Чем занимается современная география пятый класс
Урок по теме «Современная география». 5-й класс
Разделы: География
Класс: 5
Цели урока:
ТИП УРОКА – комбинированный.
Знать: основные географические понятия и термины, имена великих путешественников.
Уметь: определять роль современных технологий в географии и жизни человека.
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: физическая карта мира, глобус, географические атласы 5, 6 классов.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1. По карточкам.
Карточка 1.
1) Когда и кем была открыта Антарктида?
2) Какие географические открытия совершил Джеймс Кук?
Карточка 2.
2) Какие географические открытия совершил Абель Тасман?
2. Проверка номенклатуры.
1) Покажите на карте маршрут первой русской экспедиции И.Ф.Крузенштерна.
2) Покажите на карте маршрут первооткрывателей Антарктиды.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Познания Земли продолжаются. Оно идёт не “в ширину”, а “вглубь”, исследователи Земли ищут ответы на вопросы: почему так происходит, что будет в будущем? В путь отправляются новые экспедиции. Не всё ещё известно, не всё открыто на Земле.
Путешественники, среди которых много и наших соотечественников, проникают в глубь тропических лесов Африки, Южной Америки, Новой Гвинеи. Многие хотят проверить свою силу, волю, характер. Русский путешественник Фёдор Конюхов в одиночку покорил Южный полюс, вершины самых высоких гор разных материков, совершил кругосветные плавания.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На протяжении всего урока учащиеся заполняют таблицу “Великие географические открытия”.
Ф.И. путешественника | Дата путешествий (открытий) | Достижения |
Вопрос 1. Перед учёными предстал новый мир. На дне океана открыты огромные хребты, множество гор, крупных равнин, глубоководных впадин. Вулканов в океанах оказалось гораздо больше, чем на суше. Особенно много их в Тихом океане. В нём же расположены самые глубоководные впадины Мирового океана. Одна из них, открытая учёными нашей страны, получила название Витязь. Оказалось, что на дне лаже самых глубоководных впадин есть жизнь. В 1960 году исследователи Жак Пикар и Дон Уолш в специальном аппарате опустились на дно самой глубокой в мире Марианской впадины, на глубину 11 022 м.
Изучение океана велось также с космических кораблей и спутников. Были созданы точные карты рельефа дна. Люди стали добывать со дна моря многие полезные ископаемые, например, нефть и газ.
Французский океанолог Жак Ив Кусто в середине ХХ века изобрёл акваланг, с помощью которого человек может свободно дышать, плавая под водой. На своём судне “Калипсо” он побывал в самых разных уголках Мирового океана, изучая подводную жизнь, производя киносъёмки и открывая людям совсем незнакомый подводный мир.
Вопрос 2. Современная география для решения разнообразных задач использует как традиционные, так и новые методы исследований. Среди традиционных методов один из самых эффективных – специальные экспедиции. Они организуются не только в слабо изученные, но и в давно освоенные районы Земли – для определения тех изменений, которые там происходят. Во время экспедиций с помощью различных специальных приборов делают измерения, выполняют научные описания и другие исследования.
Великим учёным и путешественником ХХ века был биолог и географ Николай Иванович Вавилов. Его девизом были слова: “Надо спешить”. Он хотел вместить в одну жизнь очень многое. Трудно сказать, сколько стран успел посетить пытливый исследователь. Вавилов искал центры происхождения культурных растений: ржи, пшеницы, ячменя и многих других. Он забирался высоко в пустынные горы Азии, на африканские плоскогорья, нагорья Северной и Южной Америки. Во многих местах он был первым европейцем, проникшим в глухие ущелья, прошедшим караванными тропами, поднявшимся на перевалы. Коллекция семян культурных растений, собранных Вавиловым и его сотрудниками, была самой полной в мире. В ней было около 200 000 образцов семян из самых разных районов Земли.
Арктика – северная полярная область Земли. К ней относятся просторы Северного Ледовитого океана, острова, северное побережье Евразии и Северной Америки. В Арктике находится Северный полюс Земли. В ХХ веке на ледоколах и подводных лодках, на дирижаблях и самолётах, на собаках и на лыжах устремлялись к нему путешественники.
Первую русскую экспедицию к Северному полюсу возглавил Георгий Седов – капитан судна “Святой Фока”. Ей не удалось достичь полюса. Сам капитан погиб в 1914 году. Его спутники матросы похоронили Седова на острове Рудольфа – самой северной островной земле России.
В Арктике во время поисков пропавшей итальянской полярной экспедиции погиб отважный Рауль Амундсен.
В 1937 году советские лётчики приземлились на ледяное поле в районе Северного полюса. Они доставили научное оборудование, снаряжение, продукты для работы на льду научной станции “Северный полюс”. Четверо отважных полярников во главе с Иваном Папаниным остались вести научные наблюдения на станции. Жили исследователи в небольшой палатке. Ледяное поле медленно двигалось на юг в сторону Атлантического океана. Через 9 месяцев дрейфа оно стало раскалываться на отдельные льдины, трещины прошли через территорию станции. Полярники оказались на одной льдине, научное оборудование и запасы горючего – на другой. Лёд продолжал раскалываться, но люди были спасены подоспевшими ледокольными кораблями.
Исследования Арктики с помощью дрейфующих полярных станций продолжались вплоть до недавнего времени. Наблюдения позволили получить ценные сведения о самом океане и о погоде в Арктике. Это очень важно, так как по морям Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь. Коротким полярным летом корабли от Кольского полуострова и Белого моря везут грузы на восток, в арктические посёлки и города Сибирского севера, к Тихому океану. Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден в 1932 году. Но до сих пор, несмотря на мощные ледоколы, которые ведут за собой грузовые суда, он остаётся трудным и опасным.
В середине ХХ века в разных частях материка были организованы научные станции. На Южном полюсе – американская, в центральной, самой труднодоступной части Антарктиды – советская. Несколько научных станций находится на побережье материка.
Высота Эвереста 8848 м. На такой высоте совсем мало воздуха для дыхания. Вершины Джомолунгмы в 1973 году достигли новозеландец Эдмунд Хиллари и горец из гималайского племени шерпов Норгей Тенсинг. Подняв на ней флаги своих стран и флаг ООН, они посвятили свою победу всем людям Земли. О том, что они увидели, никто не скажет лучше самих покорителей горных вершин.
Н.Тенсинг: “Мы стали смотреть кругом. Сияло солнце, а небо – за всю свою жизнь я не видел неба синее! Со стороны Тибета дул легчайший ветерок. Я глядел вниз и узнавал места, памятные по прошлым экспедициям. Со всех сторон вокруг нас высились великие Гималаи. Никогда ещё я не видел такого зрелища и никогда на увижу больше – дикое, прекрасное и ужасное. Однако я не испытывал ужаса. Слишком я люблю горы, люблю Эверест. В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, а чем-то тёплым, живым, дружественным. Она была, словно наседка, а остальные вершины – цыплята, укрывшиеся под её крыльями. Мне казалось, что я сам могу раскинуть крылья и прикрыть ими мои любимые горы”.
Вслед за Хиллари и Тенсингом на Эверест и другие горы Гималаев поднялись ещё многие альпинисты. Среди них были и русские. Причём некоторые из них поднялись на Эверест ночью, шли к вершине по склонам, по которым до них ещё никто не мог подняться.
Вопрос 3. С изобретением компьютера у географии появились новые возможности. Стали создаваться географические информационные системы (ГИС) – компьютерные технологии для создания различных карт и анализа объектов и событий, происходящих на планете.
ГИС содержат много разнообразных данных о конкретной территории. При наличии ГИС можно получать ответы на вопросы: где расположен географический объект, как он выглядит, какие почвы распространены на данной территории и т.п.
С помощью ГИС создаются точные и разнообразные электронные карты. На них можно нанести любые взятые из базы данных ГИС сведения. С созданием ГИС у географии появились возможности проводить эксперименты.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карточка 1.
1) Когда и кем была открыта Антарктида?
2) Какие географические открытия совершил Джеймс Кук?
Карточка 2.
2) Какие географические открытия совершил Абель Тасман?
Что изучает география? кратко для 5 класса
Что изучает география?
Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.
Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.
Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.
Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.
В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.
Физическая география
В зависимости от объекта изучения физическая география делится на специальные направления.
Многие географические науки относятся к нескольким естественным наукам: палеогеография – часть палеонтологии, биогеография сочетается с биологией, гляциологией невозможно заниматься без участия геологов, палеонтологов и метеорологов.
Рис. 1. Природная среда.
Социально-экономическая география
Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов.
Рис. 2. Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.
К социальной географии относятся науки о населении:
Рис. 3. Горячие источники Камчатки.
Что мы узнали?
Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.
Урок по теме «География в современном мире» (5 класс)
Тема: География в современном мире 5 класс
Цель: Сформировать представления о предмете изучения географии, рассмотреть методы и способы изучения природы, значение географии для человечества, главные задачи современной географии.
Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные: смогут выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками; устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты, различать природные и антропогенные географические объекты
Регулятивные : умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Оборудование: Учебник, атлас, презентация, навигатор, радар, рулетка, компас
Тип урока: комбинированный.
подготовка к уроку
Проверка домашнего задания.
Географический диктант по теме: «География: древняя и современная наука»
В переводе с греческого «гео» означает …
Термин «география» впервые ввёл …
Королевой наук география была в эпоху …
Изучением природы занимается … география
Изучением населения и его деятельности занимается …
Назовите примеры глобальных проблем человечества …
Особое место среди географических наук занимает наука….
Отвечают письменно на вопросы
Создание мотивационной установки
-К началу 20в были открыты и описаны все материки, океаны и острова.
— Итак, какова тема нашего урока?
Узнать, что изучает география, 2) зачем нужна география сегодня, 3) Уметь различать природные объекты
2.Прцессуально-содержательный этап урока
Что такое география
Но к концу XIX века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озёра, горы. Стали говорить, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, ещё чуть-чуть — и география как наука прекратит своё существование, и от неё останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные географические карты, которые эту поверхность изображают.
Однако оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чём же заключается этот новый этап? Давайте разберёмся.
Современная география
Рассмотрим такой пример. Предположим, что вам нужно познакомиться с каким-то новым механизмом. Как это происходит? Сначала вы осматриваете его со всех сторон, удивляетесь, какое всё красивое и блестящее, как много разных кнопочек. То есть сначала вы изучаете внешний вид новинки — рассматриваете и описываете её. А что дальше? Дальше вы начинаете разбираться с тем, как пользоваться этим механизмом. Что будет, если нажать одну кнопочку или другую? Для того чтобы механизм прослужил вам долго или в случае чего его можно было бы починить, надо разобраться, как этот механизм устроен. То же самое произошло с географией.
Человек описал Землю, и она ему понравилась. Но он ведь не просто любуется своей планетой. Человек живёт на ней, использует её богатства: добывает из недр полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай, сжигает огромное количество топлива, благодаря чему и живут на Земле все поколения людей. Для того чтобы наша планета как можно дольше обеспечивала жизнь человечества, нужно знать, как она устроена, по каким законам живёт природа планеты, как связаны между собой все её составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу, и как можно было бы исправить нарушенное.
Вот этим и занимается современная география. Она устанавливает, каким образом связаны между собой отдельные элементы природы, по каким законам функционирует природа и что человек должен делать, чтобы эти законы не нарушать. Так древняя наука стала очень современной. К её изучению мы и приступаем.
1. География в переводе с греческого означает «землеописание» Первым это слово применил древнегреческий учёный Эратосфен.
2. Современная география — это наука о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живёт и развивается.
География, наука, Эратосфен.
1. Как переводится с греческого на русский язык слово «география»?
2. С каким событием связано появление слова «география»?
3. Почему географию называют древней наукой?
4. Чем занимается современная география?
А теперь более сложные вопросы
Чем отличается география в древности от современной географии?
Презентация по географии «Современная география» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Современный период развития географии В конце XIX века с завершением крупных географических открытий завершается и «героический» период развития географии. Новые теоретические положения только зарождались, а география мыслилась как «факультет наук».
Александр Гумбольдт Немецкий географ, натуралист и путешественник, один из основателей географии как самостоятельной науки Своей основной задачей он считал «постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил» Исходя из общих принципов и применяя сравнительный метод, он создал такие научные дисциплины как физическая география, ландшафтоведение, экологическая география растений
Василий Васильевич Докучаев русский геолог и почвовед, профессор минералогии и кристаллографии Санкт-Петербургского университета Известен как основоположник школы научного почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как о самостоятельном природном теле, открыл основные закономерности генезиса и распространения почв (природная зональность).
Александр Иванович Воейков русский метеоролог, климатолог и географ, создатель сельскохозяйственной метеорологии
Лев Семёнович Берг русский и советский зоолог и географ. Автор основополагающих работ по ихтиологии, географии, теории эволюции. создатель современной физической географии, является основоположником ландшафтоведения, а предложенное им ландшафтное деление, хотя и дополнено, сохранилось до сих пор.
Владимир Иванович Вернадский Научная работа В. И. Вернадского оказала значительное влияние на развитие наук о Земле, академий наук России, Украины, а также на мировоззрение людей в целом. Создатель учения о биосфере и ноосфере
Современные географические исследования
Метеостанция Специальное учреждение, обладающее метеоплощадкой, удовлетворяющей определённым требованиям, на которой установлены стандартные приборы для непрерывных метеорологических измерений (наблюдений за погодой и климатом) в установленные сроки по единой методике в определённой последовательности, и передаче собранных данных в Гидрометцентр или иным потребителям.
Антарктические станции Государства, имеющие станции в Антарктиде В Антарктике расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведутся научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования. Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты.
Международная космическая станция пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс.
Геоинформационные системы система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
Домашнее задание. п. 5 пересказ вопрос 5 письменно
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-044013
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.