Чем занимается староста в храме

Церковный староста

Церко́вный ста́роста — помощ­ник насто­я­теля храма по хозяй­ствен­ным вопро­сам. Назна­че­ние на долж­ность ста­ро­сты и осво­бож­де­ние от нее про­из­во­дится рас­по­ря­же­нием насто­я­теля (пред­се­да­теля при­ход­ского совета) по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея.

В древ­ней Церкви не было долж­но­сти цер­ков­ного ста­ро­сты, но похо­жие задачи воз­ла­га­лись на диа­ко­нов и кти­то­ров.

В России до ХVIII в. духов­ное началь­ство почти не всту­па­лось в отно­ше­ния при­хо­жан к при­ход­скому храму и не уста­нав­ли­вало ника­кого кон­троля над день­гами, соби­ра­е­мыми или жерт­ву­е­мыми в пользу храма. В неко­то­рых при­хо­дах, поль­зо­вав­шихся, в каче­стве зем­ских общин, народ­ным само­управ­ле­нием, изби­ра­лись общи­нами из своей среды бла­го­че­сти­вые состо­я­тель­ные люди для заве­ды­ва­ния цер­ков­ным хозяй­ством, заклю­чав­шимся глав­ным обра­зом в земель­ных уго­дьях. Но при каждой при­ход­ской церкви, или в каждом при­ходе цер­ков­ных ста­рост не было.

Впер­вые долж­ность цер­ков­ного ста­ро­сты упо­ми­на­ется в Пет­ров­ских указах начала XVIII в. Первая обя­зан­ность цер­ков­ного ста­ро­сты состо­яла в при­об­ре­те­нии свечей и хра­не­нии цер­ков­ной кассы. Приняв в свое веде­ние свеч­ную про­дажу, на цер­ков­ных ста­рост воз­ла­га­лась новая обя­зан­ность: стро­ить на доход от этой про­дажи бога­дельни и содер­жать их на цер­ков­ные деньги. Затем ста­ро­сты стали ведать ремон­том храма, сбором пожерт­во­ва­ний и соблю­де­нием порядка.

В XIX в. цер­ков­ные ста­ро­сты изби­ра­лись на три года при­хо­жа­нами. Избран­ных утвер­ждали в долж­но­сти в мест­ной епар­хии. В 1868 г. указом Алек­сандра II была утвер­ждена форма цер­ков­ных ста­рост.

Согласно IV главе «Поло­же­ния об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», кото­рая назы­ва­лась «При­ходы», Архи­ерей­ский Собор, состо­яв­шийся 18 июля 1961 г., внес суще­ствен­ные изме­не­ния в орга­ни­за­цию при­ход­ского управ­ле­ния. Насто­я­тель вместе с кли­ри­ками отстра­ня­лись от уча­стия в при­ход­ском собра­нии и При­ход­ском Совете. Все хозяй­ствен­ные и финан­со­вые попе­че­ния о при­ходе и храме воз­ло­жены были исклю­чи­тельно на мирян­ские по своему составу при­ход­ское собра­ние и при­ход­ской совет во главе с пред­се­да­те­лем – ста­ро­стой.

С 1988 г. цер­ков­ные ста­ро­сты вновь нахо­дятся в под­чи­не­нии своих насто­я­те­лей-свя­щен­ни­ков.

Согласно совре­мен­ным долж­ност­ным инструк­циям, ста­ро­ста должен знать устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви; устав при­хода; указы, рас­по­ря­же­ния, другие руко­во­дя­щие, мето­ди­че­ские и нор­ма­тив­ные мате­ри­алы выше­сто­я­щих орга­нов, каса­ю­щи­еся хозяй­ствен­ного бого­слу­же­ния орга­ни­за­ции и содер­жа­ния слу­жеб­ных и быто­вых поме­ще­ний зданий; пра­вила и нормы охраны труда; пра­вила внут­рен­него тру­до­вого рас­по­рядка.

В своей дея­тель­но­сти ста­ро­ста руко­вод­ству­ется: уста­вом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и дру­гими внут­рен­ними уста­нов­ле­ни­ями Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, поста­нов­ле­ни­ями Помест­ного Собора, Архи­ерей­ского Собора, Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, ука­зами и рас­по­ря­же­ни­ями Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, ука­зами и рас­по­ря­же­ни­ями Епар­хи­аль­ного архи­ерея, реше­ни­ями Епар­хи­аль­ного собра­ния и Епар­хи­аль­ного совета, а также Уста­вом Епар­хии; поста­нов­ле­ни­ями, рас­по­ря­же­ни­ями и дру­гими руко­во­дя­щими и нор­ма­тив­ными доку­мен­тами, каса­ю­щи­мися орга­ни­за­ции выпол­ня­е­мой работы; пра­ви­лами внут­рен­него тру­до­вого рас­по­рядка; долж­ност­ной инструк­цией.

Цер­ков­ный ста­ро­ста явля­ется мате­ри­ально-ответ­ствен­ным лицом.

Обя­зан­но­сти цер­ков­ного ста­ро­сты:

Источник

Православная Жизнь

Не «у вас в храме холодно», а «у нас в храме холодно».

Самый неравнодушный

Староста — это человек, который любит Бога, Церковь и свой храм. Люди, которые собираются в наших церквях, по определению должны быть неравнодушными. Так вот староста — это самый неравнодушный из всех. Он отвечает за всё, что есть на приходе.

В любом православном храме самое главное, что там происходит — это совершение богослужения, и вот для осуществления этого главного и трудится староста. Его первая обязанность — чтобы всё совершалось как должно, чтобы в храме было чисто, тепло, светло и имелось всё необходимое для службы. Эти требования описаны в церковных уставах.

Название должности «староста» появилось в петровскую эпоху, в начале XVIII века. Сначала обязанности старост были небольшими: они отвечали за свечи — их наличие, хранение, качество. Потом круг обязанностей начал постепенно расширяться и на сегодняшний день стал очень большим, а должность теперь называется «председатель приходского совета».

Быть старостой непросто во все времена. По этой причине люди, бравшие на себя это служение, раньше имели почёт в обществе и даже освобождались от налогов. Сейчас всё иначе, но у председателя приходского совета ничуть не меньше забот и ответственности. Председатель приходского совета ведёт хозяйственную, административную, финансовую деятельность, осуществляет деловую переписку, представляет приход перед светской властью, ходатайствует в судах и так далее. Он нужен, чтобы священник занимался своим делом — духовным, а всё остальное не мешало этому служению.

Председатель приходского совета — глава всех людей, которые работают в храме. Он формирует внутреннюю структуру прихода, то есть не стены и купола, а человеческий коллектив, благодаря которому осуществляется приходская жизнь. К сожалению, в наше время в этом отношении имеет место большой кризис: найти человека, который будет исполнять хотя бы часть обязанностей церковного старосты, практически невозможно. Великая милость Божия, если на приходе есть человек или группа людей, которые хоть немножечко разгружают священника в этих вопросах. Например, сейчас наступила зима. Как бы замечательно было, если бы каждый прихожанин задумался: что я сделал для того, чтобы в храме было тепло? Об этом переживают только настоятели, но это неправильно: заниматься такими вопросами должен приходской совет во главе со старостой.

Где найти того, кто справится?

Хороших старост очень и очень мало, но отчаиваться не надо, ведь глава нашей Церкви — Христос — всё видит и всё восполняет. Наша задача — трудиться в этом направлении. Надо искать ответственных людей, разъяснять прихожанам необходимость старосты и важность того, чтобы у него было достаточно помощников. Ответственность за храм лежит на всех нас — не только на настоятеле и старосте, но и на каждом человеке, который в него пришёл.

Скоро все дороги к храму заметёт. Времени у священника всегда мало, надо служить, а снег чистить некому. Знаете, как в такой ситуации выяснить уровень духовности людей, которые ходят в этот храм? Воткнуть в сугроб несколько лопат. Если они так и останутся там, то приход серьёзно болен, с людьми беда, как бы ответственно они не посещали службы. Если же через время лопаты разберут и расчистят дорожки — значит, всё в порядке.

Брать первого попавшегося человека на должность старосты недопустимо. Известны случаи, когда староста имелся только на бумаге, а на самом деле никаких функций не выполнял. Это очень странная ситуация, парадокс, неподвластный пониманию. Если на приходе нет подходящего человека для такой роли, его надо воспитывать, но не назначать того, кто равнодушен и ничего не хочет. Как воспитывать? — повышать уровень ответственности прихожан за все сферы жизнедеятельности храма.

Люди должны понимать: закончилась служба — надо подготовить храм к следующему богослужению. Ведь до него кто-то из нас может и не дожить, и в следующее воскресенье, когда все придут помолиться, мы будем стоять перед Престолом Божиим в страхе, трепете и ожидании своей участи. А в это время Творец спросит: что этот человек оставил после себя на земле? И как быть, если после нас остались залитые воском подсвечники, немытые полы, паутина на потолках, увядшие цветы? Думаю, совсем иное отношение будет у Бога к тому, кто всего один подсвечник привёл в порядок, но сделал это с любовью и заботой. Поймите: за многое из того, о чём мы беспокоимся, Господь с нас не спросит. А вот за то, в каком виде были храмы, в которые мы ходили, спросит непременно. Ведь Он ещё иудеям говорил: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13), «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16). Храм — это дом Бога, поэтому для человека очень важно, как он к нему относится.

Мужской вопрос

У нас в храмах чаще всего все хозяйственные заботы ложатся на плечи женщин, но как хотелось бы, чтобы их взяли на себя мужчины! Ведь многие из них имеют опыт руководителей, заслужили общественный авторитет, но почему-то все эти качества остаются за церковной оградой. Они как будто не видят элементарных вещей, не хотят применить свои способности и опыт, чтобы улучшить и облегчить жизнь прихода. Но если появятся церковные старосты, которые сумеют собрать вокруг себя таких же неравнодушных людей, тогда вопросы и социальной работы, и воскресных школ и многие другие будут решаться иначе — лучше, плодотворнее.

У священника катастрофически не хватает на это сил и возможностей. Если всё возложить только на него, то в итоге какая-то часть его служения обязательно будет осуществляться в ущерб другой. А ведь у всех нас общий долг, общая ответственность. Поэтому нужно вместе собираться — и формировать бюджет храма, штатное расписание, график дежурств и так далее. Не надо уходить от решения этих вопросов, потому что если не мы — то кто? Господь собрал нас вместе не случайно, значит, мы можем многое, если не будем равнодушны.

Один в поле не воин

Если судном будет управлять один человек, оно сядет на мель. Даже самый искусный капитан не может вести корабль в одиночку, ему нужны и штурман, и лоцман, и матросы. Поэтому нам, священникам и прихожанам, надо объединять усилия и с любовью, с призыванием имени Божия и святых, браться за обустройство жизни прихода. Не надо бояться ответственности! Всё, что вы делаете, вернётся сторицей.

При выборе старосты нужно смотреть, в какой сфере деятельности он наиболее продуктивен. Человек в возрасте вряд ли справится с хозяйственными заботами, ему нужны будут помощники. Старосте, всю жизнь прожившему в селе, будет сложно решать какие-то вопросы с сильными мира сего. Учитывая особенности каждого человека, нужно так подбирать коллектив приходского совета, чтобы его члены поддерживали и дополняли друг друга.

В работе старосты, как я уже упоминал, есть три основных направления: хозяйственное, административное и финансовое. Он тот, кто первый замечает, какие есть нужды, и определяет, как их удовлетворить.

Хозяйственная сфера — это подготовка храма к зиме, организация генеральных и текущих уборок, приготовления к праздникам, коммунальные платежи, ремонты, приведение в порядок прихрамовой территории, приобретение необходимой церковной утвари, облачения, предметов повседневного обихода. Административная — общение с властями, решение вопросов, связанных с городскими и коммунальными службами, ведение документации и тому подобное. Финансовая — формирование бюджета храма, анализ доходной и расходной его частей, обсуждение с бухгалтером финансовых вопросов, работа с благотворителями и так далее.

Староста — тот человек, к которому настоятель обращается в первую очередь при решении любой проблемы. К сожалению, зачастую священникам просто не к кому обратиться. Это большая беда. Если мы — прихожане храма, то все проблемы, с ним связанные, — это наши проблемы. Не «у вас в храме холодно», а «у нас в храме холодно». К сожалению, мало где у людей есть такая ответственность. Зачастую к храму относятся потребительски.

Если и староста, и приходской совет будут трудиться самоотверженно, с желанием, то на приходе можно будет вести разноплановую работу, реализовывать многие виды социального служения. Если же священник будет трудиться один, он не сможет реализовать даже половины желаемого и требуемого, потому что для любого дела нужны люди.

Есть три составляющие успеха: идея, финансы и люди. Дай Бог, чтобы при наших храмах были неравнодушные прихожане, тогда у нас будет возможность воплощать самые высокие цели и смелые планы.

Источник

Что такое церковный староста? Опыт историко-критического исследования о происхождении и развитии института церковных старост в России

Предлагаемое мною исследование по вопросу, что такое церковный староста, имеет целью выяснить значение этой должности, так как в обществе существует не совсем точное представление о церковном старосте. Одни полагают, что церковный староста есть хозяин церкви, в роде хозяина дома, другие, напротив, думают, что под названием церковный староста разумеется должность почетная, в роде должности почетных членов разных благотворительных учреждений, в которых допускается замена личного труда определенными денежными взносами за право пользования некоторыми правами государственной службы.

До ХVIII-го столетия духовное начальство почти не вступалось в отношения прихожан к приходскому храму и не устанавливало никакого контроля над деньгами, собираемыми или жертвуемыми в пользу храма.

Последовавшие затем два указа Петра В. об учреждении церковных старост относятся уже ко всем приходским церквам. Первым из этих указов, последовавшим 28 февраля 1718 г., было позволено: „у церквей попам своих домов не иметь и не продавать, а иметь оные на купленные сборные церковные деньги, – для чего быть у всякой церкви старостам».

Вторым указом, последовавшим 28 февраля 1721 г., воспретив частным лицам продавать восковые свечи, возжигаемые пред образами, Петр В. повелел: „учинить от Св. Правит, духовного Синода всенародное объявление, дабы при каждой церкви один был для продажи свеч приставник, потому что многие бывают при церквах продающие тыя, с получением не церкви, но себе прибытка, который не иному кому, но церковному имению приобщаться должен. А понеже церковные имения нищих имения суть, того ради, из оных определенною от церкви персоною получаемых денег построить везде при церквах богадельни, пребывания ради нищенствующих больных, которых там и кормить, по пропорции каждой церкви доходов, и потому учредить церковных старост, вероятия достойных, с обыкновенными всех приходских людей письменно заручными выборы. А продающим не от лица церкви свечи, но себе точно от сея церковные вещи прибыток получающим, учинить заказ, дабы они впредь свечей не продавали и в купечестве своем не содержали. А которые ныне у них приуготовленные к продаже свечи обретаются, и за те, заплатив им настоящую цену, отобрать к церквам по количеству ведомого каждого служителям употребления».

Из этого второго указа видно, что на церковных старост возлагалась новая обязанность: приняв в свое ведение свечную продажу, строить на доход от этой продажи богадельни и содержать оные на церковные деньги „по пропорции каждой церкви доходов”, а „не только единая продажа свеч», как сказано во всеподаннейшем докладе Св. Синода от 26 марта 1808 г.

Содержание указа митрополита Стефана Яворского и последовавших за этим указом двух указов Петра В. (1705 и 1721 г.) не оставляет никакого сомнения в том, что уже тогда сложилось понятие о церковном старосте, как об экономе, которому вверяется распоряжение деньгами, собираемыми с прихожан, для употребления на церковные потребности в широком смысле, т. е. и на содержание бедных, живущих в приходе.

Указом 25-го июня 1736 г. было строго подтверждено „учредить церковных старост, востребовав от прихожан добрых и вероятия достойных людей с надлежащими от тех приходских людей письменно заручными выборы некоснительно, и тем церковным старостам вручить сборы, бываемые в кошельки на церковное строение, также и свечную от церкви продажу, дабы они все то содержали в добром порядке с запиской”. Для записки велено учинить в каждой церкви особливые шнуровые тетради и по листам скрепить оные местным священно-церковно служителям.

Однако, и это строгое подтверждение не вызвало к бытию должности церковного старосты.

В 1743 г., когда по распоряжению духовного начальства приводилось в известность число старост в московских церквах, оказалось, что во всей Москве только при пяти церквах имеются старосты церковные, прочих же церквей священно-церковно-служители отозвались, что старост церковных не имеют или по малоприходству, или потому, что не из кого выбрать, и что деньги на церковное строение собираются в церквах церковниками и считаются, в редких, впрочем, церквах, прихожанами.

Так прошло все ХѴІІІ-е столетие в бесплодных предписаниях. Кое-где были старосты, но повсеместное появление их произошло лишь в начале минувшего ХІХ-го столетия, когда должность церковного старосты была причислена к числу должностей, подлежащих обязательному прохождению по выборам городских и сельских обществ, с присвоением этой должности „отличных – по выражению Св. Синода – выгод».

Из синодального доклада от 26 марта 1808г., при котором поднесена была на Высочайшее усмотрение составленная тогда Св. Синодом Инструкция церковным старостам, усматривается следующее, что „хотя со стороны духовного начальства и обращаемо было тщательное внимание, чтобы при соборных и приходских церквах находились старостами люди, избранные самими прихожанами и заслуживающие доверия; но старания его по сему предмету не всегда имели желаемый успех по причине различных затруднений, при выборе в должность сию встречавшихся».

В удостоверение сего Св. Синод привел несколько примеров, на уважение ему представленных членом его Амвросием, митрополитом новгородским.

По соображении всех сих обстоятельств, Св. Синод представлял на Высочайшее усмотрение нижеследующие предположения на изложенных началах, им составленные:

2) Прохождение в должности сей считать наравне с прочими службами, в кои по выборам определяются, и, следовательно, –

3) Церковного старосту, доколе не исполнятся положенные три года, не определять ни в какие другие по выборам должности.

4) По прошествии трехлетия, старосту увольнять от должности, и ежели он исправлял ее ревностно, беспорочно и с похвалою, то таковому дать из консистории похвальный лист.

Домы старост церковных, во все время отправления ими сей должности, освободить от постоя (кроме важнейших случаев), на том же самом основании, на коем изъяты от повинности сея бургомистры, ратманы и городские головы. Сельских же старост, ежели они будут из поселян, освободить от всех нарядов и работ, доколе они в должности сей пребывают».

От присвоения званию церковных старост сих выгод и от предназначения наград усердию, ревности и попечительности о пользе церкви, – по словам доклада, – „можно заключить со всею надежностью, что доходы церковные получат нарочитое приращение и в продолжение времени составятся значащие суммы».

Хранение этих сумм в церквах, и в особенности, кои находятся в городах и селениях, по недостатку сторожей, представлялось Св. Синоду „не безопасным от хищения и грабительства». Посему для сохранения церковных сумм Св. Синод избрал государственный заемный банк, Императорские воспитательные дома и приказы общественного презрения.

В заключение своего доклада Св. Синод испрашивал Высочайшего соизволения на донесение Его Императорскому Величеству о благотворительных пожертвованиях и приношениях, какие на пользу церкви будут делаемы.

17-го апреля 1808 г. последовал Именной Императора Александра І-го указ Св. Синоду следующего содержания: „Рассмотрев доклад Синода о сохранении и приращении церковной суммы, также о преимуществах старостам церковным, с приложенною Инструкцией, – все оное утверждаем, кроме статьи шестой о избавлении от постоя домов вышепомянутых старост».

Одновременно с утверждением всеподданнейшего доклада Св. Синода о пожаловании церковным старостам „отличных выгод», состоялось, по представлению комиссии о духовных училищах, Высочайшее повеление, которым подтверждалась забытая пред тем церковная привилегия на продажу церковных восковых свечей, с тем, однако, чтобы весь доход от продажи в церквах восковых свечей обращаем был не на постройку и содержание богаделен, а исключительно на содержание духовно-учебных заведений. На эту статью дохода, т. е. на продажу в церквах свечей, Св. Синод обратил особенное внимание епархиального начальства. Консисториям вменялось в обязанность подробно рассматривать поступающие ведомости о сборе за проданные свечи и, если где окажется ущерб в доходе против прежнего времени, открывать причины сего упадка, и виновных в небрежении, беспорядке или злоупотреблении подвергать суду; тех же священно-служителей и старост, которые будут содействовать возвышению (свечных) доходов, поощрять одобрением, представляя о них Св. Синоду (ст. 147 Устава духовных консисторий, отмененная в 1870 г.).

Установлением, в начале ХІХ-го столетия, „отличных выгод» для церковных старост Св. Синоду удалось, наконец, после целого ряда бесплодных предписаний в течение предшествовавшего ХѴІІІ-го столетия, вызвать к бытию должность церковного старосты, другими словами – привлечь охотников быть церковными старостами, не смотря на то, что Инструкция придала этой должности весьма двусмысленное положение. Названные поверенными прихожан для хранения и употребления церковных денег и вообще для сохранения всякого церковного имущества, они поставлены были в полное подчинение церковному причту, без согласия которого не могли даже поручить кому-либо продажу свеч. С другой стороны, несмотря на свою зависимость от принтов, сами старосты уполномочены были следить за причтом, чтобы причт не продавал восковых церковных свечей, а из лесных дач, где таковые в приходах имеются, употреблял лес на свои токмо нужды, а не на произведение какого-либо торга. Двусмысленность положения церковных старост особенно ярко выразилась в двойственности целей, достижение которых вменялось им в обязанность духовным начальством, – попечение о храме и продажа свечей, но не в пользу приходского храма, а для целей, имеющих общегосударственное значение, именно на содержание духовно-учебных заведений. Наконец правила Инструкции по ведению приходо-расходных книг требовали известной степени образования, без которого ни самому вести эти книги, ни наблюдать за ведением их другими невозможно, между тем как даже знание грамоты не было для старост обязательно, как не обязательно оно и ныне, несмотря на то, что со времени издания первой Инструкции прошло около 84-х лет.

Но, обеспечив себя достаточным числом лиц, именуемых церковными старостами, духовное начальство никак не могло сделать их послушными изданной для них Инструкции и внушить им, что они вовсе не хозяева церквей, как большинство старост о себе думало, но лица, подчиненные во всех своих действиях церковному причту. Инструкцию церковные старосты не только не исполняли, но даже едва ли все и знали о существовании ее, как можно судить по некоторым распоряжениям епархиальных начальств, требовавших, чтобы священники, как можно чаще прочитывали эту инструкцию старостам церквей, в особенности неграмотным.

Почему церковные старосты не исполняли Инструкции, хотя бы и знали ее, вопрос весьма сложный, но нельзя упускать из виду, что едва ли не в самой Инструкции заключалась главная причина неисполнения ее: в 1-х, она составлена для людей из так называемого простонародья, совсем незнакомого с порядками канцелярской службы и даже неграмотного; во

2-х, Инструкция эта предъявляет к старосте церкви такие требования, какие не предъявляются ни к одному чиновнику, – так как с должностью церковного старосты сопряжены самые разнородные обязанности: эконома, казначея, бухгалтера и даже полицейские, и в 3-х, Инструкция не указывает, каким способом могли бы быть удовлетворяемы потребности самой церкви (храма), если бы, за отдачею всего свечного сбора в духовно-учебное управление, сама церковь нуждалась в деньгах. Последний вопрос разрешен самими старостами и принтами, хотя и незаконно.

В 1863 г. митрополит московский Филарет писал Св. Синоду: „известно и прискорбно то, что в церквах не вся свечная прибыль показывается и представляется начальству, и вероятно в большей части церквей большая половина оной переходит в кошельковую сумму; но священник, зная сию неверность церковных старост пред законом, принужден терпеть ее, потому что без сего многие церкви не могли бы удовлетворять своим потребностям, а также и потому, что неудобно преследовать за сие старост, и при таком преследовании не нашли бы желающих принимать должность церковных старост».

Вслед за этим письмом обнаружено было, что не только церковные старосты, но и само духовенство не чуждалось образования негласных сумм.

В 1864 г. смоленский епископ Антоний циркулярно обращался ко всему духовенству своей епархии с убедительной просьбой: не образовывать негласных сумм, употреблявшихся без всякого контроля, и не утаивать церковно-свечных доходов, а показывать их правдиво и высылать сполна начальству, которое позаботится на эти средства устроить материальную часть духовно-учебных заведений, обнищавших по всей России.

Несмотря, однако, на вошедшее почти повсеместно в практику удержание части свечного сбора на нужды храмов, иногда, впрочем, своеобразно понимаемые старостами, духовное начальство, при посредстве церковных старост, получало все-таки значительные суммы от свечного сбора. По официальным сведениям за 1868 г. свечной сбор за тот год сдан был духовно-учебному управлению в сумме 1.241,450 р.

В 1870 г., взамен обычного сбора на потребности духовно-учебных заведений, Св. Синодом постановлено взимать определенное количество процентов со всех церковных доходов: кружечных, кошельковых и свечных, с тем однако, чтобы этот процентный сбор в общей сумме со всех епархий составлял не менее всего свечного сбора, полученного в 1868 г.

Ныне этот процентный сбор в большей части епархий простирается до 25%, а в с.-петербургской достиг, если не ошибаюсь, до 49% и составляет в общей цифре около 1 м. 700 т. р. (по смете Св. Синода на 1901 г. 1.682.124 р.). Кроме процентного сбора на потребности духовно-учебных заведений, духовное начальство признало необходимым установить еще целый ряд сборов на различные потребности епархиальные и обще – церковные; так напр. по с.-петербургской епархии существуют еще следующие специальные сборы на епархиальные потребности: а) на Александро-невский дом призрения бедных духовного звания и Исидоровское епархиальное женское училище 4 1/2 % с чистой свечной прибыли по приходу 1887 г., б) на школы духовного ведомства, учрежденные правительством при церквах епархиального ведомства, под названием „ церковно-приходских”, 1% с валового дохода за предшествующий взносу год, в среднем выводе за 6 лет, в) на лечение бедных духовного звания 1% с половины кружечно-кошелькового дохода, за предшествующий взносу год в среднем вывод за 6 дет, г) на Александро-невское духовное училище, в размере, определяемом на съездах духовенства, и д) в эмеритальную кассу духовенства с.-петербургской епархии 3% по расчету среднего вывода церковных доходов за последнее 10-ти-летие. Все эти разнообразные сборы с церквей, установленные по распоряжению духовного начальства, вытекают, конечно, из того соображения, что каждая церковь, продавая свечи по ценам, значительно возвышенным против стоимости их на заводах, тем самым приобретает такие денежные способы, которых достаточно и на самую церковь и на те потребности по духовному ведомству, удовлетворение коих ведомство это признает обязательным для церквей епархиального ведомства.

Поэтому понятно стремление духовного начальства к выяснению точных размеров поступления церковных доходов и ограждения их от негласных расходов. Для достижения этой цели, духовное начальство признавало нужным поставить церковных старост в полную от него зависимость; но сами церковные старосты вовсе не были расположены, да и не могли стать в положение консисторских чиновников.

По словам заметки, помещенной в „Церковных Ведомостях» за 1898 г., вопрос о церковном хозяйстве и в частности о церковных старостах составляет и ныне „отчасти такую же злобу дня», как было это в ХVIII-м столетии, когда поступали в Синод жалобы на расхищение церковных денег церковными старостами.

Теперь, cпустя почти два столетия со времени означенных жалоб, таких церковных старост, какими они изображены в упомянутой заметке, нет и быть не может по изменившимся условиям общественной жизни, но никто из лиц, более или менее знакомых с церковно-хозяйственной практикой, не решится утверждать, что утайка церковных доходов, или, употребляя не столь резкое выражение образование, „негласных сумм“ и бесконтрольное распоряжение оными, отошло уже в область исторических, давно минувших, фактов.

В этом, несомненно, убеждает происхождение новой Инструкции церковным старостам, изданной, (спустя 82 г. после первой), 12-го июня 1890 г. Цель издания новой Инструкции – обеспечить „правильный учет церковных доходов и расходов». С этою целью установлена для церковных старост 11 ) присяга или клятвенное обещание в исполнении Инструкции.

Той же цели должно служить учреждение 2-х представителей прихожан, для ежемесячного освидетельствования прихода и расхода церковных сумм. Эти представители должны заменять „почетнейших прихожан», которым, по прежней Инструкции 1808 г., предоставлялось участие в упомянутом освидетельствовании, „буде они от того не отрекутся». О дне и часе высыпки денег из кружек и ящиков и свидетельства прихода и расхода представители прихожан должны быть заблаговременно извещаемы причтом (§ 43), но в случае неявки одного или обоих представителей прихожан к свидетельству прихода и расхода, таковое (так же, как и прежде, в случае отречения „почетнейших прихожан») не останавливается, но о неявке представителей должна быть каждый раз делаема отметка в приходо-расходной книге (§ 46).

Епархиальному архиерею „Инструкция» предоставляет входить установленным порядком о награждении как церковных старост, так и представителей прихожан, за особые труды и попечение о приращении церковных доходов, а равно за содействие к благоустройству приходского храма и к изысканию средств для обеспечения местного причта помещением и содержанием (§ 57).

Церковный староста, уклоняющийся от исполнения правил Инструкции и требований епархиального начальства, в случае безуспешности увещания, увольняется от должности по определению консистории, утвержденному епархиальным архиереем (§ 58).

Новая „Инструкция» отличается от прежней особенно еще и тем, что право выбора церковных старост предоставляется не всем членам прихода, но только тем из них, которые имеют право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества, или в собраниях дворянства (§ 8).

Та же „Инструкция” содержит указание, что старосты определяются ко всем вообще церквам, как приходским, так и бесприходным (§§ 3 и 18).

Что же касается самого состава обязанностей церковных старост, то новая Инструкция почти ничем не отличается от прежней, как это видно из содержания § 22, в котором изображено: на церковного старосту возлагается: 1) сбор денег в церковный кошелек 12 ) и кружку, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений, поступающих в церковь, получение доходов от отдачи в наем оброчных статей, а равно процентов с церковных капиталов, платы за венчики, разрешительные молитвы, погребальные принадлежности, места для могил и проч.; 2) продажа восковых свечей и огарков; 3) покупка, по указанию причта, всего необходимого для церкви: церковного вина, просфор, восковых свечей, ладана, деревянного масла, богослужебных книг н духовно-нравственных изданий для пополнения церковной библиотеки и т. п. предметов; 4) ведение приходо-расходных книг, которое, в случае неграмотности старосты, возлагается на одного из членов причта; 5) поддержание в исправности, обновление и пополнение ризницы и церковной утвари; 6) ближайшее наблюдение за исправным состоянием иконостаса, лампад, подсвечников и т. п., а также за исправным состоянием церковных зданий, оград, погостов, кладбищ и памятников; 7) надзор за отоплением, освещением и чистотой церкви, исправностью сторожей и других служителей при церкви; 8) присмотр за домами, приобретенными церковным иждивением или иным способом поступившими в собственность церкви, как для помещения принта, так и для извлечения дохода в пользу церкви, а также лесными дачами, где таковые имеются, с тем, чтобы вырубка из оных леса была производима исключительно для удовлетворения нужд церкви, а не для продажи; 9) наблюдение за тем, чтобы в пределах прихода не происходило противозаконной продажи церковных восковых свечей, и 10) наблюдение за сохранением богомольцами тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне её – во время крестных хождений.

Из всего вышеизложенного оказывается, что под названием „церковный староста” разумеется должностное лицо, определяемое епархиальным начальством ко всякой церкви, безразлично, будет ли она приходская, или не приходская. На эту должность определяются преимущественно купцы, мещане и крестьяне. Должность эта, не смотря на то, что от лиц, назначаемых на оную, не требуется никакого образования, ни даже знания грамоты, – для выполнения всех сопряженных с нею обязанностей требует массы времени, труда и разносторонних способностей. Учреждение этой должности создано искусственным образом, оно вызвано к бытию особыми выгодами, имеющими относительную привлекательность для тех общественных классов, из которых преимущественно избираются старосты, т.е. из купцов (не знатных), мещан и крестьян. Учреждение это никого не удовлетворило: ни общества, которое стоит в стороне от деятельности церковного старосты и даже не знает, какой именно смысл заключается в этом названии, – ни начальства, которое не может добиться точных сведений о церковных доходах, – ни наконец, самих старост, которые тяготятся данной им инструкцией, которую они не исполняли, да едва ли когда и будут исполнять, несмотря на установленную для них присягу.

Между тем сами „приходы” уже со второй половины минувшего ХІХ-го столетия представляют совершенно иную картину против того, что было в ХVІІІ-м столетии, когда духовное начальство тщетно добивалось того, чтобы прихожане вели церковное хозяйство чрез своих старост. Хотя и теперь еще наши приходы не имеют общественной организации, даже не все члены прихода признаются новою Инструкцией граждански-равноправными, тем не менее прихожане каждой церкви не представляют уже из себя той индифферентной бесформенной массы по отношению к церковно-общественным вопросам, какою они были в ХVІІІ-м и в первой половине ХІХ-го столетия.

По инициативе лучших представителей духовенства во многих приходах, а в столицах, кажется, при всех, образовались общества вспоможения бедным, устроились и устраиваются на средства прихожан, богадельни, школы (независимо от школ, устраиваемых начальством), и все это делается не по предписаниям начальства, но по глубокому сознанию, что „ приход“ в христианском значении этого олова должен стремиться выйти из того положения, в котором он, в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств оставался прежде, составляя лишь простую группу обывательских дворов п домов, приписанных, по распоряжению епархиального начальства, к той пли другой церкви, без всякого между собою единения обитателей этих дворов и домов.

На встречу такому настроению приходов пошло и духовное начальство. В 1864 г. разрешено устройство приходских попечительств из лучших людей прихода, готовых послужить церкви не из личных житейских расчетов, но по чувству усердия к храму и любви к ближнему.

Во всяком случае необходимо иметь в виду, 1) что попечительства приняли на себя такие великие задачи по отношению к храму и приходу, какие ни один казенный староста, значительно устаревшего уже типа, выполнить не может, и 2) что „обеспечение правильного учета церковных доходов и расходов», т. е. та цель, которую преследует новая, изданная в 1890 г., Инструкция, едва ли когда может быть достигнута, без отделения свечной продажи от обязанностей церковного старосты, так как эта операция вовсе не входит в понятие попечения о храме, хотя если правильно будет организована и поставлена под контроль либо старосты, либо попечительства, либо представителей прихожан, несомненно должна принести пользу и храму, и приходу, и духовному начальству.

В заключение остается сказать несколько слов о существующем ныне контроле 14 над действиями причтов и старост, в лице представителей прихожан. Контроль этот имеет право удостоверяться в правильности распоряжений принтов п старост по исполнению этих распоряжений, но не лучше ли было бы в интересах дела разрешить контролю предупреждать могущие быть неправильными действия, чем их открывать в совершившихся уже фактах? Обращу внимание еще на следующее обстоятельство: все церковные доходы должны быть, по буквальному смыслу Инструкции, опускаемы в ящики, из которых подлежат высыпке и записке в шнуровые книги на приход раз в месяц. При высыпке денег, каким образом представители прихожан могут удостоверяться, что в ящиках находится именно то количество денег, какое в них должно быть, без всякой утайки? На этот важный вопрос Инструкция не дает никакого ответа.

Извлечено из „Церковного Вестника“ за 1902 г

Папков, „Древнерусский приход», 1897 т. стр. 14.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *