Чем занимается старший вожатый в школе
Должностная инструкция старшего вожатого школы
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ N____
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики старшего вожатого, утвержденной приказом Минобразования Российкой Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. N463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации /постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. N46/.
1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или среднее /полное/ общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы /в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей инструкцией/, трудовым договором /контрактом/.
Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;
2.2. Организация досуга обучающихся;
3. Должностные обязанности
Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;
3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;
3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;
3.4. Организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы;
3.5. Создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;
3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;
3.10. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей /организаторов/ первичных коллективов детских организаций, объединений;
3.11. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;
3.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
Старший вожатый имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;
4.2. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;
4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.6. На конфиденциальность дисциплинарного /служебного/ расследования за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.7. Повышать квалификацию;
4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением /неисполнением/ своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и /или/ гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.
Полный текст материала Должностная инструкция старшего вожатого школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Программа обучения старших вожатых
Дистанционная* программа обучения старших вожатых подходит людям с высшим или средним профессиональным образованием. За 12 недель вы освоите специфику работы с детскими коллективами, а также разберетесь в законах и нормативах.
Давайте выясним, чему нужно учиться, в чем заключаются обязанности старшего вожатого и какие качества помогут ему в работе.
Что должен уметь старший вожатый
Квалификация: Старший вожатый
Такой специалист должен знать законы и правовые нормы, которые имеют отношение к деятельности вожатого, и уметь оказывать экстренную медицинскую помощь.
Особенности профессии
Старшие вожатые часто служат примером для детей — на них равняются, им подражают. А значит, таким работникам нужно внимательно следить за собой. В большинстве случаев вожатые постоянно на виду: дети непременно заметят и нарушение внутреннего распорядка, и неопрятную одежду, и несдержанность в словах и поступках. Чтобы добиться твердой дисциплины, начать придется с себя.
Для старших вожатых разработан профессиональный стандарт. Изучите его, прежде чем устраиваться на работу — несоответствие профстандарту может стать серьезной проблемой при трудоустройстве.
Обязанности и зона ответственности
Должностные обязанности старшего вожатого:
Должность старшего вожатого предполагает дисциплинарную ответственность за неисполнение служебных обязанностей и нарушение правил внутреннего распорядка организации, в которой он работает.
Куда пойти учиться
Сегодня научиться управлению детскими коллективами можно дистанционно*. Программа «Старший вожатый» построена таким образом, чтобы Слушатели могли планомерно изучить все аспекты деятельности вожатых. На курсах вы:
Процесс переподготовки в нашем институте построен так, чтобы всем Слушателям было удобно учиться в дистанционном* режиме. Рекомендуем заранее узнать расписание и внести в свой календарь дни проверочных работ. В процессе обучения вы можете возвращаться к материалам лекций, участвовать в вебинарах и задавать вопросы преподавателям, общаться с другими Слушателями.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Должностная инструкция вожатого
1.5. Вожатый находится в находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по воспитательной работе и старшего вожатого школы.
1.6. В своей деятельности работник руководствуется Конституцией Российской Федерации, должностной инструкцией, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания учащихся: административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными правовыми актами школы (в том числе, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором. Вожатый общеобразовательного учреждения соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.7.
1.8. Вожатому запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.9. Вожатый должен знать должностную инструкцию вожатого школы, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
2. Функции
2.1. Всестороннее содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений в общеобразовательном учреждении.
2.2. Организация полноценного досуга школьников.
3. Должностные обязанности
3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, направляет свои действия на помощь в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся школы.
3.2. В соответствии с возрастными интересами учащихся общеобразовательного учреждения и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, всячески способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций и объединений.
3.3. Обеспечивает необходимые условия для широкого информирования школьников о действующих детских общественных организациях и объединениях.
3.4. Создает благоприятные условия, которые позволят ученикам школы проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с максимальной пользой для их развития проводить свободное время, досуг.
3.5. Осуществляет бережную заботу о здоровье и безопасности детей.
3.6. Организует, принимает участие в организации каникулярного отдыха школьников, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.
3.7. Проводит необходимую работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций и объединений.
3.8. Обеспечивает эффективное взаимодействие органов самоуправления общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов школ и детских общественных организаций.
3.9. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе в школе, ведёт в установленном порядке необходимую документацию.
3.10. Участвует в работе педагогических, методических советов, а также других формах методической работы.
3.11. Принимает участие в подготовке и проведении родительских собраний, методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) учащихся.
3.12. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой общеобразовательного учреждения.
3.13. Осуществляет контроль, оценку хода и результатов работы детских общественных организаций и объединений.
3.14. Организует наглядное оформление общеобразовательного учреждения по тематике проводимой им работы.
3.15. Принимает возможные меры к развитию и сохранению материальной базы детских общественных организаций и объединений в школе.
3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в ходе образовательной деятельности.
3.17. В процессе работы с детьми соблюдает должностную инструкцию, выполняет установленные правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
3.18. Периодически проходит необходимые бесплатные медицинские обследования.
3.19. Соблюдает существующие этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, которые соответствуют общественному положению педагога школы.
3.20. Систематически занимается повышением своей квалификации.
4. Права
4.1. Самостоятельно осуществлять выбор форм и методов работы с учащимися, планировать её исходя из общего плана деятельности школы и педагогической целесообразности, с учетом требований ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4.2. Участвовать в управлении образовательной организации в порядке, определённом Уставом общеобразовательного учреждения. Принимать участие в работе Педагогического совета школы.
4.3. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.4. Давать учащимся школы во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать школьников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
4.5. Давать обязательные распоряжения представителям детских организаций школы.
4.6. Присутствовать на любых мероприятиях, которые проводятся представителями детских общественных организаций школы, без права входить в помещение после начала занятий и делать замечания в течение всего мероприятия (исключая случаи экстренной необходимости).
4.7.
4.8. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.9. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним соответствующие конкретные объяснения.
4.10. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.11. На конфиденциальность проводимого дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.12. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её после успешного прохождения аттестации.
4.13. На рабочее место, которое соответствует существующим требованиям охраны труда, на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
4.14. На все социальные гарантии, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
5. Ответственность
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Осуществляет работу в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическим коллективом школы, образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями.
6.3. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы воспитателя согласовывается заместителем директора по воспитательной работе не позднее 5-ти дней с начала планируемого периода и утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.
6.4. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, проводит ознакомление под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается сведениями по вопросам, которые входят в свою компетенцию, с педагогическими работниками, а также заместителями директора общеобразовательного учреждения.
6.6. Передает заместителю директору по воспитательной работе информацию, которая получена на выездных совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации, непосредственно после момента её получения.
6.7. Осуществляет информирование администрации общеобразовательного учреждения о возникших трудностях и проблемах в своей работе.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией вожатого в школе осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления вожатого школы с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Работа старшего вожатого и зам. по воспитательной работе: сравнение функциональных обязанностей, оформление документации
Работа старшего вожатого и зам. по воспитательной работе: сравнение функциональных обязанностей, оформление документации.
Поскольку директор ОУ отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Тогда, заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы зам. директора сотрудничал с классным руководителем, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Старший вожатый занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления на уровне общеобразовательного учреждения, так на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в ОУ. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в ОУ, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Зам. директора по ВР
— Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива.
— Координирует работу структурных подразделений и педагогических
работников по выполнению учебных планов и образовательных программ.
-Курирует направления образовательной деятельности в соответствии
с организационным приказом в начале каждого учебного года.
-Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процесса по курируемым направлениям работы, оказывает методическую и практическую помощь педагогическим работникам по вопросам:
— комплектование и наполняемость учебных объединений, учебная нагрузка
обучающихся и сохранение контингента;
— своевременное составление установленной отчетной документации
— выполнение образовательных программ.
— Организует разработку программ деятельности и развития ОУ, планов культурно-массовых, маршрутов походов и экспедиций.
— Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует
повышение их квалификации и профессионального мастерства.
— Организует работу по разработке образовательных программ, их
модернизации и корректировке, распространению передового опыта
педагогов, оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и
разработке современных технологий обучения детей.
— Организует методическую работу в ОУ, участвует в работе
методических объединений ОУ округа и окружной методической лаборатории.
— Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников.
-Принимает участие во взаимодействии и сотрудничестве с различными учреждениями и ведомствами, территориальными органами управления, средствами массовой информации.
— Осуществляет и организует подготовку, разработку и составление договоров о сотрудничестве, соглашений, положений, инструкций, отчетов о деятельности ОУ и различных распорядительных документов.
— Принимает меры по материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса, оснащению ОУ компьютерной и оргтехникой, внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
— Участвует в решении инфраструктурных вопросов организации работы ОУ.
— Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, организации и структуре управления ОУ, финансово-хозяйственной деятельности.
Должностные обязанности. Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
— способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся,
— содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни,
— обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях,
— организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы,
— создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время,
— заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности,
— организует каникулярный отдых обучающихся,
— изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию,
— проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организаций, объединений,
— планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию,
— соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах.
Взаимоотношения. Связи по должности.
— работает по графику (составленному исходя из 36-ти часовой рабочей недели) утвержденному директором школы;
— поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическим коллективом, общественными организациями;
— Самостоятельно планирует свою работу на каждый уч. год и каждую учебную четверть; план работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
— представляет зам. директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в установленные сроки;
— получает от администрации школы информацию нормативно-правового характера и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
— работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
— систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
Общешкольные мероприятия: сценарии, подготовка, проведение и. т.д.
Общешкольные мероприятия – это мероприятия не только для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее коллектива, членом которого становится взрослый.
Общешкольные мероприятия можно квалифицировать как коллективно-творческие дела (КТД).
Изобретателем КТД (организации коллективно-творческих дел) по праву считают Игоря Петровича Иванова (г. г.), доктора педагогических наук, академика Российской академии образования, профессора ЛГПИ им. Герцена, лауреата премии Макаренко.
Методика КТД – деятельный, творческий механизм педагогики, которую Иванов назвал «педагогика социального творчества».
Здесь не педагоги делают игру для детей, развлечение. Здесь они товарищи по общей заботе о жизни, людях, школе. И о себе тоже.
Какое самое главное достоинство КТД (общешкольного мероприятия)? Это сама жизнь или игра в жизнь!
Схема организации КТД (общешкольного мероприятия):
Здесь же происходит разбивка на микрогруппы.
Теперь действую дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микрогруппах:
что лучше делать? С кем? Как? Когда? Для кого?
Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми. Это старт
мероприятия. Куратор обобщает все предложенные варианты, задает наводящие
вопросы, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск
выбором совета дела.
· Коллективная подготовка к делу
Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и
Проведения мероприятия, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя
инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Здесь велика
роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия и взаимодействия с
детьми. Не допустимо открытое давление. В некоторых случаях педагог
подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию
источников поиска. Взрослый по-товарищески побуждает к целенаправленному,
творческому и самостоятельному участию в осуществлению замысла.
Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах.
· Проведение КТД, подведение итогов
На этой стадии создается конкретный план, осуществляемый советом дела, с
учетом того, что наработано группами. Воспитанники демонстрируют опыт в
разных формах, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно
боятся отклонений от замыслов, возникающих во время проведения дела из-за
непредвиденных обстоятельств. Все это-опыт и школа жизни. Взрослый должен
незаметно для тех людей, для которых организовано дело, направить детей, помочь
сгладить неудачу. Стадия проведения мероприятия – это итог работы, проделанной
· Коллективное подведение итогов
Это может быть общий сбор коллектива. На котором каждый высказывает свое
мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и
проведения. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом, научился
анализировать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде
вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и
общественного мнения, созданию новых добрых традиций.
· Ближайшие последствия КТД
Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов,
становится ближайшим последствием.
Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных
видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке,
проведении и обсуждении мероприятия. Намечается программа последовательных
действий, определяются новые мероприятия.
Рекомендации к оформлению сценариев
1. Титульный лист (указать номер ОУ, реквизиты директора ОУ, «Утверждаю», название мероприятия, дату, место, время проведения, кол-во и возраст участников, Ф. И.О. старшего вожатого, название города или населенного пункта, год).
5. Ответственные за подготовку мероприятия и список действующих лиц.
Концертировать внимание детей на себя
Включить фонограмму №1
Рекомендации к анализу воспитательного мероприятия
Любое проведение воспитательного мероприятия должно быть проанализировано. Для этого можно использовать следующую схему.
· Название мероприятия; место и время его проведения; кол-во участников и их возраст;
· Цель и задачи, которые были поставлены
· Достигнута ли поставленная цель
· Выявленные лидеры в результате проведенного мероприятия
· Недостатки, причины их проявления
· Мнения участников мероприятия и зрителей
· Оценка ст. вожатого (обобщение всех высказываний и мнений)
· Вывод и рекомендации
Департамент образования города Москвы
Южного окружного управления образования
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «___
Зам. директора по ВР ГОУ СОШ №___
Старшая вожатая ГОУСОШ№___
Калейдоскоп творческих дел
А. Агитафиша, академия наук, академия творчества, аукцион идей, аукцион знаний, аукцион трудовых сюрпризов, анкета общественного мнения, аксиомы лидерства, афиша настроений, афиширование знаний, идей и т. д., афиша полезных и нужных дел, азбука таланта, азбука лидера, агитатор (коммуникативная игра), аббревиатура лидера, «Агитпункт» (организационно-коммуникативная игра), Агентство печати и новостей, автостоп (форма учебных занятий и деятельностных игр), Ареопаг (деловая игра).
Б. Багаж лидера, банк идей, беседа за круглым столом, беседа в кругу, бизнес-игра, брифинг, бюро по трудоустройству (игра).
В. Вахта памяти, вахтенный журнал, вечер неразгаданных тайн, вечер актуальных проблем, вотум доверия, вечер этикета, вечер откровений, воздушные замки, ВО! (время общения), визит вежливости, встреча поколений, встреча с интересными людьми, «Великие ценности», витамины роста, выставка трудовых достижений, водоворот событий, «Волонтеры» (ролевая игра).
Г. Гильдия лидеров, Гордиев узел (интеллектуальная игра), газета живая, глобальные новости, город мастеров, гуманитарный конгресс, гуманитарная конференция, герой дня.
Д. «Дом, в котором мы живем», диспут, дискуссия, день озвученных интервью, деловой экспресс, дискуссионный час (стол), диспут-клуб, дипломатический коридор (интеллектуально-тактическая игра), дипломатический этикет, «Дело мастера боится», «Дебаты» (коммуникативная игра), диалоги о. «Дело №. », «Дебют», «Декрет о. », «Дуэль знатоков», достижения науки, доктрина, договор о сотрудничестве, «До востребования» (позиционная игра), дневник наблюдений, день лидера, диффузные лидер-группы.
Ж. Журнал рукописный, журнал устный, «Журналист» (пресс-игра), журналистские расследования.
З. Закон гармонии, заповеди добродетелей, знак доверия, ЗУД (знай, умей, действуй), загадки профессионалов, заочное путешествие, защита проекта, зубрежка коллективная, залежи деловых советов.
К. Календарь событий, кандидатский минимум, карусель учебная, кафедра, коллегия, командировка в. комиссия приемная, «Кораблекрушение» (игра), «Контакт» (общий сбор), «Конвейер» (технологическая игра), консультационное бюро, конференция, культурная революция, культурные новости, культпросвет, коммуникативный практикум, «Корифеи» (интеллектуальная игра), коридорная дипломатия, культурологический маршрут (марафон, проект), клуб деловых людей, комплиментарий, культиватор мыслей, консультативный маршрут, костер дружбы, конкурс мастерства, конструкторское бюро, кроссвордленд, краеведческая экспедиция (выставка, конференция, экскурсия), КВН, кодекс делового поведения, кооператив, капитальный ремонт.
Л. Лаборатория творчества, лавка мудростей, лекция-спектакль (концерт), лабиринт испытаний, лицензия на. (лицензирование), литературный клуб, лотерея, лидер-град, лидер-презентация, лидеромобилизация, лидер-допуск, лидер-прогноз, лидер-ленд, лидерские импровизации, лидер-карантин, ликбез лидера, лидер-кондуит, лидер-лабиринт, лидер-этикет, лидер-пресс, лидер-класс, лидер-кооператив, лидер-мультиплекс.
М. Марафон, машина времени, мастерская успеха, митинг-концерт, модели будущего, многоборье интеллектуальное (деловое), музей находок, «муштра» (тренинг), мозговая атака, мозговой штурм, маршрутная игра, мастер-класс.
Н. Научная конференция, научно-методическое приложение к уроку, ноу-хау, «Новобранцы» (игра-испытание).
О. Операция «Радость людям», «Сюрприз», обзор полученной информации, обзор научных достижений и открытий, олимпиада знания, открытый экзамен, отравляющий эфир, ответы и выборы.
П. Проектная игра, проектные мастерские, просветительский ликбез, полчаса полезной и любопытной информации, пресс-бой, «Парламент» (имитационная игра), пресс-бюро, «Пеленгатор» (игра), пресс-конференция, «Поле чудес», прогноз (событий, социальных явлений, ситуаций, результатов и т. д.), «Познай себя», панорама творчества, пресс-конференция, пресс-клуб, пресс-экспресс, пособие для начинающих, программа «Вместе», практикум добра, пристань мечтателей, полигон испытаний, посвящение в. прессинг информационный (деловой), «похороны» дурных привычек, протокольный этикет, процедурный протокол, программные обязательства, перфоманс, постскриптум, постфактум.
Р. Радиоклуб, разведка полезных дел, «радиотелеграф» (игра), разнобой, рассказ-эстафета, регистрационная палата, редколлегия, рейд, рекламное агентство, рекомендация в. ратификация соглашения, рефлексия групповая, рецензия на. «Репортер» (игра), ритуальный урок.
С. Сертификация, сессия, съезд мечтателей, споркпуб, секреты мастерства, сократовские беседы, «Серебряный ручей» (экологический десант), социальная практика, социальный проект, самоидентификация, самопрезентация, семь нот успеха, семинар, справочник лидера, «Стажер» (многоактная деловая игра), стажировка, статус-кво.
Т. Толковый словарь, тили-тили (только интересная и любопытная информация), тактические учения, тест-тур, траектория развития, тотальная мобилизация, трудовой десант, трудовая вахта, турнир оракулов (всезнаек, знатоков), титульный проект.
У. Урок вдохновения, уроки дипломатии, уроки вежливости, учебный нон-стоп, учебно-ознакомительный практикум, учебная карусель, учебная вертушка, «Уездный городок» (журналистская экспедиция), устный журнал.
Ф. Фабрика грез, фабрика звезд, фабрика привычек, фестиваль дружбы, формула успеха, форум, фестиваль наук.
Х. Хит-парад, хит-шоу, «Хождение за три моря» (познавательная игра).
Ц. Цитата дня, цитаты из жизни, церемониальный тур (эстафета), центр культурных проектов, центр инноваций, центр социальных исследований, центр естественных испытаний, центр диагностических испытаний.
Ч. Час открытого времени.
Э. Эстафета знаний и опыта, эстафета умений, эстафета поколений, эстафета добрых дел, эксперимент, эксповестник, этические диалоги, этикет-ка, экологический бумеранг, эмоциональная разрядка, экспресс-газета, экологический вестник, экскурсия, экспромт, эпидемия полезности, энциклопедия чудес.
Я. Ярмарка проектов, ярмарка идей, ярмарка солидарности, Я-презентация.
Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе – одна из самых острых, актуальных в воспитательной системе школы. Талантливый директор, учитель, ст. вожатый соединяет в себе лидера, принятого группой, и человека, «назначенного свыше». Выступать в столь различных функциях сложно, но именно это побуждает учителя и воспитателя:
— изучать психологию подросткового коллектива;
— учить жить в коллективе и разумному лидерству;
— изучать молодежные группировки, их кумиров, ориентиры и. т.п.;
-стараться понимать молодежную моду;
— изучать приоритеты и цели конкретной группы, определять кто из ребят пользуется авторитетом.
Лидер – это тот, кто самым естественным образом организует своих сверстников, способствует утверждению социально значимых ценностей и ориентаций. Лидер – опора классного руководителя, старшего вожатого.
Приемы и методы, помогающие выделить лидера в ученическом коллективе:
Если к группе (классу) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа (Выключить свет? Открыть форточку? и. т.п.) – ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется ему.
Составить изображение человека из 10 геометрических фигур.
Квадрат – наиболее устойчивая из них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображение человека помещено наибольшее количество квадратов.
Свободно рассадите ребят в комнате. Место лидера окажется в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.
Понятие и педагогические возможности игровой технологии.
Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.
Использование игровой технологии в процессе обучения предоставляет следующие педагогические возможности : • повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-экономическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игровой технологии;
• рост познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;
• приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;
• улучшение отношений между участниками игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
• изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью;
Что же касается тех возможностей, которые открываются перед педагогами, организующими и проводящими разнообразные экономические игры, то здесь следует отметить: • возможность накопления нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося от того, что был в профессиональном арсенале учителя до начала использования игровой технологии;
• более реалистическое понимание своих возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности в силу того, что педагог в большей мере опирается на свои природные с способности, стремиться максимально выразить свою личность в ходе общения с учащимися;
• более глубокую и разностороннюю диагностику учащихся и, следовательно, открывающиеся возможности реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику. Компоненты структуры коллективной организации деятельности подростков :
• цель деятельности – зачем предпринимается, какие конечные результаты должны быть получены;
• содержание деятельности – что является предметом деятельности, ее основные параметры;
• значимость деятельности – какова социально полезная направленность и мотивы деятельности, ее значение для развития личности и коллектива;
• организация деятельности – характеристика организационных форм, в которых протекает деятельность, распределение сил и времени, установление сроков и последовательности всего процесса деятельности;
• технология деятельности – характеристика необходимых средств деятельности, овладение определенными знаниями, умениями, навыками, выработка рациональных приемов и приспособлений для успешного осуществления деятельности.