Чем занимается текстильная промышленность
Лёгкая промышленность России
Производством предметов массового потребления, в основном таких, как одежда и обувь, а также продукции технического и специального назначения для ряда отраслей народного хозяйства традиционно занимается лёгкая промышленность. Её технологические возможности позволяют выполнять первичную переработку сырья и выпускать готовую к употреблению продукцию.
Состояние отраслей лёгкой промышленности
Сегодня лёгкая промышленность России, насчитывающая в своём составе 22 тыс. предприятий и 292 тыс. работников переживает не самые лучшие времена. Причина столь удручающего явления лежит в жёсткой конкуренции мировых производителей, низкой покупательной способности россиян, разрыве ранее существующих экономических связей со среднеазиатскими странами и регионами.
За период с 2009 по 2019 год общий объём отраслевого производства вырос с 191 млрд. руб. до 520 млрд. рублей. Но за последние три года (2017-2019) он стабилизировался на уровне 8 млрд. долл. И это при том, что ёмкость внутреннего рынка страны оценивается в цифру порядка 3 трлн. руб. Понятно, что столь удобную нишу продаж заняли зарубежные производители.
Так, в течение 2018 года производство одежды и обуви на территории России в денежном выражении составило 430,9 млрд. руб., в то время как импортная составляющая доходила до 962 млрд. Мало того, по оценкам специалистов, объём контрафактной продукции на отечественном рынке оценивается в 700 млрд. руб. ежегодно.
По данным Минпромторга РФ среднемесячная заработная плата работников текстильной отрасли в 2019 году равнялась 25705 руб.; швейного сектора – 20 262 руб. Что существенно выше аналогичных показателей в странах Азии. Но при этом само количество работников значительно меньше. Для сравнения:
За последние 25 лет вклад индустрии предметов массового потребления в бюджет государства снизился в 10 раз. Некоторые направления практически прекратили своё существование, а оставшиеся испытывают крайнюю степень физического износа оборудования, не имеющего перспектив замены у отечественных производителей. Да и планируемая государственная поддержка стремится всего лишь сохранить существующие объёмы производства.
Факторы размещения предприятий
Предприятия легкой промышленности испытывают большую потребность в сырье. Это в первую очередь сказывается на отраслях занимающихся первичной переработкой, имеющих низкий уровень выхода необходимых для работы материалов (при производстве шерсти и льна образуется значительное количество отходов); а также для направлений высокого уровня потребления исходных материалов (снова льняная промышленность). Первичным сырьём для кожевенного производства, являются отходы мясной промышленности, что обуславливает его привязку к мясоперерабатывающей отрасли.
Не менее важными факторами расположения предприятий лёгкой промышленности являются: близость конечного потребителя и наличие трудовых ресурсов достаточного квалификационного уровня. Перевозка готовых трикотажных изделий и обуви дело дорогостоящее. А повсеместное использование женского труда требует совмещений производств, использующих тяжёлую физическую работу (преимущественно мужскую) и предприятий лёгкой промышленности.
Особенности сырьевой базы
Сырьевая база России, имея огромный сельскохозяйственный и нефтегазовый потенциал, вполне могла бы обеспечить отрасль всеми необходимыми ресурсами. Но на данный момент такого не наблюдается.
Дело в том, что хлопчатник на территории нашей страны не выращивается, поэтому его приходится импортировать из стран Средней Азии:
и дальнего зарубежья:
Аналогично, производство кручёных изделий, типа веревки, каната, шпагата, в основном базируется на поставках джута и сизаля из Индии и Бангладеш, так отечественные площади выращивания конопли незначительны (Приволжский и Южный федеральный округ).
Кожевенное сырьё, вместо того чтобы использоваться на внутреннем рынке, значительной частью уходит на экспорт. Поэтому производители вынуждены закупать уже готовые полуфабрикаты, что совместно с всё возрастающими ценами на корма для животных и необходимые для их выращивания удобрения, приводит к росту себестоимости готовой продукции.
Тяжёлая ситуация и с поголовьем овец и коз, которого явно не достаточно для удовлетворения потребностей кожевенной промышленности. Мало того, за последнее время существенно сократилось количество племенного скота, дающего высококачественную шерсть. Вдобавок её выделка находится на низком технологическом уровне.
Единственным поставщиком отечественного растительного сырья для лёгкой промышленности является льноводство, испытывающее трудности вследствие сокращения посевов и уменьшения урожайности.
Более благоприятная ситуация с искусственными материалами, поставляемыми химической промышленностью, использующую продукцию газовой, каменноугольной и нефтяной промышленности.
Отраслевой состав
Текстильная
Отрасль, являющаяся старейшей специализацией России, большинство предприятий которой традиционно расположено в Центральном регионе, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Северном Кавказе, включает в себя:
Основным видом продукции, изготовляемой текстильной индустрией являются ткани, использующиеся для нужд населения. Также в её ассортименте присутствует сырьё, поставляемое в обувную, швейную, пищевую и машиностроительные сферы.
Доля этой отрасли в общем объёме производства лёгкой промышленности достигает 70%. Фактически её производственные мощности можно разделить на две группы:
Важнейшим фактором размещения текстильных предприятий является не сырьевая база и близость потребительского рынка, а наличие достаточного количества профессиональных трудовых ресурсов.
Швейная
Отрасль лёгкой промышленности занятая непосредственным производством готовых к употреблению изделий бытового и технического потребления, изготавливаемых из кожи, мехов, полотен тканей с применением отделочных материалов и фурнитуры.
Швейное направление текстильной промышленности всегда было ориентировано на отечественного покупателя, поэтому его предприятия имеются в любом регионе России. Кроме того, гораздо дешевле перевозить ткани, чем готовые изделия, подчас ориентированные на конкретного регионального потребителя.
Стандартный технологический процесс изготовления швейной продукции подразделяется на три этапа:
Несмотря на целый ряд объективных трудностей экономического плана, российским производителям удалось найти взаимовыгодную форму сотрудничества с иностранными партнёрами. Зарубежные компании предоставляют свои дизайнерские разработки, обещающие успешное освоение рынка, а также ткани импортного производства. Отечественные фабрики обладают хорошей технологической оснащённостью, значительным кадровым потенциалом и устойчивыми связями с российскими и западными потребителями.
Кожевенная
Старейшая традиционная отрасль, занимающаяся выделкой кожи животных и морских млекопитающих и дальнейшим её использованием для изготовления:
Кожевенное производство, имеющее в своей технологической основе три стадии обработки первичного материала:
отличается рядом специфических особенностей, рассчитанных на массового потребителя, широкий ассортимент выпускаемой продукции, сезонность пикового спроса. Это заставляет её проявлять высокую мобильность, заниматься концентрацией и специализацией выпускаемой номенклатуры, расширять рынки сбыта и оперативно реагировать на модные тенденции.
Имеющаяся в стране животноводческая база вполне могла бы обеспечить отрасль достаточным количеством кожи. Однако значительная часть её уходит на экспорт, а заводам-изготовителям приходится приобретать импортные полуфабрикаты, существенно повышающие цену готового изделия. Тем не менее, кожевенная промышленность производит 1,7 пар любого вида обуви на душу населения, пользующуюся значительным спросом.
Обувная
Среднестатистическая потребность обуви в год на одного человека составляет 3 пары. Современное изготовление столь необходимого элемента повседневного употребления в значительной степени процесс автоматизированный. Хотя доля ручного труда пока остаётся существенной.
Российские обувные производители, общее количество которых подошло к отметке в 300 организаций, в 2018 году выпустили 120,3 млн. пар обуви. Это составляет 29,9% потребления. Остальная часть – импорт. Не стоит забывать и неучтённую контрафактную продукцию, против которой направлено Правительственное Постановление № 860 от 05.07. 2019 года, требующее полной идентификации всей обувной продукции.
В распоряжении современного члена цивилизованного общества находится 6 видов обувных изделий, предназначенных: для ношения в разные времена года, деловых и торжественных встреч, домашнего употребления и специального назначения: занятий спортом, туризм. Однако отечественные заводы и фабрики покрывают пока что только 10% внутренней потребности, оставляя столь значительную долю рынка всемирно известным брендам.
Меховая
Климат и география нашей страны таковы, что повседневная носка меховых изделий в холодный период года является жизненной необходимостью. Кроме того, Россия традиционно очень богата пушным зверем, давно ставшим объектом общенародного промысла.
На территории Российской Федерации работают свыше 250 отраслевых торгово-промышленных компаний. Однако их технологическая загрузка находится на уровне 30-40%, да и производят они в основном дешёвую продукцию невысокого качества, более всего рассчитанную на массового неприхотливого потребителя, не располагающего значительными финансовыми средствами на приобретение более дорогостоящих изделий. Это позволяет импортным производителям насыщать своими товарами до 60-70% рынка.
Галантерейная
Отрасль, отличающаяся очень широким ассортиментом изделий, как правило, небольших размеров. Множество заводов, фабрик выпускают на рынок предметы для ухода за телом, украшения для жилья или художественного оформления дизайна помещений.
В процессе производства галантерейных изделий используются:
Изготавливаемые в процессе механической обработки или швейных технологий мелкооптовые товары, пользуются большим спросом населения. О чём свидетельствует постоянный рост производства продукции. Кроме того, сама отрасль обладает рядом существенных преимуществ, она не требует больших капитальных затрат, достаточно мобильна и её продукция вполне доступна для населения.
Проблемы лёгкой промышленности
Лёгкая промышленность играет весьма важную роль в экономике России, её все объемлемая сфера распространения даёт возможность взять на себя миссию локомотива экономики страны. Однако на этом пути стоят серьёзные проблемы:
Тенденции развития
Существующие на данный момент условия диктуют свой особый путь развития лёгкой промышленности, ориентированный на сложившиеся национальные традиции, существующую сырьевую базу и экономические возможности российских потребителей.
Для этого необходимо, прежде всего:
Многое на этом пути уже делается: появились первые посевы хлопчатника, развиваются профильные сельскохозяйственные направления, создаются совместные предприятия, повышается качество выпускаемой продукции. Но этого пока недостаточно. Требуется наращивать положительные тенденции, преодолевая существующие проблемы, с целью глубокого овладения отечественным рынком, а также выхода в лидеры мирового производства и экспорта товаров лёгкой промышленности.
Производство текстиля. Текстильная промышленность в России
производство текстиля
Текстильная промышленность в России
Текстильным производством называется отрасль легкой промышленности, которая занята изготовлением тканей. Несмотря на то, что эта отрасль имеет самую долгую историю, общая схема производства за несколько тысяч лет не претерпела существенных изменений. На неизменно высоком уровне остается и спрос на текстильную продукцию.
По объему продаж текстильный рынок в нашей стране занимает второе место после продовольственного. Правда, доля отечественных товаров, представленных на нем, составляет лишь одну пятую от общего объема. 42 % принадлежит легально импортируемому текстилю, а свыше трети от него – это незаконно ввезенная и контрафактная продукция. Такая ситуация неблагоприятно сказывается и на экономике страны, и на прибылях отечественных производителей. Другая проблема, с которой сталкиваются последние, связана с неполными загрузками и частыми остановками производства на срок от четырех и более месяцев. В первую очередь это касается компаний, которые производят хлопковые ткани, и объясняется удорожанием сырья и недостаточными его поставками из-за рубежа. Кроме того, среди основных проблем отрасли можно также назвать низкий технический уровень производства (большинство предприятий использует давно устаревшую технику), недостаток инвестиций для его обновления и большую зависимость отечественных производителей от мирового рынка сырья. Одна из главных тенденций этого рынка – увеличение спроса на качественную и при этом доступную по цене продукцию с оригинальным и, главное, актуальным дизайном.
На протяжении последних нескольких лет текстильная отрасль развивалась наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими секторами экономики. Объемы производства здесь увеличивались до годов в среднем на 25-30 % каждый год. Однако во время кризиса она, как и многие другие экономические отрасли, сильно пострадала: многие отечественные текстильные предприятия закрылись, объемы производства и продаж резко сократились. Инвесторы до сих пор недооценивают этот сектор. Как и несколько лет назад, стоимость текстильного производства на рынке готового бизнеса оказывается на 15-20 % ниже, чем стоимость продовольственной компании с сопоставимой прибылью и примерно такими же активами. С другой стороны, этот факт свидетельствует о том, что у текстильной промышленности большой потенциал для развития. При правильном подходе этот бизнес отличается высокой доходностью вложений и представляет наибольший интерес для стратегических инвесторов. Как утверждают специалисты, покупка небольшого текстильного производства (с инвестициями до 1,5-2 млн. рублей) окупается уже через 1,5-2 года. С крупными предприятиями ситуация обстоит иначе. Они приносят меньше прибыли, и инвесторы могут рассчитывать на возраст инвестиций не ранее чем через 4-5 лет. Это объясняется тем, что на большинстве российских текстильных производств используется давно устаревшее оборудование, и модернизация его требует дополнительных вложений.
Всех участников отечественного рынка текстильной продукции можно отнести к одной из четырех основных групп. К первой относятся самые крупные предприятия, которые производят большие партии однотипной продукции. Такой текстиль отличается доступными ценами, но при этом качество продукции может хромать, а выбор дизайнов не очень разнообразен. Многие такие предприятия имеют большой долг перед государством. Они располагаются в областях и получают статус «социальной значимости», особенно если на них занята большая часть жителей ближайших населенных пунктов – маленьких городов, поселков и районных центров. Большая часть предприятий такого типа уже была распродана. Причем покупателей больше интересует недвижимость, которая находится в собственности этих компаний, так как их производственная база и маркетинговая составляющая давно должна быть пересмотрена и полностью обновлена. Предпринимателям, которые заинтересованы в развитии текстильного производства, иногда оказывается выгоднее создавать фабрику с нуля, нежели приобретать уже существующее неликвидное предприятие.
Другую, самую большую, группу участников текстильного рынка представляют иностранные производители. Продукция, которая импортируется из азиатских стран, в большинстве своем отличается низким и средним качеством и столь же невысокими ценами. Однако, в отличие от текстиля такой же ценовой категории отечественного производства, импортная дешевая ткань выпускается в большом ассортименте и с более современным дизайном, который является частично оригинальным, а частично копируется производителями из чужих коллекций. Доступные цены и привлекательные расцветки при сопоставимом качестве позволяют китайским фабрикам успешно конкурировать с российскими. Производители из Америки и Европы поставляют в нашу страну качественные и красивые ткани. Но их стоимость оказывается слишком высокой для отечественных производителей одежды и прочих товаров из текстиля, поэтому доля западных брендов на российском текстильном рынке невелика.
В третью группу входят оптово-торговые компании, которые размещают заказы на производство своей продукции у зарубежных производителей (в основном, в Китае), а затем продают текстиль на территории нашей страны под собственными торговыми марками. Их продукция отличается неплохим качеством и доступными ценами. В дальнейшем, по мере своего развития, большинство таких компаний предпочитают создавать собственные производства в России. Они, как правило, не могут похвастаться дорогостоящими активами, но приносят хорошую и стабильную прибыль. Поэтому такие предприятия представляются наиболее привлекательными для инвесторов. Как показывает опыт, наличие собственной дизайнерской студии у подобной фирмы позволяет увеличить прибыль на 30 %.
К последней, четвертой, группе относятся мелкие производственные компании. В большинстве случаев это небольшие цеха, которые размещаются в арендованном помещении площадью до 300 кв. метров. Они плохо оборудованы, и основная часть работ на таких производствах осуществляется вручную. Мелкие фирмы, как правило, располагаются в областях, где стоимость рабочей силы намного ниже, нежели в крупных городах. Они активно пользуются услугами транспортных компаний, поэтому их рынок сбыта практически не ограничен. Доходность вложений в такое приобретение составляет по подсчетам специалистов около 80 % годовых.
Пока на российском рынке преобладает импортная продукция, но властями уже была разработана и принята так называемая «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года». Согласно этому документу, планируется к указанному сроку увеличить долю российских товаров на текстильном рынке страны до 50 %. Причем 46 % от их общего объема должна составить «инновационная продукция». Кроме того, государство оказывает отечественным производителям базовую поддержку, в основном, в виде субсидированных ставок по кредитам на сезонную закупку сырья и материалов, а также на техническое переоснащение.
Текстильной продукцией называются ткани и готовые изделия из различных натуральных и синтетических волокон. Все ткани подразделяются на две основные группы: натуральные и химические. Натуральные ткани в свою очередь делятся на отдельные группы по своему происхождению – животного (шерсть, шелк и т. д.) или растительного (лен, хлопок, джут, дрок и пр.). Химические ткани делятся на текстиль минерального, искусственного и синтетического происхождения. Синтетические волокна используются в чистом виде и в виде добавок.
Среди наиболее распространенных натуральных тканей можно назвать хлопчатобумажные, которые производятся из чистого хлопка или из хлопка в смеси с другими волокнами. Хлопок производится из мягких волосков на семенах растения хлопчатника и состоит из натурального полимера – целлюлозы. Каждое волокно представляет собой примерно тридцать слоев целлюлозы. Хлопчатобумажные ткани могут различаться по внешнему виду, в зависимости от плотности: к самым тонким относится батист, к средним по плотности – бязь, сатин, ситец, фланель, сукно, а к самым плотным – джинсовая ткань.
Льняное волокно вырабатывается из одноименного однолетнего растения из семейства льновых. Так как волокна льна обладают низкой эластичностью и, в связи с этим, плохо сплетаются между собой, производство такой ткани обходится дороже хлопчатобумажной. Ткани изо льна достаточно жесткие наощупь, кроме того, на их поверхности видны характерные утолщения волокон.
Натуральный шелк производится из коконов тутового шелкопряда. Шелковое волокно состоит из двух шелковинок, которые скрепляются между собой при помощи особого вещества – серицина. Длина такой нити составляет от 400 до 1200 метров. Коконы обрабатывают паром, который размягчает серицин, высушиваются, после чего шелковинки аккуратно разматываются и скручиваются в нити. Благодаря своей прочности и эластичности шелк является основой для производства многих текстильных материалов (к примеру, атлас, газ, бархат).
Шерсть – это волокно натурального (животного) происхождения, которое применяется для прядения и ткачества как в чистом виде, так и в смеси с другими видами волокон. В большинстве случаев производители используют овечью шерсть. Реже ткань производится из шерсти других животных (кашмирской козы, ламы-альпаки, векуньи, верблюда и пр.). Каждый волосок шерсти высокого качества имеет три слоя. Верхний слой состоит из множества чешуек, которые перекрывают друг друга. Второй слой состоит из ороговевших клеток веретенообразной формы, а третий, внутренний, слой имеет пористую структуру. Ткань, которая производится с использованием шерстяных волокон, хорошо сохраняет тепло, не мнется, отлично впитывает влагу и запах.
Искусственные волокна, к которым относятся вискозные и ацетатные, получают путем химической переработки натуральных волокон. Вискозные ткани по химическому составу близки к хлопковым тканям. При этом они имеют ряд преимуществ – привлекательный внешний вид, хорошие гигиенические свойства, шелковистость. Ацетатные ткани легкие, гладкие и имеют более блестящую поверхность, нежели шелковые ткани. Однако они не отличаются прочностью (особенно во влажном состоянии) и не очень гигиеничны.
Синтетические ткани производятся путем синтеза различных материалов (уголь, нефть и пр.). Полиамидные ткани (капрон, нейлон) имеют гладкую поверхность, обладают высокой прочностью и устойчивостью к износу, но они не впитывают влагу, зато легко впитывают жир и поэтому негигиеничны. Полиэстеровые ткани (в чистом виде или в смеси с натуральными волокнами) относятся к числу самых распространенных видов текстиля, который используется для производства одежды.
Технология производства текстиля
Производство текстиля состоит из нескольких основных этапов. Самый первый из них называется приготовительным производством и заключается в обработке волокон до получения пряжи. В приготовительное производство волокно доставляется в прессованных кипах. Прежде чем волокна превратятся в пряжу, они должны пройти дополнительную обработку. Сначала кипу разрыхляют, волокна проходят процедуру трепания и расчесываются при помощи гребней. При помощи ровничных машин получают ровницу. При использовании оборудования для пневмомеханического прядения можно вырабатывать пряжу сразу из лент, без «ровничного» этапа обработки. Второй этап представляет собой прядение сурового волокна, в результате которого получают пряжу (текстильную нить) из разрозненной массы хлопковых волокон. Эта пряжа должна соответствовать стандартам качества и иметь определенные физико-механические свойства. Существует несколько способов прядения пряжи, в зависимости от ее предназначения: кардная, аппаратная, меланжевая, гребенная.
На третьем этапе производства, который называется тканьем, создается сама ткань, из которой впоследствии шьются различные изделия. Текстиль производится при помощи ткацких станков путем взаимного переплетения продольных (основных) и поперечных (уточных) нитей. Готовая ткань проходит процедуру отделки, в результате чего она приобретает определенные свойства: прочность, блеск, мягкость, гладкость, огнестойкость, теплопроводность, непромокаемость и пр. Кроме того, на этом этапе полученное полотно окрашивается в нужный цвет.
Помимо ткацкого станка, на различных этапах производства ткани требуется специальное оборудование. Уточная пряжа перематывается на уточно-мотальных автоматах. Для перемотки основной пряжи используются мотальные машины и мотальные автоматы. Для снования основной пряжи применяется партионная и ленточная сновальные машины. Для шлихтования основной пряжи потребуются материалы для приготовления клеящего состава (шлихты), шлихтовальные машины и клееварки. Проборка основы осуществляется на проборных станках, стационарных и передвижных узловязальных машинах.
Как организовать текстильное производство
Для успешной организации работы текстильного производства, независимо от того, идет ли речь о покупке уже существующего предприятия или же о его создании с нуля, нужно принимать во внимание несколько ключевых факторов. Первый касается разработки новых коллекций. Оригинальный и модный дизайн текстиля является одним из главных условий высокого спроса на вашу продукцию. Разработкой новых коллекций на крупных западных предприятиях занимается целая группа дизайнеров, которые работают непосредственно под руководством владельца компании. Пожалуй, этот отдел можно назвать ключевым. Работа над новой коллекцией может занять от шести месяцев до года. Поэтому молодые фирмы предпочитают закупать дизайны для своих первых коллекций текстиля у независимых дизайнерских компаний.
Помещение под производственный цех должно быть площадью минимум 50 кв. метров. Кроме того, понадобятся отдельные площади под склады для хранения сырья, готовой продукции и неликвида. Чем больше складские помещения, тем лучше. В межсезонные периоды, когда объемы производства падают, компании выживают за счет прибыли с продаж складских остатков коллекций этого и предыдущих сезонов.
Мелкие фирмы размещают до 80 % заказов на изготовление продукции между надомными работниками. Средние компании в большинстве своем размещают заказы на китайских и реже на российских фабриках. Крупные предприятия нуждаются в специальном швейном оборудовании. Стоимость одной производственной линии начинается от 1,5 млн. рублей. Кроме того, для развоза продукции по точкам сбыта или дилерским компаниям потребуется автопарк из, как минимум, пяти машин. Мелкие и средние фирмы обращаются к услугам сторонних транспортных компаний.
Компании, которые занимаются производством текстиля, должны иметь сертификат на производимую ими продукцию. Кроме того, для среднего предприятия потребуется около 50 специалистов – от менеджеров и бухгалтеров до швей-мотористок и закройщиков. Текстильные компании сбывают готовую продукцию через региональные дилерские и розничные сети. Поэтому для поиска клиентов и повышения узнаваемости они должны иметь собственный сайт в интернете, рекламироваться в профильных изданиях, выпускать каталоги с образцами своей продукции, принимать активное участие в специализированных выставках, продавать и распространять среди дилеров свою фирменную продукцию (стойки, буклеты, каталоги, пакеты и пр.).
Бизнес по производству текстиля отличается сезонностью. Основные продажи приходятся на весенний (с марта по июнь) и осенний (с сентября по ноябрь) периоды. Поэтому компании стараются выпустить свои новые коллекции к марту и к сентябрю, иначе клиенты пойдут к конкурентам, а предприятие останется с неликвидными запасами и не сможет оплатить производство моделей в будущем сезоне.