Чем занимается заместитель главного бухгалтера на предприятии
Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера
Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера служит для формализации рабочих процессов и повышения эффективности работы специалиста. Обязанность работодателя по составлению данного документа не предусмотрена в законодательстве, но в статье 57 ТК упоминается, что в трудовом договоре должна быть зафиксирована трудовая функция работника. Фактически должностная инструкция и является расширенным дополнением к трудовому договору, конкретизируя основные аспекты функции работника.
Образец должностной инструкции заместителя главного бухгалтера
1. Общие положения
2. Функции
От заместителя главного бухгалтера на работе требуются следующие функции:
3. Ответственность
Заместитель главного бухгалтера может нести ответственность в следующих случаях:
4. Права
Заместитель главного бухгалтера в своей работе имеет следующие права:
5. Условия труда
Зачем требуется должностная инструкция заместителю главного бухгалтера
В документе даны четкие формулировки для специалиста по основным аспектам деловых отношений. Так, в нем изложены:
Всё это помогает сориентировать заместителя главного бухгалтера: что ждет от него руководитель и какова его роль в компании. Руководство компании, в свою очередь, с помощью данной инструкции может упростить процессы контроля над работником и улучшить эффективность его рабочих процессов. Дополнительно документ дает возможность для предотвращения конфликтных ситуаций на работе, а также может использоваться в судебных разбирательствах.
Принципы должностной инструкции
Трудовое законодательство до сих пор не уделяет внимание описанию роли должностной инструкции. В результате работодатели адаптируют документ под свои нужды, придерживаясь, однако, некоторых распространенных стандартов. По этим стандартам типовая инструкция включает следующие разделы:
К данным разделам работодатели могут добавлять и дополнительные, которые конкретизируют отдельные аспекты в деятельности специалиста. Наиболее популярны следующие дополнительные части:
Важно! Для создания или корректировки должностной инструкции можно использовать бухгалтерский профстандарт №103н, утвержденный Минтрудом в начале этого года.
Общие положения
Начальный раздел в инструкции. Он предназначен для перечисления общих принципов положения специалиста в фирме. Стандартными в разделе являются те пункты, где показано, кто заменяет специалиста, кто его принимает на работу и увольняет с неё и тому подобное.
Наиболее важное значение имеют пункты, где перечислены требования к стажу и образованию кандидата на должность, а также даны те навыки, которыми он должен владеть.
Важно! Заместитель главного бухгалтера должен заменять своего руководителя в случае необходимости. Это предъявляет повышенные требования к уровню специалиста. В данном случае можно даже выделить под квалификационные требования отдельный раздел.
Основные функции
В разделе даны основные обязанности заместителя главного бухгалтера. Помимо помощи главному бухгалтеру, в его функции может входить и оперативное управление каким-то направлением бухгалтерии, таким как отчетность по МСФО или налоговое планирование. В таком случае рекомендуется отдельно прописать данные функции.
Ответственность
Раздел отводится под перечисление случаев, когда специалист может быть привлечен к ответственности. Для заместителя главного бухгалтера важно упомянуть ответственность за раскрытие конфиденциальной внутренней информации.
Важно! Меры ответственности описываются в общих чертах, так как конкретно они могут быть определены лишь в ходе соответствующих разбирательств, в том числе и в суде.
Права
Здесь дается типовой список прав, примерно одинаковый у разных специалистов. Для бухгалтера важно подчеркнуть право на получение документов и информации, нужных для ведения отчётности, её сдачи и проверки корректности.
Условия труда
Сюда включаются не только стандартные права, такие как льготы и премии, но и те, которые связаны с особенностями бухгалтерской работы. Так, работодатель может взять обязательство снабжать специалиста отраслевой прессой и доступом к профильным онлайн-ресурсам. Также специалист может быть отправлен в оплачиваемые поездки на отраслевые конференции или семинары по повышению квалификации.
Для вступления инструкции в силу она должна быть согласована с руководителем фирмы и главным бухгалтером. Также в согласовании могут быть задействованы и другие лица (заместитель директора, юрист, начальник кадрового отдела). После этого с содержанием инструкции должен быть ознакомлен сам работник.
Инструкция распечатывается на фирменном бланке. В этом бланке должны содержаться подписи причастных лиц, их расшифровка, наименование самой организации и дата составления. Только после того, как все подписи поставлены, документ считается вступившим в силу.
Чем занимается заместитель главного бухгалтера на предприятии
Сразу скажем, что отечественное законодательство отдельно вообще никак не регулирует вопрос об объеме и составе полномочий, необходимых качествах заместителя главного бухгалтера. Образец должностной инструкции этого специалиста может быть фактически любым. Однако это лицо замещает третьего человека в компании – главбуха. Особенно в периоды отсутствия последнего на рабочем месте. Поэтому на практике должностную инструкцию заместителя главного бухгалтера максимально приближают к аналогичному документу главбуха.
Оба этих документа должны хорошо коррелироваться между собой, поэтому при внесении коррективов в один – не забудьте про инструкцию второго специалиста.
Безусловно, на зама главбуха как фактически четвертое лицо в компании после руководителя и его заместителя (замов) тоже ложатся все вопросы учета. Среди них:
Таким образом, требования, которые закон и начальство предъявляют к главбуху, должны найти свое отражение и в образце должностной инструкции заместителя главного бухгалтера.
Это также внутренний документ, который гендиректор должен утвердить своим распоряжением. Его наличие позволит не только понимать заместителю главбуха круг своих обязанностей и ответственности, но и может стать ключевым основанием для разрыва контракта с этим специалистом. Данный порядок един, как в отношении должностной инструкции заместителя главного бухгалтера какого-нибудь ООО, так и для инструкции зама в бюджетном учреждении.
Далее можно скачать образец должностной инструкции заместителя главного бухгалтера в виде ее основных структурных элементов. Он максимально приближен к профстандарту этой профессии.
Основные требования к заместителю главного бухгалтера
Основные требования к кандидатам на должность заместителя главного бухгалтера касаются профессиональных навыков соискателя и имеющегося образования. Обычно к заместителям предъявляются те же требования, что и к основным специалистам-руководителям. Так, согласно ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, главный бухгалтер должен иметь высшее экономическое образование и не менее чем 5-летний трудовой стаж, сопряженный с ведением бухучета. В отношении заместителя требования по усмотрению работодателя могут быть снижены, но их смягчение, как правило, касается только стажа.
Также среди требований обычно упоминается, что претендент на должность заместителя главбуха должен знать:
Помимо вышеуказанного требования работодателей в отношении кандидатов на должность зама главбуха могут включать дополнительные знания и умения претендента. К примеру, работа современного бухгалтера невозможна без применения компьютера, поэтому в список требований может быть добавлен опыт работы с определенной бухгалтерской программой. Некоторые организации заявляют в своих требованиях также знание иностранного (как правило, английского) языка.
Ориентир на профстандарт
По умолчанию организация сама решает, чего требовать от лица на должности заместителя главного бухгалтера. При этом она отталкивается от своей:
Имейте в виду: на сегодня уже недостаточно просто скачать должностную инструкцию заместителя главного бухгалтера. Но мы решили для вас эту проблему. Теперь при наполнении должностной инструкции заместителя главного бухгалтера образца 2019 года обязанностями и прочим компания периодически должна соотносить это с профессиональным стандартом «Бухгалтер». Он утвержден в конце 2014 года приказом Минтруда № 1061н. Но когда именно? А когда к трудовой функции главбуха требования к квалификации (речь только о ней!) предъявляет:
Только в этом случае нужно иметь в виду данный профстандарт. Тогда должностная инструкция заместителя главного бухгалтера c требованиями к квалификации из профстандарта станет правильным решением. Также см. «Профстандарт бухгалтера: как и зачем его применять».
Напомним, что этом профстандарте упомянута должность только главного бухгалтера. А в основном речь идет о бухгалтере в общем смысле. Кроме того, Закон о бухучете приравнивает к главбухам лиц, на которых тоже возложено ведение бухучета. Значит, когда закон говорит о главбухе, подразумевает и его заместителя. Вот показательный пример из этого закона:
В Законе о бухучете ничего не сказано об умениях и знаниях заместителя главбуха. Следовательно, то, про прописано на этот счет в профстандарте, не обязательно включать в образец должностной инструкции заместителя главного бухгалтера.
Имейте в виду: абсолютно любая организация может в качестве ориентира брать профстандарт «Бухгалтер» при разработке своих требований к заместителю главбуха в части опыта, навыков, умений и т. п. В законодательстве по этому поводу ограничений нет.
Нельзя не отметить, что применение на практике нового профстандарта уже начало вызывать множество вопросов. Главный – когда можно и когда нужно его применять. Минтруд периодически старается снимать спорные моменты.
СОВЕТ
Обратите внимание на Квалификационный справочник должностей служащих, утвержденный постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37. Он подскажет, как грамотно подбирать и эксплуатировать трудовые ресурсы. Этот документ тоже универсален и рекомендован всем – от частного бизнеса до госсектора. Например, при составлении должностной инструкции заместителя главного бухгалтера школы.
Далее представлена конкретная должностная инструкция заместителя главного бухгалтера на основе профстандарта. Скачайте образец должностной инструкции.
Должностная инструкция по специальности «Заместитель главного бухгалтера»
Вы можете скачать должностную инструкцию заместителя главного бухгалтера бесплатно. Должностные обязанности заместителя главного бухгалтера
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
1.1. Данная должностная инструкция определяет должностные обязанности, ответственность и права заместителя главного бухгалтера _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения
1.2. Заместитель главного бухгалтера находится в подчинении у главного бухгалтера предприятия.
1.3. В своей работе заместитель главного бухгалтера должен руководствоваться:
-методическими материалами, которые непосредственно касаются соответствующих вопросов;
— нормативными и законодательными документами, которые регламентируют вопросы бухгалтерской отчетности и учета;
— распоряжениями и приказами директора предприятия и главного бухгалтера;
— правилами трудового распорядка на предприятии;
— данной должностной инструкцией.
1.4. В период отсутствия заместителя главного бухгалтера его обязанности возлагаются на его заместителя, несущего ответственность за должное исполнение возложенных на него обязательств.
1.5. Заместитель главного бухгалтера обязан знать:
— методы и формы бухгалтерского учета на предприятия;
— приказы, постановления, законодательные акты, распоряжения, руководящие, нормативные и методические материалы, касающиеся организации бухгалтерского учета обязательств, хозяйственных операций, а также составлению отчетов;
— план корреспонденции счетов;
— порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, которые связаны с расчетами за движение денежных средств и оказанные услуги;
— организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;
— методики экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
— организацию управления, труда и экономику;
— рыночные методы хозяйствования;
— нормы и правила охраны труда;
— правила эксплуатации вычислительной техники;
— правила трудового распорядка на предприятии.
2. Функции
Заместитель главного бухгалтера выполняет следующие функции:
2.1. Контроль движения денежных средств на рублевых и валютных счетах предприятия.
2.2. Контроль ведения бухгалтерского учета расчетов за оказанные услуги.
2.3. Контроль подготовки бухгалтерских документов для формирования бухгалтерской отчетности.
2.4. Формирование и своевременное представление достоверной полной бухгалтерской информации о платежеспособности предприятия и состоянии расчетов за оказанные услуги.
2.5. Помощь работникам предприятия в вопросах контроля, бухгалтерского учета, экономического анализа и отчетности.
2.6. Разработка прогрессивных методов и форм ведения бухгалтерского учета с применением современных бухгалтерских компьютерных программ и средств вычислительной техники.
3. Должностные обязанности
Для выполнения своей работы заместитель главного бухгалтера обязан:
3.1. Осуществлять оперативный учет платежей и поступлений денежных средств.
3.2. Осуществлять контроль работ, касающихся бухгалтерского учета хозяйственных операций (расчетов с заказчиками и поставщиками за оказанные услуги, реализация услуг, движение денежных средств на рублевых и валютных счетах) и обязательств.
3.3. Размещать свободные денежные средства на депозитных вкладах в банках, осуществлять продажу части валютной выручки, ежемесячно составлять отчеты о движении денежных средств по текущим транзитным счетам предприятия.
3.4. Согласовывать с главным бухгалтером и предоставлять инвесторам, кредиторам, аудиторам и прочим пользователям бухгалтерской отчетности достоверную бухгалтерскую информацию о состоянии расчетов с кредиторами и дебиторами (с разрешения руководителя предприятия).
3.5. Принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий, по соблюдению финансовой дисциплины и рациональному использованию ресурсов предприятия.
3.6.Вести переписку с партнерами.
3.7. Готовить нужную информацию по вопросам взаиморасчетов.
3.8. Вести учет расчетов по возвратному налогу.
3.9. Участвовать в определении содержания основных методов и приемов ведения учета и методов обработки бухгалтерской информации.
3.10. Готовить данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности.
3.11. Принимать участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности и учета для осуществления режима экономии и мероприятий по усовершенствованию документооборота, выявления внутрихозяйственных резервов предприятия.
3.12. Следить за сохранностью бухгалтерских документов.
3.13. Оформлять бухгалтерскую документацию в установленном порядке с целью передачи ее в архив.
3.14. Принимать участие в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей и денежных средств, в разработке и внедрении прогрессивных методов и форм бухгалтерского учета с использованием современных средств вычислительной техники.
3.15. Вносить изменения в нормативную и справочную информацию, которая необходима при обработке данных.
3.16. Выполнять работы, касающиеся формирования, ведения и хранения данных бухгалтерской информации.
3.17. Определять возможности использования готовых проектов, пакетов прикладных программ, алгоритмов, позволяющих создавать системы обработки бухгалтерской информации.
3.18. Принимать участие в постановках задач или отдельных их этапов, выполняемых с использованием вычислительной техники.
4. Права
Заместитель главного бухгалтера вправе:
4.1. Вносить на рассмотрение руководителя свои предложения по усовершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными данной должностной инструкцией.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, которые касаются его деятельности.
4.3. Получать от специалистов предприятия и руководителей отделов документацию, касающуюся вопросов, которые входят в его компетенцию.
4.4. Привлекать специалистов предприятия к решению возложенных на него обязанностей.
4.5. Требовать от руководства предприятия оказания помощи в выполнении своих должностных прав и обязанностей.
4.6. Информировать главного бухгалтера о выявленных недостатках в пределах своей компетенции.
5. Ответственность
Заместитель главного бухгалтера ответственен:
5.1. За недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.
5.2. За совершенные в своей работе правовые нарушения в определенных действующими административным, гражданским и уголовным законодательством РФ рамках.
5.3. За нанесение материального ущерба предприятию в определенных действующим трудовым, гражданским и уголовным законодательством РФ рамках.
6. Взаимоотношения, связи по должности
Примечание. Этот раздел является дополнением к настоящей инструкции для применения пользователями по своему усмотрению.
Для реализации прав и выполнения функций, которые предусмотрены данной инструкцией, заместитель главного бухгалтера взаимодействует:
6.1. С руководителями отделов предприятия (по согласованию с главным бухгалтером) по вопросам:
— получения: сведений, справок, информации, служебных записок, и прочей необходимых для осуществления бухгалтерского учета документации;
— представления: справок, служебных записок, справок и иной информации, касающейся бухгалтерского учета.
6.2. С заместителем директора по финансовым вопросам и персоналу, с директором и главным бухгалтером по вопросам:
— получения: корреспонденции, приказов, указаний, распоряжений, должностных инструкций, нормативных документов, которые относятся к бухгалтерскому учету;
— представления: справок, сведения и информации, касающихся финансовых вопросов предприятия при необходимости, отчетов, служебных записок и прочей информации бухгалтерского учета.
6.3. С фирмами-аудиторами и с налоговыми органами по вопросам:
— получения: консультаций по вопросам отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, аудиторских отчетов по проверке состояния бухгалтерского учета, актов камеральных и выездных проверок налоговых органов, решений по ним, требований по встречным проверкам;
— представления: бухгалтерской документации, необходимой для проверок, разъяснений по отражению в учете финансово-хозяйственных операций.
6.4. С сотрудниками отдела бухгалтерского учета, находящихся в его подчинении по вопросам:
— получения: проводок, справок, журналов-ордеров, расчетов и прочих документов, которые требуются для составления бухгалтерских отчетов;
— представления: служебных записок, методической помощи и справочной информации для ведения бухгалтерского учета.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
Основные задачи главного бухгалтера на предприятии
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Основные задачи главного бухгалтера на предприятии
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Главный бухгалтер компании — правая рука директора и тот самый человек, который определяет налоговую стратегию в соответствии с бизнес-целями компании, решает щепетильные вопросы с кредиторами и пр. Разбираем, что еще делает главбух и когда можно обойтись без него.
Когда можно, а когда нельзя обойтись без главбуха
Ответ на этот вопрос содержится в законе № 402-ФЗ. Так, согласно ст. 7 обязанность содержать в штате главного бухгалтера накладывается исключительно на кредитные организации. Прочие предприятия имеют право не нанимать главбуха, а организовать ведение учета иными способами:
Напомним, что в общем порядке малым считается предприятие, численность персонала которого не превышает 100 чел., а годовая сумма доходов — 800 млн. руб. Средним — бизнес с численностью наемных работников до 250 чел. и доходом не выше 2 млрд. руб. в год (№ 209-ФЗ,пост. Правительства РФ № 265).
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев компании вполне могут функционировать без главного бухгалтера. Возникает резонный вопрос, если иметь главбуха не обязательно, то почему же они востребованы?
Какова цель работы главного бухгалтера на предприятии?
Главбух — второе лицо в компании и правая рука руководителя. Его основная цель — организация, учет и контроль всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия.
Под бдительным надзором профессионального главбуха каждый поступающий в компанию документ проходит тщательную проверку, все операции своевременно учитываются и отражаются в специализированных программах, ресурсы предприятия расходуются предельно экономно, сотрудники бухгалтерской службы четко исполняют свои функции, своевременно начисляются и уплачиваются налоги, в срок составляется и сдается необходимая отчетность.
Выстроить отношения с персоналом, наладить контакт с контролирующими органами, разрешить конфликтные ситуации с клиентами по силу только грамотному управленцу. Рядовой специалист с большим стажем, обладающий необходимыми знаниями, но не имеющий опыта руководящей работы эту ношу не вытянет.
В свою очередь перед директором компании стоят иные задачи. Это и расширение видов деятельности, поиск новых рынков сбыта, привлечение инвесторов и многое другое. Хороший руководитель всегда занят. Ему банально некогда скрупулезно выстраивать документальное сопровождение процесса хозяйственной деятельности и отслеживать движение каждого рубля. Поэтому владельцы бизнеса, столкнувшись со сложностями организации учета, обычно не заморачиваются поиском альтернативных вариантов, а идут проторенным путем, нанимают штатного главбуха.
Задачи и должностные обязанности главного бухгалтера
Основные задачи главного бухгалтера не ограничиваются организацией текущей деятельности компании. Хороший специалист всегда должен находиться в поиске эффективных способов финансовой выгоды. В первую очередь — методов оптимизации издержек путем прогнозирования налоговых последствий предстоящих сделок, применения льгот и спецрежимов, внедрения автоматизированных методов учета, сокращения документооборота и т. д.
Сложно ли найти такого разностороннего профи? Однозначно непросто!
Это снимает проблему поиска подходящего универсала и позволяет минимизировать затраты на оплату услуг узких специалистов (программистов, методологов, аудиторов, юристов, налоговых экспертов).
Ответственность главбуха организации за невыполнение задач
Действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не устанавливает четких границ ответственности руководителя и главбуха. И хотя правовые нормы предусматривают материальную, административную и уголовную ответственность для главного бухгалтера, на практике санкциям за совершенные правонарушения чаще подвергается руководитель компании.
При условии грамотного составления внутренней кадровой документации, прежде всего трудовых договоров и должностных инструкций, руководитель может избежать наказания. Но, во-первых, попытки переложить ответственность на главбуха чреваты затяжными судебными разбирательствами, а, во-вторых, взыскать с физического лица причиненный предприятию ущерб в полном объеме практически нереально. Ведь даже при положительном решении суда в пользу работодателя, должник зачастую не имеет возможности выплатить требуемую сумму.
С этой точки зрения договор бухгалтерского обслуживания с юридическим лицом имеет выраженные преимущества. Условия соглашения предусматривают компенсацию штрафов, возникших по вине исполнителя. А в случае нанесения материального ущерба, финансовые ресурсы аутсорсинговой компании позволяют погасить свои обязательства перед клиентом.
Вывод
Итак, хотя по закону большинство предприятий вовсе не обязано иметь штатного главбуха, обойтись без него непросто. Возложение функций по ведению учета на руководителя — лишняя нагрузка на главное лицо компании, а рядовой счетный работник зачастую не обладает нужным опытом и квалификацией. Альтернативой длительного поиска достойного кандидата является передача бухгалтерии на аутсорсинг.