Чем занимается школьное самоуправление

Самоуправление в школе

Школьное самоуправление — это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации». Как это выглядит на практике, для чего нужна система самоуправления, и как ее организовать?

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Пункт 17 ст. 34 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что обучающиеся имеют право на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом».

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Цель школьного самоуправления — осуществление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель — помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

Уровни самоуправления («вертикальная» структура):

В большинстве школ ученическое самоуправление разделяется по «горизонтали» — по направлениям деятельности:

Такие «секторы», «министерства», «отделы» и т. д. занимаются практической работой. Подобная структура, созданная по принципу государственной (или пионерской и комсомольской, как ее помнят родители и бабушки-дедушки современных школьников), отработана десятилетиями. Очень важно, что такое школьное самоуправление предлагает детям и подросткам модель того, как функционирует государство и общество «во взрослой жизни», и дает возможность попрактиковаться.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Важная часть работы ученического самоуправления — информация. Все, что происходит в школе, особенно по инициативе самих ребят, необходимо оперативно публиковать во всех «СМИ»: на школьных стендах, сайте, в группах в официальных группах в социальных сетях.

Источник

Ученическое самоуправление в школе.

Ученическое самоуправление в школе.

В настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе, в общеобразовательном учреждении. В значительной мере этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года.

Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков « организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, орга низаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и со трудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.

« Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи » (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

Мы представляем вашему вниманию ТРЕХУРОВНЕВУЮ схему-структуру ученического самоуправления Н.П. Капустина.

Благодаря своим профессиональным знаниям, классные руководители помогают выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультируют педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса.

В нашей школе каждый класс – модель, которая имеет структуру классного коллектива с 2 по 9-й класс и она различна в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школы получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел, сектор печати и командир.

Предлагаемая структура в классах младшего звена работает в игровой форме. В средних и старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

В каждом классе есть лидеры, которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет старшеклассников.

В большом ученическом Совете ежегодно проводится общешкольная конференция, на которой открытым голосованием проходят выборы председателя ученического Совета и членов Совета школы. Распределение членов ученического Совета по комитетам проходит на первом заседании, где вырабатывается и план работы на учебный год. Председатель ученического совета руководит работой старшеклассников, проводит заседания, которые собираются 1 раз в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.

Как и в любой школе, у нас есть проблемы, которые возникают при построении ученического самоуправления любой воспитательной системы. Но мы пытаемся решить их с помощью актива ученического самоуправления как классного, так и общешкольного. Во-первых, мы отказались от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Ребята лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельного выбора дела, вырабатывают иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе. Начиная с прошлого года, ребята постепенно приходят к самостоятельному планированию ключевых дел детского самоуправления. Все дела в нашей школе начинаются с предложения «А давайте…»

Основа ученического самоуправления — ответственные за 7 отделов и председатель ученического самоуправления. Общее руководство осуществляет организатор воспитательной работы и заместитель директора по воспитательной работе. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных отделов.

В основе деятельности ученического самоуправления лежит :

— изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению.

— сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.

О формах работы ученического самоуправления вам расскажут сами дети.

Роль педагогов и родителей в самоуправлении.

Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.

Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Это приносит результаты. Старшая вожатая Цвигун И.Н. стала лауреатом 1 городского конкурса «Организация воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях» в номинации «Ученическое самоуправление».

Управляющим советом школы и является по сути соуправлением.

В основе его — совет школы (учащиеся школы — 3 человек, педагоги – 3 человека и родители — 3 человека). Его функции: стратегическое целеполагание (перспективы развития школы и улучшение школьной жизни), принятие решений.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Общее собрание (не реже 1 раза в год):

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениерассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениерешает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениеформирует органы самоуправления в школе;

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениевырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениерассматривает и утверждает Положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениезаслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Нормативно-правовая база для организации ученического самоуправления

раскрывает перечень основных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа.

Правовой основой развития ученического самоуправления в любом общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» и УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи », и конечно

Программа ученического самоуправления.

В 2006 году мы создали программу «Ученическое самоуправление», которая помогает нам более полно реализовать себя в общественной жизни школы, сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению будущих обязанностей перед обществом.

Задачи ученического самоуправления:

выявление личностно и социально значимых потребностей, отбор тех, которые реально выполнимы,

определение организационной структуры ученического коллектива,

организация деятельности органов ученического самоуправления,

предоставление педагогической поддержки и помощи,

Источник

Положение о школьном ученическом самоуправлении

о школьном ученическом самоуправлении

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

В демократической школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.

Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.

Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава МБОУ «Дрезненская СОШ №1» и настоящего Положения.

Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением и Положением о выборах органов ученического самоуправления в МБОУ «Дрезненская СОШ №1». Названные Положения утверждаются на Заседании Совета школы.

Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом школы.

организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.

реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;

усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;

развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

организация деятельности органов УС;

Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;

Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.

воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

подведение итогов работы, анализ ее результатов;

4. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления

Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3;

Положение о Совете класса;

Положение о Совете учащихся;

Положение о Совете дела;

План работы Совета школы;

План работы Совета класса.

Устав МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1».

5. Функции ученического самоуправления:

Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;

Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;

Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;

Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;

Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.

6. Система ученического самоуправления

1. Система ученического самоуправления школы имеет 4 уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление и общешкольное управление.

2. 1 уровень – индивидуальный.

3. 2 уровень – классное самоуправление.

Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.

В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.

Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.

Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций Совета учащихся.

4. 3 уровень – школьное самоуправление.

Орган школьного самоуправления – Совет учащихся.

В состав Совета учащихся входит актив из числа председателей Совета класса (лидеров класса).

Председатель Совета учащихся входит в состав Совета лидеров ДШО «ЮП» и представляет интересы учащихся в Совете школы.

Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.

5. 4 уровень – общешкольное управление.

Орган общешкольного управления – Управляющий Совет школы.

В состав Управляющего Совета школы входят администрация школы, педагоги, родительский комитет и председатель Совета учащихся и Совета ДШО «ЮП».

Высший орган общешкольного самоуправления – Заседание Управляющего Совета школы.

7. Структура ученического самоуправления

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениеЧем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениеЧем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениеЧем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Ответственные за сектора (актив)

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправлениеЧем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Заседание Совета класса

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Совет лидеров ДШО «ЮП»

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Заседание Совета учащихся

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть фото Чем занимается школьное самоуправление. Смотреть картинку Чем занимается школьное самоуправление. Картинка про Чем занимается школьное самоуправление. Фото Чем занимается школьное самоуправление

Данная модель самоуправления опирается на:

реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;

основные нормативные документы школы, не противореча им;

сохранение и приумножение школьных традиций;

простоту внедрения проекта в жизнь;

вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.

8. Права и обязанности органов ученического самоуправления

1. Права и обязанности учащихся:

избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива;

проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного;

внесение предложений по развитию ученического самоуправления

проявление свободу слова;

выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;

отстаивание своих прав и интересов.

2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:

обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;

обсуждение участия в общешкольных делах;

выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;

заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;

утверждение планов деятельности;

обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).

3. Права и обязанности Совет класса:

выборы Председателя (лидера) Совета класса;

организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы;

формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;

выборы ответственных за каждый участок деятельности;

организация самообслуживания учащихся;

обеспечение дисциплину и порядок в классе;

организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;

подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий.

4. Права и обязанности Совета учащихся:

организация контроля за работой органов классного самоуправления;

организация работы по плану деятельности по направлениям;

обеспечение дисциплины и порядка в школе;

информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).

5. Права и обязанности Заседания Совета учащихся:

выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий;

выборы Председателя (лидера) Совета учащихся.

выборы ответственных за каждый участок деятельности;

выработка предложений в адрес ДШО «ЮП» и школы;

формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности

обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы;

защита прав учащихся школы;

встреча с администрацией школы;

отчет о проделанной работе;

ведение документации Совета (протоколы заседаний).

Права и обязанности Совета школы и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.

9. Содержание деятельности УС.

1. Вся деятельность планируется самими учащимися.

В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного воспитательного плана и плана ДШО «ЮП».

3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.

4. Ведущие виды деятельности:

познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;

экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;

шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;

краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.

Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.

дисциплины и порядка,

6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).

7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

10. Ученическое самоуправление и педагоги.

1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.

2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).

3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.

Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);

4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.

Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.

5. Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.

11. Ожидаемые результаты:

Повышение гражданской позиции школьников;

Повышение заинтересованности в развитии школы;

Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

Увеличение занятости детей во внеурочное время;

Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

Активизация творческой деятельности учащихся;

Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

12. Основные формы ученического самоуправления.

Заседания Совета ученического самоуправления;

Участие в работе собрания;

Участие в работе ученических и родительских собраний;

Проведение благотворительных и иных акций;

Проведение социологических опросов;

Участие в работе творческих групп;

Проведение круглых столов;

Организация и проведение досуговых мероприятий;

Организация и проведение спортивных соревнований;

2. Другие формы работы.

Деловые и ролевые игры;

Организация обучения актива.

3. Обучение состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.).

Цель обучения: активизация общественной и творческой деятельности детей.

Занятия разделены на 4 блока по разным темам, каждый блок подразумевает 4 занятие (2 теоретических и 2 практических).

Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детскогосамоуправления. Соуправление в нашей школе.

Цели и задачи школьного соуправления, место учащихся в нем. Принципы различия самоуправления и соуправления. Структуры и модели. Актуальные проблемы и вопросы.

Кто такой лидер? Лидерство в Ученическом Соуправлении. Качества и функции лидерства. Основы самопрезентации.

Организация «КТД». Основы PR.

Как организовать дело? Цели и задачи КТД. Типы КТД. Алгоритм создания. Практикум “Конструируем КТД». Основы грамотной презентации и рекламы мероприятий.

Обучение технологиям социального и социально-образовательного проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.

5. После освоения программы лидерского актива ученик будет способен:

дать определение лидерства и вести себя как лидер;

показать своим поведение важность чувства собственного достоинства и самомотивации;

разрешать конфликты, используя навыки решение проблем;

ставить себе цели и достигать их;

публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность;

проводить успешные собрания, используя метод взаимодействия;

использовать навыки управления времени и делами в личном планировании;

использовать технику мозгового штурма для планирования и организации.

13. Управленческий блок

1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

2. Основными функциями социального управления являются

сбор информации и её анализ (производится участниками УС,

председателем УС и педагогом-организатором).

планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором по ВВВР).

организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).

контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора по ВВВР).

регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора по ВВВР).

3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *