Чем занимается реквизитор в театре
Реквизитор – малоизвестный, но необходимый специалист в искусстве
Мало кто задумывается, посещая театр или кинотеатр, что постановка во многом зависит от антуража. Окружающее пространство не менее важно, чем актерская игра и звуковое сопровождение. Вдвойне важно – если речь идет о съемках исторического фильма. Здесь все предметы, мебель, малейшие детали интерьера должны соответствовать эпохе. Поэтому в любой съемочной команде так важно иметь хорошего реквизитора.
Особенности профессии реквизитор
Изначально профессия реквизитора была чисто театральной. В обязанности этого специалиста входили поиск и хранение различных предметов интерьера для спектаклей.
Но с течением времени возникли новые направления искусства и способы творческой реализации. Так, реквизиторы стали работать в кинематографе, потом на телевидении, а сейчас без них не могут пройти масштабные концерты.
Таким образом, изначально весьма узкопрофильная специальность стала весьма востребованной во многих областях деятельности. При этом реквизитор может также работать и в сфере проведения мероприятий. Многие ивент-агентства охотно набирают таких специалистов для создания реквизитного фонда, благодаря которому компания существенно экономит на декоре и реквизите. Навыки реквизитора позволяют находить применение одному и тому же элементу в разных вариациях.
Обязанности профессии реквизитор
В перечень обязанностей данного специалиста можно включить следующее:
проверка используемого реквизита, его целостности, исправности;
подбор и хранение соответствующего реквизита;
при необходимости фото-, видеосъемки спектакля, кино;
создание реквизитного фонда;
Для того, чтобы работать реквизитором, необходимо быть достаточно эрудированным во многих областях: истории костюма, мебели, искусстве. Он должен понимать суть театрального искусства, принципы построения композиций и кадров.
Реквизитору регулярно приходится вникать в новые для себя сферы деятельности. К примеру, если есть необходимость воссоздать интерьеры больницы, он должен понимать, какое оборудование может находиться в помещениях, какие предметы характерны для данной обстановки.
Реквизитор тесно взаимодействует с режиссером и еще до выбора актеров и начала репетиций он знакомится со сценарием и начинает поиск необходимо реквизита. Если речь идет об опытном специалисте, то он может также активно работать с художниками-постановщиками, самостоятельно создавать эскизы и схемы расположения предметов.
Перечень необходимых знаний можно включить следующее:
понимание схем расстановки реквизита на сцене или съемочной площадке;
умение создавать подобные схемы и чертежи;
создание необходимого реквизита;
понимание различных стилистик и направлений.
Источник фото macrovector/freepik
Место работы и условия труда
Как ранее уже упоминалось, реквизитор может работать как в театре, так и в кино, и на телевидении. Поэтому он может как иметь постоянное место работы – служить в театре, например. Так и приглашаться на определенные проекты: съемки рекламы, сериалов и т.д. В связи с этим достаточно сложно определить график его работы.
Условия же труда реквизитора зависят от того, занимается ли он каким-либо проектом или же следит и проверяет текущее состояние реквизитного фонда. В одном случае он регулярно будет находиться на съемочной или репетиционной площадке, чтобы при необходимости заменить какой-либо реквизит. А в другом – будет на месте хранения реквизита.
Еще одной особенностью современного реквизитора можно считать то, что он может работать в ивент-агентстве. В данной отрасли он незаменимый специалист, поскольку закупает все необходимые материалы и элементы декора для проведения тематических вечеринок и других мероприятий.
Где выучиться профессии реквизитор?
Для работы в данной профессии нет необходимости получать профильное образование. Хотя в учебных заведениях, где активно представлены творческие профессии есть направление «Художник-бутафор», на котором и готовят необходимых специалистов.
Но все-таки полностью постичь данную профессию невозможно без активной практики. В связи с этим чаще всего реквизиторами становятся люди без специального образования. Они работают с более опытными специалистами, узнают нюансы и секреты данного ремесла, после чего постепенно начинают самостоятельную работу.
Разряды профессии реквизитор
Уровень квалификации специалиста определяет, какие именно обязанности он будет выполнять.
Реквизитор 2 разряда
Работает помощником у более опытного специалиста.
Реквизитор 3 разряда
Снабжает различные съемки и спектакли простым, современным реквизитом.
Реквизитор 4 разряда
Задействован при средней сложности работ, когда необходим реквизит для фантастических, сказочных картин.
Реквизитор 5 разряда
Привлекается к крупномасштабным съемкам.
Реквизитор 6 разряда
Должен уметь работать в любой тематике и масштабах. Кроме того, ему чаще всего необходимо отслеживать деятельность в нескольких съемочных площадок.
Источник фото macrovector/freepik
Личностные качества профессии реквизитор
Необходимыми качествами для работы в качестве реставратора можно считать следующее:
внимательность к деталям;
Уровень заработной платы профессии реквизитора
Пусть данный специалист и незаменим при съемках или создании спектаклей, реквизитор не имеет большую заработную плату. В среднем подобный профессионал получает около 30 000 рублей в месяц.
Плюсы и минусы профессии реквизитор
В число положительных моментов профессии необходимо внести следующее:
возможность работать без профильного образования;
интересные задачи, разнообразные проекты.
К минусам данной специальности стоит добавить:
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Бутафор и реквизитор
В этом выпуске мы расскажем вам, пожалуй, о самых загадочных для большинства зрителей профессиях — бутафор и реквизитор. К сожалению, об этих театральных профессиях зрители знают очень мало.
Художник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:
В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.
В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.
Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».
Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.
Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.
Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.
В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.
Реквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:
В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.
Случай из «жизни» бутафории:
Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».
Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.
Мир Театра
Реквизитор – малоизвестный, но необходимый специалист в театре
Мало кто задумывается, посещая театр или кинотеатр, что постановка во многом зависит от антуража. Окружающее пространство не менее важно, чем актерская игра и звуковое сопровождение.
Вдвойне важно – если речь идет о съемках исторического фильма. Здесь все предметы, мебель, малейшие детали интерьера должны соответствовать эпохе. Поэтому в любой съемочной команде так важно иметь хорошего реквизитора.
Особенности профессии реквизитор
Изначально профессия реквизитора была чисто театральной. В обязанности этого специалиста входили поиск и хранение различных предметов интерьера для спектаклей.
Но с течением времени возникли новые направления искусства и способы творческой реализации. Так, реквизиторы стали работать в кинематографе, потом на телевидении, а сейчас без них не могут пройти масштабные концерты.
Таким образом, изначально весьма узкопрофильная специальность стала весьма востребованной во многих областях деятельности.
При этом реквизитор может также работать и в сфере проведения мероприятий. Многие ивент-агентства охотно набирают таких специалистов для создания реквизитного фонда, благодаря которому компания существенно экономит на декоре и реквизите.
Навыки реквизитора позволяют находить применение одному и тому же элементу в разных вариациях.
Обязанности профессии реквизитор
В перечень обязанностей данного специалиста можно включить следующее: проверка используемого реквизита, его целостности, исправности; подбор и хранение соответствующего реквизита; при необходимости фото-, видеосъемки спектакля, кино; создание реквизитного фонда; ведение отчетности.
Для того, чтобы работать реквизитором, необходимо быть достаточно эрудированным во многих областях: истории костюма, мебели, искусстве.
Он должен понимать суть театрального искусства, принципы построения композиций и кадров.
Реквизитору регулярно приходится вникать в новые для себя сферы деятельности.
К примеру, если есть необходимость воссоздать интерьеры больницы, он должен понимать, какое оборудование может находиться в помещениях, какие предметы характерны для данной обстановки.
Реквизитор тесно взаимодействует с режиссером и еще до выбора актеров и начала репетиций он знакомится со сценарием и начинает поиск необходимо реквизита.
Если речь идет об опытном специалисте, то он может также активно работать с художниками-постановщиками, самостоятельно создавать эскизы и схемы расположения предметов.
Перечень необходимых знаний можно включить следующее:
— понимание схем расстановки реквизита на сцене или съемочной площадке;
— умение создавать подобные схемы и чертежи;
— создание необходимого реквизита;
— понимание различных стилистик и направлений.
Место работы и условия труда
Как ранее уже упоминалось, реквизитор может работать как в театре, так и в кино, и на телевидении. Поэтому он может как иметь постоянное место работы – служить в театре, например. Так и приглашаться на определенные проекты: съемки рекламы, сериалов и т.д.
В связи с этим достаточно сложно определить график его работы.
Условия же труда реквизитора зависят от того, занимается ли он каким-либо проектом или же следит и проверяет текущее состояние реквизитного фонда.
В одном случае он регулярно будет находиться на съемочной или репетиционной площадке, чтобы при необходимости заменить какой-либо реквизит. А в другом – будет на месте хранения реквизита.
Еще одной особенностью современного реквизитора можно считать то, что он может работать в ивент-агентстве. В данной отрасли он незаменимый специалист, поскольку закупает все необходимые материалы и элементы декора для проведения тематических вечеринок и других мероприятий.
Где выучиться профессии реквизитор?
Для работы в данной профессии нет необходимости получать профильное образование. Хотя в учебных заведениях, где активно представлены творческие профессии есть направление «Художник-бутафор», на котором и готовят необходимых специалистов.
Но все-таки полностью постичь данную профессию невозможно без активной практики.
В связи с этим чаще всего реквизиторами становятся люди без специального образования. Они работают с более опытными специалистами, узнают нюансы и секреты данного ремесла, после чего постепенно начинают самостоятельную работу.
Личностные качества профессии реквизитор
Необходимыми качествами для работы в качестве реставратора можно считать: эрудированность; ответственность; внимательность к деталям; наблюдательность; эстетический вкус.
Плюсы и минусы профессии реквизитор
В число положительных моментов профессии необходимо внести:
— возможность работать без профильного образования;
— интересные задачи, разнообразные проекты.
К минусам данной специальности стоит добавить:
— низкий уровень заработной платы;
— сложные и неординарные условия труда.
Поздравления
Поздравляем с Днем рождения Рената Ивановича Радова – актера Гагаузского Национального театра им. Диониса Танасоглу.
Ананасовый суп и сорокалетний медведь: почему театр невозможен без реквизитора
Спектакль — это всегда немножко магия, ведь он способен на время перенести и зрителей, и актеров в другую эпоху, в другую страну. Поэтому и закулисье, скрытое от посторонних глаз, обладает для публики особым очарованием. Time Out заглянул в реквизиторский цех Малого театра, чтобы рассказать, кто помогает артистам создавать на сцене столь пленительные иллюзии.
Кладовая спектакля
Полки до потолка, уставленные разнообразными предметами — от самоваров и сервизов до искусственных цветов и жареной курицы из папье-маше. У двери — метлы, лошадка-скакалка и пара двустволок. В этой причудливой кладовой властвует реквизитор — человек, который отвечает за предметный мир спектакля.
В современном театре, когда действие разворачивается порой в совершенно пустом пространстве, его работа может быть не так заметна, однако если в классической версии «Гамлета» на сцене не окажется черепа, то знаменитый монолог о Йорике актеру придется опустить.
«У каждого спектакля свое место на полке. Но репертуар большой, всё, конечно, не вмещается, что-то лежит в коробках».
«Конечно, человеческий фактор случается, и мы можем забыть положить реквизит» — рассказывает Елена Лаврова, начальник мебельно-реквизиторского цеха филиала Малого театра на Большой Ордынке.
«Тогда начинается то, что я называю “белкой”, — мы бегаем, ищем нужный предмет и соображаем, кто из артистов сможет вынести его в следующей сцене. Что-то из ряда вон выходящее бывает редко, но нам все равно стыдно, и я, будучи главной, иду перед артистами извиняться. Такого происходить не должно».
В Малом театре реквизиторский и мебельный цех объединены в один, поэтому его сотрудники отвечают за всю сценическую обстановку, за исключением больших декораций. В штате сегодня работает 13 человек.
«В некоторых театрах есть ответственные отдельно за левую сторону и за правую — у меня такого нет, я считаю, что каждый сотрудник должен знать спектакль целиком и весь репертуар. А то вдруг кто-то завтра ногу сломает. У нас такое случалось, тогда штат был меньше, и нам двоим пришлось тянуть все на себе. Почти поселились в театре».
«Этот медведь играет в спектакле “Вишневый сад” — значит, ему скоро 40 лет. Сколько поколений прошло, составов сменилось, а он все еще на сцене».
При этом внутреннее разделение обязанностей всё же существует: мужчины-мебельщики занимаются крупными предметами, женщины-реквизиторы — более мелкими, например, посудой, которой в исторических спектаклях Малого множество.
«Я всегда смотрю, кто из новеньких как моет чашки. — рассказывает Елена. — В свое время я сама много чего не умела, меня даже наказывали за то, что неправильно отношусь. Нужно учиться, перенимать навыки. Сколько мы впитаем в себя энергетики этой внутритеатральной жизни, столько и сможем отдать».
«От нашей любви и внимательности зависит не только то, как долго реквизит прослужит, но и то, как пройдет спектакль. Ведь артистам неприятно будет взять грязный или сломанный предмет, да и в зале тоже могут это заметить».
Из-за зрителей же перестали использовать подписи и инвентарные номера: вдруг старинный стул упадет не той стороной и цифры маркером разрушат иллюзию? Поэтому главное качество реквизитора — память.
Раньше все предметы спектакля и их перемены записывали в специальные тетради, сейчас же часто просто фотографируют. Елена против этого: «Однозначно только записывать. Чтобы четко знать про каждую сцену, что и где лежит. Иначе в голове не отложится. Сейчас у всех с памятью беда, а в нашей профессии она просто необходима, особенно зрительная».
Антикварная мебель и спасенная вешалка
Как только начинается работа над новым спектаклем, реквизитор подключается почти сразу же, подбирая реквизит для репетиций. Потом приходит художник — с ним обсуждается, что можно взять из списанных спектаклей, а что нужно купить или заказать бутафорам.
Использовать реквизит из постановок текущего репертуара категорически запрещено, так как театр часто бывает на гастролях. Когда спектакль снимается, предметы из него или списываются, или уходит в «запас» на хранение в Нагатино, где находятся склады и мастерские Малого театра.
«Наш основной репертуар — Островский, Чехов, другие классики. Поэтому много старой, даже антикварной мебели — например, в спектаклях “Бешеные деньги” или “Волки и овцы”. Ей лет сто, не меньше. Представляете, сколько энергетики в этих вещах? Эта мебель числится на балансе Департамента культуры, раз в два года приезжает проверка и заключает, можно ли ее использовать или уже нужно списать для сохранности».
«Конечно, мы, в свою очередь, бережем, как можем, и если вывозим, то сто пятьдесят пять чехлов надеваем и пленкой заматываем, чтобы не дай бог чего не случилось. Много и просто старой мебели — той, что покупалась или изготавливалась еще в советское время. Иногда и зрители наши нам что-то историческое приносят, например, посуду или подсвечники».
«Мы даем этим вещам вторую, третью, четвертую жизнь. Я сама недавно вешалку спасла: стояла возле помойки, а я решила, что нам такая обязательно пригодится».
Суп из ананасов
Принято считать, что из цехов ближе всего с артистами общаются костюмеры, ведь у них прямой доступ «к телу». Но и реквизиторы должны быть коммуникабельными и выстраивать с труппой хорошие отношения, знать привычки актеров и обеспечивать им комфортное существование на сцене.
Проявляется это, например, в выборе еды, использующейся во время действия, — ее в театре принято называть исходящим реквизитом. Одни любит пить зеленый чай, другие черный, кто-то предпочитает ржаной хлеб, кто-то белый — его, впрочем, на сцене едят редко из-за опасности закашляться. В остальном, чего только не ставят на стол во время спектаклей: колбаса, сыр, яблоки, помидоры, огурцы, вареные яйца, жареное мясо, орехи, апельсины, мандарины, виноград.
«Многие, кто не знает, спрашивают: “Это вы столько выпили?” Нет, конечно! Просто мы собираем те бутылки, которые точно пригодятся. Иногда сами что-то интересное находим и покупаем, часто артисты приносят».
При этом не всегда сценическая еда является тем, чем кажется. Наливки — красный чай из шиповника, коньяка — черный чай, шампанское — подкрашенная газировка или, если нужен эффект хлопка, детское шампанское. Бывают и более экзотичные замены:
«В спектакле “Дети Ванюшина” по тексту герои едят суп с потрошками, вместо него мы используем резаные консервированные ананасы и разводим водой. А когда нужен просто бульон — наливаем зеленый чай».
Как стать реквизитором
Специального образования у реквизиторов нет: в эту профессию приходят обычно либо сразу после школы, либо перепробовав себя в других сферах и получив иногда даже два высших.
Обычно попадают по знакомству. Никаких особенных навыков кроме аккуратности и открытости здесь не требуется, но нужно понимать, что работа за кулисами всегда предполагает ненормированный график, занятость в выходные и праздники, поэтому без непроходящей влюбленности в театр тут не обойтись. И даже если человек решает сменить профессию, чаще всего через какое-то время возвращается обратно: мало какая пограничная сфера может соперничать с театром в том, что касается небанальности повседневных задач и общения с творческими людьми.
«Я вообще по образованию товаровед. — рассказывает Елена. — В театр меня привела в 2000-м подружка, но не сюда, а в артистический буфет Основной сцены. Я проработала там полгода, а потом пришел начальник электротехнической службы и позвал меня к себе, так что я на пять лет стала осветителем. Потом освободилась должность начальника реквизиторского цеха, а я была активная, правильная — ну меня и пригласили на это место. Честно сказать, первые месяца два я думала отказаться: вся работа была тогда сдельной, документов приходилось заполнять страшно много. Одна писанина. Но потом пообвыклась. И вот уже 13 лет здесь. Это моя семья, это мой дом».
«Свою работу я очень люблю. Кажется, давали бы мне на хлеб, я бы тут и бесплатно работала».