Чем занималась крестьянская европа
История крестьянства в Европе
Крестьянство – люди, занятые аграрным производством. В Древности эти люди были основными налогоплательщиками, а землевладение было обязательным условием для нормальной жизни. В Древней Греции только землевладельцы имели какое-либо влияние на общество. В Древней Греции являлись гражданами полиса. Хотя было там и зависимое население, также занятое сельским хозяйством. В Древнем Римы патриции были и землевладельцами, и войнами. Начиная с середины VII века плебеи стали свободными землевладельцами, но не были полноправными гражданами Рима. Ещё позднее плебеи стали колонистами, а крестьянский труд стали исполнять рабы. Колоны – вольные арендаторы земли позднее тоже стали зависимым населением.
В Византии рабство сильно развито не было, а крестьяне чаще всего имели частные и коллективные земли и состояли в соседских общинах. В начале VIII века в Восточной Римской Империи был издан Земледельчиский Закон, свидетельствующий интенсивную имущественную дифференциации. Появились зависимые крестьяне – парики. Они платили за землю ренту и работали на ней. Крепостничества там не было в виду того, что парики имели права и могли уйти от хозяина. С набегом варваров и обнищанием общин Земельный Фонд разорялся, хотя в XIII- XIV веке оно стимулировалось возвращением свободного населения. Даже появилась субаренда земель с более прогрессивной формой производства.
В Западной Европе в Средние века крестьянство представляло собой и свободных общинников, и малоземельных зависимых крестьян. Наиболее характерным для Западной Европы явлением был феодализм. Тогда крестьянин обладал и землей, и продукцией от этой земли. Однако из-за принуждения крестьянин обязан отдавать часть урожая и благ феодалу. И несмотря на то, что крестьяне были низшим сословием, они стояли куда выше по социальной лестнице, чем работники по найму. Считается, что крестьянство произошло от таких обществ, как колоны, рабы и прекаристы. Некоторые также полагают, что закабаление покоренных народов тоже дало толчок к развитию крестьянства.
Вовлекать свободных крестьян в закабаление приходилось либо путем передачи части государственных полномочий частным лицам, либо закрепощение отдельных крестьян. Между тем соседская община стала ослабевать, давая начало аллоду. А земля, некогда бывшая во владениях землепашца, переставала ему принадлежать, но зато передавалась по наследству, закрепощая человека и его род.
Экономическое, социальное и правовое положение крестьянства в Западной Европы было неоднородным. Социальное расслоение крестьянства появилось в Позднем Средневековье. До этого имущественное расслоение зависело от численности и родословной определенной семьи. В раннем Средневековье с этим было тяжко: статус полураба и множество трудовых повинностей. Если крестьянин происходил от свободных людей, то ему более менее везло. Он нес меньше повинностей. Вскоре в истории крестьянства появилась тенденция к уменьшению повинностей крестьян вплоть до ограничения прав феодалов в некоторых странах. Некоторые считают, что этот феномен – облегчение жизни крестьянам – связан с колонизацией новых земель и крупными восстаниями, вроде Жакерии. Хотя в центральной и восточной Европе положение крестьян всё ухудшалось и ухудшалось до полного закрепления их к земле.
Всего форм феодальной зависимости в Европе было три: поземельная, личная и административная. Чаще всего, крестьяне выполняли их для нескольких сеньоров, а сами эти три формы были непосредственно связаны с рентой. Она делилась по платам и повинностям. Крепостничества же в раннее и классическое Средневековье не было, так как государства тогда централизованного не было, а крестьянство было неоднородно. В некоторых странах у крестьян был довольно высокий социальный статус вплоть до представительства в парламенте (Норвегия, Швеция). Такие крестьяне, как правило, были не частновладельческие, а черносошные.
Почти все крестьяне выполняли феодальную повинность в виде барщины и оброка. Всё это своеобразная рента. Из них оброк был куда популярен в период всего Средневековья, а барщина – только в раннее Средневековье и в ранее Новое время. В XVI веке барщина была популярна только в Восточной Европе, являвшейся экспортером продукции сельскохозяйственного производства, а также в некоторых частях Западной Европы – Северная Англия. В остальной Европе начинает уже зарождаться капитализм. Также не слишком популярна барщина была в регионах занятых каким-либо промыслом и в урбанизированных странах. Зато оброк там был очень важен. В Италии, где урбанизация, промыслы и рыночные отношения процветают, даже в раннем Средневековье оброк собирался в обязательном порядке, а барщина – нет.
В XVII- XVIII веках Европа поделилась на два лагеря по реке Эльбе. В первом – на западе от Эльбы – формировался вовсю капитализм. Росло количество мелких крестьянских хозяйств, да и, в целом, крестьяне обладали куда большими свободами по сравнению с «сосословцами» на востоке от Эльбы. Барщина была вытеснена оброком, а земли можно было продавать и покупать. Однако взносы с крестьян в 50% от урожая и десятина лишали крестьян возможности улучшать свои условия жизни.
Особая ситуация возникла в Англии из-за длительного втягивания деревни в торгово-рыночные отношения. Появилась политика «огораживания», повлекшая за собой уничтожение крестьянства, как сословия, и выстраивания отношений по парадигме «лэндлорд – наемный рабочий». В остальных регионах аграрное производство в Западной Европе стало вытесняться кустарной промышленностью.
К востоку от Эльбы крестьяне наоборот были закрепощены. Сеньор имел даже право решать их личную и семейную жизнь, не говоря уже про экономическую. Промысл без разрешения феодала карался. Таких крестьян даже имели право продавать и покупать.
В этот же период времени среди крестьянства стали распространяться антифеодальные настроения, доходившие до бунтов и крестьянских войн. И это сработало, так как в XVIII веке постепенно стали снижать барщину, раздали земли безземельным в Дании за счет земель помещиков.
Великая Французская революция упразднила все феодальные повинности и крестьянскую бесправность во Франции. В остальных странах упразднение феодализма затянулось на десятилетия и века. Таким образом, в XIX во Франции аграрным производством занимались наемные рабочие.
Полному разложению крестьянство стало подвергаться начиная с конца XIX века, когда перенаселенность и безработица в деревне заставляла людей переезжать в города и работать на индустриальном производстве. Всё это доходило до полного официального устранения такого сословия как крестьянство в некоторых странах. Но лишь в Новейшее время в связи с технологической революцией и падением цены и спроса на рабочую силу крестьянство полностью отмерло.
Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе.
Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк.
Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.
Крестьянский дом
Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было.
Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом.
Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда.
Еда крестьян
Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом.
Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней.
Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом.
Крестьянская одежда
Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.
Мужчины и женщины носили:
По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.
Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.
Орудия труда крестьян
Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.
Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.
Роль церкви в жизни крестьян
В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека.
Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви.
Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь.
Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния.
Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода.
Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.
Пора подвести итог
На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу.
Экономическое и правовое положение крестьян в Европе 18 века
На уровень жизни крестьянина больше всего сказывалось его правовое положение. За многие столетия почти все крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев из числа дворян. Значительное количество крестьян, владевших собственно землей, имелось лишь в отдельных странах, таких как Швейцария и Швеция. Однако степень зависимости крестьян в пределах Европы значительно отличалась. В Западной Европе крестьяне были свободными людьми, бравшими у дворян землю в аренду. Арендная плата крестьянина-арендатора состояла из натурального оброка — части продуктов, денежной рентой и барщины (днями работы на помещичьей усадьбы).
В ранее Новое время помещики увеличивали долю барщины, поскольку инфляция постоянно уменьшала ценность денежной ренты. В результате у крестьян оставалось меньше времени для работы на своей земле. Кроме того, крестьянин был обязан платить налоги государству и налог церкви, так называемую десятину. Когда повинности становились неподъемными, крестьянин отправлялся на поиски лучшего места.
В восточной части Европы (в Германии на востоке от реки Эльбы, в Польше, Австрии, Венгрии, зданий и на территории Эстонии) крестьяне лишались и личной свободы. Без разрешения помещика они не имели права покинуть свой участок земли, кроме того, помещики могли продавать и покупать крестьян вместе с землей. Подобное положение дел называлось крепостной зависимостью. Повинности крепостных крестьян были во много раз тяжелее повинностей, налагавшихся на свободных крестьян-арендаторов, поскольку у крепостных не было возможности уйти в поисках жизни лучшей, их благополучие целиком зависело от воли помещика. Помещик имел права судить и наказывать крепостных.
Экономическое положение крестьянина зависело от размера его хозяйства. Если пахотной земли было много, то в урожайные годы ему удавалось собрать большие запасы, помогавшие семье пережить неблагоприятные годы. Однако лишь немногим крестьянин судьба была так благосклонна.
Большинство из них владело столь малыми земельными наделами, что в обычные годы хватало лишь на то, чтобы сводить концы с концами, а впору неурожаев они оказались в отчаянном положение. По этой причине многие крестьяне подрабатывали ремесленничеством или сезонными работами. Еще больше было безземельных крестьян, они зарабатывали на жизнь батраками или наемными работниками на богатых хуторах или в помещичьих усадьбах.
В ХVIII крепостничество стало объектом широкой критики. Самым распространенным в этой критике был экономический аргумент: из-за плохого питания крепостной крестьян не будет хорошо трудиться, он также не заинтересован в том, чтобы старательно работать, так как излишки у него все равно отберут. Особенное неудовольствие крепостничества вызывало у правителей государств, поскольку у изнуренных барщиной крестьян почти не оставалось средств для уплаты государственных налогов. Государству было выгодно предоставить крестьянам свободу и права собственности.
Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян
Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?
Средневековье и эпоха феодализма
История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.
Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.
В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.
Зависимость крестьян от феодалов
Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.
Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.
Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.
Деление крестьян на группы
Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.
В Западной Европе к началу XII века свободных крестьян почти не оставалось, однако отсутствие их свободы было разным. Население, которое жило в деревнях при феодале, делилось на три группы в зависимости от того, чем владели крестьяне в Средние века:
У всех крестьян были повинности от своего феодала, к которым относилась работа в поле, уплата оброка (чаще всего, урожаем).
Самыми свободными были крестьяне в Скандинавии, в Средние века они могли обрабатывать собственную землю, выплачивая затем часть продукции своему феодалу. А во Франции, Италии, Германии, Англии земельно зависимые крестьяне считались официально свободными, однако брали землю для обработки у феодала, отдавая ему часть урожая в виде налога.
Прекарий
Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.
Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.
Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.
Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.
Роль церкви в жизни крестьян
Еще одним крупным землевладельцем являлась церковь, получавшая наделы для монастырей, на которых также были крестьянские поселения. Она выполняла значимую роль в закрепощении и лишении крестьян их земельных участков, четко регулировала всю их жизнь.
Судьба крестьян в Средние века в Европе складывалась однообразно: они многие годы жили в своей деревне, ежедневно выполняя трудовую повинность на земле, заботясь о своей семье и доме. Ведение натурального хозяйства было единственным способом выживания в таких тяжелых условиях, оно давало им минимальную возможность заработать.
В каждой деревне обязательно располагалась церковь, которая была центром всего поселения и жизни людей. Первый раз каждый попадал сюда во время крестин, затем часто посещал ее на протяжении всей своей тяжелой жизни, а заканчивал земной путь тоже здесь, ведь перед погребением его отпевали.
Церковь считалась главным общественным зданием, а ее священник — официальным духовным отцом, к которому обращались на исповеди, а также по любому жизненному вопросу.
Дети в семье рождались почти каждый год, это событие считалось праздником, ведь прибавлялось число работников, а значит, и достаток. Однако детская смертность была высокой: некоторые не доживали и до года, умирая от болезней во время эпидемий. Девушки выходили замуж в Средние века уже в 13-14 лет, но чаще всего за мужчин из своей общины.
Жилище крестьянина
В средневековой деревне обычно было 20-25 дворов. Каждая семья, кроме работ в поле и на земельной делянке, занималась своим ремеслом. В селе был гончар, кузнец, плотник. Это облегчало жизнь в общине, позволяя обеспечивать людям в деревне себя все необходимым. Существовала возможность наладить и швейное производство, чтобы самым шить одежду. Для этого крестьяне выращивали лен и коноплю, а затем отбеливали их с помощью древесной золы и раскладывали на солнце, после чего ткани выгорали и выбеливались. С детства всех девочек обучали шитью, искусству прядения, приготовления еды, вязанию.
Крестьянский дом — это небольшое сооружение из глины и дерева, сверху накрытое соломенной крышей. Более бедные жили вообще в землянках или шалашах. Жилище крестьян в Средние века либо не имело окон вообще, либо очень маленькие и без стекол. В зимнее время его затыкали тряпками, чтобы не пускать холодный воздух. Внутри все было в копоти, так как очаг располагался посередине жилища, дым и копоть осаждались на все окружающие предметы.
Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.
Быт и работа крестьян
Быт крестьян в Средние века был бедным: орудия труда самые простые, утварь и посуда из дерева, вся семья ютилась в маленькой комнатке. Домашних животных летом держали на улице, а зимой часто загоняли прямо в дом. Освещение состояло из маленькой лучины, ведь свечи были очень дорогими. В тусклом свете по вечерам мужчины занимались ремонтом и мастерили что-то из инвентаря, а женщины — ткали, пряли и шили одежду.
Еда средневековых крестьян
Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.
Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.
На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.
Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.
Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.
По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.
У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.
Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.
Одежда крестьян
Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.
Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.
На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.
Орудия труда
Орудия и предметы труда, как правило, зависели от ремесла крестьянина. Многие из них дошли из древних времен, но так и остались каменными: жернова для изготовления муки из зерна, гончарные круги, колеса на молотилках, грузила на ткацких станках.
Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.
Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.
Недовольство крестьян
История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.
Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.
Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян
По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.
По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.