Чем занимается сотрудник на должности рцт
Кто такой CDTO, или Когда руководитель цифровой трансформации не нужен
Российские компании всё чаще внедряют инновации. Новые технологии помогают развивать все направления бизнеса – от производственных процессов до подбора кадров. Какую роль в этом играет CDTO? И стоит ли вводить такую должность во всех компаниях?
Российские компании всё чаще внедряют инновации. Новые технологии помогают развивать все направления бизнеса – от производственных процессов до подбора кадров. Какую роль в этом играет CDTO? И стоит ли вводить такую должность во всех компаниях? Подробности – далее.
CDO и CDTO: в чём разница?
В 2018 году в России стартовали нацпрограмму «Цифровая экономика». Авторы документа официально описали планы цифровизации государства до 2024 года. Там же зафиксировали, что инновациями в разных направлениях экономики займутся представители органов федеральной власти – руководители, ответственные за цифровую трансформацию.
Похожие задачи, но уже в крупных российских компаниях, взяли на себя топ-менеджеры с должностями на английском языке – CDO (Chief Digital Officer) и CDTO (Chief Digital Transformation Officer). Разница в их функционале понятна всем, кто хотя бы немного учил инглиш в школе.
CDO – это руководитель по цифровым технологиям, а CDTO – руководитель цифровой трансформации.
Судя по переводу, первый занимается внедрением инноваций и адаптацией компании к новым диджитал-реалиям. А второй, помимо подключения новых инструментов, изменяет текущие процессы и бизнес-модели корпорации. То есть именно CDTO занимается цифровой трансформацией, и по логике его обязанности шире, чем у CDO. Хотя на практике в России это не всегда так.
Под аббревиатурой CDO может также «скрываться» другой руководитель – Chief Data Officer. Он отвечает за управление корпоративными данными, в том числе за их качество, полноту, связанность и безопасность. По определению такой топ-менеджер контролирует лишь часть задач, касающихся цифровой трансформации в компании.
Задачи руководителя цифровой трансформации
Функционал CDTO в органах государственной власти отличается от того, что принят в бизнесе. Тем не менее можно выделить общие задачи:
Когда можно обойтись без CDTO
Какой бы здравой ни была мысль о цифровизации, далеко не всегда бизнесу нужен руководитель по этому направлению. Перед поиском квалифицированного CDTO рекомендуем выяснить, действительно ли он необходим вашей компании.
Есть как минимум три ситуации, в которых эксперты советуют не нанимать директора по цифровой трансформации. Первая – если это стартап. Компания, которая открылась недавно, скорее всего уже развивается по современным принципам и использует актуальные технологии. На первом этапе дополнительные инвестиции в полномасштабную цифровую трансформацию компании могут оказаться необоснованными. Машинное обучение, Big Data или искусственный интеллект понадобятся позже – когда компания обретёт вес на рынке и будет готова к таким переменам. Тогда же появится смысл в поиске топ-менеджера, который сможет этим полноценно заниматься.
Второй случай – у вас уже есть такой руководитель.
Часто задачи CDTO в крупных российских компаниях выполняют топ-менеджеры по инновациям, директора по развитию, R&D, CIO, начальники ИТ-департаментов и другие руководители.
Насколько эффективно выстраивается управление цифровой трансформацией в таких организациях – отдельный вопрос. Многое зависит от того, закреплены ли функции CTDO в трудовом договоре такого руководителя, занимается ли он реальным внедрением новых технологий и постоянным обучением.
И третья ситуация, когда CDTO может быть лишним, – если в компании всё уже на 100% в цифре. И хотя поверить в это пока сложно, но такие организации уже скоро могут появиться в России. Руководить цифровой трансформацией в них будет бессмысленно.
Лучшие кейсы цифровой трансформации в России – на конкурсе ИТ-проектов Directum Awards.
Руководитель по цифровой трансформации (РЦТ): новый вид управленца? Краткий ликбез
В ближайшее время в крупных государственных корпорациях могут появиться новые топ-менеджеры – руководители по цифровой трансформации. Предложения об обязательном введении этой должности зародились в структурах, ответственных за реализацию программы «Цифровая экономика».
Кто такой Chief Digital Officer (CDO), он же руководитель по цифровой трансформации (РЦТ) и для чего он нужен? Чем он отличается от ИТ-директора? Может ли занять эту должность кто-то из действующих сотрудников корпорации или придётся искать специалиста на стороне? На эти вопросы отвечает портал profiok.com.
С точки зрения государства…
Эти документы разрабатывались Минэкономразвития в рамках плана мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика РФ».
Эксперты Минэкономразвития привлекали к работе над рекомендациями аналитиков ГК «Ростех» и ГК «Росатом», АСИ, ЦСР, РЖД, МТС, АНО «Цифровая экономика» и других представителей научных сообществ и бизнес-структур.
В соответствии с текстом рекомендаций, руководители по цифровой трансформации будут заниматься разработкой стратегии цифровой трансформации компании и реализацией этой стратегии в проектном режиме. Кроме того, РЦТ будут отвечать за создание в корпорациях центров компетенций по цифровым технологиям.
Согласно представленному плану (не стоит забывать, что это ещё проект – profiok.com), пилотные компании для внедрения рекомендаций будут определены к маю текущего года. После утверждения правительством директив о формировании в этих пилотных корпорациях структурных подразделений по цифровой трансформации начнётся процесс создания этих подразделений. В течение июля-августа 2018 года будут разработаны штатные расписания, определены требования к должностям и так далее. С сентября текущего года в эти подразделения будут назначены руководители, после чего, видимо, в компаниях начнётся процесс цифровой трансформации. В марте 2019 года, будут проанализированы предварительные итоги пилотного проекта. Затем в течение месяца предполагается доработать рекомендации и с апреля 2019 года начать их внедрение – возможно, обязательное – в остальных государственных компаниях.
По информации портала profiok.com, разработка документов по программе «Цифровая экономика» в недрах Минэкономразвития продолжается. Сейчас готовятся рекомендации по подготовке и разработке стратегии цифровой трансформации. Причём адресованы они будут не только госкорпорациям, но и органам исполнительной власти.
Кто такой Chief Digital Officer (CDO) или руководитель по цифровой трансформации?
В ряде документов, связанных с началом обсуждения рекомендаций Минэкономразвития, аббревиатура CDO расшифровывалась как Chief Data Officer, то есть руководитель, отвечающий за работу компании с данными, за потоки этих данных, за управление компанией и процессами на основе данных (data-driven decision management).
Руководитель по цифровой трансформации в понимании Минэкономразвития – это Chief Digital Officer, то есть топ-менеджер, отвечающий за деятельность компании в условиях цифровой экономики. Здесь спектр шире: в сферу ответственности попадают не только данные и механизмы работы с ними, но и разработка и реализация стратегии цифровой трансформации, обучение сотрудников, накопление компетенций, создание системы управления знаниями, «оцифровка» продуктов и услуг компании, формирование пакета новых – «цифровых» – продуктов и услуг, трансформация бизнес-процессов компании, а по сути – перевод компании на новую бизнес-модель.
Авторы рекомендаций предполагают, что руководитель по цифровой трансформации (РЦТ) будет заниматься цифровой трансформацией всех подразделений компании от производства и научных разработок до маркетинга и HR. Значит, должен обладать соответствующими полномочиями. Поэтому рекомендуется сделать РЦТ членом правления компании, наблюдательного совета или совета директоров и подчинить напрямую директору компании. Все стратегические документы компании должны будут проходить согласование у РЦТ.
Важно, чтобы цифровая трансформация компании была направлена на внедрение «сквозных» технологий, предусмотренных программой «Цифровая экономика»: промышленного интернета вещей, квантовых вычислений, технологий обработки и анализа больших данных, систем моделирования полного жизненного цикла продукта, нейронных сетей, искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, облачных вычислений и так далее.
Чем руководитель по цифровой трансформации отличается от ИТ-директора?
Задачи традиционного ИТ-директора, в основном, сводятся к поддержке существующих бизнес-процессов с помощью готовых решений. Здесь можно говорить и об эффективности, и о безопасности, и об отказоустойчивости, и о постоянной модернизации ИТ-структуры в соответствии с требованиями времени. Но всё это относится в большей степени к поддержке существующей бизнес-модели, чем о переходе к новой.
Руководитель по цифровой трансформации, как следует из названия должности, своей задачей видит преобразование компании, её продуктов, бизнес-процессов, клиентских сервисов и так далее. Он должен не только видеть пути развития компании, но и понимать, как именно нужно развиваться, чтобы достичь определённых целей.
«Мы часто слышим о появлении новых профессий, Chief Digital Officer – одна из них, – объяснил порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Помните, когда появился интернет, многие компании думали, что создание сайта и работа с ним – задача сисадмина? В итоге вперёд вырвались те, кто сообразил, что сайт – это не просто «визитка» компании в интернете, а средство коммуникации, причём не только с покупателем, но и с партнёрами, инструмент продаж и так далее. То же самое будет происходить с цифровой трансформацией: ни в коем случае нельзя валить всё на айтишников! Человек, отвечающий за переход компании в новое качество, должен хорошо разбираться не только в цифровых технологиях, но и уметь глобально мыслить, обладать глубокими познаниями в сфере финансов, маркетинга, иметь широкий управленческий кругозор и опыт.
Наконец, есть ещё одно существенное различие между CDO и ИТ-директором. Руководитель по цифровой трансформации должен работать на опережение, то есть уметь управлять изменениями и делать это быстро».
Руководитель по цифровой трансформации – временная должность?
Может показаться, что специальное подразделение, отвечающее за цифровую трансформацию корпорации, создаётся не навсегда, а лишь на время, которое займёт переход компании из одного состояния в другое. Это ошибка. Стоит понимать, что трансформация, если она началась, будет представлять собой бесконечный процесс. Меняются технологии, появляются новые решения, происходят изменения на рынке – всё это происходит непрерывно и с достаточно большой скоростью. Компания, соответствующая реалиям цифровой экономики, должна постоянно реагировать на эти изменения, а ещё лучше – предвидеть их и действовать упреждающе.
В рекомендациях Минэкономразвития говорится, что руководитель по цифровой трансформации должен сформировать «цифровую культуру» компании и создать систему мотивации сотрудников к осуществлению цифровой трансформации, а далее регулярно обновлять пул проектов по совершенствованию деятельности компании за счёт внедрения тех или иных цифровых технологий. Слово «регулярно», по всей видимости, употреблено не случайно: цифровая трансформация – это не путь из точки А в точку Б, а постоянные изменения.
Откуда возьмутся необходимые компетенции?
Согласно рекомендациям Минэкономразвития, при необходимости компания может привлекать к процессам цифровой трансформации внешних экспертов и консалтинговые организации. Кроме того, на базе одного из структурных подразделений компании или корпоративного университета предполагается создание центра компетенций.
Помимо этого, руководителю по цифровой трансформации и специалистам возглавляемого им структурного подразделения рекомендовано не реже раза в год проходить обучение цифровым технологиям в рамках дополнительного образования.
Перед разработкой стратегии цифровой трансформации компании рекомендовано также организовать ускоренное обучение сотрудников структурных подразделений корпорации, чтобы можно было максимально вовлечь их в подготовку, а затем и в реализацию этого документа стратегического планирования.
Что касается самого руководителя по цифровой трансформации, то его вовсе не обязательно придётся искать на стороне. Эксперты Минэкономразвития считают, что если в компании уже есть руководитель, отвечающий за ИТ, инновационное или стратегическое развитие, который обладает всеми необходимыми навыками и компетенциями, то он может быть назначен на должность РТЦ. Под необходимыми навыками и компетенциями здесь понимается соответствие рекомендациям МЭР и требованиям руководства компании.
«Хочется предостеречь компании от избыточных ожиданий, – говорит Роланд Шарифов. – CDO или РТЦ, какими бы компетенциями он ни обладал, отнюдь не чародей с волшебной палочкой. Чудес от него ждать не стоит: компания не преобразится волшебным образом. Трансформация – это долгий и непростой процесс, который может растянуться на годы и потребовать значительных ресурсов и трудозатрат. И на всём этом пути в процесс должны быть вовлечены все сотрудники компании.
Известный пример: технологический рывок на концерне Toyota был совершён тогда, когда каждый сотрудник получил право остановить конвейер, заметив дефект, или максимально быстро внедрить рацпредложение. В процессе цифровой трансформации в процесс переосмысления своих функций и задач, как и задач компании, должен быть вовлечён каждый сотрудник. Отчасти в рекомендациях МЭР этот момент прослеживается. Если перевести с канцелярского, то регулярное обновление пула проектов по совершенствованию деятельности за счёт внедрения цифры – это управленческая философия Agile, то есть постоянное инновационное переосмысление происходящего в компании каждым сотрудником.
Под руководством Института экономических стратегий (ИНЭС) недавно проводилось исследование адаптивности высокотехнологичного комплекса России к реалиям цифровой экономики. Результаты неутешительные: компании за редким исключением не имеют ни малейшего понятия о своём будущем цифровом облике, а специалистов, способных быстро и эффективно проработать соответствующие темы, у них нет. Участники форума «Цифровая экономика и ОПК», который проходил недавно в Москве, предложили начать с «оцифровки» директоров предприятий и компаний, чтобы те обрели новые компетенции и философию и затем распространяли их дальше. По мнению экспертов форума, на первых порах «костяка» из двухсот «оцифрованных» руководителей предприятий ОПК для отрасли должно быть достаточно».
Фото: пресс-служба ЦЭРС.
P.S. Что такое цифровая экономика? Как показывает практика, на этот вопрос нет единого ответа даже у экспертов высокой квалификации. Кто-то делает упор на использование новых технологий и, как результат, на многократный рост эффективности работы. Другие считают, что цифра даёт качественно новые возможности – за счёт анализа больших данных, мониторинга, прогнозирования и так далее. Можно корректировать движение ежесекундно и выбирать оптимальную траекторию не дожидаясь контрольных точек и плановых отметок, получая тем самым конкурентное преимущество. Третьи уповают на появление принципиально новых продуктов – а значит, новых рынков. Всё это верные, но очень разные подходы. И пока в экспертной среде не будет общего понимания, попытки трансформации в отдельно взятых компаниях будут напоминать броуновское движение. Такая же история с пониманием на местах: как ни старайся руководитель по цифровой трансформации, ничего не получится, пока не поймут суть преобразований и не захотят меняться все сотрудники поголовно. Похоже, основным вызовом на пути к цифровой экономике становится именно мотивация, причём на всех уровнях – от руководителя компании до обычного линейного менеджера.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Кто такой CDTO и как им стать: задачи, навыки, зарплата и опыт реальных специалистов
Наряду с должностью IT-директора в компаниях все чаще встречается директор по цифровой трансформации или CDTO (Chief Digital Transformation Officer). Мы изучили вакансии, исследования консалтинговых компаний и пообщались с действующими CDTO, чтобы разобраться, кто такой директор по трансформации и чем занимается в компании. Из статьи вы также узнаете, кому подчиняется главный по трансформации, сколько зарабатывает и какими навыками должен обладать, чтобы приносить пользу бизнесу.
Кто такой CDTO и чем отличается от IT-директора
Должность руководителя цифровой трансформации пришла к нам с Запада. Профессия зародилась в 2000-х с появлением социальных сетей и скачком развития технологий, но вовсю о ней заговорили лишь 5-7 лет назад в западных медиа: Forbes, WSJ и McKinsey. У нас CDTO еще не так много. Например, в Linkedin по запросу Chief Digital Officers по России, Украине и Казахстану нашлось всего 388 специалистов, а по запросу CDTO — 119. Поэтому немногие еще понимают, кто такие руководители цифровой трансформации и чем занимаются в компании.
Внесем ясность. CDTO отвечает за диджитал-стратегию бизнеса. С одной стороны, он внедряет IT-инструменты для увеличения прибыли и оптимизации процессов. А с другой — перестраивает бизнес-процессы, чтобы компания могла стать цифровой и более гибкой.
Директоров по трансформации на Западе часто называют CDO (Chief Digital Officer). Но формулировка CDTO (Chief Digital Transformation Officer) считается более верной и избавляет от лишней путаницы. Так как CDO в классическом понимании — это директор по данным (Chief Data Officer), главный аналитик в компании, который заботится о создании и хранении данных.
Chief Data Officer и директор по цифровой трансформации — это две совершенно разные роли в компании. Хотя и они, по всей видимости, вскоре объединятся. По прогнозам Gartner, к 2023 году половине CDTO придется овладеть навыками управления данными, так как цифровой бизнес не может существовать без аналитики.
CDTO — это не IТ-директор, как многие думают. Директор по трансформации ориентирован на внешний рынок, на продвижение услуг и продуктов в цифровом формате. Он ищет, что такого цифрового может продать компания. А руководитель IТ-отдела отвечает лишь за информационную поддержку внутренних бизнес-процессов.
Директорами по трансформации чаще становятся специалисты из маркетинга и IT-области, например, программисты или руководители проектов. CDTO может быть и из бизнеса, но в первую очередь это — человек технологий.
Сергей Коваль, CDTO и Архитектор систем в банке:
Путь свой начал как программист мобильных приложений. С 2008 года изучал новые языки программирования и технологии в IT. Затем переехал в Европу и там 4 года работал тимлидом и проектным менеджером. Когда закончился контракт, вернулся в Украину — здесь уже был техническим директором в нескольких компаниях, преподавал на курсах программирования для начинающих. В прошлом году меня пригласили в банк на должность CDTO. В банке назревала цифровая трансформация существующих систем и мобильных приложений. Передо мной стояла задача — всё, что есть, переделать, осовременить и поставить на цифровые рельсы.
Чем занимается CDTO и сколько зарабатывает
Задачи директора по цифровой трансформации зачастую сводятся к одному — стимулировать развитие компании с помощью цифровых технологий. Он отвечает за то, как компания переходит от классических процессов к цифровым и насколько внедрение инноваций приводит к финансовому успеху.
Мы изучили требования к CDTO в вакансиях на work.ua, hh.ru и других работных сайтах. Должность не всегда называется именно так — чаще ищут директора, руководителя или партнера по цифровой трансформации. Иногда функции CDTO встречаются в вакансиях для IT-директоров.
По данным hh.ru, спрос на специалистов по цифровой трансформации самый высокий в России — там за все время 966 вакансий, в Украине — 81 предложение, а в Казахстане — меньше десятка.
Работодатели по-разному называют позицию CDTO. Чтобы найти больше вакансий, можно ввести запрос «по цифровой трансформации».
От директора по цифровым технологиям работодатели одинаково ожидают:
Обязанности и задачи Chief Digital Officer в одной из вакансий на hh.ru
— CDTO может зарабатывать как CTO, а это выше 3500 у.е., — уточняет Сергей Коваль. — Специалистов на рынке нет, ни один вуз их не выпускает. Поэтому тут как договоришься.
Типовой должностной инструкции тоже пока нет, поэтому CDTO могут поставить любую задачу, связанную с тем или иным технологическим стеком. Например, компания B2B создает интернет-магазин для партнеров, где дистрибьюторы и поставщики взаимодействуют в личном кабинете. Задача CDTO в данном случае будет перевести клиентскую базу и базу поставщиков в цифровую систему, которая сократит транзакционные издержки.
Справиться с этими задачами одному CDTO не под силу, поэтому обычно он плотно взаимодействует с отделом маркетинга и IТ-департаментом. И тут часто возникают разногласия, которые могут саботировать цифровую трансформацию. Согласно исследованию PWC 50% CDTO сталкиваются с этой проблемой.
— В банке CDTO важно иметь иммунитет от сложностей и стереотипов, а также свободу действий, — говорит Сергей Коваль. — Мне, как инициатору, важно выстроить цифровую трансформацию таким образом, чтобы с одной стороны бизнес был успешным, гибким и прогрессивным, а с другой — клиент был удовлетворенным. А это отказ от старого и переход к новому. Меняться нужно не тогда, когда есть возможность, а тогда, когда есть потребность. И вот здесь правила диктуют клиенты, поскольку именно они являются одним из основных драйверов диджитализации. Внедряя цифровую трансформацию, клиент видит, что современные технологии делают процессы более быстрыми и простыми. Вместе с тем, цифровая трансформация необходима и для внутренних клиентов — она оптимизирует работу сотрудников, благодаря чему растет продуктивность каждого отдельного члена команды.
Я благодарен руководству за предоставление свободы действий в рамках закона и утвержденного плана. Сталкиваясь с трудностями, наша прогрессивная команда делает все, чтобы уверенно двигаться в условиях неопределенности и достигать цели бизнеса и клиента. В результате компания получает новые бизнес-возможности, а клиент — простые, мобильные и оперативные решения.
Что должен уметь и знать CDTO
CDTO не должен быть техническим гением. Но он обязан знать, какие технологии есть на рынке, как они работают и что дают бизнесу при внедрении. Также руководитель цифровизации должен знать, как ставить технические задания, управлять проектами и оценивать их эффективность. Обладать организаторскими способностями, уметь убеждать людей и «продавать» идеи высшему руководству.
Пример вакансии на rabota.ua — компании ищут руководителей по цифровой трансформации с сильными техническими и личными навыками
На практике, CDTO для работы чаще требуются навыки IT-специалиста и проект- либо продукт-менеджера. Набор скилов зависит от специфики деятельности организации и задач, которые стоят перед директором по трансформации.
Андрей Денисенко, CDO (Chief Digital Officer):
Прежде чем говорить о роли и навыках CDO, необходимо понимать, о какой сфере идет речь. Я работаю в архитектурно-строительной отрасли — она очень обширна и инерционна. И по уровню диджитализации, уступает даже современному корпоративному сельскому хозяйству. В компании отвечаю за преобразование информации в управляемые данные.
Для CDTO на первое место выходят такие качества:
Фундаментально ключевой навык CDO — это умение видеть возможности на сопряжении профессий до того, как это станет мейнстримом. Я занимался BIM (Building Information Modeling) задолго до того, как этот термин был сформулирован. А когда BIM стал трендом, я уже осознавал, что осуществляю цифровую трансформацию бизнес-процессов компании. Сейчас все больше востребованы CDTO, значит, это уже не совсем инновационная профессия. И пора искать новые идеи и пространства для их реализации.
Сергей Коваль, CDTO и Архитектор систем:
— Директору по цифровой трансформации надо иметь глубокие технические знания в своем направлении. Например, в мобильной разработке, как у меня. Как архитектору, мне еще нужно иметь базовые знания в таких вещах, как сети, базы данных, API, frontend, backend. Я конечно, не специалист во всем, но знаю, с кем посоветоваться, и понимаю, что делает каждый модуль нашей системы.
Для CDTO важны и личностные навыки. Нужно быть проактивным, чтобы протолкнуть идею по трансформации. Я каждую идею защищаю перед членами совета, готовлю выступление и презентации. Чтобы предлагать что-то новое, пристально наблюдаю за тем, что происходит на рынке, постоянно обучаюсь. Важно быть когнитивно гибким, уметь переключаться между задачами, инициировать обсуждения. Быть стрессоустойчивым, спокойным и обладать чувством юмора, чтобы сглаживать острые углы.
“CDTO — это инновационный кризис-менеджер, который помогает предприятию выйти из застоя на новый уровень и инновационный успех. Он же двигатель бизнеса и цифровой бурильщик”
То, что существенную роль в работе директора по цифровой трансформации играют его личностные навыки, подтверждает опрос международной консалтинговой компании Bain & Company «Digital Insights». В нем говорится, что 80% CDTO достигают поставленных целей благодаря трем навыкам: скорости принятия решений, высокой IT-грамотности и лидерству. Сюда можно добавить еще и знание межкультурных различий. Как только бизнес оцифровывается, компания выводит свой продукт на международный рынок. И здесь CDTO нужно предвидеть, как сервис будет работать в той или иной стране.
Где работают CDTO и какую роль выполняют в компании
CDTO активно работают в области онлайн-обучения, банковского сектора, в государственных компаниях. Они есть везде, где есть возможность оцифровать услугу или продукт и передать ее по цифровому каналу. В организациях, где только пытаются оцифровать услуги, руководители цифровой трансформации работают как стратегические советники — ищут зону в бизнесе для трансформации.
Консалтинговая компания Deloitte в отчете «The rise of the Chief Digital Officer» выделяет 3 типа цифровых трансформаторов, согласно выполняемой роли в компании.
Отвечает за цифровой маркетинг, занимается всем, что связано с транзакционным бизнесом и привлечением клиентов. Таких специалистов много в компаниях, где есть онлайн-продажи.
Агент изменений в организации, где цифровая трансформация уже началась (медиа, развлечения, обучение). Это те самые CDTO, которые кардинально меняют организацию. Подчиняется CEO или владельцу компании.
Занимается цифровизацией организации. Обычно сидит в IT-департаменте, изучает технологии и внедряет те инструменты, что полезны компании. Чаще всего подотчетен CIO.
Самое большое сопротивление встречают первые и вторые, так как они реально меняют компанию и выполняют план по трансформации.
Роль директора по цифровым технологиям во многом зависит от того, в каком департаменте они работают и кому подчиняются.
В одних организациях CDTO равен по иерархии IT-директору, а в других — возглавляет команду по digital-трансформации, куда входит IT-отдел, медиа, PR и продажи.
Единой правильной организационной структуры нет. Но модель, в которой CDTO возглавляет digital-группу, все же будет более эффективна. Чтобы реально трансформировать компанию, у CDTO должны быть некие полномочия. Возможность раздать задачи по трансформации в соответствующие подразделения, или повлиять через высшее руководство на департаменты, сотрудники которых саботируют изменения.
Как стать руководителем цифровой трансформации
CDTO — это лидеры изменений, которые в ближайшие годы будут востребованы во всех компаниях. Те, кто уже сейчас пробуют себя в этой роли — сталкиваются со всеми трудностями первопроходцев: множество непроверенных на деле инноваций, культурные барьеры, скептицизм и сопротивление коллег. Но с другой стороны, ныне действующие CDTO снимают «сливки» на рынке труда — спрос на job-сайтах явно выше предложений. И пока уникальная профессия формируется, можно легко в нее войти, обучаться по ходу работы и успешно закрепиться на высокооплачиваемой позиции.