Чем занимается таможенный союз
ТАМО́ЖЕННЫЙ СОЮ́З
Том 31. Москва, 2016, стр. 633
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАМО́ЖЕННЫЙ СОЮ́З, форма междунар. экономич. интеграции и/или этап в процессе такой интеграции; объединение стран, предполагающее создание единой таможенной территории и установление единой системы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в отношении третьих стран. Под Т. с. понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таким образом, что: 1) пошлины и др. ограничит. меры регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между участниками союза; 2) согласованные пошлины и др. меры регулирования торговли применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не включёнными в союз. Т. с. обеспечивает на интегрированном пространстве полную свободу движения как товаров, произведённых в странах – членах объединения, так и товаров из третьих стран, прошедших таможенную очистку. Участники Т. с. проводят единую внешнеторговую политику. Для её реализации в большинстве случаев создаётся спец. регулятивный наднациональный орган, которому делегируются полномочия тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в отношении третьих стран. Т. с. создаётся и функционирует на основании межгосударственного соглашения.
Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Армении и Российской Федерации.
Участниками Таможенного союза в настоящее время (2020 год) являются члены ЕАЭС:
С какой целью был создан Таможенный союз? С целью увеличение рынков сбыта товаров и услуг, производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:
Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и декларирования товаров при их перемещении внутри ТС;
Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.
Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции, указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2020 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.
Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
Казахстан получает – 7,11%;
МИНУСЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Объединение таможенных территорий показало, что российские таможенники требуют больший объем документов при таможенном декларировании товаров;
Различия в налоговых и валютных режимах: так как в России ставка НДС составляет 20%, а в Казахстане 12%, то участники ВЭД считают, что российский товар по цене становится менее конкурентным, поэтому необходимо унифицировать налоговые условия;
Казахстану тяжело отстаивать свои экономические интересы, из-за доминирования России в ТС;
Увеличивается количество «серого» импорта, в том числе через страны таможенного союза, больше всего через Беларусь.
Что такое таможенный союз?
Так называемые таможенные союзы известны в истории человечества с незапамятных времен. Как только появились границы и необходимость перемещения через них товаров, люди задумались о том, как сделать этот процесс проще и выгоднее для всех сторон торговых сделок. Так что нет ничего удивительного в том, что на постсоветском пространстве после развала СССР также возникла такая потребность.
История создания
Уже в середине 90-х годов прошлого века встал вопрос о создании такого союза между бывшими советскими республиками, которые получили независимость. Их экономики были существенным образом интегрированы в общую экономическую схему, а потому после краха СССР столкнулись с большими проблемами.
В итоге в начале 1995 года соответствующее соглашение впервые заключили Российская Федерация и Республика Беларусь, а через несколько дней Соглашение о создании Таможенного союза подписал и Казахстан. К этому времени стало понятно, что восстановить единое экономическое пространство на новых условиях на территории бывшего СССР не удается, а потому решили ограничиться хотя бы общими правилами беспошлинной торговли.
На протяжении длительного времени предпринимались попытки применить на практике правила торговли, прописанные в данном соглашении. К нему также присоединились Таджикистан и Кыргызстан, и уровень торговли поначалу показывал положительную динамику. Однако затем все процессы забуксовали по простой причине – исполнительская дисциплина принятых в рамках ТС решений была крайне низкой.
Через пять лет была предпринята попытка создать из стран-участниц ТС Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), котором РФ уже отводилась лидирующая роль. Из 100 возможных голосов она получила 40. Тем самым авторы концепции попытались избежать прежних ошибок. Но это все равно не помогло, и принятые решения по-прежнему исполнялись довольно вяло. В частности, некоторые участники ЕврАзЭС продолжали устанавливать свои собственные таможенные тарифы.
В попытке сформировать новое объединение – Единое экономическое пространство прежние участники ТС (Россия, Беларусь и Казахстан) пригласили в него Украину, однако и этот союз не заладился.
И только 6 октября 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан в Душанбе подписали документы о формировании новой версии ТС и перешли к созданию единой таможенной территории. Это соглашение заработало достаточно эффективно, были разработаны и подписаны многие документы (например, Таможенный кодекс ТС и единый регламент о безопасности продукции). Все они продолжают работать и сейчас, когда ТС начал действовать в рамках созданного в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
С 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан объединились для того, чтобы при осуществлении взаимных торговых операций действовали правила единой таможенной территории, отсутствовали таможенные пошлины и не вводились никакие ограничительные экономические меры.
Все основные цели и задачи были четко сформулированы в подписанных всеми участниками документах ТС:
Все эти меры была направлена на то, чтобы обеспечить свободное движение товаров между странами-участниками ТС и наиболее благоприятные условия торговли с третьими странами. Ведь в договоре о создании ТС прописана в том числе и необходимость единого торгового режима в отношениях с третьими странами с применением единого таможенного тарифа.
Практика применения таможенных соглашений
Предпринятые в 2007 году действия по подписанию нового договора о ТС оказались более успешными. Определенные противоречия между участниками соглашения все же остались, и полной экономической интеграции не произошло, однако применение таможенных соглашений на этот раз оказалось выгодным для их участников.
Внутри Таможенного союза бюрократические процедуры перемещения товаров через границы существенно упростилась, а за счет конкуренции улучшилось их качество. За счет упрощения и регулирования таможенных процедур всем странам удалось значительно нарастить товарооборот. Более того, они нарастили и объемы внешней торговли (например, Беларусь – почти на четверть).
Таможенный союз и ВТО
Если любые таможенные союзы создают определенные преференции для их участников и льготные условия для перемещения товаров между ними, то Всемирная торговая организация (ВТО), напротив, сориентирована на то, чтобы у всех были равные условия, без всяких преференций. Это неизбежно должно было привести к определенным проблемам и нестыковкам документов ТС и ВТО. К тому же соглашение с ВТО охватывает более широкий круг вопросов, чем таможенное регулирование.
Чтобы подготовиться к возможным проблемам и предусмотреть пути их решения, еще накануне вступления России в ВТО руководители государств-участников ТС в мае 2011 года подписали специальный договор, в котором и были прописаны предполагаемые шаги по решению потенциальных проблем. В частности, устанавливалась обязанность привести ставки Единого таможенного тарифа (ЕТТ) в рамках ТС в соответствии с требованиями ВТО. Необходимость подписания такого дополнительного соглашения в рамках ТС вызвана тем, что члены союза вступают в ВТО не одновременно.
Впрочем, ничего экстраординарного в одновременном действии правил ТС и ВТО нет, в мировой практике немало таких ситуаций. Скажем, США, Канада и Мексика в свое время вместе с правилами ВТО руководствовались в своих действиях еще и региональным соглашением НАФТА.
Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин
Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.
Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.
Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.
Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.
Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
Краткие выводы
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
Таможенный союз и кто в него входит — плюсы и минусы организации
Таможенный союз создаётся с целью создать единую территорию. В пределах этой зоны будут введены различные экономические ограничения и налоговые сборы, опираясь на специфику стран участников. Исключением в данном случае могут быть только антидемпинговые меры, а также защитные и компенсационные. Согласно правилам, здесь вводится единый таможенный тариф и предпринимаются другие меры с целью регулирования пересечения товара через границы, а также определяется стратегия сотрудничества с третьими странами.
1. Что такое таможенный союз простыми словами
Вопрос о формировании таможенного союза (ТС) был поднят ещё в начале 90-х годов. На тот момент, главными его участниками могли стать бывшие советские республики, которые уже являлись независимыми. Поскольку экономики данных стран были сформированы, опираясь на общеэкономические схемы, после распада СССР практически каждая из них столкнулась с большими проблемами в торговле.
Первыми соглашение подписали Республика Беларусь и Россия. Через несколько дней к ним присоединился Казахстан. На тот момент лидеры государств понимали, что у них не получится создать в такие же условия, которые действовали на территории СССР, поэтому вход в таможенный союз был единственной возможностью ввести общие правила, необходимые для беспошлинной торговли.
Через несколько лет, по инициативе РФ была сделана попытка создания Евразийского экономического сообщества. Россия в этом объединении являлась бы лидером. Но, для принятия положительного решения необходимо было получить 100 голосов. В итоге положительно на предложение отреагировали 40 потенциальных участников.
В 2007 году, Казахстан, Российская Федерация и Беларусь заключили договор о формировании усовершенствованной версии таможенного союза, что помогло создать единую таможенную территорию. Именно данное соглашение является самым эффективным, так как на его базе были разработаны и заключены многие другие, не менее важные для торговли соглашения.
2. Цели создания таможенного союза
Главной целью таможенного союза является подготовка максимально благоприятных условий для торговли между странами-участницами. С помощью союза, можно уменьшить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в результате положительно отразится на экономическом сотрудничестве между государствами.
Стоит учесть, что страны, которые являются членами таможенного союза не имеют возможности заключать между собой индивидуальные торговые контракты. Члены ТС зачастую принимают решение о реструктуризации внутренний экономической политики и экономики с целью максимизации личной выгоды на фоне членства в союзе.
Самым крупным таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский союз за счёт экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в таможенном союзе не даёт возможности свободного перемещения людей и товаров через границы, благодаря ему развивается торговля, что является двигателем развития экономической интеграции.
Говоря о странах бывшего СССР, Казахстан, РФ и Беларусь объединились с целью восстановления взаимовыгодных торговых операций. Вместе с этим вводились единые правила, действующие в рамках таможенной территории.
Таможенные пошлины были отменены, также не применялись никакие ограничительные меры экономического характера. Каждая задача и цель таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и прописана в документах, главные из них это:
Каждая из этих мер принималась с целью обеспечения свободного движения товаров через границу. Кроме этого, страны-участницы не забывали о создании выгодных условий для сотрудничества с третьими сторонами.
3. Плюсы и минусы таможенного союза
3.1. Положительные стороны
Среди всех преимуществ таможенного союза, можно выделить три основных:
3.2. Минусы таможенного союза
Прежде чем вступить в таможенный союз, руководство государства должно знать о следующих недостатках такой формы сотрудничества с другими странами:
4. Перспективы членства в ТС
В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:
5. ТС и Всемирная торговая организация
Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.
Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.
Чтобы быть готовым к подобным проблемам были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Ещё до момента вступления Российской Федерации в ВТО, руководство стран участниц таможенного союза приняло решение о подписании специально подготовленного договора, который определял порядок действий на случай возникновения потенциальных проблем.
Особое внимание уделялось обязанностям по введению ставки единого таможенного тарифа внутри таможенного союза, что также должно было соответствовать требованиям ВТО. Данное дополнительное соглашение пришлось подписывать, так как участники союза не могут вступить во Всемирную торговую организацию одновременно.
Опираясь на мировую практику, каких-либо экстраординарных ситуаций на фоне вступления страны в ВТО, уже находясь в составе какого-либо таможенного союза, не возникает. Действительно сложные проблемы возникали крайне редко. В большинстве случаев, они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и участников Всемирной торговой организации.
6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.
Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:
Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.
Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.
Поскольку внутри таможенного союза должны действовать более простые правила транспортировки товара через границу, такое поведение не совсем соответствовало правилам и принципам ТС. Ещё через несколько лет, между странами разгорелся конфликт, который привёл к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.
Также стоит отметить, что противоречия между странами Таможенного союза могут возникать на фоне нестабильной геополитической обстановки. Речь идет о следующем:
Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в таможенном союзе. К одним из вариантов урегулирования ситуации является подготовка дополнительных соглашений для урегулирования отдельных сложных ситуаций.
Создание таможенного союза, это не всегда лучшее решение для всех потенциальных его участников. Поэтому, прежде чем подписывать соответствующие соглашения, руководству государства необходимо внимательно изучить положительные и негативные стороны будущего сотрудничества. Иногда, перед вступлением в ТС необходимо принять ряд подготовительных мер. Также стоит провести анализ ведущих сфер, которые приносят государству наибольшую прибыль и максимально точно спрогнозировать их дальнейшую судьбу в случае входа в таможенный союз.
Смотрите также видео «Евразийский экономический союз (ЕАЭС)»: