проверки учреждений здравоохранения, и результаты говорят сами за себя. Осуществляя профсоюзный контроль в рамках реализации статьи 370 ТК РФ, в 2013 году представители профсоюза провели более 190 тыс. проверок соблюдения работодателями норм трудового законодательства; добились возмещения членам профсоюза более 900 млн рублей. На личном приёме у правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза побывало более 84 тыс. человек. По результатам проверок выявлено более 330 тыс. нарушений норм трудового законодательства, работодателям выдано более 16 тыс. представлений об устранении выявленных нарушений. В органы прокуратуры направлено 60 материалов, в органы надзора и контроля — свыше ста требований о привлечении к административной ответственности работодателей, и по 77 случаям требования были удовлетворены; подготовлено и направлено в судебные органы более 2 тыс. исковых заявлений.

— Как видоизменяется с течением времени трёхсторонний договор, который заключается ФНПР с учётом мнений отраслевых профсоюзов?

— В нём нас интересуют, прежде всего, положения, касающиеся базовых окладов, а также вопросов охраны труда. Помимо этого, мы заключаем отраслевое соглашение с министерством — здесь мы стараемся заявить более широкий спектр требований, но получается это не всегда, поскольку возможности министерства ограничены. Однако подходы к формированию заработной платы для работников учреждений здравоохранения, науки, учебных заведений в системе Минздрава мы прописываем. Областные организации профсоюза мы нацеливаем на то, чтобы они, заключая отраслевые соглашения с местной администрацией, использовали эти параметры в борьбе за повышение зарплат.

— Как часто вы бываете на местах, в глубинке?

— Обычно шестьдесят процентов рабочего времени я провожу на территориях. Бываю не только в областных комитетах профсоюза, но и в первичных организациях — поликлиниках, больницах, встречаюсь с руководителями здравоохранения, губернаторами.

В последнее время плотно занимались Крымом. Приняли в члены профсоюза 50 тыс. наших коллег в Крыму и ещё пять тысяч в Севастополе, организовали областные комитеты. Провели обучение местного актива из первичных организаций — вывозили туда своих специалистов: юристов, экономистов, технических инспекторов. Кстати, наша ежегодная спартакиада медиков тоже состоялась в этом году в Крыму — со всей страны прибыло около пятисот участников.

— Молодёжная политика профсоюза — как она выстраивается сегодня?

— Своевременный вопрос: 32 процента наших членов — это люди до 30 лет. Частично это объясняется тем, что они вступают в профсоюз, ещё обучаясь в училище или вузе, сейчас только медицинских вузов в стране сорок восемь. В учебных заведениях профсоюзный охват очень высок — 96–98 процентов. На всех уровнях работают молодёжные комиссии, для этого сегмента выделяются специальные средства, от шести до семи процентов бюджета. Есть семьдесят стипендий ЦК Профсоюза вузовским студентам и определённое количество стипендий учащимся средних медицинских учебных заведений, которые устанавливаются областными комитетами профсоюза. Напомню также, что благодаря старанию профсоюза молодые специалисты-медики получают от государства доплату — от двух до четырёх тысяч рублей в месяц. Да и в центральном аппарате профсоюза только в этом году мы взяли на работу семь молодых специалистов при общем числе — шестьдесят сотрудников.

Источник

Основные задачи Профсоюза медиков в современных условиях

Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Смотреть картинку Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Картинка про Чем занимается профсоюз работников здравоохранения. Фото Чем занимается профсоюз работников здравоохранения

Задачи Профсоюза в современных условиях, возможности для повышения численности и влияния профсоюзных организаций стали главными темами VIII пленума ЦК Профсоюза работников отрасли, прошедшего в Москве 30 мая.

В работе пленума приняли участие председатель Профсоюза Михаил Кузьменко, заместители председателя Профсоюза Геннадий Щербаков и Михаил Андрочников, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева, руководители региональных организаций Профсоюза», представители Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, журналисты из профессиональных изданий.

Работа пленума началась с доклада М. Андрочникова. Заместитель председателя Профсоюза дал анализ узких мест в работе системы здравоохранения и сформулировал основные задачи профсоюзных организаций.

Особенности сегодняшнего дня во многом обусловлены указом президента страны от 7 мая 2018 года, отметил докладчик. Первый блок задач, на решение которых нацеливает президент, — ликвидация кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения. Сегодня уже реализуется основной механизм их решения — целевое обучение и направление выпускников высших и средних учебных заведений по базовым специальностям именно в первичное звено. Однако этого недостаточно, чтобы закрепить специалистов на местах, подчеркнул М.Андрочников. Нужны достойные зарплаты, социальные льготы, оптимальная организация работы персонала, в том числе решение проблемы чрезмерной интенсификации труда.

Еще одна цель, обозначенная в указе, — обеспечение здравоохранения высококвалифицированными кадрами. Безусловно, решению этой задачи помогает совершенствование системы допуска специалистов к профессиональной деятельности и профессиональной подготовке. Однако этих мер также недостаточно, ведь специалист должен иметь время и средства, чтобы поддерживать свою квалификацию, изучать актуальную медицинскую периодику.

Увеличение пенсионного возраста не только не решит, а только усугубит проблему, поскольку трудоспособность и продолжительность жизни — не одно и то же, будет разрушена система досрочных пенсий, которая компенсирует высокие трудозатраты медиков. (Подробнее о позиции Профсоюза по поводу проекта закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» читайте на с. 5).

Профсоюз проводит мониторинг ситуации с заработной платой медиков и отмечает, что номинальный рост заработной платы в отрасли достигнут, с одной стороны, за счет повышения нагрузки на работников и чрезмерной интенсификации их труда, а с другой — манипуляциями с методикой исчисления средней заработной платы, утвержденной Росстатом.

Статистические наблюдения фиксируют положительную динамику среднего уровня оплаты труда медиков. Однако эти показатели рассчитываются с учетом значительного объема дополнительных видов работ, которые медики вынуждены выполнять в условиях дефицита кадровых ресурсов. Методикой расчета средней зарплаты учитываются также выплаты социального характера, не связанные с оценкой труда работников, что противоречит нормам Трудового кодекса РФ.

Показательна ситуация с зарплатой конца 2017 года и первых месяцев текущего года, когда органы государственной власти были вынуждены предпринять значительные меры по дополнительному финансированию учреждений, чтобы избежать невыполнения указа президента. Средства были найдены преимущественно за счет стимулирующих выплат, которые устанавливались произвольно, без учета показателей и критериев. В итоге стремление достичь минимального порога целевого показателя по заработной плате согласно указу президента привело к фактическому уравниванию заработных плат среднего и младшего медперсонала.

Важным положением указа Президента РФ от 2012 года являлось достижение определенных соотношений средней зарплаты отдельных категорий медицинских работников к средней заработной плате в соответствующем регионе. Однако в 2016 году понятие «заработная плата» было подменено на понятие «трудовой доход в субъекте РФ», что привело к снижению исходных величин расчета соотношений и, следовательно, к формальному увеличению имеющихся контрольных показателей дорожных карт по медицинским работникам.

Ситуация усугубилась после повышения минимального размера оплаты труда, заметил докладчик. Профсоюз, безусловно, поддерживает эту меру усиления государственной гарантии в уровне оплаты труда, однако на практике это привело к тому, что разные категории медицинских работников стали получать примерно равную зарплату вне зависимости от их подготовки и квалификации.

Огромное и объективно не обусловленное различие уровней оплаты труда специалистов, оказывающих одни и те же медицинские услуги, в разных регионах страны стало одним из главных факторов региональной разбалансированности кадровой обеспеченности лечебно-профилактических учреждений.

Разумеется, подчеркнул М.Андрочников, для реализации всех этих мер необходимо адекватное финансирование. Однако разграничение полномочий органов управления разных уровней, бюджетная федерализация стали причиной того, что сегодня регионы по финансовым возможностям могут отличаться в разы. Это, безусловно, отражается на уровне заработной платы работающих в этом регионе специалистов.

Перед Профсоюзом достаточно остро стоят проблемы, возникшие в ходе реализации законодательства по вопросам условий и охраны труда в медицинских организациях, — из-за несовершенства законодательства медикам несправедливо снижают компенсации за вредные условия труда.

Главным, подчеркнул М.Андрочников в заключение, должно стать взаимодействие профсоюзного актива первичных организаций и штатных специалистов вышестоящего профсоюзного органа на всех этапах проведения спецоценки труда, в части оказания консультативно-правовой помощи профкому, членам комиссий по проведению СОУТ и работникам.

Заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева очертила круг задач, по решению которых Минздрав и Профсоюз активно сотрудничают. Это нормативно-правовое регулирование в отрасли, в том числе и в сфере реализации прав медицинских работников, разработка проектов профессиональных стандартов, обновление норм труда.

Замминистра выразила сожаление, что норма об утверждении базовых окладов в отрасли по профессиональным квалификационным группам работников, о которой говорится в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, так и не была введена. Министр здравоохра нения В.Скворцова уже дала поручение специалистам Департамента медицинского образования и кадровой политики проанализировать ситуацию с уравниванием заработных плат медработников, предложить эффективные решения проблемы.

Вместе с тем растет число регионов, где гарантированная часть оплаты труда — оклад — составляет 60% заработной платы, сегодня таких большинство.

Особое внимание в своем выступлении Т.Яковлева уделила дефициту сестринских кадров — здравоохранению не хватает сегодня 50 тысяч медицинских сестер. По мнению замминистра, нужны срочные меры для изменения ситуации — социальные пакеты, программы предоставления жилья медицинским сестрам. Необходимо поднять престиж профессии.

В ходе дальнейшего обсуждения участники пленума говорили о том, какие проблемы существуют в здравоохранении их регионов. В Костромской области, например, по словам председателя региональной профсоюзной организации Павла Лебедько, санитарки, которые убирают в операционных, получают ровно столько же, сколько операционные медсестры, — 22 280 рублей, а оперирующие хирурги, чтобы заработать 40 000 рублей, вынуждены трудиться на износ.

Ольга Турчанинова из Крымской профсоюзной организации рассказала, что, несмотря на надбавки к заработной плате работникам дефицитных специальностей, установленные в регионе, там отмечается большая текучесть кадров. Из-за методики расчета целевого показателя по заработной плате оплата труда медсестер и санитарок одинакова. А стимулирующие выплаты в республике нередко выплачиваются только той категории работников, которым необходимо довести заработную плату до установленного майскими указами уровня.

Представитель Профсоюза в Северо-Западном федеральном округе Тамара Бурмистрова констатировала, что основная цель реализации президентских указов — ликвидация дефицита кадров не достигнута. В Мурманске катастрофически не хватает врачей, молодые специалисты не готовы работать за 42 000 рублей, а именно такая зарплата предлагается молодым врачам с учетом надбавок по программе «Арктический доктор».

Их могли бы привлечь хорошие условия труда и техническая оснащенность клиник, заметила Т.Бурмистрова, однако государственные организации, которые тратят на выполнение «дорожной карты» по зарплатам сотрудников 72% бюджета, не могут позволить себе вкладывать средства в развитие технологий и оснащение рабочих мест.

Людмила Корнилова из Якутского профсоюза констатировала недовольство медиков нивелированием разницы в оплате труда среднего и младшего персонала, а также крайне низкий уровень зарплат немедицинского персонала, занятого в сфере здравоохранения: экономистов, инженеров и т.д. Виной всему, сказала она, большой дефицит бюджета в регионе.

Лидер Калужской областной организации Профсоюза Лидия Галкина в своем эмоциональном выступлении коснулась наиболее острых проблем в сфере СОУТ, отметив, что классификатор вредных факторов не учитывает гигиенических условий рабочей среды и рабочего процесса,. Кроме того, в ходе СОУТ оцениваются только те факторы, которые можно измерить, то есть психологическая, эмоциональная и интеллектуальная нагрузки оценке не подлежат.

В этих условиях работа Калужского профсоюза по защите прав своих членов строится в основном в двух направлениях: досудебная работа с работодателем — рассылка предписаний и ведение переговоров, а также участие в судебных заседаниях, если договоренности достичь не удалось.

О РОСТЕ ЧИСЛЕННОСТИ И ВЛИЯНИЯ ПРОФСОЮЗА

В ходе работы пленума не раз отмечалось, что активная и эффективная работа по защите прав медицинских работников является главным условием роста численности региональных отделений отраслевого Профсоюза, а значит, и их влияния в территориях. Основные проблемы в этой сфере, а также возможные пути их решения были изложены в докладе Геннадия Щербакова.

В мае 2020 года закончится срок полномочий выборных коллегиальных органов Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, а в 2019 году истекают сроки полномочий выборных органов в первичных, местных, региональных организациях Профсоюза. Как говорилось в докладе, предстоящая отчетно-выборная кампания будет проходить в сложной социально-экономической обстановке, при продолжающейся реструктуризации учреждений системы здравоохранения. В этих условиях от профсоюзных организаций, их выборных органов и руководителей потребуется проведение объективного анализа результативности своей работы, организованность и единство действий.

В указанный период выборные профсоюзные органы должны не только подвести итоги своей деятельности, но и определить основные направления работы на предстоящий период.

За последние два года количество членов Профсоюза выросло более чем на 246 тысяч, для сравнения — по итогам 2014 —2015 гг. этот показатель был ниже 220 тысяч. Однако Профсоюз ежегодно и теряет в численности. С 2015 года растет число так называемых «депрессивных» региональных организаций, в которых состоят от 31,0 до 49,7% работающих медиков.

Низкий процент членства — это всегда ограниченные организационные и финансовые ресурсы. Поэтому вполне закономерны данные статистики, свидетельствующие, что правовые инспекторы труда ЦК Профсоюза работают сегодня только в 55% региональных организациях Профсоюза, технические инспекторы труда ЦК Профсоюза — менее чем в половине региональных организаций и только в каждой шестой — работает экономист.

Изменить ситуацию можно двумя путями: увеличивать численность организации или отчислять на ее деятельность большую долю профсоюзных взносов. Какой бы путь ни был выбран, главным остается активная жизненная позиция региональных профсоюзных лидеров, их желание действовать в интересах медицинских работников, внимательная, кропотливая работа с социальными партнерами.

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ПЛЕНУМА БЫЛО ПРИНЯТО ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Предлагаем нашим читателям основные положения этого документа

Пленум констатирует, что рост нагрузки и чрезмерная интенсификация труда работников не компенсируются соответствующим материальным вознаграждением их профессиональной деятельности.

Пленум считает, что реализация майских указов Президента РФ 2012 года об увеличении зарплаты медицинским работникам обеспечивается в большинстве случаев за счет чрезмерной интенсификации труда медицинских работников, а также манипуляций с методикой исчисления средней заработной платы.

Правительством РФ не реализована норма Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников, которые должны были стать основой для формирования эффективных государственных гарантий по оплате труда и отраслевых систем оплаты труда. Это привело к существенной дифференциации в уровнях оплаты труда работников.

Отсутствие системных подходов к финансовому обеспечению повышения заработной платы, в том числе с целью обеспечения повышения МРОТ, приравненного с 1 мая 2018 года к прожиточному уровню, в условиях неурегулированности правового статуса и структуры минимального размера оплаты труда, а также отсутствия единых гарантированных размеров минимальных окладов, привело к выравниванию уровня оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников, разбалансирован- ности самих систем оплаты труда.

Продолжают оставаться актуальными проблемы, связанные с реализацией законодательства о СОУТ.

На федеральном уровне не утверждена единая государственная политика в области социальных гарантий для медицинских работников. Каждый субъект решает эту проблему в соответствии со своим экономическим положением, что порождает существенные различия в условиях труда и размерах заработной платы.

Участники пленума отмечают, что принципиальные проблемы, существующие сегодня в отрасли, обусловлены действующим законодательством о разграничении полномочий органов власти различных уровней.

Масштабность задач, стоящих перед отраслью в свете реализации указа Президента РФ В.В. Путина, требует повышения активности выборных органов и организаций Профсоюза всех уровней в части подготовки предложений и инициировании их рассмотрений при формировании органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ конкретных мероприятий.

VIII пленум Центрального комитета профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Выборным органам Профсоюза и его организаций предстоит организовать и обеспечить оперативный контроль, совместно с органами управления здравоохранением всех уровней, федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования:

Предстоит также принять участие на федеральном и региональном уровнях в разработке организационно- методических и практических мер по реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина 2018 года № 204 в части обеспечения комплексного подхода в реализации кадровой политики в сфере здравоохранения исходя из необходимости разработки:

Необходимо продолжить работу с государственными органами исполнительной власти по совершенствованию законодательства в области условий и охраны труда, добиваться реализации требований законодательства в области защиты социальных и трудовых прав работников на безопасные условия и охрану труда.

2019 год объявляется годом проведения отчетно-выборной кампании, и провести ее в организациях Профсоюза следует в единые сроки. Предстоит завершить до 1 января 2020 года проведение отчетно-выборных профсоюзных собраний, конференций в организациях Профсоюза всех уровней, созвать VII съезд Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации в мае 2020 года в г. Москве.

Важно использовать отчетно-выборную кампанию для всестороннего анализа деятельности профсоюзных органов и принятия решений по ее совершенствованию; развития социального партнерства; укрепления и роста рядов членов Профсоюза; максимального вовлечения профактива и членов Профсоюза в активную деятельность организаций Профсоюза всех уровней.

ПОЧЕМУ ПРОФСОЮЗЫ ПРОТИВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Как известно, Правительство Российской Федерации внесло 16 июня 2018 года в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающий повышение пенсионного возраста.

Позиция профсоюзов была изложена на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 16 июня этого года. По мнению профсоюзов, реализация законопроекта без ряда социальных мер не позволяет решить задачи искоренения бедности и повышения благосостояния пенсионеров, которые содержатся в новом майском указе Президента России.

Комплекс мер уже предложен профсоюзной стороной Российской трехсторонней комиссии и направлен в адрес Правительства РФ. Он предполагает решение социальных проблем, в том числе повышение заработной платы и изменение ситуации на рынке труда.

Профсоюзы считают, что главный резерв для пополнения пенсионного фонда — это повышение зарплат и вывод бизнеса из тени. Требуется отмена льгот по взносам в Пенсионный фонд и установление справедливого страхового тарифа в соответствии с обязательствами перед застрахованными.

Вместе с тем пенсионный возраст должен соответствовать реальному возрасту утраты трудоспособности большинства работников. А реальный возраст утраты трудоспособности в нашей стране зависит от множества факторов, и до сих пор этот вопрос полностью не исследован.

Кроме того, увеличение трудоспособного возраст не обязательно связано с ростом продолжительности жизни. Последняя может увеличиваться, а трудоспособность — не всегда. По общему правилу именно утрата трудоспособности, а не дожитие до определенного возраста является причиной утраты регулярного трудового дохода и страхуется Пенсионным фондом.

Повышение пенсионного возраста должно стать заключительным этапом реформы, а не начальным, считают профсоюзы. Первоочередными задачами являются:

По материалам журнала «Сестринское дело» №5, 2018

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *