Чем занимается следственное управление

Основные функции следственного управления

— Непосредственное расследование преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), а также представляющих особую сложность или имеющих большой общественный резонанс либо носящих межрегиональный или международный характер.

— Контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, оказанием им практической и методической помощи, проверка организации их работы, разработка и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков.

— Осуществление процессуального контроля за производством предварительного следствия, соблюдением законности и разумных сроков, оказание помощи в расследовании наиболее сложных уголовных дел.

— Обеспечение взаимодействия следователей следственного управления с органами прокуратуры и суда, а также с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно- криминалистическую деятельность, дознание.

— В пределах своей компетенции на основе международных договоров и соглашений подготовка и направление в установленном порядке международных следственных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам и исполнение поступивших поручений.

— Обобщение и анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

— Организация деятельности органов предварительного следствия по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями.

— Разработка и реализация мер по улучшению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан на основе анализа статистической информации о результатах деятельности органов предварительного следствия.

— Сбор, обобщение, изучение и анализ правоприменительной практики органов предварительного следствия, разработка и внесение в Следственный департамент МВД России предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов.

— Контроль за использованием в органах предварительного следствия криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также за сохранностью вещественных доказательств и изымаемых при расследовании предметов и ценностей.

— Рассмотрение и принятие мер в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлениям и требованиям прокуроров, постановлениям и определениям судов.

— Организация приема граждан, своевременное и полное рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

— Участие в установленном порядке в формировании информационных систем, баз (банков) данных в установленной сфере деятельности, своевременное внесение в них сведений.

— Составление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах следственной работы.

— Обеспечение и внедрение в практику положительного опыта расследования, организации оперативно-служебной деятельности и использования технических средств.

Источник

Чем занимается следственное управление

II. Полномочия Следственного комитета

7. Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2015 N 127, от 01.07.2020 N 442)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6) взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

7) образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

8) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

10) учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

11) обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

12) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;

13) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

14) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета, организует дополнительное профессиональное образование кадров; обеспечивает в соответствии с международными договорами Российской Федерации подготовку кадров для следственных органов иностранных государств;

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2015 N 127, от 01.07.2020 N 442)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1) организует подготовку кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета;

(пп. 14.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.2) устанавливает порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Следственного комитета, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в указанные организации;

(пп. 14.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.3) устанавливает порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета, порядок восстановления в таких организациях, а также порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении Следственного комитета, в другую такую организацию;

(пп. 14.3 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.4) определяет перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Следственного комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также порядок размещения этой информации;

(пп. 14.4 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.5) устанавливает образцы и описание форменной одежды обучающихся в находящихся в ведении Следственного комитета федеральных государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обеспечения законности и правопорядка, а также обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе; устанавливает правила ношения форменной одежды и знаки различия;

(пп. 14.5 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.6) определяет нормы и порядок обеспечения форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета;

(пп. 14.6 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.7) устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета, особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также особенности деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета;

(пп. 14.7 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.8) устанавливает квоту целевого приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и находящиеся в ведении Следственного комитета, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;

(пп. 14.8 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.9) устанавливает порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Следственного комитета;

(пп. 14.9 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.10) учреждает именные стипендии для обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета, определяет размеры и условия выплаты таких стипендий;

(пп. 14.10 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.11) устанавливает квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Следственного комитета;

(пп. 14.11 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.12) разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обеспечения законности и правопорядка, по которым осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в интересах Следственного комитета;

(пп. 14.12 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.13) устанавливает особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, замещающих должности федеральной государственной службы, в том числе военной службы, в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета;

(пп. 14.13 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

14.14) осуществляет нормативно-правовое регулирование и организационное обеспечение деятельности судебно-экспертного учреждения Следственного комитета, организует научно-методическое обеспечение его деятельности;

(пп. 14.14 введен Указом Президента РФ от 01.07.2020 N 442)

15) разрабатывает и осуществляет лечебно-профилактические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников и пенсионеров Следственного комитета, членов их семей, а также родителей, супругов и несовершеннолетних детей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета, организует медицинское и санаторно-курортное обеспечение названных лиц;

(в ред. Указов Президента РФ от 19.01.2012 N 82, от 08.03.2015 N 127)

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1) разрабатывает и реализует меры правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников и пенсионеров Следственного комитета, членов их семей, а также родителей, супругов и несовершеннолетних детей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;

(пп. 15.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

16) обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность, физическую защиту сотрудников Следственного комитета, а также защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

17) представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;

18) является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;

19) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2015 N 127, от 01.07.2020 N 442)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов Следственного комитета, а также по жилищному строительству;

21) устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в Следственном комитете, осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета;

22) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны в системе Следственного комитета, повышение устойчивости работы следственных органов и учреждений Следственного комитета в условиях военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время и при введении чрезвычайного положения;

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2015 N 127, от 01.07.2020 N 442)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации назначение, перерасчет размера и выплату пенсий, пособий и компенсаций сотрудникам Следственного комитета и членам их семей, а также прекращение указанных выплат;

23.1) осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за Следственным комитетом, в соответствии с его назначением; ведет учет сотрудников Следственного комитета, нуждающихся в жилых помещениях;

(пп. 23.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

24) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

8. Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

3) участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти;

4) создавать и использовать информационные системы и базы данных в установленной сфере деятельности, вести криминалистические учеты.

(пп. 4 введен Указом Президента РФ от 08.03.2015 N 127)

Источник

Компетенция органов СК России

Российским законодательством и ведомственными нормативными актами четко определены полномочия должностных лиц органов Следственного комитета России, пределы осуществления ими вмешательства в жизнь и деятельность граждан России, хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий.

Создание Следственного комитета преследует одну цель – расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, и проведение проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по сообщениям о совершении преступлений указанной категории.

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72 (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 20 указанной инструкции, с которым связано наибольшее количество вопросов, возникающих при рассмотрении обращений граждан, и в соответствии с которым сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 – 145 УПК РФ.

Включение в Инструкцию данной нормы, регулирующей порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях, обусловлено многочисленными заявлениями, в которых граждане просят привлечь то или иное лицо к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ, при отсутствии в заявлении описания, в чем конкретно выразилось совершение уголовно-наказуемого деяния, в чем заключаются преступные последствия и причинная связь между ними.

Следует помнить, что законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за соответствующие нарушения закона : гражданско-правовую, административную, дисциплинарную. Уголовная ответственность предусмотрена за наиболее тяжкие, представляющие повышенную общественную опасность деяния. В этой связи некоторые действия предусмотрены одновременно уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушения, наступление того или иного вида ответственности обусловлено наступившим результатом противоправных действий.

Кроме того, в Главное следственное управление поступают многочисленные заявления с требованием привлечения к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей в связи с несогласием с действиями и решениями, принятыми в ходе расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, обращений граждан, в том числе и сообщений о преступлениях.

Согласно п. 21. Инструкции : «Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 – 145 УПК РФ».

В данном случае конкретным фактом, свидетельствующим о совершении преступления, не будет являться мнение заявителя о правомерности либо неправомерности применения судьей, прокурором, работником следствия и дознания той или иной нормы материального и процессуального права.

Подобные обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», талон-уведомление при приеме заявителю не выдается.

Внимание граждан хотелось бы обратить на особый статус, которым наделены, в соответствии с действующим законодательством, судебные органы.

Из содержания данной статьи следует, что не подлежат рассмотрению по существу следственными органами жалобы и иные обращения, в которых заявители просят проверить ранее исследованные судом факты, признать незаконными и необоснованными заключения экспертов, показания участников судопроизводства, дать оценку документам, которым ранее уже дана оценка в судебном заседании.

В заключение хотелось бы напомнить, что органы Следственного комитета не являются универсальным контролирующим органом, наделенным полномочиями по рассмотрению всех спорных правовых вопросов, возникающих между гражданами и различными государственными, муниципальными и хозяйствующими органами, организациями и учреждениями. Следственные органы действуют строго в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, не наделены правом разрешения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору и контролю за деятельностью иных правоохранительных органов. В связи с чем, все обращения, не относящиеся к компетенции органов СК России, подлежат направлению по подведомственности.

На основании вышеизложенного, лицам, обращающимся в Главное следственное управление по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями должностных лиц органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических веществ, иных правоохранительных органов следует обращаться либо в вышестоящий орган по отношению к органу и должностному лицу чьи действия (бездействие), процессуальные решения обжалуются, либо в органы прокуратуры, наделенные надзорными полномочиями.

Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ,по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями:

Источник

Задачи и компетенции следственного управления

Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК России) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее – Южное СУТ СК России, управление) является специализированным следственным органом СК России, основными задачами которого являются:

оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

осуществление процессуального контроля деятельности подчиненных следственных отделов управления и их должностных лиц;

организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

В структуру Южного СУТ СК России входят аппарат управления и 7 следственных отделов на транспорте, дислоцируемых в городах: Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды, Саратов, Махачкала, Астрахань и Волгоград.

Следователи отдела по расследованию особо важных дел и следователи следственных отделов на транспорте Южного СУТ СК России, проводят доследственные проверки и предварительное расследование по уголовным делам в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 151 УПК РФ) и нормативно-правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации, совершенных в пределах территории Республики Дагестан, Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей (включая примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море), Республики Адыгея, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики, Ставропольского края и Волгоградской области (за исключением участков Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, расположенных на территории этой области), Саратовской области (за исключением участков Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги и участка Южно-Уральской железной дороги, расположенных на территории этой области) на объектах железнодорожного, воздушного, водного транспорта.

Следователи управления, осуществляют рассмотрение сообщений о преступлении и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере (за исключением преступлений, расследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России), к которым относятся:

— преступления против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие преступления, совершенные на действующих, строящихся и реконструируемых объектах железнодорожного, воздушного или водного транспорта, поднадзорных Южному транспортному прокурору;

— преступления, совершенные работниками предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства;

— преступления, совершенные работниками органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов и транспортных прокуратур, а также следственных органов СК России на транспорте, а также подразделений федеральных органов исполнительной власти (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), осуществляющих деятельность железнодорожного, воздушного или водного транспорта и транспортного строительства, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

— преступления в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях, совершенные в отношении несовершеннолетних в соответствии с компетенцией и подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *