Чем занимается управление депозитных операций тест

Профессиональные тесты по банковскому делу

Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тестБанковская бизнес-школа ПрофБанкинг предлагает банковские тесты по различным направлениям деятельности банка и функционированию банковской системы РФ. Тесты всегда актуальны и изменяются по мере внесения соответствующих изменений в нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность.

В первую очередь тесты рассчитаны на банковских специалистов, так как содержат профессиональные вопросы, требующие специальных знаний, однако банковские тесты будут полезны и студентам, и работникам, связанным с банками по роду деятельности (преподавателям финансовых дисциплин, сотрудникам IT-компаний, аудиторам).

Банковские тесты на ProfBanking.com имеют ярко выраженный обучающий эффект. Каждый тест доступен в течение 5 дней после оплаты и у Вас есть 5 (!) попыток для его прохождения, чтобы добиться максимально положительного результата. Все банковские тесты помимо вопросов на знание нормативной базы содержат интересные ситуационные задачи, которые позволяют глубже изучить проблемы, возникающие на рабочем месте, расширить познания в отношении банковских операций, задуматься над правовыми аспектами различных ограничений и значительно повысить свою квалификацию.

Слушателям, набравшим по итогам тестирования 75% баллов и больше, выдается Сертификат и предоставляются верные ответы на все вопросы со ссылками на действующие нормативные акты, а к сложным вопросам дополнительно даются комментарии банковских специалистов, обосновывающие позицию по верному ответу.

Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тестЧем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тестЧем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тест
Бухгалтерский учет
кредитных операций

Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тестЧем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тестЧем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тест
Организация кассовой
работы в банке

Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тестЧем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тестЧем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тест
Расчет процентов годовых

Формы безналичных расчетов в операционной работе

Источник

Тема 7. Аудит депозитных операций

Цель:

изучение вопросов, связанных с порядком проведения банками депозитных операций и методикой проведения аудиторской проверки депозитных операций.

Задачи:

ознакомить студентов с:

обучить студентов:

Оглавление

7.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки

Целью аудиторской проверки является установление соответствия проводимых банком депозитных операций законодательству РФ и оценка качества привлеченных ресурсов с точки зрения влияния на финансовую устойчивость банка.

Задачи аудита депозитных операций состоят в получении аудиторских доказательств проведения депозитных операций в соответствии с законодательными и нормативными требованиями.

Депозитные (вкладные) операции – это операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц в депозиты (вклады) на определенный срок либо до востребования в целях использования их в качестве кредитных ресурсов и в инвестиционной деятельности банка.

К основным документам, регулирующим депозитные операции банков, относятся:

Депозит (вклад) – это денежные средства (в наличной и безналичной формах, в национальной и иностранной валютах), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Для банков вклады – главный вид их пассивов и, следовательно, их основной ресурс для проведения активных операций.

Депозитные счета могут быть самыми разнообразными и в основу их классификации могут быть положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности. На практике часто в качестве критерия выступают категория вкладчика и формы изъятия вклада.

Исходя из категории вкладчиков различают:

По экономическому содержанию все депозиты (вклады) могут быть сгруппированы:

По форме изъятия денежных средств различаются:

Основную часть привлеченных денежных средств коммерческих банков составляют депозиты, т. е. денежные средства, которые клиенты вносят в банк и которые в процессе осуществления банковских операций находятся определенное время на счетах в банке.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 834) депозит определяется через договор банковского вклада, в котором банк, принявший от вкладчика денежную сумму, обязуется по договору возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее.

Таким образом, депозиты представляют собой определенные суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций (юридические и физические лица) вносят в банк на депозитный счет либо на конкретный срок, либо до востребования.

Коммерческие банки разрабатывают свои внутрибанковские документы по депозитным операциям. К ним относятся:

Все перечисленные документы должны быть утверждены в установленном порядке. Перед началом проведения аудиторской проверки аудиторам следует проанализировать все внутрибанковские документы по депозитным операциям и дать оценку их качества с точки зрения соответствия действующему законодательству и нормативным требованиям ЦБ РФ.

Депозитная политика банка разрабатывается на основе анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка, а также в соответствии с такими внутрибанковскими документами, которые определяют основные направления и условия размещения привлеченных средств (кредитная политика банка, инвестиционная политика банка).

В депозитной политике банка должна быть определена стратегия банка по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определенных кредитной политикой и инвестиционной политикой с ориентиром на поддержание банком своей ликвидности. В депозитной политике банк предусматривает: перспективы роста собственного капитала; соотношение между собственными и привлеченными средствами; структуру привлеченных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, централизованные кредиты); предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения; соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок «до востребования»; основной контингент по вкладам и депозитам; процентные ставки; способы привлечения денежных средств в депозиты (вклады); особые условия открытия отдельных видов депозитов (вкладов) и т. п.

Процентная политика банка определяет средний уровень процентных ставок по категориям вкладчиков, формам и срокам привлечения их денежных средств. Определение среднего уровня процентных ставок по привлекаемым денежным средствам осуществляется в соответствии с устанавливаемым банком средним уровнем процентных ставок по размещенным средствам, с тем, чтобы обеспечить банку достаточный уровень рентабельности его деятельности. Данный документ должна отличать определенная степень обоснованности предположений. В дальнейшем в зависимости от развития экономики, финансовой политики государства, состояния денежного рынка процентные ставки могут изменяться как по привлекаемым, так и по размещаемым средствам в соответствии с решением правления банка и Комитета по управлению активами и пассивами.

Для отслеживания изменения уровня процентных ставок по депозитным (вкладным) операциям аудиторы должны запрашивать решения Комитета по управлению активами и пассивами в проверяемом периоде.

Положения о депозитах (вкладах) в банке должны быть разработаны по каждому виду в отдельности в соответствии с ГК РФ, нормативными документами ЦБ РФ, уставом банка, депозитной политикой, утвержденной в соответствующем порядке, а также исходя из применяемых в банковской практике обычаев делового оборота.

В них должны быть отражены: правила и условия приема депозита (вклада); субъекты договорных отношений; порядок заключения договора банковского вклада, его содержание; способы приема и выдачи депозита (вклада); перечень документации, необходимой для открытия и пользования депозитом (вкладом), и требования, предъявляемые к ним; права вкладчиков и обязанности банка; способы начисления и выплаты процентов по депозитам (вкладам); сохранность тайны вкладов.

Во внутрибанковских инструкциях о порядке совершения конкретных депозитных (вкладных) операций отражаются: организация работы филиала, подразделения банка с различными категориями вкладчиков; порядок оформления документов, соответствующих совершению этих операций, схема их документооборота; отражение в бухгалтерском учете операций по приему и выдаче депозитов (вкладов), уплате процентов по ним.

К источникам аудиторской проверки относятся следующие документы:

7.2. Аудит депозитов юридических лиц

Аудиторской проверке в основном подлежат срочные депозиты юридических лиц. Депозитные операции юридических лиц анализируются на предмет их соответствия действующему законодательству, нормативным требованиям ЦБ РФ, а также внутрибанковским инструкциям о порядке совершения депозитных операций с юридическими лицами.

Для проверки правильности оформления депозитных операций с юридическими лицами и отражения их в учете, соблюдения законности при их осуществлении запрашиваются депозитные договоры по каждому виду депозита по крупным вкладчикам, с различными сроками размещения денежных средств, с разным уровнем процентных ставок и в обязательном порядке – договоры, по вкладчикам, по которым нарушен экономический норматив максимального риска Н8.

В процессе аудита депозитных операций юридических лиц проводятся следующие проверки:

7.3. Аудит депозитов физических лиц

Для проверки правильности оформления вкладных операций банком и отражения их в бухгалтерском учете, соблюдения законности при их осуществлении запрашиваются аналогичные документы, что и при проверке депозитов юридических лиц. Однако при этом необходимо учесть такие особенности договора банковского вклада с физическими лицами, как его публичность, а также оформление с выпиской каждому вкладчику именной сберегательной книжки; возможность предусмотреть в договоре права внесения на счет вкладчика денежных средств третьими лицами, как и права внесения вкладчиком денежных средств с вклада на имя определенного третьего лица, а также права распоряжения вкладом по доверенности, оформленной нотариально. Кроме того, в соответствии со ст. 838 ГК РФ размер процентной ставки по срочному вкладу физического лица до истечения срока вклада не может быть уменьшен банком в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено законом или договором.

При проверке в коммерческом банке вкладных операций граждан необходимо обратить внимание на:

Проверка правильности начисления и выплаты процентов по привлеченным депозитам и вкладам

Начисление процентов по привлеченным денежным средствам должно осуществляться на основании внутрибанковского положения, разработанного в соответствии с Положением ЦБ РФ «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» № 39-П от 26.06.1998 г.

В ходе аудиторской проверки необходимо установить, была ли методика по начислению процентов по вкладам и депозитам прописана в учетной политике банка.

Вышеуказанным Положением ЦБ РФ определены следующие виды процентов по депозитам (вкладам) юридических и физических лиц:

Начисление процентов по депозитным операциям осуществляется в разрезе каждого договора. Проценты на привлеченные денежные средства начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу, учитываемый на соответствующем лицевом счете, на начало операционного дня. При переносе банком в соответствии с условиями договора остатков средств с одного балансового счета по учету привлеченных денежных средств на другой балансовый счет по учету этих же средств (например, в случае изменения срока депозита (вклада), ведущийся в этом же банке, проценты начисляются на остатки средств по каждому балансовому счету (прежнему и новому), исходя из фактического числа календарных дней учета средств на каждом из этих счетов.

Для учета обязательств банка по уплате процентов по привлеченным средствам от физических лиц используется пассивный балансовый счет 47411 «Начисленные проценты по вкладам» и 47426 «Обязательства по уплате процентов».

Начисленные проценты подлежат отражению в бухгалтерском учете банка не реже одного раза в месяц и не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. При этом программным путем должно быть обеспечено ежедневное начисление процентов в разрезе каждого договора нарастающим итогом с даты последнего отражения начисленных процентов по лицевым счетам.

При предъявлении со стороны территориальных учреждений Банка России требований к банку о представлении в оперативном порядке бухгалтерских балансов с периодичностью, установленной территориальным учреждением Банка России, начисленные проценты подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с установленной периодичностью представления бухгалтерских балансов.

Бухгалтерский учет операций по отнесению сумм начисленных процентов по привлеченным средствам на расходы банка осуществляется «кассовым методом», т. е. банк относит начисленные проценты по депозитам на расходы на дату их фактической уплаты. Если бы банк использовал «метод начислений», то все проценты, начисленные в текущем месяце, не позднее последнего рабочего дня текущего месяца, относились бы на расходы.

При начислении процентов используются следующие виды процентов:

Традиционным видом исчисления дохода являются простые проценты, когда в качестве базы для расчета используется фактический остаток вклада и с установленной периодичностью, исходя из предусмотренного договором процента, происходят расчет и выплаты по вкладу.

Другим видом расчета дохода являются сложные проценты по депозитам (вкладам) (начисление процента на процент). В этом случае по истечении расчетного периода на сумму вклада начисляется процент и полученная величина присоединяется к сумме вклада. Таким образом, в следующем расчетном периоде процентная ставка применяется к новой, возросшей на сумму начисленного ранее дохода, базе.

Для проверки правильности начисления и выплаты процентов по депозитам (вкладам) запрашиваются следующие документы:

При проведении аудита по начислению и выплате процентов по депозитам (вкладам) необходимо установить:

Оценка проводимой банком депозитной политики

Для оценки проводимой банком депозитной политики необходимо проанализировать следующие документы:

Для того чтобы оценить степень выполнения банком депозитной политики, необходимо на основании данных оборотной ведомости установить наличие и виды всех ресурсов банка в динамике. Данные об остатках депозитов юридических лиц, вкладов физических лиц, полученных МБК, выпущенных депозитных и сберегательных сертификатов, собственных векселей должны быть разбиты по срокам привлечения.

Возможные нарушения при проведении депозитных операций:

Выводы

Для эффективного проведения активных операций коммерческим банкам необходимо располагать свободными в необходимых размерах денежными средствами.

Депозитные операции являются исключительным правом коммерческого банка привлекать во вклады денежные средства юридических и физических лиц; отличают банки от прочих финансовых институтов и играют важнейшую роль в формировании их ресурсной базы.

В данной теме дается характеристика депозита (вклада), раскрываются их разновидности; подробно описываются внутрибанковские документы по депозитным операциям.

Главным вопросом темы является действующая практика аудиторской проверки депозитных операций юридических и физических лиц.

Источник

Тема 2. Управление коммерческим банком

Цель — раскрыть содержание управления банком и сформировать представление об организационных структурах современных банков.

Основные задачи:

Выявить особенности банка как объекта управления.

Сформулировать задачи управления банком.

Охарактеризовать органы управления банком и их основные функции.

Показать особенности создания и деятельности филиалов и внутренних структурных подразделений банков.

Раскрыть содержание корпоративного управления и проблемы его формирования в банках.

Определить, чем определяется выбор организационной структуры банка.

Сформулировать основные задачи, которые решаются в процессе формирования организационных структур банков.

Раскрыть содержание и особенности организации основных видов современной банковской деятельности.

Оглавление

2.1. Содержание и задачи управления банком

Банки являются особыми коммерческими предприятиями, которые в процессе своей деятельности вступают в конкурентную борьбу между собой за клиентов и рынки сбыта своих продуктов. Особенности управления банком вытекают из специфики банковской деятельности и наличия особой системы банковского регулирования, которое оказывает существенное воздействие на организацию банковской деятельности, виды банковских услуг и способы их продвижения на рынок.

Управление банком включает в себя:

1) организационное управление — формирование и совершенствование организационных структур, распределение обязанностей между подразделениями банка и управление персоналом;

2) финансовое управление (банковский финансовый менеджмент) — управление структурой капитала, денежными потоками, издержками, доходами и прибылью;

3) управление процессами создания и продвижения банковских услуг — маркетинг-менеджмент.

Наибольшее значение в системе банковского менеджмента имеет банковский финансовый менеджмент.

Анализ предполагает оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактических результатов с прогнозными, с результатами прошлых периодов и результатами других банков. Анализ позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, неиспользованные резервы и недостатки в деятельности. Различают ретроспективный (основанный на данных предыдущих периодов) и текущий (использующий данные настоящего времени); количественный и качественный анализ.

В процессе анализа организационных структур выявляется эффективность распределения полномочий, системы заместительства, действующей процедуры принятия решений. Анализ сильных и слабых сторон банка позволяет также оценить, насколько оптимален размер банка, в какой мере его правовая форма содействует успеху деятельности банка, достаточна ли его сеть (филиалов, отделений, дополнительных офисов, залов, банкоматов и т. п.). Анализ сильных и слабых сторон, в международной практике получивший название SWOT-анализ, сочетается с определением шансов и рисков банка, что предполагает анализ внешней среды. На основе оценок важно определить, где у банка есть благоприятные зоны предпринимательской деятельности, в каких регионах, по каким группам клиентов он способен использовать свои шансы на денежном, кредитном и финансовом рынках; в каких областях благодаря своим сильным сторонам он способен противостоять рискам, где эти риски в долгосрочной перспективе могут ослабнуть. Напротив, с учетом своих слабых сторон банк должен четко представлять картину тех зон предпринимательской деятельности, где стратегия часто изменяется, где происходит сокращение прибыли, часто требуются дополнительные ресурсы, в бизнес внедряются все новые коммерческие структуры (банковские и небанковские институты, страховые компании). В соответствии с существующими шансами банку важно обозначить наиболее уязвимые зоны деятельности (с повышенным риском), определить, где есть опасность, которой он не в силах противостоять, какая отрасль деятельности требует сокращения, что следует конкретно предпринять при переходе к стратегии выживания вследствие кризисных позиций.

В процессе финансового анализа рассматривается состояние портфеля по различным банковским продуктам. По каждому из них определяется объем оборота, а также их привлекательность с позиции соотношения между ожидаемой выручкой и переменными издержками на их производство. Низкой привлекательностью считается такая характеристика, при которой разница между выручкой и издержками составляет менее 20 %. При средней и высокой привлекательности эта разница соответственно составляет 20—40 % и более 40 %.

В процессе анализа рыночного положения банка (маркетингового анализа) рекомендуется определить: перечень продуктов и услуг банка; географию деятельности; долю продажи своего продукта на рынке; цели расширения объема продаж, источники ресурсов для достижения поставленных целей; позицию во взаимоотношениях с государством и государственными структурами, а также по отношению к общественным целям и задачам.

Планирование представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки. Этот процесс включает мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно меняющейся рыночной ситуации, изучение потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые ставят акционеры. Таким образом, планирование предполагает систематическую подготовку решений, связанных с будущим банка. Оно решает задачу определения целей развития банка и путей их достижения на различных уровнях детализации и временнЫх отрезках деятельности.

Различают стратегическое и текущее планирование (бизнес-планирование).

Стратегическое планирование — это процесс разработки альтернативных стратегий управления банком по различным направлениям (маркетинг, управление ресурсами, рисками, персоналом), обеспечивающих достижение его целей, согласованных с требованиями рынка и внутренним потенциалом банка. Стратегия разрабатывается, как правило, на длительный срок (5—10 лет) и определяет те направления деятельности банка, виды банковских продуктов и группы клиентов, которые обеспечат рост доли рынка и увеличение рыночной стоимости банка.

Под стратегическим менеджментом понимается принципиально осмысленная линия поведения банка, действия его исполнительных органов и органов управления, основанные на долгосрочной стратегии. Осмысление линии поведения банка (философия деятельности) обычно затрагивает его отношение к рынку продуктов, доле банка в соответствующем сегменте этого рынка, географии деятельности, клиентам и партнерам по бизнесу, важнейшим общественным задачам. Философия деятельности банка определяет его позицию к факторам достижения прибыли, производительности, экономичности и рентабельности.

Стратегия банка и банковский менеджмент по воплощению этой стратегии — это долгосрочная программа действий на рынке, самостоятельная и творческая работа, разработка и реализация идей, которые в перспективе определяют цели и направления развития. Работа банковских подразделений при этом может принести успех только в том случае, если сформулированная стратегическая линия поведения банка содержит одновременно и цели, и мероприятия по их достижению, если определены четкие намерения высшего руководства кредитной организации.

Бизнес-планирование — это конкретизация стратегии банка в отношении отдельных направлений деятельности, продуктов и групп клиентов на короткий период (1—3 года). Бизнес-план содержит подробное изложение тактики и бюджета банка, определяет количество, качество и механизм распределения ресурсов, выделяемых для выполнения поставленных задач.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, связанные с наличием особой системы внешнего (государственного) регулирования банковской деятельности как наиболее рискованной и зависящей от внешних факторов. Основной целью внешнего банковского регулирования является защита интересов кредиторов и вкладчиков и предотвращение развития системного банковского кризиса.

Внутрибанковское регулирование как элемент системы банковского менеджмента направлено на корректировку целей банка и методов их реализации исходя из реально складывающейся ситуации (совершенствование организационной структуры банка, изменение лимитов вложений, корректировка резервов, пересмотр ценовой политики и др.).

Контроль в банковской деятельности подразумевает систему организационных и координационных мер, принятых банком для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективности работы. Контроль предполагает проведение проверок и измерений с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений внутренних регламентов, а также их несовершенства и несоответствия изменившимся условиям.

Вопросы для самопроверки

2.2. Органы управления банком и особенности корпоративного управления в банке

Высшим органом управления банком, созданным в любой форме хозяйственного общества, является общее собрание акционеров или участников.

В акционерном банке, где более 100 акционеров имеют голосующие акции, создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием по предложению совета директоров. Счетная комиссия определяет кворум, разъясняет вопросы реализации акционерами права голоса на общем собрании, порядок голосования, подсчитывает голоса, подводит итоги голосования и др. В банке с числом акционеров более 500 функции счетной комиссии могут быть возложены на специализированного регистратора.

Совет директоров (Наблюдательный совет) должен создаваться только в акционерном банке. Однако Уставом общества с ограниченной ответственностью также может быть предусмотрено его создание. В Совет банка, как правило, входят его учредители. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью банка (определяет приоритетные направления деятельности банка, утверждает повестку дня общего собрания, годовой отчет банка, дает рекомендации по размеру дивиденда, использованию резервного фонда, созданию филиалов и представительств, заключению крупных сделок, выдаче крупных кредитов и др.). В акционерном банке при числе акционеров более 1 000 в Совете директоров должно быть не менее 7 членов, а если акционеров более 10 000, то в Совете должно быть не менее 9 членов. Возглавляет Совет директоров Председатель совета, который организует его работу.

Руководство текущей деятельностью банка осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) или коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией), при этом Директор осуществляет также функции председателя правления банка. В состав Правления, кроме его председателя, входят высшие руководители (менеджеры) банка: заместители председателя по различным направлениям, руководители важнейших подразделений банка.

К компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Исполнительные органы банка подотчетны общему собранию и Совету директоров банка. Банковским законодательством установлены особые требования к участникам исполнительных органов банка. Так, руководитель кредитной организации, его заместители, члены правления (дирекции) банка, главный бухгалтер, руководитель филиала не имеют права занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Каждый банк с учетом выбранной стратегии развития и структуры собственности определяет, в каком порядке будут приниматься решения в банке — единолично директором или коллективно, т. е. коллегиальным исполнительным органом (правлением или дирекцией), и закрепляет выбранный порядок в Уставе.

Для осуществления контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью банка общим собранием акционеров (участников) избирается ревизионная комиссия или ревизор банка, причем членом ревизионной комиссии может быть также лицо, не являющееся участником банка. Ревизионная комиссия проводит проверки по итогам деятельности банка за год и в другое время, как по своей инициативе, так и по решению общего собрания или Совета директоров. Общее собрание акционеров (участников) утверждает также аудитора банка и размер оплаты его услуг. В тех банках, где это предусмотрено Уставом, аудитор может выполнять функции ревизионной комиссии. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с банком, членами Совета директоров и с лицами, работающими в исполнительных органах банка.

Корпоративное управление в кредитных организациях. Согласно теории агентских отношений в отношениях акционеров с менеджерами и с кредиторами заложен потенциальный конфликт интересов. Главной целью акционеров является максимизация стоимости банка, выражающаяся в повышении стоимости его акций и росте рыночной капитализации. Основная цель менеджеров — увеличение размеров банка, рост численности его персонала, объема заработной платы и социальных льгот («социальных пакетов»). Это увеличивает их шансы продвижения по служебной лестнице, их статус и власть, возможности управлять работниками с помощью широкого набора социальных льгот.

Конфликт интересов акционеров и кредиторов выражается в том, что акционеры, стремясь к увеличению стоимости банка, ущемляют интересы кредиторов, например требуют от менеджеров увеличивать риск, не повышая вознаграждения кредиторам.

Для предотвращения конфликта акционеров и менеджеров разрабатываются системы стимулов, ограничений и наказаний менеджеров, что влечет за собой агентские затраты (расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров либо расходы на их стимулирование).

Согласно «Принципам корпоративного управления в странах ОЭСР», принятым в 1999 г., под корпоративным управлением понимается круг отношений между менеджментом компании, ее Советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление включает в себя системы определения целей компании, средств их достижения и механизмы контроля. Оно создает совету директоров и менеджменту необходимые стимулы для достижения тех целей, в которых заинтересованы компания и акционеры, и поощряет эффективное использование ресурсов компании.

В банках надлежащее корпоративное управление имеет значение не только для эффективной работы и укрепления конкурентных позиций на рынке, но и с точки зрения поддержания общественного доверия к банкам как особым рыночным предприятиям, осуществляющим распоряжение огромными массами свободных денежных капиталов и обеспечивающим функционирование платежных систем. Базельский комитет по банковскому надзору на основе обобщения опыта стран — членов комитета признал, что надлежащее корпоративное управление в банках является также необходимым условием нормального функционирования банковского надзора, оно может способствовать установлению сотрудничества между руководством банка и надзорными органами. Исходя из этого, Комитет разработал Руководство по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях (Базель, сентябрь 1999 г.), призванное оказать содействие национальным органам надзора в области внедрения практики надлежащего корпоративного управления в банках.

В Руководстве отмечается, что в контексте банковского сектора корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельного кредитного института со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты работы банков, как постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников); управление текущей деятельностью банка; учет интересов заинтересованных сторон; обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративного поведения требованиям надежной банковской практики, действующему законодательству и нормативной базе; защита интересов вкладчиков.

Разработанное Базельским комитетом Руководство по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях можно рассматривать как своего рода «свод стандартных правил», которые, безусловно, имеют значение для стран с переходной экономикой, в том числе и для России. Основываясь на основных положениях данного документа, Банк России направил кредитным организациям письмо от 24. 09. 2005 г. № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях», в котором раскрыл принципы корпоративного управления с учетом институциональных и нормативно-правовых особенностей банковской системы России, изложил подходы к распределению полномочий между органами управления кредитной организацией, к определению роли Совета директоров (Наблюдательного совета) в системе риск-менеджмента и предотвращения конфликта интересов, к разработке и реализации информационной политики банка.

Вопросы для самопроверки

1) Что входит в компетенцию Совета директоров (Наблюдательного совета) банка?

2) Что понимают под единоличным исполнительным органом банка? Какие задачи он решает?

3) В чем значение надлежащего корпоративного управления в банке?

4) Какие проблемы призвана решить система корпоративного управления?

2.3. Филиалы и представительства банков. Внутренние структурные подразделения банков

Одна из особенностей банковских услуг заключается в их несохраняемости, поэтому они должны производиться по месту их потребления. В связи с этим конкурентные позиции банка на рынке во многом определяются наличием у него разветвленной сети банковских офисов и удобством их расположения для разных групп клиентов. Благодаря развитым филиальным сетям банки имеют конкурентные преимущества по сравнению с другими финансовыми посредниками — страховыми, инвестиционными, финансовыми и другими компаниями, которые используют банковские сети для продвижения собственных услуг, заключая соответствующие договоры с банками.

В Российской Федерации банк может открывать обособленные подразделения — филиалы и представительства, сведения о которых должны содержаться в его Уставе.

Филиалом банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации. За открытие филиалов с кредитной организации взимается сбор в размере 1000-кратного МРОТ на момент уведомления об открытии филиала. Сбор зачисляется в доход федерального бюджета.

Представительством банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Представительство не имеет права осуществлять банковские операции. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Оно не занимается расчетно-кассовым и кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывают текущий счет.

Филиалы и представительства банка не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность на основании положений, утвержденных создавшей их кредитной организацией, и считаются открытыми с момента уведомления Банком России.

Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала. К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты. Банковские операции и сделки могут осуществляться только теми подразделениями кредитной организации, которые открыты и осуществляют свою деятельность в установленном порядке. Решение о внесении изменений и дополнений в Устав кредитной организации, связанных с открытием и закрытием обособленных подразделений (представительств и филиалов), принимается участниками кредитной организации на очередном годовом общем собрании.

Количество внутренних структурных подразделений российских банков постоянно увеличивается. На 1 января 2006 г. оно составило 29 634 против 27 670 на 1 января 2005 г. При этом наиболее динамично увеличивается число дополнительных и кредитно-кассовых офисов, а число операционных касс вне кассового узла, наоборот, сокращается. С 2005 г. банкам разрешено открывать новый вид внутренних структурных подразделений — передвижные пункты кассовых операций с целью предоставления банковских услуг населению на территориях с неразвитой банковской инфраструктурой, в труднодоступных и малонаселенных районах, где создание стационарных подразделений кредитных организаций нерентабельно.

Кредитная организация может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества, в том числе и банки. Общество признается дочерним, если данная кредитная организация (основное общество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. При этом по тем сделкам, которые были заключены дочерним обществом во исполнение решений кредитной организации — основного общества, она отвечает солидарно с дочерним обществом. В случае банкротства дочернего общества по вине кредитной организации она несет субсидиарную ответственность по его долгам в случае недостаточности его имущества. Участники дочернего общества вправе требовать возмещения кредитной организацией убытков, причиненных по ее вине дочернему обществу.

Общество признается зависимым, если кредитная организация (преобладающее, участвующее общество) имеет более 20 % его уставного капитала. В случае приобретения более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % капитала общества с ограниченной ответственностью кредитная организация обязана незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Кредитная организация может с разрешения Банка России создавать филиалы и учреждать дочерние организации на территории иностранного государства. Для открытия заграничных представительств достаточно только уведомить Банк России. Заграничная филиальная сеть российских банков развита крайне слабо. В 2006 г. только 3 действующих банка имели филиалы за рубежом.

Вопросы для самопроверки

2.4. Банковские организационные структуры

Для повышения эффективности банковской деятельности в условиях усиления рыночной конкуренции большое значение приобретает формирование надежного взаимодействия между отдельными подразделениями банка в рамках современных организационных структур, отражающих усложнение банковской деятельности. Оптимальные организационные структуры обеспечивают упорядочение взаимодействия между отдельными подразделениями банка и улучшение их взаимосвязи с внешней средой. В свою очередь улучшение взаимодействия между отдельными подразделениями банка ускоряет процесс принятия решений, усиливает надзор и контроль, содействует рационализации банковской деятельности.

Определение количества и видов структурных подразделений банка (отделов, групп, управлений, комитетов и т. п.) и налаживание взаимодействия между ними составляет основу организационного управления банками. Организационное управление служит тому, чтобы на основе разделения труда в банке, создания организационных структур и координации работы персонала содействовать эффективной работе банка.

Организация деятельности банков имеет ряд особенностей, которые вытекают из специфики банка как финансового посредника, особенностей его продуктов.

Предметом банковской деятельности является капитал в денежной форме и в форме различных финансовых инструментов — кредитов, депозитов, долевых и долговых ценных бумаг, долей участия в капитале, деривативов и т. п.

В структуре затрат на производство банковского продукта большую долю, чем в промышленности, занимает оплата труда, вклад персонала в создание банковского продукта значительно больше, чем в промышленности и даже торговле, где доминируют материальные и технические факторы.

Банки ближе расположены к потребностям своих клиентов. Именно в этой связи банковский менеджмент и организация работы в банке в большей степени носят децентрализованный характер, ориентация на рынок приводит к перемещению компетенции решения к рыночной среде, требует принятия решения на месте предоставления услуги. Поскольку при этом свои услуги банк предоставляет по месту их потребления, число филиалов у банка больше, чем у промышленного предприятия.

Специфика банка, ориентирующегося на установление долговременных отношений с клиентами, на их развитие как приоритетное направление деятельности, требует от него готовности выполнять операции в соответствии с потребностями клиентов, в связи с чем значимость организации работы с персоналом приобретает повышенное значение.

В процессе организации деятельности банка должны быть решены следующие задачи:

1) создание организационных подразделений банка — отделов, групп, управлений, комитетов и т. п., реализующих преимущества разделения труда;

2) определение целей и функций каждого структурного подразделения, разработка правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности;

3) организация работы персонала организационных подразделений в соответствии с поставленными целями;

4) координация работы всех структурных подразделений на основе эффективного информационного обеспечения.

Количество подразделений, распределение полномочий и компетенций между ними, движение информации внутри банка определяются размерами банка и выбранной им рыночной стратегией. Организационная структура банка может строиться на различных принципах, отражающих специфику каждой конкретной банковской организации.

Как известно, существует несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур, которые используются банками при организации их деятельности.

К линейным моделям относятся: функциональная и дивизионная модели. В состав матричных моделей входят двух- и трехмерная матричные модели.

Функциональная модель банка предполагает выделение структурных подразделений банка соответственно выполняемым функциям: управленческие отделы (отдел планирования, финансовый отдел, отдел внутреннего контроля, отдел управления персоналом, юридический отдел и т. п.); вспомогательные отделы (бухгалтерия, материальный отдел, вычислительный центр и т. п.) и отделы, организующие предоставление банковских услуг и взаимодействующие с клиентами (операционные отделы), которые создаются соответственно предлагаемым услугам (отдел кредитования, депозитный отдел, отдел расчетно-кассового обслуживания клиентов, отдел валютных операций и т. п.). При небольшом объеме некоторых услуг они объединяются в одном структурном подразделении с другими операциями.

Функциями управленческих отделов являются организация планирования, прогнозирования деятельности банка, подготовка и разработка методологии, юридическая служба и служба безопасности. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования Центрального банка по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.).

Функциями вспомогательных отделов являются обслуживание хозяйственных и социальных потребностей банка, содержание банковских зданий и т. п.

Функцией операционных отделов является организация предоставления банковских услуг по кредитованию, инвестированию, расчетам, управлению имуществом и др. Эти подразделения зарабатывают банковские доходы.

Функциональная модель — это исходная модель организации банковской деятельности. Она характерна для небольших банков, предоставляющих ограниченный набор традиционных услуг различным группам клиентов. Для этой модели характерны высокий уровень внутрибанковской специализации, отработанность технологии предоставления каждой услуги. В то же время функциональная модель не обеспечивает необходимой координации между отделами и подразделениями банка, значение которой возрастает при усложнении и диверсификации предоставляемых услуг. При этой модели сложно организовать комплексное обслуживание клиентов в соответствии с их индивидуальными потребностями: для получения разных услуг клиенты вынуждены обращаться в разные отделы банка, каждый из которых оценивает только одну из сторон его деятельности, не охватывая в совокупности общие потребности в финансовых услугах.

Банки, достигшие достаточно крупных размеров, предоставляющие широкий набор услуг различным группам клиентов, часто используют дивизионную модель линейной организации, ориентированную на определенные отрасли банковской деятельности.

Дивизионная модель основана на выделении в банке стратегических зон бизнеса, по каждой из которых определяется своя целевая установка, разрабатывается стратегия и формируется ресурсное обеспечение. При этом каждая стратегическая зона банковской деятельности функционирует самостоятельно и взаимодействует с определенным сегментом рынка. В современном банковском бизнесе в качестве таких стратегических зон обычно выделяют коммерческую банковскую деятельность, инвестиционную банковскую деятельность, розничную банковскую деятельность. Соответственно этим зонам происходит и специализация банковского персонала.

Стратегические зоны банковской деятельности могут выделяться и по типу обслуживаемых групп клиентов, каждая из которых характеризуется определенными финансовыми потребностями, а следовательно, нуждается в специфическом обслуживании. Такое обслуживание осуществляется через специализированные подразделения банка, оказывающие банковские услуги крупным корпоративным клиентам, услуги малому и среднему бизнесу, услуги состоятельным частным клиентам, услуги широкой рыночной клиентуре.

Линейная структура банка может ориентироваться и на географию рынка. Такая структура характерна для крупных универсальных банков, работающих во многих странах и регионах мира, существенного отличающихся друг от друга уровнем риска, размером и структурой спроса на банковские услуги, доходностью финансовых инструментов и т. п. В этом случае в банке выделяют подразделения, отвечающие за деятельность в определенном географическом регионе. В рамках этих подразделений деятельность организуется по продУктовому, или клиентскому, принципу.

Таким образом, дивизионная модель предполагает разделение банка на ряд крупных дивизионов. Каждый дивизион может рассматриваться как центр прибыли, поскольку на дивизионных менеджеров возлагается полная ответственность за прибыльную работу своих дивизионов. В результате банк условно разделяется на ряд относительно самостоятельных банков: коммерческий, инвестиционный, розничный; либо банк крупных корпоративных клиентов, банк малого и среднего бизнеса, банк широкой рыночной клиентуры; либо банк российских клиентов, банк восточноевропейских клиентов, банк среднеазиатских клиентов.

При этом наряду с выделением дивизионов (относительно самостоятельных банков) сохраняются и функциональные отделы, которые оказывают поддержку дивизионам и выполняют отдельные управленческие функции (отдел внутреннего контроля, отдел сводной финансовой отчетности и др.).

Обособление стратегических зон банковской деятельности сказывается и на структуре аппарата управления. Крупные банки, стремясь облегчить свою организационную структуру, обособляют управление той или иной зоной бизнеса в форме дочерней компании, которая может, например, заниматься лизингом промышленного оборудования, недвижимости и автотранспорта; факторингом и форфейтингом; биржевыми операциями, управлением имуществом и инвестиционным консультированием; специальным финансированием и кредитованием; участием в других предприятиях; ипотечным кредитованием, выдачей потребительских кредитов, мелких ссуд и т. д.; обслуживанием целых отраслей предпринимательской деятельности (например, инвестиционной деятельности); обслуживанием определенных групп клиентов и предоставлением определенных банковских продуктов. В будущем юридическую самостоятельность могли бы получить такие сервисные единицы банка, как агентства, занимающиеся информационными технологиями, системами информирования клиентов, инфраструктурой системы расчетов; подразделения или отделы, специализирующиеся на управлении потоками наличности и казначейскими ценными бумагами, стратегическом планировании, маркетинге, финансовом анализе и анализе рынка ценных бумаг.

Матричные модели организационных структур банка представляют собой комбинацию двух и более принципов построения организационных структур.

Двухмерная матричная модель может быть основана и на сочетании функционального и географического принципов. В этом случае сотрудники подразделений, осуществляющих продажи банковских продуктов, будут ориентироваться на требования функциональных отделов и потребности географического сегмента рынка.

При решении вопросов на высшем уровне двухмерная модель позволяет учесть конъюнктуру рынка, потребности групп клиентов, ориентировать сбыт продуктов по новым каналам. Так, если один из двух отделов, занимающихся сбытом, ориентируется на конкретного потребителя, то второй может работать в области развития коммуникационных систем (банкоматов, прямой почтовой рассылки и т. д.).

Работа отделов, занимающихся сбытом, нередко подтверждает сомнительность принципа обслуживания клиентов из одной руки. Известно, что потребности клиентов постоянно повышаются, а квалификация персонала нередко оказывается недостаточной, что на практике приводит к необходимости формирования филиалов, ответственных за определенную группу клиентов. Этот шаг в организационном отношении позволяет банкам лучше приспособиться к изменениям потребностей своих клиентов, повысить свою конкурентоспособность на рынке.

В целом двухмерную матричную модель можно представить в виде схемы, показанный на рис. 2.1.

Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть фото Чем занимается управление депозитных операций тест. Смотреть картинку Чем занимается управление депозитных операций тест. Картинка про Чем занимается управление депозитных операций тест. Фото Чем занимается управление депозитных операций тест

Рис.2.1. Двухмерная рыночно-ориентированная модель организационной банка структуры

Двухмерная матричная модель может быть применена и в сочетании функционального и отраслевого принципов. В этом случае сотрудники маркетинговых служб могут быть сориентированы на функциональный (продуктовый) или отраслевой аспект деятельности.

Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных принципов, например функционального и географического принципов и принципа разделения по группе клиентов. Сочетание продуктового и клиентского принципов позволяет сосредоточить в одном отделе услуги, которые могут пользоваться спросом у тех или иных групп клиентов.

Сочетание отраслевого и клиентского (потребительского) принципов позволяет сосредоточить в одном отделе услуги, которые могут пользоваться спросом у тех или иных групп клиентов. В частности, в банковской структуре могут быть образованы отделы «Масштабные банковские продукты», «Консультирование по вопросам капиталовложений и андеррайтинга», «Ипотечное кредитование и лизинг», «Обслуживание корпоративных клиентов», «Внешнеторговый и международный банковский бизнес». Интегрированный менеджер по продукту по отношению к отраслевым менеджерам функционирует как координатор, в конечном счете он решает вопрос, что и когда должно быть сделано в его сфере бизнеса. Менеджеры, ориентированные на группы клиентов, решают вопрос о том, кто и как должен осуществлять маркетинговую деятельность.

В этом случае трехмерная матричная структура будет выглядеть следующим образом (рис. 2.2).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *