Чем занимается российское историческое общество
Общее собрание Российского исторического общества – 2021
Итоги деятельности Общества в 2020 году, приоритетные направления работы на ближайшие годы, перспективы развития высшего исторического образования, историческое образование в общеобразовательных учреждениях и в средних специальных учебных заведениях, рассмотрение положений о региональных отделениях Общества и вступлении в члены РИО – эти и другие вопросы вошли в повестку Общего собрания Российского исторического общества в 2021 году.
Мероприятие состоялось на площадке МГИМО – одного из учредителей Российского исторического общества.
Напомним, РИО было воссоздано в 2012 году 27 ведущими российскими учреждениями образования, науки и культуры.
«Общество является эффективным каналом взаимодействия профессионального исторического сообщества, органов государственной власти, средств массовой информации и широкой общественности. Деятельность членов Общества строится на принципах объективности, опоре на подлинные источники и на безусловном уважении к великой истории нашего Отечества»,
– открывая заседание, подчеркнул
Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Масштаб и сложность просветительских проектов, реализуемых Российским историческим обществом, с каждым годом лишь возрастают,
Кроме того, было и остаётся приоритетом Российского исторического общества развитие высшего исторического образования.
«Особое значение для нас имеет решение Минобрнауки России о наделении РИО статусом «центра ответственности» по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «История и археология»,
– заявил Сергей Нарышкин.
– В ближайшее время Обществу предстоит включиться в процесс распределения бюджетных мест на исторические специальности. Для координации наших усилий в этом направлении предлагается создать Комиссию РИО по вопросам высшего исторического образования. Полагаю, что её мог бы возглавить член Совета Российского исторического общества, статс-секретарь – заместитель Министра юстиции Российской Федерации Андрей Викторович Логинов. В состав Комиссии войдут представители ведущих вузов – членов РИО, представители региональных отделений и руководящих органов Общества, а также представители Росархива».
«Выстраивая эту работу, нам вместе с министерством предстоит найти баланс между поддержкой традиционно сильных образовательных центров и необходимостью развивать историческое образование во всех регионах страны. К сожалению, на сегодняшний день есть субъекты федерации, в которых подготовка историков прекращена вообще»,
– сказал Председатель РИО.
В ходе выступления Сергей Нарышкин акцентировал внимание на потребности «в предсказуемом характере распределения контрольных цифр – плавной, без резких скачков, динамике приёма».
«Очевидно, что ситуация, когда количество бюджетных мест вначале резко сокращается, а потом столь же резко растёт, не позволяет вузам наладить качественный образовательный процесс»,
Председатель РИО подчеркнул, что решение обозначенных проблем станет первостепенной задачей Общества.
По его мнению, также в фокусе внимания обязательно должно оставаться преподавание истории в школе. В последние годы Российским историческим обществом и Министерством просвещения проделана очень большая работа, утверждены пять линеек новых учебников по отечественной истории, полностью соответствующие Историко-культурному стандарту, напомнил Сергей Нарышкин.
«Полагаю, что следует, не откладывая, полностью завершить переход всех российских школ на преподавание по учебникам из этой линейки, а кроме того – поставить вопрос о распространении данного подхода и на среднее специальное образование»,
– заявил Председатель РИО.
Сергей Нарышкин обратился и к вопросу выработки общего подхода к преподаванию региональной истории в школе.
«Имею в виду в том числе синхронизацию курсов региональной и отечественной истории. Решение этих вопросов, активно обсуждаемых в педагогическом сообществе, давно назрело»,
На фото: Сергей Нарышкин, Анатолий Торкунов
Ежегодные исторические школы для молодых исследователей и педагогов
Одним из направлений сотрудничества Минобрнауки России с Российским историческим обществом является проведение ежегодных летних и зимних исторических школ для молодых исследователей и педагогов.
Напомним, с момента выхода соответствующего поручения Президента России уже прошло две части Международной зимней исторической школы, которые состоялись на площадке Казанского федерального университета.
По словам Валерия Фалькова, на ближайшее время запланировано совместное проведение четырёх международных исторических школ: летней школы молодых учёных историков стран СНГ в августе этого года, летней исторической школы для молодых русистов (историков, культурологов, философов, политологов) в сентябре в Выборге, научно-практической школы-конференции молодых учёных «История России с древнейших времён до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды» и Школы молодых учёных «Эпоха революций 1750–1914 гг. в Западной Европе и Средиземноморье», которая пройдёт в ноябре 2021 года.
Валерий Фальков также прокомментировал активную работу министерства по созданию Экспертного совета по историческому знанию. Он отметил, что совет займется выработкой эффективных решений по поддержке исторических исследований, сохранению исторического знания и содействию в проведении ежегодных летних и зимних исторических школ.
«В настоящее время по поручению Президента России мы также прорабатываем вопрос создания Национального центра по изучению Великой Отечественной войны, который будет обеспечивать координацию исследовательской и просветительской деятельности»,
Преподавание истории в школе
Сопредседатель Российского исторического общества, ректор Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Анатолий Торкунов в своём выступлении напомнил, что прошло более восьми лет с момента выхода поручения Президента России Владимира Путина о разработке единой концепции преподавания отечественной истории в средних школах. Ректор МГИМО отметил необходимость распространения линейного принципа изучения истории на всю старшую школу.
«Это позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Это даст возможность увеличить время на изучение таких тем, как история Великой Отечественной войны, история России на современном этапе, уделить больше внимания применению новых методик, форм и технологий для эффективного достижения образовательных результатов»,
В свою очередь, «для завершения формирования единого образовательного пространства требуется согласование и гармонизация курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», совершенствование и экспертиза пособий по региональной истории»,
подчеркнул Анатолий Торкунов.
На фото: Анатолий Торкунов
Ещё больше усилить связь с учительским сообществом призвал сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, который является главой Ассоциации учителей истории и обществознания. Он рассказал о состоявшейся на прошлой неделе встрече с руководителями 50 региональных отделений Ассоциации. Они едины во мнении о необходимости проведения съезда учителей истории.
«Предлагаем собрать его 7 мая, т.е. в последний день Международного конгресса учителей истории. Проект получил поддержку со стороны Министерства просвещения. Я бы очень хотел пригласить к сотрудничеству в рамках этого проекта Министерство науки и высшего образования»,
– отметил Александр Чубарьян.
Сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Анатолий Деревянко уделил внимание необходимости возрождения краеведения и развитию краеведческой работы.
На фото: Анатолий Деревянко
На проблему соотношения цифровой формы подачи исторических текстов и традиционных печатных текстов обратил внимание член Президиума Российского исторического общества, вице-президент РАН, академик РАН, директор Института археологии Российской академии наук Николай Макаров.
«Россия очень быстро продвигается в цифровом поле, и создаётся соблазн отказаться от печатной книги. Думаю, это очень опасная тенденция, потому что значительная часть нашего общества эту идею уже приняла. Мы должны откровенно обсуждать эту тему. Думаю, что мы должны сделать всё для сохранения печатной книги, в том числе найти и приемлемые формы, которые дадут возможность издавать новые книги по исторической тематике»,
На фото: Николай Макаров
В свою очередь, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова посвятила своё выступление совершенствованию содержания школьного образования в целом и школьного исторического образования.
«Сегодня история в школе – важнейший мировоззренческий образовательный предмет. Её содержание – составная часть интеллектуального потенциала и культуры нашего общества»,
– считает Анастасия Зырянова.
В частности, в данный момент завершена работа по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов.
«Во ФГОС основного общего и начального общего образования внесено содержание образования – о необходимости чего так долго говорилось. Это содержание, в отличие от примерных программ, которые являются ориентирами, носят рекомендательный характер, содержание во ФГОС будет обязательным для изучения и освоения всеми обучающимися. Такой же принцип будет использован при разработке ФГОС среднего общего образования, в рамках которого изучается период Великой Отечественной войны»,
Кроме того, в обновленный ФГОС основного общего образования, т.е. уже на уровне 9-го класса, внесено следующее требование к результатам обучения по учебным предметам «История России» и «Всеобщая история»: умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – нач. XXI века – Февральская и Октябрьская революции 1917 года, Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 90-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года – характеризовать итоги и историческое значение событий. «В настоящее время идёт разработка модуля, в рамках которого найдут отражение темы, посвящённые важнейшим событиям XX – нач. XXI века. Мы планируем, что этот модуль появится в учебных планах уже с 1 сентября этого года»,
– сообщила заместитель министра.
На каждом Общем собрании РИО тема преподавания истории в школе является одной из важнейших и существенных тем, отметил
Андрей Петров, ответственный секретарь Российского исторического общества, начальник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Он подробно рассказал об усовершенствованной Концепции преподавания «Истории России». Напомним, она была подготовлена рабочей группой под руководством Александра Чубарьяна. Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги – Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей. Документ был утвержден коллегией Министерства просвещения осенью прошлого года.
Поддержка исторических проектов
Почти год успешно существует эндаумент фонда «История Отечества», которым управляет Газпромбанк. О создании и развитии целевого капитала подробно рассказала Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка.
На фото: Наталья Третьяк
Напомним, 24 июля 2020 года в ходе заседания Совета фонда «История Отечества» была достигнута договорённость между фондом «История Отечества» и Газпромбанком о сотрудничестве в рамках создания эндаумента (целевого капитала, формирующегося за счет пожертвований). Средства эндаумента переданы под управление банка. Доход, полученный в результате управления целевым капиталом, будет направляться на реализацию уставных целей фонда.
Принятие ключевых решений
Традиционно ряд ключевых вопросов был поставлен на голосование. Их озвучил председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский. Так, члены РИО избрали сроком на три года Председателем Российского исторического общества Сергея Нарышкина, сопредседателями Российского исторического общества
Анатолия Деревянко, Анатолия Торкунова и Александра Чубарьяна. Кроме того, по итогам голосования был утверждён перечень приоритетных тем работы Российского исторического общества на 2021–2024 годы, с которым можно ознакомиться на сайте РИО.
Также было утверждено Положение об отделениях (представительствах) Российского исторического общества в новой редакции и Положение о порядке приёма в члены Российского исторического общества в новой редакции.
Помимо этого, в новой редакции утверждён перечень региональных отделений РИО – теперь в нашей стране открыто 50 региональных представительств Общества. Также был представлен реестр членов РИО, который в ближайшее время будет опубликован на сайте Общества. Просим ознакомиться с ним и в случае обнаружения неточностей сообщить по контактам, указанным в объявлении.
Следующий год для Российского исторического общества юбилейный – в 2022 году будет отмечаться 10-летие с момента воссоздания РИО.
30 июня 2021 года в МГИМО состоялось Общее собрание Российского исторического общества
О Российском историческом обществе
Российское историческое общество было воссоздано в традициях дореволюционного Императорского Русского исторического общества 20 июня 2012 года.
Его учредителями стали 27 ведущих российских учреждений образования, науки и культуры, среди которых Российская академия наук, МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж, Российская государственная библиотека и многие другие.
На сегодняшний день отделения РИО созданы уже более чем в 50 регионах страны.
Согласно Уставу, целью РИО является объединение усилий общества, государства, ученых и любителей истории для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти.
Императорское Русское историческое общество
В период с 1866 по 1920 гг. в России действовало Русское историческое общество (РИО). Его основатели – выдающиеся историки, государственные деятели, поэты, просветители, дипломаты. С самого начала деятельность РИО патронировалась царствующим домом. Через несколько лет работы Общество получило наименование Императорского.
Деятельность Императорского русского исторического общества была сконцентрирована вокруг публикации исследований в области истории. За 50 лет было издано 148 томов. Большинство из них не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Были опубликованы материалы екатерининской Уложенной комиссии – предшественницы российского парламента, документы по истории Отечественной войны 1812 года, обширная дипломатическая переписка.
После революции 1917 года Императорское русское историческое общество было распущено Общим собранием Академии наук за неимением средств для продолжения своей деятельности.
«Роль Исторического общества была уникальной по многим причинам.
Во-первых, оно показало пример объединения вокруг важнейшей консолидирующей идеи представителей высшей государственной власти, научных и общественных сил.
Во-вторых, оно обратило внимание государства на необходимость просветительской работы и совместных действий на этом направлении представителей всех гуманитарных наук.
В-третьих, Общество заметно укрепило фундамент нашего архивного и музейного дела, дало мощный толчок издательской работе.
И наконец, главное – оно заставило глубоко задуматься об уроках отечественной истории, которые, как ничто другое, учат нравственному поведению в политике. Тому, что великие достижения и победы возможны лишь на основе консолидации вокруг непреходящих ценностей патриотизма и гражданственности, высокого нравственного служения государству.
Пример именно такого – ответственного – отношения к своей истории, к её изучению и преподаванию – чрезвычайно важен и сегодня. Поэтому возрождая Историческое общество, мы должны объединить усилия государства и учёных, различных социальных и профессиональных групп для формирования общероссийской исторической культуры. И делать это – на основе объективного, непредвзятого изучения событий истории, их популяризации и передачи новым поколениям».
Из выступления Сергея Евгеньевича Нарышкина на Учредительном собрании Российского исторического общества.
Воссоздание Российского исторического общества
Сегодня объективное и честное изучение истории становится задачей общенационального масштаба. 20 июня 2012 г. 27 ведущих российских учреждений образования, науки и культуры, исследовательских фондов и СМИ дали ответ на вызовы современности, воссоздав Российское историческое общество в организационно-правовой форме ассоциации.
Среди учредителей Российского исторического общества – Российская академия наук, МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека, ВГТРК, Интерфакс, Фонд современной истории, Фонд «Общественное мнение» и др.
Структура Российского исторического общества
На Учредительном собрании был утвержден Устав Российского исторического общества и организационная структура Общества в составе Председателя, трех сопредседателей, Совета общества, Президиума Совета Общества, Правления и Центральной контрольно-ревизионной комиссии.
В настоящее время в Обществе состоит более 140 организаций. Открыто 50 региональных отделений Российского исторического общества.
Цели Российского исторического общества
Целью Общества является объединение усилий общества, государства, ученых, творческих деятелей и любителей истории для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти.
Руководствуясь уставной целью, Общество в соответствии с законодательством Российской Федерации решает следующие задачи:
РУ́ССКОЕ ИСТОРИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО
Том 29. Москва, 2015, стр. 79-80
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́ССКОЕ ИСТОРИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО (РИО, в 1873–1917 Императорское), одно из крупнейших научных обществ в России. Основано 23.5(4.6).1866 в С.-Петербурге группой из 12 учёных, деятелей культуры и высокопоставленных сановников (К. Н. Бестужевым-Рюминым, А. Ф. Бычковым, бароном М. А. Корфом, гр. Б. А. Перовским, гр. Д. А. Толстым и др.). В 1917 насчитывало 36 действит. членов (также 4 почётных, один чл.-корр.). Бюджет РИО формировался из членских взносов (отменены в 1910), пожертвований его членов, гос. субсидий (с 1874) и целевых взносов членов имп. фамилии. Председатели РИО: кн. П. А. Вяземский (1866–78), А. А. Половцов (1879–1909), вел. кн. Николай Михайлович (1910–19). В работе РИО участвовали мн. видные историки и гос. деятели: П. И. Бартенев, М. И. Богданович, Ф. Ф. Веселаго, Я. К. Грот, Н. Ф. Дубровин, И. Е. Забелин, В. С. Иконников, Н. В. Калачов, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, П. П. Пекарский, С. Ф. Платонов, К. П. Победоносцев, А. Н. Попов, А. Н. Пыпин, В. И. Саитов, С. М. Соловьёв, А. С. Уваров, Н. Д. Чечулин, С. Д. Шереметев, Н. К. Шильдер и др. Активную роль в создании и деятельности РИО на первом этапе сыграл вел. кн. Александр Александрович (будущий имп. Александр III, поч. пред. об-ва).