Чем занимается простакова в течении дня

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль, описание, характер

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль», описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофанушке, мужу, крестьянам и т.д.

Смотрите:
— Краткое содержание комедии «Недоросль»
— Все материалы по комедии «Недоросль»

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль, описание, характер

«. Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию. «

«. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь. «

«. все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда. «

«. я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»

«. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. «

«. оттого-то у нас в доме все и избаловано. «

«. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. «

«. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы. «

«. Я уведомил уже о всех здешних варварствах. «

«. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. «

«. Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно. «

«. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. «

«. а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. «

«. Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости. » (Софья о Простаковой)

«. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. «

«. ур*д мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился. » (Простакова о своем муже)

«Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

«. К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. «

«. Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. «

«. пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится. «

«. конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. «

«. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. «

«. Ради сына готова драться хоть с отцом родным. «

«. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. «

«. Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли. «

«. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. «

«. какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. «

«. Бог велел нам взять на свои руки девицу. «

Критика об образе госпожи Простаковой

«. Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.
Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности.

Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет. »

(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г.)

(В. О. Ключевский, книга «Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Это был цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофану, мужу, крестьянам и т. д.

Источник

1465. Характеристика и образ Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение Русский язык

Сочинение — Характеристика и образ Простаковой. Русский язык

Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, одна из главных героев комедии Недоросль. Она родилась в семье с большим количеством детей, но из них выжили только она и её брат. Отец Простаковой был военным служащим, после этого, будучи неграмотным, он разбогател, но он был до того жадный, что в один день умер лёжа на сундуке, который был полностью набит золотыми монетами. Простакова и её брат Скотинин тоже выросли жадными и богатыми.

Фонвизин говорит о Простаковой, как о диком животном, которое способно «сделать плохо другим», об этом и говорит её девичья фамилия – та же, что и у её брата – Скотинина. Она грубо относится к своим крестьянам, кроме того, она отобрала у них всё, что только у них было. Но не только слуги боятся своей хозяйки, но и её муж. Простакова относится как к слуге, заставляя его ей подчиняться, для неё его мнение ничего не значит и она помыкает им так, как хочет, считая себя – хозяйкой этого поместья.

У неё есть единственное сокровище – это её шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Единственное счастье для Простаковой – это благополучие её сыночка, ведь она считает своим главным родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Но хоть Простакова и верит в то, что учёба вредна и даже опасна для здоровья, она всё же нанимает ему иностранных учителей, считая это «модным».

Помещица Простакова унижает и оскорбляет всех своих слуг. Например, няню Митрофанушки – Еремеевну она обвиняет в жадности из-за того, что та беспокоится о переедании Митрофана булочек за обедом. А Тришку она называет «мошенником» только из-за того, что тот сшил кафтан её сыночку не по размеру.

К Стародуму она обращается с лестью, так как он обладал большой суммой денег, которую завещал своей племяннице Софьюшке, а Простакова хотела женить своего Митрофанушку на ней. Но из-за её корысти и жадности все её планы рухнули, и она осталась ни с чем.

Таким образом, в течение всей жизни, характер Простаковой изуродовался. Простакова выросла в семье, которая отличалась крайней невежественностью, жадностью и неблагодарностью. Её родители не дали ни ей, ни её брату хорошего воспитания и не заложили в её душу никаких хороших качеств. Но сильнее всего на неё действовали условия крепостного права — она была полноправной владелицей крепостных крестьян. Она не следовала никаким правилам и осознавала свою полную власть над всеми, поэтому она превратилась в «бесчеловечную госпожу-тирана».

Вариант 2

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.

Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.

Образ, характеристика Простаковой в комедии Недоросль

Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Её все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется… Но нужно смотреть на причины такого её странного поведения.

Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется — себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств. Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть её главное – любить кого-то или что-то, делать всё ради его блага.

И ещё она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, её ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, всё знают поверхностно. А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идёт математика, так нечего меня ей мучить.

Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают. (Может быть, это частично и так.) Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова «Злоумышленник», так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И ещё – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит всё на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные (как и негры-рабы) практически за людей не считались. Они были для неё тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.

В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти (буквально), ни сына (образно). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалёкая мать-наседка, её нельзя совсем уж винить в её ужасном поведении. Возможно, она даже раскается и исправится.

Сочинение 4

Известная как первая в истории социально-политическая комедия — это «Недоросль» Д.И.Фонвизина. В этом пьесе показаны все пороки общества, жизнь разных социальных слоев населения, и то, насколько невежественным может быть «высшее», казалось бы, общество.

Главная героиня данного произведения — госпожа Простакова. Она самая главная в доме, всё хозяйство держится на ней, она следит за поведением своим подданных, мужа и сына. Она очень любит своего сына, называет его «друг мой сердешный», при этом не по-человечески относится к своим слугам, обличая их «ворами» и прочими мерзкими словами. Хоть слуги и исполняют все её приказы, и её сына, она всё равно остается неудовлетворенной и недовольной.

Как же её можно охарактеризовать, как персонажа? В этом человеке существует совокупность нескольких качеств, таких как: невоспитанность, необразованность, невежество. Простакова происходит из старинного дворянского рода. У неё существует куча комплексов, жажда власти повлекла это. Она очень любит быть главной, она любит, чтобы её наказания слушали и выполняли. Её слово-закон. Как человек, который имеет крестьянские души, она довольно жестока, и творит произвол в своём поместье. Крестьяне в ее поместье живут в разрухе, голоде и нищете. Её речь довольно-таки бедная, небогатая, судя из этого, она глупая женщина, инфантильная.

Во время прочтения складывается такое ощущение, будто в ней нет ни одного хорошего качества, и наверное, это окажется правдой. Это безжалостная и жестокая тётка, самодур, которая довольно пессимистична. Она хитрая, потому что понимает как себя стоит с кем вести. Допустим, понимая, что Самодур может противодействовать ей, она сразу извиняется перед ним, потому что она труслива.

У Простаковой странные жизненные приоритеты. В каждой ситуации она ищет выгоду для себя, ради которой она готова сделать всё что угодно. Она не может ни с кем нормально вести беседу, общаться, потому что она не умеет находить общий язык, читать человеческие чувства и души. Именно поэтому её многие не любят, даже собственный сын, за которого она была пожертвовать жизнью, в итоге «предал» её, конечно же, в её понимании. Её отношение к крестьянам как к животным, рабам, поэтому их искренне жаль в данной пьесе.

В образе Простаковой можно найти бесчеловечную власть, двуличие, бесконечную хитрость и невежество. К сожалению, она не единственный помещик того исторического периода, которому были присуще данные качества, в этом и был замысел комедии. Показать полноценное поколение через одного человека.

Источник

Госпожа Простакова

История создания героя, прототипы

Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня

Кадр из ф/с «Недоросль». Простакова — актриса Элла Далматова

«Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности» — так Белинский писал о «Недоросле». Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная «Салтычиха».

Описание героя

Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.

Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.

Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что «девушки грамоте умеют». Свою безграмотность Простакова объясняет приличным «воспитанием»: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с «легкостью» решает задачи для сына и заключает: «Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…». Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: «Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань». Наконец, после показа уровня «образованности» сына довольная мать делает главное заключение: «Без наук люди живут и жили».

Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.

У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.

Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня

Простакова. Иллюстрация Н. Муратова

Роль героя в произведении

Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.

К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.

Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного «недоросля» – Митрофанушки.

Развитие героя по мере сюжета

Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: «Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: «И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!». Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.

Отношение автора к герою

Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: «презлая фурия» с «адским нравом»; «от таких-то животных пришел я освободить [Софью]»; «бесчеловечие злой помещицы»; «нарушительница гражданского спокойствия»; «мастерица толковать указы!»; «госпожа бесчеловечная». Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.

Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Прототипы

Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову («Салтычиху»). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело «Салтычихи» долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.

