Чем занимается юридический отдел в организации
Юридическая служба компании
Начиная выстраивать работу юридической службы в компании, нужно, во-первых, четко определить, что она собой представляет, сферы ее деятельности и влияния. Во-вторых, установить ее место и роль в организации: с кем и как она взаимодействует, какова ее роль и зачем она нужна.
Понятие юридической службы
В законодательстве отсутствуют какие-либо нормативные или разъяснительные акты, в которых достаточно подробно давалось бы понятие и описание юридической службы (ЮС). Давно устарели советские стандарты 70-х годов прошлого века, например, из-за использования таких фраз: «Руководитель юридической службы консультирует работников по вопросам трудового права». Скорее всего, сегодня юрист, давший работнику подробную инструкцию, как избежать увольнения, вскоре сам потеряет работу. Мы предлагаем базовое, короткое и емкое определение:
Юридическая служба организации — это подразделение, осуществляющее правовое обеспечение ее деятельности.
Именно юрист определяет, что законно или незаконно в деятельности компании, защищает ее права и обязанности, выстраивает схемы сделки, формирует договорную базу и политику.
Как организовать работу юридической службы
Организация работы ЮС, определяющая ее место в компании, должна идти по трем направлениям:
Внутри самой службы: организация работы в коллективе, порядок проверки юристами документов, разработка требований к контрагентам, договорам, налоговым рискам.
В компании в целом. Эта сфера работы службы пересекается с первой. Нужно помнить, что в любой организации юридически значимые действия (то есть те, что имеют правовые последствия) совершают не только юристы. Только последние понимают риски и как правильно действовать.
Например
Юрист не подписывает акт приема-передачи, и полномочия того, кому товар отгружен, проверяют водитель или экспедитор. Нарочный, доставляя документы, проверяет полномочия у секретаря — получателя. Сотрудник финансового отдела обещает скидку с корпоративного адреса (при этом Верховный Суд признает, что электронная почта может быть доказательством обмена юридически значимыми сообщениями при достоверном установлении получателя и адресата). Все эти действия могут иметь правовые последствия. А рядовой финансист, бухгалтер, кадровик, экспедитор, снабженец не всегда это осознают. Таким образом, важно взаимодействовать с другими подразделениями, сотрудниками, советом директоров, генеральным директором для грамотного построения работы, объяснения правовых рисков.
Внешние контрагенты. Это могут быть поставщики, покупатели, арендодатели, госорганы. Например, такие, как правоохранительные органы, суд – в случае необходимости участия в судебном заседании, приходится распределять обязанности между юристами, решать, кто пойдет на заседание и кто будет вести судебное дело. Более того, даже подготовка письма в ответ на поступивший запрос – это тоже взаимодействие с внешними контрагентами. Вам придется разработать разъяснения, указания, оспорить действия налогового органа, в конце концов. Таких ситуаций достаточно много.
3 задачи юридической службы
Задачи юридической службы определяют ее основные роли, каждая из которых делится на подзадачи. Давайте разберем поле приложения сил сотрудников юридической службы.
1. Обеспечение законности в деятельности организации, защита ее прав и интересов
Роль юриста — контролировать законность всех действий, решений, договоров, отчисления налогов. Обратная сторона процесса — когда обычный юрист говорит в ответ на поставленную клиентом/доверителем/работодателем задачу: «Это невозможно в соответствии с такими-то законами».
Однако нанимателя не интересует законность, ему нужно решение проблемы, поэтому квалифицированный и грамотный специалист будет искать варианты, которые, к сожалению, иногда бывают и в самом деле незаконны. И это уже вопрос ответственности работодателя, о которой он должен узнать именно от юриста.
Алексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления
Мои клиенты готовили заявление от сотрудников, которые участвовали в государственных конкурсах на 200-300 млн руб. Вопрос заключался в том, что они изначально не знали, какие именно конкурсы будут объявлены в 2019 году. Юристы компании заявили, что закон о персональных данных требует понимания, кому передается информация о сотрудниках, поэтому участие в конкурсах невозможно. Но я посчитал, что работник предоставляет компании информацию о себе с целью участия в конкурсе и последующей ее передаче в госорганы, которые его объявят. Даже если компании выпишут административный штраф за разглашение персональных данных и потребуют устранить утечку, можно подписать соответствующие соглашения с самими сотрудниками, лишь бы не пропустить такое выгодное участие.
Работа юриста заключается не только в тактических действиях (разработка документооборота, подготовка типового договора), но и в стратегических, которые оправдывают ожидания работодателя или клиента. Когда работодатель поймет, что юрист решает его проблемы (выигрывает суды, разрабатывает договоры, благодаря которым его права не нарушаются), юрист сможет просить повышения зарплаты, расширения штата.
Совет: доказывайте свой профессионализм. И подчеркивайте свою значимость. Даже если вы знаете, как мгновенно решить проблему, лучше ознакомьтесь еще раз с документами, сверьтесь с правовыми системами и возьмите несколько дней на подготовку ответа.
Тонкости защиты прав и интересов организации. Юрист всеми способами, не противоречащими Кодексу, должен оберегать интересы своего клиента, доверителя, работодателя. Но есть два важных аспекта, на которые не всегда обращают внимание:
Опытный юрист должен всегда предвосхищать развитие событий. Это означает, что анализируя сделку или текст договора, построение группы компаний, покупку акций, вхождение в качестве участника в другое юридическое лицо, он каждый шаг сделки или пункт договора анализирует с точки зрения «А что, если…». «Что будет, если товар не поставят?», «Что будет, если товар поставят, но не в том ассортименте, или он дефектный, или без документов?», «Что будет, если этот пункт будет выполнен?». На подобные вопросы юристы часто отвечают после того, как договор подписан и возникла критическая ситуация. В ее предотвращении важную роль играет организация работы юридической службы. Руководитель службы и его подчиненные должны все анализировать заранее.
Юрист должен управлять правовыми рисками. Это обязательное условие управления и организации работы юридической службы. И начать руководитель должен с себя. Тем более, этот навык сейчас выводится на законодательный уровень: с 2020 года в законе об акционерных обществах вступает в силу новая норма, обязывающая иметь службу внутреннего аудита в публичных АО. Эта служба будет заниматься правовыми рисками. Безусловно, есть контрагенты, у которых уже сложилась репутация и с ними работать проще. Но при контрактах на большие суммы лучше заранее предположить худшее, чтобы избежать неприятностей.
Два подрядчика некачественно выполнили работу. Обычно по договору подряда заказчик может отправить мотивированный отказ в течение 5-7 рабочих дней, иначе работа считается выполненной и принятой без замечаний. Итак, отказ отправлен нарочным и принят секретарем на соответствующем бланке с подписью и входящим номером. Какие здесь могут быть правовые риски?
Подрядчики могут обратиться в суд, поскольку работа не оплачена, и потребовать пени за неустойку. Заказчик возражает: направлен мотивированный отказ, на его основании некачественная работа не должна оплачиваться. Недобросовестные контрагенты в ответ заявляют: «Отказ сфальсифицирован, чтобы не принимать работу. Потому что человек с такой фамилией (который принял документ) вообще у нас не работает, можете сделать запрос в Пенсионный фонд. По штатному расписанию у нас есть офис-менеджер, а в ваших бумагах фигурирует секретарь. А согласно положению о документообороте, утвержденном директором, на входящую корреспонденцию ставится круглая печать, а не красная треугольная, как у вас».
Это, безусловно, правовой риск, который юрист должен учитывать и управлять им, направляя отказ или любой другой правовой документ контрагентам.
2. Обеспечение правовыми средствами сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации
Отсутствие привычки мыслить по шаблону — один из ключевых навыков юриста. Задача обеспечения сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации требует именно такого подхода. С недвижимым имуществом часто возникают спорные моменты: если заканчивается срок исковой давности, оспорить сделку уже невозможно. Здесь и пригодится умение искать новые пути.
Юрист проиграл иск по одному требованию, соответственно, подать по нему новый иск уже нельзя. Но можно найти другое обоснование для оспаривания. Так, существует п.52 совместного постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов 10/22, где установлен еще один способ защиты нарушенных прав, которого нет в Гражданском Кодексе. Это иск о признании права отсутствующим. Он может спасти безнадежную ситуацию, поскольку, согласно постановлению Пленума Верховного суда №43 от 29.09.2015, на требование о признании права отсутствующим срок исковой давности не распространяется. И такого рода иски можно предъявлять через много лет с момента, когда право было нарушено.
Устав компании — это тоже рубеж обороны юриста. В нем можно прописать определенные требования к одобрению крупных сделок. Или вообще указать, что сделки с акциями, долями, займами, кредитами, недвижимостью требуют единогласного одобрения. Установить особый порядок созыва и подготовки общего собрания не только через Почту России (письма могут перехватить рейдеры), но и дублируя информацию с помощью публикации в газете.
Воздействовать на недобросовестного поставщика, защищая имущество работодателя, тоже бывает нелегко. Он нарушает сроки, меняет ассортимент, не соблюдает качество товара, нарушает требования к таре и упаковке. Какие существуют правовые механизмы обеспечения, например, сроков поставки? В договоре, конечно, прописана неустойка, но ведь ее еще нужно взыскать! Значит, юристу придется открывать дело, идти в суд, платить госпошлину. Не проще ли перепасовать мяч судебного разбирательства на контрагента?
Это возможно, если в договоре указать: «Из всех сумм, подлежащих уплате поставщику, покупатель вправе удерживать пени, убытки, штрафы и т.д.». Таким образом, если компания должна заплатить такому поставщику миллион рублей, 100-110 тыс. руб. будет удерживаться в качестве пеней и неустоек, после направления контрагенту соответствующего письма. И теперь пусть уже поставщик, несогласный с суммой неустойки, идет в суд — закон дает такую возможность. Теперь уже он будет писать претензию, оплачивать госпошлину и юриста, идти в суд и дожидаться непонятного результата. Этот пример демонстрирует две важные вещи: как важно предвосхитить развитие событий, указав соответствующую строку в договоре, и управлять правовыми рисками (в данном случае — задержки оплаты или доставки).
Безусловно, ситуация будет другой, если ваш контрагент — монополист. Он является сильной стороной и навязывает компаниям свои условия. Это банки, страховые компании, такие структуры, как РЖД или Газпром. Но даже после заключения договора с ними у компании есть возможность обжаловать определенные пункты через суд, ссылаясь на то, что она — слабая сторона и условия соглашения были навязаны. При этом можно указать, что заключить договор с кем-либо еще невозможно, приложить заключение ФАС, что контрагент действительно единственный поставщик в этом регионе.
Поддержание и развитие правовой культуры организации обязывает юриста объяснять неблагоприятные правовые последствия решений тем сотрудникам, которые участвуют в правовой, договорной деятельности компании. Их много и они могут не иметь юридического образования и лично не подчиняться юридической службе.
Алексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления
Кадровики не уточнили у юриста, есть ли доверенность у увольняющегося сотрудника. (Замечу: я советую всегда включать юриста в обходной лист. Это особенно полезно, если компания плохо расстается с работником, который по доверенности может подписать любые документы от имени компании, в которой уже не работает). Или, допустим, компания дополнительно нанимает по договору маркетинговую компанию для проведения акции в помощь уже имеющимся в штате маркетологам. У юристов сразу возникают налоговые риски, поскольку Налоговая инспекция может счесть необоснованным расходом сумму на сторонних специалистов.
Или грузчики перепутали место доставки и привезли мебель не тому человеку, который все принял и расписался в получении. Юрист знает, что возник большой правовой риск и помнит ст. 312 ГК РФ, в которой сказано: «Должник, исполняя обязательство, обязан убедится в личности кредитора и обязан потребовать от кредитора доказательств, что он является надлежащим получателем товаров, работ и услуг». Но грузчики этого не знают. И не проверяют получателя. Отсюда возникает большое количество споров, которые отчасти относятся к области управления правовыми рисками.
Здесь может помочь принцип Эстоппель, который подразумевает запрет на непоследовательное поведение. То есть нельзя поступать в противоречии со своими предыдущими поступками и высказываниями. В ГК его нет, но он активно применяется судами в экстренных ситуациях (потеря накладной, ее подписание лицом без полномочий). Например, кладовщик принял по доверенности партию товара, покупатель ее оплатил. Но во второй раз у него доверенности не было, между тем, партию он принял. А покупатель оказывается платить за доставленный товар, мотивируя это отсутствием разрешительных документов у кладовщика. Но на вторую партию доставки правовые нормы начинают действовать по принципу «из обстановки». То есть, если в первый раз оплаченный товар был доставлен, принят этим человеком и все было в порядке, то противоположное поведение компании может быть оспорено.
Юрист не может прогнозировать планы работы отделов продаж, маркетинга, но может наладить взаимодействие с разными подразделениями, чтобы их руководители и сотрудники тоже понимали правовые риски своих решений. В этом случае маркетологи напишут служебную записку, что они сами не справляются с поставленной задачей, или поменяют должность — здесь уже юрист подскажет выход.
Эффективным механизмом поддержания правовой культуры организации станет консультирование коллег, работников. Как о внутреннем распорядке, так и о действующем законодательстве. Это может быть инструктаж, подготовка памятки: в какой ситуации запросить доверенность, когда она не может быть ксерокопией (которые не являются доказательством в суде), где нужно включить текст о полномочиях в договор (в отношении тех, кто подписывает акт выполненных работ или приема-передачи, отгружает груз). Проведите ревизию должностей, на которых сотрудники совершают действия с правовыми последствиями, и напишите для них памятку. В ней укажите алгоритм действий, а затем соберите общее собрание и объясните все правовые риски. Памятку можно раздать под роспись.
3. Глобальное обеспечение законности в компании
Это касается сферы проведения юридической экспертизы проектов внутренних нормативных актов компании на предмет их соответствия действующему законодательству.
Что должна контролировать юридическая служба
В случае необходимости юристам стоит участвовать в их подготовке.
Работа с контрагентами
Претензионно-исковая работа
В итоге нужно представить руководству рекомендации, как избежать претензий и отвечать на иски, как списать безнадежную задолженность, как организовать работу приема качества и количества товара.
В некоторых компаниях есть претензионные отделы, не входящие в юридическую службу. Им тоже нужно писать инструкцию по подготовке претензий. Ведь она теперь не просто формальный документ, а основание для подачи иска. Стоит сделать типовую форму претензий в текстовом формате, в которой какие-то формы будут неизменны. Это облегчит работу и юристу, и подразделениям компании.
Работа с доверенностями
Один из важнейших инструментов, который требует внимания к деталям. Нужен журнал который для систематизации учета доверенностей можно вести в электронном виде, в форме таблицы. Не забудьте поставить «напоминалки» (в том же Excel) об окончании срока доверенности.
Кроме учета важно контролировать отмену доверенности. Не только в отношении увольняемых сотрудников, но и в качестве стратегического рычага ее выдачи. Основной риск юридической службы — подписание документов лицом без полномочий. Сейчас число сделок по поддельным доверенностям или по доверенностям, отозванным задним числом, приобрело массовый характер. Этот риск тоже надо учитывать.
Корпоративное управление
Корпоративное управление подразумевает обеспечение законности работы органов управления компании и контроль акционерной организации, участие в подготовке проектов решений совета директоров, в подготовке выпуска и обращения ценных бумаг, информировании акционеров о деятельности компании и их консультированию. Например, в случае непредставления информации, члену АО кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф от 500-700 тыс. руб. А иногда за нарушение порядка проведения общего собрания можно получить до 1 млн руб. штрафа административной ответственности.
Область недвижимости
Задача юриста — обеспечить систематизированный учет объектов недвижимости организации и обеспечить его государственную регистрацию. Один из механизмов обезопасить недвижимость клиента — запрет на совершение сделок без личного присутствия. Необходимо обратиться в Росреестр, чтобы собственник компании написал, что сделки по доверенности невозможны.
Любая компания — живой организм. Эффективность работы ее сотрудников (и юристов в том числе) зависит от степени взаимодействия с другими сотрудниками и подразделениями. Именно юристы сталкиваются с самыми негативными сторонами работы компании: несвоевременными поставками, жалобами клиентов, исками. На первый взгляд, многие сложности работы компании от них не зависят. Но любое отклонение от условий договора — это вызов юристу. Поэтому лучше предупредить удар: самая лучшая битва — та, которой не было.
Текст: Светлана Щербак
Материал подготовлен на основе части практического курса кандидата юридических наук Алексея Голощапова, преподавателя Русской Школы Управления. Узнать больше и повысить свою квалификацию в области юриспруденции вы сможете на наших курсах:
Смотрите отрывок занятия:
Чем занимается юридический отдел в организации
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР
от 19 февраля 1976 года N К-18-103
[О Методических рекомендациях об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате)]
Министерство юстиции СССР направляет Методические рекомендации об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате).
Рекомендации подготовлены с учетом требований действующего законодательства, регулирующего деятельность юрисконсультов, и сложившейся практики работы юридической службы ряда отраслей народного хозяйства. Они имеют целью оказать помощь юрисконсультам предприятий и производственных объединений в выполнении поставленных перед ними задач.
В случае необходимости на базе этих рекомендаций могут быть подготовлены ведомственные рекомендации, учитывающие специфику работы соответствующих отраслей народного хозяйства.
УТВЕРЖДЕНЫ
заместителем Министра юстиции СССР
19 февраля 1976 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об организации работы юридической службы
на предприятии и в производственном объединении
(комбинате)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения*, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года N 467, определившим основные задачи, права и обязанности юридической службы в народном хозяйстве.
Рекомендации имеют целью оказать помощь юридическому отделу (бюро), старшему юрисконсульту, юрисконсульту и другим работникам юридической службы* предприятия и производственного объединения (комбината) в организации их работы по основным направлениям деятельности юридической службы. В связи с этим в них освещаются следующие вопросы: планирование работы юридических отделов (юрисконсультов); организация учета и хранения нормативных актов; обеспечение законности документов правового характера; ведение договорной и претензионно-исковой работы; обеспечение сохранности социалистической собственности и соблюдения законодательства о труде. Кроме того, в рекомендациях освещаются особенности работы юридической службы в производственных объединениях.
* В дальнейшем употребляется термин «юридический отдел (юрисконсульт)» или «юридическая служба».
1. Организация работы юридической службы
на предприятии
1.1. Планирование работы
Всем юридическим отделам (бюро) и юрисконсультам рекомендуется постоянно планировать свою работу.
Целесообразно составлять план основных мероприятий юридической службы на год и представлять его на утверждение руководителю предприятия. На основе этого плана составляется план работы на квартал. В нем следует указывать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. При определении исполнителей необходимо учитывать установленное в отделе (бюро) распределение обязанностей среди сотрудников.
При подготовке плана основных мероприятий на год следует проанализировать отчетные данные предприятия, свидетельствующие: о результатах его хозяйственной и финансовой деятельности; о состоянии охраны труда и техники безопасности; о непроизводительных потерях рабочего времени; о размерах ущерба, причиненного хищениями, недостачами и порчей материальных ценностей, выплатой штрафных санкций за недопоставку продукции, простой вагонов и другие нарушения договорных обязательств. Кроме того, необходимо ознакомиться с имеющимися на предприятии материалами ревизий, инвентаризаций, с решениями балансовых комиссий, а также частными определениями судов и представлениями следственных органов, поступившими в адрес предприятия в связи с нарушениями государственной и плановой дисциплины, приписками и искажениями в отчетности и др. Следует также анализировать представления органов милиции, направленные предприятию по поводу нарушений общественного порядка рабочими и служащими предприятия.
С учетом выявленных в результате анализа данных, свидетельствующих о состоянии социалистической законности на предприятии, следует определить основные мероприятия, подлежащие включению в план. Помимо этого, в план необходимо включать и другие мероприятия, способствующие укреплению социалистической законности и повышению экономических показателей деятельности предприятия.
В плане могут быть предусмотрены, в частности:
обобщения практики договорной, претензионной и исковой работы;
анализ претензий и исков по спорам о качестве продукции;
изучение положения дел с сохранностью социалистической собственности;
изучение практики возмещения ущерба, причиненного рабочими и служащими предприятию;
изучение состояния дебиторской задолженности на определенную дату;
осуществление контроля за соблюдением установленного законодательством порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;
изучение практики применения трудового законодательства в целях усиления борьбы с нарушениями трудовой дисциплины и порядка проведения сверхурочных работ, усиления охраны труда женщин и несовершеннолетних;
проверки законности актов правового характера, изданных руководителями структурных подразделений предприятия;
чтение лекций и докладов на правовые темы для рабочих и служащих;
проведение занятий с хозяйственными руководителями и инженерно-техническими работниками по изучению основных вопросов хозяйственного и трудового законодательства.
Юридическому отделу (юрисконсульту) следует предварительно согласовать с другими структурными подразделениями и службами проведение тех мероприятий, которые планируется провести совместно с ними.
При решении вопроса о включении в план основных мероприятий на год или в квартальный план того или иного мероприятия следует учитывать не только недостатки в производственно-хозяйственной деятельности, но и характер правовой работы, а также количество юридических работников на предприятии.
При необходимости могут составляться тематические планы работы юридической службы, дополняющие квартальные планы. Эти планы целесообразно разрабатывать, как правило, в связи с принятием новых нормативных актов, касающихся предприятий.
В юридическом отделе (бюро) контроль за выполнением запланированных мероприятий и оказание практической помощи исполнителям осуществляет начальник юридического отдела (бюро). Возможны различные формы контроля: периодический (ежемесячно), итоговый (в конце квартала), отчеты исполнителей на совещаниях в юридическом отделе (бюро) и т.п.
1.2. Учет и хранение нормативных актов
1.2.1. Юридический отдел (юрисконсульт) предприятия организует систематизированный учет и хранение поступающих на предприятие и принятых им нормативных актов. Регистрация этих актов осуществляется в общем порядке в соответствии с инструкцией о делопроизводстве.
Юридической службе целесообразно вести систематическую картотеку указанных нормативных актов. Для ведения картотеки подготавливается классификатор. Его следует разрабатывать с таким расчетом, чтобы в нем (следовательно, и в картотеке) были отражены именно те вопросы, которые являются наиболее актуальными для данного предприятия. Более подробно об этом см.: Ю.М.Аристаков, А.Б.Годес, А.В.Маврин, А.Н.Раевский. Правовая работа на промышленном предприятии. Изд-во «Юридическая литература», 1972, стр.29-31.
1.2.2. Нормативные акты, необходимые юридической службе в повседневной работе (общесоюзные законодательные акты, кодексы, положения о поставках, особые условия поставки, постановления Пленума Верховного Суда СССР, инструктивные указания и разъяснения Госарбитража при Совете Министров СССР, инструкции (положения) министерства, ведомства о порядке ведения договорной (претензионной) работы и др.), целесообразно хранить в юридическом отделе (у юрисконсульта). Другие нормативные акты могут храниться в соответствующих структурных подразделениях.
1.3. Работа по обеспечению законности
документов правового характера
Проверяя соответствие закону представляемые на подпись руководителю предприятия проекты приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, юридической службе необходимо прежде всего выяснить:
правомочен ли руководитель предприятия издать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу или решение вопросов, предусмотренных в проекте, относится к компетенции вышестоящих органов;
не требуется ли согласование данного проекта с фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза (ФЗМК);
правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты.
Кроме того, следует определить, какими действующими нормативными актами регулируется данный вопрос, и изучить эти акты. Далее следует уточнить, не вносились ли изменения, дополнения в эти акты, сличить содержание той части проекта, в котором имеются ссылки на нормативные акты, с содержанием этих актов. Если в проекте приказа (другого документа) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно.
Необходимо проверить, соответствует ли подготовленный проект требованиям нормативных актов вышестоящих органов управления (объединения, министерства), а также ранее принятым актам данного предприятия, если проект не предусматривает их отмену или изменение.
Если проект не согласован с заинтересованными подразделениями предприятия, а в необходимых случаях с ФЗМК, то он должен быть возвращен лицу, ответственному за его подготовку.
Убедившись в том, что проект составлен правильно как по существу, так и по форме, начальник юридического отдела (юрисконсульт), визирует его.
В случае несоответствия данного проекта действующим нормативным актам начальник юридического отдела (юрисконсульт), не визируя проект, дает заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. В зависимости от конкретных обстоятельств начальник юридического отдела (юрисконсульт) либо лично докладывает руководителю предприятия свои замечания по проекту, либо представляет письменное заключение, которое должно быть мотивированным, убедительным, обоснованным (в необходимых случаях со ссылкой на закон).
На начальника юридического отдела (юрисконсульта) предприятия возложен контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений предприятия. В связи с этим целесообразно, чтобы работники юридической службы периодически (в соответствии с планом работы) проверяли приказы и другие акты, изданные в структурных подразделениях. Если будет установлено, что акты изданы с нарушением действующего законодательства, то следует внести предложение руководителю структурного подразделения об изменении или отмене таких актов. При его отказе привести акт в соответствие с требованием законодательства, а также в других случаях грубого нарушения законности юридическому отделу (юрисконсульту) следует внести руководителю предприятия предложения об отмене или изменении этих актов.
1.4. Договорная и претензионно-исковая работа
1.4.1. Общие положения
1.4.1.1. Степень участия юридической службы в договорной, претензионной и исковой работе на предприятии определяется приказом (инструкцией) о порядке ведения этой работы, который должен соответствовать требованиям, изложенным в Общем положении о юридическом отделе, юрисконсульте и отраслевом положении о юридической службе, утвержденном министерством, ведомством. В случае отсутствия такого приказа (инструкции) следует внести предложение руководству предприятия о его разработке.
В приказе (инструкции) рекомендуется, в частности:
предусмотреть общие принципы организации договорной, претензионной и исковой работы;
назвать структурные подразделения, ответственные за ведение договорной, претензионной и исковой работы, их функции;
определить порядок приема и отправки корреспонденции, относящейся к договорной, претензионной и исковой работе;
установить порядок и способы учета, хранения и регистрации договоров, претензий, исковых заявлений и всех документов, имеющих к ним отношение;
дать поручение руководителям структурных подразделений о разработке и утверждении должностных инструкций, регламентирующих обязанности работников, занимающихся договорной, претензионной и исковой работой.
Необходимо провести со всеми работниками предприятия, имеющими непосредственное отношение к договорной, претензионной и исковой работе, занятия по изучению приказа (инструкции).
1.4.1.2. Юридическому отделу (юрисконсульту) следует участвовать в разработке текстов бланков договоров, исковых заявлений, актов приемки продукции (товаров) по количеству и качеству и других документов, относящихся к договорной, претензионной и исковой работе. При проведении этой работы следует проанализировать содержание всех документов по данному вопросу, направленных контрагентам в прошедшем году, и внести соответствующие предложения руководителю предприятия. При разработке текстов указанных документов следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к содержанию и форме договоров, претензий, исковых заявлений и других унифицируемых на предприятии документов.
1.4.2. Договорная работа
В соответствии с Общим положением о юридическом отделе, юрисконсульте юридическая служба предприятия должна организовывать совместно с другими подразделениями работу по заключению хозяйственных договоров, участвовать в подготовке проектов указанных договоров и визировать их.
Юридическому отделу (юрисконсульту) предприятия необходимо ежегодно перед началом договорной кампании анализировать практику заключения и исполнения хозяйственных договоров за прошедший год. При этом следует выяснять, отвечают ли условия договоров законным интересам как предприятия, так и его контрагентов, какие в связи с этим условия следует изменить или уточнить, а также имеется ли необходимость в установлении других условий, в частности дополнительных имущественных санкций.
Необходимо также проанализировать данные о суммах штрафов, выплаченных предприятием за нарушение сроков поставки продукции, за поставку продукции ненадлежащего качества, за сверхнормативный простой вагонов и другие нарушения договорных обязательств. Материалы анализа следует учитывать при подготовке договоров, их заключении и исполнении.
При выявлении недостатков в договорной работе (несвоевременность заключения договоров, «амнистирование» нарушителей договорной дисциплины, нарушение порядка расчетов с контрагентами, нарушение инструкций о порядке приемки продукции по количеству и качеству и т.д.) следует внести соответствующие предложения руководителю предприятия.
При наличии серьезных недостатков в договорной работе или при изменении структуры хозяйственных связей и в других необходимых случаях целесообразно внести предложение о подготовке приказа по предприятию. Юридическому отделу (юрисконсульту) следует принять участие в разработке такого приказа.
Принимая совместно с другими подразделениями участие в определении формы договорных отношений, юридический отдел (юрисконсульт) должен прежде всего выяснить, не выдан ли наряд (заменяющий его документ) сверх плана производства, не нарушен ли порядок и сроки его выдачи. Кроме того, следует также учитывать установившуюся практику взаимоотношений с контрагентом. При отсутствии замечаний по наряду (заменяющему его документу) юридический отдел (юрисконсульт) и руководитель соответствующего структурного подразделения представляют руководству предприятия предложения о возможном способе установления договорных отношений (путем заключения договора, подписываемого сторонами, путем принятия наряда к исполнению, путем подтверждения поставщиком принятия заказа покупателя). При этом договорные отношения по поставке продукции и товаров, оформляемые путем принятия поставщиками и покупателями наряда к исполнению, должны устанавливаться в порядке, определенном в Инструкции, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 19 сентября 1975 года N 118 (см. «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР», 1976 года N 1).
Юридический отдел (юрисконсульт) при визировании проекта хозяйственного договора, заключаемого предприятием с контрагентом, должен удостовериться в наличии виз тех руководителей структурных подразделений, с которыми данный проект договора должен быть согласован, а также убедиться в соблюдении сроков оформления проекта договора. Если нарушены сроки оформления договоров, целесообразно поставить об этом в известность как заинтересованное структурное подразделение, так и руководство предприятия. При проверке соответствия проекта договора требованиям законодательства следует прежде всего выяснить, все ли существенные условия содержатся в договоре.
При отсутствии замечаний проект договора визируется и передается в установленном порядке на подпись руководству предприятия. Если какой-либо пункт проекта договора не соответствует действующему законодательству, юридический отдел (юрисконсульт) вносит предложение о его изменении.
Если у предприятия имеются какие-либо возражения по условиям договора, то они фиксируются в протоколе разногласий. Этот протокол проверяется юридическим отделом (юрисконсультом) с точки зрения его законности одновременно с проектом договора, по условиям которого он составлен.
При рассмотрении протокола разногласий, полученного от контрагента, следует обратить внимание на своевременность его составления, а также на законность и мотивированность возражений структурных подразделений против тех или иных предложений контрагента. В случае полного или частичного несогласия с предложениями контрагента предприятием в установленный законом срок принимаются меры к доарбитражному (несудебному) урегулированию разногласий.
1.4.3. Претензионная работа
1.4.3.1. В соответствии с Общим положением о юридическом отделе, юрисконсульте претензионная работа на предприятии ведется либо юридической службой, либо другими подразделениями в зависимости от конкретных условий, сложившихся на предприятии.
1.4.3.2. Если ведение претензионной работы возложено на юридическую службу, необходимо вести учет претензий и связанных с ним документов по единой, утвержденной у руководства предприятия форме (представляется наиболее приемлемой журнальная форма). Следует также разработать и представить на утверждение специальную форму учета исполнения контрагентами своих обязательств, в соответствии с которой структурные подразделения в установленный срок должны передавать юридическому отделу (юрисконсульту) сведения, необходимые для предъявления претензий.