Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Школьная информатика – что это за дисциплина? Существуют разные суждения об информатике в общеобразовательной школе: Это теорети

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Школьная информатика –
что это за дисциплина?
Существуют разные суждения об информатике в общеобразовательной школе:
Это теоретическая дисциплина
Это технологическая дисциплина
Это гуманитарная дисциплина
Это естественнонаучная дисциплина
Можно спорить, опровергать или доказывать справедливость каждого из этих суждений, но наша задача, как известно – иная: рассказать о том, что заложено в содержательную и методическую основу обучения информатике в 8 и 9 классах

Описание слайда:

Это понимание школьной информатики заложено в основу комплекта «Академический учебник по информатике» (2 – 11)
А отношение авторов к иным её аспектам?
Это теоретическая дисциплина? – Да!
Это технологическая дисциплина? – Да!
Это гуманитарная дисциплина? – Да!
Это естественнонаучная дисциплина! – ДА!
Но … Естественнонаучный мотив является ведущим в концепции академического варианта непрерывного курса информатики со второго по одиннадцатый класс (2-11)
ИНФОРМАТИКА –
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Описание слайда:

Информатика – это …
… фундаментальная наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов, разрабатывающая методы, средства и технологии их автоматизации, исследующая закономерности создания и функционирования автоматизированных информационных систем
Информатика в школе – это естественнонаучная дисциплина, изучающая информационное взаимодействие объектов окружающего мира

Описание слайда:

В чем суть естественнонаучного подхода?
Каждая естественнонаучная дисциплина имеет в своей основе уникальный феномен, свой инструмент познания и свою область применения

Наш феномен – информационный процесс
Наш инструмент познания – модель
Наша область применения – управление

Описание слайда:

особенности протекания информационных процессов;
способы представления разных видов информации;
аспекты получения, хранения, передачи и преобразования информации и закономерности управления этими процессами;
универсальные информационные технологии;
приемы создания информационных объектов (текстов, изображений, баз данных, презентаций и др.);
правила использования и способы защиты информационных ресурсов, накопленных в обществе;
закономерности создания и функционирования информационных систем;
возможности, условия и, методы и средства автоматизации информационных процессов, технологий, систем.

Описание слайда:

О решении информационных задач
Решение любой задачи опирается на осуществление информационных процессов: сбора и представления информации, ее преобразования, хранение результатов

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Вопрос

Седьмая рамочная программа ЕС научно-технологического развития: Международный аспект

В.Л.Тамбовцев Институциональный подход к стратегиям развития и его аналитическое обеспечение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОПОРОГОВЫХ ДЕКОДЕРОВ В СИСТЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ

Налоги

Нанотехнологии

Сад его жизни.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5411045 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема 1.3. Информатика как наука и учебный предмет в школе

Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймана. В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним– англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем.

В конце 60-х– начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный как производное от двух французских слов – «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Новый термин получил распространение в СССР (позже в России и странах СНГ) и странах Западной Европы.

Как отмечается в [14], в русском языке употребление термина «информатика» (примерно с середины 1960-х гг.) было связано с научно-технической информацией, библиотековедением и документалистикой. Так, в Большой Советской Энциклопедии информатика рассматривалась как «дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности».

По мнению А.П. Ершова, начиная со второй половины 1970-х гг., в отечественной литературе стало широко закрепляться другое толкование термина «информатика». А.П. Ершов утверждал, что этот термин вводится в русский язык «. как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу«традиционных» академических научных дисциплин». Комментируя это определение информатики, А.П.Ершов отмечал далее: «Сознавая неко-торую относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же относим информатику к естественнонаучным дисциплинам в соответствии с принципом вторичности сознания и его атрибутов и с представлением о единстве законов обработки информации в искус-ственных, биологических и общественных системах. Отнесение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки.

Информатика как самостоятельная наука вступает в свои права тогда, когда для изучаемого фрагмента мира построена так называемая информационная модель. И хотя общие методологические принципы построения информационных моделей могут быть предметом информатики, само построение и обоснование информационной модели является задачей частной науки. Понятия информационной и математической моделей очень близки друг к другу, поскольку и та и другая являются знаковыми системами.

По мнению М.П. Лапчика [14], предмет информатики, как и кибернетики, образуется на основе широких областей своих приложений, а объект – на основе общих закономерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обществе. Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные «предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду с компьютером используются специализированные приборы и устройства), разных информационных носителях и т.п.

Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики [14].

На рис. 1 приведена структура предметной области «Информатика» в той интерпретации, которая была представлена в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Эта структурная схема включает четыре раздела: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика. При этом теоретическая информатика содержит философские основы информатики, математические и информационные модели и алгоритмы, а также методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

фундаментальные Основы информатики
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКАИнформация как семантическое свойство материи. Информация и эволюция в живой и неживой природе. Начало общей теории информации. Методы измерения информации, Макро- и микроинформация. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Стохастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования. Информация и знания. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Познание и творчество как информационные процессы. Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИТЕХНИЧЕСКИЕОБРАБОТКИ, ОТОБРАЖЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХПерсональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода/вывода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.
ПРОГРАММНЫЕ ПРОГРАММНЫЕСИСТЕМНЫЕОперационные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды.
РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙУНИВЕРСАЛЬНЫХТекстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства зашиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ориентиро- ВАННЫХИздательские системы. Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.д.). Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВвода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных. Подготовки текстовых и графических документов, технической документации. Интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов. Защиты информации. Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами).
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКАИнформационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационное общество — закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности.
Рис.1. Структура предметной области современной информатики

Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также готовящими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Часть информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики. Впервые в отечественной литературе этот термин введен в концептуальном документе, разработанном под руководством А.П.Ершова [3]. В нем школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.

Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.

Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по всем школьным предметам, которые могут испытывать методологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которых планируется использование средств информатики.

К проблемам организационного обеспечения, связанного с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса, в частности, относятся: организационно-технические мероприятия по обеспечению и последующему сопровождению технической базы школьной информатики и организации разработки, тиражирования и доставки педагогических программных средств (ППС) в школу; подготовка и переподготовка кадров для всех уровней системы просвещения и прежде всего школьных учителей, способных нести в массовую школу информатику как новую научную дисциплину, как инструмент совершенствования преподавания других школьных предметов, как стиль мышления.

Среди принципов формирования содержания общего образования современная дидактика выделяет принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета. Динамику развития методологии информатики Е.А. Ракитина [24] прослеживает по тому, как определялся основной предмет науки информатики и цель соответствующего учебного курса в школьных учебниках, учебных пособиях и программах курса (Табл. 1). Как видно из таблицы, хотя общий смысл определения информатики и основной цели школьного курса информатики у разных авторов близок, но различия в деталях, сказывающиеся при отборе содержания курса, довольно значительные. Важно, что во многих учебниках подчеркивается деятельностный характер информатики.

Источник

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Программное обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы. В области технического обеспечения она имеет цель, которая заключается в экономическом обосновании выбора технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы. Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по курсу информатики и т.п. Организационное обеспечение связано с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса.

Школьный предмет информатики должен отражать наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для изучения основ информатики и других наук, а также готовить учащихся к будущей практической деятельности.

Среди принципов формирования содержания образования дидактика выделяет, как наиболее важный, принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

Изучение информатики и ИКТ в школе направлено на достижение следующих целей:

Становление школьного курса информатики в СССР в 60-80 годы

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Компьютерная грамотность как основная цель преподавания информатики в 80-90 годы

Информатизация образования за рубежом

Безмашинный и машинный варианты преподавания информатики в 80-90 годы

Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Смотреть картинку Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Картинка про Чем занимается ветвь информатики школьная информатика. Фото Чем занимается ветвь информатики школьная информатика

Первая программа курса ОИВТ 1985 года содержала три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Эти понятия определяли обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки. Содержание обучения складывалось на основе компонентов алгоритмической культуры и компьютерной грамотности учащихся. Курс ОИВТ предназначался для изучения в двух старших классах – в девятом и десятом. В 9 классе отводилось 34 часа (1 час в неделю), а в 10 классе содержание курса дифференцировалось на два варианта – полный и краткий. Полный курс в 68 часов был рассчитан для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющими возможность проводить занятия со школьниками в вычислительном центре. Краткий курс объемом 34 часа предназначался для школ, не имеющих возможности проводить занятия с применением ЭВМ. Таким образом, сразу были предусмотрено два варианта – машинный и безмашинный. Но в безмашинном варианте планировались экскурсии объемом 4 часа в вычислительный центр или на предприятия, использующие ЭВМ. Однако реальное состояние школ и готовность учительских кадров привели к тому, что курс был изначально ориентирован на безмашинный вариант обучения. Большая часть учебного времени отводилась на алгоритмизацию и программирование, через которые преимущественно и рассматривалось общеобразовательное значение предмета информатики.

Источник

Лекция 1. Предмет информатики в школе

Содержание лекционного занятия:

1. Информатика как наука и как учебный предмет

2. История введения предмета информатика в отечественной школе.

3. Роль и место информатизации процесса обучения в школе.

4. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами

5. Взаимосвязи основных компонентов курса информатики и вычислительной техники

3. Информатика как наука и как учебный предмет

Технической основой современной информатики яв­ляется микроэлектроника, новые полупроводниковые ма­териалы, тонкопленочные технологии и нанотехнологии, линии и системы компьютерной связи.

Кибернетика и информатика имеют много общего, основанного на концепции управления. Кибернетика ис­следует общие законы движения информации в произ­вольных системах, в частности, в тех аспектах, которые от­носятся к процессам управления. Информатика исследует общие закономерности движения информации в природе и в социальных системах. Если кибернетические принципы не зависят от частных реальных систем, то принципы ин­форматики всегда находятся в тесной связи с функциони­рованием реальных систем.

В англоязычных странах термину «Информатика» со­ответствуют термины «Computer Science» (наука о компью­терах) и «Information Science» (наука об информации).

Структура предметной области информатики вклю­чает в себя 4 раздела:

Школьная информатика обслуживает соответствую­щие проблемы преподавания информатики в школе. Она является ветвью информатики, занимающейся исследова­нием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения приме­нения компьютеров в учебном процессе, а также исполь­зованием в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.

В структуре школьной информатики выделяют 4 раз­дела:

1) Программное или математическое обеспечение, ко­торое включает в себя программистские средства для про­ектирования и сопровождения информационной, обу­чающей и управляющей систем средней школы.

2) Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школь­ных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.

3) Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических по­собий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информа­ционно-коммуникационные технологии.

4) Организационное обеспечение рассматривает вопро­сы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки пре­подавательских кадров в современных условиях информа­тизации образования.

2. История введения предмета информатика в отечественной школе

1. На первом этапе в начале 1950 годов отдельные группы энтузиастов в НИИ и вузовских вычислительных центрах вели поисковые работы по обучению школьников началам программирования. Эти группы начали возникать в разных местах. Будущий академик А.П. Ершов руководил такой группой в конце 1950 годов в новосибирском Ака­демгородке и впервые внедрил в практику версию школь­ной информатики. В начале 1960 годов стали открываться школы с математической специализацией, и для них были созданы первые официальные учебные программы по курсу программирования, ориентированных на учащихся средних школ. В этих специализированных школах преду­сматривалась профессиональная подготовка вычислите-лей-програм-мистов на базе общего среднего образова­ния. Развитие сети таких школ привело к появлению спе­циальных учебных пособий по системам программирова­ния, а в журнале «Математика в школе» стали публико­ваться материалы по обучению школьников программи­рованию.

В середине 1960 годов в физико-математической школе при Саратовском государственном университете был развернут компьютерный класс на базе ЭВМ Урал 1 и Урал 2, а затем БЭСМ 4. Позднее в этой школе была уста­новлена ЭВМ ЕС 1020. Школьники изучали программиро­вание на языках Алгол 60 и Ассемблер (см. ИНФО, 1993, № 2, С.9).

В 1961 г. В.С. Леднев предпринял экспериментальное преподавание специально разработанного им курса для средней школы по общим основам кибернетики. Результа­том этой работы стало официальное включение в середи­не 1970 годов курса «Основы кибернетики» (объём 140 часов) в число факультативных курсов для общеобразова­тельной средней школы. Значительная часть его содержа­ния была посвящена информатике.

В начале 1970 годов начала развиваться система межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), в некоторых из которых стали возникать специали­зации по профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения вычислительной техники. С 1971 года такую подготовку в экспериментальном порядке начали в УПК Первомайского района г. Москвы на базе вы­числительного центра Центрального НИИ комплексной ав­томатизации под методическим руководством С.И. Шварцбурда. Постепенно этот опыт стал распространяться по стране в тех местах, где были предприятия-шефы, кото­рые обладали новейшими ЭВМ. В таких УПК стали успешно готовить школьников по специальностям: оператор ЭВМ, оператор устройств подготовки данных для ЭВМ, электро­механик по ремонту и обслуживанию внешних устройств ЭВМ, регулировщик электронной аппаратуры, програм­мист-лаборант, оператор вычислительных работ. С появ­лением многотерминальных комплексов на базе малых ЭВМ, диалоговых вычислительных комплексов и персо­нальных компьютеров в этих УПК произошло существен­ное изменение как содержания подготовки школьников по компьютерным специальностям, так и их перечня. В нача­ле 1990 годов с развалом СССР УПК фактически исчезли как форма образовательной деятельности средней школы и сейчас работу продолжают лишь некоторые уцелевшие из них, где готовят, в основном, пользователей персональ­ного компьютера и компьютерных дизайнеров.

Широкое распространение ЭВМ в конце 1960 годов привело к всё более возрастающему воздействию их на все стороны жизни людей. Ученые-педагоги и методисты ещё в то время обратили внимание на большое общеоб­разовательное влияние ЭВМ и программирования, как но­вой области человеческой деятельности, на содержание обучения в школе. Они указывали, что в основе програм­мирования лежит понятие алгоритмизации, рассматри­ваемое как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Любая человеческая дея­тельность, процессы управления в различных системах сводятся к реализации определенных алгоритмов. Пред­ставления учащихся об алгоритмах, алгоритмических про­цессах и способах их описания неявно формируются при изучении многих школьных дисциплин и особенно мате­матики. Но с появлением ЭВМ эти алгоритмические пред­ставления, умения и навыки стали получать самостоятель­ное значение, и постепенно были определены как новый элемент общей культуры современного человека. По этой причине они были включены в содержание общего школьного образования и получили название алгоритми­ческой культуры учащихся.

Основными компонентами алгоритмической культу­ры являются:

• понятие алгоритма и его свойств;

• понятие языка описания алгоритма;

• уровень формализации описания;

• принцип дискретности (пошаговости) описания;

• принципы построения алгоритмов: блочности, ветв­ления, цикличности;

• выполнение (обоснование) алгоритма;

Формирование алгоритмической культуры предпола­галось осуществлять средствами различных школьных предметов, однако, в середине 1970 годов только в учеб­ник по алгебре для 8 класса был включен раздел «Алго­ритмы и элементы программирования», который потом был исключен. Тем не менее, идея глубокого влияния про­граммирования и алгоритмизации на содержание и про­цесс обучения дала толчок развитию школьной дидактики в этом направлении перед началом эры компьютериза­ции.

В конце 1970 годов появились массовые и дешёвые программируемые микрокалькуляторы. После экспери­ментальной проверки решением Минпроса СССР они были введены в школьный учебный процесс. Быстро появились методические разработки, которые позволили обеспечить массовое обучение школьников программированию на микрокалькуляторах. Однако появление персональных компьютеров отодвинуло микрокалькуляторы в сторону.
Широкое распространение с конца 1970 годов микропро-
цессоров, малых ЭВМ, диалоговых многотерминальных
комплексов, а затем и персональных ЭВМ, которые начали
появляться и в школах, породило новую волну интереса к
проблеме внедрения программирования и ЭВМ в школу.
Лидировала в этом деле «сибирская группа школьной ин-
форматики» при отделе информатики ВЦ Сибирского от-
деления АН СССР под руководством академика А.П. Ершо-
ва. В начале 1980 годов Г.А. Звенигородским была создана
интегрированная система программирования

3. Третий этап начался с поступлением в школы IBM совместимых персональных компьютеров и компьютерных классов производства киевского завода «Электронмаш», а также зарубежных. В середине 1990 годов в ряд школ Рос­сии поставлялись также компьютерные классы, укомплек­тованные ПЭВМ «Макинтош» фирмы Apple.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *