Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы

Директор школы — агент цифровой трансформации

Дмитрий Ковалевский

24 ноября 2020 • 21:09

Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть картинку Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Картинка про Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы

В августе-сентябре 2020 г. в 52 субъектах Российской Федерации был проведён мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций. На основе полученных в ходе исследования данных мы попытались создать примерный общероссийский профиль руководителя школы, как лица, управляющего процессами интеграции цифровых технологий в деятельность современной школы.

В понятие «руководитель» вошли как директора школ, так и их заместители, занимающиеся процессами цифровизации.

Таким образом, из полученных данных складывается образ школьного руководителя, как женщины 45-55 лет. Это опытный работник образования с солидным стажем, в самом расцвете творческих сил, как правило, обладающий неплохими компетенциями в области компьютерных технологий.

Можно поспорить, что это — «средняя температура по больнице», но, с другой стороны, что мы видим, заходя в школу и встречаясь с руководителями? Чаще всего — именно такой образ. Напомню, что речь идет не только исключительно о директорах, но и об их заместителях. Поэтому данные мониторинга просто подтверждают ожидаемый портрет.

WI-FI только для членов профсоюза

Школьный руководитель по большей части (82 процента) заботится как о наличии сети Wi-Fi в своей школе, так и о её качестве — подавляющее большинство школьной администрации удовлетворены качеством подключения к Wi-Fi для работы. Среди проблем отмечается недостаточная пропускная способность, низкая скорость и/или нестабильное.

При этом, примерно в 60 процентов школ Wi-Fi доступен по паролю только учителям, директору и административному персоналу. Другими словами, менее половины учащихся могут подключаться к школьной сети Wi-Fi. Родители и гости вообще игнорируются. Хотя, когда задумывался мониторинг, были ожидания, что эксперты увидят в школах таблички с паролем для входа в школьную сеть Wi-Fi, что это уже повсеместно распространенная практика. Если уж в транспорте и на остановках есть общественные точки доступа, то как без этого в школах? Это же образ жизни, не очень понятно, почему он игнорируется в школах. И, учитывая, что интернет-контент проходит в школе фильтрацию, логично было бы, чтобы школьники пользовались именно защищённым Wi-Fi, а не 3G со своих мобильных девайсов.

Итак, продолжаем рисовать портрет среднестатистического школьного руководителя — с одной стороны, как рачительный хозяйственник, он устанавливает в своей школе сеть Wi-Fi и стремится обеспечить качество её работы, а с другой, старается ограничить доступ в эту сеть, не пуская туда детей, чтобы чего не случилось.

Школьный руководитель старается обеспечить своих учителей компьютерами с подключением к сети интернет. И не только на рабочих местах — по словам администраторов, учителя могут использовать компьютеры в разных точках школы: в учительской, библиотеке, реже в методическом кабинете и в других местах.

И это очень хороший и полезный показатель, говорящий нам, что учителям создаются условия для подготовки как к урокам, так и к внеурочной деятельности, в том числе проектной.

Почти половина опрошенных руководителей отмечают, что ученикам разрешено использовать личные цифровые устройства не только на переменах, но и во время занятий на усмотрение учителей.

И тут два вопроса. Первое — это подключение школьников к сети Wi-Fi ограничено самими руководителями (мы это увидели выше). И второе — использование личных мобильных устройств учащимися на уроках регулируется учителям, а, по данным того же мониторинга, политика учителей в этом отношении в половине случаем тяготеет больше к запретам, чем к разрешительным или поощрительным действиям.

Возможно, было бы эффективнее а) разрешить всем учащимся использовать школьную сеть Wi-Fi и б) повысить квалификацию своих учителей таким образом, чтобы они понимали, как правильно организовать использование личных мобильных устройств детей на своих уроках.

Пока же только 7 процентов школьной администрации говорят том, что почти все их учителя и ученики используют личные устройства на уроках.

Школьный руководитель заботится не только о хозяйстве школы, не только о посещаемости учащимися уроков, но и подготовкой к ОГЭ/ЕГЭ. Эпоха цифровых сервисов позволяет организовать эту работу довольно эффективно, и в подавляющем большинстве школ подготовка учеников к госэкзаменам происходит на базе бесплатных региональных/федеральных цифровых сервисов, а 6 процентов респондентов указали на оплату школой коммерческих цифровых сервисов.

Электронный журнал без документооборота

Что здесь можно добавить к портрету руководителя? В эпоху цифровизации некоторые моменты стало очень удобно отслеживать — нажал кнопку, и видно (по отчетам из электронного журнала) — посещаемость, накопляемость оценок, заполняемость журнала и т.д. Меньше бумажек, быстрее и эффективнее организация деятельности.

Электронным журналом в своей управленческой деятельности пользуется большинство представителей школьной администрации — 88 процентов. По мнению школьных руководителей, учителя чаще учеников и родителей пользуются электронным журналом/дневником. Это может быть связано с тем, что для учителей работа с журналом/дневником является функциональной обязанностью.

Электронным журналом в своей управленческой деятельности пользуется большинство представителей школьной администрации — 88 процентов. По мнению школьных руководителей, учителя чаще учеников и родителей пользуются электронным журналом/дневником. Это может быть связано с тем, что для учителей работа с журналом/дневником является функциональной обязанностью.

Эта тенденция — хороший плюс, потому что электронный журнал «заточен» на решение задач в образовательном процессе, но у руководителя есть ещё и хозяйственные, финансовые, коммунальные и другие виды деятельности. И в управлении этими видами тоже происходит цифровая трансформация — пока в половине школ, но тенденция намечена, и к нашему портрету руководителя добавляются новые черты — наша дама набирает компетенции в управлении процессами организации через профессиональные цифровые системы.

Почти все опрошенные школьные администраторы регулярно используют сервисы для совместной работы и коммуникации, например, социальные сети, мессенджеры, облачные сервисы или локальные сети для обмена файлами.

Специализированные сервисы (например, Мегаплан, Asana, MS Teams) используют в два раза меньше руководителей (44%), в основном, эти сервисы подключались с началом пандемии, которая заставила искать эффективные средства коммуникации руководства с учителями, детьми, родителями и даже с работодателями родителей.

Мой начальник не учится, и я не буду

В большинстве школ существует практика поощрения учителей, занимающихся цифровой трансформацией. Среди этих практик лидируют стимулирующие выплаты, являющиеся частью системы оплаты труда. Кроме того, учителям выдаются премии, а также их поощряют, выдавая грамоты, благодарности (нематериальные способы стимуляции).

С другой стороны, около трети руководителей считают, что вся цифровизация и так входит в функционал современного учителя.
Меньше половины наших администраторов говорят, что в их школе есть актуальный план развития использования цифровых технологий в образовательном процессе. Примерно половина — что такой план находится в стадии разработки. Это нам говорит о том, что школьные руководители не так давно осознали, что процессами цифровой трансформации школы можно и нужно управлять.

С увеличением роли цифровых технологий во всех сферах жизни ожидалось, что муниципальные органы управления образованием также начнут их активно использовать в процессах управления системой образования. Однако, опрошенные руководители школ отмечают, что управление деятельностью образовательных организаций на муниципальном и региональном уровне недостаточно использует цифровые технологии.

Отметим, что, если бы муниципалитеты активнее внедряли бы в работу с руководителями школ цифровые технологии, то такая деятельность мощно стимулировала бы самих руководителей. И самим муниципальным и региональным органам управления образованием было бы удобнее не делать запросы в школы для предоставления отчетов, а нажимать кнопки в системе и получать нужные данные автоматически.

Количество отчетов, предоставляемых школой по запросу, за последние 2 года (не включая 2020 год) по мнению почти 90 процентов школьных администраторов скорее увеличилось, 8 процентов — осталось на прежнем уровне. И лишь 2 процента опрошенных говорят об уменьшении такой отчетности.

Поэтому добавим к портрету нашей дамы-руководителя необходимость постоянного сбора информации по запросам вышестоящих организаций. И далеко не всегда в электронном виде. Например, распространена практика, когда документы в бухгалтерию, например, направляются в бумажном виде. И это не недоработка руководителей школ, это недостаточность интеграции цифровых технологий на муниципальном и региональном уровнях, в межведомственных отношениях.

Как организовано профессиональное развитие школьных руководителей в области цифровых технологий? Каждый второй администратор указал, что обучался управлению цифровой трансформацией за последние 3 года. И что такое три года? Изменились уже технологии, уже нужно снова учиться. Поэтому к портрету нашей дамы добавим недостаточную грамотность именно в управлении процессами интеграции цифровых технологий в образовательный процесс и хозяйственно-экономическую деятельность.

Обучение можно и нужно проводить не отдельно для школьной администрации, но совместно со специалистами муниципальных и региональных органов управления образованием. Чтобы все они говорили на одном языке, договаривались об обоснованном использовании одних и тех же технологий, выстраивали наиболее эффективную коммуникацию и документооборот. Тогда будет синергетический эффект.

Об авторе: Дмитрий Ковалевский, эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ

Источник

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:

При выборе программного обеспечения для формирования ЦОС ОО и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами:

Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.

На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:

Таблица 1. Основные компоненты ЦОС образовательной организации

в соответствии с требованиями ФГОС

№ п/пОсновные компоеннтыУдовлетворение требованиям ФГОС
1.Официальный сайт школыОбеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.
2.Электронная почтаОбеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.
3.Электронный журналОбеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения,

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.

4.Электронный календарьОбеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.
5.Система электронного документооборотаОбеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
6.Система дистанционного обучения для учащихсяОбеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования.
7.Корпоративный порталОбеспечивает формирование ИКТ-компетенции педагогов ОУ.
8.Система поддержки пользователей компьютерной техникиОбеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.

Важным критерием при формировании ЦОС является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работы для всех участников образовательного процесса.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации — это смелый шаг к проектированию “Цифровой школы”, “Современной цифровой образовательной среды”, о которых говорит Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.

Источник

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

С 1 сентября 2020 года в России планировалось начать эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах. В связи с этим у многих учителей, учеников и родителей возник вопрос: значит ли это, что российские образовательные учреждения на постоянной основе переведут на дистанционное обучение? На самом деле нет. ЦОС — это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.

Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть картинку Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Картинка про Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».

Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть картинку Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Картинка про Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

Возможные проблемы ЦОС

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.

ПроблемаРешение
Увеличение финансовой нагрузки школПроведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы.
Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОСНеобходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации.
Нет цифровых методов обученияЭтот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы.
Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологииНеобходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий.
Риск технических неполадок и сбоевНаличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки.
Подмена истинной цифровизации «оцифровкой»Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде).

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.

Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»

Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России:

Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды».

Введут ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.

Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей.

Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.

Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Смотреть картинку Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Картинка про Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы. Фото Чем занимается руководитель образовательной программы в цифровой среде школы

В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.

Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *