Чем занимается снабженец на предприятии
Чем занимается снабженец? Суть профессии
Любое предприятие – будь то государственное ведомство, завод, клиника, склад или автосервис – ежемесячно закупает расходные материалы, топливо, оборудование на внушительную сумму. При этом чем крупнее компания, тем сумма закупок внушительнее, а издержки больше.
Чтобы не переплачивать лишнего поставщикам, каждая крупная компания имеет в штате хотя бы одного менеджера по снабжению, то есть снабженца.
Обязанности снабженца
Designed by prostooleh/Freepik
Итак, снабженец – это специалист, который отвечает за своевременное снабжение компании всем необходимым от бумаги и канцелярских принадлежностей до бензина для ведомственного транспорта.
На предприятиях эта позиция может называться по-разному: менеджер по закупкам, специалист по снабжению или просто снабженец. Сути обязанностей это не меняет.
Не зря говорится, что должность снабженца в компании – третья после директора и главного бухгалтера. У снабженца при его работе всего одна, но крайне важная задача: как купить нужное и при этом не переплатить поставщикам. При этом всё закупленное должно прийти точно в срок и в надлежащем качестве.
От умелости действий снабженца зависят и бесперебойность работы предприятия, и издержки на производство, и конечная стоимость продукции.
Если фирма небольшая, то снабженец находится в подчинении непосредственно у директора. При иных условиях – его руководителем является начальник отдела снабжения.
В обязанности снабженца входит:
Составление плана закупок и согласование его с руководством;
Заключение или продление контрактов (тендеров, если речь идет о госучреждении) на поставки;
Приемка товаров, оборудование и сырья, проверка его на соответствие контракту;
Составление графика поставки сырья и товаров;
Проверка всех параметров поставок на соответствие законодательству;
Составление отчетов, рекламаций, актов, писем и прочих официальных документов.
При всем прочем менеджер по снабжению – это материально ответственное лицо. Хоть на всех документах и стоит резолюция директора, но закупки осуществляются от его имени, а деньги он тратит из бюджета организации. Вся работа снабженца находится под пристальным наблюдением, так что ему нужно быть крайне внимательным и уметь обосновать любые траты.
Из чего состоит должностная инструкция снабженца
У любого снабженца длинный перечень обязанностей, поэтому нет ничего удивительного, что должностная инструкция специалиста по снабжению – это наиважнейший документ в его работе. Что же входит в «Должностную» снабженца?
Во-первых, требования к квалификации работника.
Обязательно наличие высшего экономического образования. Этот пункт не слишком критичен, однако, на крупном предприятии может сыграть большую роль.
Во-вторых, обязанности снабженца (их мы перечислили выше). Разумеется, чтобы их выполнять хороший специалист должен знать:
номенклатуру товаров на предприятии;
основы складского хранения материальной базы;
правила материально-технического обеспечения компании, сроки поставок, характеристики сырья и т.д.;
правила и сроки погрузочно-разгрузочных работ на складах;
правила документооборота в компании и основы законодательства;
методики расчета для закупок, правила ценообразования на те или иные товары;
общее состояние экономики в стране и положение дел в отрасли.
В-третьих, в должностной инструкции перечислены права специалиста. Снабженец имеет право запрашивать всю необходимую для работы информацию, включая бухгалтерские отчеты и экономические планы. Также он может просить помощи и содействия у коллег и руководства для осуществления закупок, может вносить свои предложения, если были допущены какие-то ошибки при закупках.
Где выучиться на снабженца
Собственно говоря, менеджеров по закупкам специально не готовят ни в одном учебном заведении. Такие специалисты, как правило, получаются из обычных менеджеров или экономистов. Наиболее распространенные направления здесь – это «Торговое дело», «Менеджмент в торговле», «Коммерция», «Товарная экспертиза» и т.д.
На самом деле специальность снабженца не имеет таких уж четких границ. На эту должность вполне могут брать и товароведов со средним специальным образованием, и бывших кладовщиков, и строителей, и инженеров. Ключевое в работе снабженца – это знание специфики предприятия. Что оно производит, в каких материалах нуждается, что и в каких количествах тратит за определенное время и т.д.
Вакансии для снабженцев на рынке труда
На популярных сайтах по поиску работы вакансия менеджера по закупкам, снабженца мелькает достаточно часто. Главное преимущество профессии – её широкий охват. Поэтому востребованность вакансии снабженца не вызывает сомнений.
Средняя зарплата специалистов по снабжению и менеджеров по закупкам
Designed by senivpetro/Freepik
Опять-таки, если обратиться к объявлениям на сайтах по поиску работы, то у снабженцев и менеджеров по закупкам довольно большой разброс в зарплатах. Если компания небольшая, то подобные коммерческие работники редко сидят на голом окладе. Большая часть их заработка – это процент KPI. В этом случае предложения могут достигать 40 – 60 тысяч и даже 100 тысяч рублей. Последний вариант, правда, больше характерен для Москвы.
Рядовые снабженцы в крупных компаниях, правда, зарабатывают меньше – порядка 30 – 50 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии снабженца
интересная и динамичная работа, требующая вдумчивости.
сложный график и ненормированный рабочий день;
Снабженец
Каждое предприятие, работающее с какими-либо товарами, материалами или продукцией, функционирующие в любой промышленной сфере, не важно в какой именно (пищевой, строительной, химической и пр.), нуждаются в человеке, который будет оснащать предприятие всем необходимым. Этим и занимается сотрудник, занимающий должность снабженца.
Снабженец – специалист, занимающийся своевременным обеспечением компании, фирмы, предприятия необходимыми материалами, сырьем и пр. для эффективного функционирования. Основная задача такого специалиста подобрать такой товар, который будет качественным и при этом недорогостоящим. При этом снабженец должен уметь рассчитать объем нужной продукции так, чтобы не было необходимости докупать товар или не образовывались залежи остатков. Так же нужно реагировать на изменения рынка и возрастание\спад запросов на конкретную продукцию, производимую компанией-работодателем, в соответствие с этим материалов, необходимых для производства, может понадобиться в разы больше, либо наоборот.
Основные обязанности:
Снабженец должен знать все о деятельности и производстве предприятия-работодателя, обладать знаниями в сфере логистики, потребительского рынка, уметь обращаться с документацией, эффективно планировать и сопровождать передвижение продукции.
Плюсы и минусы профессии
Плюсами профессии является достойная заработная плата; совершенствование коммуникативных навыков; общение с широким кругом людей; востребованность на рынке труда.
Минусами профессии является огромная ответственность; большая вероятность возникновения непредвиденных ситуаций; в связи с этим риск получения стрессов; необходимость наличия знаний многих сфер производства, а так же функций, выполняемых другими специалистами.
Зарплата
Зарплата снабженца лежит в пределах от 70000 до 200000 тысяч тенге, это зависит от того, сколько функций выполняет такой сотрудник, его опыта и предприятия на котором он работает.
Отдел снабжения – важное подразделение любого предприятия
Зачем предприятию отдел снабжения
Работа отдела снабжения необходима для того, чтобы поддерживать на предприятии достаточный запас товаров. Он занимается определением потребностей компании в определенных материалах, товарах, технических ресурсах, а также организацией их хранения и выдачи, контролируя назначение использования материально-технических ресурсов и содействуя их экономии.
Сотрудникам отдела снабжения при решении данной задачи предстоит изучение, учет спроса и предложения по всем потребляемым материальным ресурсам, а также анализ уровня и колебания цен на продукцию, на услуги посредников, поисксамого выгодного варианта товародвижения, оптимизация своих запасов с учетом сокращения складских и транспортно-заготовительных издержек.
Основная функция отдела снабжения заключается в оптимальном, своевременном обеспечении соответствующих материальных ресурсов для производства – подходящего качества и комплексности.
Какие функции выполняет отдел снабжения
Функции отдела снабжения представлены по 3 базовым направлениям:
1) Планирование, в том числе:
— изучение внутренней и внешней среды предприятия, рынки отдельной продукции;
— прогнозирование, определение потребностей предприятия в материальных ресурсах всех видов с планированием оптимальных хозяйственных связей;
— планирование потребности в материалах с установлением лимита на отпуска цехам;
— оптимизация производственных запасов;
— оперативное планирование снабжения.
2) Организационные функции:
— сбор сведений о потребностях в продукции, участие в выставках-продажах, ярмарках, аукционах и пр.
— анализ источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах, чтобы определить оптимальный;
— получение и организация поступления реальных ресурсов;
— заключение хозяйственных договоров поставки с выбранными поставщиками;
— обеспечение участков, цехов, рабочих местах необходимыми материальными ресурсами;
— организация складского хозяйства, которое входит в состав органов снабжения.
3) Контроль и координация работы, включающие:
— контроль выполнения обязательств поставщиков по договорам, сроки поставок;
— входной контроль комплексности и качества материальных ресурсов, поступающих на предприятие.
— контроль производственных запасов;
— выдвижение претензий в отношении транспортных компаний и поставщиков;
— анализ работы службы снабжения, разработка мер координации снабженческой деятельности, повышение эффективности её деятельности.
Структура отдела снабжения
В числе основных факторов, определяющих структуру отдела снабжения, следует отметить:
1. Размеры предприятия;
2. Отраслевая принадлежность;
3. Тип производства;
4. Число и географическое положение поставщиков;
5. Объемы и ассортимент потребляемых материальных ресурсов
6. Объемы и ассортимент производимой продукции.
От данных факторов зависят подразделения, входящие в состав снабженческой службы, их численность и функции. Служба снабжения организуется с учетом опыта работы аналогичных предприятий, также требования эффективного выполнения всех снабженческих функций.
При формировании отдела снабжения главное условие заключается в принципе полноты и комплексности – в структуру должны входить все подразделения, которые занимаются снабжением.
Важный фактор, влияющий на структуру снабженческого отдела, заключается в размере предприятия. Отделы снабжения в предприятиях разного масштаба будут различаться. На крупных предприятиях организуется система управления закупок, логистики и комплектации с разными подразделениями и отделами по функциям и направлениям деятельности. На средних предприятиях организуются отделы материально-технического снабжения, логистики и закупок.
Вопросами управления материально-техническим снабжением на малых предприятиях занимается руководитель предприятия либо его заместитель – это свойственно непроизводственным предприятиям. В малом предприятии по мере укрупнения может формироваться отдел снабжения. При создании отдела снабжения в компании передаются в его распоряжении все функции складирования, доставки, управления материальными запасами.
В числе основных типов организационных структур службы снабжения отмечаются:
1. Функциональная структура:
– группа таможенного оформления грузов.
Подобная структура отдела снабжения подходит для средних предприятий без отдела логистики. Планово-диспетчерский отдел занимается планированием закупок, контролем, регулированием и анализом выполнения плана снабжения. Функциональная структура – базовая, присутствуют её элементы в других типах организационных структур снабженческой службы. На малых предприятиях, как правило, в службу МТС входят транспортный отдел, отдел закупок и склад.
2. Товарная структура. При использовании на предприятии широкого ассортимента материальных ресурсов со значительными объемами закупок, могут формироваться в службе снабжения товарные подразделения, которые работают с материальными ресурсами определенных видов. Свойственна подобная структура крупным оптовым и производственным торговым компаниям.
Товарные подразделения занимаются оперативными функциями снабжения и закупок конкретных материальных ресурсов. Планово-диспетчерская группа занимается планированием, контролем и регулированием выполнения плана снабжения. Группой таможенного оформления обеспечивается оформление таможенных документов с прохождением приобретаемых за границей материалов через таможню.
3. Рыночная структура. При закупке предприятием ресурсов на различных рынках, либо в разных странах, формируются в снабженческой службе региональные подразделения, работающие с поставщиками из данных рынков (стран). В результате удастся учитывать нормы законодательства и специфику данных рынков.
4. Матричная структура службы снабжения – формируется при реализации в компании нескольких проектов либо при выпуске разных видов продукции. Для каждого продукта либо проекта в таком случае формируется свое подразделение закупок.
При создании в компании службы логистики в ее структуру передаются отделы транспортный, диспетчерский, таможенного оформления и склады.
У цехов на крупных предприятиях есть свои подразделения снабжения, занимающиеся планированием. Оперативным регулированием снабжения участков и цехов материальными ресурсами. У данных подразделений свои склады, получая материальные ресурсы со складов отдела снабжения предприятия.
Служба снабжения на крупных предприятиях может включать отдел внешней кооперации, который обеспечивает комплектующие и полуфабрикаты от поставщиков. Строиться данные отделы могут на основе товарного либо функционального признака.
Где отделу снабжения брать поставщиков
Существенную выгоду могут принести закупки
на конкурсной основе
Олег Умрихин, генеральный директор компании «ТендерПро», Долгопрудный, Московская область
Благодаря конкурсным закупкам компания может получить серьезную выгоду, определяя лучшие предложения поставщиков. Конкурсы в зависимости от способов проведения могут быть следующими:
«Бумажный» конкурс. Предложения поставщиков на тендере по одному либо нескольким товарам – подаются в запечатанных конвертерах. Обычно перед тендером производится проверка поставщиков по формальным признакам. Среди основных преимуществ подобной процедуры следует отметить регламентированность, системность, официальность и коллегиальность. Хотя она не лишена недостатков. В частности, трудоемкость анализа анкет, отправка приглашений, сравнения предложений.
Корпоративная торговая площадка. Электронный конкурс, для которого используется специальный сайт вашей компании. Такой вариант отличается простотой подачи предложений поставщиков, рассылки уведомлений, конкурентного листа. Среди недостатков – серьезные траты времени и средств для внедрения. При этом проект зависит от привлеченных разработчиков.
Межкорпоративная площадка. Информация о закупках компании может размещаться на специальных интернет-площадках. Подобную площадку стоит подбирать с учетом репутации, отзывов о ней, удобства работы с порталом, технических возможностей портала. Необходимо узнать и предложенные схемы оплаты услуг.
Какие ошибки часто допускает отдел снабжения
Неритмичность организации поставок определенного материала. В итоге ресурсы компании или простаивают, или происходит авральная работа.
Невыполнение заявки на запчасти для планового ремонта оборудование.
Непланомерная работа отдела снабжения, производится всё в последний момент.
Не проинформирован склад об ожидаемом приходе товарно-материальных ценностей – с простоем транспорта в ожидании разгрузки, возникновением неустойки.
Неграмотный подбор поставщика – со срывом поставок, завышенной ценой контракта, ненадлежащим качеством продукции.
Некорректное ведение учета товарно-материальных ценностей. В результате сложно понять количество запасов на складе.
Отсутствие системы управления запасами. Образуется на складе множество невостребованных материалов, но при этом регулярно не хватает нужных.
Как контролировать работу отдела снабжения
Планирование закупок. Недобросовестные менеджеры по снабжению нередко приобретают материалы и сырье у «нужных» компаний в объемах, которые значительно выше производственной необходимости.
Выбор поставщика. Начинать нужно с формированя лота, определив, какими партиями будут производиться закупки. Нужно установить такие правила, чтобы пресечь риск разделения относительно крупных партий на несколько мелких. Утверждением списка поставщиков, среди которых компания будет выбирать, должна заниматься комиссия, включая сотрудника отдела внутреннего контроля либо финансовой службы. Данная комиссия занимается утверждением окончательного пула поставщиков. По утвержденному списку менеджер будет рассылать одинаковые запросы, чтобы исключить риск получить прайс-листы от одного поставщика на розничные продажи, а от другого на оптовые.
Замена поставщика. Решение о замене поставщика, не справившегося с условиями договора, должно приниматься генеральным или коммерческим директором. Целесообразно будет указать в регламенте закупок критерии, по которым работы, товары и услуги относятся к разным категориям важности. Это определяющее деление в случае принятия решения о подходящей форме закупок – запрос предложений, закрытый либо открытый конкурс, простая закупка либо закупка у единственного источника.
Важным условием является и формализация закупок всех форм, в том числе форматы документации, иерархия, сроки принятия решений на каждом этапе процесса.
Материалы закупаем строго по плану
Александр Качура, вице-президент по финансам ООО «Строительно-инвестиционная корпорация «Девелопмент-Юг», Краснодар
Покупка материалов в нашей компании производится строго согласно плану закупок. Используется система тендерных торгов. Сначала принимается решение по каждому поставщику либо субподрядчику тендерным комитетом, объединяющим руководителей компании. Затем регулируется деятельность данного документа специальным регламентом. Даже при единственном расхождении во мнениях будет собрано внеочередное заседание, с принятием решения по рассматриваемому контрагенту.
Предусмотрена проверка каждого поставщика и субподрядчика нашей службой безопасности – с изучением легальности бизнеса, финансового состояния и др. Отдел владельческого контроля (сформировано подразделение для внутреннего аудита, находится в непосредственном подчинении у главы организации) занимается периодическим анализом цен для понимания соответствия тендерной документации.
Благодаря данной системе удается избежать искусственного завышения цен со стороны снабженцев, исключая сотрудничество с «родственными» поставщиками и случайными компаниями, о качестве деятельности которых ничего неизвестно.
Также эффективный контроль может предполагать и другие средства, в числе которых:
1. До принятия решения о необходимости определенной закупки необходимо обязательное сравнение заявки на закупку и бюджет.
2. Ограниченный доступ сотрудников к данным о поставщиках, количестве закупок, ценах и пр.
3. Правильное разделение обязанностей по цепочке – от заявки до платежа.
Рекомендуется контроль закупок организовать по форме отчета.
Как оптимизировать работу отдела снабжения в условиях кризиса
1) Пересмотрите планирование
Проблемы оперативного планирования – причина 63% невыполненных заданий. Нужно определиться со стратегией, которая учитывает закупки про запас и экономию средств за счет покупок лишь нужного объема «здесь и сейчас».
Планируйте на короткий срок. В период кризиса снабжение нужно планировать лишь из реальной потребности – с отсутствием запасов. Не нужно управлять запасами, следует просто наладить закупки в срок. Заявки нужно использовать до 15-го числа этого месяца, а 16-го числа подготовить отчет о товарах, поступающих в следующем. Для продукции боле 1 месяца поставки нужно составить отдельный перечень, с указанием срока исполнения заявок – отдел снабжения должен обеспечивать поставку данных материалов в указанные сроки.
Действуйте по науке. Следует учитывать эффективные общеизвестные инструменты анализа и прогнозирования. Среди распространенных методик в последнее время отмечают АВС-анализ, который гласит «Контроль над 20% доминирующих субъектов позволяет контролировать ситуацию на 80%». Также в торговле распространен АВС-XYZ-анализ, который не особо подходит для производства. Вся номенклатура товаров разделяется на 9 групп, с определением подходящих вариантов для каждой из них. Дорогие и востребованные товары нужно контролировать лично, а некоторые категории просто занимают склад и о них на некоторое время можно забыть.
2) Займитесь отношениями с поставщиками
Ведите мониторинг. Проводите мониторинг всех предложений – поставщики меняют условия и цены сотрудничества неравномерно. Поэтому неприемлемо работать лишь с несколькими привычными из-за личных интересов или просто знакомства. Да, есть долгосрочные контракты и обязательства нарушать не стоит. Но в случае повышения цен либо нарушения сроков поставок со стороны поставщика, обычно есть основания для отказа, прописанные в соглашении.
Требуйте уступок по ценам. В период кризиса инициатива переходит на сторону клиента, который может настаивать на более комфортных и лояльных для себя условиях сотрудничества.
Если не можете платить – договаривайтесь. При временных финансовых сложностях компании можно попробовать договориться о распределении очередности выплат. Предлагайте на рассмотрение поставщикам приемлемый для себя график погашения и детали сотрудничества.
Обратите внимание на возможности партнерства. Нужно всегда искать компромисс выгодной текущей поставки по доступным ценам и партнерских отношений для получения долгосрочных преимуществ. Многие поставщики готовы к уступкам своим клиентам по многим позициям, включая вопросы новой разработки и адаптации комплектующих под ваши задачи.
3) Распорядитесь запасами
Необходимо освобождать свои склады от материалов и товаров, которые не будут в ближайшее время востребованы. Нужно, прежде всего, провести оценку, не могут ли быть эти ресурсы востребованы для вспомогательного производства, других бизнес-направлений и общехозяйственных служб. Если такой возможности нет, нужно задуматься над возможными способами их распродажи:
Недостатки можно сделать преимуществами. Отдел продаж может убедить покупателей, что значительные запасы являются преимуществом компании, учитывая её надежность и стабильность поставки – с оперативной поставкой необходимого объема, даже больших партий.
Наведите порядок на складе. На любом производственном предприятии есть не только центральный склад, но также участковые и цеховые склады, храниться материалы могут у мастеров и бригадиров. Отдел снабжения может контролировать центральный склад, поэтому на него нужно оприходовать все материалы, в том числе лежащие на кладовках и возле станков. Если предприятие работает круглосуточно, то аналогичный график должен быть у склада. Займитесь инвентаризацией, обычно она позволяет выявить серьезные неучтенные запасы.
4) Оптимизируйте кадры
Не следует расценивать данный аспект только в качестве сокращения штата либо перехода к сокращенной рабочей неделе.
Распределение функций, мотивация и контроль. Вряд ли управленческие должности отдела закупок необходимы, если практически всегда действия основываются на распоряжении сверху нижестоящим менеджерам, а при этом отфутболивываются им же новые предложения. Добиться эффективности компании можно в ситуации, когда сотрудники кропотливо и ответственно занимаются поиском лучших предложений, проверками на складе, с учетом ожидаемых изменений цен. Такой эффект достигается при условии четкого распределения функций между сотрудниками в отделе закупок и между службой снабжения и прочими подразделениями.
Особенно важна разработанная и действующая схема для зависимости зарплаты работников отдела закупок от проделанной работы и эффективности решений. Основываться можно на показателях их мониторинга рынка, условиях закупок, ценах. Данная схема может сопровождаться рядом нюансов, которые изначально не были учтены – поэтому подлежит регулярным изменениям, но должна быть достаточно прозрачной и понятной для сотрудников.
Если заподозрили снабженца в откатах,
привлекайте службу безопасности
Дмитрий Грачев, коммерческий директор АЦ Гермес
Если подозреваете специалистов службы снабжения в откатах, нужно поручить сотрудников из другой службы заняться блиц-аудитом условий закупок. В частности, сравнение ваших цен на закупки с публичными, запрашивая предложении на основные приобретаемые товары от лица вымышленной компании (либо от другой компании, если проверяемому неизвестно родство предприятий). При подобном общении удастся определить реальные цены поставщика, понять методы его лоббирования своих интересов в компаниях-покупателях.
Налаживайте взаимодействие между отделами. Отделу закупок необходимо контролировать информацию на рынке, с информированием производственного отдела (отдела продаж в торговой компании) про появление новых товаров с лучшей потребительской ценностью, свойствами, предложенных поставщиками Снабженцы будут получать у поставщиков данные о новых товарах и технологиях, привнося новые возможности в работу своей компании.
Читайте также
ТендерПро совместно с Информационно-вычислительным центром Минфина запустили в Узбекистане площадку для госзакупок
Спасибо команде портала «Без Обмана 24/7» за обзор интернет-проекта мошенников
«Если Вашего бизнеса нет в Интернете, то Вас нет в бизнесе».
По данным ЭТП ТендерПро, на контракт претендуют 5 участников. Выбор подрядчиков проводится в рамках аукциона.
Статья о лотах заказчиков на оказание услуг по размещению в отелях и по проведению мероприятий
На вопросы «БИТа» отвечает коммерческий директор ГК ТендерПро Геннадий Картышев