Чем занимались дети до нашей эры
Детство в разные эпохи истории человечества (ч. 1)
Во все времена во всех культурах отношение к детям в обществе было одинаковым. Как сегодня, так и десятки, сотни, тысячи лет назад большинство людей воспринимало детей как объект любви и заботы, наследников жизни, образец духовной чистоты. Так людям искони диктовал инстинкт, посредством которого человечество и сохранялось на земле: движимое им взрослое поколение оберегает новое, пока оно еще не успело окрепнуть, чтобы жить самостоятельно. Конечно, всегда были и те, у кого этот инстинкт плохо работает, но в целом их влияние на общество недостаточно для того, чтобы оно перестало заботиться о молодом поколении, и человеческий род прервался.
Но в разные исторические эпохи – сообразно развитию социальной структуры общества, правовой статус детей был различен.
Первобытное племя состояло из нескольких десятков человек, связанных кровным родством, и они вместе воспитывали всех – и собственнорожденных, и рожденных соплеменниками, детей.
Мир одного рода ограничивался пещерой, в которой оно жило, и необъятными дикими лесами и лугами вокруг. Друг с другом племена контактировали редко. Жизнь человека зависела больше от объективных условий: погоды, наличия дичи в лесах, рыбы в реках; в удачный год племя жило весело и сытно, в плохой голодало и горевало. Понятно, что отсутствие возможности по своей воле умножать богатство не давало почвы для распространения алчности и зависти, от которых и происходят прочие человеческие пороки. То есть «набраться дурного» детям первобытных людей было просто негде. Поэтому их не отстраняли от взрослого общества, они играли и ели среди взрослых, на равных, пусть и в меру своего понимания, принимали участие во всех разговорах, ходили со старшими на охоту, а подрастая, начинали охотиться на легкую дичь и самостоятельно.
Так, постоянно общаясь со старшими членами общества, они и учились жизни, взрослели и соответственно своей эпохе социализировались. Это не значило, что за ними не присматривали и не подсказывали, как поступать в том или ином деле. В первобытной общине все – и дети, и взрослые, должны были беспрекословно слушаться старших как более опытных, и все племя повиновалось его старейшинам. И за детьми приглядывали, чтобы они по недомыслию не пытались, к примеру, зимой растревожить медведя в берлоге, а старики остановили бы взрослого, но недостаточно опытного охотника, решившего в одиночку пойти за десятки верст по диким лесам разведать новые угодья для ловли дичи.
Однако не следует думать, что в отношениях взрослых и детей в первобытную эпоху было все идиллически. У многих племен, долго живших в условиях первобытности или с ее пережитками, еще до недавнего времени сохранялось такое явление как инфантицид – убийство младенцев в голодные годы, чтобы не было лишних едоков. Может быть, этими племенами и двигало чувство некоего сострадания, так как дети, чей растущий организм требовал больше пищи, особенно часто и мучительно умирали от голода, тем не менее, для нашего сознания этот обычай выглядит весьма зловеще.
С окончанием каменного века и распространением производящего хозяйства, меняется и общественное сознание людей. Земледелие и скотоводство, став основой жизни, требуют сложного труда и навыков, а возможность собственноручно увеличить свое благосостояние порождает такие пороки в обществе, как зависть, жадность, пренебрежение к другим. Люди начинают соперничать друг с другом за богатство. Собирательство теперь редко играет серьезную роль в хозяйстве, а пахать землю и пасти большие стада скота, тем более оберегая их от возможных грабителей, детям не под силу. Их роль в хозяйстве все больше сводится к вспомогательной. Собственно, помогая старшим, они и учатся постепенно сами вести хозяйство.
Но теперь у детей и взрослых все меньше общих тем для разговоров. Постепенно детское общество как бы несколько дистанцируется от взрослого. Кроме того, детей начинают ограждать от общения с духовно-испорченными личностями, чтобы они не взяли тех за пример. Младшее поколение перестает участвовать в «сугубо взрослых» беседах, а так же, с ранних лет их приучают к субординации перед старшими, в частности, накладывая на них ритуальные ограничения и обязательства: не играть возле взрослых, приветствовать их первыми и тому подобное.
Если в первобытном обществе каждый человек просто был объективно вынужден слушаться главенствующих в племени, иначе он не выжил бы в диком мире, то теперь возможность самому добывать себе пропитание земледелием и скотоводством вызывало искушение пренебречь указаниями старшин и жить, как хочется, самому.
Однако это грозило обернуться хаосом, враждебностью людей друг к другу из-за конкуренции за поля, пастбища и другие блага. Тогда стало бы плохо всем, поэтому молодых приучали видеть в тех, кто старше, беспрекословный авторитет сызмальства. За непослушание применялись и методы наказания детей сообразно данному времени. И все же в традиционном патриархальном сельском обществе дети, достигшие возраста, в котором уже серьезно могли помогать по хозяйству, не ограничивались от взрослой среды совершенно. Как с серьезными помощниками, с ними приходилось вести серьезные хозяйственные беседы. Характерные примеры вовлечения детей в работу приводятся в поэме Н. Некрасова «Крестьянские дети».
С развитием производящего хозяйства и появления в нем прибавочного продукта, открывавшего путь к обогащению, в человеческом сознании укрепляется представление о собственности. Ею древние родовые общины считали не только имущество, скот, посевные и пастбищные земли, но и членов рода. В одиночку человеку было еще очень трудно прожить, и он фактически принадлежал своему клану.
Враждуя между собой, родовые общины захватывали одна у другой людей и заставляли их трудиться в своем хозяйстве, чтобы было больше рабочих рук. Так появилось рабство. Общины торговали и своими соплеменниками. Прежде всего молодыми девушками: роль женщины в хозяйстве эпохи патриархата была не столь велика, как роль мужчины, зато обмен девушками между родами позволял избежать плохо сказывающихся на наследственности кровосмесительных браков. И сейчас у многих народов мира сохраняется обычай платить за невесту ее родственникам. В тяжелые же голодные годы бедные общины продавали и своих мужчин, как правило, маленьких мальчиков, которые еще себя не показали как ценные работники или помощники.
В древних цивилизациях, где повышение качества обработки земли и переход основного управления обществом в руки государства привели к увеличению производительности труда, основой хозяйства стал не общинно-родовой, а семейный труд. Семья, которая основную часть произведенного продукта оставляла себе, проявляла больше хозяйственной инициативы, чем род. Но родовые порядки переносились в семью: она была как миниатюрная самоуправляющаяся во внутренних делах община, где глава – отец семейства, имел неограниченную или почти неограниченную власть над всеми остальными ее членами, в число которых входили и рабы.
В древних государствах особенно распространяется торговля детьми. Все рекорды по ней побило общество Древнего Рима в эпоху своего расцвета: благосостояние римлян было в общем высоким, детей рождалось много, а всех их кормить и воспитывать было весьма сложным делом. Зажиточные бездетные семьи легко могли купить ребенка у более бедных семей, а при рождении младенца тот принимался в семью только после того как ее глава брал его на руки. Если отец этого не делал, ребенка уносили из дома и оставляли где-нибудь в людном месте. Обычно «отказников» подбирали работорговцы и сутенеры, всегда желавшие даром получить дорогой живой товар. Но если все-таки нового хозяина младенцу не находилось, тот, естественно, умирал.
В Древней Греции, в отличие от других стран античной эпохи, государство, наоборот, очень внимательно относилось к воспитанию подрастающего поколения. Античная Греция была конгломератом ряда городов-государств (полисов), в своих внутренних делах полностью самостоятельных и саморегулирующихся. Понятно, что городские власти могли хорошо контролировать жизнь населения своего города и прилегающих селений. Поэтому они старательно заботились о благополучии и воспитании своих будущих граждан. В греческих полисах существовало обязательное общее образование для детей граждан.
А в Древней Спарте дети, по-видимому, большую часть времени воспитывались в общественных школах, где их обучали гимнастическим упражнениям, умению стойко переносить тяжелые физические испытания и жить организованно. Слабых и больных младенцев отец не имел право воспитывать: старейшины общины приказывали оставлять их умирать в ущелье.
В других греческих полисах родители хотя и имели значительную власть над детьми, государство все равно могло вмешиваться в дела их воспитания. Так, в Древних Афинах действовал закон, согласно которому сын имел право не содержать отца в старости, если тот ранее не научил его какому-нибудь ремеслу. В одной древнегреческой комедии мать жалуется школьному учителю сына на плохое поведение того дома, и просит принять соответствующие меры, что может свидетельствовать о том, что полномочия общественного представителя (учителя) в отношении ребенка были шире, чем родительские. Кстати, сейчас подобные законы действуют в некоторых штатах США.
Школа Древнего Рима: как учились дети до нашей эры?
Современные школьники пришли бы в ужас, если бы узнали, в каких условиях учились дети Древнего Рима…
Сегодня только ленивый не ругает современное образование, оглядываясь на то, что «раньше преподавали лучше». Между тем, такие проблемы существовали всегда: в истории человечества не было такого этапа, на котором все были бы довольны обучением собственных детей. Поэтому стоит заглянуть в прошлое и выяснить, как учились дети, жившие до нашей эры: устраивало ли их древнее образование?
Кто мог посещать учебные заведения?
Первые образовательные учреждения, именуемые scholae, были открытии в Древнем Риме в III веке до н.э. Бедным гражданам обучение было недоступно из-за того, что все школы были платными. Впрочем, чернорабочим, ремесленникам и рабам в голову не приходило требовать бесплатного образования для своих детей – всем необходимым навыкам те учились дома, работая подмастерьями с юных лет. Зажиточные представители римского общества отдавали детей в частные школы, в которых их отпрыски могли научиться грамоте и завести полезные знакомства.
Сначала девочки и мальчики обучались в одних классах, но позже введена была система раздельного обучения. Из-за главенствующего в ту эпоху патриархата, на отдельных уроках мальчикам преподавали искусство ведения боя и основы римского права, а девочкам – основы медицины, управления прислугой, ухода за детьми. Нельзя сказать, что к слабому полу относились предвзято: наоборот, уже после окончания первого класса девочкам нанимали дополнительных учителей для домашних занятий. Помимо базовых предметов, персональный гувернер преподавал ей пение, танцы, риторику и музыку: развитие получалось более чем всесторонним. Чем образованнее была невеста, тем больше шансов у нее было стать женой видного политического деятеля.
На чем основывалась система обучения?
Римское образование само было разделено на две школы: страха и азарта к обучению. В одних основной мотивацией была возможность испытать физическую боль из-за непослушания и невыученных уроков, в других – стремление вести оживленные споры и сообща искать истину. В заведениях первого типа детей избивали за малейшую провинность, поскольку педагоги были уверены, что ребенок будет учиться старательнее, если будет до смерти бояться учителей. Более демократичные школы прививали интерес к прослушиванию занятий интеллектуальными беседами с учениками и практически дружбой учителей с учениками.
Кем были учителя римских школ?
Поскольку обучение было платным и стоило немалых денег, образовательный процесс доверяли лучшим из лучших. Основателями первых школ были либо римские светила науки, либо освобожденные греческие рабы, привозившие в город систему образования, увиденную на родине. Правительство Рима быстро убедилось, что рабы и вольноотпущенники – не лучшие учителя, потому что мало знают, не успели повидать мир и работают спустя рукава. Для преподавания ключевых предметов приглашались опытные военные, политики, богатые торговцы. Им было, что рассказать и они могли поделиться реальным опытом, полученном в бою или во время путешествий – такое образование ценилось выше скучных лекций, которые читали грамотные рабы.
Как выглядела школа в Древнем Риме?
Древнеримские scholae отличались от современных образовательных учреждений, имеющих отдельное здание и государственную поддержку. Они располагались в зданиях магазинов или даже терм (римских бань). Владельцы школ арендовали помещения в частных постройках, отгородив классы от посторонних глаз тканой занавеской. Мебельное убранство было минимальным: учитель сидел за деревянной кафедрой, а ученики располагались на низких табуретах, разложив на коленях все необходимое для занятий.
Бумага стоила слишком дорого, чтобы ее разрешали марать ученикам начальных классов. Те дети, которые не умели еще писать, заучивали уроки вслух, остальные – писали палочками на восковых дощечках. Мальчики старшего возраста, обучившись письму без ошибок, получали разрешение писать на пергаменте, изготовленной из тростника и папируса по методике древних египтян.
Какие предметы преподавали в школах?
В Римской империи впервые был установлен школьный канон – обязательный список дисциплин и перечень вопросов, которые ученик должен был усвоить перед вступлением во взрослую жизнь. Их записал и передал будущим поколениям ученый Варрон (116-27 до н.э.): он называл девять основных предметов – грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, риторику, диалектику, музыку, медицину и архитектуру. Как уже было упомянуто выше, некоторые из них считались сугубо «женскими», поэтому медицина и музыка впоследствии были исключены из основного перечня. Даже в начале нового тысячелетия лучшим комплиментом для молодой римлянки оставалось «puella docta» – «настоящий врач». Школьные предметы получили название «свободных искусств», потому что предназначались для детей свободных граждан. Интересно, что навыки рабов назывались «механическими искусствами».
Как проходило обучение?
Когда ученики современных школ жалуются на чересчур плотный график занятий, им нужно рассказывать о том, как учились дети Древнего Рима. У них не было выходных дней: занятия проходили семь дней в неделю! Школьные каникулы приходились только на религиозные праздники, которые назывались «феериями». Если в городе стояла летняя жара, занятия также прекращались до того, как она спадала и можно было снова заниматься без ущерба для здоровья.
Учебный год начинался в марте, занятия ежедневно начинались на рассвете и заканчивались с наступлением темноты. В школе дети считали на счетах, пальцах руки или камушках, использовали чернила из каучука, сажи и внутренней жидкости осьминога.
Куда можно было пойти после школы?
Университетов в их современном представлении не существовало, но продолжить обучение после классической школы подростки вполне могли. Выпустившись из нее в 15-16 лет, юноши, при наличии достаточных средств у их родителей, попадали на высшую ступень образования – риторическую школу. Здесь они знакомились с ораторским искусством, правилами составления речей, экономикой, философией. Необходимость в таком образовании подстегивалась тем, что выпускники школ риторики практически гарантированно становились государственными деятелями, а то и сенаторами.
От камня в руке до смартфона в кармане: 10 этапов развития человечества
1. Каменный век (2,5 млн — 7 тысяч лет до н. э.)
Каменный век занимает 99 % всей хронологии человеческой цивилизации. Начался он 2,5 миллиона лет назад, когда какой-то гоминид догадался использовать камни для повседневных нужд. Тогда на земле ещё существовало нескольких конкурирующих видов Homo. В каменном веке зародилось искусство в форме наскальных рисунков и музыкальных инструментов, а также религия в виде обрядов и ритуалов. Появилась общинная иерархия и социальное расслоение; люди научились возделывать землю, строить жилища и даже первые постоянные поселения.
Палеолит ознаменовался выделением человека из животного состояния, появлением первобытно-общинного строя. Более миллиона лет понадобилось нам, чтобы эволюционировать из Homo habilis в Homo erectus, который уже использовал не просто камни, а каменные топоры и другие, более сложные, инструменты. Ещё около миллиона лет ушло на то, чтобы эволюционировать до анатомически современных людей, до Homo sapiens.
Кроме нас в палеолите выделяется другая группа Homo — неандертальцы, которые долгое время считались нашими примитивными предками. Однако сегодня научные исследования однозначно утверждают, что мы два разных вида, которые, конечно же, контактировали, обменивались культурой, орудиями труда и даже конфликтовали. Раскопано множество стоянок неандертальцев и sapiens, в которых обнаружились обглоданные кости другого вида. Первый в истории человечества известный нам военный конфликт произошёл 14 340 лет назад. Археологический объект «Кладбище 117», раскопанный в Египте, содержал в себе останки 59 человек, большинство из которых были убиты копьями.
Дальше идёт мезолит. Это уже совсем близко — около десяти тысяч лет до нашей эры. Завершился последний ледниковый период — нашим предкам пришлось адаптироваться к изменениям климата и находить новые источники пропитания. Появились микролиты — миниатюрные каменные инструменты, наконечники стрел и копий. Это, в свою очередь, существенно упростило процесс охоты, рыбалки и собирательства. Тогда же произошло одомашнивание некоторых животных — в первую очередь волка в качестве помощника на охоте.
Неолит, или новый каменный век, стал переходным этапом от каменных орудий к металлическим. Примерно в VII тысячелетии до нашей эры произошла неолитическая революция, появились первые крупные и постоянные поселения людей, например Иерихон и Чатал-Гуюк. Земледелие вытеснило охоту и собирательство, так как было намного более надёжным и, главное, постоянным источником пищи. Человек изобрел серп для сбора урожая и другие инструменты для обработки земли, в результате чего резко возросла численность вида. Так как теперь орудие труда — это не просто камень, а настоящий инструмент, для изготовления которого нужны знания и время, появилось понятие собственности. Естественно, возникла и социальная иерархия. Это, в свою очередь, породило новые формы сотрудничества — стало возможно привлекать для работы большие группы людей.
В IV–III тысячелетии до нашей эры возводятся мегалитические сооружения вроде Стоунхенджа, развивается гончарное ремесло, а в зоне «Плодородного полумесяца» возникают первые цивилизации.
Наиболее наглядно неолитический быт демонстрирует хорошо сохранившееся поселение Скара-Брей. Там кроме остатков домов нашли каменные кровати, полки, отдельные помещения для туалетов.
2. Бронзовый век (3 500–1 300 гг. до н. э.)
Так же как находки из Ирака и Ирана, Майкопская плита претендует на звание древнейшего бронзового изделия. Кроме этого, на плите присутствуют элементы нерасшифрованного иероглифического письма.
Постепенно бронза стала вытеснять камень там, где это было возможно. Появились более детализированные бронзовые предметы искусства, более эффективные орудия труда. Стало возможно выплавлять посуду, ритуальные украшения, элементы для доспехов. Бронзовые наконечники копий и топоры позволили тем, кто владеет технологией, быстро захватывать отстающие территории. Например, коренные европейцы были вытеснены индоевропейскими племенами.
Как бы странно ни звучало, но самое главное, что появляется в бронзовом веке, — это письменность. Сначала — как способ вести бытовой учёт, потом — передавать и хранить большие объёмы информации. Появились первые своды законов.
Кодекс Хаммурапи, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до нашей эры, — один из древнейших правовых памятников в мире.
Наконец до нас начали доходить какие-то имена, описания событий и другие задокументированные данные. Благодаря письменности мы знаем, что в XXVII веке до нашей эры жил Гильгамеш. Он был героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, человеком, жаждущим славы и бессмертия. Поэма «Гильгамеш и Агга» рассказывает о событиях, произошедших более пяти тысяч лет назад. О том, как Гильгамеш стал правителем города Урук, как дал отпор армии города Киш. Его деяния, возможно, ускорили процесс создания первой шумерской цивилизации. А может, и нет. Возможно и даже скорее всего, поэма описывает персонажей и события предвзято, но кому теперь какое дело до этого? В любом случае имя Гильгамеш останется в истории навсегда именно благодаря письменности.
В результате социального расслоения города и государства стали накапливать большие запасы ресурсов: сначала — просто человеческих, в виде рабочей силы, а за её счёт — всех остальных. Накопленные ресурсы и сохранённые знания позволили строить дворцы, храмы и другие величественные постройки, ставшие археологическими памятниками. Во многом благодаря им мы теперь имеем представление о собственной истории. В бронзовом веке построили пирамиду Хеопса в Египте, зиккурат Этеменанки в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе.
3. Железный век (1 300 год до н. э. — 340 год н. э.)
Железный век можно разделить на три части: пролог в виде бронзового коллапса, железные «Тёмные века» и железный Ренессанс, который для удобства назовём Античностью.
Катастрофа бронзового века — одна из главных загадок мировой истории. В результате ряда событий на протяжении XV–XII веков до нашей эры большинство цивилизаций бронзового века рухнули; часть из них так никогда больше и не восстановилась. Извержение вулкана на острове Санторини в Эгейском море повлекло за собой катастрофические последствия. Цунами обрушилось на остров Крит, практически уничтожив самую развитую цивилизацию региона. Возможно, именно гибель минойской цивилизации стала основой мифа об Атлантиде. Откуда-то приплыли «народы моря» и уничтожили Хеттское царство, которое вообще-то конкурировало с Египтом. В свою очередь, Египет тоже распался на две части — это де-юре. А по факту — на множество удельных княжеств. С тех пор он уже не играл доминирующей роли ни в мире, ни даже в регионе.
Массовое переселение народов, вызванное засухой, сопровождалось набегами и разрывом торговых связей между городами и странами. Некогда великий Вавилон был разграблен и разрушен, Ассирия больше не контролировала свои территории за пределами городских стен. Так как остановилась торговля, прекратились и дальние морские плавания. Это, в свою очередь, затормозило развитие всех наук. Масштаб катастрофы бронзового века превосходит даже падение Римской империи. Большая часть цивилизованного мира на сотни лет погрузилась в железные «Тёмные века».
Делается акцент на материале — железо. В гробнице египетского фараона Тутанхамона был найден железный кинжал хеттского производства. В середине XII века до нашей эры царь хеттов Хаттуссили III отправил письмо царю Ассирии Салмансару I, из которого стало известно, что хетты действительно овладели технологией добычи и плавки железа, но хотят сохранить её в секрете.
Краткая история «Плодородного полумесяца»
4. Античность (776 год до н. э. — 565 год н. э.)
Так или иначе, к VIII–VII векам до нашей эры железо распространяется и постепенно вытесняет бронзу, которая теперь чаще используется для изготовления украшений, предметов искусства и быта. В этот период на арене появляются новые региональные лидеры. Афины создают конфедерацию городов-государств. Появляется Держава Ахеменидов, которая вскоре начнёт войну с Грецией. Происходит то самое Фермопильское сражение. Карфаген становится доминирующей морской державой региона, а по другую сторону Средиземного моря зарождается Рим — на тот момент как небольшое царство.
В результате перехода к железу улучшилась обработка дерева, снова стало развиваться дальнее мореплавание, распространился наземный транспорт в виде колесниц. Большие массы людей и товаров снова стали циркулировать по региону и даже выходить за его пределы. Например, шёлк из Китая стал доходить аж до Римской республики! Экономика вновь заработала в полную силу. В VI–V веках до нашей эры получают распространение металлические монеты, которые стали компактным эквивалентом любого товара. Наверное, можно сказать, что с тех пор всё стало иметь свою цену.
Античность — это прежде всего Древняя Греция и, конечно, Рим с их архитектурными, культурными и научными достижениями. Строятся Колосс Родосский и Колизей, создаются потрясающие скульптуры, развивается поэзия и живопись. Античность — это Александр Македонский и Октавиан Август, царь Леонид и Гай Юлий Цезарь, Платон и Цицерон. Учёные Античности определяют форму Земли, что впоследствии сыграет важную роль в эпоху Великих географических открытий. В этот период зарождаются многие науки, в том числе и сама история, чьим «отцом» считается Геродот. Люди начинают задаваться философскими вопросами, пытаются понять, кто они такие и для чего существуют.
Впрочем, наука и поэзия — это, конечно, здорово, но и военное ремесло никто не позабыл. Профессиональная армия становится не только главным социальным лифтом, но и просто достойным занятием. Только на службе человек из ничего может стать всем, может посмотреть огромный мир, побывать в странах, о которых другие даже и не слышали. Римские легионы, ступая на берег Британии, полагали, что находятся на самом краю мира, на землях, где живут мифологические чудища. Римляне построили на острове Вал Адриана, который спустя 1 800 лет стал прообразом ледяной стены из «Игры престолов». Они методично разбили всех соседей и включили в состав империи весь благоприятный для жизни средиземноморский регион.
Гладиус — римский меч, завоевавший полмира.
5. «Тёмные века» (565–1 200 гг.)
«Тёмные века» наступали в разных уголках мира в разное время. Например, в Китае эпоха Шестнадцати варварских государств соответствует нашему пониманию «Тёмных веков». Но произошло это на несколько столетий раньше, чем в Европе. Уже упомянутые ранее Ассирия и Вавилон перестали существовать после бронзового коллапса, случившегося задолго до нашей эры. Арабский мир, напротив, столкнулся с «Тёмными веками» значительно позже и отчасти находится в них до сих пор.
Если вернуться к Европе, то самые тёмные и прямо века наступают в первую очередь в бывшей римской провинции Британии. Местная знать и население, лояльное Риму, бежали на материк, так как их начали быстро резать. Вал Адриана к тому времени был давно заброшен, а на всём острове не было ни единой римской когорты. Очень быстро земли Британии растащили буквально на лоскутки — появились десятки государственных образований вроде Вассекса, Эссекса, Кента, Уэльса и других. Они постоянно враждовали между собой, образовывали союзы, распадались, исчезали с карты и появлялись вновь. В каждом из этих государств сидел какой-то царь или как минимум король. По факту управлял он только тем, куда мог лично явиться со своим отрядом.
На несколько веков в Британии полностью прекратилась чеканка монет — люди вернулись к натуральному обмену. Набирающее популярность на материке христианство было полностью вытеснено местным язычеством. Естественно, в упадок пришла вся наука, военное ремесло и правовая система. И будто этого было мало — откуда-то с севера приплыли странные люди. Сначала они небольшими отрядами совершали набеги, но вскоре их стало больше — и вот у них уже собственные поселения, а вскоре и собственные государства, живущие по скандинавским порядкам.
Между тем на континенте дела обстояли несильно лучше. Инфраструктура Римской империи постепенно пришла в упадок, акведуки и дороги больше никто не ремонтировал. Снова оборвались торговые связи, вследствие чего опустели многие города. Численность населения Рима упала с почти миллиона человек до нескольких десятков тысяч, а Колизей распахали под огород. Европа перестала получать зерно из Египта и Северной Африки; в некоторых регионах начался голод. Кроме этого, продолжала свирепствовать Юстинианова чума. Знания, копившиеся тысячами лет, утратились — им на смену пришли «энциклопедии», в которых плоская Земля населена всевозможными василисками и драконами.
Представь себе огромный регион, почти целый континент, население которого пребывает в апокалиптическом настроении. Несколько веков постоянных войн, эпидемий и голода заставили людей не только поверить в скорый конец света, но и жаждать его. Тем более вырисовывается интересная дата — тысячный год от Рождества Христова. Всё это выливается в Крестовые походы 1096–1272 годов, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима. Армия крестоносцев представляет собой постоянные потоки людей, которые самостоятельно идут со всех уголков Европы. Около трети этой «армии» гибнет в пути, даже не добравшись до Константинополя; ещё столько же гибнет по пути к Иерусалиму.
Заканчиваются «Тёмные века», как ни странно, окончательным угасанием Византии. Справедливости ради нужно упомянуть, что сам Константинополь простоит ещё пару веков, но от некогда великой империи к началу XIII века уже ничего не останется. Её богатства и, главное, знания в виде великолепных библиотек и произведений искусства будут вывезены в Европу.
6. История человечества: Эпоха Возрождения (1 300–1 600 гг.)
Мы снова подходим к двум периодам, которые частично протекают в одно время. Это Ренессанс и эпоха Великих географических открытий. При этом по-прежнему держим в уме, что речь идёт по большей части о Европе. Хотя китайские мореплаватели тоже оставили яркий след, но об этом чуть позже.
В крупных европейских городах постепенно появляются независимые от церкви университеты. Соответственно, вновь развивается наука, к примеру собор Санта-Мария-дель-Фьоре наконец-то получает свой купол. Собор был огромным для своего времени, и почти сто лет простоял ненакрытым. Никто просто не знал, как построить такой большой купол, чтобы он при этом не развалился. Однако главное, что происходит в эпоху Возрождения, — это изменение отношения к человеку. Популярными становятся идеи гуманизма, и можно сказать, что именно с этого момента Европа начинает превращаться в то, какой мы её знаем сегодня.
Пример высокого искусства эпохи Возрождения — Пьета Микеланджело. На первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь.
К началу XVI века Франция и Англия обретают привычные нам границы, Оттоманская империя расширяется до своих максимальных размеров. В Испании заканчивается реконкиста и начинается эпоха Великих географических открытий.
7. Эпоха Великих географических открытий (1 500–1 700 гг.)
7 июня 1494 года был подписан Тордесильясский договор — это соглашение между Испанией и Португалией о разделе сфер влияния в мире. Проще говоря, морские державы разделили мир пополам: на всё, что лежит западнее европейского континента, претендовала Испания; восток отходил в сферу влияния Португалии. Такой договор был необходим для избежания большой войны между зарождающимися империями, первыми настоящими владычицами морей. С одной стороны, где-то далеко на востоке находилась богатая специями, золотом и тканями Индия. С другой — на западе находилась недавно открытая Америка, на тот момент неизвестно что из себя представляющая.
Если попросить человека назвать какого-то великого мореплавателя, каждый сходу назовёт имя одного из «святой троицы»: Фернан Магеллан, открывший судоходный маршрут через Америку; Васко да Гама, первый европеец, обогнувший Африку и дошедший морским путём до Индии; Христофор Колумб, открывший Новый Свет. К этой троице следует добавить Чжэн Хэ — великого китайского мореплавателя, любителя раздавать жёлтые зонтики, символ императорской власти Поднебесной. Морские экспедиции Чжэн Хэ были беспрецедентными по масштабу: в одно плавание отправлялось по 20–25 тысяч человек — это соответствовало населению довольно крупного европейского города. В Барселоне в то время проживало около 50 тысяч человек. Для сравнения: Кортес приплыл в Мексику всего с несколькими сотнями человек. Естественно, имея целые плавучие города, китайцы расселились по всей Южной Азии, сделав многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Империи Мин.
Эпоха Возрождения плавно перетекла в Великие географические открытия, а те, в свою очередь, — в колониальный период абсолютного доминирования Европы. Представь себе масштабы: практически вся Южная и Центральная Америка принадлежала Испании; Португалия, не имея достаточно человеческих ресурсов, выстроила точечную империю в водах Мирового океана. Она просто стала контролировать основные торговые маршруты, при этом отхватив целую Бразилию и большие куски Африки. К этому моменту арабский мир, который дал Европе компас и напомнил, как ориентироваться по звёздам, начинает приходить в упадок. В колониальную эпоху уничтожаются целые цивилизации — ацтеки, инки, а также и без того находящиеся в крайне тяжелом положении майя.
Размеры испанской каравеллы и китайской джонки XV века
Вскоре в гонку за место под солнцем включается Великобритания — и преуспевает на этом поприще. В 1607 году появляется Виргиния — первая английская колония в Северной Америке. К концу XVIII века в состав Британской империи входит большая часть Индии и Австралия. Солнце никогда больше не заходит над Британией. Это значит, что владения империи раскинулись так широко, что в одной её части может наступить ночь, но при этом в другой будет день.
8. История человечества: долгий XIX век (1789–1914 гг.)
Термин «Долгий XIX век» означает период времени, на протяжении которого в мире доминировали империи. В первую очередь — Британская и Российская. Их противостояние получило название «Большая игра», которая закончится лишь тогда, когда все умрут. Появилось новое государство в Северной Америке — США, которые однажды станут доминирующей мировой силой. Долгий XIX век длился 125 лет. Он вышел за рамки девятнадцатого столетия: начался немного раньше и закончился чуть позже.
Окончательно перестала существовать Священная Римская империя, начались освободительные войны в южноамериканских колониях и в Африке.
Паровоз («Ракета»), построенный в 1829 году, ставший основным локомотивом одной из первых общественных дорог Манчестер — Ливерпуль.
Сейчас нам нужно вспомнить о бронзовом коллапсе, произошедшем в XV–XII веках до нашей эры. В ту эпоху люди разучились определять долготу, и вот только в XIX веке нашей эры наконец снова появился дешёвый способ определения координат. Вместе с общей возросшей мобильностью человечества и технологическим развитием это помогло ликвидировать все «белые пятна» планеты.
Только в XIX веке появилась идея всеобщего обязательного образования, а все науки стали бурно развиваться, в первую очередь медицина. Снижение детской смертности спровоцировало небывалый рост населения, и всего за одно столетие общее число людей на планете удвоилось (с одного до двух миллиардов). В результате большая часть цивилизации отказалась от рабства, ведь появилось достаточно много людей, готовых работать добровольно за весьма скромную плату. И это выходило даже дешевле, чем закупать, перевозить и постоянно содержать рабскую силу.
Со стороны всё смотрится отлично: крупнейшие империи поделили мир на сферы влияния; произошло развитие гражданского общества; рабочие, ещё недавние рабы, теперь открыто отстаивали свои права, организовывали профсоюзы; у детей наконец-то появилось нормальное детство. Даже женщин начали признавать полноправными членами общества — это вообще произошло впервые в истории человеческой цивилизации. Однако возросшая вдвое численность вида означала, что места хватит не всем. Началась Первая мировая война, в огне которой сгорели почти все существовавшие на тот момент империи. Война, которая закончила затянувшийся XIX век и положила начало Новейшему времени.
9. Новейшее время (1914–1991 гг.)
Термин «Новейшее время» появился в СССР и охватывал период с 1918 до 1991 года. Большевики будто вообще отрицали всю прошлую историю и тем более результаты Первой мировой.
В огне той войны сгорели Германская, Оттоманская, Австро-Венгерская и Российская империи. Весь мир оказался охвачен революциями, самая значимая из которых произошла в России, преобразовав разваливающуюся империю в СССР. В 1920 году появилась Лига Наций — крупнейшая в истории (на тот момент) наднациональная организация. К 1935 году в Лигу Наций входило 58 стран, то есть все суверенные государства мира, кроме Монголии, Саудовской Аравии, Тибета и США.
Нужно отметить, что большая часть стран Африки и Юго-Восточной Азии оставались колониями либо мандатными территориями, что, в общем-то, практически одно и то же. Разница лишь в том, что мандат на управление той или иной территорией теперь приобретали не высадившись на берег с пушками, а получив одобрение Лиги Наций.
К концу 30-х годов XX века стало ясно, что Лига Наций неспособна выполнять возложенные на неё функции, а именно недопущение новой большой войны. Если сильно упростить, то организация не сумела добиться сокращения вооружений, так как не смогла гарантировать отдельным государствам защиту в случае войны. Некий замкнутый круг, когда немцы не хотели разоружаться, потому что французы, а французы не хотели разоружаться, потому что немцы.
Дальше была гражданская война в Испании, всплеск популярности идей нацизма и фашизма, такой же всплеск популярности коммунизма и демократии — и как результат Вторая мировая война. Вероятно, историки далёкого будущего станут рассматривать эти войны как нечто единое, как мы сегодня считаем единой Столетнюю войну между Францией и Англией, которая в действительности была серией военных конфликтов, протяжённостью в 116 лет.
К концу 40-х в мире не осталось империй старой формации, но появились современные сверхдержавы, по-прежнему делящие весь мир на сферы влияния.
Наконец, во второй половине XX века человечество приступило к освоению космоса. Люди, которые ещё недавно точили камни для охоты и придумывали сказки про Луну, теперь ходили по её поверхности. Более того, мы стали отправлять сложные автоматические станции к другим планетам, стали задумываться о колонизации Марса. И снова нет никаких сомнений: если бы холодная война продолжалась, если бы СССР не рухнул, сегодня человечество было бы межпланетным видом.
10. Информационный век (1980 г. — настоящее время)
Вот мы и добрались до нашего времени, в котором живём. Информационный век — это когда один человек, живя в одном конце страны, может написать статью, а другой, живущий в другом конце страны, может её прочитать и даже высказать своё мнение.
1980 год как начало информационной эры взят условно, ведь она всё ещё продолжается и, более того, находится в своей ранней стадии. Принято считать, что в 80-х произошла очередная, теперь уже цифровая, революция. Пока не ясно, насколько сильно она изменит мир и станет ли такой же значимой, как неолитическая или промышленная, ведь будучи современником события такого масштаба и такой исторической длительности, невозможно оценить его объективно.
Однако мы уже можем определить ценность и значение некоторых вещей, получивших распространение в результате информационной революции. Например, снова изменились правила ведения войн. Государства, перешедшие в информационную эпоху, предпочитают вести боевые действия удалённо, с помощью беспилотников и точечных спецопераций. Нападение на противника теперь начинается в информационном пространстве — появился даже термин «информационная война». Сегодня с помощью коммуникационных технологий стало возможно свергать правительства других стран, вообще не участвуя в конфликте напрямую.
Безусловно, интернет — это одно из величайших изобретений в истории человечества, открывающее невиданные ранее возможности, и, что важно, эти возможности доступны любому человеку. Если до конца XX века интернет стоил достаточно дорого, то теперь его может позволить себе буквально каждый: он стоит как несколько пачек сигарет, как один лёгкий завтрак в кафе. А между тем интернет содержит такой объём информации, который не уместился бы ни в какую Византийскую или Александрийскую библиотеку. Сегодня человек может изучать любую науку, может увидеть самые выдающиеся произведения искусства, может взять себе абсолютно любое знание, накопленное человечеством за тысячи лет.
Коммуникационные технологии развились до такого уровня, что теперь практически все люди всегда могут связаться друг с другом, всегда могут позвонить или выйти в Сеть. Теперь твоя рука не сжимает заточенный камень, а в твоём кармане лежит настоящее чудо техники — смартфон, путь до которого был очень долог и непрост.