Экранизации

В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль «Недоросль». Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна «облагородила» образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.

Наше краткое информативное видео — обязательно посмотрите для закрепления материала:

Источник

Госпожа Простакова — характеристика героини в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня

Краткая характеристика

Госпожа Простакова — одна из главных героинь комедии. Она живёт с мужем и сыном в своём поместье. Женщина очень гордится происхождением и нынешним положением, но ей всего мало. Деньги — главная забота Простаковой.

Ради материального благополучия она готова обобрать до нитки своих крепостных, лебезить перед всеми от кого исходит тонкий «денежный аромат». О бесчинствах этой семьи слухи пробрались до правительственных кругов, поэтому было принято решение взять под опеку государства их земли и имение.

Госпожа Простакова, совершив опрометчивый поступок, оказывается лишенной власти и любимого сына, который отказывается от неё.

↑ 6. Значение образа

Образ деспотичной помещицы не был типичным для русского общества, в котором традиционно господствовали мужчины. Возможно, тем самым Фонвизин хотел смягчить острый смысл комедии и ее антикрепостническую направленность.

Госпожа Простакова фактически заменяет своего мужа и утрачивает все (кроме материнской любви) женские черты. Действует она всегда по-мужски: решительно и жестко.

В целом образ Простаковой символизирует все невежество и «тиранство» провинциального дворянства, которое чувствовало себя настоящими царями в своих небольших имениях.

Подробный образ и характеристика Простаковой

Представители русской литературы признавали, что Фонвизин очень хорошо знаком с российской действительностью. В госпоже Простаковой любой человек мог узнать свою тетушку, бабушку, родственницу или же просто знакомую.

В этом образе было столько манер, типичных для дам «екатерининской эпохи», что К. Рылеев увидел в нём саму императрицу, условно обозначив её Змейкиной:

«…и Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране суровой и далёкой.»

Внешность госпожи

Пьеса отличается от произведений прозаического жанра тем, что в ней редко даются описательные характеристики героев. О внешности некоторых персонажей можно лишь догадываться.

Госпожа Простакова — женщина в возрасте от 40 до 50 лет. Не хрупкого телосложения — об этом говорит привычка вкусно покушать, но и не слишком толстая — неповоротливость не позволила бы ей затевать драки с мужем или прислугой.

Её лицо выражает вечное недовольство, которое лишь изредка сменяет льстивая улыбка.

Символизм фамилии

Словно доктор, определив диагноз каждого героя, Фонвизин наградил помещиков именами, которые впоследствии стали нарицательными. Фамилия Простакова образована от слова «простота».

Понятие «простой» имеет несколько лексических значений:

Госпожа Простакова принадлежала к дворянскому роду Скотининых. Помня о диагнозах Фонвизина, можно смело утверждать, что женщиной душевой простоты она не была с самого рождения. Значит, больше всего ей подходит последнее определение. Чета Простаковых — это простаки, не имевшие жизненных принципов и ценностей. Для них такие понятия не существовали. Даль говорил о таких людях: «…глупость набедит пуще вора».

Характер

Госпожа Простакова наделена только отрицательными чертами характера:

История жизни

Простакова, урождённая Скотинина, выросла в семье, где было 18 детей. Почти все они по недосмотру родителей погибли в детском возрасте. Выжили только двое: сама Простакова и её брат.

Отец их служил воеводой. Главной его ценностью был железный сундук, в который он только что-нибудь складывал, но никогда ничего не доставал. Умер от голода, лежа на сундуке с деньгами.

Выйдя замуж, госпожа подчинила себе сначала мужа, а затем и весь дом. В браке родился сын Митрофан.

Проблемы воспитания

Митрофанушка был единственной любовью и отрадой госпожи. Её голодное детство без присмотра родителей сыграло большую роль в восприятии своего материнского начала. Избаловав донельзя сынулю, мать не видела в этом ничего плохого. Хочет шестую булку съесть — на пользу, не хочет учиться — он и так много знает, жениться захотел — невеста уж под боком имеется. Для неё он всегда маленький, хоть уже и вырос давно.

Эпоха Просвещения, провозглашённая Екатериной II, принудила всех дворян дать образование своим отпрыскам. Без этого молодые люди не допускались к службе в армии или чиновних ведомствах. Кроме того, образование стало модным веянием 18 века. Простакова была уверена, что её Митрофану должность достанется благодаря связям, но так же она хотела, чтобы сынок был не хуже всех, потому наняла учителей. Дитятя жаловался на ученические тяготы, а матери становилось его жалко — таким образом учение затягивалось.

Простакова, потакая капризам сына, думала, что он ценит её любовь. Материнское сердце разбилось, когда Митрофанушка грубо отверг её, потому что взять с неё больше было нечего.

Отношение к окружающим

Говорят, «будь простым, и к тебе потянутся люди». К госпоже Простаковой не только не тянулись, но и старались избежать общения с ней. Грубая, неотёсанная женщина могла устроить скандал в присутствии малознакомых людей. Те, кто не располагал чинами, званиями или просто деньгами не имели для неё ценности.

Прислугу «матушка» вообще не считала за людей. Она обзывала слуг грязными словечками, не раз била служанок, считая это закономерностью, позволенной указом о вольности дворянства. Как только госпожа понимала, кто перед ней, оценивала его титул или чин — выражение лица и манеры молниеносно заменялись на положительные. Зная, что Стародуб богат, имеет определённый вес в обществе, Простакова проявляет себя в роли благодушной, гостеприимной хозяйки, которая давно мечтала о таком госте.

Особенности личности

Единственное положительное качество Простаковой — материнский инстинкт. Она желает для своего сына Митрофана самого лучшего: жены, имения, должности.

Помещица безграмотна, как и остальные члены семейства. Читать ей необязательно, а считать деньги можно и без образования. Неограниченная власть позволяет ей чувствовать себя самодостаточной. Несмотря на принадлежность к женскому полу, Простакова лишена каких-либо проявлений женственности и милосердия. Грубая сила заставляет её колотить мужа, драться с братом, что совсем недопустимо для женщины.

Речевая характеристика

Речи хозяйки поместья мог позавидовать любой писатель. Госпожа то рассыпается в благостных приветствиях:

«Гость наш бесценный! Отец родной, на которого вся надежда…»,

то опускается до грязных выражений, когда перед ней слуга:

«…собачья ты дочь! скот, воровская харя!»,

то бесчестит себя перед Стародубом:

Простакова хорошо для себя усвоила когда, с кем и как нужно разговаривать. «Матушка» может поддержать разговор на любую тему: будь то указы императрицы или школьные науки. Считая себя самой родовитой дворянкой, она не подозревает, что речь её пестрит просторечными словами: авось-либо, куды-никуды, нещечко, ища. Иронично звучат книжные выражения: амурное письмо, изрядный вымысел, друг мой сердечный.

Включением в речь Простаковой простонародных слов вперемешку с диалектами, книжной и разговорной лексикой Фонвизин хотел показать истинную речь провинциального дворянства.

Члены семейства Простаковых

Господин Простаков считается главой семьи, хотя и не является таковым. Он всё делает по указке жены, даже думает, слушает и видит. Он любит сына «как надлежит родителю». В делах имения никакого участия не принимает.

Госпожа Простакова — единовластная царица в своём доме. Мужа считает «пустым местом», не чает души в сыне.

Митрофан — единственный наследник и любимый сынок. Недоросль, гоняющий палкой голубей. Неправильное воспитание сделало из него грубого, избалованного подростка, который видит в женитьбе спасение от учёбы.

Софья — племянница главы семейства, полгода как оставшаяся сиротой. Господа Простаковы «поступили с Софьюшкой, как с сущей сироткой», взяли в свой дом и до совершеннолетия управляют имением, доставшимся девушке в наследство. Чтобы не упустить из рук лакомый кусочек, Простаковы решили отдать Софью замуж за Тараса Скотинина.

Однако, узнав, что за девушкой приданое в 10 000 рублей, госпожа пытается сосватать её своему Митрофанушке.

Тарас Скотинин — родной брат хозяйки. Особых родственных чувств с сестрой у них нет — не позволяет образ жизни, полностью соответствующий фамилии.

Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Цитатная характеристика

Госпожа Простакова вышла из знатного рода:

«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь»

в семье, вспоминает она:

«детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли».

Её «покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет», а потом «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду».

Хозяйка общается с братом, да только посторонние намекают ему, что

«Сестрица ваша играет вами, как мячиком».

«Да я и сам зашвырну ее так, что целой деревней в неделю не отыщут».

В подчинении у хозяйки дома:

«сестрин брат, женин муж и матушкин сынок».

Жена невысокого мнения о своём муже:

«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».

Причина всех несчастий поместья в нём:

«оттого-то у нас в доме все и избаловано».

Признаётся,что изрядно портила ему жизнь:

«Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел!»

да только после этого

«Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка, такую дичь, что у бога просишь опять столбняка».

В сыне Простакова души не чает:

Все её старания для сыночка:

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Для неё он до сих пор маленький ребёнок:

«Поди, порезвись, Митрофанушка. Робенок, право, хоть и жених».

Госпожа считает себя хорошей матерью:

«Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная.У меня материно сердце».

Любит выделить свои достоинства:

«Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

Не скрывает, что безграмотна:

«Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

Сожалеет, что муж тоже безграмотен:

«И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу».

«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить».

И в то же время противоречит сама себе:

«Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».

Неожиданно нашла богатую невесту для сына и размышляет:

«Софьюшкины денежки было б куды класть».

Простакова держит всех в чёрном теле:

«я люблю, чтоб и чужие меня слушали».

Считает, что все должно быть подчинено её воле:

«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма!»

Искренне не понимает:

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?»

Сетует брату на свою главную проблему:

«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Помещица не считает прислугу за людей:

«А ты разве девка, собачья ты дочь?»

«Бредит, бестия! Как будто благородная!»

«По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»

Любит ругать себя напоказ:

«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»

но думает совершенно иное:

«Пусть же бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает».

Окружающие другого мнения о госпоже Простаковой:

«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь»

«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома»

«из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»

«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Простакова пытается оправдаться:

но поняв, что всё кончено, восклицает:

«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»

Мудрый Стародум сожалеет:

Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть фото Чем занимается простакова в течении дня. Смотреть картинку Чем занимается простакова в течении дня. Картинка про Чем занимается простакова в течении дня. Фото Чем занимается простакова в течении дня

Вариант 2

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.

Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.

Сочинения про Простакову

Используя вышеприведённый материал можно легко написать сочинение про образ госпожи.

Простакова как помещица

Внутренняя политика России конца 18 века оставляла желать лучшего: нищие крепостные, озверевшие помещики, блистающий убранством двор Екатерины II.

По указу о вольности 1762 года, изданному ещё Петром III, дворяне получали право учиться, служить, работать и проживать там, где они хотят. Многие из дворянского сословия остались на насиженных местах с крепкими связями и возможностью продвижения выше, ко двору. П

омещики покидали города, перебирались в свои деревеньки. С жадностью они начали набирать столько земли, что крепостные не в силах были её обрабатывать. Всевозможными налогами и штрафами хозяева жизни душили своих подчинённых, ни сколько не заботясь об их благополучии.

Помещики Простаковы — одни из таких, которые «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Есть у них «достаточек, хоть и небольшой», но хочется больше, а не получается.

Сестра жалуется брату Скотинину: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Они просят научить их: как правильно собирать дань. Слухи о Тарасе Скотинине, как о жестоком собирателе оброка, ходили по всей округе. Крепостные — это подчинённые. Судить о том, как обращалась помещица со своими крепостными можно по тому, как она относилась к домашней челяди. Её слуги не имели права болеть — они же не благородные!

«Собачья дочь, воровская харя, скот» — ласковые эпитеты для рабочей силы. Платить госпожа Простакова не любила: няньке Митрофана, вырастившей его с пелёнок, она выдавала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

Законы помещица понимала по-своему: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»

Пытаясь не отставать от городских дворян, «матушка» нанимает для своего сына учителей, не имея ни малейшего представления: какими они должны быть на самом деле.

Образом помещицы Простаковой автор показал какими недалёкими и жестокими были многие из тех, кто причислялся к дворянскому сословию. Бессовестно пользуясь властью, они издевались над своими крепостными. Сам Фонвизин не считал, что крепостничество следует отменить. Он предлагал умерить его во избежание «пугачевщины».

Характеристика Простаковых «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным во времена правления Екатерины Великой. В литературе тогда возникло два понятия сатиры: на людей и пороки. Сама императрица предпочитала смеяться над человеческими пороками. Придворная знать больше любила выискивать: с кого же писался тот или иной образ. Фонвизин постарался удовлетворить пожелания обеих сторон. Однако наутро после премьеры пьеса была запрещена. Что же так не понравилось Екатерине II?

Действие пьесы происходит в одном из забытых Богом поместий. На примере одной семьи автор показывает нам быт и нравы помещиков того времени.

Главная героиня произведения — госпожа Простакова. Это полностью отрицательный персонаж. Она глупа, груба и безобразна в отношениях с окружающими. В учении толка не видит, потому что считает: ««Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Но, опасаясь, что в Петербурге её сын будет выделяться среди прочих дворян своей безграмотностью, мать нанимает учителей для образования Митрофана.

Именно таких учителей и набрала Простакова для своего недоросля Митрофанушки. Шестнадцатилетний юноша под опекой заботливой мамочки никак не мог выйти из детского возраста. Гонять палкой голубей было излюбленным занятием «детки». Вкусно покушать, поспать и ябедничать на прислугу — ежедневный список дел молодого человека. За четыре года, благодаря потаканиям матери, Митрофан не сильно продвинулся в познаниях.

Если бы в пьесе не было господина Простакова никто бы и не заметил значительной разницы в списке персонажей. Он не был тем помещиком, который самостоятельно решал вопросы своего поместья. Вернее, Простаков вообще не имел к ним никакого отношения, так как всем заправляла жена. Он «женин муж», и этой фразой всё сказано. Многие узнавали себя или своих родных в отрицательных образах «Недоросля». Как знать, может великая императрица нарядила в них свою семью, и ей стало неуютно.

Простакова — госпожа бесчеловечная

Одним из конфликтов, которые затрагивает в своем произведении «Недоросль» Д. И. Фонвизин, является проблема человеколюбия. Госпожу Простакову можно считать главным лицом этого конфликта, потому как она — «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

В своих откровениях с Софьей Стародум отмечает, что не может быть правильного воспитания в семье, где отец не имеет права голоса, а наглость в матери, словно «вывеска порочного поведения». Какой добродетели и благонравию может научить она своих детей, если таковых в ней нет.

Возьмём госпожу Простакову. Она выросла в семье, где детям никогда не уделяли должного внимания: они росли сами по себе, «как трава в огороде». Кто мог привить этой женщине принципы морали?

Возненавидев отца, спавшего на сундуке с деньгами, когда дети жили в голоде, она переносит свою ненависть на мужа. Захватывает власть в семье, жёстко держит всех под своим каблуком. Все проблемы хозяйка решает грубыми восклицаниями, а если не помогает — пускает в ход кулаки. Правдин называет её «презлой фурией», адский нрав которой делает несчастным весь дом.

Госпожа Простакова не привыкла считаться с мнением других. Известие о приезде Стародума вызывает у неё недоумение: как покойник может приехать? Она его похоронила в своих мыслях, значит, так и должно быть. Свои мысли, взгляды на жизнь мать передаёт сыну, поощряя его хамское отношение к людям. Она учит его разделять людей: ублажать влиятельных и оскорблять тех, кто ниже по статусу.

Беда таких людей, как мудро замечает Стародуб, не в том, что они лишены человеколюбия, а в том, что они себя, в первую очередь, не ценят, как высшее разумное существо. Их жизнь подвластна инстинктам дикого животного: хочу! Моё! Они боятся только одного: потерять влияние над другими.

Так и наша госпожа Простакова, почувствовав, что власть уходит из её рук, теряет свой облик великой и могущественной владычицы. Все отвернулись от неё. Превратившись в жалкое создание, она ждёт поддержки от сына, но сама же и воспитала в нём злонравие, плоды которого теперь вынуждена собирать.

Так ли проста госпожа Простакова?

В комедии «Недоросль» Фонвизин наделил своих героев именами, характеризующими их личности. Правдин — человек правды, Стародум — мудрый старец, Скотинин — индивид, не видящий дальше свиных хвостов. А госпожа Простакова, в таком случае, — проявление простоты.

Но так ли уж проста наша Простакова?

На протяжении двух с половиной столетий слово «простой» претерпевало изменения своего лексического значения. В словаре Ожегова даны определения: 1)самый обыкновенный, не выделяющийся среди других; 2) принадлежащий к непривилегированному обществу; 3) глуповатый, недалекий.

Какое же значение больше подходит образу госпожи Простаковой? При общении с теми, кто не представляет для неё интереса, а также с прислугой, мы видим недалёкую «злобную фурию», у которой, как случится приступ жестокосердия, так «дай додраться» ей. Агрессия и сквернословие — вечные спутники помещицы. Разве можно назвать умной такую женщину?

Но стоит только на горизонте появиться человеку при чине или богатому, перед нами воскресает душевной красоты человечек. Сама доброта, сама простота. Речь её сразу становится приблизительно литературной. Госпожа Простакова сдерживает яростные порывы, хочет казаться заботливой, гостеприимной хозяйкой. Списывает проявления своей злости на то, что она человек, а не ангел.

Получается, что простота госпожи изменчива так же, как и сама хозяйка. Только стремление «казаться» обыкновенной женщиной со своими слабостями сильно уступает обыкновению «быть» глупой, необразованной теткой. Неспроста Правдин не идёт на её уловки и видит в ней воплощение зла, бесчеловечности. А мудрый Стародум обвиняет в злонравии.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Критика об образе

Некоторые современники были слишком претенциозны в высказываниях о пьесе «Недоросль». И. Богданович говорил о её «непригожести» — несоответствию канонам.

«Баба непригоже с ногтями лезет к роже» — с неприязнью описал он случай из произведения.

Н. В. Гоголь, которому приходилось играть госпожу Простакову в студенческих спектаклях, выражал мнение: «Всё в этой комедии, на первый взгляд, карикатура на русское. Но, приглядевшись, замечаешь, что нет в ней ничего карикатурного».

Спустя десятилетия И. Герцен, осмысливая «Недоросля», увидит в Фонвизине — первооткрывателя понятия «сарказм».

Сочинение Госпожи Простакова

Комедия «Недоросль» представляет собой увлекательное произведение с невероятно яркими характерами и героями. Многие из фамилий до сих пор на устах у читателей.

Когда мы говорим по эту известную комедию, мы не можем не сказать о Простаковой, ведь эта женщина занимает одно из центральных мест среди других персонажей.

Эта женщина, кажется, обладает самыми отрицательными качествами, которыми только можно обладать. Во-первых, эта женщина грубая, злая, хитрая и нечестная. Она не вызывает у читателей никакой симпатии.

Родителями Простаковой были необразованные люди, которые были помешены на деньгах, жажда наживы руководила их действиями и поступками. Отец Простаковой умер на сундуке с деньгами – это в полной мере демонстрирует алчность и жадность таких людей. В семье, где выросла Простакова, было восемнадцать детей, шестнадцать из которых умерло из-за ненадлежащего ухода. Это очень показательно и полностью характеризует семью Простаковой.

Муж у Простаковой имел характер пассивный, что делало из Простаковой женщину еще более жесткую, деспотичную и агрессивную.

Единственной радостью женщины был ее любимый сын, но он поступает с ней достаточно жестко и несправедливо. С другой стороны, своей чрезмерной опекой и любовью она избаловала сына, и от него ничего не следовало больше ожидать, кроме как такой «благодарности». К тому же, она взрастила в нем мысль, что нужно держать около себя только богатых родственников, которые имеют большое состояния, поэтому сын Митрофан с такой легкостью уходит служить Правдину. Конечно, в этой сцене мы испытываем сочувствие к женщине, ведь остается она совсем одна, ее бросили самые близкие люди.

К крестьянам она относится по-свински, она позволяет себе отбирать у них деньги, издеваться над ними, подло поступать с ними.

Через такую героиню, как Простакова, через ее характер, Фонвизин хотел показать и объяснить читателю, что России нужны реформы воспитания. То, что пропагандировала это женщина, то, как она воспитывала сына, являлось давно отжившим и ненужным для современного общества. Народ нуждался в реформации образования, в нововведениях в этой сфере.

Отзывы и личное отношение читателей к героине

Максим Ш. 8 класс «Госпожа Простакова напоминает мне мою тетю, которая сначала избаловала своего сыночка, а теперь не знает, что с ним и поделать. Надо предложить ей почитать «Недоросля», чтобы она увидела до чего доводит баловство детей».

Егор К. 8 класс «Думаю, Простакова вряд ли кому понравится свои злым нравом и ужасным характером».

Ольга Л. 8 класс «Как мать, Простакову можно понять. Она хочет хорошего для своего единственного ребёнка. Только надо учитывать и мнение окружающих, а не соответствовать своей девичьей фамилии»

Светлана Б. 8 класс«Мне ничего не понравилось. Еле дочитала, потому что задали прочитать».

А что вы думаете об этом персонаже? Поделитесь в комментариях!

↑ 5. Разоблачение и наказание

Воплощением справедливости в комедии выступает Правдин, который прибывает в имение Простаковых с целью на месте ознакомиться со всеми злоупотреблениями. Он лично убеждается в «бесчеловечии злой помещицы».

Случай с Софьей становится последней каплей. Правдин решительно собирается поступить в отношении Простаковой по «всей строгости законов». Госпожа Простакова лишается всех владений, потому что «тиранствовать никто не волен». Но более страшным для нее наказанием становится неожиданная грубость «сердечного друга Митрофанушки»: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Особенности личности

Глуповатый, зависимый от жены и недалекий человек — вот кто такой Простаков в комедии «Недоросль». Господин Терентий имеет дворянское происхождение, он владеет крепостными. Но мужчина считает, что не должен ничего делать, его не касаются домашние дела, служба или работа.

Это аморфная личность, которой полностью овладела лень. Именно она и стала причиной того, что Простаков не получил образования и не построил карьеру. Он не умеет читать и писать, а его супруга считает, что Терентия воспитывали, как девицу.

Основные черты характера Простакова:

Вся забота о поместье и слугах лежит на жене. Супруг не противоречит ей даже в тех ситуациях, когда она до полусмерти избивает крепостных за малейшую провинность. Да и сам он терпит побои от властной женщины. Родной сын тоже не обращает на него никакого внимания, проявляет только презрение.

Терентий робко разговаривает, старается не прерывать речь жены, практически ни с кем из дворянства не общается. В его доме бывает только брат Простаковой, такой же глупый и неотесанный человек. Именно его пассивность привела к тому, что случилось с семьей. Жена стала злой и алчной, сын ленивым и непослушным. А само поместье скоро отберет у Простаковых государство за то, что они жестоко обращаются со своими подданными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *