Чем занималась вотчинная коллегия при петре 1
Вотчинная коллегия
Полезное
Смотреть что такое «Вотчинная коллегия» в других словарях:
Вотчинная коллегия — Вотчинная коллегия одна из коллегий высших центральных учреждений, возникших при реформах Петра Великого и заменивших собой московские приказы. Вотчинная коллегия сменила собой старый Поместный приказ, возникший во второй половине XVI … Википедия
ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ — ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ, центральное государственное учреждение, регулировавшее вопросы землевладения. Создана в 1721. В 1775 её функции переданы местным органам. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Вотчинная коллегия — центральное гос ное учреждение России, регулировавшее вопросы землевладения, образованное по Указу от 18.01.1721 г. вместо Поместного приказа. До середины XVIII в. называлась также Отчинной коллегией. В ведении В.к. находились юридическое… … Энциклопедия права
Вотчинная коллегия — центральное государственное учреждение России; образовано в 1721 вместо Поместного приказа (См. Поместный приказ). Ведала вопросами землевладения (юридическое оформление прав феодалов на владения, решение земельных споров, дела о… … Большая советская энциклопедия
ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ — центр. гос. учреждение России; образована в 1721 вместо Поместного приказа. Ведала вопросами землевладения (юридич. оформление прав феодалов на владения, решение зем. споров, дела о межевании и т. д.). С 1727 находилась в Москве, в Петербурге… … Советская историческая энциклопедия
Вотчинная коллегия — центральное гос ное учреждение России, регулировавшее вопросы землевладения, образованное по Указу от 18.01.1721 г. вместо Поместного приказа. До середины XVIII в. называлась также Отчинной коллегией. В ведении В.к. находились юридическое… … Большой юридический словарь
ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ — 1721–1786 гг., орган управления дворянским землевладением. В 1726 г. была переведена в Москву, что должно было сделать ее более доступной для помещиков … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Вотчинная контора — отделение вотчинной коллегии, находившееся с 1736 г. постоянно в Петербурге. Во время попыток перевести вотчинную коллегию в Петербург, В. контора открывалась в Москве (между 1723 и 1727 гг.). Так, в 1723 г. она была известна под именем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Вотчинная канцелярия — (или вотчинных дел канцелярия) временное учреждение в Петербурге с отделением в Москве, непосредственно подчиненное юстиц коллегии, устроенное отчасти по генеральному регламенту и существовавшее с января 1719 по осень 1722 г., когда превратилось… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Коллегия — (лат. collegium; англ. collegium) 1) в России название органов центрального управления, учрежденных Петром I взамен приказов и упраздненных в начале XIX в. в связи с введением министерств. Первоначально предполагалось создать 7 К., организованных … Энциклопедия права
Вотчинная коллегия
Вотчинная коллегия — одна из коллегий — высших центральных учреждений, возникших при реформах Петра Великого и заменивших собой московские приказы. Вотчинная коллегия сменила собой старый Поместный приказ, возникший во второй половине XVI века и ведавший раздачей, переходом и регистрацией поместий и вотчин, а также всякого рода земельными процессами.
Содержание
Предыстория
В 1712 году Поместный приказ перешел в ведение сената, затем был подчинен его канцелярии, не теряя, однако, характера самостоятельного учреждения. После 1714 года он был переведен из Москвы в Санкт-Петербург, в 1719 году подчинен юстиц-коллегии, и в 1720 году переименован в канцелярию вотчинных дел (вотчинная канцелярия), также состоявшую под непосредственным ведением юстиц-коллегии. Вотчинная канцелярия явилась промежуточным звеном между Поместным приказом и вотчинной коллегией, образовавшимся в переходное время смены приказной системы коллегиальной системой.
Развитие и функционирование
Вотчинная коллегия была основана по указу от 18 января 1721 года.
Местоположение
Учреждение вотчинной коллегии, открытой в Москве осенью 1722 года, превратило санкт-петербургскую вотчинную канцелярию в ее отделение, вотчинную контору. Попытка в интересах централизации перевести коллегию в Санкт-Петербург, а в Москве ограничиться ее отделением, так и не удалась под давлением практических потребностей. Указом 19 июня 1727 года коллегия окончательно была водворена в Москве.
Функции и строение
По учреждению, вотчинной коллегии были переданы из ведения юстиц-коллегии регистрация земель и земельные процессы. Затем от юстиц-коллегии отошла и записка крепостных актов на земли и крестьян, так называемая «крепостная контора», бывшая при ней с 1719 года. Ради устранения излишней волокиты она была целиком переведена в состав вотчинной коллегии как «особое правление».
Вотчинная коллегия занималась исключительно делами (спорными и неспорными), касавшимися землевладения и межевания, последнее не было изъято из ведомства вотчинной коллегии даже после учреждения в 1755 году главной межевой канцелярии при сенате и губернской межевой канцелярии в Москве.
Закрытие
С выходом «учреждения о губерниях» Екатерины II и введением новых судов существование вотчинной коллегии становилось излишним, так как их функции должны были перейти в новые губернские учреждения и окончательно децентрализоваться. Указ от 2 октября 1782 года объявлял о закрытии вотчинной коллегии. Но она не могла быть закрыта немедленно, ввиду необходимости окончить нерешенные дела; дела тянулись по нескольку лет, пока в 1786 году не постановлено было вотчинную коллегию немедленно закрыть, а окончание нерешенных дел передать в вотчинный департамент.
Исследования
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ (1721, 1722—86)
ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ (1721, 1722—86), центральное учреждение, созданное именным указом от 18 янв. 1721 (по другим данным — от 18 янв. 1722), фактическое открытие состоялось летом 1722. Подчинялась Сенату. В качестве ее отделения функционировала (в Москве или С.-Петербурге) в 1722—(28), 1736—84 Вотчинная контора. Имела также в своем подчинении в 1740—63 Крепостную контору и в 1765 — 1-й пол. 1770-х Вотчинный департамент при Слободской губернской канцелярии. В составе Вотчинной коллегии на всем протяжении ее существования действовал архив. Находилась в 1723—28 в Петербурге, остальное время в Москве.
Подведомственность, структура и порядок деятельности Вотчинной коллегии определялись Генеральным регламентом от 28 февр. 1720, именными и сенатскими указами 1726—68, штатами от 24 февр. 1725 и 15 дек. 1763, манифестом от 15 дек. 1763. Функции и особенности делопроизводства были во многом унаследованы Вотчинной коллегией от Поместного приказа, а также сформировались на основе многочисленных актов 2-й пол. XVII—XVIII вв. и в ходе практической деятельности.
Структура Вотчинной коллегии включала присутствие, численность которого составляла в разное время от 3 до 14 членов (президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры), канцелярию из 79—202 служителей (секретари, регистраторы, протоколисты, канцеляристы, подканцеляристы, архивариусы) и от 10 до 43 нижних чинов (вахмистр, капралы, солдаты, сторожа). В работе присутствия Вотчинной коллегии преобладал принцип единоличного решения дел, которые в 1726—62 распределялись между отдельными членами Вотчинной коллегии, а в 1762—63 — между 3, а затем 4 департаментами. К компетенции общего собрания закон относил лишь «сумнительные» частные и касавшиеся казенного землевладения дела (сенатский указ от 11 июля 1762, именной указ от 29 янв. 1762 и манифест от 15 дек. 1763). Архив Вотчинной коллегии фактически с 1726 пользовался особым статусом (его относительная самостоятельность получила отражение в штатах от 15 дек. 1763, предусматривавших наличие в составе Вотчинной коллегии в дополнение к 4 департаментам Вотчинного архива). Распределение производства дел в канцелярии (кроме архива) не было связано с распределением их решения в присутствии. Канцелярия Вотчинной коллегии до н. 1760-х состояла из унаследованных от Поместного приказа 4 (с к. 1730-х — 6) поместных столов (деливших между собой по территориальному признаку оформление поземельных дел), стола межевого правления (ведавшего текущими вопросами межевания) и нескольких столов, осуществлявших собственно канцелярские функции (протокольный, регистраторский и др.). В н. 1760-х столы были заменены экспедициями, численность которых определялась количеством секретарей (в разное время до 10) с установленной президентом компетенцией. Стол архивариусского правления, ведавший хранением и использованием землевладельческих документов, преобразованный в 1761 в экспедицию, в 1760—70-е неоднократно дополнялся (сверх штатов 1763) особыми экспедициями для их описи и «оклейки». Канцелярский персонал Вотчинной коллегии в 1726—63 не получал жалованья, содержа себя с «челобитчиков».
Вотчинная коллегия осуществляла: ведение т. н. неспорных дел — разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений, в первую очередь населенных имений, на основе купли-продажи, заклада, передачи по наследству, обмена и других сделок, которые никем не оспаривались; ведение т. н. спорных дел — установление путем следствия и суда поземельных прав, оспариваемых друг у друга разными владельцами; хранение документов Поместного приказа и текущего делопроизводства, выдачу по этим материалам выписей о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев до окончательного сосредоточения этих функций к сер. 1760-х в специальных центральных и местных органах (Главная межевая канцелярия, Межевая контора и т. п.); хранение составлявшихся с н. 1755 генерального межевания межевых планов и книг вплоть до учреждения в 1768 Межевого архива. В компетенцию Вотчинной коллегии входило регулирование землевладения во всех российских (кроме Сибирской) губерниях (с сер. 1760-х и в Малороссии), но на территории, прилежавшей к Петербургу, оно фактически осуществлялось Вотчинной конторой.
Упразднение Вотчинной коллегии было предусмотрено Учреждением о губерниях от 7 нояб. 1775, передавшим ее функции вновь создавшимся местным органам. Порядок и сроки окончания дел Вотчинной коллегии определялись манифестом от 28 июня 1780 и рядом именных и сенатских указов, последний из которых датируется 7 янв. 1786. М. Б.
Коллегии Петра 1: список и их функции
Коллегии, созданные Петром 1, были предложены императору теоретиком Лейбницем. Сам Петр задумывал перенесли западноевропейскую систему управления в Россию, обращая особое внимание на опыт Швеции. Именно там устройство власти было коллегиальным.
Введение
До введения коллегий Петра 1 за границу посылались подданные, чтобы изучить особенности подобного устройства. Из других стран в Россию приглашали специалистов, которые содействовали организации новых учреждений. Однако во главе их оказывались всегда россияне.
Вам будет интересно: Заискивать — это что такое: толкование
Официально коллегии Петра 1 и их функции были определены в 1719 году. В каждой из них имелись свои уставы. Общее число коллегий – 12.
Подчинение
Сенат и коллегии при Петре 1 находились в строгой иерархической цепочке. Последние подчинялись Сенату, но в разной мере. Больше всего самостоятельности было у военной и морской коллегий. В каждой из них имелись свои присутствие, канцелярия.
Отличия
Коллегии Петра 1 позволили сделать ведомственное управление намного проще. Однако на практике нередко обладающие самым большим влиянием лица влияли на ключевые решения, а вот коллегиальные принимались далеко не всегда.
Причины выбора
Весьма закономерным является вопрос, почему коллегии Петра 1 создавались именно по шведскому образцу. Все дело в том, что в те времена образцовой считалась именно система Швеции. Император не видел в российских реалиях подобных примеров. Он принял решение не изобретать особый русский корабль и решил попросту построить эффективный фрегат по западному образцу.
Отправление функций
Вводя коллегии, Петр 1 подразумевал, что решения здесь будут приниматься в ходе совещаний. Но после введения они претерпевали постоянные изменения, и к концу правления императора их осталось всего 10.
Изначальная идея совещательных решений оказалась погребенной под влиянием сильнейших членов коллегий. Причина крылась в том, что коллегиальность не документировалась строго. Сам Петр считал, что наличие большого количества членов в органах власти приведет к тому, что беззаконие будет сложнее скрыть. Ведь одному человеку намного проще нарушить закон, чем делать это на глазах у многих: хоть один, но способен его выдать.
По царской задумке, каждое дело должно было решаться большинством голосов. В коллегиях заседали и иностранцы. Они считались специалистами своего дела, и их к власти привлекали, чтобы русские начинающие управленцы учились у опытных товарищей. Иностранцам путь в президенты коллегий был закрыт указом Петра. Однако вице-президентами становились иноземцы.
Введение коллегиальной системы фактически ликвидировало Приказы. Большинство новых учреждений функционировало на протяжении долгого времени: они исчезали только в ходе реформ Екатерины II и Александра I. Петр подписал указ о создании коллегий в 1719 году. Реализация же его задумок имела тенденцию затягиваться.
Президента для каждой коллегии назначал непосредственно Сенат. То же касалось и вице-президента. Президент не мог принимать решений без совещаний и участия членов коллегий. Заседали нововведенные органы каждый день, за исключением праздников и воскресенья. Обычно заседания длились по 5 часов. В каждой коллегии был прокурор, обязанностью которого являлось следить за тем, чтобы дела решались исправно.
После петровской реформы функции органов власти оказались четко разграниченными. Это отличало государственный аппарат от прошлого с приказной системой. Недостатком системы стал тот факт, что функции некоторых коллегий смешались на практике: одни могли спокойно заниматься делами других. Кроме того, без внимания оставались полиция, медицина и почта. И в конечном итоге приходилось продолжать реформу в 1720-е годы, вводя дополнительные приказы для этих сфер.
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ — центральное государственное учреждение, регулировавшее вопросы землевладения. Создана в 1721. В 1775 ее функции переданы местным органам.
Местоположение
Учреждение вотчинной коллегии, открытой в Москве осенью 1722 года, превратило санкт-петербургскую вотчинную канцелярию в ее отделение, вотчинную контору. Попытка в интересах централизации перевести коллегию в Санкт-Петербург, а в Москве ограничиться ее отделением, так и не удалась под давлением практических потребностей. Указом 19 июня 1727 года коллегия окончательно была водворена в Москве.
Здание Двенадцати коллегий
Функции и строение
По учреждению, вотчинной коллегии были переданы из ведения юстиц-коллегии регистрация земель и земельные процессы. Затем от юстиц-коллегии отошла и записка крепостных актов на земли и крестьян, так называемая «крепостная контора», бывшая при ней с 1719 года. Ради устранения излишней волокиты она была целиком переведена в состав вотчинной коллегии как «особое правление».
Изданного законодательным порядком регламента вотчинной коллегии не появилось ни при Петре, ни при его преемниках, хотя проект такого регламента в трех редакциях 1723, 1730 и 1742 гг. и сохранился среди архивных рукописей. Тем не менее существовал регламент, определяющий устройство коллегии, и разделяющий ее на присутствие, канцелярию и архив. С 1762 года, в интересах ускорения движения дел, коллегия была разделена на три департамента с особым присутствием и канцелярией для каждого из них, с 1763 года прибавлялся еще один департамент. При этом были упразднены «особые правления» — межевое и «неспорных дел», их дела были распределены по департаментам.
Вотчинная коллегия занималась исключительно делами (спорными и неспорными), касавшимися землевладения и межевания, последнее не было изъято из ведомства вотчинной коллегии даже после учреждения в 1755 году главной межевой канцелярии при сенате и губернской межевой канцелярии в Москве.