Чем занимается школьное самоуправление
Самоуправление в школе
Школьное самоуправление — это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации». Как это выглядит на практике, для чего нужна система самоуправления, и как ее организовать?
Что такое самоуправление в школе
Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.
Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.
Пункт 17 ст. 34 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что обучающиеся имеют право на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом».
Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.
Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.
Цели и задачи
Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.
Цель школьного самоуправления — осуществление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них.
Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.
Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель — помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.
Как устроено
Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.
Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.
Но общие принципы одни и те же:
Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.
Уровни самоуправления («вертикальная» структура):
В большинстве школ ученическое самоуправление разделяется по «горизонтали» — по направлениям деятельности:
Такие «секторы», «министерства», «отделы» и т. д. занимаются практической работой. Подобная структура, созданная по принципу государственной (или пионерской и комсомольской, как ее помнят родители и бабушки-дедушки современных школьников), отработана десятилетиями. Очень важно, что такое школьное самоуправление предлагает детям и подросткам модель того, как функционирует государство и общество «во взрослой жизни», и дает возможность попрактиковаться.
Как организовать ученическое самоуправление
Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?
Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.
Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.
Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.
Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.
Шаг 5. Реализация плана деятельности.
Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.
Важная часть работы ученического самоуправления — информация. Все, что происходит в школе, особенно по инициативе самих ребят, необходимо оперативно публиковать во всех «СМИ»: на школьных стендах, сайте, в группах в официальных группах в социальных сетях.
Ученическое самоуправление в школе.
Ученическое самоуправление в школе.
В настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе, в общеобразовательном учреждении. В значительной мере этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года.
Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков « организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, орга низаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и со трудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.
« Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи » (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).
Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.
Мы представляем вашему вниманию ТРЕХУРОВНЕВУЮ схему-структуру ученического самоуправления Н.П. Капустина.
Благодаря своим профессиональным знаниям, классные руководители помогают выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультируют педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса.
В нашей школе каждый класс – модель, которая имеет структуру классного коллектива с 2 по 9-й класс и она различна в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школы получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел, сектор печати и командир.
Предлагаемая структура в классах младшего звена работает в игровой форме. В средних и старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.
В каждом классе есть лидеры, которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет старшеклассников.
В большом ученическом Совете ежегодно проводится общешкольная конференция, на которой открытым голосованием проходят выборы председателя ученического Совета и членов Совета школы. Распределение членов ученического Совета по комитетам проходит на первом заседании, где вырабатывается и план работы на учебный год. Председатель ученического совета руководит работой старшеклассников, проводит заседания, которые собираются 1 раз в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.
Как и в любой школе, у нас есть проблемы, которые возникают при построении ученического самоуправления любой воспитательной системы. Но мы пытаемся решить их с помощью актива ученического самоуправления как классного, так и общешкольного. Во-первых, мы отказались от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Ребята лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельного выбора дела, вырабатывают иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе. Начиная с прошлого года, ребята постепенно приходят к самостоятельному планированию ключевых дел детского самоуправления. Все дела в нашей школе начинаются с предложения «А давайте…»
Основа ученического самоуправления — ответственные за 7 отделов и председатель ученического самоуправления. Общее руководство осуществляет организатор воспитательной работы и заместитель директора по воспитательной работе. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных отделов.
В основе деятельности ученического самоуправления лежит :
— изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению.
— сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.
О формах работы ученического самоуправления вам расскажут сами дети.
Роль педагогов и родителей в самоуправлении.
Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.
Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Это приносит результаты. Старшая вожатая Цвигун И.Н. стала лауреатом 1 городского конкурса «Организация воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях» в номинации «Ученическое самоуправление».
Управляющим советом школы и является по сути соуправлением.
В основе его — совет школы (учащиеся школы — 3 человек, педагоги – 3 человека и родители — 3 человека). Его функции: стратегическое целеполагание (перспективы развития школы и улучшение школьной жизни), принятие решений.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (не реже 1 раза в год):
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
формирует органы самоуправления в школе;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает Положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Нормативно-правовая база для организации ученического самоуправления
раскрывает перечень основных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа.
Правовой основой развития ученического самоуправления в любом общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» и УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи », и конечно
Программа ученического самоуправления.
В 2006 году мы создали программу «Ученическое самоуправление», которая помогает нам более полно реализовать себя в общественной жизни школы, сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению будущих обязанностей перед обществом.
Задачи ученического самоуправления:
выявление личностно и социально значимых потребностей, отбор тех, которые реально выполнимы,
определение организационной структуры ученического коллектива,
организация деятельности органов ученического самоуправления,
предоставление педагогической поддержки и помощи,
Положение о школьном ученическом самоуправлении
о школьном ученическом самоуправлении
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
В демократической школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.
Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.
Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава МБОУ «Дрезненская СОШ №1» и настоящего Положения.
Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением и Положением о выборах органов ученического самоуправления в МБОУ «Дрезненская СОШ №1». Названные Положения утверждаются на Заседании Совета школы.
Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом школы.
организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.
реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;
усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;
развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
организация деятельности органов УС;
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
подведение итогов работы, анализ ее результатов;
4. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления
Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3;
Положение о Совете класса;
Положение о Совете учащихся;
Положение о Совете дела;
План работы Совета школы;
План работы Совета класса.
Устав МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1».
5. Функции ученического самоуправления:
Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;
Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.
6. Система ученического самоуправления
1. Система ученического самоуправления школы имеет 4 уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление и общешкольное управление.
2. 1 уровень – индивидуальный.
3. 2 уровень – классное самоуправление.
Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.
В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.
Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.
Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций Совета учащихся.
4. 3 уровень – школьное самоуправление.
Орган школьного самоуправления – Совет учащихся.
В состав Совета учащихся входит актив из числа председателей Совета класса (лидеров класса).
Председатель Совета учащихся входит в состав Совета лидеров ДШО «ЮП» и представляет интересы учащихся в Совете школы.
Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.
5. 4 уровень – общешкольное управление.
Орган общешкольного управления – Управляющий Совет школы.
В состав Управляющего Совета школы входят администрация школы, педагоги, родительский комитет и председатель Совета учащихся и Совета ДШО «ЮП».
Высший орган общешкольного самоуправления – Заседание Управляющего Совета школы.
7. Структура ученического самоуправления
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
Ответственные за сектора (актив)
Заседание Совета класса
Совет лидеров ДШО «ЮП»
Заседание Совета учащихся
Данная модель самоуправления опирается на:
реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
основные нормативные документы школы, не противореча им;
сохранение и приумножение школьных традиций;
простоту внедрения проекта в жизнь;
вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.
8. Права и обязанности органов ученического самоуправления
1. Права и обязанности учащихся:
избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива;
проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного;
внесение предложений по развитию ученического самоуправления
проявление свободу слова;
выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;
отстаивание своих прав и интересов.
2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:
обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;
обсуждение участия в общешкольных делах;
выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;
заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;
утверждение планов деятельности;
обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).
3. Права и обязанности Совет класса:
выборы Председателя (лидера) Совета класса;
организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы;
формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;
выборы ответственных за каждый участок деятельности;
организация самообслуживания учащихся;
обеспечение дисциплину и порядок в классе;
организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;
подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий.
4. Права и обязанности Совета учащихся:
организация контроля за работой органов классного самоуправления;
организация работы по плану деятельности по направлениям;
обеспечение дисциплины и порядка в школе;
информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).
5. Права и обязанности Заседания Совета учащихся:
выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий;
выборы Председателя (лидера) Совета учащихся.
выборы ответственных за каждый участок деятельности;
выработка предложений в адрес ДШО «ЮП» и школы;
формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности
обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы;
защита прав учащихся школы;
встреча с администрацией школы;
отчет о проделанной работе;
ведение документации Совета (протоколы заседаний).
Права и обязанности Совета школы и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.
9. Содержание деятельности УС.
1. Вся деятельность планируется самими учащимися.
В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного воспитательного плана и плана ДШО «ЮП».
3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
4. Ведущие виды деятельности:
познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.
Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.
дисциплины и порядка,
6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).
7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
10. Ученическое самоуправление и педагоги.
1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.
2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).
3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.
Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);
4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.
Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.
5. Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.
11. Ожидаемые результаты:
Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
12. Основные формы ученического самоуправления.
Заседания Совета ученического самоуправления;
Участие в работе собрания;
Участие в работе ученических и родительских собраний;
Проведение благотворительных и иных акций;
Проведение социологических опросов;
Участие в работе творческих групп;
Проведение круглых столов;
Организация и проведение досуговых мероприятий;
Организация и проведение спортивных соревнований;
2. Другие формы работы.
Деловые и ролевые игры;
Организация обучения актива.
3. Обучение состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.).
Цель обучения: активизация общественной и творческой деятельности детей.
Занятия разделены на 4 блока по разным темам, каждый блок подразумевает 4 занятие (2 теоретических и 2 практических).
Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детскогосамоуправления. Соуправление в нашей школе.
Цели и задачи школьного соуправления, место учащихся в нем. Принципы различия самоуправления и соуправления. Структуры и модели. Актуальные проблемы и вопросы.
Кто такой лидер? Лидерство в Ученическом Соуправлении. Качества и функции лидерства. Основы самопрезентации.
Организация «КТД». Основы PR.
Как организовать дело? Цели и задачи КТД. Типы КТД. Алгоритм создания. Практикум “Конструируем КТД». Основы грамотной презентации и рекламы мероприятий.
Обучение технологиям социального и социально-образовательного проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.
5. После освоения программы лидерского актива ученик будет способен:
дать определение лидерства и вести себя как лидер;
показать своим поведение важность чувства собственного достоинства и самомотивации;
разрешать конфликты, используя навыки решение проблем;
ставить себе цели и достигать их;
публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность;
проводить успешные собрания, используя метод взаимодействия;
использовать навыки управления времени и делами в личном планировании;
использовать технику мозгового штурма для планирования и организации.
13. Управленческий блок
1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.
2. Основными функциями социального управления являются
сбор информации и её анализ (производится участниками УС,
председателем УС и педагогом-организатором).
планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором по ВВВР).
организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).
контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора по ВВВР).
регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора по ВВВР).
3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.