Чем занимается сын эйфмана
Валентина Морозова: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Спектакли Бориса Эйфмана прославились в немалой степени благодаря великолепным танцовщикам, участвующим в них. Имя Валентины Николаевны связывают с самыми лучшими работами хореографа. С известным мастером балерина сотрудничала с первых лет существования труппы.
Путь к вершинам мастерства
Биография будущей знаменитости началась в 1953 году. Девочка появилась на свет в Ленинграде 15 февраля.
В 1971 она получила профессиональной образование в Хореографическом училище имени Вагановой. После окончания учебы выпускница работала в театре Куйбышева. В ее репертуаре значились только классические партии. В 1978 ее пригласили в труппу театре Эйфмана «Новый балет». Хореограф только начинал свою карьеру.
О своем выборе, по собственному признанию, артистка не жалела никогда. Она уверена, что совершенно нет смысла смотреть постановки, не вызывающие личных сопереживаний, не затрагивающие зрителя эмоционально. К удивлению балерины традиционный репертуар остался невостребованным. Новаторские решения были непривычными, но очень скоро Валентина поняла, что классический балет отошел на второй план.
Начинала Морозова с лирических партий. Однако постепенно она перешла к исключительно трагедийному амплуа, что в балете является огромной редкостью.
С появлением новой труппы в нее пришли уже ставшие знаменитыми артисты. На фоне блиставших в Мариинском театре Аллы Осипенко и Джона Марковского молодая солистка чувствовала себя неуверенно. Ее угнетал груз огромной ответственности и робость перед корифеями сцены.
Звездные роли
Первым, сделавшем имя Валентины Николаевны известным, стал балет «Идиот». Морозовой Эйфман предложил роль Аглаи. Вместе с ней танцевали ее кумиры, Марковский и Осипенко. У солистки вызывала сильную робость работа над образом, представленным в произведении классика.
Борис Яковлевич на репетициях никому не давала поблажек. Он не боялся пользоваться и методом пряника, и методом кнута. Нередко Валентина уходила домой совершенно разбитой и уверенной, что ничего у нее не получится. Да и сделать все так, как хотел мастер, было очень непросто. Однако Валентина всегда обижалась лишь на себя.
С уходом из труппы Осипенко к Морозовой перешла роль Настасьи Филипповны. Начался ее путь к раскрывшим уникальность таланта «ее образам». Несмотря на то, что именно Аглая ставилась для балерины, любимой ее партией стала Настасья Филипповна. Причиной такого признания стала драматичность. Молодая исполнительница великолепно чувствовала свою героиню. Да и собственного опыта переживаний у нее было достаточно.
Она рассказывала позднее в интервью, что на сцене она выплескивала накопленные переживания. При этом Морозова уверена, что совершенно не подходила партия для только что пришедшей после училища выпускницы: ей совершенно нечего сказать зрителю из-за непонимания трагизма героинь Достоевского в силу возраста.
Как ни странно, но пластика Эйфмана гораздо более подошла именно Валентине. Актерская самоотдача сделала ее истинной балериной его театра. Да и более опытные коллеги отмечали именно ее трактовку образа. Они видели Валентину уже сложившейся артисткой, с полностью раскрывшимся трагедийным талантом.
Признание
И артистов, и зрителей поражала также роль Матери в «Реквиеме», где артистка идеально продемонстрировала владение эйфмановской пластикой. А в образе Маргариты в одноименном балете на музыку Андрея Петрова потрясала смена сдержанного благородства героини в начале на совершенно иную ведьмовскую ипостась во время бала у Воланда. Этот контраст был показан с виртуозным мастерством.
При помощи резкой и даже кричащей пластики артистка выплескивала в публику ликующую энергию, излучаемую каждым па. Любое ее движение казалось импровизацией, а не отрепетированным шагом. Исполнитель на сцене превратился в полноправного соавтора хореографа. Балерина доказала, что ее настоящее призвание – одухотворенный танец.
Семья и театр
Морозова при помощи пластики, взглядов и жестов мастерски передавала отчаяние и боль героини со всеми нюансами переживаний. У балерины получился образ огромной трагедийной силы. Эта постановка была записана на пленку для телевидения.
После исполнения роли Морозовой Эйфман не возобновлял его на сцене с другими солистками: Тереза был невозможна без одухотворенности и умения передать при внешней сдержанности весь накал эмоций залу.
Прославленный балетмейстер участвовал и в обустройстве личной жизни своей музы. Он и Валентина Николаевна стали мужем и женой. В семье в 1995 появился ребенок, сын Александр.
После его рождения Морозова оставила балет, начав работу преподавателем-репетитором в театре. Сын выбрал творческую профессию. Он закончил факультет свободных искусств и наук в госуниверситете Санкт-Петербурга.
К сорокалетию творческой деятельность балерины в Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского прошла выставка «Жизнь на кончике пуантов». Организована она совместно с театром балета Бориса Эйфмана.
Возвращение танцующего сына: ведущий артист театра Бориса Эйфмана навестил свою almа mater в Новосибирске
Фото Густаво Зырянов / Сиб.фм
Едва приземлившись в Новосибирске, звезда современного балета Олег Габышев навестил педагогов хореографического училища и пригласил на свой спектакль. Сегодня он станцует на сцене НОВАТа.
Сегодня, 14 апреля, Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана начинает небольшие гастроли в Новосибирске. Их откроет постановка «По ту сторону греха». Одну из ведущих партий станцует Заслуженный артист России, выпускник Новосибирского государственного хореографического училища Олег Габышев. После выпуска он год танцевал в родном театре оперы и балета, а уже в 2004-м стал артистом труппы Бориса Эйфмана.
Артисты прилетели рано утром. Перед репетицией они решили навестить своих педагогов. В труппе театра современного балета – 4 выпускника новосибирского хореографического училища. Олег Габышев – самый известный. Артист балета после выпуска в 2003 году в учебное заведение не заглядывал. Театр балета Бориса Эйфмана не был на гастролях в Новосибирске много лет, а Олег Габышев – солист, поэтому всегда на сцене в Санкт-Петербурге или других городах.
«Я просто в восторге! Такой театр, такие интерьеры! Раньше здесь стояла только коробка бетонная, и мы, маленькие ученики, из окна на неё смотрели и мечтали, что когда-то будет здесь театр, возможно, к нашему выпуску», – улыбается Заслуженный артист России Олег Габышев.
Училище во всём великолепии достроили уже после «звёздного» выпуска 2003 года. Тогда вместе с Олегом Габышевым учился и Семён Чудин, теперь – премьер Большого театра. У двух одарённых танцовщиков было хорошее спортивное соревнование между собой. Об этом сейчас учителя говорят с улыбкой, потому что ребята были слишком разными.
Звезда родилась в этих стенах, вспоминают педагоги. Студент Габышев был хорошо воспитанным, целеустремленным, дисциплинированным и одарённым. Учить такого мальчика было приятно, как и сейчас следить за его успехами.
«Всегда радует, когда что-то получается из учеников. К сожалению, таких рождается мало. Мы отмечаем в архивных документах, где кто находится, какие заслуги получает и за что. Олегу повезло, что он нашёл себя и попал в свой театр», – отмечает художественный руководитель НГХУ Александр Шелемов.
Сегодня Олег и его коллеги по театру, тоже выпускники Новосибирского хореографического училища, пообещали завтра вернуться сюда, чтобы провести творческую встречу для будущих артистов балета. А на вечерний спектакль обязательно придут все педагоги, которых бывшие ученики лично пригласили.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
Борис Эйфман: «Я победил свою алчность»
Почему знаменитый хореограф не пытается копировать успешных коллег
«Почувствовали негативное отношение к стране»
— Расскажите о гастролях театра по Европе. Как вас принимали?
— Мы приехали в Лондон как раз в момент присоединения Крыма, и почувствовали негативное отношение к нашей стране. Были разговоры на тему: «Зачем у нас опять эти русские со своим балетом?». А в конце гастролей нам стоя кричали: «Браво!». Искусство растопило политический лед. Я считаю, что сегодня государство должно активнее применять дипломатию искусства. Раньше, во времена эпохи СССР, власть знала, как это делать. И во времена обострения холодной войны посылало на Запад советский балет.
— Вы уезжали из Лондона победителями?
— Мы давали пять спектаклей, и все вечера были аншлаги и восторженный прием зала. Балетное искусство в очередной раз доказало свое умение преодолевать политическую вражду и объединять людские сердца. В июне и июле я работал с зарубежными труппами. В неаполитанском театре Сан-Карло вместе с нашими солистами и итальянскими танцовщиками готовил премьеру «Реквиема». А недавно прилетел из Буэнос-Айреса, где переносил балет «Роден» на сцену театра Колон. И обе премьеры имели невероятный успех. Я искренне рад тому, что зарубежная публика вновь убедилась: в России существует современное и конкурентоспособное искусство танца.
«Выдавил из себя раба»
— Говорят, что настоящее искусство может воспринять и понять любой, даже неподготовленный зритель. Это правда?
— По крайней мере, когда мы ездили в Африку и Азию с «Анной Карениной», там нас поняли. Танец — универсальный язык. Жесты, выражающие любовь, радость, боль, у всех народов одни. После гастролей по Европе я не то что чувствую себя триумфатором, но радость и удовлетворение от победы есть. Если бы последовал провал — я бы страдал, а так как был успех — я спокоен, значит, движемся в правильном направлении.
— Сейчас вы работаете над балетом по роману «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицжеральда. Как вам пришла в голову мысль поставить на балетной сцене столь непростое произведение?
— Вы когда-нибудь испытывали искушение поменять творчество на финансовое благополучие, как герой книги «Ночь нежна»?
— Лет мне немало, я прожил большую и непростую жизнь. И, конечно, не всегда был тем, кем являюсь сейчас. Я каждый день «выдавливал из себя раба» и культивировал в себе все то, что делает нас достойными людьми. Боролся со своими слабостями, искушениями, ленью. И с алчностью тоже, в широком ее понимании. Алчность это желание получить все и сразу. Это «все» вскоре ушло, и я счастлив, что смог себя сконструировать. Я много времени уделяю творчеству, но до сих пор совершенствую себя.
— Каким именно образом?
— Заполняю свою жизнь творческими проектами, а на остальное остается все меньше и меньше времени. И все меньше хочется «остального».
— Почему вы пошли именно этим путем?
— Такова моя судьба: я все время находился как бы на обочине. Если бы сразу попал в Большой или Мариинский театры, возможно, и пошел по другому пути. Но я постоянно боролся за право быть художником и сталкивался с проблемами, о которых хореографы из крупных балетных компаний понятия не имеют. Они не думают, где взять деньги, артистов, репетиционный зал, а я начинал с этих вопросов. Я всегда чувствовал ответственность за возглавляемый мною большой коллектив, поэтому старался делать успешные спектакли. Однако никогда не опускался до уровня «не искусства». Я ставил балеты для себя, но в надежде, что меня поймут.
«Жена меня почти не видит 37 лет»»
— Вы часто погружены в высокие материи. А простые человеческие радости вам свойственны? В чем находите отдохновение?
— Скажу честно, я наслаждаюсь и отдыхаю в своей семье. У меня есть любимые жена и сын. И осознание того, что рядом близкие люди, дает мне большую радость.
— Как удалось вообще обрести семью при такой нагрузке?
— Это невероятное счастье. Бог всегда дает человеку шанс, но мы сами решаем, воспользоваться ли им. Когда я был молодой, много важного в жизни упускал, но в какой-то момент в голове «щелкнуло». Сын родился у меня в 49 лет, а жене Валентине в тот момент было 42, так что поверьте — это осознанное решение. Мне повезло, что моя жена — моя прима-балерина, которая всегда была со мной. И только она могла меня понять и принять таким, какой я есть. Я ухожу из дома ранним утром, а прихожу в полночь. И так 37 лет подряд! Не каждая женщина выдержит такую жизнь. Только человек, который сам знает, что такое каторжный балетный труд, может быть рядом. Так что моя семья — мир взаимопонимания.
— Ваш сын уже двинулся в сторону танцевального искусства?
— Нет, не двинулся. Он вообще очень не любит, когда я про него рассказываю. И старается не афишировать того, что его отец – Борис Эйфман. Хочет всего добиться сам.
«Наши спектакли отражаются на благосостоянии артистов»
— Вы можете назвать свою труппу второй семьей? Насколько вам близки эти люди?
— Приближается сорокалетие вашего театра, как мечтаете его отметить?
— У меня все слишком подчинено работе, не могу заранее думать о юбилеях. Надеюсь, что сорокалетие театра встретим в стенах Дворца танца.
— А что сейчас происходит с этим проектом?
— Все сложно, я занимаюсь этим уже 15 лет, и чего только не претерпел. Каких только не видел «химиков», доходило до невероятной коррупции. Сейчас ситуация кардинально поменялась, обрела конструктивные черты. Уже утвержден проект, Дворцу танца отвели большую территорию: от проспекта Добролюбова до набережной Невы. Сейчас это объект федерального значения. Там будет не только Дворец, но и прекрасный парк, своя театральная площадь. Кто-то сказал, что в России нужно жить очень долго, чтоб реализовать свои мечты. Если Бог даст – будет и на нашей улице праздник.
Борис Эйфман
Биография
Борис Эйфман — знаменитый советский и российский хореограф, народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета. Сейчас мастер продолжает восхищать и удивлять зрителей новыми проектами.
Детство и юность
Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, эмигрировал в Калифорнию.
Борис Эйфман. Репетиция. (90-е) Boris Eifman. Rehearsal. (1990s.) Eifman Ballet
Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдовы, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.
Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдове, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.
Балет
Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.
После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.
Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана — создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.
Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением, тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, мастер первым предложил публике «беспуантовый балет», танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки. С 1990-х годов детище балетмейстера стало носить иное название — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
В 2005 году в репертуаре театра появилась постановка «Анна Каренина», в основу которой лег одноименный роман Льва Толстого. В качестве музыкального оформления использовались сочинения П. И. Чайковского. Эйфман убрал второстепенные сюжетные линии произведения русской классики, сосредоточив внимание зрителей на любовном треугольнике Анна — Вронский — Каренин. По идее режиссера страсть стала камнем преткновения для главной героини, породила драму.
Через 4 года на сцене театр представил проект «Евгений Онегин», очередную отсылку к русской литературе. Хореографическая версия пушкинского романа в стихах в концепции Бориса Яковлевича соединила прошлое и настоящее. Герои книги превращаются в знаковых персонажей нашего времени, а музыка Чайковского органично соседствует с рок-композициями Александра Ситковецкого.
Борис Эйфман – биография, фото, личная жизнь, новости, танцы 2018
Борис Эйфман: биография
Борис Эйфман — знаменитый советский и российский хореограф, Народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета.
Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, иммигрировал в Калифорнию.
Хореограф Борис Эйфман
Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдавии, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.
Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.
Балет
Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.
Борис Эйфман в молодости
После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени Вагановой.
Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.
Борис Эйфман, Арам Ильич Хачатурян и Александр Дмитриев
Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.
Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, Эйфман первым предложил публике «беспуантовый балет», танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.
Борис Эйфман на репетиции
Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года детище Эйфмана носит иное название — Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
Под новым названием артист также продолжал экспериментировать с постановками. Например, в 1998 году Борис Эйфман поставил «Мой Иерусалим», в котором наряду с этно-композициями и религиозной музыкой использует партии на техно-музыку, написанную знаменитыми в этой области коллективами Future Sound of London, Wahnfried и Reload.
Борис Эйфман
В 2015 году у театра появился официальный сайт, где размещена информация о труппе и репертуаре, фотографии и новости театра, а также контактная информация.
Личная жизнь
Когда Борис Эйфман был молод, артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с красавицей-актрисой Анастасией Вертинской.
Борис Эйфман и Валентина Морозова
Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова. Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.
Борис Эйфман сейчас
22 июля 2016 года Россия отметила юбилей, посвященный 70-летию знаменитого советского и российского хореографа, Народного артиста Бориса Эйфмана. Через пять дней после собственного юбилея Борис Эйфман получил государственную награду Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
Хореограф Борис Эйфман
Следующий год также оказался для артиста праздничным. В 2017 году 40-летний юбилей отмечало детище артиста — Театр балета Бориса Эйфмана. В течение всего года в театре проводились мероприятия, посвященные этому событию.
Труппа подготовила праздничную программу и гастролировала с этим специальным концертом. Две недели артисты театра Эйфмана выступали на исторической сцене Большого театра, давали концерты в городах России, но этим праздничные гастроли не ограничились. Труппа также дала концерты в Северной Америке и Китае.
Борис Эйфман
Запланированных концертов и мероприятий оказалось так много, что организаторы продолжили радовать зрителей специальной программой и в 2018 году. Финальный спектакль-концерт юбилейной программы «Вчера, сегодня, завтра» Борис Эйфман назначил на 13 февраля 2018 года. Как завершение цикла гастролей местом действия выбран родной Санкт-Петербург, а сцену предоставляет Александринский театр.
Темой этого выступления стала связь времен, поэтому роли в концерте достались актерам труппы разных лет — и нынешним звездам театра, и даже ученикам Академии танца, где преподает Эйфман.